[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Клубы по интересам » Дискуссионный клуб » Поэзия - истоки (а вы это знали?)
Поэзия - истоки
Tanita Дата: Понедельник, 16 Июл 2012, 10:47 | Сообщение # 1
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Поэ́зия - греч. ποίησις, «творчество, сотворение».

"Из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия" (Кант)

"Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке" (Сэмюэл Тэйлор Кольридж)

"...для поэзии нет ничего слишком ничтожного и слишком великого; я могу в борьбе бедного парфюмера за существование прочесть героическую поэму; я показываю, что события скромной частной жизни, если связать их с причинами их и свести к их источнику, так же важны и интересны, как величайшие перевороты в жизни народов." (Г. Брандес)

"...в душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией..." (Н.А. Некрасов)

"...истинные поэты всех народов, всех веков были глубокими мыслителями, были философами и, так сказать, венцом просвещения." (Д. В. Веневитинов)

"Стихи, которые не научают людей новым и трогательным истинам, недостойны, чтобы их читали. Нет ничего более достойного презрения, как проводить жизнь в рифмовании избитых мест, не заслуживающих названия мыслей." (Вольтер)


Поэзия может быть названа познанием миpa при помощи образов, символов, и этот образный способ мышления свойственен всем — и детям, и взрослым, и первобытным дикарям, и образованным людям. Поэтому поэзия — не только там, где великие произведения, а, как видно уже из её эмбриональной формы — слова — везде, ежечасно и ежеминутно, где говорят и думают люди.

Уже простейшая форма поэзии — слово — связана неразрывно с элементом музыкальным. Не только на так называемой патогномической ступени образования речи, когда слово почти сливается с междометием, но и в дальнейших стадиях «первые поэтические слова, вероятно, выкрикивались или пелись». Со звуковыми выражениями первобытного человека необходимо связана также жестикуляция. Эти три элемента соединяются в том праискусстве, из которого впоследствии выделяются его отдельные виды. Таким образом первая форма поэзии, в которой уже можно заметить зачатки трёх её основных родов — хоровое действие, сопровождаемое танцами.

"Уподобления древних бардов и ораторов были содержательны, потому что они, по-видимому, и видели, и слышали, и чувствовали их; то, что мы называем поэзией, было для них действительной жизнью". С течением времени это свойство молодого языка — его образность, поэтичность — нарушается; слова, так сказать, стираются от употребления; забывается их наглядное значение, их "переносный" характер. К признаку явления, послужившему исходной точкой его названия, исследование присоединяет новые, более существенные. Говоря: дочь, никто уже не думает, что это собственно значит "доящая", бык — "ревущий", мышь — "вор", месяц — "измеритель" и т. п., потому что явление получило иное место в мысли. Слово из конкретного становится абстрактным, из живого образа — отвлеченным знаком идеи, из поэтического — прозаическим. Не умирает, однако, прежняя потребность мысли в конкретных представлениях. Она старается снова наполнить абстракцию содержанием, иногда — старым; она заменяет "старые слова" новыми, иногда тождественными с прежними по сути, но не потерявшими еще силы рождать живые образы: бледнеет, например, слово "великодушный", и новое выражение, "человек с большим сердцем", тавтологичное с первым, более громоздкое и неудобное, кажется, однако, более ярким и возбуждает в нас душевные движения, каких не в силах возбудить первое, потерявшее наглядность. На этом пути рождаются более сложные, сравнительно со словом, формы поэзии — так называемые тропы.

Смотреть на тропы, как на внешнюю прикрасу поэтической речи — как смотрела на них старая риторика и смотрит до сих пор школьная теория, ставя их наравне с "фигурами", — очевидно невозможно: это не эстетическая прибавка — это следствие неистребимой потребности мысли "восстанавливать чувственную, возбуждающую деятельность фантазии сторону слов"; троп — не материал поэзии, а сама поэзия. В этом смысле в высшей степени любопытны поэтические приемы, свойственные народной поэзии, и прежде всего так называемые "эпические формулы" — постоянные эпитеты и др. Эпическая формула только подновляет, освежает значение слов, "восстанавливает в сознании его внутреннюю форму", то повторяя ее ("дело делать", "думу думать"), то обозначая ее словом другого корня, но того же значения ("ясная зоря"), Иногда эпитет не имеет никакого отношения к "собственному" значению слова, но присоединяется к нему, чтобы оживить его, сделать конкретнее ("слезы горючие"). В дальнейшем существовании эпитет так срастается со словом, что забывается его значение — и отсюда являются противоречивые сочетания (в сербской народной П. голова непременно русая, и потому герой, убив арапина, отсек ему "русую голову").

(полный текст - http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/%D0%9F%D0%BE%D1%8D%D0%B7%D0%B8%D1%8F)

Поэт

Поэт, певец, в мифопоэтической традиции персонифицированный образ сверхобычного видения, обожествлённой памяти коллектива. Поэт знает всю вселенную в пространстве и во времени, умеет всё назвать своим словом (отсюда поэт как установитель имён), создаёт мир в его поэтическом, текстовом воплощении, параллельный внетекстовому миру, созданному демиургом.
Творчество, делание объединяет поэта с жрецом. Оба они борются с хаосом и укрепляют космическую организацию, её закон, обеспечивая процветание, богатство, продолжение в потомстве (при этом поэт выступает одновременно как субъект и объект текста, как жертвующий и жертва). Тождество поэта и жреца влечёт за собой представление о магической силе поэта [ср. поэтов-шаманов, библейского Давида, игрой на гуслях успокаивавшего Саула, когда того тревожил злой дух, легенды об Орфее, завораживающем животных, деревья и скалы, Вяйнямёйнене, поэте - шамане и чародее, слагающем заговорные руны, гусляре Садко, Франциске Ассизском, обращающемся с проповедью к животным и птицам, библейских поэтов, служащих перед скинией, приносящих воинам победу (ср. 1 Парал. 6, 32, 2 Парал. 20, 21), ирландских филидов - поэтов и ворожеев-предсказателей и т.д.]. Поэт - создатель священных текстов. В Индии мудрец-поэт Вьяса почитался составителем собраний вед и пуран, творцом "Махабхараты", основателем веданты и т.д. Поэту ведомо прошлое, настоящее и будущее. Ведает всё, что было, есть и будет. Как указание на сверхзрение часто возникает мотив слепоты поэта (ср. слепоту Тиресия, Фамирида, фракийского певца Демодока, самого Гомера); функция прорицания реализуется также в мотиве загадывания и отгадывания загадок (ср. Эдипа). Сверхвидение поэта есть мудрость. В Греции со времён Пиндара складывается представление о поэзии как о мудрости, мёд поэзии скандинавской мифологии даёт мудрость и поэтическое вдохновение, Один - бог мудрости и покровитель поэтов, Соломон - мудрец и поэт, тюркский Коркут - поэт-шаман, провидец и мудрый советник государей, кельтский Огма - изобретатель письменности, пророк и поэт, в китайской мифопоэтической традиции поэт - сверхчеловек, космический пророк, охватывающий словом небо и землю, находящийся в трансе вдохновения (ср. "Вэнь фу" Лу Цзи), и одновременно учёный-эрудит, знающий язык предыдущих тысячелетий, и т.д.
Как хранитель обожествлённой памяти, традиций коллектива поэт несёт в себе бессмертие, жизнь. В то же время память о прошлом связывает его с нижним миром. Поэта определяет прикосновенность к иррациональному, к тому царству, к смерти. Поэт нисходит в царство смерти, независимо от того, идёт ли речь о реальном пребывании там, оформленном в особый мотив (Орфей, Данте и Вергилий и др.), или о нисхождении духа. Поэт - посредник не только между прошлым и настоящим, но и между тем царством и этим. В этом смысле он подобен шаману и, как и последний, несёт на себе печать иного царства. Показательно, что ирландское обозначение поэта fili восходит к индоевропейскому корню *uel-, обозначающему одновременно смерть, царство мёртвых, богатство, власть. К тому же корню восходит славянский Bелеc, внук которого - поэт Боян. Поэт преобразует божественное в человеческое и возводит человеческое на уровень божественного, в акте поэтического творчества средостением, соединяющим эти сферы, является язык, речь, слово поэта. Так, в индийской мифологии поэт - отец слов, искатель истинного пути.

Источник божественного поэтического дара нередко осмысливается как пища (питьё): ср. мёд поэзии, индийский сома, одаряющий певцов мастерством, вода Кастальского ключа и т.д. В творчестве поэт следует определённой технологии (причём "поэтическое" возникает только в некоем пространстве, определяемом такими крайними состояниями, как созидание и разрушение, поэтому слово (стих, текст и т.д.) делается, вытёсывается, выковывается, ткётся, прядётся, сплетается и т.д. Соответственно и поэт выступает как делатель, кузнец, ткач и т.п.
В рамках т.н. "основного" индоевропейского мифа о борьбе громовержца со змеем поэт (рассматриваемый как трансформация демиурга) может быть сопоставлен с младшим сыном громовержца, наказанным отцом и изгнанным в подземное царство.
Отзвуки темы наказания в связи с образом поэта постоянны в греческой мифологии: Аполлон наказывает Марсия, Лина, Мидаса, музы наказывают Фамирида. Вариантом этого мотива можно считать представление об отмеченности поэта некой ущербностью: ср. мифологизированные рассказы об индийском поэте Калидасе, изобилующие сюжетами о его неполноценности (он рубит сук дерева, на котором сидит, глуп, не говорит на санскрите и т.п.).

В художественной литературе и изобразительном искусстве нашли отражение мифологемы о вдохновенном поэте, поэте - ясновидце и прорицателе, поэте - пророке, возлюбленном, изгнаннике и страдальце, о триумфе поэта и т.д., в "Божественной комедии" Данте поэт символизирует человеческую мудрость. Особенно характерен мотив преждевременной смерти поэта, отсылающий к сюжету прижизненного схождения поэта в царство смерти.

Символы поэзии и триумфа поэта - венок из лавра или плюща, арфа или лира, перо, свиток. В итальянской живописи поэзия персонифицируется обычно в образе женщины в небесно-голубой одежде, украшенной звёздами; голова её крылата, женщина держит лавровый венок и арфу, перед нею лебедь.

(полный текст - http://www.mifinarodov.com/p/poet.html)


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области


Сообщение отредактировал Tanita - Понедельник, 16 Июл 2012, 11:18
 
dalhamun Дата: Понедельник, 16 Июл 2012, 12:37 | Сообщение # 2
Постоянный участник
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 141
Награды: 13
Репутация: 14
Всё правильно, в литературной семье за поэзией - первородство! Из неё скорее всего литература и выросла.

Сергей Амфора
 
Tanita Дата: Понедельник, 16 Июл 2012, 15:36 | Сообщение # 3
Координатор по Кемеровской области
Группа: Друзья
Сообщений: 2871
Награды: 66
Репутация: 135
Quote (dalhamun)
в литературной семье за поэзией - первородство

Красиво сказано! biggrin Спасибо!


Татьяна Попова

Координатор по Кемеровской области
 
Литературный форум » Клубы по интересам » Дискуссионный клуб » Поэзия - истоки (а вы это знали?)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: