• Страница 1 из 1
  • 1
Метрика. Системы стихосложения
ойгенДата: Среда, 15 Июн 2011, 17:34 | Сообщение # 1
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 555
Награды: 9
Репутация: 41
Статус:
МЕТРИКА

Принципы, определяющие строение стиха, определяют и систему стихосложения. Внимание метрики сосредоточено на таких элементах стихотворного теста, которые выполняют функцию меры.

Размер стиха (метр, метрическая схема) — это число и порядок чередования ударных и безударных, слогов в стопах силлабо-тонического стиха. Размер стиха получает своё название от названия стопы.

В русском силлабо-тоническом стихе различают размеры: двусложные (хорей, ямб) и трёхсложные (дактиль, анапест, амфибрахий). Своё название эти стопы получили от названия внешне схожих с ними размеров античного метрического стихосложения.

Метр и размер часто являются взаимозаменяемыми, но важно понимать, что метр – это общий принцип упорядоченности звуковых элементов, являющийся внутренней мерой стиха, а размер – это совокупность меры стиха и его объема (например: ямб – это метр, а четырехстопный ямб – это размер).

Выбор национальной поэзией системы стихосложения обуславливается совокупностью особенностей языка и традиции. Элементами меры стиха являются те, которые ощущаются носителями языка как значимые. Однако в истории поэзии бывают случаи, когда в языке не существует принципиального для меры признака, но он всё равно используется. Это означает, что в данном случае влияние традиции проявляется сильнее, чем особенности языка.

СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ

1. Метрическая (квантитативная)
2. Силлабическая
3. Тоническая

МЕТРИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Метрическая система – используется в языках, где гласные различаются по долготе и краткости (например, арабский язык, латинский язык и др.).

Наиболее ярким примером метрической системы стихосложения является античное стихосложение – система, возникшая в древней Греции и в древнем Риме, куда перешла из Греции.

В античном мире поэты не читали свои стихи, а пели; поэт был одновременно и певцом, и изображали его с музыкальным инструментом — лирой (отсюда название лирика).

Мельчайшая единица античного стиха – это мора (пауза), то есть единица времени, которая приравнивается к одному краткому слогу. Произнесение долгого слога занимает две моры (условные обозначения: «U» означает одну мору, или краткий слог; «–» означает две моры подряд, или долгий слог). В основе метрического стиха лежит изохронность, то есть стих должен состоять из равного количества мор (пауз).

Долгие и краткие слоги сочетаются в стопы. Стопа – это условная единица меры античного стиха, которая предполагает определенную комбинацию долгих и кратких слогов. Повторение таких стоп образовывает стих — стихотворную строку. В античном стихосложении нет рифмы.

Примеры стоп античного стихосложения

- двусложные:

U U дибрахий (пиррихий)
– U трохей (хорей)
U – ямб
– – спондей

- трехсложные:

U U U трибрахий
U – U амфибрахий
U U – анапест (палимбакхий)
– U U дактиль
U – – бакхий (антидактиль)

- четырехсложные:

U U U U прокелевсматик (дипиррихий)
– U U U пеон первый
U – U U пеон второй
U U – U пеон третий
U U U – пеон четвертый

Стихотворный размер определяется характером и количеством стоп. В длинных стихах (строках) используется цезура (пресечение) – регулярная пауза в середине стиха (строки).

Размеры метрической системы стихосложения

Гекзаметр (шестимерный) – самый популярный в античном стихосложении размер. Он состоит из шести стоп дактиля ( – U U ). На всех стопах, кроме пятой, дактиль ( – U U ) может заменяться спондеем ( – – ), что позволяет разнообразить стих. В греческой традиции гекзаметр имеет цезуру после второго слога третьей стопы, в латинской традиции после первого слога третьей стопы.
Поскольку в русском языке нет чередования долгих и кратких слогов, то античная поэзия трудна для перевода на русский язык. В качестве альтернативы долгие слоги в русском стихосложении приравнены к ударным слогам, а краткие слоги – к безударным слогам.
В русском стихосложении гекзаметр обычно передают с помощью чистого 6-стопного дактиля:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен,
Многих людей города посетил и обычаи видел…


Другой вариант имитации античного гекзаметра – сочетание в одной строке стоп дактиля и хорея (в процитированных ниже стихах слоги, образующие стопы хорея, выделены и взяты в скобки):

Кто ж от бо(гов бес)смертных подвиг их к враждебному спору?
Сын громовержца и (Леты) – (Феб, ца)рем прогневленный,
Язву на воинство злую навел; погибали народы…


Подробнее о гекзаметре см. тему http://soyuz-pisatelei.ru/forum/3-1132-1

В античной поэзии наряду с гекзаметром использовался также пентаметр (пятимерный) -
вид гекзаметра, в котором третья и шестая дактилические стопы лишены безударных слогов. Стих, написанный пентаметром, делится паузой-цезурой на два полустишия, каждый из которых состоит из двух дактилей и одного ударного слога (в античном стихосложении — из двух дактилей и одного долгого слога).

В поэзии часто используется чередование гекзаметра и пентаметра – элегический дистих:

Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,
Старца великого тень чую смущенной душой.


Метрическая система была распространена не только в Европе, но и на арабском востоке, где носила название аруз (аруд). Аруз — арабско-персидская метрическая система стихосложения. Основана она на чередовании долгих и кратких слогов (наличие долгих и кратких гласных звуков — фонетическая особенность арабских языков). Размерами аруза вплоть до XX века пользовалась также поэзия Азербайджана, Таджикистана, Туркмении стана и Узбекистана.

СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Силлабическая система – это слоговая система, в основе которой лежит изосиллабизм, то есть единицей меры является слог, а точнее количество слогов, которое должно быть одинаковым для всего стиха.

Силлабические стихи имеют свою декламационную особенность – их читают нараспев, выравнивая слоги.

Примеры размеров силлабической системы стихосложения

1. польские размеры: 11-тисложник с цезурой после пятого слога и 13-тисложник с цезурой после седьмого слога. Пример 13-тисложника в русской поэзии:

Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги.


2. французский размер: 12-тисложник с цезурой после шестого слога и обязательными ударениями на шестом и двенадцатом слоге, который традиционно передается по-русски шестистопным ямбом:

Ты понял жизни цель: счастливый человек.
Для жизни ты живешь. Свой долгий ясный век
Еще ты смолоду умно разнообразил,
Искал возможного, умеренно проказил.


ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Тоническая система (акцентное стихосложение) – основана на более или менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках независимо от числа слогов в строке и количества безударных слогов между ударениями. Ритм стиха, его размеренность определяют здесь только ударения.

Этим акцентное стихосложение отличается от других систем стихосложения, основанных либо на одинаковом числе слогов в стихе (силлабическое стихосложение), либо на одинаковом расположении и числе ударных и безударных слогов в стопах, образующих стих (силлабо-тоническое стихосложение).

Пример:

Армия пролетариев встань стройна!
Да здравствует революция, радостная и скорая!
Это – единственная великая война
из всех, какие знала история…


Тоническая система развивается в тех языках, где ударение подвижно и играет смыслоразличительную роль.

СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
(Русская тоническая система)


Силлабо-тоническая система – способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

Расположение ударных и безударных слогов в силлабо-тоническом стихе напоминает расположение долгих и кратких слогов античного стихосложения, поэтому названия стоп этого стихосложения применяются в силлабо-тоническом стихе, в котором условно неударный слог приравнен к античному краткому, а ударный — к долгому.

Подробнее о русском стихосложении см. тему: http://soyuz-pisatelei.ru/forum/3-1147-1
Источник: конспекты лекций по литературоведению + http://www.lit100.ru/index.htm


Eвгeния Poмaнoвa

Сборник "Перекрестье серебряных путей" ; Галерея "Уголок Ойген"


Сообщение отредактировал ойген - Среда, 15 Июн 2011, 17:37
irtyaДата: Суббота, 18 Июн 2011, 22:16 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 11224
Награды: 248
Репутация: 465
Статус:
Ой-ой-ой... wacko
"Тут вам не здесь!"
Читала и понимала, что тут - целина непаханная, учиться и учиться...
Трудней всего поддаются восприятию античные (из-за отсутствия примеров)
...и это ни в коем случае нельзя читать начинающему автору. ИМХО


Ирина Кузнецова

авторская библиотека
ойгенДата: Суббота, 18 Июн 2011, 22:36 | Сообщение # 3
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 555
Награды: 9
Репутация: 41
Статус:
irtya, я сама стихи начала писать именно после этого курса лекций. Подумалось, что кому-то может тоже пригодиться smile Хотя, кого-то, возможно, действительно может напугать, если совсем не подготовленного! А с примерами в античном плохо - они все на греческом, поэтому толку от них особо как-то, мне кажется, никакого. Но хотя бы примерную имитацию на русском можно кое-где посмотреть (гекзаметр тот же), и то уже хлеб.

Eвгeния Poмaнoвa

Сборник "Перекрестье серебряных путей" ; Галерея "Уголок Ойген"


Сообщение отредактировал ойген - Суббота, 18 Июн 2011, 22:40
emiliaДата: Понедельник, 20 Янв 2014, 19:03 | Сообщение # 4
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 29
Награды: 2
Репутация: 0
Статус:
Хочу обратиться к автору ОЙГЕН: в последнем Вашем сообщении от 18.06.2011 сказано, что текст (не поняла, какой именно) написан на греческом. Вы имеете ввиду само произведение Гомера? Или что-то другое? Я знаю греческий и читаю на нем, если речь идет о произведении Гомера, то оно написано на древнегреческом, тут придется читать дольше, а если о другом тексте, и он на новогреческом, тогда все просто. Конкретизируйте, пожалуйста. С уважением, Эмилия.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: