ойген | Дата: Понедельник, 20 Июн 2011, 23:50 | Сообщение # 1 |
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 555
Награды: 9
Репутация: 41
Статус:
| Строфа – это часть стихотворного текста с повторяющейся организацией ритма и рифмы, содержательно объединяющая несколько стихов.
Объем строф составляет от 2 до 16 стихов, поскольку для восприятия произведения сознание должно удерживать эту структуру, а более 16 стихов человек осознать не способен. Однако существуют суперстрофы, которые имеют больше 16 стихов. Но в такую структуру обязательно вносятся дополнительные принципы упорядоченности.
Тип строфы – это группа стихов, определяемая объемом (двустишие, трехстишие и т.д.). Модели строф – это система рифмовки и метрическая структура. Эти признаки формируют модель строфы внутри одного типа.
Наибольшее распространение имеют строфы с четным количеством стихов. Строфы с нечетным количеством стихов, как правило, связаны со специфическими жанрами.
1. ОДНОСТИШИЕ - это стихотворное произведение, состоящее из одной строки, в которой присутствует образность, игра, звучание, иногда даже рифма. В современной литературной энциклопедии такого термина, как одностишие, не существует. Тем не менее, вполне можно говорить об одностишии, как о реально существующем явлении. Часто одностишиями являются афоризмы. О, как не вовремя порой приходит время! (О. Арефьева) Бессмертье радует лишь первые сто лет... (О. Арефьева)
2. ДВУСТИШИЕ - простейшее строфическое образование из двух стихов, обычно скрепленных рифмой.
Клен ты мой опавший, клен заледенелый, Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел. … (С. Есенин)
Двустишие бывает самостоятельным стихотворением (в эпиграммах, эпитафиях, надписях).
Дача Безбородко – скверная земля! Ни вина, ни водки в ней достать нельзя! (Н. Кукольник)
В восточной поэзии двустишием называется бейт. Бейт (араб.) - в поэзии народов Ближнего и Среднего Востока двустишие в любом поэтическом жанре — газель, касыда, рубай или месневи. Делится на две строки (мисра) и может выступать как отдельная жанровая форма. В двустишии обязательно должна быть выражена законченная мысль. Стихи, составляющие бейт, в зависимости от поэтического жанра могут быть рифмованными и нерифмованными. Например, в газелях и касыдах первый бейт состоит из рифмованных стихов, а вторые стихи последующих бейтов рифмуются со вторым стихом первого бейта (аа, ба, ва...). Объём стихотворного произведения обычно определяется по количеству бейтов.
О, сколько вас, подобно мне, израненных, убитых Девичьей шеи белизной, румянцем на ланитах
И блеском этих глаз, больших, как у степных коров, Вконец измучен, из-за них погибнуть я готов. … (Аль-Мутанабби)
3. ТРЕХСТИШИЕ (терцет) – строфа, состоящая из трех стихов, обычно в рифмованном стихотворении. Трехстишие (терцет) является обязательным структурным элементом ряда твёрдых форм - в частности, сонета и терцины.
Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.
Каков он был, о, как произнесу, Тот дикий лес, дремучий и грозящий, Чей давний ужас в памяти несу! (Данте Алигьери)
Применительно к нерифмованным стихотворениям и к самостоятельным трёхстрочным текстам (в частности, к хайку) в русской практике термины «терцет» и «трехстишие» обычно не употребляются.
4. ЧЕТВЕРОСТИШИЕ – строфа, состоящая из четырех стихов. Бывают самой разной рифмовки:
а) смежная рифма: AABB
Всю жизнь хотел я быть, как все, Но мир в своей красе Не слушал моего нытья И быть хотел - как я! (Б. Пастернак)
б) перекрестная рифма: ABAB У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом… (А.С. Пушкин)
в) опоясывающая рифма: ABBA Счастье жизни — в искрах алых; В просветленьях мимолётных, В грёзах ярких, но бесплотных, И в твоих очах усталых. (И. Северянин)
г) холостые рифмы - образуются при холостом способе рифмовки, при котором некоторые стихи не рифмуются (чаще всего рифмуются второй и четвертый стихи, а первый и третий остаются холостыми).
Лесом чистым и дремучим, По тропинкам и по мхам, Ехал всадник, пробираясь К светлым невским берегам. (А.Н. Майков)
д) рубаи - одна из самых распространенных форм лирической поэзии народов Востока. Представляет собой четверостишие, в котором первая, вторая и четвертая строки зарифмованы, а третья остается нерифмованной. В России рубаи традиционно воспринимается как экзотическая форма, используемая главным образом для переводов.
Гора, вина хлебнув, и то пошла бы в пляс. Глупец, кто для вина лишь клевету припас. Ты говоришь, что мы должны вина чураться? Вздор! Это дивный дух, что оживляет нас. (Омар Хайям)
5. ПЯТИСТИШИЕ – строфа, состоящая их пяти стихов. Отличие пятистишия от самого распространенного строфического размера в мировой поэзии – четверостишия – в том, что в строфу добавлена еще первая строка, которая рифмуется с третьей и четвертой строкой.
Давно стихами говорит Нева, Страницей Гоголя ложится Невский, Весь летний сад – Онегина глава, О Блоке вспоминают Острова, А по Разъезжей бродит Достоевский. (С.Я. Маршак)
В русском стихосложении пятистишие часто встречается в виде лимерика - формы короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы: Депутат фолькетинга из Дани Преуспел в каббале и гадании И друзьям из парламента По страницам регламента Предрекает исход заседания. (А. Белкин)
6. ШЕСТИСТИШИЕ – строфа, состоящая из шести стихов. Имеет несколько популярных схем, представляющих различные комбинации трех рифм. Среди них — простейший вид шестистишия с парной рифмовкой (напр. «Три пальмы» Лермонтова):
В песчаных степях аравийской земли Три гордые пальмы высоко росли. Родник между ними из почвы бесплодной, Журча, пробивался волною холодной, Хранимый, под сенью зеленых листов, От знойных лучей и летучих песков. (М.Ю. Лермонтов)
и шестистишие типа AAB CCB (напр. «Усы» Пушкина):
Глаза скосив на ус кудрявый, Гусар с улыбкой величавой На палец завитки мотал; Мудрец с обритой бородою, Качая тихо головою, Со вздохом усачу сказал… (А.С. Пушкин)
Наиболее популярной формой шестистишия в России является секстина, которая имеет рифму ABABAB
Опять, опять звучит в душе моей унылой Знакомый голосок, и девственная тень Опять передо мной с неотразимой силой Из мрака прошлого встает, как ясный день; Но тщетно памятью ты вызван, призрак милый! Я устарел: и жить и чувствовать — мне лень. (Лев Мей)
7. СЕМИСТИШИЕ – строфа, состоящая из семи стихов. Так же как и большинство других строф, состоящих из нечетного числа стихов, в русском стихосложении употребляется редко. Образец типа AAB CCCB, применен Лермонтовым в стихотворении «Бородино»:
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!
8. ВОСЬМИСТИШИЕ – строфа, состоящая из восьми строф. Обыкновенно оно представляет собой ту или иную комбинацию двух четверостиший одинакового или разного вида рифмовки. К твердым формам итальянского происхождения принадлежат сицилиана и получившая большое распространение октава, которой написаны такие произведения, как «Освобожденный Иерусалим» Тассо, «Лузиады» Камоэнса, «Дон-Жуан» Байрона. В русском стихосложении использованию октавы много содействовал Шевырев, а всеобщее признание строфа получила после того, как появилось стихотворение «Домик в Коломне» Пушкина:
Четырестопный ямб мне надоел: Им пишет всякий. Мальчикам в забаву Пора б его оставить. Я хотел Давным-давно приняться за октаву. А в самом деле: я бы совладел С тройным созвучием. Пущусь на славу! Ведь рифмы запросто со мной живут; Две придут сами, третью приведут.
9. ДЕВЯТИСТИШИЕ - одной из вариаций девятистишия является «спенсерова строфа», введенная английским поэтом Спенсером. Она состоит из восьми стихов пятистопного и одного шестистопного ямба с тремя рифмами, расположенными по схеме ABAB BCBCC. Значительного распространения, так же как и другие формы девятистиший, спенсерова строфа не имела. Была возрождена Дж. Байроном («Чайльд-Гарольд»), П.Б. Шелли, Дж. Китсом; из английской литературы перешла в немецкую и русскую поэзию, но преимущественно лишь в переводах и стилизациях (например, М. Кузмин, «Всадник»):
Дремучий лес вздыбил по горным кручам Зубцы дубов; румяная заря, Прогнавши ночь, назло упрямым тучам В ручей лучит рубин и янтаря. Не трубит рог, не рыщут егеря, Дороги нет смиренным пилигримам, - Куда ни взглянь - одних дерев моря Уходят вдаль кольцом необозримым. Все пламенней восток в огне необоримом. (М. Кузмин)
10. ДЕСЯТИСТИШИЕ - из числа строф, состоящих из десяти стихов, заслуживает упоминания популярное в XVIII в. десятистишие классической оды. Оно писалось четырехстопным ямбом с рифмовкой по схеме ABAB CCD CCD. Примеры встречаются в одах М. Ломоносова, Г. Державина и др.:
Подай, Фелица! наставленье: Как пышно и правдиво жить, Как укрощать страстей волненье И счастливым на свете быть? Меня твой голос возбуждает, Меня твой сын препровождает; Но им последовать я слаб. Мятясь житейской суетою, Сегодня властвую собою, А завтра прихотям я раб. (Г. Держдавин)
11-12-13. ОДИННАДЦАТИ- ДВЕНАДЦАТИ- И ТРИНАДЦАТИСТИШИЯ в русском стихосложении встречаются редко. В любой из этих форм можно получить огромное количество разнообразных комбинаций рифм.
14. ЧЕТЫРНАДЦАТИСТИШИЕ - особое значение в русской поэзии получила строфа из 14 стихов, примененная Пушкиным в стихотворном романе «Евгений Онегин» и получившая название «онегинской строфы». Она строится по схеме AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские рифмы).
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм.
К четырнадцатистишиям относится также и сонет – твердая стихотворная форма из 14 стихов, то есть двух четверостиший и двух трёхстиший.
Как некий юноша, в скитаньях без возврата Иду из края в край и от костра к костру... Я в каждой девушке предчувствую сестру И между юношей ищу напрасно брата.
Щемящей радостью душа моя объята; Я верю в жизнь, и в сон, и в правду, и в игру, И знаю, что приду к отцовскому шатру, Где ждут меня мои и где я жил когда-то.
Бездомный долгий путь назначен мне судьбой... Пускай другим он чужд... я не зову с собой - Я странник и поэт, мечтатель и прохожий.
Любимое со мной. Минувшего не жаль. А ты, что за плечом,- со мною тайно схожий,- Несбыточной мечтой сильнее жги и жаль! (М. Волошин)
15. ПЯТНАДЦАТИСТИШИЕ – можно отметить такую твердую поэтическую форму, как рондо. Это стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabbaabbсaabbaс (с - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки).
С чего начать? толпою торопливой К моей душе, так долго молчаливой, Бегут стихи, как стадо резвых коз. Опять плету венок любовных роз Рукою верною и терпеливой.
Я не хвастун, но не скопец сонливый И не боюсь обманчивых заноз; Спрошу открыто, без манерных поз: «С чего начать?»
Так я метался в жизни суетливой, — Явились Вы - и я с мольбой стыдливой Смотрю на стан, стройней озерных лоз, И вижу ясно, как смешон вопрос. Теперь я знаю, гордый и счастливый, С чего начать. (М. Кузмин)
Строфы большего объема малоупотребительны и, как правило, последовательно через все произведение не проводятся. Поэтому их целесообразнее рассматривать вне принципа повторяемости, лежащих в основе строфы, как свободные структурные единицы, приближающиеся по своему значению к роли глав или песен в композиции больших стихотворных форм.
Источник: лекции по литературоведению
Eвгeния Poмaнoвa
Сборник "Перекрестье серебряных путей" ; Галерея "Уголок Ойген"
|
|
| |