Обучающие конкурсы "Пишем прозу"
|
|
МарЗ | Дата: Понедельник, 06 Июн 2016, 17:28 | Сообщение # 1 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| Написать талантливый рассказ не так-то просто. И здесь есть свои законы, свои профессиональные тайны... Выбор темы, стилистика произведения, жанр... Как описать главного героя, чтобы читатель полюбил его, стал переживать за его судьбу? Как правильно построить диалоги - камень преткновения многих начинающих авторов? Как сделать так, чтобы ваш рассказ запомнился, чтобы над ним и плакали и смеялись, чтобы в нем осталась частичка вашей души? Давайте подумаем вместе! Наверно, для этого нужно наполнить повествование ЖИВЫМИ персонажами - такими, как в жизни! А какие бывают персонажи? Что вы знаете об АРХЕТИПАХ? Их бесконечное множество? Или есть все-таки основные? будем знакомы - архетип литературного героя.
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
МарЗ | Дата: Понедельник, 06 Июн 2016, 17:52 | Сообщение # 2 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| http://www.studfiles.ru/preview/1097749/ Это ссылка на знаменитую книгу, наделавшую много шума)) Продажи товаров, оформление торговых точек и - АРХЕТИП потребителя? Как это совместить? Оказывается, залог успешной продажи - знать, КОМУ предназначен ваш товар... Нужно знать, каков тот человек, который проходит мимо витрины, какие подсознательные мечты он еще не осуществил. Что заставит его зайти внутрь? Кто он - наивный и чистый сердцем мечтатель или бунтарь, отрицающий штампы? Он - воин, ищущий практичный и незаметный камуфляж или романтический любовник, старающийся выделиться из общей серой массы ярким нарядом? А может, он желает продемонстрировать свою жизненную позицию, надев рваные штаны, мятую рубаху, растянутый свитер и так далее? От какого товара затрепещет его сердце? Торговля - расставленная ловушка для потребителя, но и литература, как ни странно тоже "ловит" своего читателя! Вы скажете - это низкая литература! Классика предназначена всем! Конечно, кто спорит, но... Кому-то нравятся мистические персонажи Гоголя, а кто-то любит рефлексирующих героев Достоевского... Вспомните "Войну и мир" - мальчики отождествляли себя с князем Андреем, девочки - с Наташей. Но - опять же не все, кому-то милее была княгиня Марья) Все зависит от того, к какому из архетипов относится читатель, может в сочинении все писали "правильные" слова, а в душе сочувствовали совсем другим? И может, даже, отрицательным героям? Находили для них оправдания, жалели их... Читатель - тоже "потребитель". Потому, что он - человек, имеющий собственные предпочтения и установки. Настоящий писатель умеет "влезть в душу", "вывернуть ее наизнанку", написать "прямо про меня" "моё-премоё", то есть сделать что? Точно адресовать свое произведение АДРЕСАТУ))) Интересно? Будем продолжать?)))
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
МарЗ | Дата: Понедельник, 06 Июн 2016, 21:43 | Сообщение # 3 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| Итак,с какими же архетипами мы сталкиваемся в литературе? Материал взят с сайта Елены Полярной, с разрешения автора.
Я познакомлю Вас с общепринятыми архетипами литературных героев, представленными в книге "Герои и героини», авторами Тами Коуден, Каро ЛаФевер и Сью Видерс. Мужские архетипы:
1) Архетип - Начальник — все контролирует, требует повиновения и уважения. Цель для него оправдывает средства. В качестве примера можно привести дона Корлеоне из "Крестного отца" М. Пьюзо.
2)Арохетип - Плохиш — умен и харизматичен. В прошлом с ним приключилось несчастье и это серьезно повлияло на него. Общество обвиняет Плохиша во всех смертных грехах, но он никогда не оправдывается и никого не пускает в сердце. Плохиш рано становится мужчиной, постоянно бунтует, но его бунт — это средство самозащиты. В душе он добр и несколько сентиментален. Пример: Ретт Батлер из "Унесенных ветром" М. Митчелл.
3) Архетип - Лучший друг — стабильный, миролюбивый, всегда готов прийти на помощь. Нередко он разрывается между долгом и собственными желаниями. Пример: Кристофер Робин в "Винни-Пухе" А. А. Милна. 4) Архетип - Очаровашка — креативен, остроумен, постоянно манипулирует людьми. Он может найти ключ к любому сердцу и знает, как ублажить толпу. Очаровашка — актер, он постоянно играет в своем собственном театре. Пример: Остап Бендер в "12 стульях" И. Ильфа и Е. Петрова.
5) Архетип - Потерянная душа — живет прошлыми ошибками. Ранимый, проницательный, он видит людей насквозь. Он одинок и нелюдим и зачастую не вписывается ни в какое общество. Пример: Эдичка из "Это я, Эдичка" Э. Лимонова.
6) Архетип - Профессор — весь погружен в работу. Он эксперт — зачастую со странностями. Его кредо: логика и знания. Пример: Шерлок Холмс из рассказов А. Конан Дойла.
7)Архетип - Искатель Приключений — не умеет сидеть на одном месте. Он бесстрашен, изобретателен и эгоистичен. Его любопытство ненасытно, он ненавидит теорию и всегда хочет докопаться до истины — даже если это сопряжено с опасностью. Он вдохновляет других и самостоятельно решает проблемы. Пример: Джеймс Бонд из "Казино Рояля" Яна Флеминга.
8) Архетип - Воин — благородный, принципиальный и суровый. Он не знает пощады в погоне за справедливостью. Деньги и власть имеют для него второстепенное значение. Он честен и настойчив. Мстит врагам или спасает красоток. Пример: Эдмон Дантес из "Графа Монте-Кристо" А. Дюма.
Женские архетипы
1)Архетип - Начальница — требует к себе внимания и уважения. Она резкая, предприимчивая и высокомерная. Пример: Царевна Софья из "Петра I" А. Толстого.
2)Архетип - Соблазнительница — умна и красива, знает, как привлечь внимание мужчин. Она цинична и зачастую манипулирует людьми. Ценит друзей за то, что они могут ей дать. Использует свою привлекательность как оружие. Всегда играет роль. Пример: Лолита из одноименного романа В. Набокова.
3) Архетип - Отважная девчонка — цельная натура, искренняя, добрая и дружелюбная. У нее отличное чувство юмора, на нее можно положиться. При этом она скептична и совершенно не умеет ценить себя. Ее все любят. В трудных ситуациях она всегда протянет руку помощи. Храбрая и стойкая. Пример: Наташа Ростова из "Войны и мира" Л. Толстого.
4)Архетип - Безбашенная — эта дама эксцентрична, болтлива и импульсивна. Она склонна преувеличивать, легко отвлекается и верит любому вранью. Дисциплины никакой. К традициям равнодушна. Все хочет попробовать сама и зачастую принимает решения на основе эмоций. Пример: Алиса из "Алисы в Стране чудес" Л. Кэрролла. 5) Архетип - Белая и пушистая — наивная, трогательная, чистая душа. Ее легко убедить и легко обидеть. Она пассивна и постоянно нуждается в принце на белом коне. Часто влюбляется не в того, защищает себя только в отчаянных ситуациях. Всех понимает и всех принимает. Пример: Золушка из одноименной сказки Ш. Перро.
6) Архетип - Библиотекарша — умница, книгочей. Настойчивая, серьезная, на нее можно положиться. Она необщительна и старается прятать свои чувства от окружающих. Перфекционист. Считает себя некрасивой и даже не пытается никого соблазнить. Живет в собственном мире, любит учиться. Нередко в ее душе кипят нешуточные страсти. Пример: мисс Марпл из детективов Агаты Кристи.
7)Архетип - Крестоносец— борется за правое дело. Смелая, решительная, упрямая. Быстро выходит из себя. Увлечена делом и часто забывает о близких. Она не пойдет на свидание, если на тот же день назначен марш протеста. Ее цель всегда важнее личных переживаний. Пример: мать Искры из романа "Завтра была война" Б. Васильева. 8)Архетип - Утешительница — может справиться с любой задачей. Она утешит, поцелует и даст совет. У нее железные нервы, но она не выносит одиночества. Ей требуется, чтобы в ней нуждались. Лучше всего чувствует себя в семье и среди близких друзей. Легко идет на компромиссы. Часто незаслуженно страдает. Альтруист, идеалист и бытовой мудрец. Пример: Пелагея Ниловна из романа Мать М. Горького. И так посмотрите, какое у Вас разнообразие выбора архетипов, есть где разгуляться фантазии. Тем более, как я уже отмечала в начале статьи, архетип бывает чистым, а бывает смешанным, с какой-либо доминантой. Например, Оксана из "Ночи перед Рождеством" Н. Гоголя — начальница и соблазнительница.
Бывает, что герой постепенно меняет свой архетип: Наташа Ростова начинает как отважая девчонка, а заканчивает в амплуа утешительницы.
Архетип не стоит путать со штампами, когда вместо определенного типажа личности мы получаем готовый персонаж с абсолютно предсказуемым поведением. ссылка на сайт - http://litgostinaya.ru/rubrika....-geroya
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
МарЗ | Дата: Понедельник, 06 Июн 2016, 21:49 | Сообщение # 4 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| Итак, вот и первое задание конкурса: В рассказе должны быть четко прописаны минимум 3 архетипа. И помните - шаблонный персонаж нам не подходит, это должен быть живой, реальный человек! Это основное условие, а вот и дополнительные: будет оцениваться построение сюжета и качество диалогов... Основные советы по этим условиям будут даны немного позже))
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
МарЗ | Дата: Вторник, 07 Июн 2016, 21:01 | Сообщение # 5 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| Какими свойствами должен обладать хорошо прописанный диалог?
1. Он должен быть абсолютно необходим, т.е. без него невозможно развитие сюжета или раскрытие личности того или иного героя.
Пример: разговор Скарлетт и Эшли в библиотеке (М. Митчелл «Унесенные ветром»)
2. Каждый из героев должен разговаривать на своем собственном языке. Его надо наделить любимыми словечками, заранее продумать, как он будет строить фразы, каков у него лексический запас, какой уровень грамотности и т.п. То же самое касается излюбленных жестов и поз. Этот прием позволит не только проговорить нужную по сюжету информацию, но и создать достоверный образ.
— «Нимфа», туды ее в качель, разве товар дает? — смутно молвил гробовой мастер. — Разве ж она может покупателя удовлетворить? Гроб — он одного лесу сколько требует...
— Чего? — спросил Ипполит Матвеевич.
— Да вот "Нимфа"... Их три семейства с одной торговлишки живут. Уже у них и матерьял не тот, и отделка похуже, и кисть жидкая, туды ее в качель. А я — фирма старая. Основан в тысяча девятьсот седьмом году. У меня гроб — огурчик, отборный, любительский...
— И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев»
При этом следует помнить, что герои не могут вести себя со всеми одинаково и разговаривать в одной манере и с королевой, и с портовым грузчиком.
3. Читатель должен ясно представлять себе, где и в какое время суток находятся герои. Вокруг них надо создать живой мир — с запахами, звуками, обстановкой, погодой, освещением и т.п. Но излишне увлекаться описаниями тоже не стоит. Используйте «ключи»: есть ряд образов, упоминание которых тут же настраивает читателя на определенный лад. Например, раскат грома — это тревога и знак перемен; пение птиц — безмятежность; свечи — уют, интимная обстановка (в некоторых случаях — одиночество) и т.п.
Вечер в конце июня. Со стола на террасе еще не убран самовар. Хозяйка чистит на варенье ягоды. Друг мужа, приехавший на дачу в гости на несколько дней, курит и смотрит на ее обнаженные до локтей холеные круглые руки. (Знаток и собиратель древних русских икон, изящный и сухой сложением человек с небольшими подстриженными усами, с живым взглядом, одетый как для тенниса.) Смотрит и говорит:
— Кума, можно поцеловать руку? Не могу спокойно смотреть.
Руки в соку, — подставляет блестящий локоть. Чуть коснувшись его губами, говорит с запинкой:
— Кума... — Что, кум?
— Знаете, какая история: у одного человека сердце ушло из рук и он сказал уму: прощай!
— Как это сердце ушло из рук?
— Это из Саади, кума. Был такой персидский поэт.
— И. Бунин «Кума»
4. Для более четкой визуализации действия показывайте читателю, что герой не только говорит, но и жестикулирует, передвигается, гримасничает и т.п.
— Ай-яй-яй! — воскликнул артист, — да неужели ж они думали, что это настоящие бумажки? Я не допускаю мысли, чтобы они это сделали сознательно.
Буфетчик как-то криво и тоскливо оглянулся, но ничего не сказал.
— Неужели мошенники? — тревожно спросил у гостя маг, — неужели среди москвичей есть мошенники?
В ответ буфетчик так горько улыбнулся, что отпали все сомнения: да, среди москвичей есть мошенники.
— М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Если герой испытывает сильные эмоции, не рассказывайте, а показывайте это.
— Тебе никогда не стать космонавтом! — воскликнул злобно Иван.
То же самое можно написать следующим образом:
Лицо Ивана побагровело, кулаки сжались.
— Тебе никогда не стать космонавтом!
Чувствуется разница?
5. Тщательно следите за тем, чтобы речь героев соответствовала месту, времени, настроению и индивидуальным особенностям героев. Если человек проснулся с похмелья, он вряд ли сможет шутить с девушками; если зэку-лесорубу упала на ногу кувалда, он не воскликнет: «Ай, как больно!»
6. Длина предложений в диалогах должна соотносится со скоростью развития событий. В кризисных ситуациях человек говорит кратко; дома у камина может позволить себе цветистые обороты и поэтические сравнения.
Источник: http://tvor4estvo.clan.su/forum/51-212-1 12345
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
МарЗ | Дата: Воскресенье, 12 Июн 2016, 12:11 | Сообщение # 6 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| Итак, что такое СЮЖЕТ
СЮЖЕТ - (франц. sujet, букв. - предмет), - способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. В традиционном словоупотреблении - ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого.
Обратите внимание на эти определения – последовательность и мотивировка. У Вас есть фабула – проще говоря – содержание. А вот в какой последовательности Вы это содержание преподнесете читателю, с какими мотивировками – это и будет Ваш сюжет.
Очень часто понятия сюжета и фабулы путают. Для того, чтобы понять разницу вспомните, что не все рассказы начинаются традиционно: с описания героя, его проблем… Иногда автор начинает историю со смерти героя, а потом описывает причины, приведшие героя к гибели…
Главное в развертывании сюжета – это последовательность. Вы постоянно должны помнить, что Ваш сюжет движется к определенной цели – доказательству идеи. И если, в предыдущих главах мы обозначили Идею – как путеводную звезду, то сюжет – это основная дорога, которая к ней приведет. Источник - http://litgostinaya.ru/kak-napisat-knigu-kak-sozdat-syuzhet/
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
нинаюра | Дата: Воскресенье, 12 Июн 2016, 17:50 | Сообщение # 7 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3040
Награды: 39
Репутация: 113
Статус:
| Марина, у меня есть готовый рассказ - http://www.proza.ru/2015/11/22/803 в нем главная героиня = Архетип - Утешительница, сын ЛГ = Архетип - Лучший друг невестка = жена сына - Архетип - Библиотекарша
Или нужно писать новые произведения? Здесь выкладывать или будет отдельная тема, как в поэзии? Какие сроки и какая норма знаков с пробелами? Тему рассказа может выбирать сам автор?
Нина Павловна Гаврикова (нинаюра) Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение". Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"
Моя копилка на издание книги.
|
|
| |
МарЗ | Дата: Понедельник, 13 Июн 2016, 13:38 | Сообщение # 8 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| нинаюра, Я подумала и решила - будем брать старые рассказы, если они не более 6000 знаков. Да, нужны не менее 3-х хорошо прописанных архетипа, качественные диалоги и динамичный по возможности сюжет! Это и будем ставить как задачу. Я буду выкладывать положение, начнем с 15 июня. Сроки - месяц. Может, еще что напишете? Ищу пока рецензента и жюри))
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
mazhorina-tatjana | Дата: Вторник, 14 Июн 2016, 10:54 | Сообщение # 9 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Статус:
| Цитата МарЗ ( ) Торговля - расставленная ловушка для потребителя, но и литература, как ни странно тоже "ловит" своего читателя! Вот ведь - в самую что ни на есть точку!
Цитата МарЗ ( ) Настоящий писатель умеет "влезть в душу", "вывернуть ее наизнанку", написать "прямо про меня" "моё-премоё", то есть сделать что? Точно адресовать свое произведение АДРЕСАТУ))) Интересно? Будем продолжать?))) Марина, даже интересно стало. Хоть прозу и не пишу, кроме обзоров книг и рецензий, как недавно выяснилось, но для себя скопировала статью об архетипах. Спасибо, что не даёте "скучать", добавляете творческого драйва!
Моя авторская библиотека
|
|
| |
Olga_Nobari | Дата: Вторник, 14 Июн 2016, 11:34 | Сообщение # 10 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 811
Награды: 16
Репутация: 15
Статус:
| Марина,познавательно и интересно.У меня есть рассказ ,дополню его ,слегка изменю.Спасибо за подробную информацию. С уважением
|
|
| |
МарЗ | Дата: Вторник, 14 Июн 2016, 17:00 | Сообщение # 11 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| mazhorina-tatjana, Про себя можно много чего узнать - стоит только начать... Вдруг и рассказ "покатит"??? Olga_Nobari, Вот, это то, что нужно! Когда доделается то, что давно где-то пылится?а тут такой замечательный повод))
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
mazhorina-tatjana | Дата: Среда, 22 Июн 2016, 21:25 | Сообщение # 12 |
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 11151
Награды: 181
Репутация: 360
Статус:
| Цитата МарЗ ( ) mazhorina-tatjana, Про себя можно много чего узнать - стоит только начать... Вдруг и рассказ "покатит"??? Нет, пока это точно не про меня. Скопировала, так сказать, для общего развития. Пока мне нужно сделать пару обзоров книг, а потому не буду отвлекаться, я-то себя знаю... В другой раз рискну. Марина, а электронные дипломы по конкурсу "поэзия в классических размерах" будут высылать участникам?
Моя авторская библиотека
|
|
| |
МарЗ | Дата: Пятница, 24 Июн 2016, 18:00 | Сообщение # 13 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| Цитата mazhorina-tatjana ( ) Марина, а электронные дипломы по конкурсу "поэзия в классических размерах" будут высылать участникам?
Думаю, да! еще раз напишу и уточню)
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
МарЗ | Дата: Вторник, 28 Июн 2016, 23:52 | Сообщение # 14 |
Долгожитель форума
Группа: Модератор форума
Сообщений: 9497
Награды: 178
Репутация: 397
Статус:
| Заявка на дипломы послана, пишу отчет)))
Марина Зейтц. Моя авторская библиотека Организатор обучающих конкурсов на сайте СП Член Союза Писателей России
|
|
| |
Snezha5olimp | Дата: Вторник, 23 Фев 2021, 14:45 | Сообщение # 15 |
Гость
Группа: Читатель
Сообщений: 1
Награды: 0
Репутация: 0
Статус:
|
|
|
| |
Ann1234 | Дата: Суббота, 26 Мар 2022, 17:13 | Сообщение # 16 |
Гость
Группа: Автор
Сообщений: 2
Награды: 0
Репутация: 0
Статус:
| Цитата МарЗ ( ) Длина предложений в диалогах должна соотносится со скоростью развития событий. В кризисных ситуациях человек говорит кратко; дома у камина может позволить себе цветистые обороты и поэтические сравнения.
Цитата МарЗ ( ) Длина предложений в диалогах должна соотносится со скоростью развития событий. В кризисных ситуациях человек говорит кратко; дома у камина может позволить себе цветистые обороты и поэтические сравнения.
|
|
| |