• Страница 1 из 1
  • 1
В помощь начинающему поэту..
sofaДата: Воскресенье, 29 Июл 2012, 19:51 | Сообщение # 1
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 63
Награды: 6
Репутация: 3
Статус:
Рифмоплеты… графоманы… Как только Человека Пишущего Стихи не склоняют? Хочется заслуженно быть удостоенным этого титула. К сожалению, современному автору для написания хотя бы одного Хорошего Стиха, приходится прежде написать порядка ста Плохих.
Итак, каковы же основные критерии хорошего стихотворения? В первую очередь, разумеется, оно должно содержать какую-то оригинальную творческую мысль, высказанную в определенной форме. Иными словами, одним из важнейших атрибутов правильного стихотворения является гармоничное сочетание формы и содержания. Однако, нередко случается, что содержание стихотворения вполне стоящее (в смысле идеи, мысли, новизны), а вот сама техника исполнения, мягко говоря, «хромает». В результате, критики находят причины, чтобы придираться к таким произведениям, «распесочивая», к примеру, сбившийся ритм, неточность рифм или несогласованность падежей. Вся гениальность мысли и рассыпается в пух и прах, и стихотворение признают «плохим», как, впрочем, и автора. А все дело в том, что как ни крути, у любого творчества есть свои правила, свои рамки. От них никуда не денешься. Можно, конечно, попробовать выдумать какие-то свои приоритеты, сказать «я так вижу», писать верлибры без ритма и без рифм, засыпать читателя несуразицами, выдавая их за высокоинтеллектуальную поэзию. Но тогда заполучить громкое имя Поэта вам будет трудновато. Ведь элементарные правила языка существуют не для того, чтобы, как водится в обыденной жизни, нарушать их при каждом удобном случае. Четкость и грамотность изложения – это своего рода правила хорошего тона в отношениях автора и читателя.
К слову о правилах стихосложения. С одной стороны, литератор должен быть, несомненно, грамотным человеком с точки зрения элементарного владения языком. Но при этом ни в коем случае не призываю вас браться за специализированные учебники по стихосложению и штудировать их. Вспомните, как сам В. Маяковский об этом писал: «Я не знаю ни ямбов, ни хореев, никогда не различал их и различать не буду… Я много раз брался за это изучение, понимал эту механику, а потом забывал опять. Эти вещи, занимающие в поэтических учебниках 90%, в практической работе моей не встречаются и в трех».
Посему, графоман, даже овладев всеми возможными стилями и методиками стихосложения, не напишет по-настоящему душевного стиха. А талантливый автор, даже не ведая специфических законов и правил, создаст уникальное творение, следуя лишь тропой божественного дара, данного ему от рождения.
Но как же все-таки научиться писать Хорошие Стихи начинающему автору? Итак, мы уже определились, что хорошие стихи должны иметь не только хорошее содержание, но и правильную форму. А ведь рифма – это самое живописное обрамление стихотворения, самый характерный атрибут классической поэзии. Это своеобразный довершающий штрих поэтической мысли, который подчеркивает границу между стихами и собственно связывает строки в строфы. Тот же Маяковский писал: "Без рифмы стих расплывается". Безусловно. Ведь именно рифма придает легкость в восприятии и понимании стихов. Благодаря ей неискушенный читатель зачастую находит в поэзии поэзию.
Основным признаком рифмы в русском стихосложении является совпадение ударных гласных. Согласно тем же поэтическим учебникам, рифмы могут быть какие угодно – абсолютные, приблизительные, ассонансные, гипердактилические, сквозные, усеченные – сразу всех названий-то и не упомнишь.
В первую очередь необходимо упомянуть о тех рифмах, которые нынче не следует употреблять, и по которым читателем начинающий поэт легко отличается от опытного литератора.

1. Во-первых, избегайте «глагольных рифм»(жить-любить-забыть-убить и т.д.). Эти рифмы в русском языке самые простые из всех возможных, так как их подбор практически не предполагает авторского труда. Они облегчают восприятие стихотворения в общем, но новой оригинальной созвучности не несут.

Дело в том, что по этим пресловутым «глагольным рифмам» запросто можно отличить плохого поэта от хорошего. И как бы вы тут на Пушкина не ссылались – времена нынче не те.

2. Во-вторых, не стоит использовать так называемые «банальные рифмы», как это не банально звучит. Речь идет об определенном круге избитых тривиальных рифм, через который проходит почти каждый начинающий поэт: «любовь-кровь-вновь», «слёзы-морозы», «счастье-ненастье», «мне-тебе-себе» и многое другое.

Но, так как рифмы эти чересчур просты, и неоднократно использовались всеми, среди поэтов существует негласное правило, что это тоже «плохие» рифмы. А потому остерегайтесь их использовать в своих хороших стихах. В идеале у хорошего поэта должны встречаться такие оригинальные рифмы, которые нет ни в одном словаре рифм.

3. И еще один важный момент. Кроме глагольных и банальных рифм, следует аккуратнее использовать «неточные» и «приблизительные» рифмы. Теоретически, неточная рифма - это когда не совпадают отдельные согласные звуки, а приблизительная – когда не совпадают гласные звуки. Наиболее широкое распространение среди неточных рифм имеют так называемые «ассонансы». Кроме того, часто встречаются и варианты, когда не совпадает ни гласная, ни согласная:

Поиграй, милый, в тальянку,
Я люблю твою игру,
Изломаешь беломехую,
Так новую куплю.
(частушка)

Умело использовать в хорошем стихе приблизительные рифмы довольно сложно. Поэтому начинающему поэту лучше все-таки от них воздерживаться и подыскивать более точные рифмы, с совпадением гласных и согласных звуков в окончаниях. В противном случае, это будет расцениваться критиками, как отступление от определенных правил. Но, как уже говорилось выше, иногда поэты отходят от подобных правил, изобретая нечто самобытное, оригинальное, однако это под силу лишь профессиональному, сформировавшемуся автору.
Говоря о рифмах, стоит обозначить некоторую тенденцию. А именно, хороший поэт, как правило, никогда не использует рифму, которую он уже применял в каком-то своем стихотворении, а также, как уже говорилось, стремится использовать совершенно новые оригинальные рифмы.
Тем не менее, не следует делать рифму камнем преткновения в составлении стихов, пытаться построить текст на строгой (классической) рифме. Если рифма не подбирается к определенному слову, перефразируйте стих, попытайтесь подобрать рифму к иному слову. Таким образом, рифма, будучи центральным звеном каждого стиха, кульминацией его строк, несет на себе основную смысловую нагрузку. Прислушайтесь к доброму совету Маяковского: «Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало».
Кроме того, подбирая рифму, следует четко уяснить, а нужна ли она вообще? Если для свободного творчества автору лучше будет выразить свое чувство, настроение или отношение в белых стихах (без рифмы), пусть так и будет. С каждым новым стихотворением нужно стараться найти так называемое эхо к новым и новым словам, тем самым совершенствовать личное понимание языка, что обогатит результат поэтического творчества…

Рифмоплетствуйте на здоровье!

http://clubnps.ru/master/412-v-pomoshh-nachinayushhim-poyetam.html


Все возможно...
NechristДата: Воскресенье, 29 Июл 2012, 22:11 | Сообщение # 2
Группа: Удаленные





Жесть, даже до конца дочитать умудрился smile
Виктор_БойковДата: Понедельник, 30 Июл 2012, 00:37 | Сообщение # 3
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3223
Награды: 77
Репутация: 188
Статус:
Nechrist,
А я бы так категорично не стал говорить. Хотя, в статье есть немало моментов, которые заставляют думать так, как Вы, Руслан. Но для тех людей, которые только начали осваивать подступы к Парнасу эта информация очень нужна. Если бы я знал всё это тогда, когда только начал пробы пера, то не написал бы сотню "плохих" стихов. Хотя, что хорошо, а что плохо, судить читателю.


Виктор
Мой творческий сайт
Моя страничка в авторских библиотеках
"Пассажирский автобус"
"Тет-а-тет с самим собой"


Сообщение отредактировал viktor22081961 - Понедельник, 30 Июл 2012, 00:38
NechristДата: Понедельник, 30 Июл 2012, 01:19 | Сообщение # 4
Группа: Удаленные





Витя, да я и не о самой статье даже, а о том, что мозгов у людей хватает в последнее время только на то, чтобы содрать чужой материал и поставить на него ссылку (и то не всегда). Передирают все друг у друга и кичатся этим. Вот что больше всего добивает.
Виктор_БойковДата: Понедельник, 30 Июл 2012, 01:24 | Сообщение # 5
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 3223
Награды: 77
Репутация: 188
Статус:
Это верно! Копировать чужой материал и создавать из него темы на сайтах - проще пареной репы.

Виктор
Мой творческий сайт
Моя страничка в авторских библиотеках
"Пассажирский автобус"
"Тет-а-тет с самим собой"
Наталия_ШаринаДата: Вторник, 31 Июл 2012, 07:09 | Сообщение # 6
Долгожитель форума
Группа: Друзья
Сообщений: 2401
Награды: 120
Репутация: 180
Статус:
А мне понравилась статья. Легко и доступно раскрыты важные моменты для начинающих авторов.
Quote (viktor22081961)
Если бы я знал всё это тогда, когда только начал пробы пера, то не написал бы сотню "плохих" стихов.

Позволю себе не согласиться с Виктором.
Сразу "хороших" стихов никто не пишет. Если только ты не гений, конечно! smile
Поэтому сотня написанных "плохих" стихов понадобилась, чтобы набраться опыта и набить руку.
К тому же не такие уж они и плохие! wink
А что касается пособия для начинающих авторов, хочу предложить вашему вниманию отрывок из стихотворения Геннадия Болдырева на соответствующую тему.

Пособие начинающему поэту
Геннадий Болдырев

ЛИКБЕЗ (шутка).


Если ты - не совсем из бездарных
И внимать поученью готов:
Метр стиха – сочетанье ударных
И, увы, безударных слогов.

Один цикл оглашённого метра,
Полюбовно решив меж собой,
С древних лет щелкопёры - поэты
Называют, как ногу, стопой.

Этих стоп в поэтической строчке,
Разрешаю тебе! Размести! -
Как цыплят под наседкою – квочкой,
Не скупясь, но не больше шести.

Чтобы цвёл твой словесный оазис,
Пусть неспешно ведут диалог
С безударным по имени Арсис(-)
Тесис(!), в нём, - ударения слог!

Стихотворный размер – сочетанье
Устоявшейся формы стопы
С их количеством в строчке. Вниманье!
Ниже с ними знакомимся мы.

Форм на свете немного, приятель,
Довожу за единый присест:
Ямб, хорей, амфибрахий и дактиль
И, конечно ж, певун - анапест.

«Уж сколько раз твердили миру…»
Что ямб – стопа из двух слогов,
Второй – ударный. Нам сатиру
Писал им дедушка Крылов.
( -!-!-!-!-!-
-!-!-!-!-!)
«Буря мглою небо кроет…»
Слога – два ж, но ритм – быстрей.
Первый слог теперь ударный.
Пляшет пушкинский хорей!
(!-!-!-!-!-
!-!-!-!-!)
«Поздняя осень, грачи улетели», -
Стопы трёхсложны, изысканен стиль
«Лес обнажился, поля опустели», -
Это Некрасова стонет дактиль.
(!--!--!--!-
!--!--!--!)
«Как ныне сбирается вещий Олег»
Открыть амфибрахий хазарам.
Ударом на втору былинный успех
Предрек он своим мемуарам.
(-!--!--!--!
-!--!--!-)
«Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи…» -
То Есенин о русском раздолье
Анапестом ваяет вирши…
(--!--!--!-
--!--!--!)

Рифма – барышня лишняя в сфере
Написания белых стихов
Да верлибров… По сути, на деле -
Созвучанье ударных слогов

На концах поэтических строчек.
Видов рифм различается шесть.
Шесть сучков в поэтической бочке…
Разрешите мне их перечесть.

«На дворе стоит горА,
На горе идёт игрА…»
Рифма – самая простая,
Называется мужская.

«Прибежали в избу дЕти…
Тятя, тятя! Наши сЕти…»
В женской рифме элитарной
Предпоследний слог – ударный.

«Будто розу влюблённою трелью…
Над душистой её колыбелью…»
В красоте отзвеневшего лета
Рифма точная Фетом воспета.

«Сосны в бархате зелёном…
По чешуйчатым колоннам…»
Фофанов - поэт «от скифов»
«Смолы» льёт неточной рифмой.

У подруги их дактилИческой
Нрав возвышенный, дух лирИческий.
Ах, как кружится от слогОв глава!
Их в конце строки - безудАрных два.

ГипердактилИческая
Рифма – феерИческая,
Бойкости стихов подмога -
Три! аж, безударных слога.

Вот теперь, прочитав наставленья
По сложению басен-стихов,
Ты, поэт, вне любого сомненья,
Приступить к созиданью готов.

Приоткрой откровения дверцу,
Расшатай оголившийся нерв,
Горьких слёз и ехидного перца
Кинь на лист с замиранием сердца -
И получишь в награду ШЕДЕВР!




Мой творческий сайт
Моя страничка в авторских библиотеках
Конкурс "Союзники-9"
sofaДата: Пятница, 02 Ноя 2012, 02:57 | Сообщение # 7
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 63
Награды: 6
Репутация: 3
Статус:
Спасибо за отклики всем. Я и не пишу, что этот материал лично мой. Но, почитать можно.

Добавлено (02.11.2012, 02:57)
---------------------------------------------
А для - Nechrist!!! Я не хотела делать отдельную тему, еще не очень ориентируюсь на сайте. А удалить не получилось.


Все возможно...
lethargiaДата: Вторник, 13 Ноя 2012, 07:01 | Сообщение # 8
Группа: Удаленные





"[...]мозгов у людей хватает в последнее время только на то, чтобы содрать чужой материал и поставить на него ссылку (и то не всегда).
Передирают все друг у друга и кичатся этим. Вот что больше всего добивает © Nechrist
- А я не против копипаста. Лишь бы не забывали указывать имя автора скопированного материла и/или/ давать ссылки на авторские страницы, откуда был "содран" этот материал. Иногда /а в последнее время - очень часто/ копировальщики "забывают" [в кавычках] указать авторство или хотя бы отметить, что выложенные тексты вышли не из-под их "пера" и со спокойной совестью принимают в свой адрес одобрямсы. Но это уже - другой вопрос. 3десь автор темы дал ссылку.
Если мне попадаются интересные тексты, я тоже могу поспособствовать их популяризации в сети. Цели такого распространения могут быть различными: прорекламировать достойного, на мой взгляд автора /заслуживающую внимания статью/; обсудить затронутые в этой статье вопросы и т.д.
Проще, конечно, дать только ссылку на материал, даже ничего не копируя. Но нашу публику голыми ссылками не удивишь и не заинтересуешь. Банальную компиляцию, т.е. выдёргивание из материала целых кусков, больших и малых, без малейшей попытки со стороны копирующего переработать их: осмыслить, дополнить собственными мыслями - тоже не поддерживаю.
А так...почему бы и нет. Копируйте, обсуждайте: соглашайтесь, возражайте, авторы для того и пишут, чтобы тексты не пылились лишь на их авторских страницах и сайтах, а уходили "в народ"

  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: