Баева Анна, 16 лет - Литературный форум
ГлавнаяБаева Анна, 16 лет - Литературный форум
[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Mickelson  
Литературный форум » Клуб "Озарёнок" » Архив конкурсов » Летнее вдохновение » Баева Анна, 16 лет (ВНЕ КОНКУРСА)
Баева Анна, 16 лет
Анна_БаеваДата: Среда, 01.04.2020, 19:07 | Сообщение # 1
Гость
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 8
Награды: 0
Репутация: 0
Статус:
«Прямой эфир кидает тебя лицом в грязь!»

Думаете, качественная аудиодорожка — заслуга ораторских способностей ведущего? Это далеко не так. Дикция и голос ведущего — лишь верхушка айсберга, но остается невидимой кропотливая работа звукорежиссера.

Звукорежиссер — непростая профессия, которая требует терпения, особенно, если работаешь с детьми. В закулисье радио вас проведет педагог Пушкинской студии журналистики Виолетта Данилова.

Наша беседа началась достаточно необычно: я успела только посмотреть Виолетте в глаза, набрать воздуха в легкие, как девушка опередила меня...

— Что такое радиоэфиры, да? Это эфиры на радио. *смеется* Нужно понимать, что эфир делается не двумя людьми, а как минимум командой из 5-7 человек. Это ведущие, которые работают непосредственно в прямом эфире, новостники, они точно так же работают в прямом эфире и выходят по команде, и те, кто делал подкасты к прямому эфиру.

В прямой эфир выходят те дети, которые морально и физически готовы говорить без перерыва минут пять, а то и семь. Ты не выходишь в прямой эфир с пустым листком, всегда есть какой-то план. Ведущий должен четко понимать: «Ага, у нас есть пять минут для того, чтобы поздороваться и сделать вид, что мы счастливы. Потом десять минут перерыва, потому что сначала музыка, которую нужно объявить в начале, потом передача, которую мы называем в конце музыки». И мы сидим, молимся и думаем: «ЧТО МЫ ЗАБЫЛИ?!». *Эти слова были наполнены болью*

Как правило, у ведущих есть собственная передача, которая завязана на обсуждении проблем или актуальной темы. Я помню, в свое время мы обсуждали феминисток. Получилось «конфетка» интервью. Ведущие обсуждают тему, но так как они все еще журналисты, а журналисты ни черта не знают в своей жизни, *Звучало обидно* необходимо обратиться к эксперту. Мы звонили главной феминистке Санкт-Петербурга, и она произнесла великолепнейшую фразу. Мы спросили: «Есть праздник 8 марта, День защитника Отечества, а есть Международный день мужчин *шепотом: «Он как бы реально существует»*, но мы его не празднуем и не упоминаем. Вы считаете, это нормально?» А она ответила: «Но они же не рожали…» Ведущие должны были направить ситуацию в адекватное русло, это одна из основных задач!

Бравые люди — новостники

— Нужно обязательно сказать о новостниках. Бравые люди, которые должны написать материал за несколько часов до эфира, желательно вообще в последние пять минут, потому что новости постоянно обновляются, век Интернета. Причем журналисты должны отобрать новости, которые будут интересны конкретной аудитории… но ты заходишь на ту же самую «Фонтанку», а там во-о-о-о-т такой вот список из того, кто кого убил, и совсем маленький из того, что можно давать в эфир. Нет, убийства ты все еще можешь давать, но только кто их слушать будет? А главное — кто их будет рерайтить? Очень важно, чтобы новостники умели рерайтить, то есть переписывать текст, переделывая его для себя. Сложно выверенные деепричастные предложения великолепно выглядят на письме, но отвратительно звучат. Это, кстати, в целом фишка текстов на радио: они не должны быть длинными, в них не должно быть причастных или деепричастных оборотов.

Просто берешь и железом их колешь, потому что какие еще деепричастные обороты?

Тексты на радио

— По поводу текста, журналисты все еще работают с распечатками. И из-за того, что текста очень много, печатают его в определенном шрифте, если быть точнее — капсом. Капс позволяет видеть слова четче и увеличивать расстояние между словами. Пока ты читаешь одно предложение, глазами пробегаешься по следующему. Это тот навык нужно выработать, если хочешь работать диктором. Текст может «пойти с руки», то есть тебе дают книгу, к примеру, и ты должен сразу же начать читать. Времени на подготовку просто нет!

Кстати, ты знаешь почему в свое время Левитан говорил с легкой растяжкой в конце слова? Текст выдавали буквально за полсекунды до эфира, он его еще ни разу не видел, и пока в фразе «Говорит Москва!» звучала буква«а», пробегался глазами по следующему предложению.

Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться

— Новостники должны читать без ошибок, для этого они разминаются. Есть очень много скороговорок, штук для концентрации внимания.

— А есть ли какие-то разминки или лайфхаки, чтобы размять речевой аппарат?

— Я смотрю, ты хочешь, чтобы я выглядела глупо, да?

— Мы можем выглядеть глупо вместе!

— Давай. *Смеемся* Есть стандартные скороговорки по типу «Ехал Грека через реку», но я люблю донимать детей скороговоркой на концентрацию: «Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться». И эту штуку надо повторить без перерыва пять раз подряд. Попробуешь? *Тут мой позор, когда я сначала учила эти непонятные слова, а потом пыталась без ошибки повторить*

Есть еще одно крутое упражнение на концентрацию: «Еду лесом, вижу мост. На мосту ворона сохнет, взял ее за хвост, положил под мост, пусть ворона мокнет. Еду лесом, вижу мост, под мостом ворона мокнет, взял ее за хвост, положил на мост, пусть ворона сохнет» и так до тех пор, пока у тебя мозг не заплавится! Эта вещь помогает тебе запомнить предыдущее действие, но при этом ты должен понимать, что нужно совершить нынешнее действие.
А теперь упражнения на артикуляцию. Я пыталась избежать этого всеми силами! Нужно произнести текст с максимально нарочитой артикуляцией *и мы начали говорить максимально странно*

Переходим к тренировке дыхания. *И тут произошло то, чего я совсем не ожидала:«Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы-Ы»* Тянем гласную «ы» до тех пор, пока не кончится дыхание. У нас есть соревнование по этому упражнению! Рекорд — ребенок полторы минуты говорил букву «о». Основная трудность этого упражнения — не засмеяться, пока ты смотришь на своего соседа.
«Ну, я умею писать. Наверное, из меня получится неплохой журналист»
— Звукорежиссер — это мечта с детства или вы как-то к этому пришли?

— Меня мама не поймет, если я скажу, что это была мечта с детства. Но если серьезно, я пришла в Пушкинскую студию журналистики учиться. Тогда я думала: «Ну, я умею писать. Наверное, из меня получится неплохой журналист». Никогда так не говорите! Журналистика не про это. Дальше был журфак, а потом работа в студии.

Со временем я поняла, что не хочу появляться на телевидении, и меня заинтересовало радио. Мне нравилось говорить, писать, и при этом никто не видел моего лица! Великолепная схема! Единственный минус — я картавила до середины десятого класса, в студии меня научили говорить букву «р» твердо, и я горжусь этим! Потом поняла, что быть диктором — это не так уж интересно, а создавать и оформлять передачи, когда у тебя уже есть чей-то голос, — куда прикольнее! Ты как бы создаешь «одежду» для программы. Половина успеха зависит от правильного и грамотного музыкального сопровождения. Будет скучно без перерыва слушать чью-то речь.

Задача звукорежиссера — зажечь искру в тексте.

«Ты можешь думать, что готов к эфиру, но эфир не готов к тебе»

— Сейчас радио все больше уходит на второй план, а на первый выходят подкасты. Вы тоже постепенно уходите от эфира?

— Подкасты были всегда. Единственное, что сейчас подкасты и радиовещание стали разделять на разные категории. Оно слегка различается по тому, как ты это делаешь. Но и то и другое все еще работает с аудиторией на слух. Подкаст позволяет переслушать материал, поэтому крупные радиостанции выпускают свои передачи в том числе и в подкастной системе. И у нас дети тоже в большей степени выпускают подкасты. В эфир мы выходим раз в неделю, набирая «портфель» передач. Но это все еще эфир, дети все еще к нему готовятся! И я бы сказала, что соотношение 60/40 — это неплохо, потому что подкаст позволяет человеку научиться, а прямой эфир кидает тебя лицом в грязь.

— У многих, помимо боязни перед камерой, есть страх перед микрофоном…

— ЗА ЧТО? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ ТЫ ПОДНЯЛА ЭТУ ТЕМУ?? *Я совсем не ожидала такой бурной реакции* Ребенок великолепен, он разговаривает, знает четыре языка,пытается заигрывать со всеми, кого только видит и не видит. Но как только он садится перед микрофоном…

Одна девочка записывалась 28 минут… Размер ее текста — пять предложений... И я не преувеличиваю. Хуже всего для журналиста — бояться собственного произведения. Эй, ты его создал, выносил, выкормил, выходил и ТОЛЬКО ТЫ ЗНАЕШЬ, ЧТО С НИМ ДЕЛАТЬ!!! Журналисты по какой-то неведомой мне причине говорят: «Я написал, но пусть зачитает кто-нибудь другой». Но так не делается. Также не говорят: «Я готов к эфиру. Я ничего не буду писать». Нет, ты не готов к эфиру. Ты никогда не будешь готов к эфиру! Ты можешь думать, что готов к эфиру, но эфир не готов к тебе.

Я помню, был у нас такой мальчик, который отрицал подготовку к эфиру, мы очень долго пытались его уговорить написать текст. Но он отвечал: «Я великолепен!» Причем он правда был великолепен: подкасты записывал превосходно, дикция была на уровне. Он вышел в прямой эфир. *тяжкий вздох* Пять минут эфирного времени, чтобы поговорить о моде, а он 15 минут говорил про русские березы, потому что не мог вырулить на другую тему.

— А как побороть этот страх перед микрофоном?

— Никак. Не так давно брали интервью у олимпийских чемпионов, и один из них сказал крутую вещь: «Как только ты перестаешь бояться на старте, можешь уходить из спорта». Точно так же и здесь. Если ты не боишься, ты будешь ошибаться. Лучше бояться, но идти с этим страхом рука об руку, потому что он помогает. Когда мы боимся, у нас внутри все активизируется. И если ты чувствуешь, что говоришь слово неправильно, то страх может заставить тебя вовремя замолчать!

Здесь поможет балансировка: в эфир не выходят в одиночку. Желательно выходить в паре с человеком, которому доверяешь. Как правило, это два разных архетипа: один молчаливый и спокойный, который не боится эфира, а второй — энергичный и из-за этого постоянно в волнении. Такая пара сохраняет баланс, оберегает друг друга от ошибок.

После беседы с Виолеттой я попробовала себя в роли ведущего, выходящего в прямой эфир. И это был бесценный опыт, благодаря которому я поняла, что эфир не так страшен, главное — учиться и не бояться своего голоса и своего текста.
 
нинаюраДата: Четверг, 02.04.2020, 08:22 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 2954
Награды: 38
Репутация: 113
Статус:
Уважаемая Анна, доброе утро!
На конкурс в одну номинацию разрешается представить только одну работу.
Эта Ваша работа будет принята ВНЕ КОНКУРСА!


Нина Павловна Гаврикова (нинаюра)
Член Академии российской литературы и МСТС "Озарение".
Руководитель Международного детского литературного клуба "Озарёнок"

Моя копилка на издание книги.
 
Анна_БаеваДата: Пятница, 10.04.2020, 21:18 | Сообщение # 3
Гость
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 8
Награды: 0
Репутация: 0
Статус:
Баева Анна, 16 лет, 2004 год рождения, город Колпино, 9 класс, ЦДЮТТ Колпинского района. Руководитель: Кузьмина Марина Дмитриевна, kuzmina_marinaaa@mail.ru
 
Литературный форум » Клуб "Озарёнок" » Архив конкурсов » Летнее вдохновение » Баева Анна, 16 лет (ВНЕ КОНКУРСА)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: