Nikolai | Дата: Четверг, 22 Янв 2015, 17:22 | Сообщение # 1 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Награды: 71
Репутация: 218
Статус:
| Сочинение.
Надежда Павловна, учительница русского языка и литературы, стремительно вошла в кабинет.
— Здравствуйте, седьмой «Б»! — радостно сказала она, кладя журнал на стол. — Садитесь и приготовьтесь к сочинению.
—У-у-у! Почему без предупреждения?! Знал бы, в школу бы не пришёл! Какая несправедливость! — загудел недовольно класс.
— Каждый грамотный человек должен уметь без предупреждения излагать свои мысли, своё мнение по тому или иному вопросу. Именно свои, а не услышанные где-то, не списанные. Не волнуйтесь, тема лёгкая, особой подготовки не требует, здесь нужны не столько ваши знания, сколько ваши чувства и тот жизненный опыт, который вы имеете. А предупреди я вас раньше, вы приготовили бы шпаргалки, которые заранее убивают всякую творческую индивидуальность. Не будем терять время! Вот тема сочинения.
И Надежда Павловна твёрдой рукой вывела мелом на доске: «За что я люблю свою Родину».
— А если у меня нет опыта? Или я не хочу писать про свои чувства? — спросил кто-то с задней парты.
— Если нет опыта, займи его из прочитанной литературы, а если не хочешь писать о своих чувствах, пиши отвлечённо о том, за что вообще можно любить Родину.
— А если её не за что любить? — задала вопрос отличница Оля, летом побывавшая вместе с родителями на Сейшельских островах и очень изменившаяся после этого.
Надежда Павловна даже опешила от такой неожиданности.
— Оля! — с чувством патетики произнесла она. — Говорят, каждый кулик своё болото хвалит, а ты, что, хуже кулика? У человека должна быть гордость за ту землю, на которой он родился. Довольно разговоров. Напишите небольшой план и приступайте. Постарайтесь найти в своей душе чувства, которые раскрывают ваше отношение к Родине. За что вы её любите? Как вы понимаете любовь к ней? Где таятся её истоки?
Пошелестев тетрадками, пошушукавшись, класс постепенно успокоился, головы учеников склонились к партам. Наступила тишина, изредка прерываемая непроизвольными вздохами и редкими шепотками, которые бдительная Надежда Павловна тотчас же прерывала, встав рядом с беседующими. Павлик надолго задумался. Ему не понравилась тема сочинения. Опять это «за что»! Почему нельзя просто «Я люблю свою Родину», или «Моя Родина», например? Так нет, обязательно надо объяснять «за что» и почему её любят. Как будто нельзя любить ни за что, без всякой причины, порой даже наперекор обстоятельствам, наперекор тому чувству стыда, которое возникает при взгляде на объект любви! Как будто нельзя любить просто потому, что не можешь не любить, не можешь не жалеть, как это было у Павлика, испытывающего острое, щемяще-пронзительное чувство любви к своей матери-алкоголичке.
В прошлый раз, когда Надежда Павловна придумала во второй четверти писать сочинение на тему «За что я люблю свою маму?», Павлик притворился, что у него разболелась голова, и отпросился с урока, лишь бы не пускаться в объяснения. Потом, позже, сколько учительница ни добивалась, чтобы он принёс работу, Павлик так и не написал сочинение, двойка осталась неисправленной. Такая отметка была редкостью для него, учился Павлик хорошо, увлечённо, без напряжения, легко схватывая знания отовсюду, где только можно было их ухватить. Но тут было совсем другое дело. Юная душа мальчика не смогла вынести конкретики поставленной задачи, грубой необходимости отвечать на не желаемый, в каком-то смысле бестактный вопрос и той бури противоречивых, подчас им самим неосознанных чувств, которые охватили его при взгляде на тему сочинения. И потом, почему речь должна идти об одной только маме? А где отец, который неотделим от неё и не воспринимается иначе, как часть одного целого? Из-за своей привычки много размышлять и мало разговаривать, Павлик не спросил тогда учительницу об этом, может быть, напрасно не спросил, потому что недоумение осталось.
Павлик был из неблагополучной семьи. Его мать, работавшая санитаркой в роддоме, сильно пила, и все об этом знали, часто видя, как она шатающейся походкой идёт через двор. Она могла упасть в детские качели и начать раскачиваться, громко хохоча или распевая песню об оранжевом солнце и оранжевом верблюде. Если в этот момент отца не было дома, Павлик сам выбегал на улицу и бросался к несчастной, чтобы увести подальше от людских глаз. Несмотря на свои неполные четырнадцать лет, он был крепок физически, а мама отличалась хрупкостью сложения, однако ему стоило большого труда преодолевать её сопротивление и отрывать её руки от железных прутьев. Павлику казалось, что все соседи из окон квартир смотрят на них и смеются. От стыда у него закипали слёзы на глазах, но оставить мать одну было выше его сил. Вся его душа содрогалась от боли за дорогого ему человека. Чувствуя унижение матери, он хотел бы разделить его вместе с ней, чтобы облегчить то одиночество, в котором она оказывалась, когда напивалась. Больше, чем стыд, больше чем этот ужасный, обжигающий сердце позор, его волновало, как довести мать домой.
Отец у него был хороший. Добрый. Терпел поведение своей непутёвой жены, возился с ней, приводя в чувство, и говорил, что она пьёт оттого, что видит слишком много чужого горя, и что непременно исправится, надо только дать ей время. Павлик верил ему и верил матери, которая на следующий день плакала и извинялась, чем вызывала в его душе ещё большее чувство смятения и жалости, но писать обо всём этом в своём сочинении он не желал. Да и слов таких он не знал, чтобы выразить всю полноту своей такой тяжёлой, такой невыразимо тоскливой любви к матери, а строчить просто так, для «галочки» он не мог. То же самое и с Родиной. Как можно писать о том, за что ты её любишь? Да и вообще, что это такое — Родина? Где она? В чём?
Павлик посмотрел в окно, где виднелся уголок школьного двора, весь засыпанный снегом, и вспомнил, как несколько дней назад, в выходной, когда мама была в порядке, а отец весел и шутлив, они всей семьёй поехали за город, прихватив бутерброды и старые лыжи, ведущие свою родословную ещё из папиного детства. Был чудный зимний день. Ярко светило солнце, воздух серебрился и переливался чем-то нежно-синим, как будто в него кто-то высыпал мешок крохотных звёзд. Небольшие холмы за пригородным вокзалом казались сказочными белыми шапками. Они забрались на одну из таких шапок и остановились на её пологой вершине, переводя дух.
—Эх! Красота-то какая! — воскликнул отец, широко разводя руками и оглядывая взглядом открывшуюся перед ними картину.
Было отчего восклицать и чему удивляться! Внизу, между гор, лежала прекрасная белая равнина, окаймлённая по сторонам редким, тоже заснеженным, кажущимся пушистым лесом. Маленькими точками повсюду виднелись лыжники. Своими лыжами они рисовали на этой равнине замысловатые узоры, понятные только тем, кто стоял наверху, как им тогда — Павлику, отцу и матери. Мама сказала, что вся равнина и следы от лыж напоминают ей вологодскую салфетку, сделанную умелыми руками мастерицы. У Павлика тогда на сердце сделалось так хорошо, что от невозможности выразить свои чувства словами, хотелось заплакать, глядя на равнину внизу, на щурящегося от солнца отца, на смеющуюся маму. Может быть, эти белые шапки гор, эти редкие мгновения всеобъемлющего счастья и есть Родина? Этот лес, снег, вологодское кружево на нём, искрящийся воздух— всё это Родина? Да, это так. Но как об этом написать, не рассказав всей правды о маме?
Или Родина это деревня, где живут родители отца? Павлик был там два раза и оба раза чувствовал себя счастливым, потому что в деревне никто не знал про его маму. Или это их квартира, которую мама иногда прибирает, начищает до блеска, до ощущения праздника? Да, наверное, всё это слагается в одно понятие, такое простое и такое сложное одновременно — Родина. Как и маму, как и отца, разве её, Родину, можно за что-то любить? Любят за что-то хорошее, но мама — ведь она иногда бывает плохой, однако именно в эти моменты Павлик любит её особенно сильною. Почему так бывает, он не мог объяснить этого даже себе, не то, что написать об этом в сочинении. Любовь к Родине, любовь к родителям. Разве не с этими, главными в его жизни чувствами рождается и живёт человек? Разве не они его поддерживают в трудные минуты? Так как же можно вычислить — ЗА ЧТО я люблю свою Родину? Павлик отвёл взгляд от окна. Перед ним стояла недовольная Надежда Павловна.
— Через три минуты конец урока. — строго сказала учительница. — А у тебя ни одного слова не написано. — Снова двойка? Не понимаю я тебя, Павел, лучше всех сочинения по художественной литературе пишешь, а на такие простые темы затрудняешься три предложения написать.
— А я его понимаю, — сказал Виктор с задней парты, он в начале урока спрашивал про опыт и чувства, — у него слишком много опыта и слишком много чувств. Ему и одной тетради будет мало.
Учительница неодобрительно покачала головой и отошла. А Павлику слова Виктора почему-то придали чувство храбрости, как будто подстегнули его сказать правду. Он схватился за ручку. Торопясь успеть до звонка, решительно вывел в тетради: «Я люблю Родину просто так, ни за что. Я люблю её как маму — потому что она есть». Прозвенел звонок. Двойка, так двойка!
22 января 2015 год, Янтай, Китай.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |