Nikolai | Дата: Четверг, 29 Янв 2015, 14:45 | Сообщение # 2 |
Его Величество Читатель
Группа: Модератор форума
Сообщений: 6802
Статус:
| Легкокрылая.
(О поэте Ирине Кузнецовй-Груздевой, г. Харьков).
http://soyuz-pisatelei.ru/forum/261-1462-1
Данный природой талант может дремать в человеке, не беспокоя и не напоминая о себе до поры до времени, чтобы в неожиданный момент вдруг прижать его к стенке и заставить работать не покладая рук, чтобы напомнить: нельзя зарывать подарки в землю. А может идти рядом с ним или бежать, в зависимости от скорости передвижения человека по жизни, и быть ему добрым товарищем.
Маленькая, хрупкая, с нежным лицом, с двумя тоненькими косичками, в детстве Ирина водилась только с ребятами, с теми, кого называли шалопаями, и слыла среди них самой отчаянной и быстроногой. Бегая с ними наперегонки, она иногда кричала на ходу: «Эй, попробуй, догони — этот фант себе верни!» Удивляться, почему её речь звучит так празднично и красиво, почему слова выстраиваются в рифму, было некогда. Соперники могли вырваться вперёд, и тогда прощай, всеобщий почёт и уважение, которыми Ирина не могла не дорожить, ибо понимала их цену. Израненные о щебёнку голые коленки потом долго саднили. Пришедшие на ум стихи будто подстёгивали её, прибавляя азарта, и она бежала дальше, оставляя дворовую ватагу позади себя.
Дружить с девчонками было не так интересно, у них одни куклы да тряпки на уме. Мальчишки другое дело. Понимали, когда Ирина говорила, что собирается в кругосветный поход, и беспрекословно повиновались, если она, невзирая на природную стеснительность, вдруг принималась командовать ими. Наградой за послушание служили её рассказы — тут Ире не было равных! Читала она запоем, при каждом удобном случае, а потом делилась впечатлениями с друзьями. Мальчишки были в восторге. Ирина и сейчас говорит, что не может представить свою жизнь без книг. Что бы она ни делала, под рукой всегда журнал или книжка.
Вечная занятость матери на работе и необходимость управляться по хозяйству, сформировали раннее чувство самостоятельности и личной независимости. «В 14 лет я окончила 8 классов и ушла из дому во взрослую жизнь – днём училась, по вечерам разносила телеграммы. Мама помогала и поддерживала во всём, к решениям моим относилась с уважением, за что я ей очень благодарна», — говорит Ирина, с теплотой вспоминая прошлое. Во время учёбы приходилось заниматься выпуском стенной газеты. Торопясь сделать работу быстрей, Ирина вместо прозаического текста под рисунки писала стихи. Так было проще, интересней. Поначалу все удивлялись её способности в две минуты придумать стихотворение к празднику, а потом привыкли, и наряду с «быстроногая» за ней закрепилось звание «поэт». От стихов «по случаю» до стихов «по желанию» оказался лишь шаг. Ирина стала писать для себя, повинуясь личному настроению. Была исписана не одна тетрадка.
Лихие девяностые, когда бывший Советский Союз лихорадило, крутило и шатало, совпали с созданием семьи. Край, в который Ирина переехала, выйдя замуж, называется Донбассом. Однажды подруга, зная об увлечении Ирины, принесла ей газету «Кочегарка» с напечатанным на последней странице объявлением о стихотворном конкурсе. Там же приглашали на занятия в поэтический клуб – литературное объединение «Забой».
— Отправь! — пристала подруга. – Видишь, стихи принимают под псевдонимом! Опозоришься — знать никто не будет!
Не опозорилась. Заняла первое место. И вдруг почувствовала себя окрылённой, будто взлетевшей к небесам! Её осенило: оказывается, можно ощутить скорость не только во время бега наперегонки с мальчишками, но и от соприкосновения с поэзией! Вкусив сладость творческого вдохновения и связанного с ним чувства полёта, Ирина стала писать стихи, словно начала соревноваться с ними! Интересно, кто кого обгонит? Она, с её вечным желанием везде успеть, прочитать очередную книгу, сходить в горы, не пропустить занятия по лёгкой атлетике, или стихи, заставляющие забыть обо всём на свете?
Вряд ли она тогда задумывалась об этом так серьёзно, как делаю я сейчас, пытаясь понять свою героиню. Она просто писала. Потому что не могла не писать — рифмы окружали её, беря в плен, когда чувства переполняли душу. На мой взгляд, отношение Ирины к поэзии в молодости напоминало именно соревнование. Иногда вперёд вырывались стихи, и тогда появлялись строчки, подобные этим:
Вместит мой мир и чью-то нелюбовь, И пересуды, и пустые речи... Чужую радость и чужую боль С надеждой на несбывшуюся встречу.
У одиночества на всё свои права. Прощаю всех, кто одинок и светел. О чём-то недосказанном листва шумит в саду и треплет ветви ветер...
(2011г.)
А порой опережала она, жившая, как и большинство людей, бытовыми проблемами. Временами проблем было много – до рождения детей пришлось поработать нянечкой в детском саду, вожатой в пионерском лагере, мастером производственного обучения в ПТУ. В таких случаях тетрадка с ручкой откладывались в сторону, ожидая своего часа.
«Кочегарка», «Забой» — говорящие названия. Но Донбасс – это не только суровые шахтёрские лица, ощущение физического труда вокруг, но ещё и любимое ЛИТО — литературное объединение, подарившее друзей, с которыми Ирина продолжает общаться. Она давно не живёт в Горловке, бывая там раз в году у свекрови, но до сих пор хранит в душе уважение к шахтёрской профессии, приравнивая «уйти в шахту» к «уйти на войну»…
Стоят копры, как маяки, И терриконы степь Земли прыщавят. И снова матери глядят из-под руки Вслед тем, кто им вернуться обещает... (2011г.)
Настал период, когда восхитительное, не вполне осознанное ею соревнование между стихами и реальностью закончилось. Азарт сменился чувством постоянной озабоченности. Победили природные инстинкты, материнские обязанности. К ощущению счастья добавлялось чувство хронической усталости, день перемешался с ночью, не хотелось не только писать, но и читать, по признанию самой Ирины. Разбираться в тонкостях собственных ощущений было некогда, дети требовали внимания. Тот период «неписания и нечитания», был уходом от творчества в другую реальность.
— В другую? — переспросил я её. — Что же для тебя поэзия?
— Ещё одна реальность, — ответила Ирина, невольно подтвердив мою точку зрения на существование никому невидимого и непонятого ею самой соревнования.
Возможно, именно состязание двух реальностей, одна из которых когда-то дарила стихи, а другая подарила детей, легло в основу её решительного шага. Ища причину во внешнем, Ирина, выражаясь её словами, однажды «решила изменить всё: работу, окружение, семью, город, весь образ жизни». И она это сделала. Имея такую черту характера, как умение рвануть «с места в карьер» — в 1999 году вернулась в родной Харьков и была счастлива своим поступком. А спустя 10 лет — как внезапный толчок в груди — мысль о том, что чего-то не хватает, вызвала щемящую тоску. Вероятно, проснувшаяся недостающая реальность искала выхода. В 2009 году без видимой на то причины случился «творческий запой с бессонными ночами и блокнотом под подушкой». Строчки полились рекой, рифмы опережали друг друга, забытая поэтическая реальность вернулась — Ирина почувствовала себя прижатой к стенке. Когда-то бежавший с ней рядом, а потом задремавший талант вырвался наружу, побуждая хвататься за ручку и торопя записать пришедший в голову стих. Но подчиняться было одно удовольствие! Ощущение будто где-то внутри неё открылись шлюзы, давшие свободу накопленным эмоциям, ошеломляло. Творчеству не мешали ни домашняя работа, ни бессонные ночи, связанные с рождением младшего сына, ни усталость. Хотелось сочинять, строчить рифмы, будто навёрстывая упущенное. Это только так казалось – навёрстывать упущенное. Вряд ли можно догнать то, что ушло. На самом деле просто пришла пора расцвести поэтическому цветку, взошедшему в далёком детстве и набиравшемуся сил в тени той реальности, в которой находилась Ирина. Да, возможно, быт и определяет наше сознание, возможно. Но не нашу душу. Один раз воспарившая, она будет ждать продолжения.
Раздумывая о десяти годах сознательного творческого молчания, я вспомнил эпизод из юности Ирины, рассказанный ею без связи с разговором о поэзии. В молодости она увлеклась альпинизмом. Эльбрус, Когутай, Виа-Тау – всех покорённых вершин уже не вспомнить! Для того чтобы получить бесплатную путёвку в альплагерь, надо было выиграть спортивное соревнование, устраиваемое между учебными учреждениями. Одним из этапов борьбы был десятикилометровый кросс по лесу. Это совсем не сложно, если лёгкая атлетика – твоя стихия. На ногах купленные «за дорого» у фарцовщиков белые румынские кроссовки. Большая роскошь по тем временам, когда ничего, кроме кед, в магазинах, найти было нельзя. И почти в конце пути – вдруг лужа на трассе! Огромная, не обойти! Недолго думая, Ирина скидывает кроссовки, берёт их в руки и продолжает бег. Вперёд, через лужу – к финишу! Она пришла первой. Потом о ней долго говорили: «А, это та самая девочка?..» Ирина смеётся, вспоминая прошлое, а я думаю о том, что желание сохранить обувь — это не что иное, как понимание того, каким трудом она тебе досталась, на какие деньги куплена. Пробежаться босиком? Какая мелочь!
Невольно напрашивается сравнение между десятикилометровым кроссом с десятью годами молчания. Там и тут присутствовало желание пройти нелёгкий путь, преодолеть препятствия и сохранить при этом нечто дорогое тебе. С той лишь разницей, что во втором случае Ирина освободилась не от обуви, в которой хотелось покрасоваться не только в лесу, а от желания писать стихи, сознательно уйдя от творчества. Нельзя, решила она, распыляться на избитые рифмы и поверхностные эмоции. Нужно ждать, когда появятся своё, личное, а сейчас посвятить себя семье. Эти десять лет, как и кросс когда-то, закончились победой. Накопленные в глубинах подсознания образы, пережитые чувства, ничем и никем не сдерживаемые, преобразовывались в поэтические строчки. Вперёд вырвались стихи.
Спустя два года после «пробуждения» от творческой спячки, Ирина пришла на сайт «Союз писателей» (г.Новокузнецк, Кемеровская область). Пришла, чтобы участвовать во II Международном поэтическом конкурсе «Союзники», настроенная «добрыми» знакомыми на то, что всё здесь очередной «лохотрон».
—Попробуй! — сказали ей. — Сама убедишься, подстава!
Она попробовала. Во II конкурсе удалось войти в десятку сильнейших авторов, а в III победила, после чего была огромная, ни с чем несравнимая радость и слёзы счастья. Вот только, хотелось понять: не случайность ли это? И снова победа, на этот раз в Международном конкурсе «Поэзия без границ». Три года присутствия на форму дали Ирине главное – появилось чувство комфорта в душе, чувство уверенности и понимание простой житейской мудрости: «мир невозможно изменить, но можно изменить своё отношение к нему». Её стихи наполнились интонациями, по масштабности сравнимые с космосом:
Когда придёт пора и облака Окажутся подножием, долиной, Увидишь, как гончар готовит глину... И как течёт небесная река.
А где-то там, внизу, под облаками Пронзительно знакомый шар земной, Где свой ковчег ещё возводит Ной, Куда вернёшься белыми снегами. (2011г.)
Похоже, что две реальности перестали соперничать между собой. Превратившись в союзников, они идут отныне параллельно друг другу, поддерживая с двух сторон Ирину. Иногда пересекаются, и тогда на свет появляются книги. За этот период были опубликованы десятки, сотни стихотворений в журналах, издано 3 поэтических сборника: «Это для тебя», «Потому что люблю» и «Когда ты прочтёшь». Читая сборники, невозможно отделаться от ощущения, что Ирина ведёт непрерывный диалог с читателем, который только и ждёт её слов и который всё понимает. Книги увидели свет благодаря издательству «Союз писателей»: первая стала результатом победы в конкурсе, вторая вышла по программе фонда «Меценат», который поддерживает талантливых авторов, третья – в рамках проекта «Народная книга», где свой выбор делают читатели. Сегодня Ирина - член Союза писателей России, Межрегионального Союза писателей и Конгресса литераторов Украины. Её имя включено в «Золотой фонд» издательства и новый сборник стихотворений будет выпущен уже в рамках программы «Народное достояние». Ирина – мать семерых детей, старшему сыну двадцать четыре года, младшему три. Она занимается домом, не представляя его без шума и гама, пишет стихи и активно участвует в жизни сайта «СП», без которого уже не мыслит себя. Она энергична, излучает любовь и готова прийти на помощь, как пришла на помощь молодой женщине, задумавшей сделать аборт. Отговорила, вымолила дитя, при том, что не считает себя верующей. Глядя, как часто появляются её сообщения в темах авторов, как быстро она перемещается из одного раздела форума в другой, я назвал Ирину «Легкокрылой». Поразительное чувство языка, полученное от рождения и развитое постоянным чтением, отличает все её замечания.
В стремлении Ирины поддержать молодых писателей при издании авторского сборника или в разборе их произведений, я вижу искреннюю заботу и то безвозвратно ушедшее в прошлое с развалом Союза, что отличало систему образования ПТУ, когда мастера были и воспитателями. Познавшая нехватку родительской любви, рано потерявшая маму, ответственная за себя с четырнадцати лет, имеющая недолгий опыт работы с подростками и собственный опыт матери, обладающая природным, обострённым поэтическим чутьём, эта женщина представляется мне образцом жены, матери, педагога. Одухотворённое тонкое лицо, смелая открытость во взгляде, ручьём журчащий нежный голос – о, где вы, поэты? Что вам искать? Кого? Вот ваша Муза! Многие называют Ирину «везучей», но только она одна знает цену внешней лёгкости. «Такая неизбывная тоска есть в этой жизни… — как-то заметила она, — несмотря на внешнее кажущееся благополучие, каждый человек по-настоящему одинок в своих мыслях». Вот что, оказывается, является обратной стороной медали – знание жизни! Знание её извечной трагичности, быстротечности. Знание о малости счастливых минут и том, что жизнь состоит в основном из ожидания счастья. Такое даётся людям с тонкой душой и горячим сердцем. Это как в детстве – сбитые в кровь ноги в обмен на «самая быстроногая». В последнее время Ирина всё чаще обращается к теме, захватившей всех нас и перехлёстывающей всё остальное: Затяжные дожди - чем не повод пройтись не спеша По аллеям пустынным всегда многолюдного парка? Можно просто бесцельно бродить и свободой дышать, Наблюдая, как щедро ссужает небесная прялка
Серебристые нити. Кудельные тучи темны, И не видно того, кто прядёт увлечённо и ловко. Но такое затишье за несколько дней до войны, Что звенит тишина, разбиваясь на сотни осколков. (2014г.)
Не боясь показаться высокопарно-сентиментальным, хочу сказать напоследок: Ирина олицетворяет для меня идеал человека, сочетающего в себе черты нашей современности. Она деятельна, активна, любознательна, настойчива, если одним словом, самодостаточна. Её внутренний мир озаряет всё, к чему она прикасается, будь то муж, дети или друзья. Две реальности, в которых она пребывает, составляют её духовность, ибо нельзя отделить в данном случае поэтессу от матери или поэтессу от жены. Женщина, желающая иметь детей, принимающая их с радостью, как дар Божий и с такой же радостью пускающая их в жизнь, она черпает вдохновение для стихов в любви к миру. В её стихах — полнота чувств, которым веришь, возможно, потому что сердце её страдает от боли за общие беды: Нелюбимых в бреду не зовут И не просят не помнить обиды. Уплывая душой в синеву, От живых отделяясь, к убитым
Примыкают один за одним – Сколько их, не успевших проститься, Сколько их на руках у родни В эти дни?.. Фотокарточки, лица,
Похоронные ленты, цветы, Отпевания наскоро - лето. И-у-же-ни-ка-кой-су-е-ты... Птичий щебет в саду напоследок. (2014г.)
Вспоминаю слова своей мамы, сокрушавшейся за шитьём платья для моей проказливой младшей сестрёнки: «Ох, и вреднуля же ты, Танюшка! Десятый раз порю один и тот же шов! Правду люди говорят, если вредный человек, так и делать для него тяжело!» Не знаю, не уверен, так ли это, но вот почему-то вспомнилось, когда поставил дату под этой работой, поняв, что сделана она почти без поправок, на одном дыхании. Как видно, Легкокрылая Муза была рядом со мной.
13 апреля 2014 год.
Николай Гантимуров.
"Будьте внимательны к своим мыслям, они - начало поступков" Лао-Цзы.
Ведущий проекта "Герой нашего времени. Кто он?" Редактор газеты "Сказобоз"
|
|
| |