[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Литература Древнего мира и античности » Авиценна - ученый, философ и поэт
Авиценна - ученый, философ и поэт
Nikolay Дата: Вторник, 15 Мар 2011, 21:28 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Авиценна
(Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина) (980-1037)

- выдающийся среднеазиатский ученый и философ, врач и музыкант, естествоиспытатель и математик, поэт и литературовед.

Иранец по происхождению. Начальное образование получил от отца — чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) — у Исмаила Захида, медицину — у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях.
С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002 году, вскоре после смерти отца, переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч). В 1008 году, после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи, благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. В 1015-1024 годах жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с активным участием в политических и государственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла.
Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые — на фарси), охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику.
Главная философская работа Ибн Сины — энциклопедический труд «Книга исцеления» — состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). Среди других работ наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел «Канон врачебной медицины». Кроме этого, известны немногочисленные стихи (большей частью в форме рубаи).
***

О творчестве Авиценны

«…Творческое наследие великого ученого, философа, врача и поэта Абу Али ибн Сины, получившего широкую известность в Европе под именем Авиценны, огромно. Труды Ибн Сины принадлежат к числу выдающихся творений, обогативших сокровищницу мировой культуры.
Родился Ибн Сина в 980 г. в небольшом укрепленном селении Афшана близ Бухары, где прошла его молодость, где он сформировался как ученый и врач. В Бухаре еще и сейчас можно услышать о нем поучительные легенды.
В одной из таких легенд рассказывается, что, состарившись, Ибн Сина приготовил сорок лекарств, которые могли воскресить умершее тело. Он взял со своего ученика слово, что тот после смерти Ибн Сины оживит его, применяя эти сорок лекарств в определенной последовательности. Вскоре Ибн Сина умер, и ученик приступил к врачеванию. Лекарства оказывали необычайное действие. Тело старца не только не разлагалось, но становилось все более юным и свежим. Когда же осталось применить содержимое последнего сосуда с лекарством, тело Ибн Сины напоминало прекрасного, сияющего юношу - казалось, готового проснуться и заговорить. Это глубоко потрясло ученика. И только он стал подносить к телу последнее, сороковое лекарство, как из-за сильного волнения не смог удержать в руках сосуд с чудесным составом. Сосуд выскользнул из его рук и разбился...
В этой поэтической легенде выражена вера в могущество знаний Ибн Сины, обрисованы черты, свойственные ему как ученому; о них свидетельствуют и его автобиография, и многочисленные труды. Это - пытливость и упорство в преодолении стоящих перед ним препятствий, стремление разгадать тайны природы, овладеть знанием ее законов, чтобы победить недуги, сделать все для облегчения участи людей. Эти присущие Ибн Сипе черты хорошо выражены в одном из его четверостиший (рубаи), которое перекликается с приведенной легендой:
От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.
Как же протекала жизнь и развивалось творчество Ибн Сины? Отец Ибн Сины был податным чиновником, служившим династии Саманидов. Родители хотели дать сыну возможно лучшее образование; переехав в Бухару - город, являвшийся в то время одним из выдающихся центров культуры, - они поручили обучение Ибн Сины ученым педагогам. Но знания бухарских учителей вскоре уже не могли удовлетворять пытливого юношу, и он стал самостоятельно изучать философию, лирику и другие науки.
Работоспособность Ибн Сины была исключительной. «В то время, - говорит он о своем шестнадцатилетнем возрасте, - я недосыпал ни одной ночи, да и в течение дня не занимался ничем иным, кроме наук. Возвращаясь к ночи в мое жилище, я ставил перед собой светильник и погружался в чтение или письмо... Когда же сон окончательно одолевал меня, то и во сне продолжал я обдумывать те вопросы, которыми занимался наяву... Такую жизнь вел я, пока не усвоил твердо всех наук и не овладел ими настолько, насколько это вообще доступно человеку». В числе этих наук была и медицина, которой Ибн Сина посвятил затем 16 из своих многочисленных (всего около 300) сочинений. К семнадцати годам Ибн Сина был уже зрелым ученым и занимался врачебной практикой. Успешность его врачевания открыла перед ним сокровища знаменитой библиотеки Бухары.
После завоевания Саманидского государства Караханидами Ибн Сина вынужден был уехать из Бухары в Ургенч, а затем в Иран. Почти вся дальнейшая жизнь Ибн Сины прошла в скитаниях по разным городам прикаспийской области и Ирана. Условия, в которых он находился, часто были тяжелыми; не раз он подвергался преследованиям, был заключен в тюрьму. И только благодаря огромной силе воли и изумительной памяти, даже лишенный возможности пользоваться необходимой литературой, Ибн Сина не прекращал научной, литературной и врачебной работы. Приходилось ему заниматься и административной, и государственной деятельностью. Все это рано подорвало его силы. Умер Ибн Сина в 1037 году в возрасте 57 лет, в Хамадане (Иран), где и сейчас находится его могила.
В числе написанных Иби Синой на арабском и персидском языках произведений есть касыды, газели и рубан, а также многотомные труды. Среди последних - семнадцатитомная «Китаб аш-шифа» («Книга исцеления») и пятитомный «Аль-Канун фи-т-тибб» («Канон врачебной науки»), который до XVII в. был основным медицинским руководством как в странах Востока, так и Запада. В своих естественнонаучных и медицинских трудах Ибн Сина развивает учения выдающихся представителей древней медицины (Гиппократа, Галена и др.), а также обобщает результаты своих исследований и наблюдений. При этом и для изложения научных вопросов Ибн Сина иногда прибегает к стихам. Так, его труд «Урджуза фи-т-тибб», в котором изложены основные положения медицины, состоит более чем из 1300 двустиший.
У Ибн Сины есть также труды, посвященные вопросам музыки. Широкую известность имеет рассказ, будто именно Ибн Сина совместно с Насир-и Хосровом изобрел распространенный в Средней Азии струнный смычковый инструмент - гиджак.
Об Ибн Сине создано немало рассказов, где его жизнь представлена в фантастическом плане. О нем упоминает в «Божественной комедии» Данте; в комедии «Валенсианские безумцы» - Лопе де Вега, знаменитый испанский драматург. В августе 1952 г. по призыву Всемирного Совета Мира отмечалось тысячелетие со дня рождения Ибн Сины…»
(Извлечение из книги Р.А. Абузярова, З.И. Туаевой «Истоки. Ислам: вероучение, мораль, культура». - Уфа, 1996).
***

Афоризмы

Все, в чем злобному видятся глупость и вздор,
Мудрость и красоту видит дружеский взор.
***
Как от слепцов скрыт солнца ясный свет,
Так для глупцов дороги к правде нет.
***
Коль смолоду избрал к заветной правде путь,
С невеждами не спорь, советы их забудь.
***
Не будешь пить вина - мальчишкой назовут,
А будешь часто пить - ханжей услышишь суд.
***
С гимнастикой дружи,
всегда веселым будь,
и проживешь сто лет,
а может быть, и боле.
Микстуры, порошки —
к здоровью ложный путь.
Природою лечись —
в саду и в чистом поле.
***
Умерен будь в еде – вот заповедь одна,
Вторая заповедь: поменьше пей вина.
***
Чем реже рука поднимает застольную чашу вина,
Тем крепче в бою и храбрее и в деле искусней она.
***

Рубаи

Сердце жадно спешило пройти этот путь,
Все понять и в глубины вещей заглянуть.
Мудрость – тысяча солнц! – мне в дороге светила
Сердцевины достиг, но не познана суть.
***
Суть в существе твоем отражена,
Не сможет долго тайной быть она,
Не потому ль, что суть любой натуры
В поступке, словно в зеркале, видна.
***
Душа, ты связана с желанием и страстью.
Спеши: мгновению обязана ты властью.
Любви не покупай, богатств, чинов не требуй,
Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.
***
Налейте вина мне, пусть длятся года,
Налейте, чтоб радость была молода.
Вино, что огонь, но земные печали
Уносит оно, как Живая вода.
***
О солнце! Странник ты, повсюду знаменитый.
Из этих странствий мне подарок принеси ты:
Кого ты на путях любви нашло сегодня
С печалью на лице и болью, в сердце скрытой.
***
Мы к богу-истине прибегли, когда пошли путем прямым.
Теперь благое и дурное в самих себе искореним.
Когда божественная правда судить нас будет с добротой,—
С дурным отожествит благое, благое уравнит с дурным.
***
Душа вселенной — истина: то бог. А мир есть тело,
А чувства тела — ангелы, верны душе всецело,
А члены тела — вещества, стихии, элементы.
Единство мира таково, я утверждаю смело.
***
Вино враждует с пьяницей, а с трезвым дружит, право.
Немного пьем — лекарство в нем, а много пьем — отрава.
Не пейте неумеренно: вам будет вред безмерный,
А будем пить умеренно — вину и честь и слава!
***
Пьешь изредка вино — мальчишкою слывешь,
И грешником слывешь, когда ты часто пьешь.
Кто должен пить вино? Бродяга, шах, мудрец.
Ты не из этих трех? Не пей: ты пропадешь!
***
Мой друг с моим врагом сегодня рядом был.
Не нужен сахар мне, что смешан с ядом был!
С подобным другом впредь не должен я дружить:
Беги от мотылька, когда он с гадом был!
***
Эй, кравчий, соскучился я о вине!
Вновь выпью и бога увижу на дне.
Хочу совершить омовенье души я,
Кувшинчик безносый подай-ка ты мне!
***
Кто стар, тот молодым огнем пылать не может.
Творца хулит старик, но юным стать не может.
То дело, что творил, творил ты темной ночью:
Оно при свете дня существовать не может.
***
Все, что сокрыто в словах, мне подвластно.
Тайны вселенной постиг я прекрасно.
Ну, а себя хорошо ли познал я?
Стало мне ясно, что все мне неясно.
***
Пройти пустыню мира ты, сердце, торопилось,
Но мира не познало, хотя познать стремилось.
В конце концов не знаю дороги к совершенству,
Хотя в пытливом сердце сто тысяч солнц светилось.
***
О, если бы познать, кто я! Хотя бы раз
Постигнуть, для чего скитаюсь я сейчас?
Спокойно зажил бы, отраду обретя,
А нет — заплакал бы я тысячами глаз.
***
От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварства я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел.
***
Земля подобна шахматной доске,
Фигур без счета у Судьбы в руке.
В небытие ушли и царь, и нищий,
Пока мы здесь, а будем вдалеке.
***
Мое неверье — не игра, не слов пустых убранство.
Я верю в истину одну: вот веры постоянство.
Сейчас таких, как я,— один, и если я — неверный,
То, значит, правоверных нет, нет в мире мусульманства.
***
Незримо ты к летам приходишь белым,
Пока ты в силах, занимайся делом.
Скажи, что можешь завтра сотворить,
Коль станешь немощен душой и телом?
***
О душа, ты желаньем и страстью полна,
Торопись, ибо жизнь на мгновенье дана.
И зачем тебе почести, власть и богатства, -
В верной дружбе твоя золотая казна.
***
Вино — наш друг, но в нём живет коварство:
Пьешь много — яд, немного пьешь — лекарство.
Не причиняй себе излишеством вреда,
Пей в меру — и продлится жизни царство...
***
С ослами будь ослом — не обнажай свой лик!
Ослейшего спроси — он скажет «Я велик!»
А если у кого ослиных нет ушей,
Тот для ословства — явный еретик!
***
Когда к невеждам ты идешь высокомерным,
Средь ложных мудрецов ты будь ослом примерным.
Ослинных черт у них такое изобилье,
Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.
(Перевод: Я.Козловский, Н. Стрижков, Р. Фархади)
***

Прикрепления: 3857220.jpg (33.1 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"

Сообщение отредактировал Nikolay - Вторник, 15 Мар 2011, 21:37
 
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Литература Древнего мира и античности » Авиценна - ученый, философ и поэт
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: