• Страница 1 из 1
  • 1
Нестор Летописец - один из первых древнерусских летописцев
NikolayДата: Среда, 31 Авг 2011, 15:51 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:


НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ
(приблизительно 1056 г.- 1114 г.)


- великий древнерусский историк и публицист, по-видимому, монах Киево-Печерского монастыря с 70-х гг. XI в.; один из первых древнерусских писателей-исследователей, историков и хронистов; один из первых древнерусских летописцев.

В 80-е гг. написал «Чтение о житие и погублении... Бориса и Глеба» и «Житие... Феодосия». В этих сочинениях, наряду с проповедью христианских идей, подчёркивал самостоятельность Руси по отношению к Византии, осуждал княжеские распри. По мнению многих исследователей, Н. был одним из составителей «Повести временных лет», возникшей около 1113. В «Повести» раскрывается широкий кругозор автора, его горячее патриотическое чувство, сложно переплетаются феодально-христианские и народно-героические мотивы. Гробница Н. находится в пещерах Киево-Печерской лавры.
«Святая Русь». Энциклопедический словарь русской цивилизации: Нестор Летописец, Печерский (ок. 1056 - 1114), составитель «Повести временных лет», родился в Киеве, в семнадцать лет поступил в Киево-Печерскую обитель послушником. Принял его сам основатель монастыря прп. Феодосий. Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже самых известных печерских старцев. По пострижении в монашество он был удостоен сана иеродиакона. Основным его послушанием в монастыре стало книжное дело. Помимо «Повести временных лет» им написано житие первых русских святых - страстотерпцев Бориса и Глеба, житие прп. Феодосия - основоположника правильной монастырской жизни на Руси, сказания о первых печерских подвижниках и мн. др.
Память прп. Нестору отмечается 27 октября / 9 ноября, 28 сентября / 11 октября и во 2-ю неделю Великого поста.
(Источник - Публичная библиотека; http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/NESTOR_Letopisec/_Nestor_L..html )
***


Не́стор — древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII вв., монах Киево-Печерского монастыря.
Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет», которая наряду с «Чешской хроникой» Козьмы Пражского и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеет фундаментальное значение для славянской культуры.

Сведения о жизни
Текст “Повести временных лет” в составе Ипатьевской летописи начинается с безымянного упоминания ее автора — черноризца Печерского монастыря, а в послании другого печерского монаха, Поликарпа, к архимандриту Акиндину, датируемого XIII веком, прямо указывается на Нестора как автора Начальной летописи. То же самое говорится и в “Житии преподобного Антония”, составленном несколько позже и основанного на устных монастырских преданиях.
Из самой “Повести временных лет” известно, что в конце XI в. Нестор жил в Печерском монастыре: рассказывая под 1096 годом о набеге половцев на Печерский монастырь, он говорит: «…и придоша на монастырь Печерский, нам сущим по кельям почивающим по заутрени». Также известно, что летописец был ещё жив в 1106 г.: в этом году, пишет он, скончался старец добрый Ян, «от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Больше никаких сколько-нибудь достоверных сведений о нем не имеется.
Считается, что Нестором также написаны «Чтение о житии и о погублении Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского».

Канонизация и мощи
Канонизирован (преподобный Нестор Летописец) в Русской православной церкви; память — 27 июля по Юлианскому календарю. Мощи почивают в Ближних (Антониевых) пещерах Киево-Печерской Лавры.
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Нестор_Летописец )
***


Преподобный Нестор Летописец

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию († 1074, память 3 мая) и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование. Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами". В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).
Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112 - 1113 годам "Повести временных лет". "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.
Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках - в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о "испытании вер" святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Духовная глубина, историческая верность и патриотизм " Повести временных лет" ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности.
Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись"). Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский († 1226, память 10 мая), спасатель "Киево-Печерского Патерика". Рассказывая о событиях, связанных с жизнью святых угодников Божиих, святитель Симон нередко ссылается, среди других источников, на Летописи преподобного Нестора.
Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.
Творения его издавались много раз. Последние научные издания: "Повесть временных лет", М.-Л., 1950: "Житие Феодосия Печерского" - в "Изборнике" (М., 1969; параллельно древнерусский текст и современный перевод).
(Источник – Православный календарь; http://days.pravoslavie.ru/Life/life4600.htm )
***

Житие преподобного отца нашего Нестора, летописца русского (27 октября)
(Извлечение из «Патерик Печерский, или Отечник»).


Он написал жития святых и преподобных отец наших Печерских, помещенных в первой части этого патерика.
Всякая вещь, если она не будет запечатлена писанием, будет забыта инеизвестна так, если бы Моисей не был научен Богом о самом начале и первом строении мира, о первом родоначальнике нашем Адаме и не оставил бы нам всего этого в своих книгах, все бы то продолжительность времени покрыла как тьма и привела бы в неизвестность. Но Бог посылает, в какое хочет время, летописцев, чтобы последующие роды, прочтя то, что они начертали, могли получить от того пользу.
Так и в наше последнее время Господь явил в Русской нашей земле в святом Печерском монастыре приснопамятного описателя, преподобного отца нашего Нестора, который просветил наши очи, принося нам пользу и возбуждая в нас благодарность к Богу тем, что написал нам о начале и первом устроении нашего Русского мира, не только внешнего, но, больше всего, внутреннего и духовного. Я разумею под этим сказание об основании и устройстве в Руси обители по уставу иноческого жития, насажденного как в раю, в Печерском святом монастыре, и о духовном нашем родоначальнике, преподобном Антонии и о прочих его последователях, и порожденных от него духом Печерских святых, к которым принадлежал и сам достохвальный этот описатель. Он их святолепные жития написал не только тростью на хартии, но и на непорочной душе своей, делами равного им подвижничества. И потому вписал самого себя в книги вечной жизни, так что он слышит: "Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах" (Лк. 10:20).
Когда преподобный Антоний безмолвствовал в пещере, а блаженный Феодосии строил монастырь, блаженный отец наш Нестор пришел к ним, желая святого ангельского иноческого образа. Ему было только семнадцать лет от роду.
И тогда, еще не будучи иноком, он привык ко всем иноческим добродетелям: к чистоте телесной и душевной, вольной нищете, глубокому смирению, беспрекословному послушанию, строгому посту, непрестанной молитве, неусыпному бдению и прочим равноангельским трудам, которыми он во всем подражал житию самих первоначальников святых Печерских - Антонию и Феодосию. И от этой святой двоицы он в цветущей своей юности принимал с любовью всякую заповедь, как дитя молоко от сосцов, и как жаждущий олень воду из двух источников, текущих посреди гор в пещерах.
В писаниях своих он показывает, что имел великую любовь к тем преподобным основателям "не словом или языком, но делом и истиной" (1 Ин. 3:18) и что он горячо прославлял Бога устами и душой своей, видя светлые добрые дела тех двух великих светил русского неба.
После же честной пред Господом смерти тех преподобных отцов блаженный отец наш Нестор не только умер для мира делами мирскими, что сделал он еще прежде, проходя искус, но и мирским образом, и принял святой ангельский иноческий образ от преподобного Стефана, игумена Печерского, потом им же был возведен на степень диакона.
И тогда, видя на себе двойной сан, иноческий и диаконский, день ото дня усугублял добродетели свои, умерщвляя все плотские страсти и творя всякую истину, чтоб не быть плотским, но духовным человеком, истинным рабом и поклонником Божиим, зная хорошо слова Самого Господа: "Бог есть дух; и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4:24).
Духа неприязни, в котором нет истины, не поклоняющегося Господу, он побеждал - как то можно судить по писанию его - больше всего неизреченным смирением, ибо всюду, смиряя себя, называет себя недостойным, грубым, невеждой, исполненным множества грехов.
Когда же, по внушению Божию, братия положила совет ископать честные мощи преподобного Феодосия и принести их из пещеры во святую, Богом зданную Печерскую церковь, тогда в этом послушании первым был блаженный Нестор. И с великой верой и мольбой потрудившись над копанием всю ночь, ископал святому Печерскому монастырю многоценный этот бисер, честные мощи преподобного Феодосия, и изнес их пред пещеру, и был свидетелем, как говорит сам, великих, бывших тогда чудес. Он пожил довольно лет, трудясь в деле летописания и помня вечные лета. И так угодил он Творцу лет, к Которому, после временных лет, преставился в вечность, и был положен в пещере, где и доныне его честное тело почивает в чудотворном нетлении, свидетельствуя, что преподобный этот списатель житий святых и годов написал себе нетленное жилище на небе и благословен нетленным концом лета благости Божией, лета Господня приятного.
Молитвами преподобного этого списателя да будем и мы вписаны в книги жизни Агнца Божия, Которого лета не оскудеют. Ему с Богом Отцом и животворящим Духом подобает от нас всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
(Источник - http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/NESTOR_Letopisec/_Nestor_L..html#01 )
***


Начальная русская летопись
(О «Повести временных лет»)


Летописи - явление чисто русское, уникальное для мировой культуры. Само это слово происходит от древнерусского слова "лето", что означает "год". Из года в год летописец ведет свое повествование, начиная его словами: "В лето..." ("В год..."), и записывает все важное, что случалось в данный год. Проходило время, и уже другой летописец начинает вести летопись, переписывая предыдущую и дополняя ее новыми сведениями, если таковые имелись. Часто летописи просто копировались, т.е. переписывались по заказу князей или монастырей для своих библиотек. Переписанные с дополнениями летописи или их копии называются списками. Благодаря этим спискам многие памятники древнерусской письменности сохранились до наших дней.
В XI - XII веках в период расцвета Киевской Руси, была создана "Начальная русская летопись", которая рассказывала об образовании Русского государства, о начальном периоде его истории. По первым словам, начинавшим это повествование, она получила название "Повесть временных лет". "Временных" - значит минувших.
"Повесть временных лет" является древнейшим сочинением по русской истории. Она сдержана и немногословна и рассказывает всегда только о самом главном, значительном, оставляя без внимания мелочи. Несмотря на это, "Повесть" - целая энциклопедия жизни государства IX - XI столетий. Из нее мы узнаем и о событиях, которые имели место в те далекие времена, и о языке, и о происхождении письменности, о древнерусском искусстве и географических знаниях наших предков, о международных связях и многом другом. Поэтому некоторые русские летописи начинались с "Повести временных лет" как с самого раннего русского письменного источника.

Древние летописцы были разносторонне образованными людьми, знали большое количество письменных источников и литературных произведений разных народов, извлекали исторические сведения из былин, песен и устных преданий. Большинство ученых считают составителем "Повести временных лет" монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Об этом человеке известно очень мало. Родился он около 1050 года, и в двадцать лет постригся в "черноризцы" (т.е. стал монахом). Позднее он был возведен в сан дьякона. Слушая и записывая рассказы старцев, изучая княжеские архивы, жития святых и народные сказания, Нестор создал монументальное историческое произведение - "Повесть временных лет". Древнейшую историю славян и Руси он описал в сочетании с всемирной историей. Автор "Повести" является не просто сторонним наблюдателем или беспристрастным повествователем. Описывая события, он гордится величием Руси и скорбит о ее страданиях, прославляет ее героев и клеймит позором предателей.
Многие древнейшие памятники русской письменности пропали в водовороте истории. Но "Повесть временных лет" сохранилась, правда опубликована она была только в XVIII веке. До этого она была известна в многочисленных, но сравнительно поздних списках, которые частично отличались от первоначального - оригинала. Открытие более древних рукописей относится к эпохе Петра. I. В 1716 году Петр I проезжал через Кенигсберг (современный Калининград) и заинтересовался находившейся в библиотеке этого города древней, богато иллюстрированной рукописью. Рукопись эта была написана в XV веке в Смоленске и начиналась "Повестью временных лет". Из Смоленска ее вывез польский богатый помещик (магнат) пан Радзивил. Из библиотеки Радзивилов она попала в Кенигсберг. Поэтому Кенигсбергскую летопись часто называют Радзивиловской. Петр I поощрял изучение родной истории. Он приказал сделать копию с Кенигсбергской летописи "с картинками" и передать ее в библиотеку Академии наук. Но при его жизни это не осуществилось.
В 1758 году, во время Семилетней войны, когда русские войска вошли в Пруссию и заняли Берлин, российская Академия наук затребовала Кенигсбергскую летопись к себе. Менее чем через десять лет, в 1767 году, она была издана. Так впервые была обнародована "Повесть временных лет". Но издание было плохое. В то время еще не умели правильно читать древние тексты, которые были написаны без разделения слов и без знаков препинания. В книгу вкралось много ошибок. Тем не менее, это и ряд других изданий XVIII века имели огромное значение. Они познакомили русских читателей с древними летописями.

Но наиболее древний список "Повести временных лет" не только не был тогда опубликован, но даже был еще неизвестен. Его нашел граф Мусин-Пушкин, живший в конце XVIII - начале XIX века. Граф был одним из тех людей, которые интересовались отечественной историей, он с увлечением искал и собирал памятники старины. Древнейший список "Повести временных лет" Мусин-Пушкин нашел почти случайно. Дело было так. Как-то раз ему сообщили, что возле одной из петербургских книжных лавок стоят возы с библиотекой историка петровского времени Крекшина. Оказывается, внук и наследник Крекшина, не имевший особой любви к русской словесности, свалил богатейшее дедовское собрание книг и рукописей на телеги и повез его для продажи. Узнав об этом, Мусин-Пушкин немедленно отправился в лавку и сразу купил всю груду книг и бумаг. Он не успокоился до тех пор, пока его "новые сокровища" не были привезены к нему в дом. В своем кабинете граф стал их разбирать и среди прочих редких рукописей нашел большого размера книгу, писанную на пергамене (или на пергаменте), то есть на обработанной особым образом коже, служившей в древности материалом для письма вместо бумаги. Этой книгой была Лаврентьевская летопись. Как и Кенигсбергская летопись, она начиналась "Повестью временных лет". Написана она была монахом Лаврентием (откуда и ее название), но на век раньше, в XIV веке, а точнее в 1377 году. Лаврентьевская летопись доводит изложение событий русской истории до 1305 года. Слух о бесценном приобретении Мусина-Пушкина скоро распространился. Представители иностранных держав пытались уговорить ученого графа продать древнюю рукопись. А посол Англии в России заявил, что даст любую цену, какую только назовет сам Мусин-Пушкин. Однако граф не продал русскую летопись английскому послу. "Неоднократные покушения" иностранцев на приобретение "драгоценного источника наших бытописателей", как заявил сам Мусин-Пушкин, заставили его отдать рукопись государству в лице императора Александра I., а тот, приняв дар, передал его в Публичную библиотеку Санкт-Петербурга, где летопись хранится и поныне.
"Повесть временных лет" начинается словами: "Се повесть временных лет; откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и с коих пор Русская земля стала есть...".
Из "Повести временных лет" (текст дан в современной орфографии)
(Источник - http://home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/predkis/pvl.htm )
***

Важнейшие памятники древнерусской литературы

Повесть временных лет
Самое знаменитое из летописных сочинений (12 в.), описывающее в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси.
Повесть временных лет - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры, прежде всего Нестора (по-другому памятник называется Летопись Нестора).

Слово о полку Игореве
Сочинение неизвестного автора 12 в., прозаический эпос о неудачном походе новгород-северского князя Игоря против кочевого племени половцев. Слово отличается возвышенным лирическим строем, богатством образов. До сих пор не решен вопрос подлинности рукописи, единственная рукопись сгорела в московском пожаре во время Отечественной войны.
(Источник - http://www.ruskerealie.zcu.cz/r2-7A.php )
***
Прикрепления: 4077931.jpg (15.7 Kb) · 9185373.jpg (11.3 Kb) · 8908631.jpg (15.5 Kb) · 2068368.jpg (23.2 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: