Nikolay | Дата: Воскресенье, 14 Авг 2011, 17:33 | Сообщение # 1 |
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
|
ШИЛЛЕР ИОГАНН КРИСТОФ ФРИДРИХ (10 ноября 1759, Марбах на Неккаре – 09 мая 1805, Веймар)
- великий немецкий поэт, философ, историк и драматург, представитель романтического направления и классицизма в литературе.
Родился 10 ноября 1759 г. в Марбахе (Вюртемберг); выходец из низов немецкого бюргерства: мать – из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец – полковой фельдшер. 1768 – начинает посещать латинскую школу. 1773 – будучи подданным герцога Вюртембергского Карла Евгения, отец вынужден отдать сына в только что учреждённую военную академию, где тот начинает изучать право, хотя с детства мечтает стать священником. 1775 – академию переводят в Штутгарт, продлевают курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, начинает заниматься медициной. 1780 – закончив курс, получает в Штутгарте место полкового врача. 1781 – публикует драму «Разбойники» (Die Rauber), начатую ещё в академии. В основе сюжета пьесы – вражда двух братьев, Карла и Франца Мооров; Карл порывист, отважен и, в сущности, великодушен; Франц же коварный негодяй, стремящийся отнять у старшего брата не только титул и поместья, но и любовь кузины Амалии. При всей алогичности мрачного сюжета, неправильностях грубоватого языка и юношеской незрелости трагедия захватывает читателя и зрителя своей энергией и социальным пафосом. Второе издание «Разбойников» (1782) имеет на титульном листе изображение рычащего льва с девизом «In tyrannos!» (лат. «Против тиранов!»). «Разбойники» побудили французов в 1792г. сделать Шиллера почетным гражданином новой Французской республики. 1782 – «Разбойники» поставлены в Мангейме; Шиллер присутствует на премьере, не испросив у суверена разрешения покинуть пределы герцогства. Прослышав о втором визите в Мангеймский театр, герцог сажает Шиллера на гауптвахту, а позже приказывает ему заниматься одной только медициной. 22 сентября 1782г. Шиллер бежит из Вюртембергского герцогства. 1783 – очевидно, уже не опасаясь мести герцога, интендант Мангеймского театра Дальберг назначает Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на мангеймской сцене. Две драмы, над которыми Шиллер работал ещё до бегства из Штутгарта, – «Заговор Фиеско в Генуе» (Die Verschworung des Fiesco zu Genua), пьеса на материале биографии генуэзского заговорщика XVIв., и «Коварство и любовь» (Kabale und Liebe), первая в мировой драматургии «мещанская трагедия» – поставлены в Мангеймском театре, причём последняя имеет большой успех. Однако Дальберг не возобновляет контракт, и Шиллер оказывается в Мангейме в весьма стесненных финансовых обстоятельствах, к тому же терзаясь муками неразделённой любви. 1785 – Шиллер пишет одно из своих самых известных творений – «Оду к радости» (An die Freude). Грандиозным хором на текст этого стихотворения Бетховен завершил свою 9-ю симфонию. 1785-1787 – принимает приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Г.Кёрнера, и гостит у него в Лейпциге и Дрездене. 1785-1791 – Шиллер выпускает литературный журнал, выходящий нерегулярно и под различными названиями (например, «Талия»). 1786 – выходят «Философские письма» (Philosophische Briefe). 1787 – пьеса «Дон Карлос» (Don Carlos), действие которой происходит при дворе испанского короля Филиппа II. Этой драмой завершается первый период драматического творчества Шиллера. 1787-1789 – Шиллер покидает Дрезден и живёт в Веймаре и его окрестностях. 1788 – пишет стихотворение «Боги Греции» (Gottern Griechenlands), в котором античный мир показан как средоточие радости, любви и красоты. Также создано историческое исследование «История отпадения Нидерландов от испанского владычества» (Geschichte des Abfalls der vereinigten Niederlande von der spanischen Regierung). Шиллер встречается с вернувшимся из Италии Гёте, но Гёте не проявляет желания поддерживать знакомство. 1789 – становится профессором всемирной истории в Йенском университете. 1790 – женится на Шарлотте фон Ленгефельд. 1791-1793 – Шиллер работает над «Историей Тридцатилетней войны» (Die Geschichte des Drei?igjahrigen Krieges). 1791-1794 – наследный принц Фр.Кр.фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбург и граф Э.фон Шиммельман выплачивают Шиллеру стипендию, позволяющую ему не заботится о хлебе насущном. 1792-1796 – выходит ряд философских эссе Шиллера: «Письма об эстетическом воспитании» (Uber die asthetische Erziehung der des Menschen, in einer Reihe von Briefen), «О трагическом в искусстве» (Uber die tragische Kunst), «О грации и достоинстве» (Uber Anmut und Wurde), «О возвышенном» (Uber das Erhabene) и «О наивной и сентиментальной поэзии» (Uber naive und sentimentalische Dichtung). Философские взгляды Шиллера находятся под сильным влиянием И.Канта. 1794 – издатель И.Фр.Котта приглашает Шиллера издавать ежемесячный журнал «Оры». 1796 – начинается второй период драматического творчества Шиллера, когда художественному анализу он подвергает поворотные этапы в истории европейских народов. Первая из этих пьес – драма «Валленштейн» (Wallenstein). Занимаясь «Историей Тридцатилетней войны», Шиллер находит в генералиссимусе имперских войск Валленштейне благодарную в драматургическом отношении фигуру. Драма складывается в 1799г. и принимает форму трилогии: исполняющий роль пролога «Лагерь Валленштейна» (Wallensteins Lager) и две пятиактные драмы – «Пикколомини» (Die Piccolomini) и «Смерть Валленштейна» (Wallensteins Tod). В этом же году Шиллер основывает периодическое издание – ежегодник «Альманах муз», где публикуются многие его произведения. В поисках материалов Шиллер обращается к Гёте, и теперь поэты становятся близкими друзьями. 1797 – так называемый «баладный год», когда Шиллер и Гёте в дружеском состязании создают баллады, в т.ч. Шиллер – «Кубок» (Der Taucher), «Перчатка» (Der Handschuh), «Поликратов перстень» (Der Ring des Polykrates) и «Ивиковы журавли» (Die Kraniche des Ibykus), пришедшие к российскому читателю в переводах В.А.Жуковского. В этом же году создаются «Ксении» (Xenien), короткие сатирические стихи, – плод совместного творчества Гёте и Шиллера. 1800 – пьеса «Мария Стюарт» (Marie Stuart), иллюстрирующая эстетический тезис Шиллера о том, что в угоду драматургии вполне допустимо изменять и перекраивать исторические события. Шиллер не стал в «Марии Стюарт» выдвигать на передний план политические и религиозные проблемы и обусловил развязку драмы развитием конфликта между королевами-соперницами. 1801 – пьеса «Орлеанская дева» (Die Jungfrau von Orleans), в основе которой история Жанны д'Арк. Шиллер даёт волю фантазии, используя материал средневековой легенды, и признаёт свою причастность к новому романтическому движению, назвав пьесу «романтической трагедией». 1802 – император Священной римской империи Франциск II жалует Шиллеру дворянство. 1803 – написана «Мессинская невеста» (Die Braut von Messina), в которой Шиллер, начитанный в греческой драматургии, переводивший Еврипида и изучавший Аристотелеву теорию драмы, в порядке эксперимента пытается возродить свойственные античной трагедии формы, в частности, хоры, и в своей индивидуальной трактовке воплощает древнегреческое понимание роковой кары. 1804 – последняя законченная пьеса «Вильгельм Телль», задуманная Шиллером как «народная» драма. 1805 – работа над незавершённой драмой «Димитрий» (Demetrius), посвящённой русской истории. 9 мая 1805 – Шиллер умирает в Веймаре. ru.wikipedia.org ***
Биография
Шиллер родился 10 ноября 1759 в городе Марбах-на-Неккаре. Его отец — Иоганн Каспар Шиллер (1723—1796) — был полковым фельдшером, офицером на службе вюртембергского герцога, мать — из семьи провинциального пекаря-трактирщика. Молодой Шиллер воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Его детство и молодость были проведены в относительной скудости, хотя он и смог учиться в сельской школе и у пастора Мозера. Обратив на себя внимание герцога Вюртембергского Карла-Евгения (нем. Karl Eugen), в 1773 году Шиллер поступил в элитную военную академию «Высшая школа Карла» (нем. Hohe Karlsschule), где начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником. В 1775 академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Под влиянием одного из своих наставников Шиллер стал членом тайного общества иллюминатов, предшественников немецких якобинцев. В 1779 году диссертация Шиллера была отвергнута руководством академии, и он был вынужден остаться на второй год[3]. Наконец, 1780 году он закончил курс академии и получил в Штутгарте место полкового врача.[4] Еще в школьные годы Шиллер пишет свои первые произведения. Под влиянием драмы «Юлиус Тарентский» (1776) Иоганна Антона Лейзевица (нем. Johann Anton Leisewitz) Фридрих пишет «Космус фон Медичи» — драму, в которой он попытался развить излюбленную тему литературного движения «Бури и натиска»: ненависти между братьями и любви отца. Но автор уничтожил эту пьесу[источник не указан 250 дней]. В это же время его огромный интерес к творчеству и манере письма Фридриха Клопштока подвигли Шиллера на написание оды «Завоеватель», опубликованной в марте 1777 года в журнале «Немецкие хроники» и явившейся подражанием кумиру. Более известна читателям его драма «Разбойники», завершённая в 1781 году. Впервые «Разбойники» были поставлены в Мангейме 13 января 1782 года. За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» Шиллер подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило его бежать из владений герцога 22 сентября 1782 года. В июле 1787 году Шиллер покинул Дрезден, где гостевал у приват-доцента Г. Кёрнера, одного из своих почитателей, и до 1789 года жил в Веймаре. В 1789 году при содействии И. В. Гёте с которым Шиллер познакомился в 1788 году, он занял должность экстраординарного профессора истории и философии в университете Йены, где прочёл вступительную лекцию на тему «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают». В 1790 Шиллер женился на Шарлотте фон Ленгефельд, от которой у него родились два сына и две дочери. Но жалования поэта не хватало для того, чтобы содержать семью. Помощь пришла от наследного принца Фр. Кр. фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбурга и графа Э. фон Шиммельмана, которые в течение трёх лет (1791–1794) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель И. Фр. Котта, пригласивший его в 1794 издавать ежемесячный журнал «Оры».
В 1799 году он вернулся в Веймар, где начал издавать несколько литературных журналов на деньги меценатов. Став близким другом Гёте, Шиллер вместе с ним основал Веймарский театр, ставший ведущим театром Германии. Поэт остался в Веймаре до самой своей смерти. В 1802 году император Священной римской империи Франц II пожаловал Шиллеру дворянство. Известнейшие баллады Шиллера (1797 г.) — Кубок (Der Taucher), Перчатка (Der Handschuh), Поликратов перстень (Der Ring des Polykrates) и Ивиковы журавли (Die Kraniche des Ibykus), стали знакомы российским читателям после переводов В. А. Жуковского. Мировую известность получила его «Ода к радости» (1785), музыку к которой написал Людвиг ван Бетховен. Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением лёгких. Он скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулёза.
Останки Шиллера Фридрих Шиллер был похоронен в ночь с 11 на 12 мая 1805 года на веймарском кладбище Якобсфридхоф в склепе Кассенгевёльбе, специально отведённом для дворян и почитаемых жителей Веймара, не имевших собственных фамильных склепов. В 1826 году останки Шиллера решили перезахоронить, но уже не смогли точно идентифицировать. Выбранные произвольно как наиболее подходящие останки были перевезены в библиотеку герцогини Анны Амалии. Глядя на череп Шиллера, Гёте написал одноимённое стихотворение. 16 декабря 1827 года эти останки были захоронены в княжеской усыпальнице на новом кладбище, где впоследствии рядом со своим другом согласно завещанию был похоронен и сам Гёте. В 1911 году был обнаружен ещё один череп, который приписали Шиллеру. Долгое время шли споры о том, какой же из них настоящий. В рамках акции «Код Фридриха Шиллера», проводившейся совместно радиостанцией «Mitteldeutscher Rundfunk» и Фондом «Веймарский классицизм», экспертиза ДНК, проведённая в двух независимых лабораториях весной 2008 года, показала, что ни один из черепов не принадлежал Фридриху Шиллеру. Останки в гробу Шиллера принадлежат как минимум трём разным людям, их ДНК также не совпадает ни с одним из исследовавшихся черепов. Фонд «Веймарский классицизм» принял решение оставить гроб Шиллера пустым.
Рецепция творчества Фридриха Шиллера Сочинения Шиллера были восторженно восприняты не только в Германии, но и других странах Европы. Одни считали Шиллера поэтом свободы, другие — оплотом буржуазной нравственности. Доступные языковые средства и меткие диалоги превратили многие строчки Шиллера в крылатые выражения. В 1859 году столетие со дня рождения Шиллера отмечалось не только в Европе, но и в США. Произведения Фридриха Шиллера заучивались наизусть, с XIX века они вошли в школьные учебники. После прихода к власти национал-социалисты пытались представить Шиллера «немецким писателем» в своих пропагандистских целях. Однако в 1941 году постановки «Вильгельма Телля», как и «Дона Карлоса» были запрещены по приказу Гитлера.
Наиболее известные произведения Пьесы * 1781 — «Разбойники» * 1783 — «Коварство и любовь» * 1784 — «Заговор Фиеско в Генуе» * 1787 — «Дон Карлос, инфант испанский» * 1799 — драматическая трилогия «Валленштейн» * 1800 — «Мария Стюарт» * 1801 — «Орлеанская дева» * 1803 — «Мессинская невеста» * 1804 — «Вильгельм Телль» * «Димитрий» (не была окончена из-за смерти драматурга)
Проза * Статья «Преступник из-за потерянной чести» (1786) * «Духовидец» (неоконченный роман) * Eine gro?mutige Handlung
Философские работы * Philosophie der Physiologie (1779) * О взаимосвязи животной природы человека с его духовной природой / Uber den Zusammenhang der tierischen Natur des Menschen mit seiner geistigen (1780) * Die Schaubuhne als eine moralische Anstalt betrachtet (1784) * Uber den Grund des Vergnugens an tragischen Gegenstanden (1792) * Augustenburger Briefe (1793) * О грации и достоинстве / Uber Anmut und Wurde (1793) * Kallias-Briefe (1793) * Письма об эстетическом воспитании человека / Uber die asthetische Erziehung des Menschen (1795) * О наивной и сентиментальной поэзии / Uber naive und sentimentalische Dichtung (1795) * О дилетантизме / Uber den Dilettantismus (1799; в соавторстве с Гёте) * О возвышенном / Uber das Erhabene (1801)
Произведения Шиллера в других видах искусства Музыкальный театр * 1829 — «Вильгельм Телль» (опера), композитор Дж. Россини * 1834 — «Мария Стюарт» (опера), композитор Г.Доницетти * 1845 — «Джованна д`Арко» (опера), композитор Дж. Верди * 1847 — «Разбойники» (опера), композитор Дж. Верди * 1849 — «Луиза Миллер» (опера), композитор Дж. Верди * 1867 — «Дон Карлос» (опера), композитор Дж. Верди * 1879 — «Орлеанская дева» (опера), композитор П. Чайковский * 1883 — «Мессинская невеста» (опера), композитор З. Фибих * 1957 — «Жанна д`Арк» (балет), композитор Н. И. Пейко * 2001 — «Мария Стюарт» (опера), композитор С. Слонимский
Экранизации и фильмы по мотивам произведений * 1980 — Телеспектакль «Заговор Фиеско в Генуе». Постановка Малого театра. Режиссеры: Феликс Глямшин, Л. Е. Хейфец. В ролях: В. М. Соломин (Фиеско), М. И. Царёв (Верина), Н. Вилькина (Леонора), Н. Корниенко (Джулия), Я. П. Барышев (Джанеттино), Е. В. Самойлов (Герцог Дориа), А. Потапов (Хассан, мавр), В. Богин (Бургоньино), Ю.Васильев (Кальканьо), Е. Буренков (Сакко), Б. В. Клюев (Ломеллино), А. Жарова (Берта), М. Фомина (Роза), Г. В. Буканова (Арабелла) и другие. (Источник - http://www.epwr.ru/quotauthor/428/ ) ***
Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер (10.11.1759 – 09.05.1805) - немецкий поэт, драматург и философ-эстетик. Родился 10 ноября 1759 в Марбахе (Вюртемберг); выходец из низов немецкого бюргерства: мать – из семьи провинциального пекаря-трактирщика, отец – полковой фельдшер. После учебы в начальной школе и занятий с протестантским пастором Шиллер в 1773 по настоянию герцога поступил в только что учрежденную военную академию и начал изучать право, хотя с детства мечтал стать священником; в 1775 академию перевели в Штутгарт, продлили курс обучения, и Шиллер, оставив юриспруденцию, занялся медициной. Закончив курс в 1780, он получил в Штутгарте место полкового врача.
Еще в академии Шиллер отошел от религиозной и сентиментальной экзальтированности своих ранних литературных опытов, обратился к драматургии и в 1781 закончил и опубликовал Разбойников (Die Rauber). В начале следующего года Разбойники были поставлены в Мангейме; Шиллер присутствовал на премьере, не испросив у суверена разрешения покинуть пределы герцогства. Прослышав о втором визите в Мангеймский театр, герцог посадил Шиллера на гауптвахту, а позже приказал ему заниматься одной только медициной. 22 сентября 1782 Шиллер бежал из Вюртембергского герцогства. Следующим летом, очевидно, уже не опасаясь мести герцога, интендант Мангеймского театра Дальберг назначает Шиллера «театральным поэтом», заключив с ним контракт о написании пьес для постановки на мангеймской сцене. Две драмы, над которыми Шиллер работал еще до бегства из Штутгарта, – Заговор Фиеско в Генуе (Die Verschworung des Fiesco zu Genua) и Коварство и любовь (Kabale und Liebe), – были поставлены в Мангеймском театре, причем последняя имела большой успех. Дальберг не возобновил контракт, и Шиллер оказался в Мангейме в весьма стесненных финансовых обстоятельствах, к тому же терзаясь муками неразделенной любви. Он охотно принял приглашение одного из восторженных своих почитателей, приват-доцента Г. Кёрнера, и более двух лет (апрель 1785 – июль 1787) гостил у него в Лейпциге и Дрездене.
Второе издание Разбойников (1782) имело на титульном листе изображение рычащего льва с девизом «In tyrannos!» (лат. «Против тиранов!»). В основе сюжета пьесы – вражда двух братьев, Карла и Франца Мооров; Карл порывист, отважен и, в сущности, великодушен; Франц же коварный негодяй, стремящийся отнять у старшего брата не только титул и поместья, но и любовь кузины Амалии. При всей алогичности мрачного сюжета, неправильностях грубоватого языка и юношеской незрелости трагедия захватывает читателя и зрителя своей энергией и социальным пафосом. Прежде всего Разбойники и побудили французов в 1792 сделать Шиллера почетным гражданином новой Французской республики.
Фиеско (1783) значителен в первую очередь тем, что предваряет позднейшие триумфы Шиллера в исторической драме, но, сочиняя пьесу на материале биографии генуэзского заговорщика 16 в., ухватить драматическую суть исторических событий, четко обозначить нравственную проблематику молодой поэт еще не умел. В Коварстве и любви (1784) Шиллер обращается к хорошо знакомой ему реальности мелких немецких княжеств. В Дон Карлосе (Don Carlos, 1787) уяснилась и уточнилась концепция личной и гражданской свободы. Дон Карлосом завершился первый период драматического творчества Шиллера.
В июле 1787 Шиллер покинул Дрезден и до 1789 жил в Веймаре и его окрестностях. В 1789 он получил профессуру всемирной истории в Йенском университете, а благодаря женитьбе (1790) на Шарлотте фон Ленгефельд обрел семейное счастье. Скудного жалованья поэта было недостаточно даже для удовлетворения скромных нужд; помощь пришла от наследного принца Фр.Кр.фон Шлезвиг-Гольштейн-Зондербург-Августенбурга и графа Э.фон Шиммельмана, которые в течение трех лет (1791–1794) выплачивали ему стипендию, затем Шиллера поддержал издатель И.Фр.Котта, пригласивший его в 1794 издавать ежемесячный журнал «Оры». Журнал «Талия» – более раннее предприятие по изданию литературного журнала – выходила в 1785–1791 весьма нерегулярно и под различными названиями; в 1796 Шиллер основал еще одно периодическое издание – ежегодник «Альманах муз», где были опубликованы многие его произведения. В поисках материалов Шиллер обратился к И.В.Гёте. Познакомились они вскоре после возвращения Гёте из Италии (1788), но тогда дело не пошло дальше поверхностного знакомства; теперь поэты стали близкими друзьями. В 1799 герцог удвоил Шиллеру содержание, которое по сути стало пенсией, т.к. преподавательской деятельностью поэт уже не занимался и переехал из Йены в Веймар. В 1802 император Священной римской империи германской нации Франциск II пожаловал Шиллеру дворянство. Шиллер никогда не отличался крепким здоровьем, часто болел, у него развился туберкулез. Умер Шиллер в Веймаре 9 мая 1805. (Источник - WoldPoetry.ru - Мировая литература; http://www.worldpoetry.ru/shiller/ ) ***
Вечер
По одной картине.
Бог лучезарный, спустись! жаждут долины Вновь освежиться росой, люди томятся, Медлят усталые кони, - Спустись в золотой колеснице!
Кто, посмотри, там манит из светлого моря Милой улыбкой тебя! узнало ли сердце? Кони помчались быстрее: Манит Фетида тебя.
Быстро в объятия к ней, вожжи покинув, Спрянул возничий; Эрот держит за уздцы; Будто вкопаны, кони Пьют прохладную влагу.
Ночь по своду небес, прохладою вея, Легкой стопою идет с подругой-любовью. Люди, покойтесь, любите: Феб влюбленный почил. (Перевод - А. А. Фета) ***
Беглец
Вздох утра живой благодатно суров; Пурпурно блещет в тёмных елей щели Младой рассвет и смотрит из кустов; Златясь, запламенели Гор облачных кудели. Весёлый напев мелодично плетя, Взмыл жаворонок к пробуждённому Фебу, Что улыбается небу, Юно-прекрасный, в объятьях Авроры цветя.
Свет благостный, слава! Лучей твоих лава Зиждительно льётся на ниву и дол. Как матово блещут Луга, как трепещут Тысячи солнц в жемчужинах смол!
В тени сладкогласной Играет прекрасный Младенец — земля. Струится по росам И ластится к розам Зефир, и полны благовоний ноля.
Как город высоко дымками клубится! Топочет, и ржёт, и храпит, и толпится Табун на ночлеге; Грохочут телеги, Кряхтя за холмом. Леса оживают, Орлы, сокола, ястреба воспаряют И крылья качают в луче огневом.
Покоя взыскуя, Куда поверну я С убогой клюкой? Улыбчиво-милый Лик мира — могилой Разверст предо мной!
Встань, заря рассвета, озаряя Алым поцелуем луг и лес! Отшуми, заря вечеровая, Чтоб в тиши почивший мир исчез. Завтра — ах! — вставая, Встретить смерти сень, Ах! а ты, заря вечеровая, Навсегда потушишь день. (Перевод - А. Кочеткова) ***
Цитаты и афоризмы
В игре детей есть часто смысл глубокий. ***
Влечение сердца - это голос рока. ***
Враг повергнутый может еще оправиться, примиренный же вполне побежден. ***
Глупец тот, кто бросает дело на полдороге и смотрит, разинув рот, со стороны, что из всего этого выйдет. ***
Голос следовало бы взвешивать, а не считать. ***
Горе мне, если мои убеждения будут колебаться в зависимости от биения моего сердца. ***
Горе наступившее легче, нежели ожидаемое, нагрянувшему горю есть конец, страх же перед грядущим горем не знает границ. ***
Да, он заслуживает таких сыновей, как ты. На смертном одре он будет тщетно протягивать иссохшие руки к своему Карлу и с ужасом отдернет их, коснувшись ледяной руки Франца. О, как сладостно, как бесконечно сладостно быть проклятым твоим отцом! (Амалия Францу) (трагедия «Разбойники», 1781) ***
Дилетант принимает темное за глубокое, дикое - за мощное, неопределенное - за бесконечное, бессмысленное - за сверхчувственное. ***
Для одного наука - возвышенная небесная богиня, для другого - дойная корова, обеспечивающая его маслом. ***
Для хороших актеров нет плохих ролей. ***
Если меня спросят, почему в моём сердце нет никакой религии, то я отвечу, что я утратил её по вине самой же религии. ***
Загадкой вечной буду я себе. ***
Из слов человека можно только заключить, каким он намерен казаться, но каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике и ужимкам при высказывании слов, — по тем движениям, которые он делает нехотя. ***
Истина ничуть не страдает от того, что кто-то её не признает. ***
Итак, нас не должен более смущать переход от чувственной зависимости к моральной свободе, ибо красота представляет как доказательство совершенного сосуществования первой со второй, так и доказательство того, что человеку незачем отбрасывать материю, для того, чтобы проявить себя в качестве духа. (*Цитаты*. т.6 стр.342.) ***
«К чему нам Бог? — он скажет - Мир объяснить должны мы им самим». И в этом богохульстве вольнодумца Для Божьего величья больше славы, Чем в той хвале, что набожность твердит. ***
Каким же явлением обнаруживается в дикаре вступление его в царство человечности? Как бы далеко ни шли мы вглубь веков, оно одно и то же у всех племен, вы шедших из рабства животного состояния: наслаждение видимостью, склонность к украшениям и играм. (*Цитаты*. т.6 стр.343) ***
Какую религию я исповедую? Ни одной из всех тех, которые ты мне называешь. Почему же ни одной? Из чувства одной вечной религии души. ***
Когда мы страстно любим того, кто заслуживает нашего презрения, мы болезненно ощущаем оковы природы. ***
Когда шутник смеется своей остроте, она теряет цену. ***
Крутой правитель властвует недолго. ***
Кто жизнью не рискует, тот никогда ее не обретет. ***
Кто красоту не может защитить, Ее златой награды недостоин. ***
Кто ничего не боится - не менее силен, чем тот, кого боятся все. Нынче в моде пряжки на панталонах, позволяющие, по желанию, то стягивать, то распускать их. Мы велим сшить себе и совесть по новому фасону, чтобы пошире растянуть ее, когда раздобреем! Наше дело сторона! Обратитесь к портному! (Франц, сын графа фон Моор, брат Карла) (трагедия «Разбойники», 1781) ***
Ловкость плута не искупает собою плутовства, но мошенничество в большом размере всегда возвышает мошенника. Опорожнить чужой карман постыдно, утаить миллион — дерзко, но похитить корону — дело бесконечно великое. Стыд становится тем меньше, чем больше бывает порок. ***
Лучше страшный конец, чем бесконечный страх. ***
Любовь быть хочет жертвою свободной. ***
Любовь и голод правят миром. ***
Люди заслонили от меня человечество, когда я взывал к человечеству. Прочь от меня сострадание и человеческое милосердие! (Карл, сын графа фон Моор, брат Франца) (трагедия «Разбойники», 1781) ***
Люди! Люди! Лживые, коварные ехидны! Их слезы - вода! Их сердца - железо! Поцелуй на устах - и кинжал в сердце! Львы и леопарды кормят своих детенышей, вороны носят падаль своим птенцам, а он, он... Черную злобу научился я сносить. Я могу улыбаться, глядя, как мой заклятый враг поднимает бокал, наполненный кровью моего сердца... Но если кровная любовь предает меня, если любовь отца превращается в мегеру, - о, тогда возгорись пламенем, долготерпение мужа, обернись тигром, кроткий ягненок, каждая жилка наливайся злобой и гибелью! [...] Я так несказанно любил его! Ни один сын не любил так своего отца! Тысячу жизней положил бы я за него! (Карл, сын графа фон Моор, брат Франца) (трагедия «Разбойники», 1781) ***
Мерилом справедливости не может быть большинство голосов. *** (Источник - http://www.epwr.ru/quotation/txt_428_2.php ) ***
Редактор журнала "Азов литературный"
|
|
| |