КОРНЕЛЬ ПЬЕР
(6 июня 1606, Руан — 1 октября 1684, Париж)
— знаменитый французский драматург, «отец французской трагедии»; член Французской Академии (1647), родоначальник французского классицизма.
Сын руанского чиновника. Окончил коллеж иезуитов (1622; ныне — лицей имени Корнеля). Лиценциат юриспруденции (1624). На протяжении четырёх лет стажировался в качестве адвоката при Руанском парламенте. В (1628) получил место прокурора, однако мало интересовался служебной карьерой. Последние годы жизни Корнель провёл очень уединённо и был в крайне стеснённых обстоятельствах. Только благодаря хлопотам его друга Буало, Корнелю была назначена маленькая пенсия.
Драматургия Корнеля (полный список пьес)
* «Алидор» (Alidor) (атрибуция неокончательная) (между 1626 и 1628)
* «Мелита» (Melite, 1629)
* «Клитандр» (Clitandre (1631)
* «Вдова» (La Veuve, 1632)
* «Галерея Дворца» (La Galerie du Palais, 1633)
* «Компаньонка» (La Suivante, 1634)
* «Королевская площадь» (La Place royale, 1634)
* «Медея» (Medee, 1635)
* «Комедия, сыгранная в саду Тюильри» (Comedie de Tuileries, в соавторстве с Г. Кольте, П.Л’Этуалем, Ж. Ротру и Ф. де Буаробером) (1635)
* «Комическая иллюзия» (L’Illusion comique, 1636)
* «Сид» (Le Cid, 1636)
* «Гораций» (Horace, 1640)
* «Цинна» (Cinna, 1641)
* «Полиевкт» (Polyeucte, (1642)
* «Смерть Помпея» (La Mort de Pompee, 1644)
* «Лжец» (Le Menteur, 1644)
* «Родогуна» (Rodogune, 1644)
* «Теодора» (Theodore, 1646)
* «Ираклий» (Heraclius, 1647)
* «Андромеда» (Andromede, 1650)
* «Дон Санчо Арагонский» (Don Sanche d’Aragon, 1650)
* «Никомед» (Nicomede, 1651)
* «Пертарит» (Pertharite, 1652)
* «Эдип» (?dipe, 1659)
* «Золотое руно» (La Toison d’or, 1660)
* «Серторий» (Sertorius, 1662)
* «Софонисба» (Sophonisbe, 1663)
* «Отон» (Othon, 1664)
* «Агесилай» (Agesilas, 1666)
* «Аттила» (Attila, 1667)
* «Тит и Береника» (Tite et Berenice, 1670)
* «Психея» (Psyche) (в соавторстве с Мольером и Филиппом Кино) (1671)
* «Пульхерия» (Pulcherie, 1672)
* «Сурена» (Surena, 1674)
Первой пьесой Корнеля обычно считается комедия «Мелита» (Melite, 1629), однако в 1946 г. была обнаружена анонимная рукопись выдержанной в традициях «Астреи» Оноре д’Юрфе пасторальной пьесы «Алидор, или Безразличный» (Alidor ou l’Indifferent, соч. между 1626 и 1628 г., опубл. в 2001 г.), которую, возможно, следует считать подлинным дебютом великого драматурга (по другим версиям, её автор — Жан Ротру). За «Мелитой» последовал ряд комедий, которыми Корнель создал себе положение и расположил к себе Ришельё. С 1635 г. Корнель пишет трагедии, сначала подражая Сенеке; к числу этих первых, довольно слабых попыток принадлежит «Medee». Затем, вдохновившись испанским театром, он написал «L’Illusion Comique» (1636) — тяжеловесный фарс, главное лицо которого испанский матамор. В конце 1636 г. появилась другая трагедия Корнеля, составляющая эпоху в истории французского театра: это был «Сид», сразу признанный шедевром; создалась даже пословица: «прекрасен как Сид» (beau comme le Cid)». Париж, а за ним вся Франция продолжали «смотреть на Сида глазами Химены» даже после того, как парижская академия осудила эту трагедию, в «Sentiments de l’Academie sur le Cid»: автор этой критики Шаплен находил выбор сюжета трагедии неудачным, развязку — неудовлетворительной, стиль — лишённым достоинства.
Апогей творчества Корнеля:
* «Horace» (1640),
* «Cinna» (1640),
* «Polyeucte».
Написанная в Руане трагедия «Гораций» была поставлена в Париже в начале 1640 года, видимо, на сцене «Бургундского отеля». Премьера трагедии не стала триумфом драматурга, но от спектакля к спектаклю успех пьесы нарастал. Включенная в репертуар театра «Комедии Франсез», трагедия выдержала на этой сцене количество спектаклей, уступающее лишь «Сиду». В основных ролях пьесы с блеском выступали такие прославленные актеры, как мадемуазель Клерон, Рашель, Муне-Сюлли и другие. Впервые издан «Гораций» был в январе 1641 году Огюстеном Курбе. На русский язык трагедия была переведена А. И. Чепяговым, А. А. Жандром, А. А. Шаховским и П. А. Катениным в 1817 году, затем М. И. Чайковским (1893), Л. И. Поливановым (1895), Н. Я. Рыковой (1956). Первый перевод предназначался исключительно для сцены и издан не был (кроме 4-го действия пьесы, переведенного П. А. Катениным и напечатанного в 1832 году). Перевод этот ставился несколько раз как в Петербурге, так и в Москве. Следует отметить октябрьскую постановку 1817 года, которая стала, по воспоминаниям современников, «замечательным успехом» актеров. Основные роли исполняли Е. С. Семенова (Камилла), М. И. Вальберхова (Сабина), Я. Г. Брянский (Гораций). Упомянем также постановки 1819 года (Камилла — А. М. Колосова) и 1823 года (Гораций — Я. Г. Брянский, Камилла — А. М. Колосова, Сабина — А. Д. Каратыгина).
К тому же времени относится женитьба Корнеля на Мари де Ламприер (Marie de Lampriere), разгар его светской жизни, постоянные сношения с отелем Рамбулье. Одна за другой появлялись его прекрасная комедия «Le Menteur» и гораздо более слабые трагедии:
* «Pompee»,
* «Rodogune»,
* «Theodore, vierge et martyre»,
* «Heraclius».
В 1647 г. Корнель избран был членом французской академии (кресло № 14). Появившиеся после того пьесы:
* «Andromede»,
* «Don Sanche d’Aragon»,
* «Nicomede»
принадлежат, за исключением последней, к более слабым его произведениям. Начиная с 1651 г. Корнель поддался влиянию своих друзей-иезуитов, пытавшихся отвлечь своего бывшего воспитанника от театра. Корнель занялся религиозной поэзией, как бы во искупление своего светского творчества прежних лет, и напечатал вскоре стихотворный перевод «Подражания Иисусу Христу» («Imitation de Jesus Christ»). Перевод этот имел огромный успех и выдержал за 20 лет 130 изданий. За ним последовало несколько других переводов, сделанных также под влиянием иезуитов: панегирики Деве Марии, псалмы и т. д.
Значение Корнеля для французского театра заключается прежде всего в создании национальной трагедии. До него театр был рабским подражанием латинской драме Сенеки, и даже такие талантливые предшественники Корнеля, как Арди, Гарнье, Жан Ротру и другие, не сумели сломить рамок условности, превращавшей трагедию в мертвую, сухую декламацию. Корнель первый оживил французскую драму, привив ей испанский элемент движения и силы страсти; с другой стороны, он возобновил традиции классической драмы в изображении страстей, глубоко человечных по своему существу, но стоящих выше обыденной жизни по своей силе. Про творчество Корнеля и его преемника Расина некоторые критики говорили, что «Корнель рисует людей такими, как они должны были бы быть, а Расин — такими, каковы они в действительности». Корнель изображает идеальное человечество, героев с непреклонной волей в исполнении самого сурового долга, и если это и придает некоторую сухость его трагедиям, то она возмещается жизненностью трагических конфликтов, изображаемых поэтом. Корнель исходит из аристотелевского принципа, что трагедия должна воспроизводить важные события, что в ней должны действовать сильные люди, душевные конфликты которых приводит к роковым последствиям. Но вместе с тем он помнит, что душу зрителя трогают только бедствия, вытекающие из свойственных ему самому страстей. Эти принципы Корнель излагает в своих теоретических рассуждениях, то есть в предисловиях к трагедиям и в «Discours sur le poeme dramatique», и воплощает в лучших своих трагедиях. Все они проникнуты вечной борьбой долга и чувства, любовь противопоставляется долгу по отношению к родителям, патриотизм — семейным привязанностям, великодушие — внушениям государственной политики, преданность религиозной идее — увлечениям личного чувства и т. д. Только в «Сиде» победа остается на стороне любви, вносящей гармонию в разъединённые долгом души.
В «Horace» первенствующее значение и окончательная победа принадлежат патриотизму; Корнель достигает высшего пафоса в изображении римского гражданина, старика Горация, предпочитающего смерть сына его позору, ставящего государство выше семьи. В «Polyeucte» замечательна трагическая фигура мученика, внезапно осенённого благодатью веры и находящего в ней силу стать выше земных привязанностей. Могучий стих Корнеля, по пластичности, выразительности и силе — единственный в своём роде. Умение заключить в одной фразе, в одном обороте речи отражение цельной человеческой души составляет характерную черту Корнеля. Знаменитое «Пусть бы умер!» (Qu’il mourut!)" старика Горация, в ответ на вопрос, что мог сделать его сын, оказавшийся лицом к лицу с тремя противниками; поразительный контраст между словами Горация: «Albe vous a nomme — je ne vous connais plus» и ответом Куриация: «je vous connais encore» — всё это и многое другое носит на себе печать истинной гениальности.
Пьесы Корнеля переведены на русский язык:
* Я. Б. Княжниным, «Сид» (СПб. 1779); «Смерть Помпея» (СПб. 1779); «Цинна или Августово милосердие» (СПб. 1779); «Родогуна» (М. 1788);
* П. А. Катениным: «Сид» (СПб, 1822). Об этом переводе упоминает Пушкин в первой главе «Евгения Онегина»: «Там наш Катенин воскресил// Корнеля гений величавый» (строфа XVIII).
* Е. Барышевым, «Сид» (СПб. 1881) и «Родогонда» (СПб. 1881).
* Среди переводчиков XX века следует упомянуть Михаила Лозинского, выпустившего свой перевод «Сида» в 1938 г.; Вс. Рождественского, Т. Гнедич, Ю. Корнеева, М. Кудинова. Наиболее полное на сегодняшний день собрание пьес Корнеля на русском языке было опубликовано издательством «Искусство» В его состав вошли: «Компаньонка», «Королевская площадь», «Иллюзия», «Сид», «Гораций», «Цинна», «Полиевкт», «Помпей», «Лжец», «Родогуна», «Ираклий», «Дон Санчо Арагонский», «Никомед», «Серторий» и «Сурена». (Корнель П. Театр. В 2-х т. Составление, статья и комментарий А. Д. Михайлова. М.: 1984).
(Источник - Корнель Пьер - Биография Корнеля Пьера, его фотография, портрет или...; http://www.biografguru.ru/about/kornel/?q=3387)
***
КОРНЕЛЬ (Corneille) Пьер (6 июня 1606, Руан - 1 октября 1684, Париж), французский драматург.
Начальный период творчества
Корнель происходил из нормандских судейских. Сын адвоката, он получил прекрасное классическое образование в иезуитском коллеже своего родного города Руана, затем изучал право и в 1628-50 занимал пост королевского советника в местном отделении управления вод и лесов. Его первая пьеса - комедия "Мелита" - в 1629 была поставлена в Руане, а в следующем году в Париже. Дебют оказался успешным, и Корнель продолжал писать комедии: одна за другой вышли пьесы "Клитандр" (1632), "Вдова" (1633), "Галерея суда" (1633), "Субретка" (1634), "Королевская площадь" (1634), которые намного превосходили популярные фарсы того времени. В это время началось движение за создание "подлинной трагедии" на основе трех единств - времени, места и действия. Теория "единств" пришла из Италии, а первой "правильной" трагедией во Франции стала "Софонисба" Жана Мере (1634). В 1635 Корнель впервые обратился к трагедии в "Медее", избрав уже использованный Еврипидом и Сенекой сюжет, но большого успеха не снискал.
Формирование классицистской драмы
В конце декабря 1636 или в начале января 1637 появился "Сид" - первая великая трагедия Корнеля и первая французская пьеса, ставшая событием общенационального значения. Энтузиазм публики не знал границ: в качестве отклика на постановку возникло выражение "прекрасно, как "Сид". Корнель в значительной степени использовал сюжет трагикомедии испанского драматурга Гильена де Кастро "Подвиги Сида" (1618), однако кардинально изменил проблематику, поставив в центр трагический конфликт между страстью и долгом. Молодые герои любят друг друга, но отец Химены наносит оскорбление отцу Родриго, и тот убивает обидчика на дуэли. Химена требует покарать возлюбленного, который тем временем совершает подвиги в войне с маврами, получает прозвище "Сид" и становится опорой государства. Король не желает предавать смерти героя и убеждается в том, что Химена его по-прежнему любит. Финал пьесы остается открытым: Химена должна выйти замуж за Родриго через год. Именно это обстоятельство вызвало ожесточенную полемику, которая получила название "Спор о "Сиде". Соперники Корнеля - Жан Мере и Жорж де Скюдери обвинили драматурга в аморальности, поскольку благонравная девушка не должна была соглашаться на брак с убийцей своего отца. Корнель оправдывался тем, что исторический Сид женился на Химене. Французская Академия выступила арбитром в споре по просьбе Скюдери. Легенда о злокозненном (из зависти) вмешательстве Ришелье родилась в 18 веке: у кардинала были к пьесе претензии чисто политического характера - он увидел в ней оправдание дуэлей. Академия вынесла весьма двусмысленное суждение, не удовлетворившее ни одну из сторон: признав совершенство и блеск стихотворной формы "Сида", она осудила замысел пьесы в силу того, что "чудовищную правду" нельзя представлять на сцене. Корнель всегда болезненно воспринимал нападки критики: он замолчал на несколько лет и вернулся в Нормандию, где в 1641 женился на дочери руанского магистрата - этот брак принес ему семерых детей. Следующие его трагедии - "Гораций" (1641), "Цинна, или Милосердие Августа" (1643), "Мученик Полиевкт" (1643) - составили вместе с "Сидом" так называемую "классическую тетралогию", в которой главными темами являются конфликт разума и чувства, столкновение личных интересов с государственным или нравственным долгом. В 1643 драматург вновь обратился к комедийному жанру, создав одну из лучших комедий интриги "Лжец". В 1647 он перебрался вместе с семьей в Париж и в том же году был избран во Французскую Академию.
"Трагедии второй манеры"
В этих пьесах Корнель стремился реализовать разработанную им "теорию восхищения" перед нечеловеческой мощью героя, которая могла проявиться и в "мрачном величии порока". Среди "трагедий второй манеры" выделяются "Родогуна" (1647) и "Никомед" (1651). Сам драматург считал лучшей своей трагедией "Родогуну". В этой пьесе явственно проявляются барочные тенденции: человек предстает жалкой песчинкой во вселенной и не способен разгадать тайны бытия. Близнецы Антиох и Селевк влюблены в пленную парфянскую царевну Родогуну, которую смертельно ненавидит их мать - сирийская царица Клеопатра. Царевичи пытаются найти достойный выход из ситуации и не возненавидеть друг друга, однако они бессильны против злобы, овладевшей душами любимых женщин. Антиох спасается лишь потому, что Родогуна проявила "слабость" и призналась в любви к нему, тогда как Клеопатра осталась верна своей натуре и погибла при попытке отравить родного сына.
Трагедии "третьей манеры"
В 1652, после провала трагедии "Пертарит" Корнель на восемь лет покинул театр, занявшись переводом "Подражания Христу" Фомы Кемпийского и издав в 1660 собрание своих пьес. В 1659 он вернулся на сцену с трагедией "Эдип". Его новые пьесы появлялись почти каждый год, однако публика заметно к ним охладела. Корнель не мог соперничать с утонченным психологизмом своего молодого соперника Расина, поскольку даже в лучших пьесах выражал чувства при помощи декламации. Нагромождение препятствий на пути героя, чрезмерное усложнение интриги и ярко выраженное стремление к "необыкновенному" противоречили как утвердившемуся классицистскому канону, так и вкусам большинства зрителей. В 1674 была поставлена последняя трагедия Корнеля "Сурена", которая была встречена с полным равнодушием. Пенсия, дарованная ему Ришелье после выхода "Горация", выплачивалась нерегулярно, и последние годы он прожил в весьма стесненных обстоятельствах.
Корнеля по праву называют "отцом французской трагедии". Он создал тип классицистской драмы, а также множество вариантов - отклонений от этого типа.
(Источник - http://www.piplz.ru/page.php?id=525)
***
ЦИТАТЫ И АФОРИЗМЫ
Кто много говорит, тот говорит много глупостей.
***
Кто не боится смерти, тому не страшны угрозы.
***
Кто презирает страх, тот слишком возгордился.
***
Разве можно
Исправить ревностью мужчину?
Осторожно
Тут надо действовать.
***
Ранимы жалостью высокие сердца, Участье к слабому — не слабость храбреца.
***
Рассказывая о своем горе, часто его облегчаешь.
***
Ревность возбуждать одной любви пристало.
***
Сдержан только тот, кто перестал любить.
***
Сердца, не знавшие тревоги и боренья,
Бесчувствием своим внушают подозренье.
***
Сколь зависти достоин
Тот, кто, теряя мощь, теряет жизнь, как воин,
И сколь казним судьбой отважный человек,
Который долго жил и пережил свой век!
***
Скрывай желания, таи и мечты свои.
***
Слава громкая, которой столь горды мы,
Пройдет, как легкая, рассеивая дымы.
***
Слезам возлюбленной легко осилить нас;
Неотразим сквозь них огонь прекрасных глаз!
Над сердцем в этот миг так властны сожаленья.
***
Не у толпы... искать опоры надо;
Ее хвалебный гул — непрочная награда.
***
Обманутый в любви не знает снисхожденья.
***
Одна лишь красота нас покоряет силой,
Мы, смерти не страшась, боимся гнева милой!
***
Отважная душа не станет вероломной.
***
От веры до любви короткая дорога.
Внушить доверие — о, это очень много!
Когда поверишь ты, что он в тебя влюблен,
Полюбишь и сама: таков любви закон.
***
Пасть за отечество — счастливая чреда:
Умерший доблестно бессмертен навсегда.
***
Хуже муки нет, чем страстно полюбить
Того, кто ненавистью будет вам платить.
***
Человек мужественный — верен своему слову.
***
Чем лучший оскорбил, тем глубже оскорбленье.
***
Честь у мужчин одна, возлюбленных так много!
Любовь забыть легко, но честь нельзя никак.
***
Чужая боль не то, что боль души своей.
***
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
***
Сначала в силах мы сопротивляться страсти,
Пока она своей не показала власти.
***
Так со смертными судьба порой играет:
То вознесет их вверх, то в пропасть низвергает.
И так устроен мир, что в счастье иногда
Уже заключена великая беда.
***
Тому, кто жил, себя для славы не желая,
Перенести позор — нет ничего страшнее.
***
У брака и любви различные стремленья:
Брак ищет выгоды, любовь — расположенья.
***
Умение властвовать не черпается из книг.
***
Пример действует сильнее угрозы.
***
Приходит — кроткая, царит же — как тиранка,
Но раз твоей душе понравилась приманка,
Преодолеть любовь душа уж не вольна.
***
Кто свой скрывает гнев, тот лучше мести служит.
***
Любовь — жестокий царь, ее всесильно иго.
***
Любовь обманутая — больше не любовь.
***
Можно ли пенять
На небеса за то, когда по их веленью
Две связаны души, когда ни на мгновенье
Они не в силах друг о друге позабыть?
Коль этой связи нет, любви не может быть.
***
Мы не вправе жить, когда погибла честь.
***
Нельзя, чтобы гордец так сразу уступил.
Он знает, что не прав, но сердце в нем надменно,
И тягостно ему сознаться откровенно.
***
Нет добродетели, то знатность не поможет.
***
Нет страшнее
Порока на земле, чем ложь.
Столкнувшись с нею,
От отвращенья содрогаются сердца
Порядочных людей.
И, уличив лжеца,
Его презреньем окружают повсеместно.
Нет выхода ему, солгавшему бесчестно,
Как только кровью смыть позор свой...
***
Из двух красивей та,
Которая при нас не открывала рта.
***
Как украшает снисходительность героя!
***
Когда любовь не ложна,
Того, кто ей не мил, любить нам невозможно,
Все домогательства тогда обречены.
***
Когда мы верного утрачиваем друга,
Ничто не исцелит душевного недуга.
***
Когда нет того, кого любишь, приходится любить то, что есть.
***
Коль совершился брак, то брачного союза
Нерасторжима связь, ее нельзя порвать:
Супруги не должны в разлуке пребывать.
***
Коль страсти одолели,
Дано им бушевать, пока не минет срок.
Но в скором времени иссякнет их поток.
***
Дарите исподволь — и цену дар удвоит:
То, как вы дарите, самих подарков стоит.
Один проигрывает в карты, а другой
Колечко снятое забудет взять с собой.
Невежа если щедр, то одаряет даму
***
Богам не может быть угодно преступленье.
***
Бог страсти — злой тиран, и он за все в ответе.
***
Возлюбленных — найдешь, супруг — незаменим.
***
Всегда везде для всех да будет правый суд.
***
Где нет опасности, не может быть и славы.
***
Давно замечено, что любопытство тоже
Сердца иные жжет и на любовь похоже.
Так, словно милостыню ей дает, и сраму
Ему не избежать, и он старался зря:
Хотел понравиться — и оскорбил, даря.
***
До преступления доходит страсти сила:
Богов она винит, вступая в спор с судьбой.
***
Дух, приученный быть доблестным всегда,
Принесть повинную не может без стыда.
***
Женщинам дарована богами
Столь пагубная власть над лучшими мужами!
И жены слабые, бессмертных теша взгляд,
Над сильными, увы, и смелыми царят!
***
Живет надеждой страсть и гибнет вместе с ней:
То пламень, гаснущий, когда нет пищи новой.
***
За равную вину и кара всем равна,
Виновных различать Фемида не должна.
***
Без риска победив, без славы торжествуешь.
***
Беспечность — худший враг, чем вражеская рать.
***
Бесчестье равное волочит за собой тот, кто предал любовь и кто покинул бой.
***
Блаженства полного никто вкусить не может:
В счастливейшие дни нас что-нибудь тревожит;
Всегда волнение каких-нибудь забот
Довольству нашему дорогу перебьет.
***
Родился 6 июня 1606 в Руане, в семье адвоката. По настоянию родных изучал право, и даже получил адвокатскую практику. В молодости писал любовные стихи в модном тогда галантном стиле. В 1629 год поставил представил свою первую пьесу "Мелита", она имела некоторый успех, и таким образом Корнель прославил не только себя, но и актера Гийома Мондори. После этого Корнель в 1633 переезжает в Париж. В 1634 Мондори при поддержке кардинала Ришелье и в нарушение монополии театра «Бургундский отель», организовал театр «Маре», который стал центром нового театрального течения – классицизма. Ришелье включил Корнеля в «бригаду» поэтов, писавших пьесы по плану самого кардинала. Однако Корнель довольно скоро вышел из этой группы. Из сюжетов ранних пьес драматурга постепенно уходят комические элемент, усугубляется драматическое и даже трагическое звучание. Свое наиболее известное произведение - трагедию "Сид" написал - в 1636 году. Пьеса вызывала яростные споры. После "Сида" Корнель обращается почти исключительно к трагедии, пишет знаменитые пьесы "Горации", "Цинна", "Полиевкт".
Дальнейшая эволюция творчества Корнеля связана с периодом подготовки и самих событий Фронды и его сближение со светским обществом отеля Рамбуйе. В 1641 Корнель женится на дочери руанского магистрата Мари де Ламприер (Marie de Lamprière) от этого брака у него было 7 детей. К этому времени относятся пьесы т.н. «второй манеры». Этим трагедиям свойственны усложненная фабула, неправдоподобные ситуации, преувеличенные страсти, а также демонстрации пагубности произвола абсолютной власти, заметны барочные тенденции
В 1647 К. был избран в Академию и совершенно отказался от судейской деятельности. Зрительский интерес к пьесам Корнеля постепенно снижается и премьера "Пертарита" в «Бургундском отеле» обернулась провалом. Он вновь уезжает в Руан, и решает отказаться от занятий драматургией, подпав под влияние иезуитов, отдается «искупительной» религиозно-поэтической деятельности. Однако через семь лет, в 1659, возвращается в Париж по приглашению министра финансов Фуке.
Последующие пятнадцать лет оказались последним этапом драматургического творчества Корнеля, в течение которых он написал несколько политических трагедий. Следуя правилам нового театрального направления, в этих трагедиях он отказывается от чисто политической проблематики, дополняя действие напряженной любовной интригой. Однако его пьесы прежнего успеха уже не имеют: французский театральный зритель обрел нового кумира – Жана Расина.
В 1674 году Корнель прощается со сценой, хотя и выпустил в 1682 новое собрание сочинений своих пьес. В это время он был в весьма стесненных обстоятельствах. назначенная ему пенсия выплачивается нерегулярно. Пьесы его мало ставились, и он умер, почти забытый современниками, 1 октября 1684 в Париже.
У него был брат, тоже драматург Тома Корнель
Ссылки на общественную деятельность: Член Французской академии бессмертных с 1647 - кресло № 14. Являлся членом адвокатской корпорации Руана.
(Источник - http://www.pergam-club.ru/book/export/html/1500)
***