• Страница 1 из 1
  • 1
Руссо Жан Жак
ozarenie71Дата: Пятница, 31 Май 2013, 17:46 | Сообщение # 1
Группа: Удаленные






Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева, — 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа)

Жан-Батист-Луи-Жака Руссо называли предтечей того коренного переворота, которым закончился восемнадцатый век. Его считали истинным пророком нового времени. И как сказал, по видимому не без иронии, один из его биографов, к этой роли он был подготовлен как своим происхождением и воспитанием, так и всеми своими талантами и образом жизни.
Жан-Жак Руссо родился в швейцарском городе Женеве. Его предки из-за религиозных гонений переселились из Парижа. Мать Сьюзанна Бернар, красивая и кокетливая женщина, происходила из семьи священника. Она не соблюдала строгих нравов, царивших в протестантской Женеве. В молодости у нее были романтические приключения, ее брат привлекался к суду за прелюбодеяние, а сестры - за карточную игру. Жан-Жак был ее вторым ребенком. Он появился на свет слабым и болезненным, а мать умерла во время родов.
Отец будущего великого просветителя Исаак Руссо долгое время бродяжничал, несколько раз попадал в тюрьму. Среди его близких родственников было несколько сумасшедших. По профессии часовщик и учитель танцев, Исаак Руссо никогда не мог сидеть за работой больше полдня. После обеда он занимался воспитанием своего младшего сына. Его старший сын Франсуа Руссо, отличавшийся буйным нравом, сбежал из дома и пропал без вести.Сам Исаак Руссо, человек беспокойный, беспорядочный, беспечный и вспыльчивый, больше всего на свете любил читать романы. Воспитание юного Жан-Жака в том и заключалось, что отец иногда всю ночь напролет читал ему романы, которые только можно было добыть в Женеве. Когда все романы были перечитаны, отец перешел к Плутарху. Это беспорядочное чтение оказало огромное влияние на ребенка. "Я не имел никакого понятия о реальной жизни, - писал впоследствии Руссо, - но все чувства уже были мне знакомы". То, о чем он читал, казалось ему явью.
Позднее Исаак Руссо оказался замешенным в каком-то вооруженном нападении, и ему пришлось бежать из Женевы. Он перебрался в соседний кантон Швейцарии и вступил во второй брак. Сына он оставил у своего шурина. Шурин сначала определил Жан-Жака в пансион для мальчиков, находившийся недалеко от Женевы в деревушке Боссэ. Спустя два года после скандала с хозяином пансиона Руссо забрали назад и отдали в учению к граверу.
Руссо не отличался усидчивостью и трудолюбием. В свои четырнадцать лет он уже завел романтические отношения с двумя девицами, часто уходил за город, возвращался, когда ворота города уже были заперты, и ему приходилось ночевать под открытым небом. Он продолжал зачитываться романами. Хозяин то и дело наказывал его за лень, дерзость, вранье и воровство, и однажды Руссо сбежал из города.
Встретив католического священника и узнав, что за перемену религии можно получить денежное вознаграждение, он согласился перейти из протестантизма в католическое вероисповедание. Священник отправил его в поместье госпожи Варанс.
Госпожа Варанс, красивая и темпераментная женщина, когда-то развелась с мужем, который занимался политикой и не уделял ей внимания. Она тоже перешла из протестантизма в католицизм, получила от сардинского короля Виктора денежное содержание и способствовала всем, кто хотел стать католиком.
Варанс направила Руссо в Турин, где он переменил религию и заработал на этом свои первые деньги - двадцать Франков. Их хватило ненадолго. Одна молоденькая лавочница по фамилии Базиль, пленившись наружностью юноши, взяла его к себе в лавку. Но ее муж, вернувшийся через некоторое время, выгнал юного помощника.
Тогда Руссо устроился лакеем в дом графини Верчели. Ему понравилась молодая горничная Марианна, он украл для нее из шкатулки старшей камеристки дорогую розовую ленту. Пропажа сразу же обнаружилась. Ленту нашли у Руссо. Но он заявил, что ленту ему подарила Марианна. В результате их обоих лишили места.
После недолгих скитаний Руссо опять явился к госпоже Варанс. Она оставила его у себя в имении.
- Если Бог мне вторично посылает этого милого мальчика, то я больше не покину его, - сказала она.
Госпожа Варанс играла какую-то тайную роль в религиозных и политических делах. Христианскую мораль она понимала по-своему. Она считала преступлением мучить того, кто влюблен, и отказывать ему.
Сначала Варанс решила сделать Руссо священником и уговорила его пойти в семинарию. Но через некоторое время преподаватели убедили ее в том, что у ее подопечного нет способностей к обучению.
Тогда Руссо уговорил госпожу Варанс дать ему возможность заниматься музыкой. Она согласилась.
Некоторое время Руссо брал уроки музыки, а потом выступил с концертом в Лозанне. Выступление провалилось. Варанс уехала в Париж с каким-то тайным поручением. Руссо два года скитался по Швейцарии, пока наконец опять не поселился у госпожи Варанс. Его место молодого любовника уже было занято, но Варанс оставила его при себе. Так прошли два года. Руссо не ужился со вторым любовником Варанс и уехал в Лион. Он устроился домашним учителем в семью старшего брата писателя аббата Мабли. За воровство вина и приставания к хозяйке его вскоре выгнали из дома.
Руссо разработал систему записи нот цифрами и отправился в Париж, чтобы предоставить ее Французской академии, произвести переворот в музыке, прославиться и разбогатеть. Но цифровую систему не приняли. Тогда он поступил секретарем к французскому посланнику в Венеции графу Монтегю. Оказавшись в Венеции, Руссо вообразил себя дипломатом, стал вмешиваться в политические дела и, согласно его же описанию, спас Неаполитанское королевство. Несмотря на это, Монтегю выгнал его, даже не уплатив жалованья.
Вернувшись в Париж, Руссо подал в суд на графа Монтегю и неожиданно выиграл процесс, отсудив свое жалованье. Растратив эти деньги, он женился на служанке отеля, в котором жил, Терезе Левассер, ограниченной и безотказной женщине. Она родила ему пятерых детей, всех их Руссо отдавал в сиротские приюты, оправдываясь тем, что у него нет денег содержать их. Когда его упрекали в безнравственном отношении к своим детям, Руссо утверждал, что поступает нравственно, так как, если бы дети остались с ним, они бы выросли такими же, как отец, искателями приключений. А в приютах государство давало им правильное воспитание и отправляло в деревни, где они становились добропорядочными крестьянами.
Через некоторое время Руссо получил место секретаря у откупщика Франкеля и вошел в кружек, в котором вращались Дидро и жена генерального откупщика д'Эпине, покровительствовавшая молодым непризнанным талантам. Руссо очаровал новых знакомых простодушием и рассказами о своей скитальческой жизни. Всеобщие восторги не исчезли даже после неудачной попытки Руссо объясниться в любви теще хозяина дома.
Когда Дидро оказался в заключении в Венсенском замке, Руссо отправился навестить друга. По дороге он прочел в газете объявление о том, что Джионская академия объявляет конкурс на сочинение на тему "Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов". Внезапный ответ на этот вопрос, пришедший в голову Руссо, так потряс его, что он словно в опьянении пролежал полчаса под придорожным деревом,а когда очнулся, то весь жилет его был мокрым от слез.
Мысль, осенившая Руссо, заключалась в том, что просвещение вредно, а культура есть лож и преступление.
- О Всемогущий Господь, избавь нас от просвещения отцов наших и приведи нас назад к простоте, невинности и бедности! - воскликнул Руссо.
Развив эту мысль в своем трактате и подкрепив ее односторонними примерами, Руссо предоставил этот трактат в Дижонскую академию. Трактат показался таким оригинальным, а аргументы, состоящие из восклицаний и риторических вопросов, такими убедительными, что ему присудили первую премию. Академия напечатала сочинение Руссо "Рассуждение о науках и искусствах". Весь научный и культурный Париж восторгался смелостью автора и его необычайным мышлением. Друзья приветствовали успех Руссо, полагая, что его трактат - это парадоксальная шутка.
Руссо стал известен. Небольшая опера его сочинения, раньше всеми отвергаемая как непрофессиональная, была поставлена на придворной сцене. Руссо объявил, что будет жить только соответственно своим принципам, избегая удобств современной цивилизации. Он отказался от должности секретаря Франкеля, сшил себе одежду из грубого сукна и решил жить только трудом своих рук, занимаясь перепиской нот. "Дикарь" Руссо сделался самым модным явлением в Париже. Светские дамы приносили ему для переписки ноты, только чтобы взглянуть на него. Они засыпали его приглашениями на обеды и ужины, а жена Руссо и ее мать тайком от "великого отшельника" принимали от них подарки и деньги на его содержание.
Дижонская академия опять объявила конкурс на сочинение на тему "О происхождении неравенства между людьми и о том, соответствует ли оно естественным законам".
Новый трактат Руссо принес ему еще большую славу. В нем он доказывал, что все беды человечества заключаются в неравенстве, которое возникло благодаря появлению разделения труда, государства и законов.
Госпожа д'Эпине построила для Руссо домик в лесу своего имения, и он переселился в этот домик. Но вместо того, чтобы влюбиться в свою благодетельницу, Руссо влюбился в графиню д'Удето, подругу своего хорошего знакомого графа Сен-Ламбера, и переехал в ее имение. Жена Руссо тайно сообщила об этом Сен-Ламберу. Разразился скандал. Руссо обвинил госпожу д'Эпине и Дидро в происках против него и рассорился с ними. Он прекратил сотрудничество с "Энциклопедией" и даже выступил против идей распространения просвещения, которые провозглашали Дидро и Вольтер. Вольтер, завидовавший популярности Руссо, писал о нем: "Он нашел несколько старых досок Диогеновой бочки и в них устроился, чтобы лаять на своих бывших единомышленников". Гнев Вольтера на своего сподвижника был так велик, что он даже не обратил внимания на то, что бочка, в которой жил Диоген, была не из досок,а из глины.
Дидро долгое время пытался уладить отношения с другом, но Вольтер остался непримирим. "Никогда не было потрачено столько искусства, чтобы сделать нас дураками. Читая его сочинения, хочется ходить на четвереньках. Но я утратил эту привычку шестьдесят лет назад", - писал "фернейский патриарх".
Оставив госпожу д'Эпине, Руссо поселился в парке у герцога Люксембургского, в построенной для него хижине. Здесь он написал два романа "Новую Элоизу" и "Эмиль" и самый знаменитый философский трактат "Общественный договор".
Роман в письмах "Юлия, или Новая Элоиза", сентиментальная история двух влюбленных, создан под влиянием бульварных романов Ричардсона. Он наполнен философскими рассуждениями о высоконравственной любви. В наше время читать его невозможно как из-за стиля изложения, так и из-за содержания. Но сразу же после появления "Новая Элоиза" имела ошеломляющий успех. Дамы зачитывались романом Руссо до слез и обмороков. Такой же успех сопутствовал и роману о воспитании "Эмиль".
Парижский парламент постановил сжечь оба романа, а автора заключить в тюрьму. Принц Конти передал герцогине Люксембурской об угрозе отшельнику, обитавшему в ее парке. Герцогиня уговаривала Руссо уехать, но он не торопился. По видимому, он хотел попасть в Бастилию, чтобы сравняться славою с Вольтером. Когда герцогиня Люксембурская все таки выпроводила его из имения, он встретил на дороге посланных за ним судебных приставов. Но слава Руссо была уже так велика, что они только раскланялись с ним и сделали вид, что не узнали его.
Руссо хотел обосноваться в Швейцарии. Правительство Женевы, как и парижский парламент, приняло решение о сожжении его романов и философских трактатов. Тогда Руссо обосновался в местечке Мотье, расположенном на территории, принадлежавшей прусскому королю. Он подружился с крестьянами, пел романсы деревенским девушкам, бродил по горам в специально сшитых шароварах и меховой шапке. Но потом Руссо поссорился с местным пастором, и крестьяне забросали его дом камнями. После этого он принял приглашения английского философа Юма и уехал в Англию.
В Англии психическое расстройство, которому Руссо был подвержен, по-видимому, с детства, стало очевидным. Он обвинил Юма в том, что тот хочет сделать его посмешищем английских газет, и сбежал от него.
Уехав из Англии, Руссо долгое время скитался от одного вельможи к другому, всех подозревая в желании погубить его. Главою заговора против себя он считал герцога Шуазеля, который, по его мнению, приказал завоевать остров Корсику только для того, чтобы корсиканцы не пригласили к себе Руссо в качестве законодателя. Встревоженный тем, что в печати появился памфлет, в котором описывалось его прошлое, Руссо объявил, что сам готов каяться, рассказав о себе всю правду. Так появилась его "Исповедь". В ней он попытался описать свои самые постыдные поступки, но потом сбился на обвинения своих недругов, настоящих и вымышленных.
Здоровье Руссо с каждым годом ухудшалось. Маркиз де Жирарден увез его к себе в поместье Эрменонвиль. Руссо просил похоронить его в парке Эрменовиля, на острове Ив, посредине озера, где он провел несколько последних месяцев и умер на руках жены. Остров Ив, и поместье Маркиза де Жирардена стало местом паломничества. Толпы поклонников стекались к могиле своего кумира, который, по их мнению, всю жизнь боролся за свободу народов и пал жертвою жестокой тирании.
Во время Французской революции тело Руссо перевезли в Париж, в Пантеон, в тот же день, когда состоялось перезахоронение Вольтера. Двадцать лет спустя его останки похитили и бросили в яму с известью.
Наибольшее воздействие на умы людей и на ход истории оказал трактат Руссо "Общественный договор". Как и все его произведения, он написан безо всяких доказательств, вопреки логике и здравому смыслу. Но с большой силой чувств, что во многом и обеспечило этому сочинению успех у многочисленных последователей, не изучавших или не сумевших понять историю права.
"Общественный договор" Руссо начинается знаменитыми словами, ставшими крылатой фразой: "Человек рождается свободным, а между тем всюду он в оковах". Руссо ставит перед собой задачу вернуть к свободе погрязшее в неправде общество. Он утверждает, что люди, объединившиеся в государство, как бы заключили общественный договор и должны жить согласно этому договору. Только народ имеет право принимать решения в государстве, так как только он - носитель закона. Принятие любого решения происходит путем подсчета голосов. При голосовании все члены общества равны, независимо от богатства, званий, профессий и ума. Воля большинства становится общей волей. Все, кто не согласны с ней, принуждаются силой или изгоняются. А те, кто, признав общую волю, ведут себя по-другому, подвергаются смертной казни как преступники.
Принципы общественного договора были воплощены в жизнь во время Французской революции. Большинство ее знаменитых деятелей - Марат, Робеспьер, Сен-Жюст - в молодости зачитывались Руссо, считали его своим духовным наставником. Голосуя в Конвенте, они считали, что выражают волю народа и действуют так, как учил Руссо.
Идеи Руссо лежат в основе всех революций. Но кроме того, он создал то настроение, которое подготовляет революцию. Он воспевал народ, обличал тех, кто стоит у власти, всех знатных и богатых, которые, по его мнению, отступили от общественного договора, потому что правят, не спрашивая у народа ни разрешения, ни одобрения. А раз так, народ имеет право свергнуть и уничтожить их.
Декларация прав человека, провозглашенная в Америке, а потом после революции и во Франции, опирается на "Общественный договор" Руссо. Наполеон говорил, что, если бы не было Руссо, не было бы и Великой французской революции. Один из биографов Руссо называл его основателем современной демократии и писал, что он "как будто из могилы продиктовал человечеству декларацию прав и свобод человека".
Другой биограф дал Руссо на удивление точную и краткую характеристику, построив ее на взаимоисключающих противоречиях. Он писал, что "Руссо, не имея почти никакого образования, прослыл самым великим ученым. Не отличаясь даже простым здравомыслием, почитался мудрецом. Оставаясь всегда себялюбивым, неблагодарным эгоистом, стол благодетелем рода человеческого. Не имея литературного таланта, создал романы, которыми зачитывалась вся Европа. Отдавая своих детей в сиротские дома, создал теорию воспитания. Изменяя жене и сквозь пальцы глядя на ее измены, рассказывал всему миру о возвышенной любви. Обидчивый и злопамятный, перессорившийся со своими друзьями, стал символом искренности, сердечности и душевной нежности. Робкий и несмелый и в то же время тщеславный, он обнажил свои пороки перед людьми. Всю жизнь прославлял независимость и жил за чужой счет. Писал о вреде наук и искусства и занимался только ими. Мечтал о хижинах и обитал во дворцовых парках. Влюблялся в великосветских дам и женился на полуграмотной служанке".
Может быть, благодаря этой разносторонности он и оказал такое огромное влияние на свой век, умы и сердца своих современников и потомков.
Прикрепления: 8854202.jpg (75.1 Kb)


Сообщение отредактировал ozarenie71 - Пятница, 31 Май 2013, 17:47
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: