• Страница 1 из 1
  • 1
Измайлов А.Е.- русский поэт,баснописец,прозаик,журналист
NikolayДата: Суббота, 04 Июн 2011, 09:27 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:


ИЗМАЙЛОВ АЛЕКСАНДР ЕФИМОВИЧ
(14 (25) апреля 1779, Владимирская губерния — 16 (28) января 1831, Петербург)


— известный русский баснописец, поэт, прозаик, журналист, переводчик и литературный критик начала XIX века, член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств.

Выходец из дворянской семьи, Измайлов окончил горный кадетский корпус, служил вице-губернатором Твери и Архангельска, позднее преподавал словесность в пажеском корпусе.
Был председателем Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (1822 — 1824), участвовал в издании журналов «Цветник» (1809; совместно с А. П. Беницким), «Сын отечества» (1817), «Благонамеренный» (главный редактор, 1818 — 1826).
В русскую литературу Измайлов входит главным образом как баснописец и отчасти романист; повесть его «Евгений или пагубные последствия дурного воспитания и сообщества» (1799 — 1801) имела в свое время значительный успех; кроме нее следует указать повести «Ибрагим и Осман» и «Бедная Маша». Во всех этих произведениях Измайлов выступает как писатель явно реалистического и даже бытового направления и насыщает их в значительной мере нравоучительными («Ибрагим и Осман») и обличительными («Евгений») элементами. Басни Измайлова известны за пределами России. Например, еще в 1878 году была переведена на азербайджанский язык басня Измайлова «Осел и Конь». Перевод басни был сделан Гасаналиага ханом Карадагским и включен в учебник «Вэтэн дили».
Басни Измайлова характеризует снижение этого сатирико-дидактического жанра. Язык Измайлова современники считали «грубым», ритм организован слабее, чем у Крылова. Измайлов дал также теоретическую работу о басне — «О рассказе басни» и «Разбор басен».
Измайлов также является автором стихотворных сказок «Шут в парике» (сатира на писателей-классицистов и «Беседу любителей русского слова»), «Утопленница», «Снежный ребенок».
В. Г. Белинский отмечал, что басни Измайлова «…отличаются истинным талантом и пленяют какою-то мужиковатою оригинальностию».
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E7%EC%E0%E9%EB%EE%E2,_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0_%C5%F4%E8%EC%EE%E2%E8%F7)
***


Биографический очерк Л. Тимофеева
(Тимофеев Л. Измайлов А. Е. // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 4. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 437 – 438).

ИЗМАЙЛОВ Александр Ефимович [1779 - 1831] - баснописец и романист начала XIX века, из дворянской семьи. Окончил горный кадетский корпус, служил вице-губернатором Твери и Архангельска, позднее преподавал словесность в пажеском корпусе. Был председателем Вольного общества любителей словесности, наук и художеств [1822 - 1824], участвовал в издании журналов "Цветник" [1809], "Сын отечества" [1817], "Благонамеренный" [1818]. В русскую литературу Измайлов входит главным образом как баснописец и отчасти романист; повесть его "Евгений или пагубные последствия дурного воспитания и сообщества" [1799 - 1801] имела в свое время значительный успех; кроме нее следует указать повести "Ибрагим и Осман" и "Бедная Маша". Во всех этих произведениях Измайлов выступает как писатель явно реалистического и даже бытового направления и насыщает их в значительной мере нравоучительными ("Ибрагим и Осман") и обличительными ("Евгений") элементами. Стихи его - "лирические, элегические, анакреонтические, вакхические" и др. - не имеют значения; басни Измайлова характеризует снижение этого сатирико-дидактического жанра. Начинавшее терять свою социальную устойчивость мелкое дворянство, вначале ярко протестовавшее в своем творчестве против давления со стороны как крупного дворянства, так и развивавшейся буржуазии (напр. в сатире Крылова первого периода), постепенно мирилось со своим положением; социальный протест, насыщавший его творчество, мельчал. Басня Измайлова отражает этот процесс; объект ее незначителен; язык - груб, ритм слабо организован. И. дал также теоретическую работу о басне - "О рассказе басни" и "Разбор басен".
(Источник - http://az.lib.ru/i/izmajlow_a_e/)
***


Биографический очерк

Измайлов (Александр Ефимович, 1779 - 1831) - баснописец и журналист. Происходил из дворян Владимирской губернии. Воспитание получил в горном кадетском корпусе, по окончании которого, в 1797 г. поступил в министерство финансов. Всю свою жизнь почти безвыездно провел в Санкт-Петербурге, и только в 1826 г., будучи назначен вице-губернатором, отправился в Тверь, а в 1828 г., на ту же должность - в Архангельск. Не пробыв там и года, Измайлов перевелся опять в Санкт-Петербург, чиновником особых поручений при министерстве финансов, а в 1830 году вышел в отставку. В 1799 г. он выпустил в свет роман "Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и сообщества". Сам автор называл свое произведение впоследствии "уродом", но тем не менее роман заслуживает внимания своим реализмом, правда, очень грубым. Вскоре он вошел в кружок молодых людей, основавших "Вольное общество любителей словесности наук и художеств". С членами этого общества, А.П. Бенитцким и П.А. Никольским, Измайлов издавал в 1809 - 10 гг. журнал "Цветник", сотрудничая сам в критическом отделе. В 1817 г. он редактировал "Сын Отечества", а в 1818-27 гг. издавал известный журнал "Благонамеренный". В 1826-27 гг. издавал альманах "Календарь Муз". Талант Измайлова проявился, главным образом, в баснях, первое издание которых вышло в 1814 г. Кроме заимствованных и общих баснописцам всех народов, у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специально русские темы. В них и сказалась особенность его дарования - какая-то добродушная грубость, наклонность к реализму, что и заставило современников называть его "писателем не для дам", а критиков, искавших двойников русским писателям в западной литературе и западном искусстве, - российским Теньером 2-м (1-й Теньер - Нарежный). Лучшие басни Измайлова - "Кулик-астроном", "Пьяница", "Лгун", "Дворянка-буянка", "Страсть к стихотворству" и пр. Как журналист, Измайлов известен в анекдотической летописи нашей литературы. И с читателями, и с авторами он был sans facon: печатно объяснялся с теми и другими, стихами и прозой в своем "Благонамеренном", запаздывал выпуском книжек, потому что "на праздниках гулял, забыл жену, детей, не только, что журнал" - и, наконец, недодавал обещанного числа номеров. Но при всей беспечности и балагурстве, Измайлова занимали и социальные вопросы; в своем журнале он завел отдел благотворительности и выпустил две брошюры: "Рассуждение о нищих" (СПб., 1804) и "Вчерашний день, или Некоторое размышление о жалованиях и пенсиях" (СПб., 1807). Измайлов не примыкал тесно ни к какому направлению: он якшался и с "лицеистами" и с Гречем , и с "классиками", относясь ко всем добродушно и, по-видимому, равнодушно. Впрочем, в своих критических воззрениях он не шел дальше французских теоретиков. Собрание сочинений его изданы Смирдиным в Санкт-Петербурге, в 1849 г. (2 ч.); новое издание вышло в 1891 г., в 3 частях.
(Источник - http://az.lib.ru/i/izmajlow_a_e/text_0100.shtml)
***

А. Е. Измайлов
Стихотворения

(Поэты-радищевцы. Серия "Библиотека поэта". Большая серия. Второе издание. Вступительная статья, биографические справки, составление и подготовка текста П. А. Орлова)

Александр Ефимович Измайлов родился 14 апреля 1779 года в семье бедного владимирского дворянина. Семи лет от роду он был записан каптенармусом в лейб-гвардии Преображенский полк, однако к военной службе не приступил, так как в 1792 году был определен в Горный кадетский корпус, а по окончании корпуса выписался из полка "по слабости здоровья".
С 1797 по 1825 год Измайлов служил чиновником в Министерстве финансов, где занимал разные должности: от столоначальника до начальника отделения. В 1826 году он получил назначение вице-губернатором в Тверь, а в 1828 году был определен на ту же должность в Архангельск, где пытался бороться с казнокрадством и взяточничеством местных чиновников, но потерпел поражение и вынужден был вернуться в Петербург.
В последние годы жизни Измайлов был фактически отстранен от службы, недолго преподавал русскую словесность в Пажеском корпусе и умер в большой бедности 16 января 1831 года.
В литературе Измайлов дебютировал переводом стихотворения Малерба "Смерть", появившимся в 1798 году в "Санктпетербургском журнале" И. П. Пнина. Широкую известность автору принес нравоописательный роман "Евгений, или Пагубные следствия дурного воспитания и общества" (первая часть вышла в 1799-м, вторая - в 1801 году). Произведение это отличается резко сатирическим изображением быта и нравов русского дворянства конца XVIII века. Менее интересны сентиментальная повесть "Бедная Маша" (1801) и две "восточные" повести: "Ибрагим и Осман, или Трудись, делай добро и счастлив будешь" и "Наставление одного старого индейского мудреца молодому государю,
которого он воспитывал" (обе - в 1806 году).
В Вольное общество Измайлов был принят 3 мая 1802 года. Он выполнял в нем обязанности одного из членов Комитета цензуры, секретаря (выбран в 1807 году), а с 1816 до 1825 года - бессменного президента Общества.
В первые годы царствования Александра I Измайлов, подобно Пнину, Борну, Попугаеву, писал проекты, в которых предлагал правительству ряд мер для облегчения участи низших слоев общества. К ним относятся "Рассуждения о нищих" (1804) и "Вчерашний день, или Некоторые размышления о жалованьях и пенсиях" (1807). При всей своей гуманности, оба трактата отличаются утопичностью средств, предложенных автором для достижения поставленных им целей.
В 1809 году вместе с А. П. Бенитцким, а в 1810 с П. А. Никольским Измайлов издавал журнал "Цветник". В 1812 году он был редактором издаваемого Вольным обществом "Санктпетербургского вестника". С 1818 по 1826 год он единолично издавал журнал "Благонамеренный". Здесь, а также в других периодических изданиях он поместил большое число своих стихотворных произведений.
Лучшей частью литературного наследия Измайлова справедливо признаны басни и стихотворные "сказки", сборники которых с 1814 по 1826 год переиздавались пять раз. Заслуживают также внимания две чисто теоретические работы Измайлова - "О рассказе басни" и "Разбор басен", сначала печатавшиеся в журналах, а потом выходившие в качестве приложения к упомянутым выше сборникам.

120. ТАВРИЧЕСКИЙ САД

Сад Таврический прекрасный,
Как люблю в тебе я быть,
Хоть тоски моей ужасной
И не можешь истребить.

Только лишь одной природы
Ты имеешь красоты,
Просто всё в тебе: и воды,
И деревья, и цветы.

Просто всё в тебе и мило.
Для меня ты лучший сад.
Как приятно и уныло
Твой, лиясь, шумит каскад!

Ах! на травке на зеленой
Как люблю я здесь сидеть,
Дух имея утомленный,
На струи в слезах глядеть.

Ах! как временем вечерним
Хорошо в тебе Гулять
По тропинкам искривленным
И о милом помышлять.

Как в тебе я ни бываю
И как много ни хожу,
Только им лишь мысль питаю,
Но его не нахожу.

Он меня не повстречает
Никогда в аллеях сих,
Вздохов он не примечает
И не видит слез моих.

Сад Таврический прекрасный,
Нету мне в тебе утех,
Но зато в тебе несчастной
Можно плакать без помех.
1800
***

121. СОНЕТ ОДНОГО ИРОКОЙЦА,
НАПИСАННЫЙ НА ЕГО ПРИРОДНОМ ЯЗЫКЕ


Где холодно, цветы все худо там растут.
Лишь выходишь, они показываться станут,
То солнечные им лучи потребны тут,
Но вместо солнца дождь, снег, град - они и вянут.

Канада есть сия холодная страна,
Цветы - писатели, а солнце - одобренье;
И наша нация, к несчастью, есть одна,
Где авторы в таком находятся презренье.

Утешьтесь, бедные! и прочие науки
Все одобряются не более у нас;
Возьмите, юноши, не книги, карты в руки,
Вертитесь, кланяйтесь - чины, места ждут вас.
Бостоном, танцами составить счастье можно,
А с просвещением в леса сокрыться должно.
<1804>
***

122. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОЛЬЗА БАСНИ

Однажды - кто б поверить мог? -
К Царю в его чертог
Вошла вдруг Истина нагая!
Царь в гневе закричал: "Бесстыдница какая!
Как смела ты войти и кто ты такова?"
- "Я Истина". - "Зачем?" - "Сказать лишь слова два:
Льстецы престол твой окружают;
Народ вельможи угнетают,
Ты нарушаешь сам нередко свой закон..."
- "Вон, дерзкая! вон! вон!
Гей! стражи, гей, войдите,
Возьмите, отведите
Ее в смирительный иль в сумасшедший дом".
Хорош был Истине прием!
Вздохнула бедная и вмиг из глаз пропала.
Охота после ей припала
Идти опять к Царю; подумала, пошла,
Но уж не голая, как прежде, -
В блестящей дорогой одежде,
Которую на час у Вымысла взяла.
Смягчивши грубый тон, к Царю она с почтеньем
Приближилась и с ним вступила в разговор.
Царь выслушал ее с великим снисхожденьем;
Переменился скоро двор:
Временщики упали,
Пришел на знатных черный год,
Вельможи новые не спали,
Царь славу приобрел, и счастлив стал народ,
<1805>
***
(Источник - http://az.lib.ru/i/izmajlow_a_e/text_0080.shtml)
***

БАСНЯ
(Подготовка текста и примечания В.П. Степанова и Н. Л. Степанова; биографическая справка В.П. Степанова, "Русская басня XVIII-XIX веков", Большая серия Библиотеки поэта, Л., 1977)

1. УМИРАЮЩАЯ СОБАКА

Султанка старый занемог,
Султанка слег в постелю;
Лежит он день, лежит неделю,
Никто из медиков Султанке не помог,
Час от часу лишь только хуже:
Все ребра у него наруже,
Как в лихорадке он дрожит
И уж едва-едва визжит.
В конуре, у одра больного,
Соколка, внук его, стоял,
Не мог он вымолвить от жалости ни слова
И с нежностью его лизал.
Султанка на него взглянул и так сказал:
"Ну, видно, мой конец приходит:
Нельзя ни встать, ни сесть;
Душа из тела вон выходит...
А перед смертью как хотелось бы поесть!
Послушай, милый внук, что я тебе открою:
Две кости спрятал я, как был еще здоров;
Умру, ведь не возьму с собою.
Они вот там лежат, у дров;
Поди же, принеси их обе
И старика утешь,
Который скоро будет в гробе...
Да только сам, смотри, дорогою не ешь".
Как из лука стрела,
Соколка мой пустился,
В минуту воротился
И кости в целости принес.
Султанка тронут был до слез.
Ну, нюхать кости он, глодать уже не может;
Понюхал и промолвил так:
"Когда умру, пускай мой внучек это сгложет...
Однако же теперь не тронь ты их никак.
Кто знает? Может быть, опять здоров я буду;
Коль веку Бог продлит, тебя не позабуду:
Вот эту кость отдам тебе,
Большую же возьму себе.
Постой, что мне на ум приходит:
Есть славный у меня еще кусок один;
Я спрятал там его, куда никто не ходит.
Сказать ли? Нет, боюсь: ты съешь, собачий сын!
Ох, жаль!.." - и с словом сим Султанка умирает.

На что сокровища скупой весь век сбирает?
Ни для себя, ни для других!
Несносна жизнь и смерть скупых.
1804
***
(Источник - http://az.lib.ru/i/izmajlow_a_e/text_0070.shtml)
***
Прикрепления: 3592319.jpg (16.6 Kb) · 1102275.jpg (19.4 Kb) · 2217426.jpg (10.9 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: