[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Апухтин А.Н. - русский поэт и писатель
NikolayДата: Понедельник, 11 Июл 2011, 14:18 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:


АПУХТИН АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
(15 (27) ноября 1840 (1841?), Болхов Орловская губерния — 17 (29) августа 1893, Санкт-Петербург)


— известный русский поэт, писатель, переводчик и литературный критик; друг П.И. Чайковского; на его стихи многими композиторами написано множество популярных в России до наших дней романсов.

Биография
Родился в небогатой дворянской семье с древними корнями, восходящими к Франции. Детство прошло в родовом имении отца — деревне Павлодар. По мироощущению близок М. Ю. Лермонтову. Был весьма мнителен, легко раним, «поэт милостью божией», вместе с тем имел репутацию шутника, остроумного и блестящего импровизатора. Его монологи в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и экспромты входили в репертуар модных чтецов-декламаторов. Некоторые произведения Алексея Николаевича положены на музыку П. И. Чайковским («Ночи безумные» и др.), А. С. Аренским («Разбитая ваза»).

В 1859 году окончил Училище правоведения, где подружился с П. И. Чайковским. В Училище Апухтин был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам, также был одним из редакторов журнала «Училищный вестник». По окончании Училища служил в министерстве юстиции (в одном департаменте с Чайковским), службой не увлекался, вёл жизнь «золотой молодёжи»; в 1862 году Апухтин, Чайковский и ряд других правоведов попали в сексуальный скандал в ресторане «Шотан» и были «ославлены на весь город». С 1862 года жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863—1865 годах числился старшим чиновником особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел. По служебным надобностям несколько раз выезжал за границу. Уже в 1870-х годах у него началось болезненное ожирение, которое в последние десять лет его жизни приняло колоссальные размеры. За два года до смерти Апухтин заболел также водянкой.[1] Конец жизни он провёл практически дома, с трудом двигаясь. Алексей Николаевич был похоронен на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. В 1956 году прах и памятник были перенесены на Волковское кладбище (Литераторские мостки).

Апухтин и Пётр Ильич Чайковский
Чайковский и поэт и после окончания училища правоведения долго поддерживали тесные дружеские отношения. Пётр Ильич гостил у него в имении Павлодар Козельского уезда Калужской губернии в 1863 году, в 1865 году жил в петербургской квартире Апухтина. Вместе совершили совместное путешествие на Валаам в 1866 году. По приезде в Москву Апухтин останавливался у Чайковского. Алексей Николаевич посвятил композитору стихотворение «К отъезду музыканта-друга» (1880-е годы).

В декабре 1877 года Апухтин также посвятил П. И. Чайковскому следующее стихотворение:
П. Чайковскому

Ты помнишь, как, забившись в "музыкальной",
Забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной...
Искусство было наш кумир,
И жизнь для нас была обвеяна мечтами.
Увы, прошли года, и с ужасом в груди
Мы сознаем, что все уже за нами,
Что холод смерти впереди.
Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,
Ты новый путь себе настойчиво пробил,
Ты с бою славу взял и жадно пил
Из этой чаши ядовитой.
О, знаю, знаю я, как жестко и давно
Тебе за это мстил какой-то рок суровый
И сколько в твой венец лавровый
Колючих терний вплетено.
Но туча разошлась. Душе твоей послушны,
Воскресли звуки дней былых,
И злобы лепет малодушный
Пред ними замер и затих.
А я, кончая путь «непризнанным» поэтом,
Горжусь, что угадал я искру божества
В тебе, тогда мерцавшую едва,
Горящую теперь таким могучим светом.

По поводу этого стихотворения Чайковский писал своему брату Анатолию из Сан-Ремо 21 декабря 1877 года: «Получил сегодня письмо от Лёли с чудным стихотворением, заставившим меня пролить много слёз».

Получив известие о кончине поэта, Чайковский в письме к своему племяннику В. Л. Давыдову писал: «В ту минуту, как я пишу это, Лёлю Апухтина отпевают!!! Хоть и не неожиданна его смерть, а всё жутко и больно. Когда-то это был мой ближайший приятель».

Всего Чайковский написал шесть романсов на стихи Апухтина:
«Кто идёт» (1860, не сохранился)
«Забыть так скоро» (1870)
«Он так меня любил» (1875)
«Ни отзыва, ни слова, ни привета» (1875)
«День ли царит» (1880)
«Ночи безумные» (1886)

Романс «Ночи безумные»
«Ночи безумные» являются классическим образцом русского романса.
Ночи безумные, ночи бессонные,
Речи несвязные, взоры усталые…
Ночи, последним огнём озарённые,
Осени мёртвой цветы запоздалые!
Пусть даже время рукой беспощадною
Мне указало, что было в вас ложного,
Все же лечу я к вам памятью жадною,
В прошлом ответа ищу невозможного…
Вкрадчивым шёпотом вы заглушаете
Звуки дневные, несносные, шумные…
В тихую ночь вы мой сон отгоняете,
Ночи бессонные, ночи безумные!

Творчество
1854 — первые юношеские стихотворные опыты Апухтина («Эпаминонд», «Подражание арабскому») появились в «Русском Инвалиде» (1854—55 гг.).
1858 — 61 гг. стихотворения Алексея Николаевича («Деревенские очерки» и др.) печатаются в «Современнике», затем в течение 7 лет поэтическая деятельность Апухтина прерывается, но с 1868 г. появляется в рукописных экземплярах ряд стихотворений («Ниобея», «Реквием», «Год в монастыре», «Ночи безумные», «Моление о чаше», «Старая любовь» и др.).
1860 — 62 гг. публиковался в журналах демократического толка («Искра», «Гудок»), частенько давал пародии и эпиграммы под псевдонимом Сысой Сысоев.
1865 — выступил в Орле с двумя лекциями о жизни и творчестве А. С. Пушкина, что обозначило окончательно удаление Апухтина от какой-бы то ни было политической борьбы.
1872 — в «Гражданине» без подписи напечатано стихотворение «Недостроенный памятник».
1884 — Апухтин стал помещать свои произведения в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и «Северном Вестнике». К этому времени относятся поэмы («Письмо», «Старая цыганка», «С курьерским поездом») и лучшие его лирические произведения («Венеция», «В убогом рубище» и др.), многие из которых переложены на музыку.
1886 — вышел первый сборник стихотворений Апухтина

В последние годы жизни Алексеем Николаевичем написаны несколько повестей: «Дневник Павлика Дольского», «Из Архива графини Д.», фантастический рассказ «Между жизнью и смертью», драматическая сцена «Князь Таврический». Все эти произведения вышли в свет только после его смерти. Проза Апухтина высоко ценилась Михаилом Булгаковым.
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%EF%F3%F5%F2%E8%ED,_%C0)
***


АПУХТИН Алексей Николаевич [1840 - 1893] - русский поэт - лирик. По рождению Апухтин принадлежал к старинному дворянскому роду, воспитывался в привилегированном училище правоведения; в личной жизни поэт был тесно связан с великосветским петербургским обществом. В 1859 Апухтин окончил Училище правоведения, где познакомился с композитором П. И. Чайковским. В Училище Апухтин имел только отличные оценки по всем предметам. Апухтина считали эпигоном "светского" стиля поэзии, ведущего свое происхождение от литературы эпохи Пушкина. В сборнике стихотворений Апухтина встречаются типичные для этого стиля классические мотивы ("Греция", "Подражание древним" и др.), идиллическое изображение деревни ("Вечер", "Проселок"), патриотические и исторические темы, послания к друзьям, стихи на разные случаи, эпиграммы и пародии. Довольно часто Апухтин обращался к теме о призвании поэта, являясь горячим поклонником "чистого искусства" и врагом "гражданского" служения в поэзии ("К поэзии", "Музе", "Дилетант"). Но главной темой лирики Апухтина является интимная тема неудачной, разбитой любви, определившей собою меланхолическую настроенность поэта. Крупнейшее произведение этого рода - поэма "Год в монастыре". На слова стихов "Ночи безумные", "Забыть так скоро", "День ли царит" и др. П.И. Чайковский написал романсы. Чувство одиночества, надвигающейся старости и смерти, грусть воспоминаний проникают лучшие по искренности и простоте стихотворения Апухтина Музыкальные по форме, часто снабженные рефренами, стихи Апухтина иногда приближаются к песне, и не случайно многие из них положены на музыку. Слабее более длинные стихотворные произведения, своего рода психологические этюды, рассказы в стихах, не чуждые сентиментальности и мелодраматизма (например: "Перед операцией", "Из бумаг прокурора" и др.). В прозе Апухтин писал мало. Центральные фигуры его повестей - светские люди, неудачники в личной жизни, понявшие ничтожество окружающей их среды и ищущие спасения в глуши родовых усадеб - "Дневник Павлика Дольского" (опубликована 1895 г. посмертно), "Неоконченная повесть" и др.

Умер Алексей Апухтин 17 августа 1893 г. в Петербурге. Похоронен в родном селе Фадеево.

Библиография: Стихи Апухтина в 2 тт., СПБ., 1886; 7-е изд., СПБ., 1912. Перцов П., Философские течения в русск. поэзии, изд. 2-е, 1899; Волынский А., Сб. "Борьба за идеализм", СПБ, 1900; Коробка Н., Очерки литературных настроений, СПБ., 1903; Шулятиков В., Этапы новой лирики, сб. Избранная история новой русской литературы, М., 1910; Языков Д., Обзор жизни и трудов русских писателей, вып. XIII, СПБ., 1916; Венгеров, С. А., Этапы неоромантического движения, Русская литература XX в., изд. товарищества "Мир", вып. I, М., 1914; Арсеньев, Критические этюды по русск. литературе, т. II., СПБ., 1888. Сочинения А. Н. Апухтина, 1896. Скабичевский, в «Русской Мысли» (1895, № 5).
(Источник - http://www.stihi-rus.ru/1/Apuhtin/biografia.htm)
***


Александр Москалёв - Верить, чтобы любить

27 ноября 1840 года родился русский поэт Алексей Николаевич Апухтин
Русский читатель знает Алексея Апухтина на слух — прежде всего по строчкам стихотворений, ставших популярными романсами: «Ночи безумные, ночи безсонные...», «Пара гнедых», «Разбитая ваза», «Астрам». Положенные на музыку Чайковским, Рахманиновым, Аренским, Глиэром произведения Апухтина как бы заслонили всё остальное, что он написал.

Эти его неповторимые романсы заслуженно представляли творчество поэта ещё при жизни. Неслучайно в стихотворении современника Константина Случевского, посвящённом памяти Апухтина, достаточно было прозвучать названиям двух популярных романсов, чтобы стало ясно, о ком идёт речь:

«Пара гнедых» или «Ночи безумные» —
Яркие песни полночных часов, —
Песни такие ж, как мы, неразумные
С трепетом, с дрожью больных голосов!..

Да, на тогдашний трезвый взгляд или даже нынешний — рациональный, не только песни его, но и поведение было неразумным.

Родился поэт 15 ноября 1840 года в Волхове Орловской губернии, в небогатой дворянской семье с древними корнями, восходящими к Франции. Детство прошло в родовом имении отца — калужской деревне Павлодар.

В 1859 году Апухтин окончил Училище правоведения, где подружился с Петром Чайковским. Он был самым блестящим учеником в классе и имел только отличные оценки по всем предметам. После выпуска служил в Министерстве юстиции (снова в одном Департаменте с Чайковским). Молодому человеку светила отличная чиновничья карьера, о которой бредят сегодня многие, но он службой не увлёкся.

Алексей Апухтин всегда осознавал своё расхождение с радикально настроенными «отрицателями». В 1862 году в журнале братьев Достоевских «Время» он публикует программное стихотворение «Современным витиям», в котором заявляет о своей особой позиции «посреди гнетущих и послушных»:

Нестерпимо —
отрицанъем жить...
Я хочу во что-нибудь
да верить,
Что-нибудь всем сердцем полюбить!

В неспокойные 1860-е он не примкнул ни к левым, ни к правым, всё реже печатался, мало писал. Зарабатывать деньги литературным трудом казалось ему делом оскорбительным.

Наивысший успех поэта пришёлся на 1880-е годы. Дело не только в том, что окреп и отшлифовался его талант. Творчество Апухтина оказалось созвучно главенствующим настроениям, и многие стихи, написанные ранее, читались как только что написанные.

В конце 80-х гг. Апухтин начал писать роман, посвящённый очень важному этапу в истории — переходу от николаевской эпохи к периоду реформ. Судьбы главных героев рисуются на фоне больших исторических событий: Крымская война, падение Севастополя.Это время переоценки ценностей, поэтому в романе так много споров: о западниках и славянофилах, об освобождении крестьян, и реформах, которые предстояли России. Взгляд Апухтина — проницателен и трезв, а юмор, присущий его прозе, защищает его от морализаторства и дидактизма. Недаром прозой Апухтина восхищался Михаил Булгаков.

Умер Алексей Николаевич Апухтин 17 августа 1893 года.
Проза его малоизвестна, стихи редко звучат, а романсы продолжают жить. В них заложена щемящая интонация и вера в чистоту любящего сердца. Это уже и тогда было редкостью. Однажды поздней осенью поэт выдохнул строчки, которые волнуют русскую душу уже полтора века:
Ночи безумные, ночи
безсонные,
Речи безсвязные, взоры
усталые...
Ночи, последним огнём
озарённые,
Осени мёртвой цветы
запоздалые.
Александр Александрович МОСКАЛЁВ
(Источник - "Русский Дом"; http://www.russdom.ru/node/3406)

***

Несколько слов о творчестве

Романсы на стихи поэта прошлого века А. Апухтина поют во всем мире, прозу его не знает никто. Роман «Архив графини «Д»» можно было увидеть только на сцене театра им. М. Н. Ермоловой. Однако сама графиня «Д» перед зрителем так и не появится: все персонажи ее корреспонденты, те, кто писал ей письма, хранящиеся в архиве лукавой графини.

Это произведение о любви. Когда из полумрака, со свечой в руках, выходит чудно красивая женщина и, страдая и утешая говорит об утраченной любви, нравственных муках, жестокой жизни и прозрении, мы слушаем, ощущая гипноз прекрасного русского языка и высших чувств. А изящная ироничная вязь светских флиртов и любовных интриг только оттеняет глубину страсти, вдруг доверяющую свои тайны в письмах к графине «Д»…
(Источник - http://nnm.ru/blogs/amtengine/arhiv_grafini_d_alekseiy_apuhtin/#cut)
***

Главная идея повести «Между смертью и жизнью» – «смерти нет, есть одна жизнь бесконечная», и душа человеческая, многократно возвращаясь на землю, по божественному волеизъявлению вселяется в новое, избранное самим Господом Богом, тело.
Повесть публиковалась в сборнике «Профессор бессмертия. Мистические произведения русских писателей» - Ростов н/Д: Феникс, 2005 г.
***


Алексей Николаевич родился 15 (27) ноября 1840, а по другим данным 1841 года, в городе Волхов Орловской губернии. Семья была небогата, но происходила из старинного дворянского рода. Поэтому детство поэта прошло в родовом имении отца — отставного майора, которое находилось в деревне Павлодар. Мальчик очень рано проявил свои способности, что нескончаемо радовало его мать, которая постоянно его баловала.

В 1852 году он поступает в Петербургское училище правоведения, где происходит рождение и формирование его поэтического дара. Его талант не остается незамеченным, и учителя прочат ему великое поэтическое будущее. Благодаря директору училища А.П. Языкову в 1854 году в газете «Русский инвалид» было опубликовано патриотическое стихотворение юного поэта «Эпаминонд», которое было посвящено памяти Корнилова. Спустя год в том же издании было опубликовано стихотворение «Подражание Арабскому». Сия ода, написанная к рождению великой княжны Веры Константиновны, была даже передана государю. Во время учебы Алексей Николаевич сходится с П.И. Чайковским, дружба с которым продлится вплоть до смерти великого композитора. Помимо того, что Апухтин был одним из самых лучших учеников в классе, имел исключительно высшие отметки по школьным предметам, он также входил в число редакторов журнала «Училищный вестник».

После окончания училища с золотой медалью в 1859 году Алексей Николаевич начал работать в департаменте министерства юстиции. В этом же департаменте служил и Чайковский. Однако служба не увлекла Апухтина и он предпочитал вести образ жизни «золотой молодежи». Свои произведения он публиковал в журнале «Современник», к примеру, именно там впервые были обнародованы стихотворения из цикла «Деревенские очерки».

В 1862 году Апухтин вместе с Чайковским и другими повесами были замешаны в сексуальный скандал, слава о котором распространилась на весь город. После этого инцидента Алексей Николаевич уехал в Орловскую губернию, где был чиновником по особым поручениям местного губернатора. От литературной деятельности он отошел, объясняя свое решение тем, что не хочет вмешиваться в политическую борьбу, остаться в стороне от литературных и политических партий. В 1865 году он выступил с двумя лекциями о жизни и творчестве А.С. Пушкина. Это событие явилось довольно значимым в культурной жизни провинциального города.

В 1865 он решает вернуться в Петербург, где поступает на службу в министерство внутренних дел. Благодаря службе он несколько раз бывает за границей. Снова начинает писать, относится к этому уже более серьезно, пытаясь найти свою собственную поэтическую дорогу. Отметим, что известность Апухтину приносит жанр романса. Традиции цыганского любовного романса он искусно переплетает с присущим его произведениям художественным темпераментом. Многие его романсы будут положены на музыку Чайковского, например, «Забыть так скоро», «День ли царит», «Он так меня любил» и многие другие.

Начиная с 1884 года Алексей Николаевич печатается в «Вестнике Европы», «Северном Вестнике», а также в «Русской мысли». В это время из под его пера вышла, пожалуй, его лучшие стихотворные произведения: поэмы «С курьерским поездом», «Письмо», «Старая цыганка», стихи «В убогом рубище», «Венеция» и др. Многие из его произведений были положены на музыку. Окончательная слава настигла Апухтина в 1886 году, когда был выпущен его первый поэтический сборник «Стихотворения».

Вскоре Алексей Николаевич попробовал себя в написании прозы. В 1890 году им были написаны такие произведения, как «Неоконченная повесть», «Дневник Павлика Дольского», «Архив графини Д.», все они были опубликованы уже посмертно. Прозаические произведения Апухтина также получили высокую оценку современников.

Здоровье подводило Алексей Николаевича. Еще с 1870-х годов он страдал ожирением, которое с каждым годом лишь прогрессировало. Вдобавок к этому в 1891 году он заболел водянкой. Последние годы жизни он с трудом передвигался. 17 (29) августа 1893 года он скончался в Петербурге.

БЕССОННИЦА

Проходят часы за часами
Несносной, враждебной толпой…
На помощь с тоской и слезами
Зову я твой образ родной!
Я всё, что в душе накипело,
Забуду,— но только взгляни
Доверчиво, ясно и смело,
Как прежде, в счастливые дни!
Твой образ глядит из тумана;
Увы! заслонен он другим —
Тем демоном лжи и обмана,
Мучителем старым моим!
Проходят часы за часами…
Тускнеет и гаснет твой взор,
Шипит и растет между нами
Обидный, безумный раздор…
Вот утра лучи шевельнулись…
Я в том же тупом забытьи…
Совсем от меня отвернулись
Потухшие очи твои.
***

ПРЕДЧУВСТВИЕ

А. П. Апухтиной

Не знаю почему, но сердце замирает,
Не знаю почему, но вся душа дрожит,
Но сон очей моих усталых не смыкает,
Но ум мучительно над сердцем тяготит.
Я к ложу жаркому приникнул головою,
И, кажется, всю жизнь я выплакать готов…
И быстро предо мной проходят чередою
Все дрязги мелкие всех прожитых годов.
Я вспоминаю всё: надежды и сомненья,
Былые радости и горе прежних дней,
И в памяти моей, как черные виденья,
Мелькают образы знакомые людей…
А мысль о будущем, как червь, меня снедает,
Немого ужаса душа моя полна,
И тьма меня томит, и давит, и смущает,
И не дождаться мне обманчивого сна.
1 июля 1855
***

МАЙ В ПЕТЕРБУРГЕ

Месяц вешний, ты ли это?
Ты, предвестник близкий лета,
Месяц песен соловья?
Май ли, жалуясь украдкой,
Ревматизмом, лихорадкой
В лазарете встретил я?
Скучно! Вечер темный длится -
Словно зимний! Печь дымится,
Крупный дождь в окно стучит;
Все попрятались от стужи,
Только слышно, как чрез лужи
Сонный ванька дребезжит.
А в краю, где протекали
Без забот и без печали
Первой юности года,
Потухает луч заката
И зажглась во тьме богато
Ночи мирная звезда.
Вдоль околицы мелькая,
Поселян толпа густая
С поля тянется домой;
Зеленеет пышно нива,
И под липою стыдливо
Зреет ландыш молодой.
27 мая 1855
(Источник - Стихотворец. ру; http://stihotvorets.ru/?p=106)
***

Алексей Николаевич Апухтин - русский поэт и прозаик.

Родился в Болхове Орловской губернии. Происходил из старинного дворянского рода Апухтиных. Учился в Петербургском училище правоведения (1852–1859), где подружился с П.И.Чайковским. Служил в министерстве юстиции, с 1862 жил в родовом имении в Орловской губернии; в 1863–1865 – старший чиновник особых поручений при губернаторе; затем в Петербурге числился чиновником министерства внутренних дел; несколько раз бывал за границей. Писал стихи с детства, по свидетельству брата композитора М.И.Чайковского, пользовался покровительством И.С.Тургенева и А.А.Фета. Печатался с 1854, первые стихи были проникнуты антикрепостническими и гражданскими мотивами (цикл Деревенские очерки, 1859) в духе поэзии Н.А.Некрасова. В 1860–1862 сотрудничал в демократических журналах («Искра», «Гудок», в том числе публикации эпиграмм и пародий под псевдонимом Сысой Сысоев), а также в почвенническом «Времени» (программное стихотворение Современным витиям, оспаривающее «отрицательное» направление отечественной литературы: «Я хочу во что-нибудь да верить...»). В 1865 в Орле прочел две публичные лекции о жизни и творчестве А.С.Пушкина, обозначившие окончательный отход Апухтина от демократических позиций. После длительного перерыва (за исключением журнальных публикаций в 1872–1873) с середины 1880-х годов возвращается в печать – сначала отдельными стихотворениями, а затем сборником Стихотворения (1886), принесшим ему быструю славу одного из лучших поэтов эпохи безвременья, соединившего «анакреонтический» гедонизм сибарита с грустью разочарованного идеалиста, чуждого миру лицемерия, пошлости и корысти.

Прокламируемый самим Апухтиным дилетантизм его поэзии проявлялся в свободном разнообразии тем и жанров (меланхолическое размышление, сюжетный монолог, альбомная или дневниковая запись, «цыганский» романс, экспромт, дружеское послание, пародия), отличаясь при этом психологической достоверностью, мелодичным и ясным языком, легко ложащимся на память и на музыку (многие стихи Апухтина на музыку Чайковского и др. композиторов – Забыть так скоро, День ли царит, Ночи безумные, ночи бессонные... и др. – являют собой классические образцы отечественного романса). Вызревающий в поэтическом мире Апухтина образ «лишнего человека» находит подтверждение и в поэме Год в монастыре (1885), и в героях его прозы – повестях Архив графини Д**, 1890; Дневник Павлика Дольского, 1891; в фантастическом рассказе Между жизнью и смертью, все опубл. 1895; а также неоконченном романе из предреформенной поры (опубл. 1898), критически изображающих быт и нравы светского общества. Умер в Петербурге 29 июля 1893 года.
(Источник - http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post115388106/)
***


ЖИЗНЬ

К. П. Апухтиной

Песня туманная, песня далекая,
И бесконечная, и заунывная,
Доля печальная, жизнь одинокая,
Слез и страдания цепь непрерывная…

Грустным аккордом она начинается…
В звуках аккорда, простого и длинного,
Слышу я, вопль из души вырывается,
Вопль за утратою детства невинного.

Далее звуков раскаты широкие -
Юного сердца мечты благородные:
Вера, терпения чувства высокие,
Страсти живые, желанья свободные.

Что же находим мы? В чувствах - страдания,
В страсти - мученья залог бесконечного,
В людях - обман… А мечты и желания?
Боже мой! Много ли в них долговечного?

Старость подходит часами невольными,
Тише и тише аккорды печальные…
Ждем, чтоб над нами, в гробу безглагольными,
Звуки кругом раздались погребальные…

После… Но если и есть за могилою
Песни иные, живые, веселые,
Жаль нам допеть нашу песню унылую,
Трудно нам сбросить оковы тяжелые!..
29 февраля 1856
***

ШАРМАНКА

М.А. Апухтиной

Я иду через площадь… Звездами
Не усыпано небо впотьмах…
Только слякоть да грязь пред глазами,
А шарманки мотивы в ушах.

И откуда те звуки, не знаю,
Но, под них забываться любя,
Все прошедшее я вспоминаю
И ребенком вновь вижу себя.

В долгий вечер, бывало, зимою
У рояли я сонный сижу.
Ты играешь, а я за тобою
Неотвязчивым взором слежу.

То исчезнут из глаз твои руки,
То по клавишам явятся вдруг,
И чудесные, стройные звуки
Так ласкают и нежат мой слух.

А потом я рукою нетвердой
Повторяю урок в тишине,
И приятней живого аккорда
Твой же голос слышится мне.

Вот он тише звучит и слабее,
Вот пропал он в пространстве пустом…
А шарманка все громче, звучнее,
Все болезненней ноет кругом.

Вспоминаю я пору иную
И вот вижу: в столице, зимой,
И с колоннами залу большую,
И оркестр у подмосток большой.

Его речи, живой, музыкальной,
Так отрадно, мечтая, внимать,
То веселой, то томно-печальной,
И со мною твой образ опять.

И какие бы думе мятежной
Ни напомнил названья язык,
Все мне слышится голос твой нежный,
Все мне видится ясный твой лик.

Может быть, и теперь пред роялью,
Как и прежде, бывало, сидишь
И с спокойною, тихой печалью
На далекое поле глядишь.

Может быть, ты с невольной слезою
Вспоминаешь теперь обо мне?
И ты видишь: с постылой душою,
В незнакомой, чужой стороне

Я иду через площадь… Мечтами
Сердце полно о радостных днях…
Только слякоть да грязь пред глазами,
И шарманки мотивы в ушах.
25 марта 1856
***
Прикрепления: 5541446.jpg (19.0 Kb) · 1323299.jpg (19.1 Kb) · 7393303.jpg (13.1 Kb) · 7760704.jpg (8.0 Kb) · 9139684.jpg (20.4 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов