• Страница 1 из 1
  • 1
КОЗЬМА ПРУТКОВ
NikolayДата: Вторник, 17 Май 2011, 11:59 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:

Вымышленный «портрет» Пруткова, созданный Львом Михайловичем Жемчужниковым, Александром Егоровичем Бейдеманом и Львом Феликсовичем Лагорио

КОЗЬМА ПРУТКОВ
(Литературный портрет Козьмы Пруткова)


Писарь Сергий. Коллективный портрет Козьмы Пруткова.
Компьютерная графика, 2004

В 1854 году на небосклоне русской поэзии появилось новое имя - Козьма Прутков. Некрасовский журнал "Современник", открывший к тому времени немало дарований, не просчитался и на этот раз. Правда, сочинения начинающего автора опубликовали на страницах юмористического приложения к журналу - в "Литературном ералаше", но ведь и Тургенев впервые увидел своего "Хоря и Калиныча" в разделе "Смесь" того же "Современника", а теперь он - известный автор "Записок охотника"... Видно было, что и новый поэт полон надежд и воодушевления.

Я вечно буду петь и песней наслаждаться,
Я вечно буду пить чарующий нектар.
Раздайся ж прочь, толпа!.. довольно насмехаться!
Тебе ль познать Пруткова дар?!

Впрочем, уже в следующей строфе этого стихотворения под многозначительным заглавием "К толпе" автор сменял презрение на снисхождение к ней: Постой!.. Скажи: за что ты злобно так смеешься?
Скажи: чего давно так ждешь ты от меня?
Не льстивых ли похвал?! Нет, их ты не дождешься!
Призванью своему по гроб не изменя,
Но с правдой на устах, улыбкою дрожащих,
С змеею желчною в изношенной груди,
Тебя я наведу в стихах, огнем палящих,
На путь с неправого пути!

Заявив таким образом о своей творческой программе, Прутков с не меньшей страстью принялся воплощать ее в жизнь. Как видно, ему особенно были по душе жанры, споспешествующие исправлению нравов, обличению порока: басни, комедии, эпиграммы... Мне, в размышлении глубоком,
Сказал однажды Лизимах:
"Что зрячий зрит здоровым оком,
Слепой не видит и в очках!"

Да и сам Козьма Прутков не был чужд умственных усилий. Публикуются его "Плоды раздумья" - свод чеканных афоризмов, среди которых и знаменитые ныне "Смотри в корень!", "Никто не обнимет необъятного", "Не ходи по косогору, сапоги оттопчешь!", а также множество других, не менее выразительных: "Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти", "Щелкни кобылу в нос - она махнет хвостом", "Поощрение столь же необходимо гениальному писателю, сколь необходима канифоль смычку виртуоза", "Что есть лучшего?- Сравнив прошедшее, свести его с настоящим!". Следуя последнему афоризму, Козьма Прутков обнародовал "Исторические материалы Федота Кузьмича Пруткова (деда)", скромно объявив в предисловии: "Весь мой род занимался литературою" - и пообещав, вслед за дедовыми записками, издать записки отца и свои собственные. Правда, таковых не появилось, но зато после его кончины почтительные потомки подробно рассказали о жизненном и творческом пути этого государственного мужа и литературного деятеля. Читатель узнал, что К. П. Прутков дослужился до высокого чина действительного статского советника и директора Пробирной Палатки, что помимо произведений изящной словесности он создавал "правительственные проекты", из которых знаменитейший - "О введении единомыслия в России", который, правда, в то время не был осуществлен.

Художники, восхищенные славой Пруткова, создали его портрет, причем изображаемый потребовал, чтобы внизу была прибавлена лира, от которой исходят вверх лучи. Желание было исполнено. Впоследствии появился бюст поэта, ныне хранящийся в краеведческом музее города Тамбова, а уже в наше время, несколько лет назад, скульптура Козьмы Пруткова была сооружена в брянском парке-музее имени А. К. Толстого. Можно добавить, что сочинения Пруткова цитировали Тургенев и Герцен, Гончаров и Салтыков-Щедрин. Большое стихотворение Пруткова "Осада Памбы" читают герои романа Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели". Да и в других произведениях писателя появляется имя этого сочинителя, по определению Достоевского, "красы нашего времени"... Таков Козьма Петрович Прутков - одно из удивительных и ярких порождений русской литературной и общественной жизни. Как известно, его самого, со всей биографией и родословной, с баснями, стихотворениями, пьесами, афоризмами, придумали поэт Алексей Константинович Толстой и его двоюродные братья - Алексей и Владимир Жемчужниковы. Свою лепту внесли и другие Жемчужниковы - Александр и Лев (он вместе с художниками Бейдеманом и Лагорио изобразил Пруткова), а также поэт Петр Ершов, автор знаменитого "Конька-горбунка".

Но совсем не простой забавой для них стал этот чиновник-поэт. Да, поэт Алексей Толстой, старший среди братьев, любил шутки, веселье, от природы обладал абсолютным чувством юмора. Да, поэт Алексей Жемчужников десятилетиями оставался верен темам русской сатирической поэзии. Да, вся дружеская атмосфера большой семьи Жемчужниковых была пронизана жизнерадостностью и одновременно неприятием косного, казенного, туполобого. Существует немало историй о розыгрышах, которые устраивали братья в чиновном Петербурге. Однажды один из них, облачившись в мундир флигель-адъютанта, то есть офицера императорской свиты, объехал ночью петербургских архитекторов, передавая якобы повеление Николая I явиться наутро во дворец в связи с тем, что Исаакиевский собор провалился под землю. Его величество были весьма этой шуткой недовольны... Но со временем юношеское неприятие зарегламентированного уклада столичной да и всей российской жизни ("Земля ж у нас богата, Порядка в ней лишь нет") стало сменяться размышлениями о творческой сути человеческой природы, о подлинных ценностях бытия. При подготовке в 1884 году первого "Полного собрания сочинений Козьмы Пруткова" Жемчужниковы рассказали, что, создавая Пруткова, они "развили в нем такие качества, которые желали осмеять публично". Прутков "перенял от других людей, имевших успех: смелость, самодовольство, самоуверенность, даже наглость и стал считать каждую свою мысль, каждое свое писание и изречение - истиною, достойною оглашения. Он вдруг счел себя сановником в области мысли и стал самодовольно выставлять свою ограниченность и свое невежество". На всеобщее обозрение и очевидное посмеяние было выставлено распространенное в российской жизни представление, что чиновник, плоть от плоти государственного механизма, обладает единоличным правом на истину, в том числе и в сферах интеллектуальной деятельности, творчества, что само по себе творческие силы парализует. "По пословице: "смелость города берет", Козьма Прутков завоевал себе смелостью литературную славу. Будучи умственно ограниченным, он давал советы мудрости, не будучи поэтом, он писал стихи и драматические сочинения, полагая быть историком, он рассказывал анекдоты, не имея ни образования, ни хотя бы малейшего понимания потребностей отечества, он сочинял для него проекты управления,- "Усердие все превозмогает!"..."

Если сам Прутков, с его, так сказать, биографическими и мыслительными данными,- сатира на нашего российского бюрократа, на тип бюрократического мышления, то "лирика" директора Пробирной Палатки пародирует те литературные формы и средства, которые с развитием поэзии износились, стали банальными и воспринимаются читателями без каких-либо эстетических переживаний, а мысли - как род ходячей морали, унылого назидания. Но сама фигура Пруткова сослужила отечественной словесности хорошую службу. Представление о литературе как о служанке государства было доведено в его писаниях до абсурда и отныне всерьез восприниматься не могло. Самим своим существованием этот образ убеждает читателя в невозможности свести поэзию к канцелярским инструкциям, подлинное, свободное вдохновение - к исканию поощрения. Любой литературный администратор, забывавший об этом, рано или поздно оказывался в положении Пруткова.
(Источник: Русские поэты. Антология русской поэзии в 6-ти т. Москва: Детская литература, 1996; http://www.prutkov.org.ru/lib/sa/author/100002)
***

ДОСЬЕ АВТОРОВ КОЗЬМЫ ПРУТКОВА

Владимир Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ [11 (23) апреля 1830 — 1884], русский писатель, в отличии от других создателей Пруткова писавший только под его именем. Ключевая роль в создании образа Козьмы Пруткова принадлежит именно Владимиру Жемчужникову, не только предложившему писать вместе под вымышленным именем, но и сочинившему биографию псевдонима, и ставшему автором или соавтором почти половины творений с установленным авторством его создателей. После многолетних попыток опубликования собрания сочинений Пруткова, неоднократно срывавшегося в течении 30 лет по самым невероятным причинам, в последнем в своей жизни 1884 году он издал-таки том сочинений Козьмы Пруткова, сохранив для нас образ, вероятно, затерявший бы свою цельность в старых журналах. Его перу принадлежат «Немецкая баллада», «Разница вкусов», «Поездка в Кронштадт», «Мое вдохновение», «Аквилон», «Проект: о введении единомыслия в России», «К друзьям после женитьбы», «Пятки некстати», «Эпиграмма № III», «Желания поэта», «Безвыходное положение», «В альбом красивой чужестранке», «К толпе», «Возвращение из Кронштадта», «Защита памяти Косьмы Петровича Пруткова», «Биографические сведения о Козьме Пруткове», «Мое посмертное объяснение к комедии «Фантазия», «Разочарование», «Осень», «Эпиграмма № II», «Предсмертное». Кроме того, значительную часть сочинений Пруткова написал с совместно с братьями и Алексеем Толстым. Единственное из написанного им и не относящееся к сочинениям Пруткова — его «Записки». Они опубликованы после смерти писателя.

Алексей Константинович ТОЛСТОЙ [24 авг. (5 сент.) 1817 — 1875], граф, русский поэт, прозаик, драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1873). Судьба самого известного из создателей Пруткова писателя не уступала в фантастичности книжным биографиям его персонажей. Его изящность сочеталась с силой богатыря, гнувшего подковы и вилки винтом, а эти молодецкие забавы не мешали высоким гражданским поступкам. Он организовывал ополчениние в Крымскую войну и вступил в стрелковый полк, где едва не погиб от тифа, а потом женился на своей спасительнице. Его заступничество спасло от ссылки его длуга Тургенева, благодаря давней близости с царской семьей: с восьми лет он был друг детских игр наследника престола Александра (II), а в девять, сидя на коленках у старина Гете в Веймаре, видимо, получил благословение от творца Фауста в разгар его творения и еще в молодости стал родоначальником русского мистического триллера («Упырь», 1841, опубликован его другом Владимиром Соловьевым в 1900). Автор баллад, психологических новелл в стихах («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»), сатирических поэм «Грешница» (1858), «Иоанн Дамаскин» (1859) и опубликованных посмертно — «Очерк русской истории от Гостомысла до Тимашева» (1878) и «Сон статского советника Попова» (1882), баллад и сказаний («Василий Шибанов»), исторического романа «Князь Серебряный» (опубликован в 1863), драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). В соавторстве с Алексеем Жемчужниковым написал пьесу «Фантазия» — первое творение Пруткова, для которого им написаны самостоятельно «Эпиграмма № 1», «Юнкер Шмидт», «Письмо из Коринфа», «Древний пластический грек», «Память прошлого», «Мой портрет» и, предположительно, «Философ в бане». Остроумнейший «Путник» Козьмы Пруткова среди пародий не менее значителен, чем среди лирических стихов вдохновившие его популярные «Колокольчики мои» А. К. Толстого, получившие в автопародии неожиданное продолжение.

Алексей Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ [10 (22) февраля 1821 — 1908], русский поэт некрасовской школы, почетный академик Петербургской АН (1900), получивший это звание в числе первых четырех русских писателей вместе со Львом Толстым, Чеховым и Короленко. Литературной критикой считался совестью русской интеллегенции. Завершили творчество патриарха великого века русской словесности «Песни старости» и «Прощальные песни» спустя полстолетия после его дебюта в «Современнике» с комедией в стихах «Странная ночь» в 1850 году. В том же году в соавторстве с А. К. Толстым написана пьеса «Фантазия», запрещенная к показу после премьеры, — первое творение Козьмы Пруткова еще до возникновения этого псевдонима, для которого писал самостоятельно «Древней греческой старухе...», «В альбом N. N.», «Стан и голос», «Чиновник и курица» «Сродство мировых сил», «Помещик и садовник», «Помещик и трава», «Блестки во тьме», «Перед морем житейским» и написанное за год до смерти в возрасте 86 лет «Посмертное произведение Козьмы Пруткова».

Александр Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ [13 (25) июня 1826 — 1896), русский писатель. Отличался литературным озорством среди клевретов Козьмы Пруткова. Первая басня Пруткова «Незабудки и запятки», появилась еще без его подписи, придуманная Александром Жемчужниковым «для шутки». Творческие искания Александра во многом сделали самого Пруткова. Именно он научил «неудачника» драматурга писать стихи и басни, способствовал философизации мысли и одарил талантом мистика, сделав Пруткова первым литератором, вещавшим с того света. Публикация им своих творений под именем Пруткова без согласия других авторов вызывала протест брата Владимира, лоббировавшего в группе целостность псевдонима. Александру не хватало места под альмавивой образа, благодаря ему ставшего необъятно широким. Время показало, что эта широта смогла вместить все новаторское, не нарушая концептуальности, ибо необъятность и стала фундаментом концепта. Им написаны «Незабудки и запятки», «Азбука для детей», «При поднятии гвоздя близ каретного сарая», «Любовь и Силин», «С того света», «Простуда», «Я встал однажды рано утром...», «Сестру задев случайно шпорой...», «Некоторые материалы для биографии К. П. Пруткова», «Выдержки из моего дневника в деревне («На горе под березкой лежу...» и «Желтеет лист на деревах...»)».

Петр Павлович ЕРШОВ (1815 — 69), русский писатель. Автор знаменитой стихотворной сказки «Конек-Горбунок» (1834, полное издание в 1856). Во время Русско-Турецкой войны находившийся на службе Владимир Жемчужников был командирован в Тобольскую губернию и познакомился в Тобольске с жившим там П. Ершовым, а известный сказочник познакомился с Прутковым, и, в свою очередь, познакомил Владимира Жемчужникова с прежними своими шутками и передал ему свои куплеты — стихотворную сцену «Черепослов, сиречь Френолог» — и, сказав, что уже стар и ничего не напишет, просил куда-нибудь их поместить, что и было сделано. Пьеса «Черепослов, сиречь Френолог» с успехом шла на комедийной театральной сцене начала 20 века и не потеряла актуальности.

Сочинения Козьмы Пруткова, написанные коллективно,
1. Алексеем Толстым и Алексеем Жемчужниковым: «Фантазия», «Осада Памбы», «Доблестные студиозусы», «Желание быть испанцем», «Звезда и брюхо»;
2. Алексеем и Александром Жемчужниковым: «Кондуктор и тарантул», «Цапля и беговые дрожки», «Червяк и попадья»;
3. Владимиром, Алексеем Жемчужниковым и Павлом Ершовым: «Черепослов, сиречь Френолог»,;
4. Александром, Алексеем и Владимиром Жемчужниковым:«Блонды»;
5. Алексеем Толстым и Владимиром Жемчужниковым: «На взморье»;
6. Владимиром и Алексеем Жемчужниковым: «Честолюбие».
(Источник - «Козьма Прутков со товарищи»; http://www.kozma.ru/; http://www.kozma.ru/archives/prutkov.htm)
***

И с юмором, и всерьез

Козьма Петрович Прутков (родился 23 апреля, 11-го по старому стилю 1801 года или 1803 года "в деревне Тентелевой близ Сольвычегодска"; умер 25 января, 13-го по старому стилю 1863 года в Петербурге) - вымышленный писатель и поэт, литературную личность и произведения которого создали: граф Алексей Константинович Толстой, Алексей Михайлович Жемчужников и Владимир Михайлович Жемчужников. Согласно биографии, представленной авторами личности Козьмы Пруткова, он начинал службу в гусарском полку, а затем в 1823 году вышел в отставку и определился на службу по министерству финансов, в Пробирную Палатку, где оставался до смерти. Здесь он якобы удостоился получить все гражданские чины, до действительного статского советника включительно, и орден Св. Станислава 1-й степени.

Литературная карьера Козьмы Пруткова началась 20 января, 8 января по старому стилю 1851 года с постановки в Александринском театре комедии "Фантазия". На премьере присутствовал сам император Николай I. Он не понял истории пропавшей моськи Фантазии, его раздражал лай собак, по ходу пьесы бегавших по сцене. Царь уехал посреди представления со словами: "Много я видел на своем веку глупостей, но такой еще никогда не видел". Пьеса была подписана буквами Y и Z. Несмотря на провал "Фантазии", Козьма Прутков продолжал публиковать свои произведения: его басни выходили в журнале "Современник" в 1851 - 1853 гг. инкогнито, а в феврале 1854 появился, наконец, знаменитый псевдоним. Стихи и афоризмы Пруткова полюбились публике. Многие читатели, в том числе Ф.М. Достоевский, всерьез поверили в реальность существования этого автора. Некоторые тщеславные графоманы пытались даже публиковать свои стихи под его именем.

После 6-летнего перерыва (1854 - 1860) публикации возобновились и продолжались до "смерти" К.П. Пруткова в 1863 году. От стихов и драматургии Козьма Петрович обратился к области государственного строительства: последним его опубликованным сочинением стал "Проект о введении единомыслия в России". В январе 1884 года вышло подготовленное братьями Жемчужниковыми собрание сочинений Пруткова в одной книге. Широко известно его стихотворение "Мой портрет", вобравшее в себя наиболее характерные черты творчества и духовного облика поэта.

Когда в толпе ты встретишь человека,
Который наг1,
Чей лоб мрачней туманного Казбека,
Неровен шаг;
Кого власы подъяты в беспорядке,
Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке, -
Знай - это я!..
Кого язвят со злостью, вечно новой,
Из рода в род;
С кого толпа венец его лавровый
Безумно рвет;
Кто ни пред кем спины не клонит гибкой, -
Знай - это я;
В моих устах спокойная улыбка,
В груди - змея!..
[1 Вариант: "На коем фрак". Примечание Козьмы Пруткова]
(Источник - Прутков, Козьма Петрович — Энциклопедия «Вокруг света»; http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9A%D0%BE%D0%B7%D1%8C%D0%BC%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%B2)
***

Афоризмы Козьмы Пруткова

Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые: иначе такое бросание будет пустою забавой.
***
В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол.
***
В летнее время, под тенью акации Приятно мечтать о дислокации.
***
Вакса чернит с пользою, а злой - с удовольствием.
***
Верующий не боится напастей, но при невзгоде судьбы не отчаивается.
***
Ветер есть дыхание природы.
***
Взирая на высоких людей и высокие предметы придерживай картуз свой за козырек.
***
Взирая на солнце, прищурь глаза свои и ты смело разглядишь на нем пятна.
***
Влюбленный в одну особу страстно - терпит другую токмо по расчету.
***
Военные люди защищают отечество.
***
Воображение поэта, удрученного горем, подобно ноге, заключенной в новый сапог.
***
Все говорят, что здоровье дороже всего; но никто этого не соблюдает.
***
Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине.
***
Говоря с хитрецом, взвешивай ответ свой.
***
Говорят, что труд убивает время; но сие последнее, нисколько от этого не уменьшаяся, продолжает служить человечеству и всей вселенной постоянно в одинаковой полноте и непрерывности.
***
Гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно.
***
Доблестный муж подобен мавзолею.
***
Добродетель служит сама себе наградой; человек превосходит добродетель, когда служит и не получает награды.
***
Достаток распутного равняется короткому одеялу: когда натянешь его к носу, обнажаются ноги.
***
Если бы все прошедшее было настоящим, а настоящее продолжало существовать с будущим, кто был бы в силах разобрать: где причины и где последствия?
***

Прикрепления: 3494719.jpg (37.6 Kb) · 6745778.jpg (20.4 Kb) · 8818991.jpg (11.2 Kb) · 2069755.jpg (12.9 Kb) · 2516046.jpg (14.9 Kb) · 1535289.gif (36.4 Kb) · 2831763.jpg (9.7 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: