[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Натурализм (XIX - XX вв) » Жорис Карл Гюисманс - известный французский писатель (Представитель литературного натурализма и декаденства)
Жорис Карл Гюисманс - известный французский писатель
Nikolay Дата: Суббота, 27 Авг 2011, 17:45 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248


ГЮИСМАНС ЖОРИС КАРЛ
(Шарль Жорж Мари Гюисманс)
(5 февраля 1848, Париж — 12 мая 1907, там же)


— известный французский писатель, яркий представитель литературного натурализма и декаденства, первый президент Гонкуровской академии (с 1900).

Биография и творчество
В 1874 опубликовал первую книгу — «Ваза с пряностями», сборник стихотворений в прозе, написанный под влиянием Бодлера и Алоизиуса Бертрана. Начиная с этого времени, использовал «германизированную» версию своего имени (Жорис-Карл) с целью подчеркнуть нидерландские корни. Как правило, подписывал свои произведения инициалами, а не полной формой имени: Ж.-К. Гюисманс.
В 1870-е - 1880-е гг. примыкал к натуралистической школе (романы «Марта», 1876, «Сестры Ватар», 1879, «У пристани», 1886). Участвовал в публикации коллективного сборника «Меданские вечера» (1880). Также выступал как критик искусства.
Написанный в 1884 роман «Наоборот» считается манифестом европейского декаданса конца XIX века. Главный герой — аристократ дез Эссент, испытывающий отвращение к окружающему миру, живёт один в загородном доме и предается утонченным и извращенным удовольствиям. Огромное место в романе уделено описанию древних и современных авторов, из произведений которых состоит библиотека дез Эссента.
В эти годы Гюисманс отходит от натурализма в пользу мистицизма. В романе «Бездна», Là-bas, 1891 (в русском переводе также известен под названием «Там, внизу») выведен кружок современных сатанистов. Роман также прославился описанием чёрной мессы. В это же время работает над романом «Там, вверху», который остался незаконченным.
В 1892 Гюисманс обратился в католичество. Написал книгу о Святой Лидвине из Схидама (1901). В романе «Собор» (1898) — рассуждения о символике средневековой архитектуры.
В 1905 у писателя обнаружили рак. В соответствии со своими религиозными убеждениями он отказался от лечения и умер двумя годами позднее. Награждён на смертном одре орденом Почётного легиона. Похоронен на кладбище Монпарнас.
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki....0%F0%EB )
***


Жорис Карл Гюисманс
(HUYSMANS Joris Karl, 1848-1907)


Самое благородное явление, рожденное на почве французского декадентства – утонченного упадочничества, слишком мало вызывает к себе внимания и на родине, и у нас и ждет еще справедливой оценки. Речь идет о Гюисмансе, так мало еще оцененном, так мало популярном даже в то время, когда «декадентская» литература была очень популярной.
Шарль-Мари-Жорж Гюисманс родился 5 февраля 1848 года. Отец – голландец, мать – француженка. Получив домашнее образование, в 1866 году Гюисманс стал чиновником Министерства внутренних дел, где прослужил 32 года вплоть до отставки.
Гюисманс стоит в стороне от большого литературного потока. Слишком многим он может показаться скучным, в его произведениях мало занимательного, мало того, что могло бы стать модным. Нужен особый вкус, чтобы полюбить Гюисманса, чтобы плениться его романами-исследованиями, чтобы почувствовать упоительность в их напускной скучности. Даже крупные, очень талантливые модернистские писатели как бы покрылись налетом пошлости от популяризации, от модных увлечений ими. К Гюисмансу не пристала пошлость моды и популярности. Он остался серьезным, утонченным до муки, настоящим мучеником упадочности. Гюисмансу близки только такие личности, как Барбе д’Оревильи, Бодлэр, Верлен, Малармэ, Вилье де Лиль-Адан.


В 1874 году Гюисманс опубликовал свою первую книгу – «Ваза с пряностями» (Le Drageoir à épices), сборник прозаических стихотворений в духе Ш.Бодлера. Под влиянием трех мэтров тогдашней французской литературы – Э.де Гонкура, Э.Золя и Г.Флобера – написаны романы «Марта, история проститутки» (Marthe, histoire d'une fille, 1876), первая книга о публичной девке из опекаемого государством борделя; «Сестры Ватар» (Les Soeurs Vatard, 1879), социальная хроника в манере Золя; «Семейный очаг» (En Ménage, 1881), многим обязанный флоберовскому «Воспитанию чувств». Вскоре Гюисманс вошел в Меданский кружок, однако он был слишком независимым писателем, чтобы надолго задержаться в учениках Золя. После небольшого романа «По течению» (A vau-l'eau, 1882), с беспросветным пессимизмом повествующего о злоключениях чиновника, он поразил литературный мир книгой «Наоборот» (A Rebours, 1884), получившей наименование «катехизиса декаданса». Главным ее героем является аристократ «конца века» («fin-de-siècle»).

Порвав с Золя, Гюисманс издал романы «У пристани» (En Rade, 1887), натуралистический в изображении сцен деревенской жизни и сюрреалистический в описании грез, и «Без дна» (Là-Bas, 1891), изображение сатанизма в его средневековом и современном вариантах. Дюрталь, альтер эго Гюисманса, предпринял исследование о средневековом сатанизме, поражен образом средневекового сатаниста, маршала Жиля де Рэ и ищет следы сатанизма в современной Франции. К тайнам современного сатанизма он приобщается через некую женщину, с которой у него был кратковременный, но мучительный роман. Много глубоких мыслей высказано в последних главах «La bas», и одна из них: «Самая большая сила дьявола в том, что он заставил себя отрицать». Через несколько лет после написания романа умирает друг Гюисманса Жозеф-Антуан Буллан. Перед смертью он паслал Гюисмансу записку, в которой объясняет свою смерть колдовским воздействием маркиза Станисласа де Гуайта – аристократа от окультизма, мага и философа. Потрясенный этим Гюисманс в интервью журналу «Фигаро» обвиняет Гуайта в занятиях черной магией, и тот вызывает Гюисманса на дуэль – эта история подробно описана в книге Андре Бильи «Станислас де Гуайта» (М.: Ланселот, 2005). Центральный персонаж романа «Без дна», Дюрталь, появляется далее в романах «В пути» (En Route, 1895), истории возвращения Гюисманса в лоно католической церкви после пребывания в монастыре траппистов. Дюрталя тянет в монастырь, настоящий монастырь, который перенес бы его в атмосферу Cредневековья. Его духовный руководитель советует ему поехать в монастырь траппистов, в котором сохранилась еще атмосфера католической святости. Описание этого монастыря в «En route» – чарующе прекрасно, это классические страницы, которые читаются с трепетом. Дни, проведенные Дюрталем в монастыре траппистов, пережитая им борьба, из которой он выходит настоящим католиком, – все это необычайно важно и ценно для религиозной психологии.
«Собор» (La Cathédrale, 1898), почти целиком посвященном Шартрскому собору. «La Cathédrale» – замечательное ученое исследование готики, католической литургики и мистики. Гюисманс углубляется до исследования тончайшей мистики цветов, животных, красок, вообще религиозной символики. «Собор» – это книга о католических храмах, культе и символике, она неоценима для тех, кто хочет досконально изучить католичество. В «Соборе», например, приводится ценное исследование о картине фра Беато Анжелико «Увенчание Девы») (Le couronnment de la Vièrge). Роман «Послушник» (L'Oblat, 1903) — слегка завуалированная хроника послушничества Гюисманса в бенедиктинском монастыре после отставки с государственной службы.

В число других известных его книг входят «Парижские наброски» (Croquis parisiens, 1880), посвященные различным сторонам столичной жизни. Как художественный критик Гюисманс выказал большое понимание современных ему направлений в живописи в книге «Современное искусство» (L'Art moderne, 1883), в которой он пропагандировал импрессионизм; «Святая Людвина из Схидама» (Sainte Lydwine de Schiedam, 1901), эссе в жанре «жития», и «Лурдские толпы» (Les Foules de Lourdes, 1906), где восхваляется набожность и бичуется завладевшая городом страсть к наживе. Романы Гюисманса точно отражают эволюцию интеллектуальной и художественной жизни во Франции конца XIX века. При этом их можно рассматривать и как развернутую автобиографию писателя.
Умер Гюисманс в Париже 13 мая 1907.
(Источник - http://www.aenigma.ru/php/content.php?razdel=author&file1=18 )
***


Роман "Наоборот" — перевод Ивана Карабутенко, из предисловия переводчика:

Роман Гюисманса "Наоборот" вышел в 1884 г. К этому же времени относится запись в дневнике писателя-импрессиониста Эдмона де Гонкура: "Наоборот" Гюисманса кажется мне книгой моего любимого сына... Пусть говорят что угодно против нее, но она из тех, что повергают мой мозг в какой-то лихорадочный жар, а книги, вызывающие такое состояние, — это книги талантливых писателей. И сверх того — изысканность стиля! Идет, идет вперед наша литература!"
Однако подобных отзывов было немного. Роман вызывал раздражение читателей и критиков. Гюисмансу запомнилась фраза одного из них; она резюмировала недоумение остальных: "Пусть меня повесят, если я понял хоть слово из этой книги!"

Но и собратья по перу оказались недовольны. Им трудно было предположить, что автор "Парижских набросков", романов "Марта" (1876), "Сестры Ватар" (1879), "В семье" (1881), повести "По течению" (1882), которая Мопассану "бесконечно нравилась своей бесхитростной и надрывающей душу правдой", недавний участник сборника "Меданские вечера" (1880), который расценивался как манифест натуралистической школы, неожиданно изменит собственные позиции, эстетически переориентируется. Особенно неприятной новостью явилось это событие для Золя, мэтра натурализма, развязавшего в Медане язык молодым писателям: Мопассану, Гюисмансу, Сеару, Эннику, Алексису, предложив рассказывать "просто истории", рассказывать и записывать.
Встретившись с Гюисмансом в том же Медане, Золя сказал, не скрывая негодования, что тот нанес страшный удар натурализму, подорвал основы школы, сжег и свои собственные корабли, выпустив роман "Наоборот", потому что, мол, целое литературное направление исчерпано одним томом; и "Дружески, — вспоминает Гюисманс, — поскольку Золя был милым человеком, он посоветовал мне вернуться на проторенную дорогу и вновь заняться этюдом нравов".
(Источник - http://www.art-perfume.ru/library/huysmans/huysmans.html )
***


ГЮИСМАНС Жорис Карл [Joris Kare Huysmans, 1848—1907]
— французский писатель; вышел из мелкобуржуазной среды художнической и чиновной интеллигенции, у к-рой склонность к эмоциональным «духовным кризисам» личности часто сочетается с общественным консерватизмом и реакционностью. Выражением психоидеологии этой социальной группы и явилось творчество Г. Он сам служил долгие годы чиновником в «охранном отделении» — Direction de la Surete generale. Первоначально он примыкал к натуралистической группе Золя и выступил в печати в сборнике новелл «Вечера в Медане» [1880] вместе с Мопассаном, Сеаром, Энником и Алексисом. Влияние натурализма на творчество Гюисманса сказывается в 1874-1884. К этому периоду относятся бытовые, психологические романы Г. — «Марта» (Marthe, 1876), «Сестры Ватар» (Les S?urs Vatard, 1879), «У пристани» (En Rade, напеч. в 1886, отд. изд., 1887). Являясь сторонником использования «человеческих документов», Г. точен в трактовке психо-физиологической жизни, со склонностью к патологии. Он изображает социальные низы Парижа, дает жанровые картины из жизни мастериц, ремесленников, деклассированных, проституток, но далек от промышленного пролетариата. В городском пейзаже разработаны им характерные для натурализма наброски пригорода, бульваров, кабачков (см. также «Парижские наброски»). При этом он подходит к своему сюжету не как социолог и даже не как моралист, а как художник, тяготеющий к изображению живописных деталей болезненного и чахлого в человеке и в городе. Городским писателем является Г. и в романе «У пристани». Здесь он — даже пропагандист индустриальной темы, по стопам Золя. Г. стремится развенчать «романтические красоты природы», говорит о «бесцветной работе на полях»; сцена жатвы кажется ему жалкой в сравнении «с видом завода или брюха океанского парохода, озаренного огнями топок». Г. один из первых во французской литературе дал описание железной дороги. Эпические приемы изображения сельской природы, применявшиеся и натуралистами (Золя в «Земле»), им снижаются. Это — «лирика», «старая ошибка романтиков», «нет никакого основания бряцать на лире». При этом пейзаж, городской или сельский, Гюисманс изображает очень своеобразно, в плане импрессионистического натурализма. Он тонко фиксирует движение, свет, красочные пятна, будучи близок в этом отношении к современным живописцам-импрессионистам.


Во втором периоде творчества Гюисманс выступает против физиологической темы, материализма Золя, техницизма индустриальной культуры. Творчество Г. примыкает к идеологии реакционной аристократии. Он отрицает буржуазную культуру современных «лавочников», с ненавистью говорит о финансовом капитале, презрительно относится к демократии, ужасается Коммуне, идиллически представляет себе простонародье средних веков — «Там внизу» (La-Bas, 1891). По мнению Г., социалистическая революция — «бредни рабочих», необходимо духовное преображение, и он призывает к обращению в католицизм — «В пути» (En Route, 1895), он увлекается церковным миром — «Собор» (La Cathedrale, 1898). Место точной науки заступают у Г. магия, алхимия, астрология. Роман Г. «Наоборот» (A Rebours, 1884) посвящен жизни представителя вымирающей аристократической семьи, не находящего моральных и экономических устоев в окружающей буржуазной культуре, «потому что наступило царство конторы, торговли с ее узкими рыночными идеалами». Герой романа — Дезэссент, оторванный от современной ему жизни буржуазного общества, уходит в искусство и искусственное. Неспособный к борьбе с тем, что он ненавидит, Дезэссент создает себе свой мир извращенных грез, в к-ром все устроено «наоборот» по отношению к действительности. Предпочитая поддельное настоящему, презирая естественные потребности, герои Г., — эти нисходящие аристократы, — выражают этим свой бессильный протест против ненавистного им уклада жизни. Значительное место в этой полной эрудиции книге посвящено пропаганде серебряной латыни, лит-ре эпохи латинского упадка — Петронию, Апулею, Авзонию и ранним христианским писателям. Вместе с тем Г. стремится раскрыть перед читателем художественную ценность Бодлера, Маллармэ, Вилье де Лиль Адана и символистов в целом. Г. сыграл значительную роль в формировании лит-ого типа «декадентов».

После своего обращения Г. сближается с религиозными кругами. Им руководили аббаты, однако из группы далеких от ортодоксальности священников. Гюисманс посетил ряд монастырей, на время уединился в трапистском монастыре, затем — у бенедиктинцев. Мистицизм Г. носит в значительной мере эстетический и книжный характер. Он воспринимает католические символы при посредстве произведений искусства и восхваляет средневековую архитектуру, романский стиль и готику, живопись примитивов, церковное пение. Г. отрицательно относится к современному буржуазному религиозному искусству. Вместе с тем его привлекает своеобразное натуралистическое начало средневековой религиозности, ее демонология и сатирическая струя, которым Г. дает разумеется не социальное, классовое, а метафизическое истолкование; он видит в них выражение столь ему близкой двойственности душевной жизни. Отсюда увлечение Г. современными ему оккультными науками, магией и чернокнижием, особенно резко проявившееся в романе «La-Bas» (Там внизу), первоначальное сближение с парижским «сатанизмом» Сара-Пеладана, Станислава де Гюайта? и Папюсса, французской группой розенкрейцеров (Rose-Croix), от которой Г. затем отошел, сосредоточившись на католических мистиках средневековья.

Натуралистические романы Г. построены по типу психологических романов, развертывающих в ряде жанровых картин биографию центральных персонажей. Романы второго периода творчества Г. носят явно автобиографический характер и по форме представляют собой католическую публицистику. Фабула в них почти отсутствует, книжная эрудиция, ранее органически сливавшаяся с образностью, здесь дана в виде логической аргументации и религиозной догматики. То, что Г. примкнул к католицизму, не изменило в корне его писательской манеры, так что можно установить известное стилистическое единство творчества Г. В натуралистических произведениях Г. заметно тяготение его к образам религиозным и церковным, книжности и искусственному. В католических произведениях, как «Толпы в Лурде» (Les foules de Lourdes, 1905), использованы натуралистические приемы изображения толпы. Материализация образов, раскрытие духовного через вещное сохранилось и во втором периоде творчества Г., получив иное идейное осмысление — как чувственное восприятие религиозных переживаний, католических символов.

В языке Г. сказалась его первоначальная склонность к изображению социальных низов. Употребление арго в его первом произведении «Ваза с пряностями» (Le drageoir a epices, 1874) вызвало у буржуазного критика замечание, что Г. «вводит коммуну во французский яз.». «Сестры Ватар» можно сблизить с «Западней» Золя, а особенно с «Жермини Ласерте» Гонкуров, ввиду склонности Г. к редким словам, к таким контрастам, как сочетание обыденных существительных с необычными прилагательными, гротескное сближение слов с разными смыслами. Эта манера Г. сохранилась во все периоды его творчества. Яз. Г. полон неологизмов, в частности латинизмов, под влиянием его увлечения средневековой латынью; есть у него и архаизмы французского яз., что подчеркивает книжность стиля Г. В целом в яз. Г. сказывается синкретизм ощущений, чувственные ассоциации, что теоретически было обосновано писателем в романе «Наоборот»; особенно ярко это заметно в картинах кулинарно-гастрономического характера. К тому же образы Г. насыщены эротикой, часто извращенной.

Как критик искусства («Современное искусство», 1883) Г. был сторонником импрессионистов. Он сочувственно оценивал творчество Манэ, Дега, Рафаэлли, Пизарро, Моризо и др., а в последующий период, в эпоху своего увлечения символизмом и католицизмом, — Г. Моро и О. Рэдона. Э. де Гонкур включил Г. в число членов своей Академии; в 1897 Г. был избран президентом Академии Гонкуров.
(Источник - http://www.decadence.ru/decadents/huysmans.php )
***


«Среди классических и доступных во многих изданиях романов новой серии «Vintage» издательства FreeFly– неожиданная находка, роман «Наоборот» (1884) французского писателя Жориса-Карла Гюисманса.
Последователь натуралистической школы и предшественник декадентов, он исследовал в своих романах жизнь городских низов. Однако даже внимание к тяготам существования французского пролетариата не обеспечило ему публикаций на русском языке: в отличие от своего учителя Эмиля Золя. Гюисманс издавался мало.
Тем более не торопились у нас опубликовать роман «Наоборот», где хоть и было несколько социально-обличительных пассажей, но в основном воспевались излишества как таковые. «наоборот» – одно из последних романных comme it faut французской литературы.
В ХХ веке такой роман был бы неизбежно разодран на статейки для глянцевых журналов. Если Гюисманс жил в наше время, он наверняка вел бы двойное существование и разрывался бы между гламурной и политической журналистикой.
Жертвуя фабульностью, Гюисманс создал обширный роман-каталог. Основательно, не торопясь, он перечислил все приметы человека, полностью подчинившегося своим чувственным потребностям. Недаром этот роман был настольной книгой уайльдовского Дориана Грея…"
КоммерсантЪ. Weekend.-2005.-№114
(Источник - http://www.club366.ru/books/html/79656.shtml )

***
Прикрепления: 2730625.jpg (9.9 Kb) · 0605211.jpg (28.9 Kb) · 8088210.jpg (7.3 Kb) · 4130610.jpg (19.0 Kb) · 1503172.jpg (10.8 Kb) · 6520368.jpg (9.6 Kb) · 7471493.jpg (43.3 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Натурализм (XIX - XX вв) » Жорис Карл Гюисманс - известный французский писатель (Представитель литературного натурализма и декаденства)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: