ЦВЕЙГ СТЕФАН
(28 ноября 1881 — 22 февраля 1942)
— известный австрийский писатель, критик, публицист, автор множества новелл и беллетризованных биографий.
Стефан родился в Вене в семье Морица Цвейга — зажиточного еврейского негоцианта, владевшего текстильной мануфактурой. О детстве и отрочестве будущего писателя известно мало: сам он говорил об этом довольно скупо, подчёркивая, что в начале его жизни всё было точно так же, как у других европейских интеллигентов рубежа веков. Окончив в 1900 году гимназию, Цвейг поступил в Венский университет. Уже во время учёбы на собственные средства опубликовал первый сборник своих стихов («Серебряные струны» (Silberne Saiten), 1901). Стихи написаны под влиянием Гофмансталя, а также Рильке, которому Цвейг рискнул отправить свой сборник. Рильке прислал в ответ свою книгу. Так завязалась дружба, продолжавшаяся до самой кончины Рильке в 1926.
Окончив Венский университет и получив докторскую степень, Цвейг отправился в Лондон и Париж (1905), затем путешествовал по Италии и Испании (1906), посетил Индию, Индокитай, США, Кубу, Панаму (1912). Последние годы Первой мировой войны жил в Швейцарии (1917—1918), а после войны поселился близ Зальцбурга.
В годы Первой мировой войны Цвейг опубликовал проникновенный очерк о Ромене Роллане, назвав его «совестью Европы». Также он создал эссе, посвящённые Максиму Горькому, Томасу Манну, Марселю Прусту и Йозефу Роту. Новеллы Цвейга — «Амок» (Amok, 1922), «Смятение чувств» (Verwirrung der Gefühle, 1927), «Мендель-букинист» (1929), «Шахматная новелла» (Schachnovelle, оконч. в 1941), а также цикл исторических новелл «Звёздные часы человечества» (Sternstunden der Menschheit, 1927) — сделали имя автора популярным во всём мире. Новеллы поражают драматизмом, увлекают необычными сюжетами и заставляют размышлять над превратностями человеческих судеб. Цвейг не устает убеждать в том, насколько беззащитно человеческое сердце, на какие подвиги, а порой преступления толкает человека страсть.
Цвейг создал и детально разработал свою собственную модель новеллы, отличную от произведений общепризнанных мастеров короткого жанра. События большинства его историй происходят во время путешествий, то увлекательных, то утомительных, а то и по-настоящему опасных. Все, что случается с героями, подстерегает их в пути, во время коротких остановок или небольших передышек от дороги. Драмы разыгрываются в считанные часы, но это всегда главные моменты жизни, когда происходит испытание личности, проверяется способность к самопожертвованию. Сердцевиной каждого рассказа Цвейга становится монолог, который герой произносит в состоянии аффекта.
Новеллы Цвейга представляют собой своего рода конспекты романов. Но когда он пытался развернуть отдельное событие в пространственное повествование, то его романы превращались в растянутые многословные новеллы. Поэтому романы из современной жизни Цвейгу в общем не удавались. Он это понимал и к жанру романа обращался редко. Это «Нетерпение сердца» (Ungeduld des Herzens, 1938) и «Угар преображения» (Rauch der Verwandlung) — незаконченный роман, впервые напечатанный по-немецки спустя сорок лет после смерти автора, в 1982 г. (в русск. пер. «Кристина Хофленер», 1985).
Цвейг нередко писал на стыке документа и искусства, создавая увлекательные жизнеописания Магеллана, Марии Стюарт, Эразма Роттердамского, Жозефа Фуше, Бальзака (1940). В исторических романах принято домысливать исторический факт силой творческой фантазии. Где не хватало документов, там начинало работать воображение художника. Цвейг, напротив, всегда виртуозно работал с документами, обнаруживая в любом письме или мемуарах очевидца психологическую подоплёку.
Загадочная личность и судьба Марии Стюарт, королевы Франции, Англии и Шотландии, всегда будет волновать воображение потомков. Автор обозначил жанр книги «Мария Стюарт» (Maria Stuart, 1935) как романизированная биография. Шотландская и английская королевы никогда не видели друг друга. Так пожелала Елизавета. Но между ними на протяжении четверти века шла интенсивная переписка, внешне корректная, но полная скрытых уколов и колких оскорблений. Письма и положены в основу книги. Цвейг воспользовался также свидетельствами друзей и недругов обеих королев, чтобы вынести беспристрастный вердикт обеим.
Завершив жизнеописание обезглавленной королевы, Цвейг предается итоговым размышлениям: «У морали и политики свои различные пути. События оцениваются по-разному, смотря по тому, судим мы о них с точки зрения человечности или с точки зрения политических преимуществ». Для писателя в начале 30-х гг. конфликт морали и политики носит уже не умозрительный, а вполне ощутимый характер, касающийся его самого лично.
Герой книги «Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» (Triumph und Tragik des Erasmus von Rotterdam, 1934) особенно близок Цвейгу. Ему импонировало, что Эразм считал себя гражданином мира. Эразм отказывался от самых престижных должностей на церковном и светском поприщах. Чуждый суетных страстей и тщеславия, он употребил все свои усилия на то, чтобы добиться независимости. Своими книгами он покорил эпоху, ибо сумел сказать проясняющее слово по всем больным проблемам своего времени.
Эразм порицал фанатиков и схоластов, мздоимцев и невежд. Но особенно ненавистны ему были те, кто разжигал рознь между людьми. Однако вследствие чудовищного религиозного раздора Германия, а вслед за ней и вся Европа были обагрены кровью. По концепции Цвейга, трагедия Эразма в том, что он не сумел предотвратить эти побоища. Цвейг долгое время верил, что первая мировая война — трагическое недоразумение, что она останется последней войной в мире. Он полагал, что вместе с Роменом Ролланом и Анри Барбюсом, вместе с немецкими писателями-антифашистами он сумеет предотвратить новое мировое побоище. Но в те дни, когда он трудился над книгой об Эразме, нацисты произвели у него в доме обыск. Это был первый сигнал тревоги.
Положение Цвейга в конце 30-х гг. было между серпом и молотом с одной стороны и свастикой — с другой. Вот почему столь элегична его заключительная мемуарная книга «Вчерашний мир»: прежний мир исчез, а в настоящем мире он всюду чувствовал себя чужим. Последние его годы — годы скитаний. Он бежит из Зальцбурга, избирая временным местом жительства Лондон (1935). Но и в Англии он не чувствовал себя защищенным. Он отправился в Латинскую Америку (1940), затем переехал в США (1941), но вскоре решил поселиться в небольшом бразильском городе Петрополис.
22 февраля 1942 г. Цвейг ушёл из жизни вместе с женой, приняв большую дозу снотворного. Эрих Мария Ремарк так написал об этом трагическом эпизоде в романе «Тени в раю»: «Если бы в тот вечер в Бразилии, когда Стефан Цвейг и его жена покончили жизнь самоубийством, они могли бы излить кому-нибудь душу хотя бы по телефону, несчастья, возможно, не произошло бы. Но Цвейг оказался на чужбине среди чужих людей».
Цвейг полюбил русскую литературу ещё в гимназические годы, а затем внимательно читал русских классиков в период учёбы в Венском и Берлинском университетах. Когда в конце 20-х гг. в нашей стране стало выходить собрание сочинений Цвейга, он, по его собственному признанию, был счастлив. Предисловие к этому двенадцатитомному изданию произведений Цвейга написал Максим Горький. «Стефан Цвейг, — подчеркнул Горький, — редкое и счастливое соединение таланта глубокого мыслителя с талантом первоклассного художника». Особенно высоко он оценил новеллистическое мастерство Цвейга, его удивительное умение откровенно и вместе с тем максимально тактично рассказать о самых интимных переживаниях человека.
Интерес Цвейга к России имел и другую причину: как многие другие западные писатели, он видел в Советском Союзе единственную реальную силу, способную противостоять фашизму. Цвейг приехал в Советский Союз в 1928 г. на торжества по случаю столетия со дня рождения Льва Толстого — наиболее любимого им российского писателя.
Цвейг весьма скептически оценил бурную бюрократическую деятельность руководящей верхушки советских республик. В общем, его отношение к Стране Советов можно было тогда охарактеризовать как доброжелательно-критическое любопытство. Но с годами доброжелательность убывала, а скептицизм нарастал. Цвейг не мог понять и принять обожествление вождя, а лживость инсценированных политических процессов его не ввела в заблуждение. Он категорически не принимал идею диктатуры пролетариата, которая узаконивала любые акты насилия и террора.
Наследие
В 2006 была создана частная благотворительная организация «Casa Stefan Zweig», ставящая своей конечной целью создание музея Стефана Цвейга в Петрополисе — в доме, где он и его жена жили последние месяцы и ушли из жизни.
Экранизации
«Письмо незнакомки» (1948) — фильм немецкого кинорежиссёра Макса Офюльса, поставленный по одноимённой новелле.
«Смятение чувств» (1979) — фильм бельгийского режиссёра Этьена Перье по одноимённой новелле Цвейга.
«Жгучая тайна» (1988) — фильм режиссёра Эндрю Биркина, получивший призы на Брюссельском и Венецианском кинофестивалях.
«Письмо незнакомки» (2001) — последний фильм французского кинорежиссёра Жака Дерэ, экранизация одноимённой новеллы.
«24 часа из жизни женщины» (2002) — фильм французского режиссера Лорана Буника, экранизация одноимённой новеллы.
Избранная библиография
«Письмо незнакомки» (Brief einer Unbekannten, 1922)
«Амок» (1922)
«Незримая коллекция» (1926)
«Смятение чувств» (Verwirrung der Gefühle, 1927)
«Двадцать четыре часа из жизни женщины» (1927)
«Звёздные часы человечества» (цикл новелл, 1927)
«Мария-Антуанетта» (1932)
«Мария Стюарт» (1935)
«Триумф и трагедия Эразма Роттердамского» (1934)
«Совесть против насилия» (1936)
«Нетерпение сердца» (1938)
«Шахматная новелла» (1942)
«Вчерашний мир» (1942)
«Угар преображения» (Rausch der Verwandlung, немецкое издание — 1982, в русск. пер. (1985) — «Кристина Хофленер»)
(По материалам Википедии; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D6%E2%E5%E9%E3_%D1.)
***
Книги и повести вне серий:
1. Америго. Повесть об одной исторической ошибке.
2. Амок.
3. Воспоминания об Эмиле Верхарне.
4. Врачевание и психика.
5. Вчерашний мир.
6. Вчерашний мир.
7. Гувернантка.
8. Двадцать четыре часа из жизни женщины.
9. Диккенс.
10. Жгучая тайна.
11. Жозеф Фуше.
12. Закат одного сердца.
13. Звездные часы человечества (новеллы).
14. Кристина.
15. Легенда о сестрах-близнецах.
16. Лепорелла.
17. Летняя новелла.
18. Магеллан. Человек и его деяние.
19. Мария Антуанетта.
20. Мария Антуанетта.
21. Мария Стюарт.
22. Мендель-букинист.
23. Незримая коллекция.
24. Неожиданное знакомство с новой профессией.
25. Нетерпение сердца.
26. Письмо незнакомки.
27. Принуждение.
28. Случай на Женевском озере.
29. Смятение чувств.
30. Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина.
31. Совесть против насилия: Кастеллио против Кальвина.
32. Статьи; Эссе.
33. Страх.
34. Тайна Байрона.
35. Три певца своей жизни (Казанова, Стендаль, Толстой).
36. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского.
37. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского.
38. Улица в лунном свете.
39. Фантастическая ночь.
40. Фридрих Ницше.
41. Фридрих Ницше.
42. Шахматная новелла.
43. Эрик Мореплаватель.
Все эти книги и повести можно найти и прочитать в электронном виде на сайте - http://www.e-reading.org.ua/bookbyauthor.php?author=16838
(Источник - Цвейг Стефан; http://www.e-reading.org.ua/bookbyauthor.php?author=16838)
***
Цитаты и Афоризмы: Цвейг Стефан
Всякое истинное творение вырастает из темного перегноя отвергнутых творений.
***
Жизнь ничего не дает бесплатно, и всему, что преподносится судьбой, тайно определена своя цена.
***
Когда между собакой и кошкой вдруг возникает дружба, то это не иначе, как союз против повара.
***
Лишь в неудаче художник познает свое подлинное отношение к творчеству, только после поражения полководец видит свои ошибки.
***
Нет вражды страшнее, чем та, когда сходное борется со сходным, побуждаемое одинаковыми стремлениями и одинаковой силой.
***
О силе страсти всегда судят по совершенным во имя ее безрассудствам.
***
Первым признаком настоящей политической мудрости всегда остается умение заранее отказаться от недостижимого.
***
Самая высокая, самая чистая идея становится низкой и ничтожной, как только она дает мелкой личности власть совершать ее именем бесчеловечное.
***
В опьянении чувств ... она может в кратчайший миг узнать жизнь во всей полноте. чтобы потом, отрешившись от страсти, снова впасть в пустоту бесконечных лет.
***
Тот, кому дорога истина, не станет полагаться на вынужденные показания как на заслуживающие доверия.
***
Только благодаря страсти, убившей в ней все человеческое, имя ее еще и сегодня живет в стихах и спорах.
***
Страсть похожа на многое. Она может пробудить в человеке небывалую сверхчеловеческую энергию.
***
Ни один врач не знает такого лекарства для усталого тела и измученной души, как надежда.
***
Первым признаком настоящей политической мудрости всегда остается умение заранее отказаться от недостижимого.
***
Лишь тот обогащает человечество, кто помогает ему познать себя, кто углубляет его творческое сознание.
***
Все запутанное по самой природе своей тяготеет к ясности, а все темное - к свету.
***
Лишь когда в человеке взыграют его душевные силы, он истинно жив для себя и для других; только когда его душа раскалена и пылает, становится она зримым образом.
***
Такова уж природа человека, что, оказавшись между двумя лагерями, двумя идеями, спорящими, быть или не быть, он не может устоять перед соблазном примкнуть к той или другой стороне, признать одну правой, а другую неправой, обвинить одну и воздать хвалу другой.
***