• Страница 1 из 1
  • 1
Турутович (Ричиотти) Л.О - русский писатель, поэт-имажинист
NikolayДата: Среда, 06 Июл 2011, 15:23 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:


ТУРУТОВИЧ ЛЕОНИД ОСИПОВИЧ
(псевдоним - Владимир Владимирович Ричиотти)
(31 марта (12 апреля) 1899 года, Петербург — 21 августа 1939 года, Кисловодск)


— русский поэт, публицист и писатель; матрос, участник штурма Зимнего дворца 1917 года; позже - участник литературной группы ленинградских имажинистов, один из близких друзей С. Есенина, автор воспоминаний «Есенин перед самим собой».

Подростком работал в типографии наборщиком, слесарем на нескольких заводах, затем служил на флоте.
В 1917-22 служил в Красной Армии в морских отрядах, был ранен, во время героического Ледового похода Балтийского флота в 1918 он, 19-летний юнга, с пятью товарищами без командиров вывел свой корабль из льдов Финского залива и спас его от врагов. В ознаменование 15-й годовщины Ледового похода опубликовал в 1933 очерки о нем в газете «Ленинградский портовик» (6, 8 и 10 апр.).
В январе 1921 года Союз водников рекомендовал Ричиотти на рабочий факультет Петроградского университета, там он не только учился, но и руководил литературным и драматическим кружками. Печатался в студенческом журнале, издавал рукописный журнал «Гонг», как корреспондент и поэт выступал в газете «Красное знамя» (Пенза), «Красный водник», «Красный Балтийский флот» (Петроград) и др.

Ричиотти входил в группу молодых пролетарских писателей «Стройка», вместе с ее членами Е.Панфиловым и И.Васильевым издал сборник стихов «Певучая банда» (1923). Вступил в Петроградский Воинствующий орден имажинистов, участвовал вместе с ними в сборнике «В кибитке вдохновенья» (1923). Издал книги «Осьмина» (1922), «Коромысло глаз» (1923).

Переживания моряка, надолго оставляющего родину, содействовали развитию в творчестве Ричиотти темы родины. В море Ричиотти вспоминается «крестьянская луна», память и сердце подсказывают ему характерные сельские образы и в космическом контексте — «Луне ли, взмыленной лошадке, ночь всыплет звездного овса?». Моряк, лирический герой Ричиотти, «под английскими небесами жадно любит свои небеса», а в море думает о родной земле: «Пора, мой друг, тебя Россия в простор соломенный зовет!» (РО ИРЛИ. Ф.436).

И поэт стремится «на пшеничную лонь», пишет «о мужицком овсяном плече», о пахаре, который «полощет соху в черных волнах борозды», о солнце, которое «в пляске трясет лапотками», о том, «много ль раз головою рыжей недород заглянул на поля». Важность крестьянской темы для Ричиотти отражена в таких его символически звучащих строках: «Я молитву мужицкой телеги / Шел по дольней дороге понять» (Ричиотти В. Осьмина. М., 1922).

Любовь к родине творчески сближает Ричиотти с С.Есениным. Развивается и личная их дружба. Известно такое признание Есенина: «Ричиотти — мой друг» (Эрлих В. Право на песнь. Л., 1930. С.16). В дек. 1925 - янв. 1926 Ричиотти пишет цикл стихов, посвященных памяти Есенина. В кратких, но емких поэтических формулировках Ричиотти сердечно и разносторонне характеризует своего друга. Интересна и статья Ричиотти «Есенин перед самим собой», в которой запечатлено чтение Есениным стихов: «Его глаза светились каким-то скрытым внутренним огнем, голос его пел...» И о пении Есенина проникновенно сказал его друг: «Он пел необыкновенно хорошо... В тот вечер мое сердце замирало от какого-то особого чувства восторга...» (Красная газета. Вечерний выпуск. 1926. 28 дек.).

Ричиотти успешно окончил рабфак и правовое отделение факультета общественных наук Ленинградского университета. На вопрос анкеты отвечал, что намерен приносить пользу людям «на поприще науки — ученым или в профсоюзных организациях» (РО ИРЛИ. Ф. 436). «Отписал о Ричиотти писатель-маринист В.Инфантьев,— выбрал профессию юриста, считая, что эта профессия очень нужна в родном и близком его сердцу Ленинградском торговом порту» (Инфантьев В. Морской горизонт. Л., 1971. С.149).

Ричиотти служил на многих кораблях — «Нептун», «Агитатор», «Совет», «Парижская коммуна» и др. На его творческую тематику и активность влияла также его работа в Ленинградском морском порту, где он выполнял обязанности консультанта по трудовым делам, руководителя группы технормирования, начальника Отдела экономики труда. В конце 1920-х Ричиотти готовит сборник стихов «Дальнее плавание», печатает стихи о море и моряках в журнале «Звезда», «Ленинград», в альм. «Костер», «Луч» и других изданиях. Ричиотти обращается к прозе, пишет очерки о прошлом и настоящем Ленинградского порта «Май в Петербургском порту», «Окно в Европу», «Арктика в Балтийском море» и другие, очерки печатаются в газете «Ленинградский портовик», в журнале «Звезда». Ричиотти пишет также рассказы «Одиннадцать баллов», «Необычайное происшествие в море», «Рождение бойца», «Матрос Виктор Ромет», «Провокация», «Снова в бой», «Выход, из которого нет выхода» и другие, работает над повестью «Грог (Тринадцатая победа)». В прозе Ричиотти ощутимо стремление поэта к яркой образности: «Бусинками оборванного ожерелья во все концы города рассыпается команда» (Страна на воде. С.7).

Ричиотти стал одним из ведущих авторов молодой советской маринистики, которую достойно представляли Вс.Вишневский, Л.Соболев (последний тоже был участником Ледового похода). Книги очерков Р. «Без маски» (1928) и «Страна на воде» (1930) получили положительные отклики в печати («Красная новь», «На вахте», «Ленинград»). В зарубежных очерках Ричиотти писал о Голландии, Германии, Англии, проявлял интерес к жизни народов разных стран, отмечал своеобразие национального уклада жизни в Голландии, рассказывал о национальных обычаях жителей Индонезии. «Живо написанные, оригинальные по композиции и не потерявшие своей актуальности,— писал В.П.Вильчинский,— зарубежные очерки Ричиотти забыты незаслуженно; они должны занять свое место в истории советской маринистики» (Русская литература. 1976. №1. С.212).

На фотографии в бескозырке с именем спасенного им корабля на ленте молодой Ричиотти смотрит на мир открыто и доверчиво. Полный оптимизма, он был надежным товарищем в море, а затем душой секции ленинградских прозаиков. Легендарность своей биографии он окрылил творческим энтузиазмом, искренним желанием быть полезным своим современникам. Об этом свидетельствуют и его рецензии на картины художника Г.Калмыкова, на произведения К.Ванина, Г.Иванова, М.Криницкого. Он мечтал: «Мне верить хочется, и этим дышит грудь, / Что день такой когда-нибудь настанет, / Что мир меня когда-нибудь вспомянет / И другом назовет когда-нибудь» (РО ИРЛИ. Ф. 436).

Ричиотти был не только одним из мастеров советской маринистики, но, как уточняет В.П.Вильчинский, одним из ее зачинателей (Русская литература. 1976. №1. С.215). Творческий «замах» у него был грандиозный. Н.Тихонов так вспоминает о прочитанной им рукопией первого романа задуманной Ричиотти трилогии о Балтийском флоте: «Это был необычайно широкий, огромный мир, где бушевал ветер, бесконечно вздымались волны, гудели человеческие толпы. Прежде всего поражал масштаб» (Тихонов Н.— С.547).

Обсуждению первого романа трилогии было посвящено специальное собрание в Ленинградском доме писателя им. Б.В.Маяковского в янв. 1939. Общее мнение выразили М.Слонимский: «...вещь получилась»; П.Лукницкий: «Вещь крупная...»; Б.Четвериков: «Труд громадный. Не знаю таких вещей в последние двадцать лет» (РО ИРЛИ. Ф.436). Так же оценил рукопись и писатель-моряк: «Трудно поверить, что один человек мог собрать такое обилие исторического, этнографического и политического материала» (Инфантьев В.- С.153).

Напряженный труд отразился на здоровье Ричиотти. После подготовки рукописи романа к печати переутомление от адской работы сказалось внезапно и сильно. Врачи запретили работать. Ричиотти, не дождавшись от издательства корректуры романа, вынужден был уехать в Кисловодск лечиться, взяв с собой для работы рукописи. Однако работать уже не смог. Трилогия осталась недописанной.

Первый роман трилогии был издан после смерти автора под названием «Четыре рейса» (1941) и привлек внимание общественности как «произведение, мимо которого равнодушно не пройдет ни критик, ни читатель» (Четыре рейса. С.11). Ричиотти ушел из жизни преждевременно, но и в XXI веке живет его надежда, «что мир меня когда-нибудь вспомянет...»

Сочинения:
Осьмина.- М., 1922;
Коромысло глаз: поэма. - Пг., 1923;
Без маски. - М.; Л., 1928;
Страна на воде. - Л., 1930;
Четыре рейса. - Л., 1941;
Полночная страна! Величественным тостом... // Октябрь. 1993. №9;
«Отделить молодых от старых...» и другие стихотворения // Поэты-имажинисты. - СПб., 1997. С.411-422.

В.А. Шошин
(Источник - http://az-libr.ru/index.shtml?Persons&000/Src/0010/2030abc9)

***

РИЧИОТТИ Владимир (Леонид Осипович Турутович) (1899-1939). Писатель. Из рабочих. В 1918-22 служил в РККА и на БФ, участник гражд. войны. Окончил рабфак и правовое отделение ЛГУ (1926). С 1926 работал в Ленингр. морском порту, служил на кораблях торгового флота. Писал стихи, очерки и рассказы о море и моряках, печатался в ж. «Звезда», «Ленинград» и др. изд-ях. Сб-ки очерков «Без маски» (1928), «Страна на воде» (1930), роман «Четыре рейса» (1941) и др. произв.
***

Владимир Ричиотти (псевд.; наст. фам. и имя Турутович Леонид Осипович; 1899—1939) — поэт, публицист, участник литературной группы ленинградских имажинистов; познакомился с Есениным в 1922 г., автор воспоминаний «Есенин перед самим собой» («Красная газета». Веч. вып. Л ., 1926, 28 дек., № 311).
***

Л. О. Турутович, выступавший в печати под псевдонимом Владимир Ричиотти. Он действительно, как сообщает исследователь, был моряком и принимал участие в штурме Зимнего дворца. Правда, на "Авроре" он не служил (см.: Шошин В. А. Сергей Есенин и Владимир Ричиотти -- сб. "Есенин и современность". М., 1975, с. 110 - 119).
(По материалам Википедии)
***

Владимир Ричиотти

Полночная страна! величественным тостом
К тебе сегодня сердце приведу.
Сменила ты раскидистую поступь
На азиатскую послушную езду.
Любезный день так провожали ханы,
Хребта не взмылив у степных коней.
Ползет на дно смеющихся стаканов
Со лба задумчивой морщины змей.

Увенчаны поля зеленою короной,
В стаканном отраженье (жизнь моя!)
Мне машет роща крыльями зелеными
Сбираясь улететь в горячие края.
Зальется скоро белоснежной пеной
Земли родной гостеприимный стол.
Вот потому и преклонил колено
Исполосованный поверстный столб.

В последний раз под факелом огромным,
С вином в руке и пламенем в груди,
Тебя, Россия, поздний твой любовник
До перепутья вышел проводить.

1923
***

Эва, кружит снежинками пыльными
В небесах остроносый ездок.
Можно счастье совсем без усилия
Пригвоздить к воротам на шесток.

Ведь улыбка - цветение радости
И напев литургия души.
Я разрыл стихотворные клады
Среди первой седой пороши.

Облаков полногрудые горы
Оплывает родимый челнок.
Только строфами песен задорных
Опьяняться поэтам дано.

Но заря скоро соками брызнет
На луну, как на белый хоругвь.
Я приму за религию жизнь
И поэта жрецом изберу.

Экий ветер, холодными крыльями,
Обивает мой тёплый порог.
Можно счастье совсем без усилия
Пригвоздить к воротам на шесток.

«Осьмина». Москва 1922 год.
***
Прикрепления: 8625772.jpg (24.5 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"

Сообщение отредактировал Nikolay - Среда, 06 Июл 2011, 18:44
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: