[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Экспрессионизм (начало ХХ в) » Андреев Л. Н. - русский писатель и драматург (Один из основателей русского экспрессионизма)
Андреев Л. Н. - русский писатель и драматург
Nikolay Дата: Вторник, 05 Апр 2011, 17:39 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8927
Награды: 168
Репутация: 248


АНДРЕЕВ ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ
(09 (21) августа 1871 – 12 сентября 1919)


– русский писатель - прозаик, драматург и публицист; яркий представитель Серебряного века русской литературы, родоначальник русского экспрессионизма.

Родился в городе Орел, в семье чиновника. Отец его, сын по крови предводителя дворянства и крепостной девушки, был землемером; мать происхождения польского. Детство свое помнит «ясным, беззаботным» Учился в орловской гимназии и, по собственному указанию в небольшой автобиографии («Журнал для всех», 1903, № 1), «учился скверно, в седьмом классе целый год носил звание последнего ученика и за поведение имел не свыше четырех, а иногда три». Читал очень много, главным образом, беллетристику. Огромное впечатление произвело на него «В чем моя вера» Толстого. «Вгрызался» он также в Гартмана и Шопенгауэра; последнего изучил очень обстоятельно, делая из него большие извлечения и составляя пространные конспекты. Под этими влияниями, лет с 15 – 16 стал мучиться «проклятыми вопросами» до такой степени, что, желая испытать «судьбу», лег на рельсы. «Судьба» оказалась благосклонной. Паровоз имел на этот раз высоко поднятую топку, и промчавшийся над юношей поезд не причинил ему вреда. Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета. К этому времени материальные условия семьи чрезвычайно ухудшились. Отец умер, и пришлось сильно нуждаться, даже голодать. На эту тему Андреев написал первый свой рассказ – «о голодном студенте». «Я плакал, когда писал его, а в редакции, когда мне возвращали рукопись, смеялись…».

В 1897 году окончил юридический факультет Московского университета. Начал печататься в 1892 году в петербургском журнале «Звезда» (рассказ «О голодном студенте»). В 1901 году в издательстве «Знание» вышел первый сборник его рассказов. Произведения конца 1890-х- 1-й половины 1900-х годов ввели его в круг писателей-знаньевцев. В дальнейшем для творчества Андреева стало характерным редкое для русской литературы сочетание традиционно-реалистической манеры письма с символистско-гротескной образностью, что проявилось в его драматургии: «Жизнь человека» (1907), «Царь-голод» (1908), «Черные маски» (1908), «Анатэма» (1909), «Океан» (1910).

Накануне и во время 1-й русской революции был захвачен революционными настроениями. В «Рассказе о семи повешенных» (1908) – одном из вершинных своих произведений – выразил протест против смертных казней. Начиная с 1907 года отходит от горьковского «Знания»; сблизился с петербургским издательством «Шиповник», в альманахах которого печатались его пьесы «Екатерина Ивановна» (1912), «Милые призраки» (1917), роман «Сашка Жегулёв» (1911), повесть «Иго войны» (1916). В 1913 издательством А.Маркса было выпущено полное собрание сочинений в 8-ми томах. В 1913 – 1917 годах выходило собрание сочинений в 17-ти томах, но оно не было завершено (издано четыре тома, после смерти Андреева его вдова, Анна Ильинична Андреева, продолжала издание за границей). В 1914 - 1917 годах публицист был одним из наиболее активных выразителей идеи «войны до победного конца». Статьи этих лет составили сборник «В сей грозный час» (Пг” 1915). С 13.4.1917 – главный редактор газеты «Русская воля», на страницах которой с декабря 1916 года по октябрь 1917 года появилось около 100 статей, фельетонов, рецензий, открытых писем и художественных произведений Андреева. Февральскую революцию 1917 года Андреев восторженно приветствовал. В статье «Путь красных знамен» писал, что «в своем логическом развитии эта война… закончится не обычным путем всех ранее бывших войн, а европейской революцией. В свою очередь эта революция приведет к уничтожению милитаризма, то есть постоянных армий, и к созданию европейских соединенных штатов». То, что произошло в России вслед за Февралем, повергло Андреева в состояние, близкое к отчаянию: «Я на коленях молю вас, укравших мою Россию: отдайте мне Россию, верните, верните…».

Октябрьскую революцию 1917 года Андреев не принял «ни единым атомом своей души», как писал в своих мемуарах В. Вересаев. 25. 10. 1917 Андреев уехал из Петрограда в Финляндию на свою дачу на Черную речку (Ваммельсу) и оказался после провозглашения независимости Финляндии 31.12.1917 в эмиграции. Его выступления в печати, а также письма 1918 - 1919 годов к В. Бурцеву, И. Гессену, П. Милюкову, Н. Рериху, С. Голоушеву, И. Белоусову, записи в дневнике, которые были частично опубликованы в 1920 и 1922 годах в Париже и Берлине, содержат резкие характеристики большевиков и их политики, исполнены боли и тревоги за судьбу и будущее России. Большевики, по мнению Андреева, ввергли страну в хаос и анархию, «закона нет, власти нет, весь общественный строй без охраны.

По поводу расстрела Николая II в дневнике Андреева содержится следующая запись: «Мне не жаль Николая II, я когда-то слишком ненавидел его, чтобы перейти к иному чувству. Бездарный и бессильный, …злой неудачник – он заслужил свою судьбу. Но расстрел его – безобразен, невыносим для ума и человеческого сознания, как воплощение глупости, безобразия и жалкой низости».

В начале 1919 года Андреев закончил свое последнее художественное произведение – роман «Дневник Сатаны», впервые опубликованный после смерти автора в 1921 году в издательстве «Библион» в Гельсингфорсе. В интервью, данном им финским журналистам 29. 08. 1919 года, Андреев сказал, что его деятельность писателя «прервалась сразу же после большевистской революции. Три года … я почти ничего не писал. Только последней зимой я написал роман «Дневник Сатаны». Это фантастический роман, героем которого является дьявол. Действие романа происходит в довоенные годы… В том же интервью (оно оказалось последним) Андреев изложил свою точку зрения на положение послереволюционной России: «Я считаю, что Россия уничтожена как государство, но русский народ существует и будет существовать.. Для того, чтобы Россия смогла стать на ноги, нужно, по-моему, по крайней мере, два года…, не больше. Но ей потребуется десять лет, может быть, и дольше, чтобы выздороветь окончательно…, по-моему, сейчас можно сравнить русский народ с больным человеком».

26. 06. 1919 года Андреев переселился с семьей из Ваммельсу, где проходила линия фронта, на дачу Лобека в Тюрсево – там к этому времени обосновалась колония беженцев из России. В последние месяцы жизни собирался предпринять поездку в Америку и Англию, о чем сообщал в письме к И. Гессену: «Еду в Америку. Там читаю лекции против большевиков, разъезжаю по штатам, ставлю свои пьесы …и миллиардером возвращаюсь в Россию для беспечальной маститой старости». Предполагал занять пост министра пропаганды в белогвардейском Северо-Западном правительстве; с этой целью поехал для переговоров в Гельсингфорс в конце августа 1919 года. Но, как вспоминал впоследствии сын писателя Вадим Андреев, «для белой эмиграции Андреев оказался слишком яркой и революционной фигурой», и через несколько дней он вернулся в Тюрсево.

Осуществление его планов и замыслов не состоялось из-за внезапной смерти от разрыва сердца 12 сентября 1919 года. В 1956 году прах Андреева перенесен из Ваммельсу на Литераторские мостки Волкова кладбища в Ленинграде.
***


Основные произведения

Рассказы
1898 — «Баргамот и Гараська»
1898 — «Из жизни штабс-капитана Каблукова»
1898 — «Защита»
1898 — «Алёша-дурачок»
1899 — «Ангелочек»
1899 — «Друг»
1899 — «Большой шлем»
1899 — «У окна»
1899 — «Петька на даче»
1899 — «Мельком»
1900 — «В тёмную даль»
1901 — «Бездна»
1900 — «Молчание»
1901 — «Кусака»
1901 — «Случай»
1901 — «Стена»
1902 — «В тумане»
1902 — «Город»
1902 — «Предстояла кража»
1902 — «Мысль»
1904 — «Красный смех»
1904 — «Нет прощения»
1905 — «Губернатор»
1905 — «Христиане»
1905 — «Марсельеза»
1906 — «Так было»
1907 — «Из рассказа, который никогда не будет окончен»
1907 — «Тьма»
1908 — «Иван Иванович»
1909 — «Рассказ о семи повешенных»
1910 — «Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы»
1911 — «Правила добра»
1913 — «Земля»
1913 — «Он (Рассказ неизвестного)»
1913 — «Полёт»
1914 — «Герман и Маргарита»
1915 — «Ослы»
1916 — «Два письма»
1916 — «Жертва»

Пьесы
1906 — «К звёздам»
1907 — «Жизнь человека»
1907 — «Савва»
1908 — «Царь Голод»
1909 — «Анатэма»
1909 — «Дни нашей жизни»
1910 — «Анфиса»
1910 — «Gaudeamus»
«Катерина Ивановна»
«Мысль»
«Тот, кто получает пощёчины»

Романы и повести
1903 — «Жизнь Василия Фивейского»
1905 — «Губернатор»
1907 — «Иуда Искариот и другие»
1911 — «Сашка Жегулёв»
1916 — «Иго войны»
1919 — «Дневник Сатаны» (не окончен)

Экранизации произведений
1916 — Тот, кто получает пощечины (Российская Империя)
1924 — Тот, кто получает пощечины (США)
1987 — Христиане
1988 — Любовь к ближнему (по рассказам «Монумент» и «Любовь к ближнему»)
1990 — Очищение
1991 — Ночь грешников (по рассказу «Тьма») (тж. под названием «Высшая истина бомбиста Алексея»)
2009 — Бездна (Россия)
(По материалам Википедии)
***


О писателе и его творчестве

Блок А.А.
Памяти Леонида Андреева


…Андреев жил на Каменноостровском, в доме страшно мрачном: Огромная комната - угловая, с фонарем, и окна этого фонаря расположены в направлении островов и Финляндии. Подойдешь к окну - и убегают фонари Каменноостровского цепью в мокрую даль. Леонид Андреев, который жил в писателе Леониде Николаевиче, был бесконечно одинок, не признан и всегда обращен лицом в провал черного окна. В такое окно и пришла к нему последняя гостья в черной маске - смерть.
***

С. Венгеров

…Сколько-нибудь внимательное изучение А. не может обойтись без сопоставления его с отцом "литературы ужасов" Эдгаром По и новоевропейским символизмом. Но это соотношение не следует преувеличивать. В самом существе своем, творчество А. глубоко различно и от исключительно-нервозной расшатанности По и еще более от аристократического презрения к жизни символизма. "Ужасы" По в подавляющем большинстве случаев - виртуозная выдумка; "одинокие" люди Ибсена, Метерлинка, даже Гауптмана полны гордого сознания своего превосходства над низменною житейскою прозою. У А., напротив того, все забыты, придавлены, принижены. "Лейтмотив" его творчества - безысходное, реальное страдание, и это его органически связывает с общим направлением русской литературы, чуткой к страданию прежде всего.
***


АФОРИЗМЫ

«Люди не понимают, что не всегда поцелуй есть поцелуй, а очень часто суковатая палка...»

«Из всего удивительного, непостижимого, чем богата жизнь, самое увлекательное и непостижимое - это человеческая мысль...»

«...Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от нее человек становится лучше, и еще по тому... насколько от нее в душе светлеет.»

«Счастье... обширно и многогранно;лишенный возможности быть счастливым в одном, найдет свое счастье в другом.»

«Уважающий себя литератор должен писать так, чтобы он мог уважать каждую строчку, выходящую из - под его пера, подпишет ли он ее или нет, получит ли он за нее большой гонорар или маленький.»

«...осторожнее, нежнее и любовнее прикасайтесь к славному русскому языку; в нем душа народная, в нем наше будущее.»

«Все звери боятся света.»

«Разве не умнее: жить, хваля жизнь, нежели ругать ее - и все же жить?»

«Более храбрости требуется для жизни, нежели для смерти.»

«Жизнь, не освященная высшей целью, сведенная к голой борьбе за примитивные потребности существования, - такая жизнь - тоска, томление и гнусность.»

«Плохи дела жизни, когда приходится хвалить смерть...»

«Только тот приобретает истинных друзей, кто является другом самому себе.»

«Когда бьют по одному честному лицу - все честные лица должны испытывать и боль, и негодование, и муку попранного человеческого достоинства.»

«У высоко летающих птиц не только крылья большие, но и клювы поувесистей.»

«Я сомневаюсь, следовательно я существую.»

«Каждому времени свое безвременье.»

«Когда мысль заходит в тупик, человек начинает острить.»

«Жить стало так радостно, что зло уже не берет.»

«У него была скверная память: он помнил все.»

«В его мозгу было так много извилин, что мысли не могли выбраться из лабиринта.»

«Подчас трагедия в том и состоит, что ее никто не замечает.»

«Если дружба не знает границ, это уже экспансия.»

«Свобода слова хороша, когда есть дар речи.»

«Вначале охотятся за сенсацией, а потом несут дичь.»

«Даже если на вашей стороне правда, посмотрите, что на другой стороне.»

«Не пойман не воруй!»

«Преступней всего воровать время!»

«Требовал, чтобы ему компенсировали утраченные иллюзии.»

«И духовная пища приедается.»

«Не делайте добро исподтишка!»

«Назначенный свыше Бог.»

«Подвиги хороши лишь тогда, когда есть подвижки.»

«Длинноты чреваты пустотами.»

«Есть люди, которые не похожи сами на себя.»

«Лучший оратор тот, кому не приходится говорить.»

«Общество это сплоченный коллектив эгоистов.»

«Не работал: служил примером.»

«…осторожнее, нежнее и любовнее прикасайтесь к славному русскому языку; в нем душа народная, в нем наше будущее.»

«Счастье… обширно и многогранно;лишенный возможности быть счастливым в одном, найдет свое счастье в другом.»

«Критика общих мест является общим местом критики.»

«Имеешь совесть — держи язык за зубами!»

«Даже избыток красноречия ни о чем еще не говорит.»

«Пока он бодрствовал, его сознание дремало.»

«Получал от работы больше, чем получал.»

«Качество книги требует определенных качеств от читателя.»

«Борьба - вот радость жизни.»

«Тот, кто делает погоду, мало интересуется ее прогнозом.»

«Был свободен только тогда, когда был занят.»

«Вначале подумай, а потом помолчи.»

«Мысли мешали ему думать.»

(По материалам сайта - Собрание цитат, глубоких мыслей и высказываний, http://kakskazal.ru/authors/28/page5 )
***
Прикрепления: 9874674.jpg(25.2 Kb) · 5387851.jpg(30.2 Kb) · 0215631.jpg(26.9 Kb) · 5278277.jpg(17.6 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
marianna12 Дата: Вторник, 05 Апр 2011, 20:32 | Сообщение # 2
Постоянный участник
Группа: Друзья
Сообщений: 337
Награды: 9
Репутация: 18
Спасибо, Николай!
Я перед Андреевым преклоняюсь. это один из моих любимых авторов. Все его произведения захватывают с первой строчки и не отпускают до последней. А стихи!? Какие переливы чувств! Какая боль за Россию! Однажды прочитав, его уже невозможно забыть.

С уважением, Марианна


Марианна Бор-Паздникова
 
Литературный форум » Я памятник себе воздвиг нерукотворный » Экспрессионизм (начало ХХ в) » Андреев Л. Н. - русский писатель и драматург (Один из основателей русского экспрессионизма)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: