• Страница 1 из 1
  • 1
Кнут Гамсун - норвежский писатель, эссеист, поэт, драматург
NikolayДата: Среда, 28 Сен 2011, 19:57 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:


ГАМСУН КНУТ
(Кнуд Пе́дерсен)
(4 августа 1859 года, приход Веге долины Гудбрандсдален - 19 февраля 1952 года, Нёрхольм близ Гримстада)


— знаменитый норвежский писатель - импрессионист, публицист, эссеист, поэт, драматург и литературный критик, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1920 год.

Биография
«В современной литературе я не вижу никого, равного ему по оригинальности творчества» (Максим Горький, 1928 год)

Гамсун родился 4 августа 1859 года в приходе Веге в долине Гудбрандсдален. Он был четвёртым ребёнком в семье деревенского портного Педера Педерсена. Жил в бедности, с девяти лет работал в конторе у своего дяди, затем начались годы странствий (с 1873 года), в течение которых он сменил множество занятий. Писать начал с 17 лет. Первая книга (Den Gaadefulde. En kjærlighedshistorie fra Nordland) появилась в 1877 году. В молодости много путешествовал, побывав, в частности, в США. После 1888 года обосновался в Копенгагене. В 1890 году у Гамсуна выходит новаторский психологический роман «Голод» (норв. Sult), принёсший ему славу. В 1890-е годы и особенно в 1900-е Гамсун был одним из самых популярных в мире писателей и драматургов модернизма, неоднократно переводился и был очень известен в России.
В 1898 году Гамсун женится на Берглиот Бех — этот брак продлился восемь лет. В 1909 году он женится во второй раз, на актрисе Мари Андерсен. Мари после свадьбы оставила карьеру и оставалась с Гамсуном до конца его жизни. В 1918 году супруги покупают усадьбу Нёрхольм, в которой Гамсун проведёт остаток жизни. В 1920 году Гамсуну присуждается Нобелевская премия по литературе за монументальный труд «Соки земли» (норв. Markens Grøde). Будучи не просто сторонником нацизма, но восторженным поклонником Гитлера, Гамсун передал свою медаль нобелевского лауреата министру пропаганды Третьего Рейха Геббельсу.

«Ницше выступает также против буржуазии, выступает из таких же мотивов, что и Гамсун, за её сонность, за её «христианское» сочувствие пролетариату. Гамсуновский идеал, идеал деспота, воплощается у него в преступную фигуру Чезаре Борджиа, в ренессановские натуры, с их невинным цинизмом и холодной логикой убийства»
Юринец В. А. Значение Плеханова для марксовой социологии искусства (1927).


После прихода Гитлера к власти в Германии и во время Второй мировой войны Гамсун, ранее систематически проповедовавший немецкую культуру и выступавший против англосаксонской, встал на сторону нацистов и поддерживал режим Квислинга, за это после окончания войны он был отдан под суд как изменник. Гамсун избежал тюремного заключения благодаря преклонному возрасту, однако был оштрафован по гражданскому иску. Его сын Арилд сражался добровольцем в составе дивизии СС «Wiking» на Восточном фронте.
Сразу после смерти Гитлера Гамсун написал некролог, в котором назвал нацистского лидера «борцом за права народов», несмотря на то, что близкие отговаривали его от этого шага.
После войны он некоторое время жил в доме для престарелых, а в 1950 году вернулся в Нёрхольм.
Писатель умер 19 февраля 1952 года. Полное собрание его сочинений вышло в свет через два года после его смерти.
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%E0%EC%F1%F3%ED,_%CA%ED%F3%F2 )
***


Кнут Гамсун
Норвегия, 04.08.1859 - 19.02.1952


Кнут Гамсун (настоящая фамилия - Педерсен) родился 4 августа 1859 года, на севере Норвегии, в местечке Лом в Гюдсбранндале, в семье сельского портного. В юности учился на сапожника, с 14 лет вел скитальческую жизнь. В 1877-1878 годах Гамсун опубликовал первый сборник стихов и первые рассказы. Не получив на родине признания как писатель, он несколько лет провел в Америке - был водителем конки, рабочим на ранчо. В США Гамсун познакомился с Твеном. Его впечатления от поездок в Америку нашли свое отражение впублицистике. Успех писателю принесла повесть "Голод", впервые опубликованная в Дании. Неоромантические мотивы звучат в его романах "Мистерии" (1892), "Пан" (1894), "Виктория" (1901). В 1906 году роман "Под вечерними звездами" открыл ряд произведений Гамсуна из жизни норвежского Севера - "Бенони", "Странник играет под сурдинку" и другие. В романе "Соки земли", за который писатель в 1920 году получил Нобелевскую премию, воспроизведена будничная крестьянская жизнь, чей уклад близок к естественному круговороту природы. В последнем романе "Кольцо замыкается" ("Круг замкнулся") преобладают настроения одиночества, обреченности и беспомощности человека. Мечты Гамсуна о возрождении былого величия скандинавов привели к тому, что во время Второй Мировой войны приоккупации Норвегии он, увидев в речах Гитлера надежду на возвышение нордических рас, публично поддержал правительство коллаборациониста Квислинга. И хотя вскоре он понял свою ошибку и пытался заступаться за тех, кого преследовали фашисты, норвежцы не простили Гамсуна, и после разгрома нацистской Германии писатель был отдан под суд и подвергся бойкоту со стороны общественности. Годы ожидания суда (1945-1948) были описаны им в книге очерков "По заросшим тропам" (1949), в которой размышлял о своих трагических заблуждениях. Скончался Кнут Гамсун 19 февраля 1952 года в своем любимом поместье Норхольм, которое он приобрел еще в 1918 году. В Норвегии его произведения начали печататься только с 1962 года.
(Источник - OZON.ru; http://www.ozon.ru/context/detail/id/260329/ )
***


ГАМСУН, КНУТ (Hamsun, Knut) (1859 – 1952), норвежский писатель.
Кнут Педерсен (наст. фамилия) родился в семье деревенского портного 4 августа 1859 в приходе Лом в Гудбрандсдалене. С девяти лет работал в конторе у своего дяди, затем начались годы странствий (с 1873), в течение которых он сменил множество занятий. Его первая книга появилась в 1877, но только после того, как он пожил в США (1882–1884 и 1886–1888) и обосновался в Копенгагене, на него обратили внимание. Увидевший свет в 1890 роман Голод (Sult) произвел сенсацию принципиально новой трактовкой темы. Гамсун не обвинял общество: в духе Ф.Достоевского и А.Стриндберга он проникновенно изображал и эстетизировал иррациональные процессы в мозгу умирающего от голода человека. К другим произведениям этого периода относятся Пан (Pan, 1894) и трилогия о скитающемся мечтателе по имени Август: Под осенней звездой (Under høststjærnen, 1906), Странник, играющий под сурдинку (En vandrer spiller med sordin, 1909) и Последняя радость (Den sidste glæde, 1912).

Неоромантический бунт против цивилизации обусловил его «возврат к природе» в идеологическом плане и на практике. После того как, оставив скитания, Гамсун в 1911 предпочел жизнь джентльмена-фермера, он создал свой лучший роман Соки земли (Markens grøde, 1917), эпос простой жизни, принесший ему Нобелевскую премию по литературе в 1920 и международное признание в беспокойные годы после Первой мировой войны. Однако неприятие Гамсуном индустриально-демократической цивилизации стало причиной его симпатий к нацистам в 1930-е годы и поставило его во время Второй мировой войны в один ряд с врагами родины. После войны он был отдан под суд за измену. Гамсун избежал тюремного заключения благодаря преклонному возрасту, жил некоторое время в доме для престарелых, был направлен на обследование в психиатрическую клинику в Осло, а в 1950 вернулся в свое имение Нёрхольм близ Гримстада на юге Норвегии, где умер 19 февраля 1952.
(Источник - Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»; http://www.krugosvet.ru/enc....UT.html )
***


Кнут Гамсун - краткая биография
Hamsun, Knut
4 августа 1859 – 19 февраля 1952
Нобелевская премия по литературе, 1920


Норвежский писатель Кнут Гамсун (настоящая фамилия Педерсен) родился в Ломе, в долине Гудбрансдален, сельскохозяйственном районе Центральной Норвегии. Его родители, Тора (урождённая Олдсдаттер) и Педер Педерсен, поселились в Гармутрете, на небольшом хуторе, где его трое старших братьев и две младшие сестры провели раннее детство. Когда мальчику было 3 года, семья переехала в Хамарой, город в Нурлане, расположенный приблизительно в 100 милях к северу от полярного круга, где родители арендовали Гамсунд, небольшую ферму, принадлежавшую Хансу Олсену, дяде по материнской линии. Следующие шесть лет провел в идиллической обстановке: пас коров, любовался красотой норвежских фиордов и заснеженных горных вершин.
Скоро, впрочем, семья попала в долговую кабалу к Олсену, и 9-летний вынужден был работать на своего дядю, сурового набожного человека, который часто бил его и не давал есть. Будучи не в состоянии выносить издевательства, в 1873 убегает в Лом, но на следующий год возвращается в Хамарой и работает там в магазине. В 1875 юноша ведет скитальческую жизнь бродячего торговца, а затем устраивается к башмачнику в северном городе Буде. Именно здесь создается его первое произведение, повесть «Загадочный» ("Den Gaadefulde"), которая была опубликована в 1877 , когда было 18 лет.
В следующем году преподает в школе в Вестеролене, а затем становится помощником судебного шерифа, в библиотеке которого открывает для себя Бьернстерне Бьернсона, Генрика Ибсена и Других ведущих скандинавских писателей. В это время выпускает роман «Бьёргер» ("Bjørger", 1878), одноименный герой которого пишет великие стихи о своей тяжелой жизни.
На деньги нурланского торговца в 1878 отправляется в Христианию (ныне Осло), однако писательским трудом обеспечить себя не может, растрачивает сбережения, живет в бедности и в конце концов становится дорожным рабочим в Восточной Норвегии. В 1882 , заручившись рекомендательными письмами к влиятельным эмигрантам из Норвегии, он едет в Соединенные Штаты, однако связей его оказывается недостаточно, и вынужден работать сначала батраком в штате Висконсин, а затем секретарем норвежского проповедника в Миннесоте. Здесь молодой человек серьезно заболевает, врачи ставят неподтвердившийся, впрочем, диагноз туберкулеза, и он возвращается на родину.

Когда приехал в 1884 в Осло, все симптомы болезни, по-видимому, бронхита, исчезли, Какое-то время он жил в Вальдерсе, где под псевдонимом Кнут Гамсунд (впоследствии «д» из-за типографской ошибки отпало) написал работу о Марке Твене. В Осло его литературная карьера не сложилась, опять бедствует, а затем, в 1886 г, снова едет в Соединенные Штаты. Приехав в Чикаго, он сначала работает кондуктором трамвая, а летом батрачит на пшеничных полях Северной Дакоты. Разочаровавшись в своих литературных начинаниях, он вновь возвращается в Европу и в Копенгагене, в то время центре скандинавского издательского дела, показывает начатую повесть Эдварду Брандесу, брату влиятельного датского литературного критика Георга Брандеса, редактору ежедневной копенгагенской газеты, на Брандеса одинаково сильное впечатление произвели как изнуренный вид , так и отрывок из его повести. В конце того же года повесть появилась на страницах одного из датских литературных журналов, а в 1890 была опубликована целиком в Копенгагене под названием «Голод» ("Sult").

«Голод» немедленно произвел сенсацию и создал репутацию серьезного писателя. В этой повести порывает с традицией обличительного реализма, который тогда преобладал в скандинавской прозе, и отказывается от господствовавшей в то время идеи, согласно которой задачей литературы является улучшение условий человеческого существования. Повесть, по существу, не имеет сюжета и рассказывает о молодом человеке из провинции, который живет в Осло и мечтает стать писателем. Совершенно уверенный в собственной гениальности, он предпочитает страдать от нищеты, чем отказаться от амбиций «Это герой Достоевского, – писал американский критик Альрик Густафсон – Больной душой и телом, испытывающий муки голода, он превращает свою внутреннюю жизнь в сплошную галлюцинацию». Страдает главный герой «Голода» не только от отсутствия пищи, но и от отсутствия социальных контактов, от сексуальной неудовлетворенности, невозможности выразить себя. Своей отчужденностью этот герой предвосхищает антигероя литературы XX в.
Как сказал один из переводчиков , современный американский поэт Роберт Блай, «живость и острота прозы потрясли всех». Книга написана короткими емкими фразами, ясные, четкие описания чередуются с намеренно субъективными, многозначительными «Голод» писался в то время, когда Артур Шопенгауэр, Эдуард фон Гартман, Фридрих Ницше и Август Стриндберг призывали обратить внимание на те сложные подсознательные силы, которые управляют человеческой личностью. Собственную концепцию субъективной прозы сформулировал в эссе, озаглавленном «О бессознательной духовной жизни» ("Fra det ubevidste Sjæleliv") и появившемся в том же году, что и «Голод».

Отказываясь от условностей объективной прозы, писатель предлагает изучать «тайные движения души, происходящие в самых отдаленных глубинах подсознания, анализировать неисчислимый хаос впечатлений, через увеличительное стекло рассматривать изысканную жизнь воображения, поток мыслей и чувств» снова использует субъективный метод в романе «Мистерии» ("Mysterier", 1892), где говорится о шарлатане, который появляется в приморской деревушке и озадачивает жителей своим странным поведением. Роман «Пан» ("Pan", 1894) написан в форме воспоминаний Томаса Глана, который отказывается от цивилизованного существования и живет жизнью охотника и рыболова вблизи провинциального городка в Нурлане. «Я попытался по аналогии с Руссо представить что-то вроде культа природы, чувствительности, точнее, сверхчувствительности души», – признался своему другу, когда работал над «Паном». Возвышенные описания природы выражают ту эйфорию, которую стремился обрести и сам , и его главный герой, мистически и пантеистически отождествлявший себя с нурланской деревней. Пламенная страсть Глана к Эдварде, избалованной, своевольной дочери местного купца, порождает в его душе эмоциональный хаос, который, в конечном счете, приводит героя к самоубийству.

Кнут Гамсун – признанный автор романов и эссе, но его перу принадлежат также поэтические и драматические произведения. С 1895 по 1898 он писал драматическую трилогию о жизни философа: «У врат царства» ("Ved rikets port", 1895), «Драма жизни» ("Livets spill", 1896) и «Вечерняя заря» ("Aftenrøde", 1898). По общему мнению критиков, в своих пьесах оказался неспособен изобразить характеры героев так же глубоко, как это ему удавалось в романах. Большинство поэтических произведений сжигал до их публикации, однако в 1904 он издает сборник стихов «Дикий хор» ("Det vilde kor"), который не уступает его лучшей прозе.
С начала XX в. пишет объемные романы, где много действующих лиц и повествование идет от третьего лица, такие, как «Дети века» ("Børn av tiden", 1913) и его продолжение «Местечко Сегельфосс» ("Segelfoss by", 1915). Согласно Джеймсу У. Макфарлейну, одному из переводчиков , эти и последующие романы «стали образной демонстрацией устоявшейся и в целом пасторальной (даже феодальной) системы ценностей писателя: антиинтеллектуализм и аполитичность в сочетании с сильным предубеждением против торгашеского духа».
В переезде на ферму в 1911 отразились его усугубившееся отчуждение от общества и неприятие особенно в связи с событиями первой мировой войны – индустриального века. Этими настроениями проникнут роман «Плоды земли» ("Markens grøde"), который был издан в 1917 В нем с большой любовью рассказывается о жизни норвежских крестьян Исака и Ингер, сохранивших свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям.
Именно «за такое монументальное произведение, как "Плоды земли"», в 1920 был удостоен Нобелевской премии по литературе. Представитель Шведской академии Харальд Йерне в своей речи сказал: «Те, кто ищет в литературе... правдивое изображение реальности, найдет в «Соках земли» рассказ о той жизни, какой живет любой человек, где бы он ни находился, где бы ни трудился». Йерне даже сравнил роман с дидактическими поэмами Гесиода. Читать Нобелевскую лекцию отказался.
Год спустя после выхода «Соков земли» приобрел имение Нерхольм в Южной Норвегии, где сочетал литературную работу с сельскохозяйственной. Роман «Женщины у колодца» ("Konerne ved vandposten") появился в 1920 Циничный и безысходный, роман этот повествует о вымирании маленькой приморской деревушки, зараженной ложными, с точки зрения автора, ценностями современного мира. Затем появилась «Последняя глава» ("Siste kapitel", 1923), мрачный роман о сельском санатории.
Переживая депрессию, связанную с неблагожелательными отзывами на свои книги, недолго лечится методом психоанализа, после чего пишет трилогию «Бродяги» ("Landstrykere", 1927), «Август» ("August", 1930) и «А жизнь идет» ("Men livet lever", 1933), главным персонажем которой является бродяга по имени Август. Хотя в этих трех романах вновь возвращается к теме социальной отверженности, бессилие Августа носит на этот раз необратимый характер. Последний роман «Круг замкнулся» ("Ringen sluttet") издан в 1936 В нем описывается бесцельная жизнь человека, надеждам которого не суждено осуществиться, но который, тем не менее, остается, по словам , «властелином в своем роде».


С возрастом становится все более реакционным: в 1934 он открыто заявляет о своей поддержке нацистов. Хотя писатель никогда не вступал в норвежскую нацистскую партию, его перу принадлежит несколько профашистских статей, изданных в период немецкой оккупации Норвегии, а в 1943 он встречался в Германии с Геббельсом и Гитлером. Тысячи читателей в знак протеста возвратили писателю его книги. В конце войны и его жена были арестованы. Осенью 1945 писатель был помещен в психиатрическую клинику в Осло, где провел четыре месяца, после чего был переведен в дом для престарелых в Ландвике. В 1947 он предстал перед судом, был признан виновным в пособничестве врагу и приговорен к выплате 425 тыс. норвежских крон (около 80 тыс. долларов по тогдашнему курсу), однако из-за «интеллектуальной деградации» тюремного заключения избежал. «На заросших тропинках» ("På gjengrodde stier"), рассказ о судебном процессе, появился в 1949 , когда было 90 лет. Книга написана чрезвычайно живо, Роберт Блай назвал ее «по-прежнему живой, сжатой и яркой», что, впрочем, ни в коей мере не оправдывает поведение во время войны. Тем не менее эта книга, безусловно, способствовала возрождению интереса к творчеству писателя.
В 1898 женился на Берглют Бех, от брака с которой у него была дочь. В 1906 супруги развелись, а двумя годами позже писатель влюбился в актрису Марию Андерсен, которая была моложе его на двадцать три года. Они поженились в 1909 , у них родилось двое дочерей и двое сыновей. В ходе расследования дела в 1947 Мария раскрыла интимные подробности их брака, и разгневанный отказался видеть ее в течение последующих трех лет, однако с 1950 они снова жили вместе вплоть до кончины писателя, последовавшей 19 февраля 1952

Многие критики сходятся во мнении, что, с присущими ему субъективностью, фрагментарностью, лиризмом, нарушением последовательности действия, является родоначальником современной прозы. «На сегодняшний день – это единственный норвежский писатель, не считая Ибсена и Унсет, который является классиком мировой литературы», – считает Харальд Нэсс. С ним согласен Альрик Густафсон, который заявляет, что книги подкупают не обличением, а «чисто литературными достоинствами и запоминаются великолепно очерченными живыми характерами, невиданным богатством литературных приемов и, быть может, в первую очередь своим стилем, который по чуткости, искренности звучания является чистейшей поэзией».

Основные произведения:
"Голод" (1890)
"Мистерии" (1892)
"Пан" (1894)
"Виктория" (1898)
"Под осенней звездой" (1906)
"Бенони" (1908)
"Странник играет под сурдинку" (1909)
"Плоды земли" (1917)
"Женщины у колодца" (1920)
"Последняя глава" (1923)
"Бродяги" (1927)
"Август" (1930)
"А жизнь идëт" (1933)
"Круг замкнулся" (1936)
"На заросших тропинках" (1949)
(Источник – Вся Норвегия на русском; http://www.norge.ru/om_hamsun )
***


А. Сергеев. О Гамсуне
(Послесловие к сборнику избранной прозы [«Панорама», 1992])
(Извлечение)


Выдающийся романист, драматург, литературный критик и эссеист Кнут Гамсун (настоящее имя Кнут Педерсен, 1859—1952) родился в небогатой крестьянской семье на севере Норвегии. С пятнадцати лет будущему писателю пришлось зарабатывать на жизнь собственным трудом. Он был мальчиком в лавке, бродячим торговцем, железнодорожным рабочим. Учиться Гамсуну довелось лишь в сельской школе, остальных знаний он добился упорным самообразованием. Ему не было и двадцати, когда он написал свои первые повести «Загадочный человек. Нурланнская любовная история» (1877) и «Бьергер» (1879), в которых подражал крестьянским повестям Б. Бьёрнсона. Крайняя нужда заставила его дважды посетить Соединенные Штаты, в 1882—1884 и в 1886—1888. Написанная им после второй поездки книга очерков «Духовная жизнь современной Америки» (1888) вызвала большой интерес в читательских кругах. А вскоре в одном из датских журналов начали публиковать и его первый роман «Голод» (1890). Итак, в норвежской литературе появилось новое имя.
Начало творческого пути Гамсуна совпало со временем крутых перемен в духовной жизни скандинавских стран. Искусство, «ставящее на обсуждение» актуальные общественные проблемы, которое так горячо проповедовал известный датский критик и литературовед Г. Брандес, пережив в 70-е годы свой расцвет, к концу 80-х оказалось в состоянии глубокого кризиса. Основанное на идеях сугубо материалистических, позитивистских, оно не могло более удовлетворять тех молодых талантливых писателей, кто стремился как можно полнее выразить в своем творчестве собственное «я». Многие из них исповедовали в ту пору философско-религиозные взгляды Ницше. Именно ему Г. Брандес посвятил свое знаменитое эссе «Аристократический радикализм» (1889). Его обостренный интерес к немецкому философу был вызван желанием отыскать новые идеи, способные вдохнуть жизнь в национальную литературу, которая, по словам Г. Брандеса, «слишком долго питалась идеями прошлого десятилетия: какими-то теориями наследственности, немного дарвинизма, немного атеизма, немного женской эмансипации, немного культа народа и т. п.». Несколько иначе недоверие к «приземленному, бескрылому натурализму» выразил и другой современник Гамсуна, датский писатель Йоханнес Йоргенсен (1866—1956). «Обитель духа сокрыта от современного человека. Нет существования вне повседневности… Кто помнит теперь, что жизнь есть чудо, загадка, святыня, и прожить ее надо в благоговении», — с горечью отмечал он в статье «Символизм» (1893), считая, что его современники утратили субъективное, поэтически-одухотворенное отношение к миру, столь необходимое для художественного познания «его тайной метафизической сути».

Гамсун предложил свою программу обновления национального искусства. В ряде статей и в трех полемических докладах («Норвежская литература», «Психологическая литература», «Модная литература» — все в 1891 г.) он критиковал отечественную литературу главным образом за отсутствие столь важной, по его убеждению, психологической глубины. «Литература эта материалистическая по сути интересовалась больше нравами, нежели людьми, а значит, общественными вопросами больше, нежели человеческими душами». Отдавая должное гениям национальной литературы, «четверке великих» — Ибсену, Бьёрнсону, Хьелланну, Ю. Ли, — Гамсун тем не менее считал, что ими создана социальная, а не психологическая литература, где имеются «характеры» и «типы», но отнюдь не «психологические индивидуальности». «Все дело в том, — подчеркивал он, — что наша литература следовала демократическому принципу и, оставляя в стороне поэзию и психологизм, предназналалась для людей, духовно недостаточно развитых».
Отвергая искусство, ориентированное на создание «типов» и «характеров», Гамсун ссылался на художественный опыт Достоевского и Стриндберга. У Достоевского его привлекали на редкость точные психологические характеристики, позволяющие понять сокровенный смысл слов и поступков его персонажей. У Стриндберга же, помимо «психологического ясновидения», — его неповторимое личное своеобразие — живое воплощение «современного нервного человека».
На отношении Гамсуна к Ницше следует остановиться особо Вообще говоря, восприятие философии Ницше в скандинавских странах формировалось главным образом под влиянием Г. Бран-деса, увлеченного его идеей великой личности как творца духовной культуры. Стриндберг и Йоргенсен испытали на себе воздействие религиозно-мистических взглядов Ницше. Однако ни у кого из них не вызывал сочувствия ницшеанский моральный нигилизм, чего, к сожалению, нельзя сказать о Гамсуне. Это впоследствии и сыграло роковую роль в судьбе прославленного писателя, ставшего участником нацисткого движения в Норвегии. От Ницше у Гамсуна презрительное отношение к «массе» и преклонение перед «духовной аристократией», обладающей развитым интеллектом и особой «нервной конституцией»; от него же — мысль о необходимости элитарного утонченного искусства, сосредоточенного на иррациональных сторонах человеческого «я». И в знаменитых словах Гамсуна о «безграничном хаосе ощущений, причудливой жизни фантазии, загадочности нервных явлений», то есть всей «подсознательной душевной деятельности», которую он хотел отразить в своем художественном творчестве, тоже очевидна приверженность мистическому началу в толковании человеческой личности. Этот культ иррационального — основа эстетических воззрений Гамсуна в 90-е годы — неизбежно оставил в тени проблемы морали и ответственности человека, но тем не менее, как и отмечается в критике, сыграл свою роль, позволив лучше проникнуть в психологию героев.

Как бы то ни было, Гамсун, по крайней мере, в одном был все же связан с предшествующей литературной традицией Ол тоже хотел исследовать. Но не социальную действительность, как это было у большинства писателей, а психику человека. «Мне недостаточно описать сумму поступков, которые совершают мои персонажи. Мне необходимо высветить их души, исследовать их со всех точек зрения, проникнуть во все их тайники, рассмотреть их под микроскопом». Позитивистская терминология, к которой прибегает здесь Гамсун, не затемняла главное — его отказ от механистического объяснения душевной жизни. Интуиция и воображение оказались для него в конечном счете более надежным «инструментом познания» столь тонкого предмета.
Исследование тайн подсознательного естественно предполагало для Гамсуна абсолютную свободу самовыражения, без чего субъ-ективно-психологическое искусство просто немыслимо. Показать проблему сквозь призму авторского восприятия — вот предельно верный способ отражения действительности. «Правдивость — это не объективность, а бескорыстная субъективность» — таков эпиграф к его книге «Духовная жизнь современной Америки», словно заранее дающий право на любые авторские суждения, какими бы спорными и экстравагантными они не могли показаться. Главное, чтобы они были искренними. «Бескорыстная субъективность» определяет и образный строй его произведений, где главное — адекватно передать «динамику душевных состояний» героев. Поэтому у Гамсуна 90-х годов (впоследствии известного как художник эпического склада) доминирует ярко выраженное лирическое начало.

Свои эстетические принципы Гамсуну в полной мере удалось воплотить в романе «Голод», справедливо считающимся этапным произведением норвежской литературы и одновременно провозвестником в ней века XX. В нем впервые в истории национальной литературы иррациональное начало в душевной жизни человека, с ее почти неуловимыми психологическими состояниями и с внезапными переменами настроения, оказалось в центре авторского внимания. В письме Г. Брандесу Гамсун подчеркивал, что в «Голоде» стремился исследовать «живую человеческую душу», чрезвычайно заинтересовавшую его своей «впечатлительностью и подвижностью». Ему пришлось отказаться от традиций и создать «не роман, но книгу», в которой не найти «каких-либо писательских выдумок: балов, свадеб, прогулок на природе и т. п…» Ломка привычной жанровой формы, осуществленная Гамсуном в «Голоде», была с одобрением воспринята Йоргенсеном, назвавшим его роман «эпосом в прозе, Одиссеей голодающего», поскольку, по его словам, «этому произведению слишком тесно в рамках эстетических постулатов, разработанных до сего времени». В последующих письмах Г. Брандесу Гамсун не уставал повторять, что «Голод» не является романом в обычном понимании, и предложил даже назвать его «серией анализов» душевного состояния героя. Многие иследователи считают, что повествовательная манера Гамсуна в «Голоде» предвосхищает технику «потока сознания», впоследствии блистательно разработанную Д. Джойсом в «Улиссе».

Художественное своеобразие романа, в основу которого легли личные переживания Гамсуна прежде всего в том, что повествование в нем полностью подчинено задачам психологического анализа.
Гамсун пишет о голодающем художнике, но в отличие от авторов, обращавшихся до него к этой теме (в их числе он называет Хьелланна и Золя), переносит акцент с внешнего на внутреннее, с условий жизни человека на «тайны и загадки» его души. Объектом авторского исследования становится расщепленное сознание героя, чье восприятие происходящих событий для Гамсуна важнее самих событий. Он пишет о своем герое, что это «человек необычный, исключительный, натура утонченная, впечатлительная, нервная». Он существует как бы вне социума, лишен человеческих связей и привязанностей. Его злоключения по сути не имеют каких бы то ни было социальных мотивировок. Герой бунтует против унизительных жизненных условий, воссозданных в духе Золя с ужасающими натуралистическими подробностями, гневно нападает на Бога, объявляя преследующие его несчастья «делом рук Божьих», но никогда не говорит о том, что в его отчаянной нужде повинно общество. Оказавшись на самом дне, на каждом шагу сталкиваясь с унижениями и насмешками, больно ранящими его самолюбие и гордость, он все равно ощущает себя, благодаря силе своего воображения и таланту, существом высшим, не нуждающимся в общественном сострадании, Его окружает мир, предельно суженный возможностями его личностного восприятия. В этом таинственном непонятном мире, почти утратившем свои реальные очертания, царит хаос, вызывая у героя чувство внутреннего дискомфорта, которое прорывается в его неконтролируемых ассоциация, резкой смене настрое-ний, спонтанных реакциях и. поступка а. Редкую душевную восприимчивость героя еще более обостряет «радостное безумие голода», пробуждая в нем «какие-то странные, небывалые ощущении», «самые изощренные мысли». Воображение причудливо раскрашивает действительность: газетный сверток в руках у незнакомого старика становится «опасными бумагами», понравив-шаяся молодая женщина — неземной красавицей с экзотическим именем «Илаяли». Даже звучание имен должно помочь созданию образа, считал Гамсун. Воображение увлекает героя в дивные и прекрасные мечты, только в мечтах он предается почти зкстати-ческому ощущению полноты жизни, хотя бы на время забывая о том мрачном отвратительном мире, который посягает на его духовную свободу и где он чувствует себя, как герой Камю, посторонним.

Критики часто обращают внимание на близость героя «Голода» и героев Кафки, ранних произведений Сартра и Камю, обреченных на абсурдное, бессмысленное существование в дегума-низированном, враждебном мире и смирившихся со своей трагической ролью социальных изгоев. Но ощущая, как и они, неодолимый разрыв между своими устремлениями и внешним миром, герой «Голода» все же надеется, что рано или поздно ему удастся разрушить глухую стену всеобщего равнодушия и осуществить свое призвание. Воля, честь и достоинство не позволяют ему склониться перед судьбой. Потерпев поражение в борьбе с обыденностью и нуждой, прощаясь с Христианией — городом, который он надеялся завоевать своим талантом,— герой повторяет про себя, что «хотел бы умереть стоя». <…>
А. Сергеев.
Гамсун К. Избранные произведения. М.: Панорама, 1992 (Серия «Лауреаты Нобелевской премии»)
(Источник - Norge.ru. Вся Норвегия на русском; http://www.norge.ru/sergeev_om_hamsun/ )

***
Прикрепления: 0580258.jpg (8.5 Kb) · 5230518.jpg (17.1 Kb) · 1293027.jpg (12.7 Kb) · 3386634.jpg (8.3 Kb) · 6456246.jpg (16.7 Kb) · 4022171.jpg (8.2 Kb) · 8755151.jpg (8.2 Kb) · 7933870.jpg (8.1 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: