talassa | Дата: Понедельник, 11 Фев 2013, 13:34 | Сообщение # 1 |
Житель форума
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 1115
Награды: 35
Репутация: 77
Статус:
| Добавляю окончание эссе новой темой из-за большого объема
Вот так. И слова не нужны, какая-то завораживающая, неправдоподобная идеальностью своей гармония в этих словах «прекрасною тайной цветов и детей», и музыка тишины, и упокоение на ладони природы, и городское летнее утро, и предчувствия – все в одном, кантиленно перетекая из строфы в строфу. И совсем иначе о том же – здесь: Свисток. Степную станцию готов оставить поезд. В замусоренном садике качнулись тополя, Опять в окно врывается ликующая повесть Полей, под солнцем брошенных, и ровная земля. Привольный воздух мечется и треплет занавески, Свистит ветрами шустрыми над плавнями Днепра, Чтоб окоём лазоревый топить в лучистом блеске, Купая в страстном мареве луга и хутора. И если под колесами застонут рельсы громче И зарябят за окнами скрещенья ферм нагих – Реки широкоблещущей мелькнет лазурный кончик, Смеющийся, как девушка, и плавный, точно стих. Ах, если б опиралась ты о спущенную раму, Играя занавесками вот этого окна, – Ты, солнечная, юная, врачующая раны, Моя измена первая и первая весна! Уж розовеют мазанки закатом Украины, И звёзды здесь огромные и синие, как лён, А я хочу припомниться тебе на миг единый, Присниться сердцу дальнему, как самый легкий сон. Тот самый, уже звучавший в «Симфонии городского дня» пэон второй, искрящийся, воздушно стремительный, неузнаваемый. Обжигающему ветру подобный, он летит вольно, не стесненный ничем. И какая-то неудержимая роскошь в этом стихе, причем кажется, что поэт даже не во всю силу творит его, а так, легким дуновением… Есть у меня одно забавное чудачество – читая стихи, я вольно или невольно определяю для себя – какому времени года принадлежит этот поэт? Какое время года звучит в его стихах. И решаю для себя – это поэт весны (лета? осени?). Не всегда получается ясный результат. Очень легко сказать, что Пушкин – поэт осени, это всем и так понятно. Блок? Разумеется, зима, метельная зима (конечно, Блок писал и о другом – «о весна без конца и без края…», но зима доминирует, ее порывы слышны чаще, они сильнее). Пастернак? Весна, конечно – от капельного февраля, до любимого поэтом времени первых гроз и сирени, времени, в котором навсегда остановилось его сердце. Можно пробовать и пробовать еще, где-то возникают спорные случаи. Я не смог, например, отнести к определенному времени года стихи Мандельштама, по-моему, он независим от этого влияния. А как с Даниилом Андреевым? Вот тут, с полнейшей уверенностью, даже с азартом убежденности говорю, и готов отстаивать свое мнение. Он – поэт лета, лета солнечно-жаркого, в белопенной кипени вздымающихся облаков, в дыхании зноя, дорожной пыли, веянии леса, журчании родничка. Одно из его «летних» стихотворений, написанное им в редкой для его творчества форме верлибра, воспевающее прядь степной полыни, звучит как завещание: СЕРАЯ ТРАВКА Полынушка, полынушка, тихая травка, серая, как придорожная пыль! К лицу подношу эту мягкую ветку, дышу – не могу надышаться, как невозможно наслушаться песней о самом любимейшем на земле. Кто ее выдумал? Какому поэту, какому художнику в голову мог бы прийти этот ослепительный запах? Сухая межа в васильковом уборе; жаворонок, трепещущий в синей, теплой струе, полузакрывши глаза и солнцу подставив серую грудку; зноем приласканные дороги; лодки медлительных перевозов, затерянных в медоносных лугах; и облака кучевые, подобные душам снежных хребтов, поднявшихся к небу, – все в этом запахе, в горьком духе полыни. Когда я умру, положите со мною, вместо цветов, несколько этих волшебных веток, чтобы подольше, подольше чувствовал я радость смиренномудрой земли и солнечной жизни. Не позабудьте! Любовь к жизни, восторженная по-детски, владеет всем его существом, и он не останавливается, и длится, длится плавное течение стиха, вызывающее в памяти симфонические картины Чайковского: Мой край душистыми долинами, Цветёт меж дедовского бора Сосновых толп живые хоры Поют прокимн, поют хвалу, И множествами журавлиными Лесные шелестят болота – Заклятью верные ворота В непроницаемую мглу. Сквозь эту сказку вечно детскую Прочтёт внимательная совесть Усобиц, бурь, разбоев повесть В преданьях хмурых деревень, Где помнят ярость половецкую Во ржи уснувшие курганы, Где лес берёг от ятагана Скитов молитвенную сень. Образ Родины постоянен и переменчив, или, если так можно сказать, чем дальше читаешь, тем новые нити вплетаются в этот гобелен. Я назвал Даниила Андреева поэтом лета, но, конечно же, под его пером возникали и картины осени. Такие как эта: Осень! Свобода!.. Сухого жнивья кругозор, Осень... Лесов обнажившийся остов... Тешатся ветры крапивою мокрых погостов И опаздывают сроки зорь. Мерзлой зарей из-под низкого лба деревень Хмурый огонь промелькнет в притаившихся хатах… Солнце-Антар леденеет в зловещих закатах И, бездомный, отходит день. Тракторы смолкли. Ни песен, ни звона косы, Черная, жидкая грязь на бродяжьих дорогах... Дети играют у теплых домашних порогов, И, продрогшие, воют псы. Родина! Родина! Осень твоя холодна – Трактом пустынным брести через села без цели Стынуть под хлопьями ранней октябрьской метели... Я один, как и ты одна. Здесь уже слышу фортепьянное, шопеновское звучание. Помню, как-то попалась мне небольшая заметка Евгения Евтушенко о поэзии Булата Окуджавы. Там были сказаны замечательные слова – каждый поэт есть явление музыкальное. Целиком можно это отнести к Даниилу Андрееву, несравненный симфонизм стихов которого поражает и завораживает. Лирика всеохватна. Есть в ней и такая грань – образы ушедшего, тени минувших веков. Эта тема множество раз звучала в стихах поэтов Серебряного века, и, казалось бы, невыносимо трудно следовать за ними. И все же, это возможно, и даже необходимо. Эта сторона лирики Даниила Андреева особенно замечательно отражена в двух его стихотворениях, очень разных, посвященных двум непохожим, далеко отклонившимся друг от друга ветвям культуры. Вот как он пишет о вознесении на небо пророка Мухаммеда: Над белоснежною Меккою – гибкой планеты хвост, Дух песков накалённых и острых могучих звёзд. Звёзды вонзают в душу тысячи звонких жал.... Благоговейный трепет сердце пророка сжал. Слышится ближе, ближе шум непомерных крыл: Конь с человеческим ликом россыпи неба скрыл; Грива – белыми волнами, сам он – словно туман; Имя коню – Молния, эль-Бохран. Экстатическое, напряженно-пламенное движение неземного восторга… Но вот еще одно стихотворение, которое, не в силах удержаться, привожу целиком: БАР-ИЕГУДА ПРАЖСКИЙ Ветер свищет и гуляет сквозь чердак На гвозде чернеет тощий лапсердак Жизнь – как гноище. Острупела душа, Скрипка сломана и сын похоронён... Каждый вечер, возвращаясь без гроша, Я, как Иов прокажённый, заклеймён. Даже дети сквозь кухонный гам и чад "Вон явился Богом проклятый!" – кричат. И за милостыней рынком семеня, Гневом Вышнего терзаем и травим, Я кусаю руку, бьющую меня, Как бичуемый пророком Мицраим. А в колодце полутёмного двора – Драки, крики, перебранка до утра. Разверну ли со смирением Талмуд – Мудрость праотцев строга и холодна: точно факелоносители идут С чёрным пламенем святые письмена. И тогда я тайну тайн, врата ворот, Разворачиваю Книгу Сефирот. К зыби символов в двоящемся стихе Приникаю, как к целебному ключу, Имя Господа миров – Йод – хэ – вов – хэ – Онемевшими устами лепечу. Так сегодня я забылся и во сне Вот виденье громовое было мне. Видел я одновременно все края, Всё, что было и что будет впереди... Синим сводом распростёрт над миром Я, Солнце белое горит в моей груди. Мириады светоносных моих рук Простираются в волнующийся круг, Свет и жар – неистощимые дары – Мечет сердце, как бушующий костёр, И, рождаясь, многоцветные миры Улетают в раздвигаемый простор... Я проснулся, полумёртвый. Тьма везде. Лапсердак висит, как тряпка, на гвозде. Какой невероятный прорыв из душной тьмы гетто… Величие поэта – в удивительной способности к перевоплощению, к восприятию далекого, чужого, которое, пройдя через огонь души поэта, становится родным. И сам он, пролетая в очистительном пламени вдохновения, начинает принадлежать Воспетому. Как сложно это переплетение духовных связей, соединяющих и ныне весь мил людей, несмотря на полчища, тьмы стремящихся разделить, расторгнуть навсегда – народ от народа, культуру от культуры, расщепить, чтобы объединить одним – ненавистью, тьмой. В нынешнее время такое особенно страшно, особенно зримо. Хочется сказать – да поймите же, поймите – не вами соткано, не вам разрывать! Лишь немногое смог я сказать, а огромные пласты творчества Даниила Андреева остались вне моего скромного очерка. Надо, надо было бы сказать и о его мистике, знакомой многим по замечательной книге «Роза Мира», и многократно отразившейся как в лирике, так и в эпике поэта. Но, чувствую, что это мне не по силам. Не потому, что не приемлю, или не понимаю мистической стороны, как многие. Нет, верю, более того, знаю – он действительно видел темную сторону, «изнанку мира», и Свет Мира был также доступен его зрению, и нет здесь ничего придуманного. Но мне кажется кощунственным касаться этого, ибо знаю – я неспособен не только видеть и чувствовать, но даже осмыслить великие тайны, сквозь которые прошла эта душа, опаленная пламенем. «Он видел это» – вот и все, что могу сказать, как некогда жители Флоренции говорили о Данте, вглядываясь в его лицо, казавшееся им обожженным адским огнем. Эта великая и прекрасная жизнь не была долгой, да и не могла быть, он знал это. Как дивно звучит его прощание с жизнью, полное света, тепла, благодарности: Жизнь милая! за все твои скитанья, За все блуждания благодарю! За грозы, ливни, за песков касанье На отмелях, подобных янтарю; За игры детства; за святое горе Души, влюблённой в королеву льдов; За терпкий яд полночных городов, За эту юность, тёмную как море. Благодарю за гордые часы – Полёт стиха средь ночи вдохновенной В рассветный час мерцающей вселенной По небесам, горящим от росы; За яд всех мук; за правду всех усилий; За горечь первых, благодатных ран; За книги дивные, чьи строки лили Благоухание времён и стран; Благодарю за мрак ночей влюблённых, За треск цикад и соловьиный гром, За взор луны, так много раз склонённый, С такой любовью, над моим костром; За то, что ласковей, чем сумрак бора Живое солнце – луч духовных сил Отец Небесный в сердце низводил Сквозь волны ладана во мгле собора. Благодарю за родину мою, За нищий путь по шумным весям века, За строгий долг, за гордость человека, За смерть вот здесь, в нехоженом краю... Ещё – за спутников, за братьев милых, С кем общим духом верили в зарю, За всех друзей – за тех, что спят в могилах И что живут ещё – благодарю. Ему было суждено умереть нищим, никому не известным, без надежды не то, что на признание, но даже на элементарную человеческую жалость, на уважение к его доле, и к его неимоверному труду. Перед ним открывалась пучина забвения, и каким мужеством звучат его слова: Вечно то лишь, что нерукотворно. Смерть – права, ликуя и губя: Смерть есть долг несовершенной формы, Не сумевшей выковать себя. Он сумел – и остался с нами, среди нас. Не позабудьте!
2006
Никита Брагин
|
|
| |