ЗАКРУТКИН ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(27. 03. 1908 – 10. 10. 1984)
- известный русский и советский писатель и литературовед, «певец Донского края»; лауреат Государственной премии СССР (1982 г.) и Сталинской премии третьей степени (1951 г.).
Родился в Феодосии. Сын учителей, вырос в деревне, с детства знаком с крестьянским трудом. В 20-ые годы семья Закруткиных оказалась на Дальнем Востоке. В 1932 году экстерном окончил Благовещенский педагогический институт им. М.И. Калинина; в 1936 году - аспирантуру Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. В 1941 году опубликовал сборник статей «Пушкин и Лермонтов». Первая повесть - «Академик Плющов» (1940г.). Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Произведения военной поры вошли в книги «Коричневая чума» (1941г.), «Сила» (1942г.), «Кавказские записки» (1947г.). Трудовым будням колхозников-рыбаков посвящен роман «Плавучая станица» (1950г.; Государственная премия СССР, 1951г.). Опубликовал 2 книги романа-эпопеи «Сотворение мира» (книга 1-я – 1955 – 1956гг.; книга 2-я – 1967г.), повествующего о крушении старого и становлении нового мира, как о едином социальном процессе, начавшемся после 1917 года и затронувшем все страны и народы. В творческой манере и языке Закруткина ощутимо влияние шолоховской традиции. Награжден 4 орденами, а также медалями.
***
В архиве Новгородского учительского института в деле Виталия Закруткина сохранилось письмо, датированное 1 июня 1933 года «Директору Новгородского учительского института им. Покровского». И далее: «Если в институте с осени 1933-1934 учебного года будет иметься вакантное место ассистента при кафедре литературы, прошу известить меня, не сможет ли Дирекция принять меня на работу. Часть моей семьи живет в Новгороде. В настоящий момент работаю преподавателем литературы рабфака Тихоокеанского института Дальне-Восточного края и курсов по подготовке в ВУЗ».
Отца будущего писателя к тому времени перевели в Новгород, завучем средней школы.
Новгородский учительский инcтитут, в лице его директора П.М. Кимена, сообщил Закруткину, что может предоставить ему ассистентскую работу на кафедре литературы. 15 июля 1933 года будущий ассистент уведомил дирекцию своим согласием и выслал все полагающиеся документы. В конце этого же месяца В. Закруткин с женой и сыном приехали в Новгород. Институт предоставил им для жилья одну из келий бывшего Антониева монастыря. В. Закруткин был принят совместителем на кафедру литературы, в это же время он сдал экзамены в аспирантуру при педагогическом институте им. А.И. Герцена в Ленинграде. Было трудно, но аспирант умудрился успешно сочетать учебу и работу. В Новгородском институте он одно время был заведующим культурно-массового сектора местного комитета.
Последний документ «Личного дела» В. Закруткина свидетельствует о том, что «Преподаватель Новгородского учительского института им. М.Н. Покровского Закруткин Виталий Александрович со снабжения при институте снят с 1 сентября 1934 года». В 1936 году В. Закруткин защитил кандидатскую диссертацию о романтических поэмах А.С. Пушкина. В этом же году он получил назначение на должность заведующего кафедрой русской литературы Ростовского педагогического института. Виталий Александрович был лично знаком с А. Серафимовичем, М. Шолоховым, А. Прокофьевым, С. Сергеевым- Ценским и другими писателями.
В 1937 году Закруткиным были широко организованы Дни памяти Пушкина, был выпущен его сборник исследовательских статей «Пушкин и Лермонтов». Одной из необычных страниц разносторонней деятельности Закруткина стала публикация в 1940 году песен калмыцкого эпоса «Джангар». Незадолго до войны вышла в свет повесть «Академик Плющов». Основной же для него по- прежнему оставалась преподавательская работа – Закруткин готовился к защите докторской диссертации о творчестве Л.Н. Толстого.
Но война круто изменила планы Закруткина. Порвав прямо в военкомате уведомление о брони для научных работников, он отправляется на фронт военным корреспондентом. По живым впечатлениям от боев им была написана книга фронтовых рассказов и очерков «На переднем плане» (Пятигорск, 1942 г.). Сотрудничая с армейскими газетами, Закруткин снабжал их репортажами и очерками с окопных передовых. Войну завершил в Берлине.
По возвращении с фронта вернулся на прежнюю работу, но груз военных впечатлений заставляет обратиться к фронтовому дневнику, по материалам которого создается повесть- хроника «Кавказские записки» (1946).
В 1947 году Закруткин переезжает из Ростова в глухую станицу Кочетковскую, где в 1948 году им были написаны рассказ «Млечный путь» и повесть «За высоким плетнем»
Тема умелого хозяйствования на земле получила развитие в романе «Плавучая станица» (1950). Непосредственное вторжение литературного произведения в конкретную сферу народного хозяйства стала приметой времени. В 1951 году роман был удостоен Государственной премии СССР. В 1953 году Закруткин приступил к непосредственному воплощению замысла романа- эпопеи «Сотворение мира». В 1955-1956 г.г. писатель создает первую книгу, вторая книга увидела свет в 1967 году, и с конца 1960-х автор работал над третьей книгой, опубликованной в 1978 году. В 1982 году Закруткин В.А стал лауреатом Государственной премии СССР за роман «Сотворение мира».
В. Закруткин – автор рассказа «Подсолнух», повести «Матерь человеческая». До конца своих дней Виталий Александрович работал над повестью «На Золотых Песках», которая так и осталась незавершенной. Прожив всю свою писательскую жизнь в станице Кочетковской, Закруткин стал неотъемлемой частью этой земли. Он не раз писал о ней («Кочетовцы», «В родном краю», «В донской степи» и др.). Почти все это время он был депутатом местного и областного советов. Стараниями Закруткина в станице была построена новая школа-десятилетка, поселковая дорога, восстановлена церковь в станице Семикаракорской. Закруткин, как и М. Шолохов воплотил особый «донской» стиль писательской жизни. В.А. Закруткин был похоронен во дворе собственного дома, ставшего музеем. В его честь назван теплоход.
***
Анастасия Тищенко
О Виталии Закруткине
Неизгладимое впечатление произвела на меня повесть Виталия Закруткина «Матерь человеческая». Она была написана на основе реальной истории, услышанной Виталием Александровичем во время войны, истории русской женщины, потерявшей на этой войне всё, но сохранившей свою человечность, своё женское начало, сумевшей среди пепла построить новую жизнь для себя, своего ребенка и тех детей, которые тоже потеряли всё.
С щемящим сердцем я перечитывала повесть, поражаясь этому данному свыше таланту писать так, что читатель словно сам оказывается на сожженном хуторе, смотрит в голубые глаза мальчишки-немца, замечает первые почки на опаленной яблоне. Вместе с Марией ему страшно и тоскливо, вместе с ней он ощущает биение новой жизни, пока еще робкой, не знающей ни горя, ни потерь, ни тяжкого труда.
Слушая на торжественном собрании в молодежном театре рассказы людей, знавших В.А. Закруткина лично, я постепенно начинала понимать, откуда у писателя нашлись слова, так потрясшие меня в повести «Матерь человеческая». Редактор службы радиовещания телерадиокомпании «Дон-ТР», поэт, член Ростовского регионального союза российских писателей Николай Михайлович Скрёбов, уже упоминавшийся глава Семикаракорского района Альберт Никитович Фисенко, внучка писателя Ольга Валерьевна Закруткина — все говорили об удивительной человечности Виталия Александровича, его умении помочь и поддержать, о его активной жизненной позиции.
В. Закруткин принадлежал к категории людей, которым посчастливилось вырасти в период, когда идейное стояло выше материального, а благо человечества — выше собственных интересов. Для В. Закруткина эти слова были не пустым звуком. В каждой строке его произведений — восхищение Человеком, сумевшим победить себя, свободным, честным, готовым на самопожертвование ради ближнего, готовым на руинах и пепле голыми руками творить новый мир. Именно Человека ставил Закруткин в центр нового, сотворенного им мира, простого, обычного человека с его слабостью и величием, Человека-разрушителя и творца. Ему довелось писать о великой революции, великой войне, перестройке сельского хозяйства. А творцом всех грандиозных событий писатель считал человека - земного и грешного, великого в своей слабости, способного на невероятные жертвы и трудовые подвиги ради будущего.
Виталий Александрович сумел донести правду о таких людях нам, не знавшим ни войны, ни тяжелого труда на земле, сумел подобрать такие слова, которые западают в душу и заставляют задуматься о смысле жизни.
(Отрывок из статьи: Анастасия Тищенко. Сотворение мира Виталия Закруткина. - Научно популярный вестник «Ориентир», 2008).
***
Юрий Бондарев
О творчестве Виталия Закруткина
Когда я думаю о Виталии Закруткине, то вызывает он у меня представление о человеке крепкого и тонкого душевного склада, неторопливого, с той серьезной требовательностью к стилю своих вещей, какую следует ценить, как одно из важнейших качеств современного писателя. Закруткина невозможно соблазнить ни обещанием скорого напечатания, ни суетливым восторгом всегда изменчивой хвалы. Он слишком серьезен для того, чтобы спешить, забыв о главном — о достоинстве мастера. Книги Виталия Закруткина обладают притягательной силой потому, что они умно скроены и крепко сшиты, фраза, нагруженная смыслом, окрашенная разноцветно, порой звучит сдержанной тревогой, порой (вонзается болезненным острием в вашу душу, порой мягка, ласкова, как летняя вода, порой мелодична, пропитана лирическим чувством, и ее как бы можно проверить на слух. Поэтому у него нет спокойных, уравновешенных, безмятежных книг, осиянных благостью, умилением растроганного стороннего наблюдателя, они все, книги его, от «Плавучей станицы», «Кавказских записок» до эпического романа «Сотворение мира» и пронзительной повести «Матерь Человеческая», — все эти книги продуты сквозняками времени, прожжены солнцем, охолонуты снежными вьюгами революции, прострелены пулеметными очередями Великой Отечественной войны, овеяны и скорбью, и добротой, и человечностью.
Кажется мне, что художническая страстность Закруткина заложена в природе его таланта, постоянно направленного на крупные исторические или современные конфликты, выявляющие сущность людских характеров до конца. Может быть, Виталий Закруткин — один из немногих наших писателей, кто отличается особым качеством беспощадного реалиста, не умеющего смягчать трагические противоречия в дни великих испытаний народа, кто показал человека на войне не в заданной, так сказать, точке координат, а во всей обнаженной сложности и безмерном мужестве, в непреходящих страданиях и ясной доброте.
Образ Марии, матери человеческой, прекрасной мадонны русской, познавшей все страдания земные в лихие военные годы, прошедшей через все круги ада и сохранившей в душе огонек любви, жалости и милосердия, вырастает в характер национальный и общечеловеческий, в символ бессмертной матери, рождающей среди жестокого мира веру в жизнь, образ вырастает в символ хранительницы незатухающего очага надежды — ведь без нее, этой надежды, невозможно перешагнуть провалы и ямы, смертельно разделяющее людей; в XX веке.
Художник, сумевший создать глобальный и очень земной образ русской женщины, многострадальной и вечной матери, вызывает к себе уважение не только потому, что отдал сдержанную, разрывающую душу нежность простой трудолюбивой женщине, на чьих плечах держится мир, но и потому, что уловил в трагических конфликтах истории, железным колесом прошедших в сороковых годах по нашей земле, таинство неиссякаемой народной нравственности, где праведный судья и исцелитель была женщина.
(Отрывок из статьи: Юрий Бондарев. Высота чувства).
***
Повесть В.А. Закруткина «Матерь Человеческая» - гимн матери
Думаю, не ошибусь, если стану утверждать, что самым известным донским писателем, после, конечно же, М.А. Шолохова, является В.А. Закруткин. Только одной своей повестью «Матерь Человеческая» он внес значительный вклад в литературную летопись Великой Отечественной войны.
«Эту женщину я не мог, не имел права забыть…» - так начинается повесть, начав читать которую, я не мог оторваться, пока не перелистнул последнюю страницу. Меня потрясла судьба колхозницы Марии, на глазах у которой фашисты повесили её мужа, сынишку Васятку, расстреляли соседей, разгромили и сожгли дотла весь хутор. Совершив злодеяние, гитлеровцы ушли на восток, а Мария, единственная, случайно уцелевшая, истерзанная, стоит над родным пепелищем и кукурузным полем, охваченная ужасом и безнадежностью.
С замиранием сердца я следил, как Мария преодолевает в себе страх одиночества и начинает борьбу за жизнь.
Вдруг приласкавшийся к ней, злющий из злющих чужой пес, прилетевшие к её жилью голуби, невесть как уцелевшие и нашедшие её куры, кони, пришедшие на запах дыма после какого-то боя, пугливые овцы, заставили её поверить в торжество жизни. И, наконец, обнаруженные ею в копне сена изможденные дети-сироты заброшенные сюда ветром войны из ленинградского эшелона, разбитого авиацией… Мария нашла в себе человеческие и материнские силы и смогла всем помочь, всем отдать частичку израненной женской души.
Я не мог читать без слез о том, как героиня повести, найдя малышей, причитает: «Голубяточки мои… Деточки родные… Выходите все… Все выходите… Я вас накормлю, напою, искупаю. Мы будем жить вместе».
Мария выходила несчастных детей, и на её глазах они стали поправляться, посвежели, на их худых обветренных лицах появился румянец. И дети ответили любовью на любовь.
- Можно, мы тоже будем называть вас мамой?
- А я и есть ваша мама, - глухо сказала Мария. – Был у меня один Единственный сыночек, а теперь вон вас сколько, и все славные, хорошие деточки…
Меня поразила безграничная человечность Марии в эпизоде с раненым, а затем умирающим немецким солдатом – мальчишкой Вернером Брахтом. Готовая отомстить за гибель Ивана и Васятки, она «высоко подняла вилы… и в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом:
- Мама! Ма-а-ма!
Слабый крик… поразил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги её подкосились. Она упала на колени и близко увидела светло-голубые, мокрые от слез мальчишеские глаза».
Женщина попыталась сделать все, чтобы облегчить его страдания перед смертью.
Человеческий подвиг Марии состоит в том, что она находит внутренние силы, которые помогают не только выжить, но и выстоять, не потерять ни милосердия, ни душевное тепло, ни достоинство, ни веру и надежду.
Поселившись в погребе на родном пепелище, Мария с большим трудом организовала свой скудный быт. Она ходила по пустым окопам, находила то шинель, то гимнастерку или окровавленное белье. Из заношенного тряпья сшила подобие одежды. Человеческий подвиг Марии проявляется и в её решении взяться за работу, потому что сердце разрывалось от жалости при виде гибнущего неубранного добра. Она глядела на кукурузное поле. Но как ни сокрушалась, не под силу было справиться с урожаем. Одного картофеля двадцать пять гектаров. А той же кукурузы – шестьдесят.
Стояла Мария и «не знала, что ей делать одной, совсем одной на необозримых, покинутых» полях. Впрочем, решение у неё уже созрело. Она стала работать «ежедневно: то резала подсолнухи, то копала картофель, морковь и свеклу или утепляла ульи на пасеке».
- За что, женщина, люди поклоняются тебе? - спрашивает автор и сам же мастерски отвечает на свой вопрос. Весь свой изнурительный труд Мария проделывала с надеждой, что все это, может быть, еще понадобится людям. Я узнаю о ней, что это «чистая душа, характер глубокий и добрый… Мария не была смелой и сильной духом. Маленькая женщина, потерявшая все и всех, по-матерински любила людей». Я думаю, что именно это качество оказалось мерилом, способным вобрать в себя мужество и стойкость, красоту и мудрость в такой неисчислимой мере, что позволяет назвать её Матери Человеческой. Да, подобных женских судеб в Великой Отечественной войне было много, но заслуга Виталия Закруткина и заключается именно в том, что посредством своего литературного дара ему удалось воплотить эти женские военные судьбы в одном человеке – в обыкновенной женщине Донского края. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передовой политрука Славы.
Думаю, не будет лишним привести заключительные строки повести: «Командир полка ехал впереди первого эскадрона рядом с тремя разведчиками, которые рассказали всем о Марии… Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг неё сгрудились дети, коровы, овцы, куры… Заметив нас, звонко заржали рыжие кони. Вверху носились белокрылые голуби. Подъехав к Марии, командир полка остановил эскадрон, сошел с коня. Слегка прихрамывая, он подошел к ней, пристально посмотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща, опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жесткой руке…».
Повесть В. А. Закруткина «Матерь Человеческая» - это книга для всех. Она учит состраданию, умению сопережевать, проявляя лучшие человеческие качества. Уверен, что повесть – это гимн матери! И уже именно поэтому значение этого произведения, как и всего творчества В. А. Закруткина, непреходяще.
(Критическая статья – размышление Николая Дик)
***