• Страница 1 из 1
  • 1
Иванов С. А. - детский писатель и сценарист
NikolayДата: Воскресенье, 03 Апр 2011, 18:44 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:

ИВАНОВ СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ
(17 июля 1941 года - 4 декабря 1999)

— известный русский детский писатель и сценарист, автор сценариев к мультфильмам «Падал прошлогодний снег» и «Бюро находок», лауреат Государственная премия РСФСР имени Н. К. Крупской (1988) за повести «Его среди нас нет» (1984) и «Тринадцатый год жизни» (1981), обладатель Международной премия имени Г. Х. Андерсена (1996) за повесть «Зимняя девочка» (1994).

С. А. Иванов родился 17 июля 1941 года в Москве. В 1963 году окончил МГПИ имени В. И. Ленина. Первая книга, сборник стихов «Лесная мастерская», вышла в 1971. Работал в жанре школьной повести, писал детские детективы, рассказы о природе; автор более 50 книг.

В соавторстве с актрисой Р. В. Зелёной написал книжку для малышей «Сундучок»; создал сценарии к мультфильмам «Падал прошлогодний снег», «Бюро находок», «Незнайка на Луне».

Вместе с поэтом Р. С. Сефом вел семинар детских писателей в Литературном институте им. Горького. Трагически погиб 4 декабря 1999 года, попав под поезд. Похоронен на кладбище "Новая деревня" в городе Пушкино, Московская область. Все книги Сергея Иванова — очень теплые, добрые и вдумчивые.
***

Самые известные произведения С. А. Иванова

Романы и повести
Ольга Яковлева
Из жизни Потапова
Гость из Вологды (1977)
Бывший Булка и его дочь (1979)
Тринадцатый год жизни (1981)
Июнь, июль, август (1981)
Сергей Иванович и Таня (1983)
Его среди нас нет (1984)
Зимняя девочка (1994)
Близнецы и похититель обезьяны (1999)
Близнецы и сгоревший замок (1999)
Похищение с продолжением (1999)
Близнецы и «звезда» в подземелье (2001)

Рассказы и сказки
Сундучок (1983)
Дерево счастья (1983)
Лето я провела хорошо… (1986)
В нашем лесу
За весною — лето
Знаменитый человек
По заячьему следу
Сосны задумчивые
Джулькино детство (1973)
Среди огромной тайги (1978)
Изгиб лесной тропы
Неловленый еж
На пасеке
В бесконечном лесу и другие истории о 6-м «В» (1991)
Буренка, Ягодка, Красотка
Бывают страны
Воздухоплаватели
Ай да Емеля
Исчезнувшие зеркала
Лягушка-путешественница
Маловато будет
Падал прошлогодний снег (1993)
Четыре мушкетера
Четыре мушкетера в год собаки
Бюро находок
Бюро находок-2
(По материалам Википедии)
***

Юлия Просалкова

Сергей Иванов остается с нами

Сергей Анатольевич Иванов (1941 – 1999) – Сережа Иванов, как звали его друзья, был добрым, совестливым, застенчивым и ранимым. Он очень долго смотрел снизу вверх на своих знаменитых друзей, поэта Якова Акима и прозаика Юрия Коваля, хотя сам стал известен уже в 70-е годы после повести «Ольга Яковлева». Знаменитые друзья признавали его талант и относились к нему с нежностью. «Это добрый, красивый человек. Настоящий писатель», – написал о нем Яков Лазаревич Аким в предисловии к сборнику рассказов С.Иванова «Зимняя девочка».

Сергей Иванов запомнился читателям как автор классической реалистической прозы о младших школьниках и подростках, оригинальных рассказов о природе, повести–сказки «Зимняя девочка» и остроумных детских детективов.

Говорить с юным читателем о реальной жизни, ее болезненных проблемах, которые так или иначе затрагивают не только взрослых, – решаются и решались очень немногие писатели. Сергей Иванов среди этих немногих. Писатель тонко чувствует подростка в первую пору отрочества: неровность его характера и поведения, максимализм, жажду справедливости, гармонии в семье. С.Иванов тяготел к психологическим характеристикам персонажей, к психологическим конфликтам.

Герои реалистических повестей С. Иванова – подростки конца 70-х – середины 90-х годов, но их проблемы и конфликты близки сегодняшнему дню – по ощущению жизни, по чувствам. По-прежнему современно звучат повести «Тринадцатый год жизни» (1981) и «Его среди нас нет» (1984). В конце 70-х – начале 80-х годов семья меняла свои традиционные черты, становилась холоднее к ребенку, отношения родителей и детей приобретали характер внешней формальной теплоты и сердечности.

Героиня повести «Тринадцатый год жизни» – двенадцатилетняя девочка Стелла, чувствует себя одинокой, потому что ее интеллигентной образованной независимой матери мало дела до того, что происходит в душе дочери. А школа ничего не дополняет в душевную жизнь девочки, уроки ползут бесконечно. Героине кажется, что вокруг людей тринадцати лет простирается «суровая пустыня школьных дней».

Стелла живет своей внутренней жизнью, мечтает о любви, слушает разговоры взрослых, и думает, что ее родители не такие как все: не пьют, не разводятся, она уверена, что ее-то с братом ничего плохого не ожидает. Но беда приходит и в их дом: мать решает развестись с отчимом, которого Стелла любит даже больше, чем родного отца. Девочка делает все, чтобы семья не распалась. Но будут ли счастливы взрослые? Этот вопрос задает писатель в конце повести. «Да, среди разных сортов горя есть такой особый сорт – горе людей, добившихся своего. За каждую победу, так или иначе, расплачиваешься куском души, и в чем-то поступаешься благородством (а что делать – борьба), и на какое-то время забываешь о доброте (а что делать – побеждает кто-то один). Ты думаешь: не для себя же стараюсь, для других. Но те, для кого ты стараешься, возьмут немного погодя твою победу, рассмотрят ее со всех сторон. «Что-то дурно, – скажут, – она попахивает!»

У Сергея Иванова было очень развитое чувство ответственности за подрастающие поколения. На Международной встрече детских и юношеских писателей в Москве в 1989 году он говорил: «Наша современность... Что делать детскому писателю с этой современностью? Мне кажется, будто мы находимся в подводной лодке, в хорошей атмосфере романтики, а страшные валы современности заливают нас.

Первая реакция, первое, что мы делаем – уходим в сказку... Читатели и писатели тоже уходят в сказку. И тут я замечаю, что сам пишу уже четвертый фантастический роман для детей. Здесь было интересно сказано: эта сказочность, эта фантастика только внешние. На самом деле жизнь, реальность все равно входят в твою душу и требуют выражения... Что же все-таки нам делать с современностью?.. Мне кажется, существует в литературе два возможных пути. Один путь – быть Львом Толстым. Другой путь – быть Достоевским. Что это значит? Лев Толстой говорил: «жизнь плохая, тяжелая, но если вы поступите, как говорю вам я в своей моральной проповеди, то все будет в порядке». Достоевский считал по-другому. Он говорил: «вот она, жизнь, знайте, что правда о ней именно такова».

Я думаю, мы должны говорить всю возможную правду. Только узнав от нас всю правду, только с ощущением трагичности нашей жизни дети обретут истинно человеческое достоинство. А с ним и настоящий оптимизм». (Детская литература : сб. статей. – М., 1990. – С. 56–57).

Особое место в творчестве Серегя Иванова занимают рассказы о природе «Сосны задумчивые», «Джулькино детство», «Изгиб лесной тропы», «Неловленый еж» и др. Они написаны в лучших традициях русской прозы и по образности и лиричности, по теплоте и мудрости очень близки рассказам М.Пришвина и Ю.Коваля. Сергей Иванов рассказывает о человеке в природе, о природе в жизни человека, об ответственности человека за все живое. «... если ты внимателен и терпелив, ты многое сумеешь подсмотреть. Вот по осеннему лесу бредет лось, расталкивая рогами клочья тумана. Вот белка рыжей искрой, хвост трубой несется к сосне на том краю поляны. А вот – присядь на корточки! – встретились два муравья и беседуют, притягиваясь друг к другу усиками... Да и вообще мало ли чудес на свете – чудес, которые могут стать твоими!...».

Писатель видит природу как художник-живописец и умеет рисовать словами, как кисточкой. «...справа от меня уже почти потухший закат. А слева небо холодное, темно-синее, высоко бледнеет тонкое лезвие месяца. Чуть заметно темнеет... Небо над закатом становится зеленым, потом начинает синеть...» («Как зажигаются звезды»). Мир природы в рассказах С.Иванова одухотворен и одушевлен. Часто его рассказы – зарисовки настроения, состояния души автора, который как бы говорит: посмотри, как красиво и как... грустно.

О рассказах С. Иванова о природе трудно говорить, их нужно читать, их хочется только цитировать, чтобы не потерять ни слова, ни образа – простого и поэтичного, – как прост, поэтичен и вечен мир, о котором он пишет, – доброта и нежность к природе разлита в каждой его строчке. «Торопливое осеннее солнышко уже гуляло по самой земле, между деревьями дальнего леса, когда дятел вдруг перестал долбить, вскинулся и улетел. Полет у дятлов немного смешной: они быстро-быстро машут крыльями, а летят не очень быстро, и кажется, что кто-то невидимый держит их с земли за ниточку...» («Стучи-стучи, дятел!»).

Яков Аким о рассказах С. Иванова о природе сказал, что они делают нас добрее, милосерднее к людям, ко всему живому; открывают в нас счастливую способность наблюдать природу; напоминают читателю: «вот она, красота – задумчивые сосны, пашня, июльский луг, первые звездочки на вечернем небе... Не пропусти. Вглядись. Прислушайся».

«Зимняя девочка» – повесть-сказка о странной девочке Тане, обладавшей необыкновенными способностями. Она жила в Москве и почему-то очень любила холод и снег. Но у девочки были особые отношения не только со снегом, но и с животными, деревьями – со всем, что ее окружало. Таня умела читать мысли других людей и разговаривать с животными, а еще она умела летать. За то недолгое время, что «Зимняя девочка» жила в Москве у бабушки, она успела многим помочь, попыталась прийти на выручку даже полярной сове. С.Иванов сочинил еще одну лирическую сказку о снегурочке, которая появилась в Москве, когда выпал первый снег, и которую потом унесла метель.

Во второй половине 90-х годов С. Иванов один за другим пишет «детские» детективы – остроумные и неожиданные. («Близнецы и сгоревший замок», «Похищение с продолжением», «Близнецы и похититель обезьяны» и др.) Сам он к ним относился снисходительно, но, зная психологию своего читателя и его ожидания, строил сюжеты так, что, открыв книгу, уже невозможно от нее оторваться.

В 90-е годы Сергей Иванов и Роман Сеф вели семинар детских писателей в Литературном институте им. Горького. Из этого семинара вышли многие современные прозаики, пишущие для детей. Учеником С.Иванова был замечательный писатель Олег Кургузов (1959–2004), лауреат международной премии Януша Корчака.

А сам Сергей Иванов за сборник «Зимняя девочка» в 1996 году был удостоен Почетного диплома Международного совета по детской книге.
(Источник - Остров сокровищ. Выпуск 06. Вкладка в «БШ» № 14 (170). 16-31 июля 2006 года, http://lib.1september.ru/2006/14/5.htm)
***

Белые лилии

Белые лилии… нежные, хрупкие, ранимые, словно душа ребёнка. Помню, как я впервые привёз их в подарок моему другу, и как он восхищался этими цветами, и как старался поставить в вазу так, чтобы уберечь их от сквозняка. Было это давно, но с тех пор белые лилии навсегда стали для меня символом всего его творчества — такого же чистого и отточенного по форме.

Обязательно прочитайте книги Сергея Анатольевича, и вы поймёте, почему у него было так много друзей, почему мы все так любили его, верили в него и в трудную минуту обращались за советом.

Так же трепетно и он относился к героям своих произведений — будь то вполне «благополучная» ученица 2-го класса Ольга Яковлева из одноимённой книги или беспородная деревенская собака Джулька.

А сколько раз я приносил ему свои стихи: «Серёжа, помоги, что-то здесь не получается…» И Сергей помогал, и получалось, и в эту минуту мы были самыми счастливыми людьми на Земле. Я говорю «мы», потому что Сергей Иванов, как никто другой умел радоваться твоей радостью и горевать твоим горем, говоря проще: понимать тебя. Именно он познакомил меня с журналом «Мурзилка», где и сам начинал свой творческий путь. Кстати, начинал он его как поэт: «Голубеют небеса, наступает осень, ходят лоси по лесам — медленные лоси…»

Сергей Анатольевич Иванов жил литературой, он верил, что писатель для того и создан, чтобы сделать мир добрей, справедливей, лучше. Ведь не случайно сказано в Библии, что вначале было слово. И этому слову Сергей Анатольевич честно служил всю жизнь: и в издательствах, где работал, и в литературном институте, и дома, за письменным столом, и встречаясь с вами, дорогие читатели.

Владимир Степанов, поэт
(Источник - Рассказ Сергея Иванова, http://www.murzilka.org/izba-chitalnya/stikhi-i-rasskazy/sergejj-ivanov/)
***

«Детский Достоевский»

Детский писатель Сергей Анатольевич Иванов (1941–1999) вошел в литературу как автор «школьной повести». В этом жанре в 1960–1970-е годы активно работали В. Крапивин, Ю. Яковлев, А. Алексин, В. Железников. Сергей Иванов занял достойное место в этом ряду признанных мэтров, хотя был моложе их всех. Он сохранил ту высокую и чистую ноту, что звучит в книгах Гайдара и Кассиля, и нашел свою интонацию.

Интонация эта – лирическая и шутливо-ироническая одновременно. Он был студентом дефектологического факультета Московского государственного педагогического института и с упоением участвовал в выпуске стенгазеты. «Стенгазета – вот действительно литинститут». Стихи, которые публиковал в ней Сергей Иванов, – безоговорочное свидетельство таланта.

По распределению уехал он в провинциальный городок, в школу для заикающихся детей. Тема школы стала самой главной в его творчестве, и учительский опыт писателю ох как пригодился!

Профессионализация пришла после тридцати. Сергей Иванов писал стихи, которые издал «Малыш», а в 1971-м «Детская литература» выпустила его первую книгу прозы – «Хлеб и снег». Тогда и определилось писательское кредо Сергея Иванова: «Некоторые думают, что в книжке все должно быть как в жизни. Это неправильно. На самом деле в книжке все должно быть куда громче, ярче, жестче и веселей». Вот такими – яркими, увлекательными и в то же время пронзительно лиричными стали повести Сергея Иванова «Ольга Яковлева», «Тринадцатый год жизни», «Его среди нас нет», «Бывший Булка и его дочь», «В бесконечном лесу»... Глубоко психологичные и щемящие, они позволили Эдуарду Успенскому сказать о Сергее Иванове – «детский Достоевский». Только не по-достоевски светлые, хотя и печальные, эти повести...

Книги Сергея Иванова – о взрослении человека, о сложнейших взаимоотношениях личности и коллектива, взрослого и ребенка, о красоте внутренней и внешней, об острой юношеской жажде справедливости и о первой любви. Как тревожно, обжигающе беспощадно звучат сегодня его слова, сказанные 30 лет назад: «Очень рано люди взрослеют, очень рано по сравнению с прошлыми поколениями. Но и твердеют рано. Трудно потом переделываться…»

Ситуации в книгах Сергея Иванова остро драматичны. Герои часто оказываются на грани жизни и смерти. Настигнутый страшной болезнью, пересматривает свою жизнь герой повести «Бывший Булка и его дочь». Деятельные тимуровцы собираются убить доброго сенбернара, чтобы сделать из его шкуры целебные чулки для больного бульдозериста дяди Пети («В бесконечном лесу»), умирает, не пережив эгоистичного поступка внука, «старик ботаники» («Ольга Яковлева»)… Но Сергей Иванов был хорошим писателем и знал, что книга для детей должна заканчиваться хэппи-эндом. Самые горестные обстоятельства имеют, в конце концов, оптимистичный выход. И все-таки в финале каждой книги Иванова еле слышно звенит печаль. Глубинная. Экзистенциальная. Помните – «детский Достоевский»?..

Если «школьные повести» Сергея Иванова знакомы не очень широкому кругу читающих мальчиков и девочек, то одно его детище известно всей стране. Это «мультфильм мультфильмов» «Падал прошлогодний снег».

История недалекого, но самоуверенного мужичка, которого жена в канун Нового года послала за елкой («Уж послала так послала!») вышла на экраны в 1983 году. И до сих пор остается культовой. А ведь Сергею Иванову вместе с режиссером Александром Татарским пришлось выдержать настоящий бой с цензорами, которые в каждом слове видели политический намек. Смешные и безобидные реплики главного героя, которые подхватила вся страна, были объявлены страшной крамолой. Мультфильм искромсали, местами переозвучили, но даже и в таком виде он – подлинный шедевр. Текст Сергея Иванова, подобно грибоедовскому «Горю от ума», весь разошелся на цитаты. «Маловато будет!» «Вот это мой размерчик!» «Ничч-чего не понимаю!» «А хотя бы я и жадничаю, зато от чистого сердца».

«Падал прошлогодний снег» – обаятельный кроссворд, разгадывать который – праздник! Здесь даже самый крохотный эпизод отсылает к любимому с детства фольклору, к национальным архетипам и знакам 1980–1990-х. И не только к ХХ веку. Реплика «Ох уж эти сказочники» – не что иное, как эпиграф к «Бедным людям» Ф.М. Достоевского, который тот, в свою очередь, позаимствовал из рассказа В.Ф. Одоевского «Живой мертвец». Так что бдительные цензоры не зря беспокоились по поводу подтекста. Вот только подтекст этот – веселая и остроумная игра вне политического контекста. Иначе не захватила бы она зрителей от мала до велика, и не пользовался бы этот мультфильм всенародной любовью уже 26 лет!

Но Иванов не был бы Ивановым, если бы вся история про придурковатого мужичка сводилась к насмешке. Финал этой смешной новогодней сказки – метафизический. И в щемящей мелодии звучит такая вселенская печаль… В другой сказке Сергея Иванова, «Зимняя девочка», сказано: «Замечали, наверное? Новогодний праздник, такой весёлый как будто, всё-таки немного грустный…»

Мало кто из детских писателей может гордиться Государственной премией. А Сергей Иванов, помимо этого, был награжден за сказку «Зимняя девочка» еще и самой престижной международной премией в области детской литературы – Почетным дипломом имени Г.Х. Андерсена.

Сергей Иванов – явление уникальное в нашей отечественной литературе. В каждой книге он являл новую грань своего таланта, будь то роман для взрослых «Из жизни Потапова», книги – сценарии мультфильмов «Падал прошлогодний снег», «Бюро находок», детские детективы, написанные в 1990-е годы, или книжка для самых маленьких «Сундучок» в соавторстве с Риной Зелёной. Везде – увлекательный сюжет, мягкий юмор, любовь ко всему живому и светлая печаль.

Наталья Богатырева
(Источник - Статьи – Журнал «ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ. Навигатор в мире книг», www.chitaem-vmeste.ru/pages/material.php?)
***

Прикрепления: 9513022.jpg (6.1 Kb) · 3338841.jpg (8.8 Kb) · 3075169.jpg (39.2 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: