[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Тэсс (Сосюра) Т.Н. - писательница, журналист и публицист
NikolayДата: Вторник, 12 Апр 2011, 19:07 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:

ТЭСС ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
(Татьяна Николаевна Сосюра)
(25 октября 1906 – 1983)

— известная русский писательница, журналист и публицист, многолетняя сотрудница газеты Известия, лауреат премии Союза журналистов СССР.

Родилась в Одессе в 1906 году. Закончила Одесскую консерваторию по классу рояля. Автор очерков, рассказов, документальных книг и повестей, публицист. Главной темой её творчества были проблемы воспитания. Дружила с Р. Карменом и И. Бабелем. Почти 50 лет работала специальным корреспондентом газеты «Известия», её называли «самой читаемой журналисткой газеты». Статьи и книги подписывала псевдонимом «ТЭСС» (все буквы прописные).
Похоронена на Кунцевском кладбище в Москве.

Творчество
Автор книг «Американки», «Близко к сердцу», «Друзья моей души», «Хранитель времени», повести «Мать живых». Наиболее известная книга Татьяны Тэсс — «Американки» (М.: Детская литература, 1966. — 199 с. Рисунки В. Горяева), посвящённая поездке журналистки в США.

Для поколения родившихся в 1950-х и 1960-х годах это произведение стало своеобразным «открытием Америки». Именно эта, прочитанная в детстве или юности книга, сформировала образ США на годы вперед, предопределила многие мнения и стереотипы. Книга написана в очень благожелательном тоне, в ней практически нет политической окраски описываемых вещей и событий, характерных для вышедших позже произведений аналогичной тематики.

Более того, книга написана с чисто женской точки зрения на многие аспекты американской жизни, описаны вещи, оставшиеся вне предела внимания журналистов мужчин (например, автомат по выдаче колготок студенткам).

Интересно, что некоторые, впервые описанные Татьяной ТЭСС и ранее незнакомые советскому читателю вещи стали реальностями нашей жизни (посудомоечные машины, поздравительные открытки с заранее напечатанным текстом, исполнение музыки «Битлз» симфоническим оркестром и т.д).

Несмотря на то, что книга была издана «Детской литературой» и считалась «детской», её с большим удовольствием читали и взрослые. Собственно, именно эта книга и сохранила память о Татьяне Тэсс в ныне живущих поколениях.

Награды
Заслуги в области журналистики отмечены орденами Ленина, Трудового Красного Знамени и Дружбы народов.
Лауреат премии Союза журналистов СССР.

Книги Т. Н. Тэсс
Под нашим небом. Москва: «Известия», 1953.
Поступи, как друг. Москва: «Известия», 1962.
Американка. Москва: «Детская литература». 1966.
Несколько часов одной жизни. Москва: «Искусство», 1967 и «Известия», 1970.
Ночная съёмка. Москва: «Советский писатель», 1973.
Хранитель времени. Москва: «Советский писатель», 1982.
Друзья моей души. Москва: «Известия», 1982 и 1985.
(По материалам Википедии; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%F2%FC%FF%ED%E0_%D2%DD%D1%D1)
***

История псевдонима Татьяны Тэсс.

Ее поведал писатель Лев Корнешов в предисловии к книге Т.Н. Тэсс «Друзья моей души», вышедшей в издательстве «Известия» в 1984 году:

«Вот уже много лет Татьяна Тэсс постоянно печатается в «Известиях», она автор многих книг, а читателям кажется — все мало... Наверное, это и есть подлинная популярность — когда читатели ждут нового слова писателя, беседы с ним.

Татьяну Николаевну знают под фамилией-псевдонимом Тэсс. Слова «фамилия» и «псевдоним» написаны через дефис не случайно — и вы вскоре поймете, почему. Когда она, юная поэтесса, приехавшая в Москву без денег, без связей, с одной лишь наивной верой в свою звезду, начала свой путь в литературе, возник вопрос о псевдониме. Дело в том, что фамилия у татьяны Николаевны очень известная в литературе — Сосюра. Ей казалось неудобным, чтобы фамилия известнейшего украинского поэта стояла под стихами начинающей поэтессы. Друзья подсказывали разные варианты псевдонимов. Но они не нравились: одни были производными от уже известных, другие «не грели» душу.

В эти дни в Москве произошло событие, которое с высоты нашего времени может показаться не таким уж и крупным, а тогда привлекло всеобщее восхищенное внимание: открылся планетарий. Совсем юная журналистка побывала там, впервые в жизни увидела так близко бездонное небо и Южный Крест. Короче, она написала об этом взволнованный, поэтический очерк и отнесла его в только что открывшийся горьковский журнал «Наши достижения». Очерк был подписан: «Тэс», что, по мнению автора, расшифровывалось «просто» — «Татьяна Сосюра». Его прочитал Алексей Максимович Горький. Приговор был кратким, но в стиле времени: очерк для журнала «Наши достижения» не подходит, но в ввиду несомненного дарования автора очерк следует опубликовать.
— Почему у вас такой странный псевдоним? — спросил Алексей Максимович.
Татьяна Николаевна, а тогда еще просто Таня, объяснила «родословную» этого сочетания букв и тут же застенчиво добавила: «Я больше не буду».
— Если вы выбрали для себя такой псевдоним, то оставляйте, — улыбнувшись, сказал Горький. — Будете писать хорошо — этот псевдоним вам простят и даже запомнят. Будете писать плохо — никакой псевдоним не поможет, даже самый красивый.».

Со временем к «Тэс» добавилось еще одно «с» — уже из соображений звучания. И произошел тот редкий случай, когда псевдоним практически заменил фамилию: в паспорте Татьяны Николаевны он стоял на первом месте, а в скобках — фамилия.
(Источник - Тэсс — RuData.ru; http://www.rudata.ru/wiki/Тэсс
***

«О временах и людях» (Борис Ефимов, Виктор Фрадкин)
Тэсс — экзотишка (Татьяна Сосюра)

Что означает — Тэсс? Это аббревиатура двух букв «Т» и «С», инициалы писательницы Татьяны Сосюра. А что значит — Экзотишка? Объясняю. Мы проживали с Татьяной Тэсс в соседних подъездах дома издательства газеты «Известия». Дружили, что называется, семьями. Ее мужем был научный работник Юрий Локшин, любивший, как и она, нарядно одеваться. Я как-то я встретил эту элегантную супружескую пару во дворе и невольно ими залюбовался. Особенно хорош был Юра в каком-то причудливом итальянском полупальто, застегнутом вместо пуговиц металлическими крючками, как на садовых калитках.
— Ну, Юра, — сказал я, ошеломленный, — экзотичный у тебя наряд. Ты самый настоящий экзотишка.

Это слово очень рассмешило Татьяну Николаевну и с той поры вошло в наш лексикон. Вот надпись на ее книге «В редакцию обратился человек»: «Все то, о чем рассказано в этой книжке, было частью моей жизни, а жизнь — это столько удивительных лет, через столько сложных времен тесно связана с Вами, дорогие мои друзья. Раечке и Боре в знак нашей непревзойденной дружбы. Экзотишка. 25.6.69».

…Она приехала в Москву с юга во второй половине 20-х годов, везя с собой робкие, посредственные стихи и такие же робкие надежды на литературный успех в столице. Стихи не понадобились, но литературная удача ей улыбнулась. Прошло немного лет, и Татьяна Тэсс — известная писательница, популярная журналистка, с успехом выступающая на страницах такой распространенной газеты, как «Известия». Выходят в свет и отдельные ее книжки. Для писательской манеры Татьяны Николаевны очень характерна раскованная, доходчивая, почти разговорная интонация. Она как бы даже щеголяет своей наблюдательностью, зоркостью видения, умением замечать детали. Вот характерный пример — отрывок из ее книги «Путешествие без спутников»:

«…Это был пожилой розовощекий человек с угольно-черными глазами, серыми, закрученными вверх, словно приклеенными усами и черными бровями, такими же густыми и торчащими, как усы. На нем было аккуратное темное пальто и низко надетая меховая шапка, из-под которой виднелись мочки ушей, пухлые, как дольки мандарина. Он улыбался — приветливо, но со сдержанным достоинством: если бы ему привязать ватную бороду, то он вполне походил бы на Деда Мороза».

О ком же писательница рассказывает, проявляя такую наблюдательность, такое пристальное внимание к мельчайшим деталям в облике этого человека? А это, оказывается, абсолютно «проходной» персонаж, не играющий ни малейшей роли в сюжете повести — это просто почтальон, которому Татьяна Николаевна, находясь в гостях у своего друга художника Юрия Пименова, случайно открыла дверь. После нескольких лет неизбежных в Москве жилищных мытарств, Татьяна Николаевна получила отличную двухкомнатную квартиру. Вот тогда мы и стали соседями. Она, между прочим, рассказывала мне со смехом, что при распределении жилья были возражения:
— А зачем Татьяне Тэсс, незамужней и одинокой, двухкомнатная квартира? Хватит с нее и однокомнатной!

Но за нее энергично вступился заместитель редактора, громогласный Яков Григорьевич Селих, человек добрый и шумный.
— Ни в коем случае! — гремел он. — Только двухкомнатную! Что с того, что она незамужняя? А завтра она выйдет замуж! Что тогда? Разве она не заслужила? Я категорически настаиваю!

Он, как в воду глядел… Вскоре мужем Татьяны Николаевны стал Юрий Локшин, человек приятный, интеллигентный, общительный. Знакомство их, между прочим, началось с того, что он с каким-то сложным вопросом пришел в редакцию и его направили на прием к Татьяне Тэсс… Свою квартирку Таня за короткое время превратила в подлинный маленький музей. Редкие книги, с большим вкусом подобранные произведения живописи и графики (нескромно похвалюсь, среди них был и мой натюрморт на китайские мотивы), очаровательные статуэтки, вазы, подсвечники, другие изделия из хрусталя, металла, керамики… Всего и не упомнишь. Таня и Юра составляли на редкость дружную, во всем между собой согласную, до смешного единомыслящую супружескую пару. А квартира их незаметно стала подлинным маленьким литературным и культурным салоном, где охотно бывали и общались друзья этого милого, гостеприимного и хлебосольного дома. Особенно весело и непринужденно проходило традиционное ежегодное застолье в Татьянин день. Неизменно присутствовали Лев Кассиль, Аркадий Райкин, Куприянов (один из Кукрыниксов), другие общие знакомые. Гости всегда восхищались редким по красоте столовым сервизом и всем убранством очаровательной квартиры.

Татьяну Николаевну окружало всеобщее признание, широкая популярность, она была полна интересных творческих замыслов. И вдруг… Скоротечная, неожиданная болезнь, безвременный уход из жизни. Помню многолюдную панихиду в конференц-зале «Известий», растерянные речи друзей, ошеломленных катастрофой. Невыносимо тяжело было смотреть на бедного Юру Локшина, пребывавшего в каком-то шоке, как бы не способного понять, что произошло.

Татьяну Тэсс похоронили на Новокунцевском кладбище, и месяца через три Юра воздвиг ей настоящий миниатюрный мемориал черного мрамора. В центре его высилась бронзовая, во весь рост статуя Татьяны Николаевны. Я иногда встречал овдовевшего Юру Локшина во дворе нашего дома. Это был совсем не прежний жизнерадостный, общительный, модно одетый, начиненный последними новостями и анекдотами Экзотишка, а — поникший, угнетенный, молчаливый человек.

Как-то он позвонил мне по телефону:
— Боря. Я должен тебе сказать… Я не могу больше жить один.
Мы помолчали.
— Чтож, Юра, — наконец сказал я. — Сделай то, что делают другие в твоем положении. Но будь осторожен. Не попадись, как попался Леня Ленч.
Я имел в виду нашего общего приятеля, известного литератора. Года полтора назад он проводил в последний путь жену, с которой жил душа в душу. Остался безутешным вдовцом. Но вскоре некая предприимчивая дама представилась ему горячей почитательницей его писательского творчества, обнаружив при этом отличное знакомство с его произведениями и весьма угодив тем самым его авторскому самолюбию. Они быстро подружились, так сказать, на чисто литературной почве. Но, как и следовало ожидать, она быстро вошла в дом Ленча полновластной хозяйкой, и он оказался под весьма твердым каблучком. А далее как-то так получилось, что спустя непродолжительное время и сам Ленч приказал долго жить, оставив почитательнице его творчества уютно обустроенную его покойной женой квартиру, антикварную мебель и довольно доходное авторское право.

— Что ты, Боря… — недовольно сказал Локшин. — При чем тут Леня Ленч. Ты не знаешь Елену Романовну. Это исключительно порядочный бескорыстный человек.
Речь шла, как выяснилось, о женщине, которая уже некоторое время вела домашнее хозяйство в «квартире-музее». А после того, как совершенно утративший волю к жизни Юра Локшин нашел вскоре вечное успокоение рядом с Татьяной Тэсс, весь антиквариат, букинистические редкости и произведения искусства, которые годами с увлечением и любовью собирала и над которыми буквально «дрожала» Татьяна Николаевна, перешли в руки случайного, постороннего человека.

Татьяне Николаевне Тэсс, милой и талантливой Экзотишке, принадлежит теперь только ее литературное творчество и неоспоримое место в памяти знавших ее людей. Не наводит ли это на философские размышления о бренности земных благ и о нетленности ценностей духовных?
(Источник - Тэсс — экзотишка; http://1001.ru/books/efimov/issue63/)
***

Фаина Георгиевна Раневская написала несколько писем под псевдонимом несуществующего читателя, разыграв свою приятельницу - Татьяну Николаевну Тэсс, журналистку "Известий", чей слащавый стиль письма Раневская иронично называла "сопли в сахаре".

Ф.Г.Раневская - журналистке Татьяне Тэсс
(под псевдонимом А.Кафинькин)
(Извлечение)

Здравствуйте, Татьяна Тэсс!
Увидел я Вашу карточку, и невозможно смотреть без волнения, как вы загадочно улыбаетесь — «Огонек» 45, индекс 70663.
Рассказ при ней также написан с большим знанием дела, хоть я и не люблю чтения про буржуазный строй, чуждый советским людям. Из Вашего яркого сочинения видно, что наши люди лучше заграничных, хоть я и пострадал от нашего советского. Я был обокраден племянником на почве доверия к людям.
Этим летом я решил удалиться на свежий воздух для поправления организма. Как говорится, годы берут свое, и женские капризы подорвали здоровье, а по просьбе вышеизложенного родственника я оставил его в моем домике на предмет сбережения имущественного фонда,т.к., в последнее время наблюдается, что в Малых Херах неспокойно от тунеядцев и бывали случаи нападения с помощью холодного оружия. Это нежелательное явление со стороны молодежного туризма, которые повадились наблюдать достижения предков по линии церквей, а также банных заведений далекого прошлого.
Возвратился я полный сил, как тут же обнаружил пропажу кальсон (2 пары темно-фиолетовых с начесом), а также пиджака (люстрин) и настольной лампы (импорт). Зная, как перо в Ваших руках хлестко бьет по явлениям и как душевно, горячо Вы переживаете на страницах прессы отрицательные стороны нашей действительности, прошу Вас написать про мой случай, имевший место.
И еще должен сказать, когда читаю произведения, сходящие с Вашего пера, всегда переживаю острые переживания. В Вашем пере волнует борьба за правду и хорошее внутри человека. Мои соседи того же мнения, и мы часто обсуждаем совместно Ваши умные сочинения, выхваченные из жизненных процессов людей. Когда получаем газету, перво-наперво ищем Ваше фамилие, и если ее нету, то и не читаем, скука одолевает.
Пишите, Татьяна, чаще. Пишите, почему нет снижения цен и других достижений? Почему к нам в Малые Херы не приезжают выдающиеся артисты для обмена культурными ценностями? Многое еще хочется поведать Вам, зная Ваше чуткое отношение к трудящим. К примеру: выходил я больную курицу (чахотка легких). И что же Вы думаете, на основании найденных у соседей во дворе перьев и пуха она была похищена в период именин бухгалтера завода «Путь в коммунизм». Прошу этот случай описать с присущей Вашему таланту верой в человека.
Или возьмем такое: у моего кореша случился геморрой, после чего он, не долго думая, скончался, не дождавшись врача. Несмотря на мои позывные, врачиха явилась через отрезок времени. Совместимо ли это с нашей конституцией?
В это, Татьяна, Вам надо вникнуть, чтобы покончить с пережитками нашей счастливой жизни! В наступающем Новом 1967 году желаю еще острей оттачивать Ваше гневное перо на благо Родины. Желаю счастья в личном разрезе.
С глубоким почтением Кафинькин А. И.
Мой адрес: Малые Херы, б. Помойный (быв. Льва Толстого), собственный дом.
* * *

Я верил, Татьяна, в Ваш неуклонный рост на основе Вашего пера, в преддверии Вашей эскаляции, а прочитал про художественную диффамацию артистки (Раневская) и понял, что Вы иссякли как таковая.
Артистку не знаю и знать не хочу. И зачем Вы на нее пустили Вашу научную мысль? Зачем Вас метнуло на пережитки счастливого прошлого нашей суровой действительности? Старуха, согласно Вашему яркому описанию данных поведения, — ненормально помешанная, такая и ларек может ограбить. Артистки, как факт, все легкого поведения, им только в ресторанах закуски есть и мужей отбивать, а Вы на них углубили взгляд людей, у которых еще хватает совести совать мне газету и восклицать в смысле Вашего апофеоза.
В мои молодые годы прошлых лет я знал артистку — было на что посмотреть. Фамилие ей было — Лобзальская. Глаз у нее, правда, косил, но играла она броско, с танцами и в трико. И такие протуберанцы выделывала ногами, что дух захватывало. А когда в бенефис играла «Драмы в суфлерской будке» — людей выносили из зала, а кто оставался сидеть — был в обмороке, но тем не менее никто про ее рентабельную игру не писал в газете на 4 столбца.
Писать надо про людей как я, про мой возраст. С Вашими рассуждениями про таких, как я, надо с большой буквы кричать. У артистов ничего не проходит красной нитью, а я многие годы жил с буржуазной отрыжкой в голове, говел, имел сношения, а под влиянием Вас пробудился, и теперь прошу вернуть мои гражданские права. Под влиянием Вас ездил в Тамбов, на коллоквиум мысли, где состоялся форум в направлении. Дорога в два конца, ресторан-кафе, где отравился свежей рыбой. Снимал люкс на две койки с водоснабжением. Все это во имя Вас, с Вашим призывом к моей духовной пище.
Махните про меня, рука не отсохнет, Татьяна! Пишите про простого советского человека, как он, малограмотный, читает лекции по вопросам, пишет версии про открытия, читает доклады про новейшую живопись нового направления. Под Вашим пером я подвергался и теперь на грани. Пусть люди знают, как я вырос на ниве.
В Тамбове после вопросов была драка, но в перемирие поели грибов в кафе «Восторг». Женщины в Тамбове преобладают с кривыми ногами, но есть одностороннее движение.
Гулял с одной блондинкой, встреченной на коллоквиуме. Но у нее воображение выражает отсталость научной мысли, и нет в ней взгляда Ваших глаз, что неуклонно врезалось в память.
Пришлите, Татьяна, свое свежее фото, чтобы Я ориентировался.
С нетерпением жду Вашего выступления по моей части в Вашем органе.
С пламенным приветом Афанасий Кафинькин.

Посвящается Т. Тэсс:

Годы бегут, а друга нет как нет.
Расходы увеличилися втрое.
Веселой прошлой жизни простыл и след.
И никуда ум не годится и здоровье.

А в прошлом было все:
Ломился стол от кушаний, напитков,
Колбасы всех сортов, копчености.
С вязигою пирог и женский смех
Вокруг веселый и игристый.
Где это все, вот что интересно!

С уважением А. Кафинькин.
* * *
(Источник - ::Fool's House:: Ф.Г.Раневская. Дневник на клочках; http://www.fidel-kastro.ru/f_ranevskaya/ran1.htm)
***

По приглашению группы американок, участниц движения "Женщины, боритесь за мир!", шесть советских женщин побывали в Соединенных Штатах Америки. В их числе была Татьяна Тэсс, известная писательница и журналистка, специальный корреспондент газеты "Известия". Книга Татьяны Тэсс "Американки" рассказывает об этой поездке. В каждом городе она была гостьей одной из американских семей. Из книги читатель узнает о привычках, характере и укладе американской семьи, о том, как американские женщины участвуют в борьбе за мир, познакомится с подробностями их обычной повседневной жизни.

Книга состоит из коротких рассказов. Дополняют рассказы рисунки художника Виталия Горяева из серии "Американцы у себя дома", сделанные им во время поездок по Соединенным Штатам.
***

Прикрепления: 1295951.jpg (25.8 Kb) · 7281776.jpg (28.1 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов