ВЕРЕЙСКАЯ ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
(19 декабря 1886 – 1966)
- русская писательница, автор стихов, сказок, рассказов и повестей для детей на историко-революционную тему.
Старейшая детская писательница Елена Николаевна Верейская родилась в декабре 1886 года, в семье профессора-историка Н.И.Кареева в Петербурге. Здесь она окончила гимназию, а затем и Высшие (Бестужевские) женские курсы. Еще в детстве, вместе с братом, она пишет пьесы, пытается писать рассказы, но главным образом сочиняет стихи.
- Сочинять я начала в детстве. Много читала. Увлекалась произведениями М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина. За ними первое место всегда занимал И.С.Тургенев. И до сих пор я продолжаю любить его и перечитываю его произведения, - говорит Елена Николаевна.
В 1910 году в журнале «Вестник Европы» было напечатано ее первое стихотворение, а затем и еще в этом журнале стали появляться стихи и рассказы молодой писательницы, под девичьей фамилией Елена Кареева. В 1917 году, проводив мужа на фронт, Е.Н. Верейская уехала с детьми в Смоленскую губернию. Живая и жизнерадостная, она и здесь, в деревне, находит свое место: занимается крестьянским трудом, работает учительницей, библиотекарем.
До 1919 года Елена Николаевна учила детей старшего класса сельской школы, знакомила их с русской литературой, историей и географией. А когда в сельский Народный Дом из помещичьих усадеб были свезены книги, Елена Николаевна, по предложению сельского совета, создала библиотеку и с увлечением работала библиотекарем, организовала драматический кружок художественной самодеятельности и руководила им. Она не только участвовала в спектаклях, но и писала для кружка пьесы.
Тесное общение с народом способствовало внутреннему росту писательницы, внесло много интересного, истинно романтического в ее творчество. С большой теплотой Елена Николаевна вспоминает об этом периоде в ее жизни, насыщенном богатыми событиями. До сих пор она ведет переписку с некоторыми кружковцами и готовит роман о первых днях в деревне после революции 1917 года.
Осенью 1922 года Елена Николаевна Верейская вернулась в Петроград. Вскоре после возвращения она становится активным участником «Кружка детских писателей», которым в то время руководил талантливый писатель и зачинатель советской детской литературы - С.Я.Маршак. Здесь, в этом кружке энтузиастов, начинали свой творческий путь в детской литературе В.В.Бианки, Б.С.Житков, Е.Я. Данько, Т.А.Богданович, Н.Л. Дилакторская и другие детские писатели. Посещение кружка определило дальнейший путь Е.Н. Верейской. Она твердо решает посвятить свое творчество детям.
Первая повесть для детей «Сережка в деревне» была горячо принята маленьким читателем. Эта повесть положила начало плодотворной творческой работе писательницы в детской литературе. Начиная с 1925 года, стихотворения, рассказы и повести для детей Елены Николаевны печатались во многих журналах нашей страны. Лучшие ее произведения неоднократно выходили отдельными изданиями.
В годы Великой Отечественной войны Елена Николаевна работает в военном госпитале и не только выполняет обязанности дружинницы, но и пишет рассказы, читает их раненым бойцам и офицерам. Свыше сорока лет писала для детей. Работала библиотекарем, руководила литературно-драматическими кружками для детей и взрослых. Входила в кружок детских писателей, образовавшийся при библиотеке дошкольного факультета Педагогического института им. А.И.Герцена. Наиболее известна произведениями на историко-революционную тему. После Великой Отечественной войны она написала цикл историко-революционных рассказов, объединенных в сборниках «Памятный день» и «В те годы», повести «Три девочки» и «Отава»... В 1959 году в издательстве «Детская литература» вышла в свет новая книга писательницы — повесть о мальчиках «Отава», а в 1966 году, незадолго до её смерти, — последняя книга «Внучка коммунара».
***
Наиболее известные книги:
Верейская Е.Н. Бабушкин колобок/ Худож. Л.Подлясской.-Л.: Детгиз, 1963.-21с.: ил.
Верейская Е.Н. Белая шубка/ Худож. Н.Носкович.-Л.: Детская литература, 1966.-96с.: ил.
Верейская Е.Н. В те годы: рассказы о революционных событиях 1901-1917 гг./ Рис. Н.Лямина.-Л.: Детская литература, 1967.-22с.: ил.
Верейская Е.Н. Внучка коммнара/ Рис. В.Бескаравайного.-Л.: Детская литература, 1973.-142с.: ил.
Верейская Е.Н. Горничная Маша/ Худож. Н.Лямина.-Л.: Детская литература, 1971.-48с.: ил.
Верейская Е.Н. Ласточка/ Худож. Н.Лямина.-Л.: Детская литература, 1975.-93с.: ил.
Верейская Е.Н. Незабываемая ночь/ Худож. Н.Лямина.-Л.: Детская литература, 1970.-112с.: ил.
Верейская Е.Н. Отава: повесть/ Худож. В.Сердюков.-Л.: Детгиз, 1959.-176с.: ил.
Верейская Е.Н. Повести и рассказы.-Л.: Детская литература, 1965.-463с.
Верейская Е.Н. Таня-революционерка: рассказы/ Худож. О.Верейского.-М.: Детская литература, 1986.-32с.: ил.
Верейская Е.Н. Таня-революционерка: рассказы/ Худож. О.Верейского.-М.: Детская литература, 1974.-31с.: ил.: портр.
Верейская Е.Н. Три девочки: повесть/ Ил. Л.А.Пестрецова.-Л.: Детгиз, 1961.-32с.
Верейская Е.Н. Фонарик: расскзы/ Худож. Н.Лямина.-Л.: Детская литература, 1977.-112с.: ил.
***
Эта книга о дружбе трех девочек-школьниц – Наташи, Кати и Люси, – о том, как в мирные годы интересно и весело живут подружки в “Соленой Католюандо”, и о том, как в дни Великой Отечественной войны дружба помогает им наряду со взрослыми стойко и мужественно выдержать суровые испытания блокады Ленинграда. Повесть “Три девочки” была впервые напечатана в 1948 году в Лениздате. Через десять лет она была издана с некоторыми доработками в Лендетгизе. Повесть получила многочисленные отзывы читателей и выходит массовым тиражом в серии ”Школьная библиотека”.
***
«Карай», Елена Верейская
(Отрывок)
Я искала себе дачу на лето в небольшом живописном посёлке на Украине. Мне приглянулся маленький домик, весь в зелени, с густо увитой диким виноградом терраской. Когда я открыла калитку, ведущую в сад, она скрипнула, я так и застыла на месте, не решаясь двинуться дальше. Как из-под земли, передо мной вдруг появилось… я не знаю, как назвать это страшное существо! Это была, конечно, собака, но таких мрачных собак я никогда в жизни не видала. Передо мной стоял огромный собачий скелет с поджатым хвостом. Скелет был обтянут взлохмаченной чёрной шкурой, кое-где торчали клочья бурой невылинявшей шерсти. Собака стояла неподвижно и смотрела на меня тёмными, очень умными, но злыми глазами. Она не рычала и не лаяла, она только высоко подняла верхнюю губу и очень выразительно показывала громадные, острые и белые клыки. Я попятилась назад к калитке, и сразу собака сделала шаг вперёд, всё так же глядя мне прямо в глаза и показывая зубы.
– Хозяева! Есть здесь кто-нибудь? – громко крикнула я, боясь сделать движение.
На террасе появилась немолодая женщина, босая, в подоткнутой юбке. Она вытирала руки и замахнулась полотенцем на собаку.
– Пошёл вон! – крикнула она. – Вы не становитесь к нему спиной, он может цапнуть вас за икру.
Страшная собака, продолжая смотреть на меня, задом отступила на несколько шагов.
– Зачем вы держите такое чудовище? – спросила я.
– А разве вы не знаете, что у нас после войны много бандитов? А Карайка никого не впустит! Незаметно подкрадётся сзади – хвать за ногу! Такая уж у него повадка.
– Так к вам же и по-хорошему никто войти не может! – сказала я.
– К нам никто и не ходит, – спокойно ответила женщина. – А вам что от меня надо?
– Да вот ищу дачу, и понравился мне ваш домик. Не сдадите на лето? – спросила я.
– А чего же? Сдам. Сын уехал с экспедицией рабочим, я одна и в сараюшке проживу. Сдам. Показать дом? – Она очень, видимо, обрадовалась.
– Покажите, – сказала я. – А ваше это чудище меня сзади не цапнет?
– А чего же? – равнодушно ответила она. – Цапнет. Вы идите вперёд, а я за вами – и отгоню его, если что.
Домик внутри оказался чистеньким, но более чем скромным. Я поняла, что хозяйка очень бедствует. О цене мы договорились без труда.
– Всё мне подходит, но вот ваш пёс… У меня два сына – девяти и шести лет. Я боюсь за них, очень уж страшный пёс!
– А может, он привыкнет – и ничего… – не совсем уверенно ответила она. – Мой сын его нарочно злым растил.
– Как нарочно злым растил? – не поняла я.
– А так. К ласке не приучал. Бил часто. А то, бывало, Карай ещё щенком был, заснёт на травке, а мой Гранька накроет его железным корытом и ну дубасить по корыту молотком.
– Зачем?! – ужаснулась я.
– А чтоб злей был. Мы очень бандитов боялись.
– А почему он такой тощий? Вы его не кормите?
– А чем мне его кормить? Собака – она себе пищу пусть сама добывает… – Хозяйка горестно вздохнула.
А я подумала: «Хорошо, что этот Гранька уехал, он для моих мальчиков был бы пострашнее, чем этот пёс».
Мы спустились со ступенек терраски. Я взглянула на Карая, сидевшего в стороне. Встретив мой взгляд, он медленно показал мне клыки. Я на минутку заколебалась, но решила:
– Хорошо. Беру дачу. Завтра переедем. Будьте дома.
– Буду, буду! – радостно ответила хозяйка.
Надо сказать, что и я и мои сыновья всегда очень любили и до сих пор любим собак. Судьба Карая, которого нарочно растили злым, меня тронула и заинтересовала. Я подробно рассказала мальчишкам о своём первом знакомстве с этим страшным, даже непохожим на собаку существом, и мы решили: займёмся укрощением «дикого зверя».
– Ребята, – сказала я, – вы только первое время его не трогайте, близко к нему не подходите и старайтесь мимо него бегом не бегать. Начнём с того, что накормим его. Это изголодавшийся, озлобленный пёс, его только били, и он понятия не имеет о том, что такое ласка.
К нашему приезду хозяйка посадила Карая на цепь около убогой, полуразвалившейся будки. Стоило кому-нибудь из нас сделать шаг в сторону будки, как Карай обнажал свои огромные клыки и, пятясь задом, забирался в своё невзрачное жильё. Днём я взяла ломоть хлеба и подошла к будке, протягивая ему хлеб.
– Карай, – говорила я ласково, – ну возьми! Ты же хороший пёс, мы непременно будем друзьями. Возьми!
Карай не брал хлеба, а только жадными глазами смотрел на него. Я подошла ближе. Он ощетинился, показал зубы и попятился. Я положила хлеб у своих ног на землю, не двигаясь с места. Карай смотрел на хлеб, но не выползал из будки. Я отступила на несколько шагов. Тогда пёс одним рывком выскочил, схватил хлеб и скрылся в будке.)…
***
Добавлено (16.04.2011, 11:12)
---------------------------------------------
Елена Николаевна ВЕРЕЙСКАЯ (урожд. К а р е е в о й), дочь историка Н.И.Кареева и мать художника О.Г.Верейского, была сельской учительницей, библиотекарем, писала стихи, рассказы, пьесы, руководила кружком художественной самодеятельности. На мысль посвятить себя литературе для детей её натолкнула встреча с С.Я.Маршаком, чей «Кружок детских писателей» она с большим энтузиазмом и удовольствием посещала в 1920-е годы. Как отмечается, первая же повесть Верейской, адресованная детям, — «Серёжка в деревне» — «была горячо принята маленьким читателем».
Наиболее известные книги Елены Николаевны принадлежат к так называемой историко-революционной теме. Когда-то сборники «Памятный день» и «В те годы» издавались массовыми тиражами, а рассказ «Таня революционерка» входил во все хрестоматии.
По понятным причинам, именно эта сторона творчества писательницы сейчас почти не востребована. Пережила своё время лишь повесть «Три девочки», выпущенная недавно в сериях издательства «АСТ» «Любимое чтение» и «Любимые книги девочек». Написанная просто и увлекательно, повесть рассказывает о жизни трёх подруг-школьниц — счастливой довоенной и полной драматизма в годы ленинградской блокады.