• Страница 1 из 1
  • 1
Бехтеев С.С. - русский поэт - монархист
NikolayДата: Среда, 06 Июл 2011, 08:59 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:


БЕХТЕЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ
(20 (7) апреля 1879 года — 4 мая 1954 года)


— известный русский поэт-монархист и публицист, белогвардейский офицер, яркий представитель литераторов первой волны русской эмиграции.

Биография
Родился в имении Липовка Елецкого уезда Орловской губернии (сейчас Задонский район Липецкой области). Из старинного дворянского рода известного с 1571 года.
Отец, Сергей Сергеевич (старший) — видный деятель дворянства. Посвятил свою жизнь служению России. Начинал карьеру мировым судьей, был предводителем Елецкого дворянства, тайным советником и членом Государственного Совета. Сергей Сергеевич открыл в Ельце первый в России хлебный элеватор и отделение Государственного Банка, занимался проблемами регулярного пароходства по Дону и многим другим. Три родные сестры Бехтеева состояли фрейлинами Царского двора.

Юность
Учился в Александровском лицее, который окончил в 1903 году. По окончании Лицея, издаёт сборник стихов, посвящённый Государыне Императрице Александре Фёдоровне, а средства от продажи сборника передал Царскосельскому Ремесленному приюту. В том же году поступает служить в подшефный Её Императорскому Величеству Кавалергардский полк, получает чин офицера.

Первая мировая война
С началом Первой мировой войны служит в действующей армии, получает ранение в голову и попадает в лазарет, где его посещает императрица Александра Фёдоровна с Великими Княжнами. После излечения возвращается на фронт, где снова получает ранение — в грудь, опять попадает в госпиталь и получает отпуск. Затем вновь в действующей армии на Кавказе.

Гражданская война
В октябре 1917 года на пепелище собственного дома в Липовке пишет ряд православно-патриотических стихов. Часть стихов удалось передать Царской семье в Тобольск. Бехтеев решает, что его долг — послужить «гибнущей отчизне», и уезжает в Добровольческую армию. Публикуется в ряде военных газет.

Эмиграция
В ноябре 1920 года эвакуируется из Крыма в город Нови-Сад Сербии, где выпускает ряд сборников стихов («Песни русской скорби и слез», «Два письма», «Песни сердца») и редактирует газету «Русское Знамя».
С 27 (14) августа 1923 года по 16 (3) февраля 1925 года работает в газете «Вера и Верность». После вынужденного закрытия газеты в 1925 году, совместно с родным братом Алексеем Сергеевичем, приступил к изданию газеты аналогичной направленности — «Русский Стяг». Газета издавалась до конца 1927 года. Сергей Сергеевич выступал в газете и как редактор, и как публицист, и как поэт. Стихи публикует под псевдонимами: Сергей Терпигорев, «Летописец», «Верноподданный».
С конца 1929 года живёт в Ницце (Франция), где также выпускает сборники стихов («Царский гусляр», 4 сборника стихов «Святая Русь»), был ктитором и старостой домового храма в честь иконы Божией Матери «Державная».
1938 году Бехтеев пишет стихотворение «Царский-Крест» с посвящением В. В. Свечину, председателю Союза ревнителей Памяти Императора Николая II, по почину которого в Париже в Александро-Невском храме был воздвигнут Крест-памятник.
Последний IV выпуск сборника «Святая Русь» Бехтееву помогает издать Екатерина Сергеевна Фишер, которая создала и лично оборудовала в Ницце «Дом отдыха» для русских воинов, вложив в это дело всю свою душу, сердечность.
События в Европе и в России в период Второй мировой войны не находят отражения в творчестве С. С. Бехтеева вероятно потому, что его идея «За веру, Царя и Отечество» была определена на всю жизнь и для окружающего его мира уже была почти непонятна. А сам он, являясь этому миру неким анахронизмом, продолжал воспевать те события, те подвиги и тех людей, которые не были воспеты в свое время в старой России. Сохраняя реальный взгляд русского православного человека на свою родину, на состояние русских людей, он все же верит в будущее России
Умер в Ницце. Похоронен на местном русском кладбище Кокад. Надпись на могильной плите гласит:
Корнет, лицеист Императорского Александровского Лицея 59 курса, царский поэт и офицер белой армии.

Наследие
Основная тематика его произведений: трагедия России и русского народа, предательство Царя ближайшим окружением, Гражданская война, надежда на воскрешение России и т. п. Многие стихи поэта положены на музыку и исполняются в творчестве Жанны Бичевской.
<…>
Тогда, о, тогда мне не жаль умереть;
Жила бы лишь правда в народе;
На песни мои вам оков не одеть"
Я буду и мёртвый восторженно петь
О Боге, Царе и свободе!..
С. С. Бехтеев. Утро России. г. Кисловодск, 1918
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Бехтеев,_Сергей_Сергеевич)
***

МОЛИТВА

Посвящается Их Императорским Высочествам Великим княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне

Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных, мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,
Злодейства ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и униженья,
Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый смертный час...

И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!

г. Елец, октябрь 1917 г.
Стихотворение «Молитва» было послано в октябре 1917 г. через графиню А.В. Гендрикову Их Императорским Высочествам в Тобольск.
***

Надпись на его надгробии на русском православном кладбище во французском городе Ницце гласит: "Сергей Сергеевич Бехтеев. 7.04.1879 - 4.05.1954. Лицеист 59 выпуска Императорского Александровского лицея. Царский поэт. Офицер Белой армии. Корнет". И в этой краткой надписи сказано все о последнем лицеисте и последнем "Царском гусляре". Его "Молитва", обнаруженная в Ипатьевском доме после расстрела царской семьи, стала легендарной. Вся поэзия Бехтеева - это песня-молитва, его стихи звучали в Русском Зарубежье под гитару.

"Пошли нам, Господи, терпенье..."
Строки стихов вернулись к современному читателю на переломном моменте истории, когда в обществе происходило переосмысление трагедии 1917--1921 годов, когда на судьбу семьи последнего императора России мы взглянули как на человеческую и государственную драму. Особенно важно, что размышления об истории своей страны происходили одновременно с открытием для многих из нас православной веры, христианских нравственных критериев. В этой атмосфере неожиданно ярко и пронзительно прозвучали строки стихов Сергея Бехтеева - как голос совести, обращенный к нам из глубины истории:

Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных, мрачных дней
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей...

Эти строки, прозвучав в начале 90-х годов, стали мгновенно очень популярны, они звучали в театре, по радио, телевидению. Первоначально авторство этого стихотворения - "Молитва" - многие приписывали одной из великих княжон, но вскоре выяснилось, что Татьяна только переписала присланные ей строки, а автором является молодой офицер Сергей Бехтеев.

О его биографии и творчестве было известно очень немного. Но благодаря исследовательской работе сербского литературоведа Остои Джурича в последнее время удалось прояснить некоторые моменты из жизни поэта. Сергей Бехтеев происходил из родовитой дворянской семьи. Он родился 7 (19) апреля 1879 года в имении Липовка, недалеко от Орла, а умер в Ницце 4 мая 1954 года. На могильной плите русского кладбища Кокад в Ницце (№ 127) засвидетельствовано: "Корнет, лицеист Императорского Александровского Лицея 59 курса, царский поэт и офицер белой армии". Здесь же похоронена и его сестра, Наталья Сергеевна (род. 14.12.1876 - ум. 18.02.1950), о ней указано, что Наталья Бехтеева была "фрейлиной Их Императорских Величеств".

О его жизни до революции нам мало известно, есть свидетельства в его творчестве, что накануне 1917 года его семейная жизнь потерпела крах, брак распался, так как горячо им любимая жена бросила его. Мы не знаем пока имени этой женщины, но то, что это было сильнейшим ударом для поэта, подтверждается всем его творчеством, сквозной нитью через которое проходит тема измены. Душевные страдания пытались облегчить сестры - Зоя (в замужестве Толстая), Екатерина и Наталья. С последней Сергей не расставался и в годы эмиграции. Будучи учеником Лицея в Царском селе, в то время как его старшая сестра была фрейлиной, в юности Сергей Бехтеев достаточно близко наблюдал жизнь двора и хорошо знал придворную атмосферу. Однако в предреволюционной атмосфере всеобщей хулы на императорскую семью он только укреплял свою приверженность монархии. Чувства поэта отразились в стихах "Немногим" (1921): "Блажен, кто в дни борьбы мятежной, в дни общей мерзости людской остался с чистой, белоснежной, неопороченной душой".

Весна 1917 года, события лета и осени принесли России исторические перемены, взбудоражили все общество, раскололи страну. Именно в это время Сергей Бехтеев пишет свой первый цикл гражданских стихов, обратившись от личной любовной драмы к событиям, переживаемым всем русским народом. Он стал участником белого движения и очень точно в своем творчестве выразил общее настроение этих месяцев в стихотворении "Свобода":

Свобода - темница!
свобода - оковы!
Свобода - законный грабеж!
Свобода - венец, как и прежде, терновый!
Какая ужасная ложь!

Эти строки были написаны еще в апреле 1917 года в Орле, откуда вскоре Сергей Бехтеев отправился на юг. Находясь в Феодосии, Кисловодске, Одессе, он создал еще несколько десятков стихов, многие из которых были напечатаны в ежедневных газетах, они мгновенно стали популярными, их заучивали наизусть, переписывали, посылали друг другу. Именно в эти дни стихотворения Бехтеева "Молитва", с посвящением великим княжнам Ольге Николаевне и Татьяне Николаевне, "Верноподданным" и "Боже, царя сохрани" были посланы через графиню А. В. Гендрикову семье Романовых в Тобольск. "Молитву" Татьяна Николаевна переписала из письма и вложила в английскую книгу, подаренную ей императрицей Александрой Федоровной (сохранилась надпись: "В. К. Ольге. 1917. Мама. Тобольск"). Книгу нашли колчаковцы в числе немногих сохранившихся вещей царской семьи.

Обстоятельства находки послужили основанием первоначально приписать авторство великим княжнам или даже самой императрице. Однако после первой публикации "Молитвы" в 1920 году в "Воле России" в Праге, а затем в сборнике стихов Бехтеева в Мюнхене в 1923 году этот вопрос прояснился.

С самого начала революционных беспорядков, когда в умах интеллигенции и офицерства царил разброд, поэт занял четкую позицию верности присяге, престолу, вере. В связи с этим важно отметить, что настроения армии весной 1917 года отнюдь не были поголовно монархическими, даже в офицерской среде, и позднее, в годы гражданской войны, Добровольческая армия не была идейно единой, здесь боролись как за идеалы исторической России, так и под флагами Февраля. В душе Сергея Бехтеева не было и тени увлечения "революционной фразой", с самого начала ему была понятна скрытая сущностная сторона переворота. Венценосные жертвы он уподоблял жертвам первохристиан: "Ликует Рим еврейского Нерона, // Живые факелы безропотно горят. // И льется кровь, и на ступеньках трона // Победу празднует обожествленный ад..." ("Мученики", июль 1921 года)

В рядах белой армии Бехтеев отступает в Крым -- Джанкой, Феодосия, откуда начинается дорога в эмиграцию. Его путь в Королевство Югославию длился около трех недель, что по тем временам немного: последнее стихотворение, написанное в Феодосии, помечено датой 23 сентября 1920 года, а первое уже в эмиграции - 13 октября 1920-го. Поэт нашел прибежище в местечке Новый Футог, недалеко от города Нови Сад в северной части Югославии - Воеводине.

Почти сразу по прибытии Сергей Бехтеев становится активным участником общественной и политической жизни русской диаспоры. Он член Русского союза верноподданных и даже председатель новосадского отделения Русского национально-монархического союза. Он встречается с людьми как член военных и политических организаций, ведет обширную переписку со многими европейскими центрами, пишет статьи, редактирует и успешно издает газеты, тираж которых постоянно растет, является активным помощником настоятеля русской церкви в Нови Саде протоиерея Владимира Востокова, сочиняет стихи.

Лейтмотивом творчества 20-х годов становится убежденность в возрождении России. В этом смысле характерно стихотворение "Двуглавый орел", посвященное великому князю Николаю Николаевичу:

...Уж близко день, не за горами
Давно желанная пора,
И грозно грянет над войсками
Родное русское "ура"!..

Стихи 1917 - 1922 годов политического характера Сергей Бехтеев объединил в сборник "Песни русской скорби и слез", вышедший в Мюнхене в 1923 году. В нем были собраны лучшие стихи, автор предполагал издать второй выпуск под этим же названием, а также сборник юмористических стихов "Песни свободы" и дневник русского интеллигента "Великая-бескровная", однако мы не знаем, удалось ли этим планам осуществиться. Любовная лирика Сергея Бехтеева была объединена автором в книге "Песни сердца", изданной в Белграде в 1927 году. Бульшую известность все же имела его гражданская поэзия. Сборники стихов Сергея Бехтеева расходились достаточно большими тиражами и хорошо продавались как в книжных магазинах, так и в церковных лавках, что давало повод его оппонентам называть его "простонародным". Тем не менее стихи были особенно популярны среди патриотически настроенной молодежи и часто звучали на вечерах и концертах.

В конце 20-х годов Сергей и Наталья Бехтеевы переезжают из Югославии во Францию и поселяются в Ницце. Здесь Бехтеев вновь оказывается в среде единомышленников, так как в Ницце был один из сильных монархических очагов. В Ницце в 1925 году, еще до переезда, вышла скромная книжка Бехтеева "Два письма. Роман в стихах", а затем "Царский гусляр" (1934) и "Святая Русь" (1949). Последний сборник автор переиздавал несколько раз, включая в него как избранные, так и новые стихи. Сборник под этим названием 1952 года является самым полным собранием стихотворений Бехтеева.

Творчество Сергея Бехтеева вспыхнуло ярко, как костер, затем оно было почти забыто, но вновь, как искра от этого большого и жаркого костра, вспыхнул в людях интерес к русскому поэту. вероятно, в этом его судьба - сохранить искру для нового костра.
Елена Бондарева
(Источник - http://clubs.ya.ru/4611686018427408666/replies.xml?item_no=5)
***


Сергей Сергеевич БЕХТЕЕВ
1879 - 1954


Сергей Сергеевич Бехтеев родился 7 апреля 1879 года в городе Ельце Орловской губернии в старинной дворянской семье Бехтеевых, род которых известен с 1571 года. В семье были заложены основы его глубокого православного взгляда на мир.

Отец поэта, также Сергей Сергеевич (1844 - 1911), личность незаурядная и многогранная, посвятил всю свою жизнь служению России: от мирового судьи, затем Предводителя Елецкого дворянства и до члена Государственного Совета в чине действительного тайного советника. В своем родном Ельце открыл первый в России хлебный элеватор, отделение Государственного Банка, заботился об устройстве регулярного пароходства по Дону и многое другое.

Из юношеских лет поэта известно, что он воспитывался и обучался в Императорском Александровском Лицее, где в свое время учился А.С. Пушкин.
Вместе с высокими традициями Лицея, духом патриотизма и верности монархии, С. С. Бехтеев впитал и любовь к поэтическому слову. В 1903 году, по окончании Лицея, издал сборник стихов с посвящением Государыне Императрице Марии Федоровне, а средства от продажи сборника передал Царскосельскому Ремесленному приюту, состоявшему под покровительством Государыни Марии Федоровны.

Затем он поступает служить в подшефный Ее Императорскому Величеству Кавалергардский полк, получает чин офицера.
В 1911 году умирает отец.
Когда перед войной 1914 года повсюду усиливаются ложь и сплетни вокруг имени Царицы Александры Федоровны, он не дает обмануть себя и еще сильнее звучат в его стихах ноты верности и любви к Государю.

С началом войны служит в действующей армии, получает ранение в голову и попадает в Дворцовый лазарет как офицер привилегированного полка. Здесь он удостаивается посещения Государыней Александрой Федоровной с Великими Княжнами, после которого остаются в его стихах теплые и светлые строки: Вновь война, опять ранение в грудь, опять лазарет и небольшой отдых на родине. Затем в 1917 году - Кавказ: Кисловодск, Пятигорск.

День 2 марта застает Сергея Сергеевича на Кавказе. Здесь он пишет стихотворение "Телеграмма".
В октябре 1917 года Сергей Сергеевич возвратился в родной Елец, где на пепелище отчего дома написал пять стихотворений: "Молитва", "Россия", "Боже, Царя сохрани", "Верноподданным" и "Святая ночь", которые через графиню А. В. Гендрикову удалось передать Царской семье в Тобольск. А стихи "Верноподданным" и "Боже, Царя сохрани" этой же осенью были напечатаны в виде листовок и раздавались жителям Одессы.

С. С. Бехтеев решает, что его долг - послужить "гибнущей отчизне", и уезжает в Добровольческую армию.
В свои последние годы в России (1918 - 1920) он разделяет все тяготы и скорби военной жизни со всем православным Белым воинством, искренне выполняя свой долг. В некоторых военных газетах выходят его стихи, один из них посвящен памяти атамана Каледина. Среди всех бурь и бед этого времени Бехтеев сохраняет верность монархии, не становясь, как многие из его соратников, ни республиканцем, ни демократом.

11, 12, 13 сентября 1920 г. поэт переживает с православными жителями Белого Крыма дни покаяния.
В ноябре 1920 года С. С. Бехтеев отплывает из Керчи на пароходе "Самара", оставляя Отечество, но сохраняя его идеалы и веру. В декабре 1920 года поэт со множеством русских изгнанников находит приют в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (Королевство С.Х.С.) под покровительством молодого короля Александра I.

В 1920 - 1929 годах жизнь и творчество Бехтеева проходят в Сербии: г. Новый Футог Бачка, Старый Футог, Осек.
В 1923 году в Мюнхене с помощью Федора Викторовича Винберга, бывшего шталмейстера при дворе Государя, издает первый выпуск стихов "Песни русской скорби и слез". В 1925 году выходит его автобиографический роман в стихах "Два письма", в котором С. С. Бехтеев с болью пишет о реальных причинах поражения Добровольческой армии.

В Белграде в 1926 издает газету "Русский стяг", в 1927 году там же выходит его книга стихов "Песни сердца". Темы его стихов: трагедия России, Государя, предательство Царя ближайшим окружением, предательство "белой идеи", надежда на воскрешение России. По-прежнему он внимательно следит за тем, что происходит в России, примечая каждое духовное событие ("Кресты", "Небесная Царица"). Иногда в творчестве Бехтеева встречаются рыцарские мотивы, что отчасти связано с историей его родного Кавалергардского полка, которому Павел I пожаловал Мальтийское рыцарство, хранимое офицерами Царской армии.
В 1926 году С. С. Бехтеев обращается с поддержкой в некоторых стихах к афонским инокам-патриотам.

С конца 1929 года по 1954 год С. С. Бехтеев живет в Ницце В 1934 г. в Ницце выходит сборник стихов "Царский гусляр". В 1945, 1950, 1951 и 1952 гг. выходят четыре сборника его стихов "Святая Русь". До 1946 г. Сергей Сергеевич был ктитором храма "Державной Божией Матери". На его средства и его трудами в храме были устроены два иконостаса: Державной Божией Матери и преп. Серафима Саровского, за что он был удостоен особой благодарственной грамоты.

В 1938 году Бехтеев пишет стихотворение "Царский-Крест" с посвящением В. В. Свечину, председателю Союза ревнителей памяти Императора Николая II, по почину которого в Париже в Александро-Невском храме был воздвигнут Крест-памятник.
Последний IV выпуск сборника "Святая Русь" Бехтееву помогает издать Екатерина Сергеевна Фишер, которая создала и лично оборудовала в Ницце "Дом отдыха" для русских воинов, вложив в это дело всю свою душу, сердечность.

События в Европе и в России в период Второй мировой войны не находят отражения в творчестве С. С. Бехтеева вероятно потому, что его идея "За веру, Царя и Отечество" была определена на всю жизнь и для окружающего его мира уже была почти непонятна. А сам он, являясь этому миру неким анахронизмом, продолжал воспевать те события, те подвиги и тех людей, которые не были воспеты в свое время в старой России. Сохраняя реальный взгляд русского православного человека на свою родину, на состояние русских людей, он все же верит в будущее России.
(Источник – Песни русского Воскресения; http://pesni.voskres.ru/poetry/behte.htm)
***


Россия

Была Державная Россия,
Была великая страна
С народом мощным, как стихия,
Непобедимым, как волна.
Но, под напором черни дикой,
Пред ложным призраком "сво-бо-д"
Не стало Родины великой
Распался скованный народ.
В клочки разорвана порфира,
Растоптан царственный венец,
И смотрят все державы мира,
О, Русь, на жалкий твой конец!
Когда-то властная Царица,
Гроза и страх своих врагов,
Теперь ты жалкая блудница,
Раба, прислужница рабов!
В убогом рубище, нагая,
Моля о хлебе пред толпой,
Стоишь ты, наша Мать родная,
В углу с протянутой рукой.
Да будут прокляты потомством
Сыны, дерзнувшие предать
С таким преступным вероломством
Свою беспомощную Мать!
1917 г.

Стихотворение "Россия" осенью 1917 года было послано Их Императорским Величествам в г. Тобольск. В 1919 г. оно было впервые напечатано в газете "Доброволец", выходившей в г. Кисловодске, а позднее было опубликовано в №2 газеты "Царь-Колокол" от 31 августа 1920 г., издававшейся в г. Севастополе Н. П. Измайловым.
***

Конец русской былины

То не ветер в поле стонет,
То не вьюга горько плачет:
То народ себя хоронит.
Горе пляшет, горе скачет.

В грустном гуле перезвонов
Вдаль несутся панихиды
Бесконечных русских стонов,
Полных скорби и обиды.

Наша старшая Держава!
Пал Орел мечты славянской!
Пали наша честь и слава,
Вера Церкви Христианской.

Плещут стаи волн Босфора;
Блещет месяц на Софии;
Но в Стамбуле дверь собора
Вновь открыта для России.

В грязь затоптан бархат стягов;
В поле сечи - смолкли тризны;
И... опять мы ждем варягов
Для измученной отчизны.
1917 г.

Стихотворение "Конец русской былины" было впервые напечатано в пасхальном номере газеты "Доброволец", издававшейся в 1919 г. в г. Кисловодске.
***

Святая Русь

Где ты, кроткая, православная,
Наша матушка Русь широкая,
Меж сестер славян сестра главная,
Светлокудрая, синеокая?
У тебя ли нет голубых морей,
Вековых лесов, поднебесных гор,
У тебя ли нет тучных нив-степей,
Городов и сел, веселящих взор?
Что ж стоишь в углу, пригорюнилась,
В жалком рубище, Русь державная,
Бровью черною принахмурилась,
Обнищавшая и бесславная?
Нет парчи цветной на твоих плечах,
Нет венца Царей на твоем челе,
Грусть-тоска глядят у тебя в очах,
Сор-бурьян порос на твоей земле.
И вещает Русь, Русь убогая:
"Люди добрые, чужестранные,
Велика моя скорбь, и много я
Претерпела мук в дни желанные!
Изменила я Царю-Батюшке,
На гульбу пошла, врагом званная,
Я поверила воле-татюшке,
Продалась жиду, окаянная!
Обобрал меня душегубец-враг,
Истерзал мое тело белое,
Опоганил он мой родной очаг,
Загубил мое войско смелое.'
Смолкла песня моя, песня вольная,
В дни кровавые, непогожие;
Не зовет молва колокольная
Люд молитвенный в Церкви Божий.
Вы скажите мне, где идти искать
Отца родного. Царя русского.
Исстрадалась я во крови плясать,
Под приказ-указ жида прусского.
И когда б Господь умудрил меня
Отыскать мое Солнце Красное,
Я б пошла к Нему чрез моря огня,
Чтоб узреть Его лицо ясное.
И упала б я у Царя в ногах,
Перед ним склонясь сирым колосом,
И с святой мольбой и слезой в очах
Говорила б я горьким голосом:
Прости, Батюшка, прости родненький,
Дочь распутную, дочь разгульную,
За вину мою, грех мой подленький,
Да за речь мою богохульную.
В мятежах-боях я измаялась,
Наказал Господь меня, пленницу,
Во грехах своих я покаялась,
Прости, Батюшка, дочь-изменницу!"
Станция Джанкой, 1 сентября 1920 г.
***

Моя вера

Не должен, не может
Народ мой великий
Бесовское рабство влачить,
Он все одолеет, он все превозможет,
Сумеет себя воскресить.
Он встанет из праха,
Воскреснет из тленья,
С очищенной скорбью душой,
Познавший обиды и ужас паденья
В пучине крамолы людской.
Ведомый ко благу Господней десницей,
Сквозь дебри житейских невзгод,
Он встанет как Лазарь,
Из смрадной гробницы,
И к Божьим стопам припадет.
1931 г.
***


Царский поэт, или молитва Сергея Бехтеева

Давайте посмотрим: кто из советских поэтов воспел Гражданскую войну как нечто романтическое и необходимое? Ну разве что евреи Багрицкий и Светлов, которые в реальности не столько воевали на Гражданской, сколько создавали миф о своем участии в ней. Русские же поэты каким-то шестым чувством ощущали сермяжную истину, что воспевать тут особенно нечего, стараясь держаться подальше от этой братоубийственной бойни и любыми путями сторонясь ее и в жизни, и в творчестве. И Сергей Есенин не стеснялся признаться: "Под грохот и рев мортир Другую явил я отвагу – Был первый в стране дезертир". Вот когда началась Отечественная война – тогда наши поэты проявили себя во всем блеске. Один только Твардовский чего стоит, не говоря о десятках других. Но для воинов Белой гвардии та Гражданская была на деле Отечественной. Ведь у них отнимали Родину. Потому-то и дала она столько русских витязей, одинаково владевших оружием и поэтическим словом. Среди них был офицер-кавалергард и проникновенный поэт Сергей Бехтеев.

Повторяю еще раз, потому что это очень важно: сейчас, в наше подлое, жестокое и лицемерное время стихи белогвардейских офицеров читаются и воспринимаются крайне современно. Более того, в них находишь удивительные поэтические совпадения. В 1992 году я писал в стихотворении "В конце века", когда о поэте Сергее Бехтееве абсолютно ничего не знал и не слышал:

…В начале жестокого века
антихрист ворвался в наш Дом.
Змеились чужие идеи,
в подвалах жила Красота,
покуда всё те ж иудеи
опять распинали Христа.
В подполье скрываясь доныне,
врагу Красота не сдалась.
Быть может, молитвами Сына
Россия из пепла спаслась.
Кровавые сверглись идеи,
издохла бесовская рать…
Да только всё те ж иудеи
Россию взялись распинать.

И вдруг читаю теперь такие строки в его стихотворении "Русская Голгофа", написанном в 1920 году, да к тому же исполненном в том же ритме:

Ликует Антихрист-Иуда,
Довольный успехом побед:
Свершилось вселенское чудо,
И царства христьянского – нет!

Гремит сатана батогами
И в пляске над грудой гробов
Кровавой звездой и рогами
Своих награждает рабов.

И воинство с красной звездою,
Приняв роковую печать,
К кресту пригвождает с хулою
Несчастную Родину-Мать!

Как будто и не было 68 лет, отделяющих по времени эти два стихотворения!.. Всё повторилось в России с какой-то дьявольской закономерностью, лишь только с большей подлостью и с большим коварством. Поэтическое восприятие и отражение этого коварства оказались практически идентичны.

Вот уже почти двадцать лет русская патриотическая пресса пишет о закабалении России инородческой "пятой колонной", превратившейся на деле уже в "шестую колонну" безчисленных предателей и грабителей нашего национального достояния. И все эти годы мы говорим о безразличии населения к бедам страны, все эти годы мы безуспешно призываем русских к объединению перед личиной всемірного, циничного Хама, нагло попирающего наши традиции и нашу культуру. Современный безстрашный поэт мог бы слово в слово повторить все то, что в 1921 году Сергей Бехтеев выплеснул из своего сердца в стихотворении "Мать", которое абсолютно актуально и для нынешних дней:

Во имя безумной идеи "свобод"
В крови задыхается русский народ,
Безсильный сорвать свои путы,
Безсильный злодеев из царства изгнать,
Безсильный за правое дело восстать
В годины невиданной смуты.

…О, люди! О, братья! Забудем раздор!
Ведь тризна злодеев – наш русский позор,
Глумленье над трупом любимым.
Пора помириться! Довольно молчать!
Ведь это же нашу несчастную Мать
Насилуют в доме родимом!

Теперь, когда атеистический XX век остался у нас за спиной, мы можем спросить сами себя: что было превыше всего для Российской империи как государства в прежние времена? Что являлось гарантом ее неколебимой державной стойкости перед любым врагом и любым несчастьем? И ответ может быть только один: Царь и Бог. Когда в сердце народа был Царь, а в душе – Бог, тогда никакая беда нам была не страшна и никакой враг не мог нас осилить. Но как только народ наш отрекся от Царя и от Бога, – беды, трагедии и катастрофы обрушились на Россию безконечным потоком. (Тут необходимо сказать, что отречение Царя от власти было невозможно без отречения от Него народа. К тому же Николай II не отрекался ни от монархии, ни от Державы, он лишь после отказа от престола брата Михаила передал царство сыну Алексею.)

Без Царя и без Бога нет правды, нет высшей Истины и нет справедливости на земле. Поэт и беззаветный патриот Сергей Бехтеев настолько остро чувствовал и понимал это, что, начиная с 1917 года, уже ни о чем другом не мог говорить в своих стихах. Его лира, точно вечевой колокол, изо всех сил пыталась пробудить оглохший в распрях и заблудший народ, заставить очнуться Россию и осознать свое гибельное сиротство. Его так и называли при жизни – "Царский звонарь". Но зов этой набатной лиры уже почти никто не слышал в народной среде:

Гулко несется заутренний звон,
Будит упрямо заспавшихся он,
Но, погруженный в тревоги забот,
Спит непробудно плененный народ.

Спит наша Русь, отгоняя сквозь сон
В двери стучащийся радостный звон,
Вновь неспособная сердцем принять
Мира и веры былой благодать.

Но даже сквозь кровь и муки Гражданской войны и сквозь тягостные годы эмиграции Сергей Бехтеев пронес веру в воскрешение богоносного народа и Российской империи, веру в неизбежное признание нашей Родиной святости Царя. Да, удивляет, но не поражает дар предвидения поэта, поскольку поэт милостью Божьей никогда не сомневается в том, что свет Истины и дух справедливости рано или поздно, хоть через века, но побеждают любое зло и всякую ложь. Он знал – русский Царь воскреснет и вместе со своей замученной Семьей обретет святость. Все случилось гораздо раньше и в точности с прозрением поэта:

Пройдут века, ночные тени
Разгонит светлая заря,
И мы склонимся на колени
К ногам Державного Царя.

Забудет Русь свои печали,
Кровавых распрей времена;
Но сохранят веков скрижали
Святых Страдальцев Имена.

На месте том, где люди злые
Сжигали Тех, Кто святы нам,
Поднимет главы золотые
Победоносный Божий Храм.

И, Русь с небес благословляя,
Восстанет Образ неземной
Царя-Страдальца Николая
С Его замученной Семьей.

Сергей Сергеевич Бехтеев родился 7 апреля 1879 года своем родовом селе Липовке (ныне Задонского района, Липецкой области) в родовитой дворянской семье, в которой глубоко были заложены основы православного видения міра. Учился и воспитывался в Императорском Александровском (Царскосельском) лицее, где в свое время учился А.С. Пушкин. Там же он впитал и любовь к поэтическому слову. Три родных сестры С. Бехтеева состояли фрейлинами Царского двора, и потому с юности он близко соприкасался с придворной жизнью и ее атмосферой. В дальнейшем верность Императорской Семье и приверженность монархии он сохранит в душе до конца своих дней. По окончании Лицея он поступил на службу в подшефный Ее Императорскому Величеству Кавалергардский полк, где получил офицерское звание.

Свой первый сборник стихов он издал в 1903 году. Книга эта вышла с посвящением матери Царя Николая II Императрице Марии Федоровне.

С началом Міровой войны С. Бехтеев служит в действующей армии и после получения ранения в голову попадает в Дворцовый лазарет, где удостаивается посещения Государыней Александрой Федоровной с Великими Княжнами. После лечения вновь отправляется на фронт и снова получает ранение – в грудь. Для лечения уезжает в начале 1917 года на Кавказ, в Кисловодск и Пятигорск. Там и застает его известие об отречении Государя.

В октябре 1917 года поэт, видя хаос беззакония и разгром прежней жизни, пишет пять стихотворений – "Россия", "Боже, Царя сохрани", "Верноподданным", "Святая ночь" и легендарная "Молитва", ставшая затем широко известной в Советской России. Через графиню А.В. Гендрикову эти стихи удалось передать в Тобольск Царской Семье, для которой они стали большой моральной поддержкой.

Со стихотворением "Молитва", была связана удивительная мистическая история. Дело в том, что во время расследования Комиссией Н.А. Соколова преступления в Екатеринбурге автограф "Молитвы", сделанный рукой Великой Княжны Ольги, был обнаружен в книге, подаренной ей матерью – Императрицей Александрой Федоровной (на книге сохранилась надпись: "В. К. Ольге. 1917. Мама. Тобольск"). По этой причине долгое время авторство "Молитвы" приписывалось царевне Ольге и в советское время "Молитва" даже публиковалась под ее именем. Эта история и впрямь выглядела очень правдоподобно: царевны при их кротости перед своей гибелью действительно могли молить Господа о прощении их мучителей.

Владыка міра, Бог вселенной!
Благослови молитвой нас
И дай покой душе смиренной
В невыносимый, смертный час.

И у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов!

Сознавая свой офицерский долг служить гибнущей Отчизне, Сергей Бехтеев в 1918 г. вступает в Добровольческую армию, становится участником первого "Ледяного" 80-дневного похода. В ней он воюет с 1918 по 1920 год, публикуясь в некоторых военных газетах. Свой долг Сергей Бехтеев исполняет до конца, разделив все тяготы и скорби с Белым воинством. В рядах Белой армии поэт отступает в Крым. В ноябре 1920 года он навсегда покидает Россию, со множеством русских изгнанников отплыв на пароходе из Керчи в Турцию.

Найдя затем вместе с врангелевскими частями прибежище в Сербии неподалеку от г. Нови Сад, С.С. Бехтеев становится активным участником общественной жизни русской эмиграции. Он избирается председателем новисадского отделения Русского национально-монархического союза, пишет статьи, редактирует и издает монархические газеты. Свою гражданскую лирику он объединяет в сборник "Песни русской скорби и слез", который выходит в свет в Мюнхене в 1923 году. В 1925 году выходит его автобиографический роман "Два письма"; в нем он с болью говорит о причинах поражения Добровольческой армии. Любовная лирика Бехтеева вошла в книгу "Песни сердца", изданную в Белграде в 1927 году. Но главный мотив поэзии Бехтеева – это, конечно, трагедия России, измена Царю ближнего окружения, предательство интеллигенцией и русским дворянством белой идеи и надежда на воскрешение великой Империи. <....>
Валерий Хатюшин
(Источник – Издательство «Русская идея»; http://www.rusidea.org/?a=25050403)

***
Прикрепления: 3444509.jpg (13.4 Kb) · 7718035.jpg (24.8 Kb) · 2103557.jpg (18.0 Kb) · 8146746.jpg (13.6 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"

Сообщение отредактировал Nikolay - Среда, 06 Июл 2011, 09:04
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: