СЕМЁНОВ ЮЛИАН СЕМЕНОВИЧ
(настоящая фамилия Ля́ндрес)
(8 октября 1931 - 5 сентября 1993)
- знаменитый русский писатель, сценарист и журналист; основатель газеты «Совершенно секретно» (1989), один из основателей жанра «журналистские расследования» в советской периодике, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982), лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Отец — организатор издательского дела, редактор Семён Александрович Ляндрес, мать — учительница истории, Галина Николаевна Ляндрес (урождённая Ноздрина). Жена — Екатерина Сергеевна, родная дочь Натальи Петровны Кончаловской от первого брака, приёмная дочь Сергея Владимировича Михалкова. Свадьба состоялась 12 апреля 1955 года. Две дочери — Дарья и Ольга. Старшая дочь Дарья — художник, замужем, жила на Кипре, вернулась в Россию, двое детей — Максим и Филипп. Младшая дочь Ольга Семёнова — журналист, автор книги об отце «Юлиан Семёнов» (серия «Жизнь замечательных людей», 2006), замужем за Надимом Брайди — французским гражданином ливанского происхождения, жила во Франции и Ливане[2], двое детей — Алиса и Юлиан. Снималась в сериале «Исаев».
В 1948 году поступил в Московский институт востоковедения. Во время учёбы был дружен с Евгением Примаковым. 29 апреля 1952 года арестовали отца и уже через несколько дней в мае 1952 года Юлиан был вызван в ректорат где ему предложили в письменном виде отречься от отца. Он отказался. На пятом курсе Юлиан Семёнов был исключён из института (восстановлен после смерти Сталина) а позже исключён из комсомола. В его личном деле появилась метка: «Сын врага народа» и приписка «Не уважает решения Советского суда, клевещет на Советскую Власть». В 1953 году окончил ближневосточный факультет Московского института востоковедения. Затем преподавал в МГУ афганский язык (пушту) и одновременно учился там же на историческом факультете.
Ю. С. Семёнов умер 5 сентября 1993 года в Мухалатке (Крым). Прах писателя развеян над Чёрным морем. В Москве на Новодевичьем кладбище установлен кенотаф.
Творческая карьера
Листовка (устный выпуск «Совсека» с Ю. Семёновым и Е. Додолевым). С 1955 года начал пробовать себя в журналистике: печатался в «Огоньке», «Правде», «Литературной газете», «Комсомольской правде», «Смене». В 1960 году стал членом Союза писателей СССР. В 1962—1967 годах был членом редколлегии журнала «Москва», затем работал за рубежом корреспондентом «Литературной газеты». В 1986 году становится президентом Международной ассоциации детективного и политического романа (МАДПР) и главным редактором сборника «Детектив и политика», издавшегося этой ассоциацией совместно с Агентством печати «Новости», много сделавшего для популяризации в СССР детективного жанра. В 1989 году учредил первое частное советское издание, бюллетень «Совершенно секретно». Для работы над концепцией и пилотным номером привлёк ведущего программы «Взгляд» Евгения Додолева и журналиста АПН Александра Плешкова, который позднее был, по всей видимости, отравлен в Париже на совместном ужине с главным редактором французского журнала VSD (после прогулки по Парижу с Эдуардом Лимоновым)[4][5][6][7]; «в том, что это было покушение не на Плешкова, а на Юлиана, никто не сомневался».
Общественная деятельность
Секретарь правления Союза писателей СССР. Вице-президент общества дружбы «СССР — Аргентина». Член Советского комитета солидарности со странами Латинской Америки. Вместе с бароном Э. А. фон Фальц-Фейном создал Международный комитет по поиску Янтарной комнаты, куда входили также Жорж Сименон, Джеймс Олдридж, Георг Штайн. Поиски никакого результата не имели.
Журналистская деятельность
Журналистская деятельность была полна всяческих приключений. То он в тайге с охотниками на тигров, то на полярной станции, то на строительстве БАМа и на вскрытии алмазной трубки. Он постоянно находился в центре самых важных событий — в Афганистане, франкистской Испании, в Чили, на Кубе, в Парагвае, выслеживая укрывающихся от возмездия гитлеровцев и главарей сицилийской мафии, участвуя в боевых операциях вьетнамских и лаосских партизан.
Семёнов профессионально работал с архивами. Ему приписывают цитату: «Кто контролирует прошлое — не растеряется в настоящем, не заблудится в будущем». Как рассказывает Владимир Захаров, однажды даже нашёл телефонные номера рейхсканцелярии Гитлера, прямые номера Гиммлера и Геббельса, попробовал позвонить последнему, но в ответ услышал «Герр Геббельс уже ушёл. Позвоните завтра».
В 1989 году основал газету «Совершенно секретно». С 1991 после инсульта отошёл от дел. После смерти Семёнова его квартира-мастерская оказалась в собственности Артёма Боровика, о чём много лет спустя рассказала дочь основателя «Совершенно секретно» Ольга Семёнова.
Литературная деятельность
Первая повесть «Дипломатический агент», была написана Юлианом Семёновым в 1959 году во время его пребывания в Афганистане, где он работал переводчиком с пушту и дари. Основной сюжетной канвой в ней были приключения востоковеда Виткевича, являющегося дипломатом, и, кроме того, тайным агентом. Это было началом творческого пути Семёнова на ниве политико-приключенческих произведений. Реальные события, в которых он лично принимал участие, нашли отражение в повестях «49 часов 25 минут» (1960), «Уходят, чтобы вернуться» (1961), «При исполнении служебных обязанностей» (1962), «Маршрут СП-15 — Борнео» (1971), «На „козле“ за волком» (1974), «Каприччиозо по-сицилийски» (1978), «Ненаписанные романы»(1990).
Сам Семёнов делил произведения о Штирлице на два условных субцикла:
«Альтернатива» (издана в виде четырёхтомника в 1975—1978 годы), включающая в себя книги «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пароль не нужен», «Нежность», «Испанский вариант», «Альтернатива», «Третья карта», «Майор Вихрь», «Семнадцать мгновений весны» и «Бомба для председателя»;
«Позиция» (издана в виде четырёхтомника в 1987 году), включающая в себя книги «Семнадцать мгновений весны» (входит в оба субцикла), «Приказано выжить» и «Экспансия» (три книги).
Иногда цикл в целом именовался «Политические хроники». Произведения об Исаеве-Штирлице в порядке действия:
«Бриллианты для диктатуры пролетариата» (1971) (одноимённый фильм и сериал) — о расследовании хищения из Гохрана;
«Пароль не нужен» (роман, 1966) (одноимённый фильм, 1967 и сериал) — ВЧК внедряет молодого разведчика Владимирова (Исаева) в белогвардейское движение на Дальнем Востоке в 1921—1922 годы;
«Нежность» (экранизирован) — рассказ (1975) о душевных переживаниях Штирлица в 1927;
«Испанский вариант» (1973) (одноимённый фильм) — о работе Штирлица в Испании в 1938 году;
«Альтернатива» (1978) — действие романа происходит в Югославии весной 1941 года;
«Третья карта» (1977) — о деятельности агентуры гитлеровцев из ОУН на Украине в начале Великой Отечественной войны;
«Майор Вихрь» (одноимённый фильм, 1967) — о спасении Кракова советскими войсками в годы Великой Отечественной войны;
«Семнадцать мгновений весны» (1969; одноимённый телефильм, 1973) — Исаев-Штирлиц получает задание узнать, кто из нацистских главарей собирается вести тайные переговоры о перемирии с Западом;
«Приказано выжить» (1982) — о последних днях Третьего рейха весной 1945 года;
«Экспансия-I» (1984) — о противостоянии Исаева-Штирлица и Гелена во франкистской Испании в конце 1940-х годов;
«Экспансия-II» (1984) — действие романа происходит в Испании и Аргентине в конце 1940-х годов;
«Экспансия-III» (1984) — действие романа происходит в послевоенной Испании, а затем Аргентине;
«Отчаяние» (1990) — возвращение разведчика Исаева в послевоенный СССР;
«Бомба для председателя» (1970) (фильм «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», 1976) — постаревший Штирлиц вновь охотится за нацистами.
В первой редакции рассказа «Нежность» упоминается, что Исаев-Штирлиц возвращается в Москву в июне 1945 году, однако это противоречит событиям романов «Экспансия» и «Отчаянье», из которых следует, что после мая 1945 года Исаев-Штирлиц попадает из Берлина в Латинскую Америку, а в Москву возвращается только в конце 1947 года. Поэтому в конце 1980-х годов рассказ был переписан автором.
Полковник милиции Владислав Костенко
«Петровка, 38» (1963) (экранизация) — расследование ограбления сберкассы.
«Огарёва, 6» (1972) (экранизация) — раскрытие крупных хищений социалистической собственности на пятигорской ювелирной фабрике и убийства в Москве.
«Противостояние» (1979) (одноимённый телесериал режиссёра С. Арановича, 1985) — расследование убийств, совершённых скрывающимся нацистским преступником.
«Репортёр» (1987) — раскрытие подпольного синдиката по хищению культурных ценностей.
«Тайна Кутузовского проспекта» (1990) — расследование убийства Зои Фёдоровой.
Полковник госбезопасности Виталий Славин
«ТАСС уполномочен заявить» (1977, экранизация в 1984) — о деятельности советской контрразведки по поимке агента ЦРУ в Москве в конце 1970-х годов.
«Межконтинентальный узел» (1986) — о противостоянии полковника Славина и агента, завербованного некогда Олегом Пеньковским.
Журналист Дмитрий Степанов
Сквозной автобиографический персонаж Семенова действует в циклах о Костенко и Славине. Появляется в романе «ТАСС уполномочен заявить». Кроме того, Степанов является главным героем романов:
«Пресс-центр» (1983) (экранизирован в 1988 — фильм Большая игра) — о путче в вымышленной стране Гаривас;
«Аукцион» (1985) — о поисках утраченных культурных ценностей.
«Он убил меня под Луанг-Прабангом» (1970) — повесть
Другие политические романы
«В поисках Янтарной комнаты» — о поиске перемещенных культурных ценностей во время Второй мировой войны.
«Каприччиозо по-сицилийски» (1978) — о приключениях журналиста в Сицилии.
«Ненаписанные романы» (1990).
Романы о Феликсе Дзержинском
«Горение», книги 1—4 (1977) (экранизирован в дилогии: "Без особых примет" и "Крах операции «Террор»", 1978-1980).
Версии
«Смерть Петра» (1982).
«Убийство Столыпина» (1983).
«Псевдоним» (1984).
«Научный комментарий» (1985).
Сценарии и другая работа в кино
При исполнении служебных обязанностей — 1963.
По тонкому льду (по роману Георгия Брянцева) — 1966 (военно-шпионский).
Пароль не нужен — 1967 (военный).
Исход — 1968 (приключенческий фильм).
Майор «Вихрь» — 1968 (историко-биографический).
Ночь на 14-й параллели — 1971 (детектив).
Семнадцать мгновений весны — 1973, телесериал.
Бриллианты для диктатуры пролетариата — 1976 (детектив).
Жизнь и смерть Фердинанда Люса (по роману «Бомба для председателя») — 1976 (политический детектив).
Особых примет нет — 1978.
Петровка, 38 — 1979 (детектив).
Огарёва, 6 — 1980 (детектив).
Испанский вариант — 1980 (детектив).
Крах операции «Террор» — 1980 (по мотивам романов из цикла «Горение»).
Двадцатое декабря — 1981 (историко-революционный).
ТАСС уполномочен заявить… — 1984 (шпионский триллер).
Противостояние — 1985 (политический детектив).
Лицом к лицу — 1986 (политический детектив по книге «Аукцион»).
Большая игра — 1988 (политический детектив по книге «Пресс-центр»).
Исаев — 2008, телесериал по романам «Бриллианты для диктатуры пролетариата», «Пароль не нужен» и повести «Нежность».
Семёнов также появился в роли члена научной комиссии в фильме «Солярис» Андрея Тарковского.
Неосуществлённые замыслы
В 1985 году журнал «Дружба народов» анонсировал на следующий год публикацию романа Семёнова «Сомнения», который должен был стать приквелом ко всем ранее написанным произведениям о Владимирове-Исаеве-Штирлице. Действие должно было происходить в 1919 году, а 19-летний Владимиров стать разведчиком красных в армии генерала Деникина. Однако роман остался не написан.
(По материалам Википедии; http://ru.wikipedia.org/wiki/Семёнов,_Юлиан_Семёнович)
***
Роман КАРМЕН
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Послесловие к циклу Ю. Семенова «Альтернатива»
В свое время Сенека сказал: «Для меня нет интереса знать что-либо, хотя бы самое полезное, если только я один буду это знать. Если бы мне предложили высшую мудрость под непременным условием, чтобы я молчал о ней,
я бы отказался».
За свои сорок лет жизни Юлиан Семенов успел узнать многое, и это многое он щедро отдает в своих книгах многомиллионному читателю. Историк и востоковед по образованию, он начинал как преподаватель афганского языка на историческом факультете МГУ и как исследователь Среднего Востока. Распространенное мнение, что труд историка — труд кабинетный, тихий, спокойный, — мнение отнюдь не верное. Историк подобен хирургу, зодчему, военачальнику — он всегда в поиске, он ощущает в себе страстное столкновение разностей, из которых только и может родиться единая и точная концепция того или иного эпизода истории. Казенное определение «эпизод истории» на самом деле включает в себя борение страстей пушкинского или шекспировского накала, сопряженность миллионов и личности, подвижничества и прозябания, прозрения и обыденности, добра и зла.
Чехов утверждал, что тот, «кто выше всего ставит покой своих близких, должен совершенно отказаться от идейной жизни». Юлиан Семенов, высаживавшийся на изломанный лед Северного полюса, прошедший в качестве специального корреспондента «Правды» пылающие джунгли героического Вьетнама, сражавшийся бок о бок вместе с партизанами Лаоса, передававший мастерские репортажи из Чили и Сингапура, Лос-Анджелеса и Токио, из Перу и с Кюрасао, из Франции и с Борнео, знавший затаенно-тихие улицы ночного Мадрида, когда он шел по следам бывших гитлеровцев, скрывшихся от справедливого возмездия, живет по-настоящему идейной жизнью.
Именно поэтому его герой Максим Максимович Исаев-Штирлиц стал любимым героем советской молодежи — писатель отдает своему герою частицу своего «я», и чем больше он отдает себя своему герою, тем ярче, жизненнее и
объемнее он становится. Писатель, посвятивший себя созданию политических романов, в подоплеке которых — реальные факты истории, оказывается в положении особом: давно прошедшее он должен сделать сегодняшним, в былое он обязан вдохнуть живую реальность. Вне героя, который шел бы сквозь пласт истории, труд писателя обречен — обычная фотоиллюстрация в век цветной фотографии смотрится беспомощно и жалко.
В политических хрониках Юлиана Семенова категория интереса, то есть острый сюжет; информация, то есть широкое знание и понимание проблем; чувства, то есть душевное наполнение героев, — сплавлены так, что не видно «швов», это словно работа мастера горячей сварки. Исследование истории, политики и человеческих судеб в условиях нашего великого времени, потрясшего мир, — вот что такое романы Ю. Семенова о Штирлице. Писатель проводит своего героя сквозь грозные и прекрасные годы революции. Романы «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен», написанные на одном дыхании, как, впрочем, и все у Семенова, не есть плод одной фантазии — писатель следует за строками документов той эпохи.
От романа к роману Ю. Семенов прослеживает становление и мужание Максима Исаева, коммуниста, солдата, антифашиста. Мы видим Исаева – Штирлица во время гражданской войны в Испании: в дни боев под Уэской и Харамой мы вместе с Михаилом Кольцовым встречали таких Штирлицев — замечательных дзержинцев, принявших бой с гитлеровцами, первый бой, самый первый. Читатель будет следить за событиями, разыгравшимися в тревожные весенние дни сорок первого года, когда Гитлер начал войну против Югославии, — роман «Альтернатива», написанный Ю. Семеновым в Белграде и Загребе, открывает множество неизвестных доселе подробностей в сложной политической структуре того периода; мы увидим Штирлица в самые первые дни Великой Отечественной войны, мы встретимся с ним в Кракове, обреченном нацистами на уничтожение, мы поймем, какой вклад внес Штирлиц в спасение этого замечательного города, помогая группе майора Вихря, мы будем следить за опаснейшей работой Штирлица в те «семнадцать мгновений весны», которые так много значили для судеб мира в последние месяцы войны, когда я, фронтовой киножурналист, шел с нашими войсками по дорогам поверженного гитлеровского рейха, и наконец спустя двадцать лет мы вновь встретим Максима Максимовича Исаева, когда он, демобилизовавшись, вернулся к мирному труду ученого и журналиста, но жизнь столкнула его вновь — лицом к лицу — с последышами гитлеризма, с теми, кто делает «бомбу для председателя», с маньяками, обуреваемыми идеями расового превосходства и слепого националистического неонацизма.
Создавая свои политические хроники, Юлиан Семенов прошел все дороги своего героя: я помню, с какой настойчивостью он выступал против «отца душегубок» Рауфа, скрывавшегося от справедливого возмездия в Пунта-Аренас, столице Огненной Земли, я помню, как вместе с перуанским антифашистом Сесарем Угарте он разоблачал подручного Кальтенбруннера — гестаповца Швендта, затаившегося в Лиме. Именно поэтому политические хроники Семенова отличает скрупулезное знание материала, именно поэтому так бескомпромиссна авторская позиция писателя-антифашиста.
Особенно мне хотелось бы отметить язык романов: емкий, приближенный к
манере современного кинематографа, насыщенный огромным зарядом информации, рапирный — в острых и динамичных диалогах, доказательный — в раздумьях, лирический — в акварельных и тонких описаниях природы. Все это — в значительной мере — объединяет романы Семенова единым стержнем, ибо эклектика, формализм, склонность к языковому «модерну» чужды нашей советской литературе. Именно это вкупе, естественно, с открытием новых пластов истории, с глубокими философскими раздумьями, с интереснейшими человеческими характерами сделало прозу Ю. Семенова объектом пристального интереса наших кинематографистов — такие фильмы, как «Семнадцать мгновений весны», «Майор Вихрь», «Пароль не нужен», пользуются заслуженной и доброй славой в нашей стране и за рубежом.
Юлиан Семенов выступает в этой хронике-эпопее как социолог, историк, политический журналист — этот сплав породил новое качество романа, политического романа, построенного на факте, а написанного в жанре мастерского детектива.
Через судьбу Максима Исаева-Штирлица прослеживаются скрытые пружины важнейших исторических событий. Судьба Исаева — одна из миллионов судеб тех, кто внес свой вклад в великий подвиг советского народа, спасшего мир от коричневой чумы. Образ Исаева-Штирлица — собирательный: в нем угадываются черты Николая Кузнецова, Рихарда Зорге, Льва Маневича, Рудольфа Абеля. Именно поэтому «Альтернатива» словно бы рождена замечательными словами, звучащими клятвой: «Никто не забыт, и ничто не забыто».
Роман КАРМЕН, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда. 1975
***
Цитаты и афоризмы
Все громилы и подлецы слезливы. Это у них такая форма истерии. Слабые люди обычно кричат или бранятся, а громилы плачут. И только самые сильные люди умеют подчинять себя себе.
***
Вы меня изучаете, как плевок под микроскопом. Думаете, я так не умею?
***
Вы только думаете, что это легко и быстро, а на самом деле это тяжело и долго!
***
- Здесь вы несколько подтасовываете. Я не верю в обезьяну. Я верю в человека.
- Который произошел от обезьяны. Вы верите в обезьяну в человеке. А я верю в бога в человеке.
(Семнадцать мгновений весны, разговор между агентом Штирлица - Клаусом и пастором Шлагом)
***
Критика — самовыражение неудачников.
***
Лишь в том случае, когда в дело вступает человек, имеющий собственную позицию - лишь тогда можно надеяться, что он ... поймет главное и отсечет второстепенное; орех ценен ядром, а не скорлупой.
***
Маленькая ложь рождает большое недоверие. (Семнадцать мгновений весны)
***
Надо уметь ждать... это сладкая, отвратительная, но, увы, необходимая мука-ждать... Умейте ждать, и вас неминуемо отметит таинственная веха счастья. (Экспансия)
***
...нормальный человек не может не страдать комплексами.
***
...орудия пытки должны быть примитивными и понятными, только тогда это пугает.
***
Парадоксальность поколения наших отцов заключалась в том, что они, служа технике, которая решает все, были романтиками в глубине души, а всякий романтизм произрастает особенно пышно там, где взору открыты долины, леса и снежные пики гор…
***
Человек позволяет делать с собой все, что угодно. Он поддается дрессировке лучше, чем обезьяна.
***
Человек, допускающий в самом начале дела возможность неудачи, обречен на проигрыш. (Экспансия)
***
Штирлиц: По-моему, предательство страшно, но еще страшнее равнодушное и пассивное наблюдение за тем, как происходит и предательство и убийство.
Пастор: В таком случае, может быть только одно участие в это: прекращение убийства.
Штирлиц: Сие от вас не зависит.
Пастор: Не зависит. А что вы называете предательством?
Штирлиц: Предательство — это пассивность.
Пастор: Нет, пассивность — это еще не предательство.
Штирлиц: Это страшнее предательства… (Семнадцать мгновений весны)
***
Это неоправданный риск, Пол. Лавры победителя и так достанутся вам... но мне хотелось бы, чтобы вы получили приз, вы, а не ваша вдова.
***
- Я его (коньяк) терпеть не могу, честно говоря. Вообще-то я пью водку. Коньяк ведь с дубильными веществами, это для сосудов плохо. А водка просто греет, настоящая крестьянская водка.
(Семнадцать мгновений весны, Мюллер)
(По мат материалам - сайт www.EPWR.ru; http://www.epwr.ru/quotation/txt_479.php)
***