[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
А.Л.Чижевский. 26 января (7февраля)
omegaДата: Пятница, 28 Янв 2011, 05:48 | Сообщение # 1
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:

А.Л.Чижевский – советский биофизик, основоположник гелио- и космобиологии, аэроионификации, электрогемодинамики, поэт, художник, философ-космист. Проявлял огромный интерес к освоению космического пространства, оказывал поддержку К.Э.Циолоковскому, с которым его связывала многолетняя дружба. Книга К.Э. Циолковского «Ракета в космическое пространство» была издана в Калуге в 1924 г. при непосредственном участии А.Л. Чижевского и с его предисловием.
Установление А.Л. Чижевским влияния космических факторов на земные процессы поставило его в один ряд с пионерами космического естествознания – А. Гумбольдтом, К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским.
Выдающимся открытием А.Л. Чижевского явилось установление системной организации движущейся крови. Большое научное и практическое значение имеют многолетние исследования А.Л. Чижевского о влиянии атмосферного электричества на живые организмы. Его аэроионизатор известен сейчас как «люстра Чижевского», и имеет широкое практическое применение.
Мировое нayчное признание пришло к ученому еще при жизни: Александр Леонидович был избран почетным и действительным членом более 30 научных обществ и академий различных стран Европы, Америки и Азии. В 1939г. в Нью-Йорке состоялся Первый Международный конгресс по биологической физике и космической биологии, на котором А. Л. Чижевский был избран Почётным президентом. Чижевского приглашают в Америку, но в поездке за рубеж ему отказывают. Был направлен Меморандум о научных трудах учёного от имени конгресса в Нобелевский комитет, в котором говорилось: «Гениальные по новизне идей, по ширине охвата, по смелости синтеза и глубине анализа труды поставили профессора Чижевского во главе биофизиков мира и сделали его истинным Гражданином мира, ибо труды его – достояние Человечества», а многогранная деятельность ученого олицетворяет «для нас, живущих в XX в., монументальную личность Леонардо да Винчи». Но Чижевский отказался от выдвижения на Нобелевскую премию «по этическим мотивам».
Нестандартные научные взгляды Чижевского вызывали противодействие, на него неоднократно писались доносы, и в 1942г он был арестован, осужден на восемь лет, заключён в лагеря в Свердловской области и в Казахстане. В 1950г. после освобождения восемь лет находился в ссылке в Караганде, где работал в лаборатории Областного Онкологического диспансера. В 1958г. вернулся в Москву, работал в лаборатории аэроионификации при совнархозе. Полностью реабилитирован только в 1962 году.
А.Л. Чижевский умер 20 декабря 1964 г. в Москве. Похоронен на Пятницком кладбище.
Его знаменитые монографии («Земное эхо солнечных бурь» и другие) были изданы только после смерти ученого. Также после смерти вышли книги «На берегу Вселенной. Воспоминания о Циолоковском» и автобиографическая книга «Вся жизнь».

В последние годы многие любители искусства открыли для себя в Чижевском поэта-философа, писателя-стилиста, утонченного художника, знатока и ценителя музыки.
В 2000 г. в Калуге был открыт научно-мемориальный и культурный Центр А.Л. Чижевского.

--------------------------------------------------------------------------------
«В науке я прослыл поэтом, среди поэтов – я ученый…»

Александр Леонидович Чижевский родился в Гродненской губернии (ныне Польша) 26 января (7 февраля) 1897г. в семье кадрового военного. Род Чижевских – потомственный род военных офицеров, Георгиевских кавалеров, героев Бородина и Севастополя. Его отец — был капитаном артиллерии. В годы первой мировой войны дослужился до чина генерала. Он был также и талантливым инженером-изобретателем, занимался ракетной техникой. После перевода его в Калугу в 1913 г. не раз встречался с К.Э.Циолковским и обсуждал с ним проблемы ракетостроения.
Мать А. Л. Чижевского Надежда Александровна, урожденная Невиандт, принадлежала к старинному роду выходцев из Голландии, переселившихся в Россию во времена Петра I. Она заболела туберкулезом легких и через год после рождения единственного сына умерла в Ментоне (Италия).
Воспитанием Александра занимались родная сестра отца Ольга Васильевна Чижевская-Лесли, которая с жила вместе с ними и стала для него второй матерью, и бабушка – Елизавета Семеновна Чижевская, внучатая племянница адмирала Нахимова, – была его первым учителем и наставником. Она хорошо знала историю и иностранные языки.
Домашнее образование, которое получил Чижевский, включало в себя естественнонаучные и точные дисциплины, но наибольший интерес у него вызывали гуманитарные предметы. В семье уделялось большое внимание воспитанию единственного ребенка, развивались все его способности, прививались вкус и любовь к прекрасному. «С раннего детства, — писал Чижевский, — я страстно полюбил музыку, поэзию, живопись. Это были годы упоения искусствами. Я провел их, непрерывно и сладостно мечтая и формируясь духовно. И любовь эта с течением времени не только не уменьшалась, а принимала все более страстный характер даже тогда, когда корабль моих основных устремлений пошел по фарватеру науки». Играть на скрипке и рояле он научился в раннем детстве. Дома всегда был рояль. Ольга Васильевна хорошо владела инструментом, возможно, она и была первым учителем музыки любимого племянника. Когда отец увидел интерес сына к скрипке, то в 1913 году приобрел в Варшаве для него скрипку итальянского мастера Давида Тэхлера у известного польского скрипача Липинского. Скрипка имела свой паспорт, и, по преданиям, на ней играл сам Паганини. Этой скрипке, проданной Чижевским в очень трудное для него время в 1935 году, он посвятил поэму. Александр Леонидович часто и много импровизировал на скрипке и рояле. У него, по его словам, «были свои сонаты, симфонии, концерты, построенные по всем правилам теории гармонии», которые он много раз хотел записать, но, к сожалению, не выполнил намерения.
Влияние рано умершей матери проявилось в поэтическом даре Чижевского. Уже в возрасте трех-четырех лет маленький Шура знал наизусть несколько русских, немецких и французских стихотворений, которые бабушка просила его при всяком удобном случае читать вслух. Она заставляла внука учить стихи и даже платила за хорошо выученное стихотворение, зная, что деньги он потратит на приобретение книг. Стихи для мальчика с раннего детства были тайной страстью. Ему стоило большого труда удержаться от слез, когда он слушал или читал хорошие стихи, настоящая поэзия всегда сильно действовала на него. Сочинять стихи он начал с шестилетнего возраста, но лишь поздравительные вирши папе, маме, бабушке, а так как они давались с трудом, то особенно себя не затруднял и предпочитал рисунки цветными карандашами или вышивки по канве шелком или берлинской шерстью, что доставляло ему большое удовольствие. Любовь к немецкой классической поэзии и к произведениям Гете зародил в юном Чижевском преподаватель немецкого языка Я.Миллер. Десятилетний Александр читал самостоятельно сказки Андерсена на немецком языке. И только в четырнадцатилетнем возрасте он пристрастился к писанию стихов, часто в ущерб другим занятиям. Его привлекала музыкальность поэтического слова: «С раннего детства я любил громко читать стихи, прислушиваясь к звучанию, к мелодии строфы, и, таким образом, невольно развивал у себя вкус к поэтической музыке. Будучи одаренным музыкантом, все же не сразу мог понять все тонкости в звучании слова и много работал над собой, читая часами вслух великих поэтов. Затем начинал обычно сам вслух импровизировать, чаще всего очень громко, стоя или ходя быстро по комнате, и сопровождал свои импровизации соответствующей жестикуляцией». Ольга Васильевна всячески оберегала своего любимца в эти часы, никого к нему не пускала, не позволяла мешать творческому процессу. Отец же, заставая сына за сочинительством, советовал: «...если хочешь быть настоящим поэтом, прежде всего надо учиться. Работать, трудиться и не лениться... Надо многое изучать и очень многое прочесть, учиться на классических образцах». И приводил в пример Пушкина и Лермонтова, а на другой день привозил сыну какую-нибудь книгу по теории поэзии или классическое произведение.
С 1913, после перевода отца в Калугу, Саша учился в частном реальном училище Ф.М. Шахмагонова. Калуга в жизни А. Л. Чижевского занимает особое место. Здесь произошло становление его как ученого и знакомство с К. Э. Циолковским, которое имело судьбоносное значение. В возрасте 18 лет он уже выступил с докладом «Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли» на заседании калужского общества по изучению природы. В Калуге вышли два его поэтических сборника: «Стихотворения» (1915) и «Тетрадь стихотворений» (1919).
В 1915, окончив училище, Александр уехал в Москву и поступил в археологический институт. Увлечение классической литературой, памятниками старины, филологией обусловили этот его первоначальный выбор высшего образования. Он также посещал литературные вечера и кружки, познакомился с Буниным и Брюсовым.
Во время первой мировой войны в июле 1916 г., прервав обучение, Чижевский отправляется добровольцем на фронт, участвует в тяжелых боях в Галиции, получает Георгия 4-й степени. В декабре 1916 г. после ранения демобилизуется и уже целиком погружается в научные исследования. Примечательно, что для Калужских пехотных командных курсов он подготовил и издал в 1918 г. учебник русского языка в соответствии с новыми правилами грамматики.
В 1917 году Чижевский оканчивает археологический институт и защищает две диссертации: «Русская лирика XVIII века» и «Эволюция физико-математических наук в древнем мире». А в 1918 на историко-филологическом факультете МГУ защищает докторскую диссертацию «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса», которая спустя шесть лет была изложена в книге «Физические факторы исторического процесса». Смысл концепции А.Л. Чижевского сводился к следующему: циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, изменяя жизненные процессы, начиная от урожайности и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. Это сказывается на динамике исторических событий – войн, восстаний, революций, политико-экономических кризисов и т.д. Уже будучи доктором истории и преподавателем археологического института, Чижевский учится на естественно-математическом и медицинском факультетах Московского университета (1918-22 гг.).
Необычайная работоспособность, эмоциональность, постоянная связь с творческой мощью природы – все это помогало его поэтическому творчеству. А научные поиски не ослабляли его, а, наоборот, способствовали в поэзии и живописи отражению его философских взглядов на мир, а поэтический дар – более успешной работе в области естествознания. Физик и лирик, таким образом, были в нем неразделимы. И то пылкое воображение, которым он обладал с детства, переросло в особый внутренний огонь: «Я всегда горел внутри! В минуты особых состояний, которое поэты издревле называют вдохновением, мне кажется, что моё сердце извергает пламень, который вот-вот вырвется наружу. Этот замечательный огонь я ощущаю всегда, когда меня осеняют мысли или чувство заговорит». В более зрелые годы, когда он уже целиком погрузился в научные исследования, его поэтический талант проявляется в стилистике его научных работ – необычайной образности и метафоричности. «Задача поэзии вполне аналогична задачам науки – свести разнообразные явления действительности к возможно меньшему числу обобщений», – подчеркивал Чижевский. Но «поэтическое произведение, вырванное из глубин духа, может стать таким откровением, какое не достигнет строго размышляющая философия или наука».
На рубеже двух исторических эпох Чижевский много размышлял о месте и роли искусства, и в частности поэзии, в жизни общества. Он считал, что «литература и музыка, живопись и ваяние являются истинными двигателями мировой Культуры». Но среди всех искусств предпочтение отдавал поэзии: «Проникновеннейшие искусства – поэзия и ее младшая сестра, музыка, чьи элементы обуславливают красоту стиха, не создаются для временных земных властелинов: они живут в вечности и черпаются из ее пучин, стремящихся к новым завоеваниям человечеством». Результатом его размышлений стал своеобразный эстетический трактат «Академия поэзии». В нем содержится небывалый проект академии, в которой «поэты... объединяются для общего плодотворного труда», а все желающие смогут получить «академическое» образование по грандиозной программе, насчитывающей 60 предметов. Среди них физика, химия, геология, биология, космография, философия и многое другое. Понятно, что такой проект был трудно исполнимым в то суровое послереволюционное время. Но, как считает искусствовед В. Байдин, «оставаясь документом удивительной эпохи, он... служит одним из свидетельств поистине «возрожденческого» духовного универсализма Чижевского, сумевшего в собственной жизни блестяще воплотить свой юношеский идеал». В трактате Чижевский пишет: «Поэзия сама в себе есть самая истинная, самая возвышенная общечеловеческая религия, не знающая никаких искусственно созданных преград и распространяющаяся по миру подобно свету, озаряющему все человечество, без различия национальностей и классов, и, подобно свету, понятная и желанная всем людям без изъятия. Поэзия, наконец, есть постигнутая истина, и нет религии – выше истины». Чижевский отмечает книгу известного канадского психиатра Бекка «Космическое сознание», в которой тот указывает на появление «вселенского» или «космического» чувства – «высшей формы сознания, свойственного пока лишь некоторым избранным людям, но с течением времени могущего охватить всех своим интуитивным откровением о Вечности и Бессмертии, создав новую, более совершенную фазу в истории эволюционирующей психической жизни». «Космическим сознанием», по мнению Бекка, обладали такие поэты, как Данте, Бэкон, Уитмен, Карпентер, Вордсворт, Теннисон и др. К ним Чижевский причисляет и русских поэтов Державина, Пушкина, Тютчева. Несомненно, что к ним относится Н.Заболоцкий и сам А.Чижевский, чьи стихи близки к произведениям «космической» поэзии В. Брюсова, М. Волошина, А. Белого.
Уже в постсоветское время в 1992г. увидел свет сборник избранных стихотворений Чижевского – «Бесконечности». Как и в прижизненных книгах, среди оригинальных стихотворений Чижевского встречаются поэтические переводы, к примеру, из Людвига Уланда.
Совершенство стихов Чижевского отмечали многие известные поэты — М. Волошин, П. Флоренский, В. Маяковский, В. Брюсов, А. Толстой и другие. Вяч. Иванов писал Чижевскому: «Могу смело предсказать вам блестящую будущность лирического поэта». В лирике Чижевского отражен его богатый духовный мир: от природы он был наделен исключительным чувством красоты, меры и гармонии. Особенно следует выделить пейзажную лирику ученого. Именно про нее писал А. Н. Толстой: «Ваши стихи являются плодом большой души и большого художественного чутья, а потому значение их в русской литературе весьма велико... Никто из современных нам поэтов не передает лучше Вас тончайших настроений, вызванных явлениями природы. Со времени Тютчева в этой области большой пробел. Ваши произведения должны заполнить его». Чижевского, как и Тютчева, можно назвать вдохновенным певцом природы, в его стихах она запечатлена в движении, смене явлений, пейзажи в них проникнуты напряжением и драматизмом. Стихи Чижевского отражают его стремление познать противостояние жизни и смерти, противоречие предельного и беспредельного, коллизию конечного и бесконечного в человеке, природе, мироздании. В поэзии, как и в науке, Чижевский стремится философски осмыслить жизнь вселенной, заглянуть в тайны космической жизни и человеческого бытия. Овладев достижениями философской и поэтической мысли своих предшественников и современников, он в своих поэтических и научных произведениях дает собственное неповторимое художественное и научное решение философских проблем жизни и ее течения во времени. Тема космоса, «державного светила» пронизывала все творчество Чижевского, поэтому мысль о космичности человека проходит через многие его поэтические произведения. Именно на этой мысли основывались все естественнонаучные искания ученого, и, как следствие, она перешла и в его философию, и в поэзию.
Человек большой и щедрой души, твердо веривший в победу Солнца над мраком, Добра над Злом, А.Л.Чижевский оставил нам замечательное душевное наследие, которое призывает нас ценить Прекрасное, любить Жизнь и Человека

Прикрепления: 3550272.jpg (5.1 Kb)


С уважением,
Марина Андриевская
Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы
Проза.ру
Литпричал
Стихи.ру
1й международный поэтический конкурс "Союзники"
7й международный поэтический конкурс "Союзники"
Вредные советы (по Остеру)
YouTube
Фейсбук


Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 08:34
 
omegaДата: Пятница, 28 Янв 2011, 05:59 | Сообщение # 2
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:

Все аспекты влияния космоса, и в частности Солнца, на Землю и человечество отражены Чижевским в стихотворении
«ГАЛИЛЕЙ»

И вновь и вновь взошли на Солнце пятна,
И омрачились трезвые умы,
И пал престол, и были неотвратны
Голодный мор и ужасы чумы.
И вал морской вскипел от колебаний,
И норд сверкал, и двигались смерчи,
И родились на ниве состязаний
Фанатики, герои, палачи.
И жизни лик подёрнулся гримасой:
Метался компас – буйствовал народ,
А над землёй и над людскою массой
Свершало Солнце свой законный ход.
О, ты, узревший солнечные пятна
С великолепной дерзостью своей –
Не ведал ты, как будут мне понятны
И близки твои скорби, Галилей!

СВАНТЕ АРРЕНИУСУ

Не потому ль спокойна так природа,
Не оттого ль безумствуем мы так,
Что мраку мысли не видать исхода,
Вселенной же неведом этот мрак.
В ней все так просто, лучезарно-ясно:
Рожденье! Смерть! – Блаженный мир во всем.
И вопль души, неистовой и страстной,
Увы, смешон пред вечным торжеством.

Если в ранних стихах он поет гимн Солнцу, дающему свет и жизнь, пишет о «бегстве тьмы», то в годы заключения рождаются «Стихия тьмы» и «Нашествие ночи» – вокруг «сгущается мрак глубокий», «все гуще чернота, все непроглядней мрак и мира зримого быстрей уничтоженье», «нет конца всеобщей тьме», никто не в силах «ни тьмы не превозмочь, ни скрыться от нея».

...Там Солнце черное на черных небесах
Свой испускает свет невидимый и черный.
И в черной пустоте на черных же лучах
Летит в пространство весть о мощи необорной...

Наряду с этим в стихах Чижевского продолжают звучать голоса птиц, распускаться цветы, на небе загораться «тихих звезд сверкающие взоры». По-прежнему Чижевского влекут яркие личности – Сократ, Бетховен, Микеланджело, Лобачевский... Им он посвящает отдельные стихотворения.
Появляется и тема противостояния личности и тирана («Сцевола»), народа и тирании («Хаммураби»). Одно из стихотворений он заканчивает так:

...Но произвол всех жмет, как спрут:
Рабы, приведенные к власти,
Неудержимо развернут
Свои кровавые пристрастья.
И нет конца всеобщей тьме,
И не ищи средь бела света,
Кто скажет казням и тюрьме
Свое божественное вето!

***
...Высоким черным силуэтом
Царит усталый земледел;
Он должен здесь, на свете этом,
Свой мудрый выполнить удел.
И он медлительно шагает;
Идет вперед – летит зерно...
Окончил, снова начинает
Свою межу... Темней... Темно...
Тут вечер крылья распускает,
Мешаясь с шорохом впотьмах;
И чудится: до звезд взлетает
Державный сеятеля взмах...

Мыслитель понимал, что усвоение человеком, личностью космической энергии – оборотная сторона серьёзного исследования космоса, которое, в свою очередь, неизбежно. Бессмысленно подходить к новым явлениям со старым вооружением. Первое же вооружение человека – это его душа. Чижевский не знал о трудах Рерихов, наполненных призывами обратить самое пристальное внимание на психическую энергию и расширение сознания. Но идеи недаром «витают в воздухе». То, что актуально, рождается одновременно в головах у многих талантливых, открытых новому веку людях.
«Потенциал человеческой фантазии неисчерпаем. Но совершенно невообразимо, какую энергию должна будет развить психика, чтобы приучить себя к бездонным просторам Космоса, к его черноте с колючими звёздами, к беспредельному одиночеству в нём»

Сиянье звёзд – для сердца утешенье!
Минует всё: и жизнь, и жизни беды,
А новое чужое поколенье
Увидит также слёзы Андромеды!
И в час ночной, когда в покрове белом
Луна-фантом взошла – и помертвела –
Над одиноким телом
Затеплится зелёная Капелла.
И меж тобой и Космосом эфирным
Возникнут гармонические хоры,
Приветствуя сочувствием всемирным
Тебя, о перл Великого Скульптóра!

***
Ах, как живо постигнул я вечность
И великий залог бытия,
И гляжу я душой в бесконечность,
Где таится вся вера моя.

Ах, я понял, любовью одною
Cердцу стоит терзаться и жить.
И я плачу, воскресший душою,
Что тебя не могу разлюбить.

***
В смятеньи мы, а истина – ясна,
Проста, прекрасна, как лазури неба:
Что нужно человеку? Тишина,
Любовь, сочувствие и корка хлеба.

ХРАМ

От мертвеца не жди ответа:
Остыла кровь, замолк язык.
В своем торжественном покое
Он стал загадочно велик.

Так пред развалинами храма
Стоит, поникнув, пилигрим
И мнит, что тихий хор струится,
Что жертвенный струится дым.

Но храм молчит в пустыне ночи,
Чуждаясь прихоти людской,
Лишь гимну звездному внимает
Его вневременный покой.

***
Поэзия есть чудо, раскрытое богами:
То разума сиянье, то чувства утонченье,
О, смертный, наслаждайся – прильни плотней устами
К насыщенному кубку: в нем – скорби утоленье.
И мир перед тобою в тот миг преобразится:
Незримое – увидишь, неверное – исчезнет,
И нового познанья светило загорится
Во мраке первозданном – твоей душевной бездне.

Потребность познавать, отображать мир в стихах и красках помогли Чижевскому выстоять в нечеловеческих условиях лагерного периода 40х-50х годов. Между строк его стихотворения «Гиппократу» есть запись: «5.1.43г. Холод +5С в камере, ветер насквозь. Кипятку не дают». Но работа его души и мозга продолжалась несмотря ни на что. И он выстоял, и с честью пронёс высокое достоинство русского интеллигента через все испытания.

ГИППОКРАТУ

Ночные небеса в сиянье тайном звезд
Роднят меня с тобой сквозь бег тысячелетий.
Все те ж они, как встарь. И те ж миллиарды верст
Разъединяют нас. А мы – земные дети –
Глядим в ночной простор с поднятой головой,
Хотим в сиянье звезд постичь законы мира,
Соединив в одно их с жизнью роковой
И тросы протянув от нас до Альтаира.
Я, как и ты, смотря на лучезарный хор,
Стараюсь пристально проникнуть в сочетанья
Живой мозаики, хочу понять узор
Явлений жизненных и звездного сиянья.
Для нас с тобою мир – родное существо,
Столь близкое душе, столь родственно-простое,
Что наблюдать за ним – для мысли торжество,
И радостно будить молчанье вековое
В туманностях, во мглах, во глубине земной
И в излучениях – солярном или звездном,
Вскрывать покрытые глухою пеленой
Перед невеждами – космические бездны.
Для нас едино – всё: и в малом и большом.
Кровь общая течет по жилам всей вселенной.
Ты подошел ко мне, и мыслим мы вдвоем,
Вне всех времен земных, в отраде вдохновенной
И вне пространств земных. Бежит под нами мгла,
Стихии движутся в работе повсеместной,
Бьет хаос в берег наш; приветлива, светла,
Глядится жизнь сама из глубины небесной.
И явственно сквозь бег измышленных времен
И многомерные, крылатые пространства
Пронизывает мир незыблемый закон –
Стихий изменчивых под маской постоянства,
И вот редеет мгла. Из хаоса стремят
Формотворящие строительные токи,
Иные времена иным мирам дарят
И утверждают их движения на сроки.
И в созиданиях мы чувствуем полней
Взаимодействие стихий между собою –
И сопряженное влияние теней,
Отброшенных на нас вселенскою борьбою.
Мы – дети Космоса. И наш родимый дом
Так спаян общностью и неразрывно прочен,
Что чувствуем себя мы слитыми в одном,
Что в каждой точке мир – весь мир сосредоточен…
И жизнь – повсюду жизнь в материи самой,
В глубинах вещества – от края и до края
Торжественно течет в борьбе с великой тьмой,
Страдает и горит, нигде не умолкая.

Прикрепления: 9547781.jpg (24.7 Kb)


С уважением,
Марина Андриевская
Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы
Проза.ру
Литпричал
Стихи.ру
1й международный поэтический конкурс "Союзники"
7й международный поэтический конкурс "Союзники"
Вредные советы (по Остеру)
YouTube
Фейсбук


Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 08:45
 
omegaДата: Пятница, 28 Янв 2011, 06:10 | Сообщение # 3
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
А.Л.Чижевский был не только большим поэтом, но и незаурядным художником-пейзажистом. Учился живописи еще в раннем детстве в Парижском салоне у художника Гюстава Нодье – ученика известного художника-импрессиониста Эдгара Дега. Чижевским создано более тысячи живописных произведений в разной технике: от масла до гуаши, рисунков цветными карандашами, пастели, акварели. Он написал более ста картин, средства от продажи которых шли на проведение опытов. Главная часть акварелей (более 150) написана в период заключения в лагерях. Основная часть сегодняшней коллекции картин Чижевского хранится в фондах Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Макс. Волошин говорил, что «художники – это глаза человечества». Картины Чижевского вызывают у нас ощущение радости жизни, красоты и величия окружающего нас мира. Живопись и поэзия в творчестве Чижевского составляют неразрывное единство.


Морозное солнце. 1944г.

Гремит, звенит на солнце день.
Слепят восторженные взоры.
Розовощёкие просторы,
Голубопламенная тень.

Сквозь остроколкий воздух видно:
В лесу, как в храме огневом,
Деревья блещут искровидно
Литым, чистейшим серебром.

Прикрепления: 9798636.jpg (23.0 Kb)


С уважением,
Марина Андриевская
Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы
Проза.ру
Литпричал
Стихи.ру
1й международный поэтический конкурс "Союзники"
7й международный поэтический конкурс "Союзники"
Вредные советы (по Остеру)
YouTube
Фейсбук


Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 08:50
 
omegaДата: Пятница, 28 Янв 2011, 06:22 | Сообщение # 4
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:

Таинственный лес. 1952г.

Лесная глушь ночной порой
Таит пленительную прелесть;
Войдёшь - родится мыслей рой,
И в этих мыслях некий хмель есть.

Как сторожа вокруг стоят
Сосна, ель, липа и осина.
И думу про себя таят -
Значительно и благочинно.

Луна за лблаком скользит -
И темь в лесу густа и мшиста.
Как будто шерстью лес набит
Согретой, мягкой и душистой.

Но только выглянет луна,
Бросая косо взгляд лукавый,
Как воротятся из темна
Кусты и пни, цветы и травы...

Прикрепления: 5437230.jpg (7.3 Kb)


С уважением,
Марина Андриевская
Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы
Проза.ру
Литпричал
Стихи.ру
1й международный поэтический конкурс "Союзники"
7й международный поэтический конкурс "Союзники"
Вредные советы (по Остеру)
YouTube
Фейсбук


Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 06:27
 
omegaДата: Пятница, 28 Янв 2011, 06:32 | Сообщение # 5
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:

Спустился туман. 1945г.

ОСЕНЬ

Опять знакомая истома
Тревожит существо моё,
Опять стою у перелома
И созерцаю бытиё.

Ещё за окнами моими
Тепло последнее поёт,
И над озёрами лесными
Туман по утру восстаёт...

Окно откроешь - ветер ясный
Пронизывает холодком,
И летней неги так напрасно
И безнадёжно-тщетно ждём.
1916

Прикрепления: 3786759.jpg (22.8 Kb)


С уважением,
Марина Андриевская
Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы
Проза.ру
Литпричал
Стихи.ру
1й международный поэтический конкурс "Союзники"
7й международный поэтический конкурс "Союзники"
Вредные советы (по Остеру)
YouTube
Фейсбук


Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 06:33
 
omegaДата: Пятница, 28 Янв 2011, 06:42 | Сообщение # 6
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:

Люблю я оттепель к весне,
Когда, прорвав свои плотины,
В дрожащей чуткой тишине
Бегут ручьи, шумят стремнины...
Как хорошо, как грустно мне!

Пришло раздолье деревень,
И песня молодой природы
Живит глухого леса сень,
А по лугам воркуют воды
Про вдохновенный светлый день!

Прикрепления: 6993192.jpg (83.5 Kb)


С уважением,
Марина Андриевская
Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы
Проза.ру
Литпричал
Стихи.ру
1й международный поэтический конкурс "Союзники"
7й международный поэтический конкурс "Союзники"
Вредные советы (по Остеру)
YouTube
Фейсбук
 
omegaДата: Пятница, 28 Янв 2011, 06:45 | Сообщение # 7
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
Прикрепления: 9791163.jpg (66.0 Kb)


С уважением,
Марина Андриевская
Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы
Проза.ру
Литпричал
Стихи.ру
1й международный поэтический конкурс "Союзники"
7й международный поэтический конкурс "Союзники"
Вредные советы (по Остеру)
YouTube
Фейсбук


Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 07:51
 
omegaДата: Пятница, 28 Янв 2011, 06:48 | Сообщение # 8
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:

Журавли улетают. 1941г.
Прикрепления: 9168780.jpg (38.2 Kb)


С уважением,
Марина Андриевская
Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы
Проза.ру
Литпричал
Стихи.ру
1й международный поэтический конкурс "Союзники"
7й международный поэтический конкурс "Союзники"
Вредные советы (по Остеру)
YouTube
Фейсбук


Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 06:52
 
omegaДата: Пятница, 28 Янв 2011, 06:49 | Сообщение # 9
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:

Забытая дорога. 1945г.
Прикрепления: 6009093.jpg (54.9 Kb)


С уважением,
Марина Андриевская
Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы
Проза.ру
Литпричал
Стихи.ру
1й международный поэтический конкурс "Союзники"
7й международный поэтический конкурс "Союзники"
Вредные советы (по Остеру)
YouTube
Фейсбук


Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 06:53
 
omegaДата: Пятница, 28 Янв 2011, 06:52 | Сообщение # 10
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:

Вечер после дождя. 1945г.
Прикрепления: 0733415.jpg (21.8 Kb)


С уважением,
Марина Андриевская
Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы
Проза.ру
Литпричал
Стихи.ру
1й международный поэтический конкурс "Союзники"
7й международный поэтический конкурс "Союзники"
Вредные советы (по Остеру)
YouTube
Фейсбук


Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 06:53
 
omegaДата: Пятница, 28 Янв 2011, 07:03 | Сообщение # 11
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:

Грозовое небо. 1946г.

ВЕЧЕРНЕЕ НЕБО

В часы, когда Солнце вечернее – Атум –
Варит себе пищу в кипящих котлах,
И пламенно-медные стрелы заката
Летят и сверкают в пылающих мглах, –
Драконы, чудовища, птицы и змеи,
Залитые кровью, стремятся в котлы,
И реют, и тают, огнем пламенея,
Среди огнедышащей розовой мглы;
И только коснутся к краям раскаленным,
Сольются в один ослепительный дым
И гибнут в порыве своем исступленном,
Венчая светило венцом золотым.
А сверху, над грозным пожаром захода,
Сквозь пурпурный хаос врываются к нам
Прозрачно-зеленые бездны, как воды,
Текущие вдаль по иным небесам.
И в бледно-зеленой бездонной пустыне,
Где как бы начало Вселенной иной,
Являются чуждые нам, как святыни,
Холодные звезды Вселенной ночной.

Прикрепления: 3240773.jpg (61.9 Kb)


С уважением,
Марина Андриевская
Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы
Проза.ру
Литпричал
Стихи.ру
1й международный поэтический конкурс "Союзники"
7й международный поэтический конкурс "Союзники"
Вредные советы (по Остеру)
YouTube
Фейсбук


Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 07:14
 
omegaДата: Пятница, 28 Янв 2011, 07:05 | Сообщение # 12
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:

Магия незримых переходов,
Мглы туманной над землей весенней,
Огненное золото заходов,
Музыка тончайших светотеней.

Взять, что никогда неуловимо,
Удержать, что в мгновенье ока
Изменяется непостижимо
С запада до самого востока.

Прикрепления: 9197142.jpg (17.4 Kb)


С уважением,
Марина Андриевская
Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы
Проза.ру
Литпричал
Стихи.ру
1й международный поэтический конкурс "Союзники"
7й международный поэтический конкурс "Союзники"
Вредные советы (по Остеру)
YouTube
Фейсбук


Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 07:47
 
omegaДата: Пятница, 28 Янв 2011, 07:20 | Сообщение # 13
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:

Вчера был первый вешний день,
Весь позлащенный чистым светом,
И сине-розовая тень
Играла в воздухе прогретом.

Вокруг немолчный голос пел –
То пело небо голубое,
И мир раскрылся, просветлел
В своем преображенном строе.

Когда же сумерки пришли
И в синеве простерлись дали,
И звезды над лицом Земли,
Как бы ожив, затрепетали, –

Я в утомленном забытьи
Предался ясному покою,
И поспешили снизойти
Ко мне видения толпою.

Прикрепления: 1080800.jpg (104.3 Kb)


С уважением,
Марина Андриевская
Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы
Проза.ру
Литпричал
Стихи.ру
1й международный поэтический конкурс "Союзники"
7й международный поэтический конкурс "Союзники"
Вредные советы (по Остеру)
YouTube
Фейсбук
 
omegaДата: Пятница, 28 Янв 2011, 07:56 | Сообщение # 14
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:

Дом-музей А.Л. Чижевского в Калуге.
Прикрепления: 7121190.jpg (9.8 Kb)


С уважением,
Марина Андриевская
Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы
Проза.ру
Литпричал
Стихи.ру
1й международный поэтический конкурс "Союзники"
7й международный поэтический конкурс "Союзники"
Вредные советы (по Остеру)
YouTube
Фейсбук


Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 08:00
 
1111Дата: Пятница, 28 Янв 2011, 22:31 | Сообщение # 15
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 44
Награды: 2
Репутация: 5
Статус:
Спасибо Марина!
Вы открыли для меня много нового и интересного.
Сергей

Добавлено (28.01.2011, 22:31)
---------------------------------------------
Вот какую интересную статью о физиках и лириках я нашел в Интернете. Она перекликается, с поданной Выше темой о А.Л. Чижевском.
---------------

СИГАЧЕВ А. А. «ПОЭЗИЯ, НАУКА И МУЗЫ»

«Поэзия — (от гр. Poiesis — творчество) — словесное творчество, искусство образно выражать мысль в слове... В отличие от художественных произведений в прозе, называют — художественное творчество в стихотворной форме».
Поэзия по своему существу имеет космическую природу, и возможности её безграничны. По меткому выражению А. Чижевского, «истинное поэтическое произведение, вырванное из глубин духа, может стать таким же откровением, какого не достигнет строго размышляющая философия или наука».
В свете вышеуказанного интересно проследить психологические основы личности, сочетающей в себе дарование учёного и поэта, учёного и композитора. Такие исследования весьма ценны для выявления и прогнозирования духовных и физических возможностей человека будущего и проникновения в его неисчерпаемые возможности.
Задатки таланта программируются природой и поэтому многосторонне одарённые личности не часто встречаются и проникновение в «лабораторию их жизнедеятельности» было бы весьма ценным для осмысленного формирования развитой творческой личности. Взаимодействие факторов науки и искусства в одной личности, а также основы, влияющие на формирование такой личности, — эта проблема так и осталась актуальной и нерешённой до настоящего времени. На самом деле, как объяснить достижение таких поразительных успехов и в науке, и в искусстве, какие были у Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносова?

Известно, что многие учёные, работающие одновременно в науке и в искусстве, не находят времени для отдыха в обыденном понимании этого слова. Их отдых — это изменение формы труда. В свободное время они с увлечением занимаются живописью, композицией, поэзией. Стоит отметить, что это не приводит к перегрузке учёных, поэтов, художников, композиторов, а, напротив, как показывает статистика, обеспечивает им творческое долголетие.

Работа в области поэзии даёт сильное развитие фантазии и образности мышления, что является необходимым фактором успешной работы учёного в науке, а творческая работа в науке является философским фундаментом для поэзии, повышает общую культуру личности, эрудицию.

Сочетание в одном лице учёного и поэта порождает комплексное мироощущение, расширение возможностей всестороннего познания мира. Одновременно с проникновением в его тайны и разумом, и чувством. Изучение творчества поэтов-учёных представляет большой не только теоретический, ни и практический интерес. Природа вкладывает в человека значительно больше, чем он реализует, полезно было бы отыскать эти нетронутые залежи человеческих возможностей.

С другой стороны, эта проблема актуальна ещё и тем, что в современном мире всеобщей деградации личности в результате беспримерной пропаганды лжи, насилия, грабежа, безнравственности, наживы любыми средствами, — всё это направляет всеобщие усилия людей по пути обогащения власть имущих. Благородным, одарённым людям перекрывается дорога в мир духовной жизни, в мир истинного искусства, красоты и гармонии. Поэтому раскрытие секретов больших творческих возможностей через поэзию и науку, обретения «золотого ключика» к тайникам с сокровищами нетленной красоты, истинного духовного счастья, — является своего рода противоядием фаустовскому закланию души дьяволу.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) — гениальный русский учёный-энциклопедист, поэт, заложивший основы современного русского литературно-поэтического языка, поборник отечественного просвещения. А. С. Пушкин так высказывался о нем: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Своим творческим подвигом М. В. Ломоносов показал блестящий пример неразрывного сочетания науки и поэзии в своих бессмертных научно-поэтических произведениях «Ода о Северном сиянии», которая явилась блестящим гимном науке, просвещению, гимном Родине — России.
В ней показана непревзойдённая картина мира и счастья на земном шаре. Его поэма «Письмо о пользе стекла» поражает богатством содержания и исключительно смелой критики современной действительности. В своих одах, написанных с 1757 по 1762 годы, М. В. Ломоносов по-боевому вмешивается в общественно-политическую жизнь: учит царей, наставляет их, требует выполнения ими долга перед Родиной. Это и теперь весьма актуально:

Храните праведно заслуги
И милуйте сирот и вдов,
Сердцам нелживым будьте други
И бедным истинный покров,
Присягу сохраняйте верно...

(Ода 1757 г.)

Фёдор Николаевич Глинка (1786—1880) — участник Отечественной войны 1812 года. Награждён за храбрость золотым оружием и высшими орденами Отечества. Ф. И. Глинка многогранно одарённая личность: учёный–геолог, историк и поэт. «Изо всех наших поэтов Ф. Н. Глинка, — писал А. С. Пушкин, — может быть самый оригинальный». Поэзию Глинки отличает философская и патриотическая лирика. Он один из зачинателей космической поэзии. Многие его стихи переложены на музыку и стали народными песнями («Москва», «Вот мчится тройка удалая» и другие).

Москва
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

Алексей Фёдорович Мерзляков (1778–1830) — действительный член Российской Академии, профессор московского университета, известный критик и теоретик литературы своего времени. По его курсам длительное время велось преподавание словесности в русских учебных заведениях. Особенно велика его заслуга в научной разработке русского фольклора, в реформе лирической поэзии в народном духе. Он сам создал цикл песен. Многие, из которых весьма популярны в наше время («Среди равнины ровныя», «Чернобровый, черноглазый», «Ах, девица-красавица» и др.).

Дмитрий Павлович Давыдов (1811–1883) — известный учёный геофизик и краевед в Сибири. Он известен, как собиратель фольклора малых народностей (якутов, бурят, эвенков и др.), а также и как автор Якутско-русского словаря. Является автором песен, среди которых одна стала поистине народной песней «Думы беглеца на Байкале»:

Славное море — привольный Байкал.
Славный корабль — омулёвая бочка.
Ну, Баргузин, пошевеливай вал,
Плыть молодцу недалёчко.

Дмитрий Николаевич Садовников (1847–1883) — учёный-краевед; собирал и изучал народное творчество фольклора. Поэтическое творчество Садовникова Д. Н. проникнуто горячей любовью к русскому народу. Им создано много песен, которые любимы в народе до сих пор. Особенной популярностью пользуется песня о казаке Степане Разине — «Из-за острова на стрежень».

Василий Иванович Богданов (1838–1886) — врач и юморист; окончил медицинский факультет Московского университета, работал врачом на Балтийском и Черноморском флотах. Совершил кругосветное путешествие. Автор знаменитой песни «Дубинушка».

Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) — великий русский композитор, поэт и выдающийся учёный-химик. Он с детства проявил большой интерес к естественным наукам, музыке и поэзии. Ему принадлежит ряд открытий в области общей и физиологической химии. Много времени уделял педагогической деятельности, как профессор медико-хирургической академии. Им написаны либретто и тексты арий к опере «Князь Игорь», тексты романсов и выполнены переводы из Гейне. Его патриотическая опера «Князь Игорь», симфонии и романсы бессмертны.

Александр Александрович Навроцкий (1839–1914) — окончил Военно-юридическую академию, служил в военно-судебном ведомстве. Поэт и прозаик. Автор знаменитой песни, ставшей народной, «Утёс Стеньки Разина»

Николай Константинович Рерих (1874—1947) — великий художник, учёный, писатель, поэт. Вся его жизнь — подвижничество. Его научные экспедиции в неисследованные области Центральной Азии (Тибет, Гималаи) малодоступные и труднопроходимые, являются подвигом учёного патриота. Н. К. Рерих автор около семи тысяч полотен, получивших международное признание. Менее известен как поэт. Прижизненно была издана одна книга стихов («Цветы Марии», 1921) и посмертно — вторая[8].. Пакт о защите культурных ценностей, подписанный и ратифицированный многими странами мира, вошёл в историю под именем пакта Рериха.

Священные знаки
Мы не знаем. Но они знают.
Камни знают. Даже знают
деревья. И помнят.
Помнят, кто назвал горы
и реки. Кто сложил бывшие
города. Кто имя дал
незапамятным странам.
Неведомые нам слова.
Все они полны смысла.
Все полно подвигов. Везде
герои прошли. "Знать" —
сладкое слово. "Помнить" —
страшное слово. Знать и
помнить. Помнить и знать.
Значит — верить.
Летали воздушные корабли.
Лился жидкий огонь. Сверкала
искра жизни и смерти.
Силою духа возносились
каменные глыбы. Ковался
чудесный клинок. Берегли
письмена мудрые тайны.
И вновь явно все. Все ново.
Сказка-предание сделалось
жизнью. И мы опять живем.
И опять изменимся. И опять
прикоснемся к земле.
Великое "сегодня" потускнеет
завтра. Но выступят
священные знаки. Тогда,
когда нужно. Их не заметят.
Кто знает? Но они жизнь
построят. Где же
священные знаки?

АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ ЧИЖЕВСКИЙ (1897–1964) — ПРОФЕССОР, ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЁНЫЙ БИОЛОГ.
ИЗВЕСТЕН СВОИМИ ТРУДАМИ В ОБЛАСТИ КОСМИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ. А. Л. ЧИЖЕВСКИЙ БЫЛ МНОГОГРАННО ОДАРЁННОЙ ЛИЧНОСТЬЮ. ЕГО ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ПОЛУЧИЛО ОДОБРЕНИЕ В. МАЯКОВСКОГО. В.БРЮСОВА.
А. Л. ЧИЖЕВСКИЙ ХОРОШО ИЗВЕСТЕН И КАК ХУДОЖНИК-ПЕЙЗАЖИСТ. ЕГО КАРТИНЫ НЕОДНОКРАТНО УДОСТАИВАЛИСЬ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ВЫСТАВОК.

* * *

О беспредельном этом мире
В ночной тиши я размышлял,
А Шар Земной в живом эфире
Небесный свод круговращал.

О, как ничтожество земное
Язвило окрылённый дух!
О, как величие родное
Меня охватывало вдруг.

Непостижимое смятенье
Вне широты и долготы,
И свет, и головокруженье,
И воздух горней высоты.

И высота необычайно
Меня держала на весу,
И так была доступна тайна,
Что я весь мир в себе несу.

Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение" / №5 2009 – Филология
***

 
omegaДата: Понедельник, 14 Фев 2011, 18:39 | Сообщение # 16
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
Спасибо Сергей! Вы тоже открылись для меня ( и не только) с новой стороны, такой неожиданный трезвый взгляд biggrin !
А если серьёзно, то эту отличную статью лучше разделить по Личностям.
и выложить отдельно, например, про Ломоносова. Тем более, что у него юбилей!

А стихи Рериха называют Письмена.

Кстати, книга "Вся жизнь" Чижевского у меня есть. А в Калуге я была в его музее (и Циолоковкого) и всё видела собственными глазами...

Добавлено (14.02.2011, 18:39)
---------------------------------------------
Крупному советскому ученому-физику, организатору науки, человеку неравно­душному к художественному творчеству — Д. И. Блохинцеву принадлежит, пожалуй, наиболее верная оценка масштаба творческой личности А. Л. Чижев­ского:

“Многие из его акварелей просто прекрасны, другие хороши. Но, быть может, самое главное, о чем говорят эти картины... как и стихи... заключается в том, что они раскрывают перед нами образ истинно великого русского человека в том смысле, в котором он всегда понимался в России.

...обязательной чертой этого образа были не только успехи в той или иной науке, а скорее создание мировоззрения.

Наука, поэзия, искусство — все это должно быть лишь частью души великого и его деятельности”.


С уважением,
Марина Андриевская
Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы
Проза.ру
Литпричал
Стихи.ру
1й международный поэтический конкурс "Союзники"
7й международный поэтический конкурс "Союзники"
Вредные советы (по Остеру)
YouTube
Фейсбук


Сообщение отредактировал omega - Понедельник, 14 Фев 2011, 18:44
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов