А.Л.Чижевский. 26 января (7февраля)
|
|
omega | Дата: Пятница, 28 Янв 2011, 05:48 | Сообщение # 1 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
| А.Л.Чижевский – советский биофизик, основоположник гелио- и космобиологии, аэроионификации, электрогемодинамики, поэт, художник, философ-космист. Проявлял огромный интерес к освоению космического пространства, оказывал поддержку К.Э.Циолоковскому, с которым его связывала многолетняя дружба. Книга К.Э. Циолковского «Ракета в космическое пространство» была издана в Калуге в 1924 г. при непосредственном участии А.Л. Чижевского и с его предисловием. Установление А.Л. Чижевским влияния космических факторов на земные процессы поставило его в один ряд с пионерами космического естествознания – А. Гумбольдтом, К.Э. Циолковским, В.И. Вернадским. Выдающимся открытием А.Л. Чижевского явилось установление системной организации движущейся крови. Большое научное и практическое значение имеют многолетние исследования А.Л. Чижевского о влиянии атмосферного электричества на живые организмы. Его аэроионизатор известен сейчас как «люстра Чижевского», и имеет широкое практическое применение. Мировое нayчное признание пришло к ученому еще при жизни: Александр Леонидович был избран почетным и действительным членом более 30 научных обществ и академий различных стран Европы, Америки и Азии. В 1939г. в Нью-Йорке состоялся Первый Международный конгресс по биологической физике и космической биологии, на котором А. Л. Чижевский был избран Почётным президентом. Чижевского приглашают в Америку, но в поездке за рубеж ему отказывают. Был направлен Меморандум о научных трудах учёного от имени конгресса в Нобелевский комитет, в котором говорилось: «Гениальные по новизне идей, по ширине охвата, по смелости синтеза и глубине анализа труды поставили профессора Чижевского во главе биофизиков мира и сделали его истинным Гражданином мира, ибо труды его – достояние Человечества», а многогранная деятельность ученого олицетворяет «для нас, живущих в XX в., монументальную личность Леонардо да Винчи». Но Чижевский отказался от выдвижения на Нобелевскую премию «по этическим мотивам». Нестандартные научные взгляды Чижевского вызывали противодействие, на него неоднократно писались доносы, и в 1942г он был арестован, осужден на восемь лет, заключён в лагеря в Свердловской области и в Казахстане. В 1950г. после освобождения восемь лет находился в ссылке в Караганде, где работал в лаборатории Областного Онкологического диспансера. В 1958г. вернулся в Москву, работал в лаборатории аэроионификации при совнархозе. Полностью реабилитирован только в 1962 году. А.Л. Чижевский умер 20 декабря 1964 г. в Москве. Похоронен на Пятницком кладбище. Его знаменитые монографии («Земное эхо солнечных бурь» и другие) были изданы только после смерти ученого. Также после смерти вышли книги «На берегу Вселенной. Воспоминания о Циолоковском» и автобиографическая книга «Вся жизнь». В последние годы многие любители искусства открыли для себя в Чижевском поэта-философа, писателя-стилиста, утонченного художника, знатока и ценителя музыки. В 2000 г. в Калуге был открыт научно-мемориальный и культурный Центр А.Л. Чижевского. -------------------------------------------------------------------------------- «В науке я прослыл поэтом, среди поэтов – я ученый…» Александр Леонидович Чижевский родился в Гродненской губернии (ныне Польша) 26 января (7 февраля) 1897г. в семье кадрового военного. Род Чижевских – потомственный род военных офицеров, Георгиевских кавалеров, героев Бородина и Севастополя. Его отец — был капитаном артиллерии. В годы первой мировой войны дослужился до чина генерала. Он был также и талантливым инженером-изобретателем, занимался ракетной техникой. После перевода его в Калугу в 1913 г. не раз встречался с К.Э.Циолковским и обсуждал с ним проблемы ракетостроения. Мать А. Л. Чижевского Надежда Александровна, урожденная Невиандт, принадлежала к старинному роду выходцев из Голландии, переселившихся в Россию во времена Петра I. Она заболела туберкулезом легких и через год после рождения единственного сына умерла в Ментоне (Италия). Воспитанием Александра занимались родная сестра отца Ольга Васильевна Чижевская-Лесли, которая с жила вместе с ними и стала для него второй матерью, и бабушка – Елизавета Семеновна Чижевская, внучатая племянница адмирала Нахимова, – была его первым учителем и наставником. Она хорошо знала историю и иностранные языки. Домашнее образование, которое получил Чижевский, включало в себя естественнонаучные и точные дисциплины, но наибольший интерес у него вызывали гуманитарные предметы. В семье уделялось большое внимание воспитанию единственного ребенка, развивались все его способности, прививались вкус и любовь к прекрасному. «С раннего детства, — писал Чижевский, — я страстно полюбил музыку, поэзию, живопись. Это были годы упоения искусствами. Я провел их, непрерывно и сладостно мечтая и формируясь духовно. И любовь эта с течением времени не только не уменьшалась, а принимала все более страстный характер даже тогда, когда корабль моих основных устремлений пошел по фарватеру науки». Играть на скрипке и рояле он научился в раннем детстве. Дома всегда был рояль. Ольга Васильевна хорошо владела инструментом, возможно, она и была первым учителем музыки любимого племянника. Когда отец увидел интерес сына к скрипке, то в 1913 году приобрел в Варшаве для него скрипку итальянского мастера Давида Тэхлера у известного польского скрипача Липинского. Скрипка имела свой паспорт, и, по преданиям, на ней играл сам Паганини. Этой скрипке, проданной Чижевским в очень трудное для него время в 1935 году, он посвятил поэму. Александр Леонидович часто и много импровизировал на скрипке и рояле. У него, по его словам, «были свои сонаты, симфонии, концерты, построенные по всем правилам теории гармонии», которые он много раз хотел записать, но, к сожалению, не выполнил намерения. Влияние рано умершей матери проявилось в поэтическом даре Чижевского. Уже в возрасте трех-четырех лет маленький Шура знал наизусть несколько русских, немецких и французских стихотворений, которые бабушка просила его при всяком удобном случае читать вслух. Она заставляла внука учить стихи и даже платила за хорошо выученное стихотворение, зная, что деньги он потратит на приобретение книг. Стихи для мальчика с раннего детства были тайной страстью. Ему стоило большого труда удержаться от слез, когда он слушал или читал хорошие стихи, настоящая поэзия всегда сильно действовала на него. Сочинять стихи он начал с шестилетнего возраста, но лишь поздравительные вирши папе, маме, бабушке, а так как они давались с трудом, то особенно себя не затруднял и предпочитал рисунки цветными карандашами или вышивки по канве шелком или берлинской шерстью, что доставляло ему большое удовольствие. Любовь к немецкой классической поэзии и к произведениям Гете зародил в юном Чижевском преподаватель немецкого языка Я.Миллер. Десятилетний Александр читал самостоятельно сказки Андерсена на немецком языке. И только в четырнадцатилетнем возрасте он пристрастился к писанию стихов, часто в ущерб другим занятиям. Его привлекала музыкальность поэтического слова: «С раннего детства я любил громко читать стихи, прислушиваясь к звучанию, к мелодии строфы, и, таким образом, невольно развивал у себя вкус к поэтической музыке. Будучи одаренным музыкантом, все же не сразу мог понять все тонкости в звучании слова и много работал над собой, читая часами вслух великих поэтов. Затем начинал обычно сам вслух импровизировать, чаще всего очень громко, стоя или ходя быстро по комнате, и сопровождал свои импровизации соответствующей жестикуляцией». Ольга Васильевна всячески оберегала своего любимца в эти часы, никого к нему не пускала, не позволяла мешать творческому процессу. Отец же, заставая сына за сочинительством, советовал: «...если хочешь быть настоящим поэтом, прежде всего надо учиться. Работать, трудиться и не лениться... Надо многое изучать и очень многое прочесть, учиться на классических образцах». И приводил в пример Пушкина и Лермонтова, а на другой день привозил сыну какую-нибудь книгу по теории поэзии или классическое произведение. С 1913, после перевода отца в Калугу, Саша учился в частном реальном училище Ф.М. Шахмагонова. Калуга в жизни А. Л. Чижевского занимает особое место. Здесь произошло становление его как ученого и знакомство с К. Э. Циолковским, которое имело судьбоносное значение. В возрасте 18 лет он уже выступил с докладом «Периодическое влияние Солнца на биосферу Земли» на заседании калужского общества по изучению природы. В Калуге вышли два его поэтических сборника: «Стихотворения» (1915) и «Тетрадь стихотворений» (1919). В 1915, окончив училище, Александр уехал в Москву и поступил в археологический институт. Увлечение классической литературой, памятниками старины, филологией обусловили этот его первоначальный выбор высшего образования. Он также посещал литературные вечера и кружки, познакомился с Буниным и Брюсовым. Во время первой мировой войны в июле 1916 г., прервав обучение, Чижевский отправляется добровольцем на фронт, участвует в тяжелых боях в Галиции, получает Георгия 4-й степени. В декабре 1916 г. после ранения демобилизуется и уже целиком погружается в научные исследования. Примечательно, что для Калужских пехотных командных курсов он подготовил и издал в 1918 г. учебник русского языка в соответствии с новыми правилами грамматики. В 1917 году Чижевский оканчивает археологический институт и защищает две диссертации: «Русская лирика XVIII века» и «Эволюция физико-математических наук в древнем мире». А в 1918 на историко-филологическом факультете МГУ защищает докторскую диссертацию «Исследование периодичности всемирно-исторического процесса», которая спустя шесть лет была изложена в книге «Физические факторы исторического процесса». Смысл концепции А.Л. Чижевского сводился к следующему: циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, изменяя жизненные процессы, начиная от урожайности и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. Это сказывается на динамике исторических событий – войн, восстаний, революций, политико-экономических кризисов и т.д. Уже будучи доктором истории и преподавателем археологического института, Чижевский учится на естественно-математическом и медицинском факультетах Московского университета (1918-22 гг.). Необычайная работоспособность, эмоциональность, постоянная связь с творческой мощью природы – все это помогало его поэтическому творчеству. А научные поиски не ослабляли его, а, наоборот, способствовали в поэзии и живописи отражению его философских взглядов на мир, а поэтический дар – более успешной работе в области естествознания. Физик и лирик, таким образом, были в нем неразделимы. И то пылкое воображение, которым он обладал с детства, переросло в особый внутренний огонь: «Я всегда горел внутри! В минуты особых состояний, которое поэты издревле называют вдохновением, мне кажется, что моё сердце извергает пламень, который вот-вот вырвется наружу. Этот замечательный огонь я ощущаю всегда, когда меня осеняют мысли или чувство заговорит». В более зрелые годы, когда он уже целиком погрузился в научные исследования, его поэтический талант проявляется в стилистике его научных работ – необычайной образности и метафоричности. «Задача поэзии вполне аналогична задачам науки – свести разнообразные явления действительности к возможно меньшему числу обобщений», – подчеркивал Чижевский. Но «поэтическое произведение, вырванное из глубин духа, может стать таким откровением, какое не достигнет строго размышляющая философия или наука». На рубеже двух исторических эпох Чижевский много размышлял о месте и роли искусства, и в частности поэзии, в жизни общества. Он считал, что «литература и музыка, живопись и ваяние являются истинными двигателями мировой Культуры». Но среди всех искусств предпочтение отдавал поэзии: «Проникновеннейшие искусства – поэзия и ее младшая сестра, музыка, чьи элементы обуславливают красоту стиха, не создаются для временных земных властелинов: они живут в вечности и черпаются из ее пучин, стремящихся к новым завоеваниям человечеством». Результатом его размышлений стал своеобразный эстетический трактат «Академия поэзии». В нем содержится небывалый проект академии, в которой «поэты... объединяются для общего плодотворного труда», а все желающие смогут получить «академическое» образование по грандиозной программе, насчитывающей 60 предметов. Среди них физика, химия, геология, биология, космография, философия и многое другое. Понятно, что такой проект был трудно исполнимым в то суровое послереволюционное время. Но, как считает искусствовед В. Байдин, «оставаясь документом удивительной эпохи, он... служит одним из свидетельств поистине «возрожденческого» духовного универсализма Чижевского, сумевшего в собственной жизни блестяще воплотить свой юношеский идеал». В трактате Чижевский пишет: «Поэзия сама в себе есть самая истинная, самая возвышенная общечеловеческая религия, не знающая никаких искусственно созданных преград и распространяющаяся по миру подобно свету, озаряющему все человечество, без различия национальностей и классов, и, подобно свету, понятная и желанная всем людям без изъятия. Поэзия, наконец, есть постигнутая истина, и нет религии – выше истины». Чижевский отмечает книгу известного канадского психиатра Бекка «Космическое сознание», в которой тот указывает на появление «вселенского» или «космического» чувства – «высшей формы сознания, свойственного пока лишь некоторым избранным людям, но с течением времени могущего охватить всех своим интуитивным откровением о Вечности и Бессмертии, создав новую, более совершенную фазу в истории эволюционирующей психической жизни». «Космическим сознанием», по мнению Бекка, обладали такие поэты, как Данте, Бэкон, Уитмен, Карпентер, Вордсворт, Теннисон и др. К ним Чижевский причисляет и русских поэтов Державина, Пушкина, Тютчева. Несомненно, что к ним относится Н.Заболоцкий и сам А.Чижевский, чьи стихи близки к произведениям «космической» поэзии В. Брюсова, М. Волошина, А. Белого. Уже в постсоветское время в 1992г. увидел свет сборник избранных стихотворений Чижевского – «Бесконечности». Как и в прижизненных книгах, среди оригинальных стихотворений Чижевского встречаются поэтические переводы, к примеру, из Людвига Уланда. Совершенство стихов Чижевского отмечали многие известные поэты — М. Волошин, П. Флоренский, В. Маяковский, В. Брюсов, А. Толстой и другие. Вяч. Иванов писал Чижевскому: «Могу смело предсказать вам блестящую будущность лирического поэта». В лирике Чижевского отражен его богатый духовный мир: от природы он был наделен исключительным чувством красоты, меры и гармонии. Особенно следует выделить пейзажную лирику ученого. Именно про нее писал А. Н. Толстой: «Ваши стихи являются плодом большой души и большого художественного чутья, а потому значение их в русской литературе весьма велико... Никто из современных нам поэтов не передает лучше Вас тончайших настроений, вызванных явлениями природы. Со времени Тютчева в этой области большой пробел. Ваши произведения должны заполнить его». Чижевского, как и Тютчева, можно назвать вдохновенным певцом природы, в его стихах она запечатлена в движении, смене явлений, пейзажи в них проникнуты напряжением и драматизмом. Стихи Чижевского отражают его стремление познать противостояние жизни и смерти, противоречие предельного и беспредельного, коллизию конечного и бесконечного в человеке, природе, мироздании. В поэзии, как и в науке, Чижевский стремится философски осмыслить жизнь вселенной, заглянуть в тайны космической жизни и человеческого бытия. Овладев достижениями философской и поэтической мысли своих предшественников и современников, он в своих поэтических и научных произведениях дает собственное неповторимое художественное и научное решение философских проблем жизни и ее течения во времени. Тема космоса, «державного светила» пронизывала все творчество Чижевского, поэтому мысль о космичности человека проходит через многие его поэтические произведения. Именно на этой мысли основывались все естественнонаучные искания ученого, и, как следствие, она перешла и в его философию, и в поэзию. Человек большой и щедрой души, твердо веривший в победу Солнца над мраком, Добра над Злом, А.Л.Чижевский оставил нам замечательное душевное наследие, которое призывает нас ценить Прекрасное, любить Жизнь и Человека
С уважением, Марина Андриевская Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы Проза.ру Литпричал Стихи.ру 1й международный поэтический конкурс "Союзники" 7й международный поэтический конкурс "Союзники" Вредные советы (по Остеру) YouTube Фейсбук
Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 08:34 |
|
| |
omega | Дата: Пятница, 28 Янв 2011, 05:59 | Сообщение # 2 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
| Все аспекты влияния космоса, и в частности Солнца, на Землю и человечество отражены Чижевским в стихотворении «ГАЛИЛЕЙ» И вновь и вновь взошли на Солнце пятна, И омрачились трезвые умы, И пал престол, и были неотвратны Голодный мор и ужасы чумы. И вал морской вскипел от колебаний, И норд сверкал, и двигались смерчи, И родились на ниве состязаний Фанатики, герои, палачи. И жизни лик подёрнулся гримасой: Метался компас – буйствовал народ, А над землёй и над людскою массой Свершало Солнце свой законный ход. О, ты, узревший солнечные пятна С великолепной дерзостью своей – Не ведал ты, как будут мне понятны И близки твои скорби, Галилей! СВАНТЕ АРРЕНИУСУ Не потому ль спокойна так природа, Не оттого ль безумствуем мы так, Что мраку мысли не видать исхода, Вселенной же неведом этот мрак. В ней все так просто, лучезарно-ясно: Рожденье! Смерть! – Блаженный мир во всем. И вопль души, неистовой и страстной, Увы, смешон пред вечным торжеством. Если в ранних стихах он поет гимн Солнцу, дающему свет и жизнь, пишет о «бегстве тьмы», то в годы заключения рождаются «Стихия тьмы» и «Нашествие ночи» – вокруг «сгущается мрак глубокий», «все гуще чернота, все непроглядней мрак и мира зримого быстрей уничтоженье», «нет конца всеобщей тьме», никто не в силах «ни тьмы не превозмочь, ни скрыться от нея». ...Там Солнце черное на черных небесах Свой испускает свет невидимый и черный. И в черной пустоте на черных же лучах Летит в пространство весть о мощи необорной... Наряду с этим в стихах Чижевского продолжают звучать голоса птиц, распускаться цветы, на небе загораться «тихих звезд сверкающие взоры». По-прежнему Чижевского влекут яркие личности – Сократ, Бетховен, Микеланджело, Лобачевский... Им он посвящает отдельные стихотворения. Появляется и тема противостояния личности и тирана («Сцевола»), народа и тирании («Хаммураби»). Одно из стихотворений он заканчивает так: ...Но произвол всех жмет, как спрут: Рабы, приведенные к власти, Неудержимо развернут Свои кровавые пристрастья. И нет конца всеобщей тьме, И не ищи средь бела света, Кто скажет казням и тюрьме Свое божественное вето! *** ...Высоким черным силуэтом Царит усталый земледел; Он должен здесь, на свете этом, Свой мудрый выполнить удел. И он медлительно шагает; Идет вперед – летит зерно... Окончил, снова начинает Свою межу... Темней... Темно... Тут вечер крылья распускает, Мешаясь с шорохом впотьмах; И чудится: до звезд взлетает Державный сеятеля взмах... Мыслитель понимал, что усвоение человеком, личностью космической энергии – оборотная сторона серьёзного исследования космоса, которое, в свою очередь, неизбежно. Бессмысленно подходить к новым явлениям со старым вооружением. Первое же вооружение человека – это его душа. Чижевский не знал о трудах Рерихов, наполненных призывами обратить самое пристальное внимание на психическую энергию и расширение сознания. Но идеи недаром «витают в воздухе». То, что актуально, рождается одновременно в головах у многих талантливых, открытых новому веку людях. «Потенциал человеческой фантазии неисчерпаем. Но совершенно невообразимо, какую энергию должна будет развить психика, чтобы приучить себя к бездонным просторам Космоса, к его черноте с колючими звёздами, к беспредельному одиночеству в нём» Сиянье звёзд – для сердца утешенье! Минует всё: и жизнь, и жизни беды, А новое чужое поколенье Увидит также слёзы Андромеды! И в час ночной, когда в покрове белом Луна-фантом взошла – и помертвела – Над одиноким телом Затеплится зелёная Капелла. И меж тобой и Космосом эфирным Возникнут гармонические хоры, Приветствуя сочувствием всемирным Тебя, о перл Великого Скульптóра! *** Ах, как живо постигнул я вечность И великий залог бытия, И гляжу я душой в бесконечность, Где таится вся вера моя. Ах, я понял, любовью одною Cердцу стоит терзаться и жить. И я плачу, воскресший душою, Что тебя не могу разлюбить. *** В смятеньи мы, а истина – ясна, Проста, прекрасна, как лазури неба: Что нужно человеку? Тишина, Любовь, сочувствие и корка хлеба. ХРАМ От мертвеца не жди ответа: Остыла кровь, замолк язык. В своем торжественном покое Он стал загадочно велик. Так пред развалинами храма Стоит, поникнув, пилигрим И мнит, что тихий хор струится, Что жертвенный струится дым. Но храм молчит в пустыне ночи, Чуждаясь прихоти людской, Лишь гимну звездному внимает Его вневременный покой. *** Поэзия есть чудо, раскрытое богами: То разума сиянье, то чувства утонченье, О, смертный, наслаждайся – прильни плотней устами К насыщенному кубку: в нем – скорби утоленье. И мир перед тобою в тот миг преобразится: Незримое – увидишь, неверное – исчезнет, И нового познанья светило загорится Во мраке первозданном – твоей душевной бездне. Потребность познавать, отображать мир в стихах и красках помогли Чижевскому выстоять в нечеловеческих условиях лагерного периода 40х-50х годов. Между строк его стихотворения «Гиппократу» есть запись: «5.1.43г. Холод +5С в камере, ветер насквозь. Кипятку не дают». Но работа его души и мозга продолжалась несмотря ни на что. И он выстоял, и с честью пронёс высокое достоинство русского интеллигента через все испытания. ГИППОКРАТУ Ночные небеса в сиянье тайном звезд Роднят меня с тобой сквозь бег тысячелетий. Все те ж они, как встарь. И те ж миллиарды верст Разъединяют нас. А мы – земные дети – Глядим в ночной простор с поднятой головой, Хотим в сиянье звезд постичь законы мира, Соединив в одно их с жизнью роковой И тросы протянув от нас до Альтаира. Я, как и ты, смотря на лучезарный хор, Стараюсь пристально проникнуть в сочетанья Живой мозаики, хочу понять узор Явлений жизненных и звездного сиянья. Для нас с тобою мир – родное существо, Столь близкое душе, столь родственно-простое, Что наблюдать за ним – для мысли торжество, И радостно будить молчанье вековое В туманностях, во мглах, во глубине земной И в излучениях – солярном или звездном, Вскрывать покрытые глухою пеленой Перед невеждами – космические бездны. Для нас едино – всё: и в малом и большом. Кровь общая течет по жилам всей вселенной. Ты подошел ко мне, и мыслим мы вдвоем, Вне всех времен земных, в отраде вдохновенной И вне пространств земных. Бежит под нами мгла, Стихии движутся в работе повсеместной, Бьет хаос в берег наш; приветлива, светла, Глядится жизнь сама из глубины небесной. И явственно сквозь бег измышленных времен И многомерные, крылатые пространства Пронизывает мир незыблемый закон – Стихий изменчивых под маской постоянства, И вот редеет мгла. Из хаоса стремят Формотворящие строительные токи, Иные времена иным мирам дарят И утверждают их движения на сроки. И в созиданиях мы чувствуем полней Взаимодействие стихий между собою – И сопряженное влияние теней, Отброшенных на нас вселенскою борьбою. Мы – дети Космоса. И наш родимый дом Так спаян общностью и неразрывно прочен, Что чувствуем себя мы слитыми в одном, Что в каждой точке мир – весь мир сосредоточен… И жизнь – повсюду жизнь в материи самой, В глубинах вещества – от края и до края Торжественно течет в борьбе с великой тьмой, Страдает и горит, нигде не умолкая.
С уважением, Марина Андриевская Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы Проза.ру Литпричал Стихи.ру 1й международный поэтический конкурс "Союзники" 7й международный поэтический конкурс "Союзники" Вредные советы (по Остеру) YouTube Фейсбук
Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 08:45 |
|
| |
omega | Дата: Пятница, 28 Янв 2011, 06:10 | Сообщение # 3 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
| А.Л.Чижевский был не только большим поэтом, но и незаурядным художником-пейзажистом. Учился живописи еще в раннем детстве в Парижском салоне у художника Гюстава Нодье – ученика известного художника-импрессиониста Эдгара Дега. Чижевским создано более тысячи живописных произведений в разной технике: от масла до гуаши, рисунков цветными карандашами, пастели, акварели. Он написал более ста картин, средства от продажи которых шли на проведение опытов. Главная часть акварелей (более 150) написана в период заключения в лагерях. Основная часть сегодняшней коллекции картин Чижевского хранится в фондах Государственного музея истории космонавтики им. К.Э.Циолковского. Макс. Волошин говорил, что «художники – это глаза человечества». Картины Чижевского вызывают у нас ощущение радости жизни, красоты и величия окружающего нас мира. Живопись и поэзия в творчестве Чижевского составляют неразрывное единство. Морозное солнце. 1944г. Гремит, звенит на солнце день. Слепят восторженные взоры. Розовощёкие просторы, Голубопламенная тень. Сквозь остроколкий воздух видно: В лесу, как в храме огневом, Деревья блещут искровидно Литым, чистейшим серебром.
С уважением, Марина Андриевская Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы Проза.ру Литпричал Стихи.ру 1й международный поэтический конкурс "Союзники" 7й международный поэтический конкурс "Союзники" Вредные советы (по Остеру) YouTube Фейсбук
Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 08:50 |
|
| |
omega | Дата: Пятница, 28 Янв 2011, 06:22 | Сообщение # 4 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
| Таинственный лес. 1952г. Лесная глушь ночной порой Таит пленительную прелесть; Войдёшь - родится мыслей рой, И в этих мыслях некий хмель есть. Как сторожа вокруг стоят Сосна, ель, липа и осина. И думу про себя таят - Значительно и благочинно. Луна за лблаком скользит - И темь в лесу густа и мшиста. Как будто шерстью лес набит Согретой, мягкой и душистой. Но только выглянет луна, Бросая косо взгляд лукавый, Как воротятся из темна Кусты и пни, цветы и травы...
С уважением, Марина Андриевская Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы Проза.ру Литпричал Стихи.ру 1й международный поэтический конкурс "Союзники" 7й международный поэтический конкурс "Союзники" Вредные советы (по Остеру) YouTube Фейсбук
Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 06:27 |
|
| |
omega | Дата: Пятница, 28 Янв 2011, 06:32 | Сообщение # 5 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
| Спустился туман. 1945г. ОСЕНЬ Опять знакомая истома Тревожит существо моё, Опять стою у перелома И созерцаю бытиё. Ещё за окнами моими Тепло последнее поёт, И над озёрами лесными Туман по утру восстаёт... Окно откроешь - ветер ясный Пронизывает холодком, И летней неги так напрасно И безнадёжно-тщетно ждём. 1916
С уважением, Марина Андриевская Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы Проза.ру Литпричал Стихи.ру 1й международный поэтический конкурс "Союзники" 7й международный поэтический конкурс "Союзники" Вредные советы (по Остеру) YouTube Фейсбук
Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 06:33 |
|
| |
omega | Дата: Пятница, 28 Янв 2011, 06:42 | Сообщение # 6 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
| Люблю я оттепель к весне, Когда, прорвав свои плотины, В дрожащей чуткой тишине Бегут ручьи, шумят стремнины... Как хорошо, как грустно мне! Пришло раздолье деревень, И песня молодой природы Живит глухого леса сень, А по лугам воркуют воды Про вдохновенный светлый день!
С уважением, Марина Андриевская Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы Проза.ру Литпричал Стихи.ру 1й международный поэтический конкурс "Союзники" 7й международный поэтический конкурс "Союзники" Вредные советы (по Остеру) YouTube Фейсбук
|
|
| |
omega | Дата: Пятница, 28 Янв 2011, 06:45 | Сообщение # 7 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
|
С уважением, Марина Андриевская Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы Проза.ру Литпричал Стихи.ру 1й международный поэтический конкурс "Союзники" 7й международный поэтический конкурс "Союзники" Вредные советы (по Остеру) YouTube Фейсбук
Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 07:51 |
|
| |
omega | Дата: Пятница, 28 Янв 2011, 06:48 | Сообщение # 8 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
| Журавли улетают. 1941г.
С уважением, Марина Андриевская Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы Проза.ру Литпричал Стихи.ру 1й международный поэтический конкурс "Союзники" 7й международный поэтический конкурс "Союзники" Вредные советы (по Остеру) YouTube Фейсбук
Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 06:52 |
|
| |
omega | Дата: Пятница, 28 Янв 2011, 06:49 | Сообщение # 9 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
| Забытая дорога. 1945г.
С уважением, Марина Андриевская Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы Проза.ру Литпричал Стихи.ру 1й международный поэтический конкурс "Союзники" 7й международный поэтический конкурс "Союзники" Вредные советы (по Остеру) YouTube Фейсбук
Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 06:53 |
|
| |
omega | Дата: Пятница, 28 Янв 2011, 06:52 | Сообщение # 10 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
| Вечер после дождя. 1945г.
С уважением, Марина Андриевская Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы Проза.ру Литпричал Стихи.ру 1й международный поэтический конкурс "Союзники" 7й международный поэтический конкурс "Союзники" Вредные советы (по Остеру) YouTube Фейсбук
Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 06:53 |
|
| |
omega | Дата: Пятница, 28 Янв 2011, 07:03 | Сообщение # 11 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
| Грозовое небо. 1946г. ВЕЧЕРНЕЕ НЕБО В часы, когда Солнце вечернее – Атум – Варит себе пищу в кипящих котлах, И пламенно-медные стрелы заката Летят и сверкают в пылающих мглах, – Драконы, чудовища, птицы и змеи, Залитые кровью, стремятся в котлы, И реют, и тают, огнем пламенея, Среди огнедышащей розовой мглы; И только коснутся к краям раскаленным, Сольются в один ослепительный дым И гибнут в порыве своем исступленном, Венчая светило венцом золотым. А сверху, над грозным пожаром захода, Сквозь пурпурный хаос врываются к нам Прозрачно-зеленые бездны, как воды, Текущие вдаль по иным небесам. И в бледно-зеленой бездонной пустыне, Где как бы начало Вселенной иной, Являются чуждые нам, как святыни, Холодные звезды Вселенной ночной.
С уважением, Марина Андриевская Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы Проза.ру Литпричал Стихи.ру 1й международный поэтический конкурс "Союзники" 7й международный поэтический конкурс "Союзники" Вредные советы (по Остеру) YouTube Фейсбук
Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 07:14 |
|
| |
omega | Дата: Пятница, 28 Янв 2011, 07:05 | Сообщение # 12 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
| Магия незримых переходов, Мглы туманной над землей весенней, Огненное золото заходов, Музыка тончайших светотеней. Взять, что никогда неуловимо, Удержать, что в мгновенье ока Изменяется непостижимо С запада до самого востока.
С уважением, Марина Андриевская Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы Проза.ру Литпричал Стихи.ру 1й международный поэтический конкурс "Союзники" 7й международный поэтический конкурс "Союзники" Вредные советы (по Остеру) YouTube Фейсбук
Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 07:47 |
|
| |
omega | Дата: Пятница, 28 Янв 2011, 07:20 | Сообщение # 13 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
| Вчера был первый вешний день, Весь позлащенный чистым светом, И сине-розовая тень Играла в воздухе прогретом. Вокруг немолчный голос пел – То пело небо голубое, И мир раскрылся, просветлел В своем преображенном строе. Когда же сумерки пришли И в синеве простерлись дали, И звезды над лицом Земли, Как бы ожив, затрепетали, – Я в утомленном забытьи Предался ясному покою, И поспешили снизойти Ко мне видения толпою.
С уважением, Марина Андриевская Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы Проза.ру Литпричал Стихи.ру 1й международный поэтический конкурс "Союзники" 7й международный поэтический конкурс "Союзники" Вредные советы (по Остеру) YouTube Фейсбук
|
|
| |
omega | Дата: Пятница, 28 Янв 2011, 07:56 | Сообщение # 14 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
| Дом-музей А.Л. Чижевского в Калуге.
С уважением, Марина Андриевская Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы Проза.ру Литпричал Стихи.ру 1й международный поэтический конкурс "Союзники" 7й международный поэтический конкурс "Союзники" Вредные советы (по Остеру) YouTube Фейсбук
Сообщение отредактировал omega - Пятница, 28 Янв 2011, 08:00 |
|
| |
1111 | Дата: Пятница, 28 Янв 2011, 22:31 | Сообщение # 15 |
Зашел почитать
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 44
Награды: 2
Репутация: 5
Статус:
| Спасибо Марина! Вы открыли для меня много нового и интересного. СергейДобавлено (28.01.2011, 22:31) --------------------------------------------- Вот какую интересную статью о физиках и лириках я нашел в Интернете. Она перекликается, с поданной Выше темой о А.Л. Чижевском. --------------- СИГАЧЕВ А. А. «ПОЭЗИЯ, НАУКА И МУЗЫ» «Поэзия — (от гр. Poiesis — творчество) — словесное творчество, искусство образно выражать мысль в слове... В отличие от художественных произведений в прозе, называют — художественное творчество в стихотворной форме». Поэзия по своему существу имеет космическую природу, и возможности её безграничны. По меткому выражению А. Чижевского, «истинное поэтическое произведение, вырванное из глубин духа, может стать таким же откровением, какого не достигнет строго размышляющая философия или наука». В свете вышеуказанного интересно проследить психологические основы личности, сочетающей в себе дарование учёного и поэта, учёного и композитора. Такие исследования весьма ценны для выявления и прогнозирования духовных и физических возможностей человека будущего и проникновения в его неисчерпаемые возможности. Задатки таланта программируются природой и поэтому многосторонне одарённые личности не часто встречаются и проникновение в «лабораторию их жизнедеятельности» было бы весьма ценным для осмысленного формирования развитой творческой личности. Взаимодействие факторов науки и искусства в одной личности, а также основы, влияющие на формирование такой личности, — эта проблема так и осталась актуальной и нерешённой до настоящего времени. На самом деле, как объяснить достижение таких поразительных успехов и в науке, и в искусстве, какие были у Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносова? Известно, что многие учёные, работающие одновременно в науке и в искусстве, не находят времени для отдыха в обыденном понимании этого слова. Их отдых — это изменение формы труда. В свободное время они с увлечением занимаются живописью, композицией, поэзией. Стоит отметить, что это не приводит к перегрузке учёных, поэтов, художников, композиторов, а, напротив, как показывает статистика, обеспечивает им творческое долголетие. Работа в области поэзии даёт сильное развитие фантазии и образности мышления, что является необходимым фактором успешной работы учёного в науке, а творческая работа в науке является философским фундаментом для поэзии, повышает общую культуру личности, эрудицию. Сочетание в одном лице учёного и поэта порождает комплексное мироощущение, расширение возможностей всестороннего познания мира. Одновременно с проникновением в его тайны и разумом, и чувством. Изучение творчества поэтов-учёных представляет большой не только теоретический, ни и практический интерес. Природа вкладывает в человека значительно больше, чем он реализует, полезно было бы отыскать эти нетронутые залежи человеческих возможностей. С другой стороны, эта проблема актуальна ещё и тем, что в современном мире всеобщей деградации личности в результате беспримерной пропаганды лжи, насилия, грабежа, безнравственности, наживы любыми средствами, — всё это направляет всеобщие усилия людей по пути обогащения власть имущих. Благородным, одарённым людям перекрывается дорога в мир духовной жизни, в мир истинного искусства, красоты и гармонии. Поэтому раскрытие секретов больших творческих возможностей через поэзию и науку, обретения «золотого ключика» к тайникам с сокровищами нетленной красоты, истинного духовного счастья, — является своего рода противоядием фаустовскому закланию души дьяволу. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765) — гениальный русский учёный-энциклопедист, поэт, заложивший основы современного русского литературно-поэтического языка, поборник отечественного просвещения. А. С. Пушкин так высказывался о нем: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Своим творческим подвигом М. В. Ломоносов показал блестящий пример неразрывного сочетания науки и поэзии в своих бессмертных научно-поэтических произведениях «Ода о Северном сиянии», которая явилась блестящим гимном науке, просвещению, гимном Родине — России. В ней показана непревзойдённая картина мира и счастья на земном шаре. Его поэма «Письмо о пользе стекла» поражает богатством содержания и исключительно смелой критики современной действительности. В своих одах, написанных с 1757 по 1762 годы, М. В. Ломоносов по-боевому вмешивается в общественно-политическую жизнь: учит царей, наставляет их, требует выполнения ими долга перед Родиной. Это и теперь весьма актуально: Храните праведно заслуги И милуйте сирот и вдов, Сердцам нелживым будьте други И бедным истинный покров, Присягу сохраняйте верно... (Ода 1757 г.) Фёдор Николаевич Глинка (1786—1880) — участник Отечественной войны 1812 года. Награждён за храбрость золотым оружием и высшими орденами Отечества. Ф. И. Глинка многогранно одарённая личность: учёный–геолог, историк и поэт. «Изо всех наших поэтов Ф. Н. Глинка, — писал А. С. Пушкин, — может быть самый оригинальный». Поэзию Глинки отличает философская и патриотическая лирика. Он один из зачинателей космической поэзии. Многие его стихи переложены на музыку и стали народными песнями («Москва», «Вот мчится тройка удалая» и другие). Москва Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады и деревни, И палаты и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах; Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах!.. Алексей Фёдорович Мерзляков (1778–1830) — действительный член Российской Академии, профессор московского университета, известный критик и теоретик литературы своего времени. По его курсам длительное время велось преподавание словесности в русских учебных заведениях. Особенно велика его заслуга в научной разработке русского фольклора, в реформе лирической поэзии в народном духе. Он сам создал цикл песен. Многие, из которых весьма популярны в наше время («Среди равнины ровныя», «Чернобровый, черноглазый», «Ах, девица-красавица» и др.). Дмитрий Павлович Давыдов (1811–1883) — известный учёный геофизик и краевед в Сибири. Он известен, как собиратель фольклора малых народностей (якутов, бурят, эвенков и др.), а также и как автор Якутско-русского словаря. Является автором песен, среди которых одна стала поистине народной песней «Думы беглеца на Байкале»: Славное море — привольный Байкал. Славный корабль — омулёвая бочка. Ну, Баргузин, пошевеливай вал, Плыть молодцу недалёчко. Дмитрий Николаевич Садовников (1847–1883) — учёный-краевед; собирал и изучал народное творчество фольклора. Поэтическое творчество Садовникова Д. Н. проникнуто горячей любовью к русскому народу. Им создано много песен, которые любимы в народе до сих пор. Особенной популярностью пользуется песня о казаке Степане Разине — «Из-за острова на стрежень». Василий Иванович Богданов (1838–1886) — врач и юморист; окончил медицинский факультет Московского университета, работал врачом на Балтийском и Черноморском флотах. Совершил кругосветное путешествие. Автор знаменитой песни «Дубинушка». Александр Порфирьевич Бородин (1833–1887) — великий русский композитор, поэт и выдающийся учёный-химик. Он с детства проявил большой интерес к естественным наукам, музыке и поэзии. Ему принадлежит ряд открытий в области общей и физиологической химии. Много времени уделял педагогической деятельности, как профессор медико-хирургической академии. Им написаны либретто и тексты арий к опере «Князь Игорь», тексты романсов и выполнены переводы из Гейне. Его патриотическая опера «Князь Игорь», симфонии и романсы бессмертны. Александр Александрович Навроцкий (1839–1914) — окончил Военно-юридическую академию, служил в военно-судебном ведомстве. Поэт и прозаик. Автор знаменитой песни, ставшей народной, «Утёс Стеньки Разина» Николай Константинович Рерих (1874—1947) — великий художник, учёный, писатель, поэт. Вся его жизнь — подвижничество. Его научные экспедиции в неисследованные области Центральной Азии (Тибет, Гималаи) малодоступные и труднопроходимые, являются подвигом учёного патриота. Н. К. Рерих автор около семи тысяч полотен, получивших международное признание. Менее известен как поэт. Прижизненно была издана одна книга стихов («Цветы Марии», 1921) и посмертно — вторая[8].. Пакт о защите культурных ценностей, подписанный и ратифицированный многими странами мира, вошёл в историю под именем пакта Рериха. Священные знаки Мы не знаем. Но они знают. Камни знают. Даже знают деревья. И помнят. Помнят, кто назвал горы и реки. Кто сложил бывшие города. Кто имя дал незапамятным странам. Неведомые нам слова. Все они полны смысла. Все полно подвигов. Везде герои прошли. "Знать" — сладкое слово. "Помнить" — страшное слово. Знать и помнить. Помнить и знать. Значит — верить. Летали воздушные корабли. Лился жидкий огонь. Сверкала искра жизни и смерти. Силою духа возносились каменные глыбы. Ковался чудесный клинок. Берегли письмена мудрые тайны. И вновь явно все. Все ново. Сказка-предание сделалось жизнью. И мы опять живем. И опять изменимся. И опять прикоснемся к земле. Великое "сегодня" потускнеет завтра. Но выступят священные знаки. Тогда, когда нужно. Их не заметят. Кто знает? Но они жизнь построят. Где же священные знаки? АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ ЧИЖЕВСКИЙ (1897–1964) — ПРОФЕССОР, ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЁНЫЙ БИОЛОГ. ИЗВЕСТЕН СВОИМИ ТРУДАМИ В ОБЛАСТИ КОСМИЧЕСКОЙ БИОЛОГИИ. А. Л. ЧИЖЕВСКИЙ БЫЛ МНОГОГРАННО ОДАРЁННОЙ ЛИЧНОСТЬЮ. ЕГО ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ПОЛУЧИЛО ОДОБРЕНИЕ В. МАЯКОВСКОГО. В.БРЮСОВА. А. Л. ЧИЖЕВСКИЙ ХОРОШО ИЗВЕСТЕН И КАК ХУДОЖНИК-ПЕЙЗАЖИСТ. ЕГО КАРТИНЫ НЕОДНОКРАТНО УДОСТАИВАЛИСЬ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ВЫСТАВОК. * * * О беспредельном этом мире В ночной тиши я размышлял, А Шар Земной в живом эфире Небесный свод круговращал. О, как ничтожество земное Язвило окрылённый дух! О, как величие родное Меня охватывало вдруг. Непостижимое смятенье Вне широты и долготы, И свет, и головокруженье, И воздух горней высоты. И высота необычайно Меня держала на весу, И так была доступна тайна, Что я весь мир в себе несу. Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение" / №5 2009 – Филология ***
|
|
| |
omega | Дата: Понедельник, 14 Фев 2011, 18:39 | Сообщение # 16 |
Постоянный участник
Группа: Постоянные авторы
Сообщений: 247
Награды: 6
Репутация: 16
Статус:
| Спасибо Сергей! Вы тоже открылись для меня ( и не только) с новой стороны, такой неожиданный трезвый взгляд ! А если серьёзно, то эту отличную статью лучше разделить по Личностям. и выложить отдельно, например, про Ломоносова. Тем более, что у него юбилей! А стихи Рериха называют Письмена. Кстати, книга "Вся жизнь" Чижевского у меня есть. А в Калуге я была в его музее (и Циолоковкого) и всё видела собственными глазами... Добавлено (14.02.2011, 18:39) --------------------------------------------- Крупному советскому ученому-физику, организатору науки, человеку неравнодушному к художественному творчеству — Д. И. Блохинцеву принадлежит, пожалуй, наиболее верная оценка масштаба творческой личности А. Л. Чижевского: “Многие из его акварелей просто прекрасны, другие хороши. Но, быть может, самое главное, о чем говорят эти картины... как и стихи... заключается в том, что они раскрывают перед нами образ истинно великого русского человека в том смысле, в котором он всегда понимался в России. ...обязательной чертой этого образа были не только успехи в той или иной науке, а скорее создание мировоззрения. Наука, поэзия, искусство — все это должно быть лишь частью души великого и его деятельности”.
С уважением, Марина Андриевская Журнал "Кольцо А" Союза писателей Москвы Проза.ру Литпричал Стихи.ру 1й международный поэтический конкурс "Союзники" 7й международный поэтический конкурс "Союзники" Вредные советы (по Остеру) YouTube Фейсбук
Сообщение отредактировал omega - Понедельник, 14 Фев 2011, 18:44 |
|
| |