• Страница 1 из 1
  • 1
Луи Арагон - французский писатель, поэт,политический деятель
NikolayДата: Понедельник, 29 Авг 2011, 19:43 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:


ЛУИ АРАГОН
(Луи-Мари Андриё)
(3 октября 1897, Париж— 24 декабря 1982, Париж)


— известный французский поэт, прозаик и политический деятель, член Гонкуровской академии; деятель Французской коммунистической партии, лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1957), один из основателей сюрреализма в литературе.

Биография
Луи Арагон родился 3 октября 1897 г. в Париже. Он был внебрачным сыном Маргариты Тука, которая записала его как приёмного сына своей матери и отчима, политического деятеля Андриё. Впоследствии Луи выбрал себе псевдоним Арагон по названию испанской исторической области.
С 1915 года учился на медицинском факультете в Париже. Участвовал в Первой мировой войне санитаром.
В молодости был близок к кругу дадаистов и сюрреалистов.
В 1927 поэт вступил во Французскую коммунистическую партию и начал активно заниматься журналистикой.
В августе 1932 Луи Арагон посетил СССР в составе интернациональной бригады писателей, изучавшей новостройки социалистического Урала, в том числе — города Магнитогорск, Челябинск и Кабаковск (ныне Серов). Свои впечатления от поездки Арагон отразил в написанном по горячим следам цикле стихов «Ура, Урал!».
В 1929 году женился на писательнице Эльзе Триоле (сестре Лили Брик), которой посвящал многие свои стихи.
Во время Второй мировой войны Арагон участвовал в движении Сопротивления.
В 1957 стал лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами». Редактировал газету «Les Lettres françaises». В последующие годы резко выступает против авторитаризма советского коммунизма. Осуждает процессы против писателей в СССР, в частности Дело Синявского и Даниэля в 1966 году. В 1968-м резко протестует против ввода войск в Чехословакию.
Поэт скончался 24 декабря 1982 г. в Париже.

Произведения
сборник стихов «Фейерверк» (Feu de joie, 1920),
повесть «Анисе» (Anicet ou le panorama, 1921)
роман «Парижский крестьянин» (Le Paysan de Paris, 1926)
«Трактат о стиле» (Traité du style, 1928)
повесть Лоно Ирены (Le Con d’Irène, 1928)
поэма «Красный фронт» (Front rouge, 1931) — вызвала судебные преследования
роман «Базельские колокола» (Les Cloches de Bâle, 1934)
роман «Богатые кварталы» (Les Beaux Quartiers, 1936)
роман «Путешественники на империале» (Les Voyageurs de l’Impériale, 1941)
сборник поэзии «Нож в сердце» (Le Crève-cœur, 1941)
сборник поэзии «Глаза Эльзы» (Les Yeux d’Elsa, 1942)
сборник поэзии «Паноптикум» (Le Musée Grévin, 1943)
роман «Орельен» (Aurélien, 1944)
роман «Гибель всерьез» (La Mise à mort, 1965)
Исторический роман о Ста днях Наполеона «Страстная неделя» (La Semaine sainte, 1959)
История СССР (Histoire de l’U.R.S.S.)
роман «Анри Матисс» (Henri Matisse, 1971).
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Луи_Арагон )
***


Арагон (Aragon) Луи (р. 3.10.1897, Париж - 1982), французский писатель и политический деятель.
Учился с 1915 на медицинском факультете в Париже. Участвовал с 1917 в 1-й мировой войне санитаром. Первые стихи написал в 1917. В начале 20-х гг. примкнул к дадаизму (сборник стихов «Фейерверк», 1920), позднее — к сюрреализму.
В дальнейшем творчество Арагона развивалось в направлении к реализму. Советский Союз стал для него символом нового мира: поэма «Красный фронт» (1931, рус. пер. 1931), сборник стихов «Ура, Урал!» (1934).
В цикле романов «Реальный мир» (1934—51) рабочий класс показан как восходящая сила нации.
В годы немецко-фашистской оккупации Арагон, один из организаторов и певец французского Сопротивления (1940—44), сотрудничает в подпольной газете «Летр франсез». Вышли сборники стихов «Нож в сердце» (1941), «Глаза Эльзы» (1942), «Паноптикум» (1943), «Французская заря» (1945), в сборник рассказов «Падение и величие французов» (1945) и др.
В 1946—53 вышли 2 книги документальной прозы «Человек-коммунист». В сборнике стихов «Снова нож в сердце» (1948) он резко критикует проникновение империализма США в Европу. Цикл «Реальный мир» в 1949—51 завершен романом «Коммунисты» (рус. пер. 1953, новое доработанное французское изд. 1967). Поэма «Глаза и память» (1954).
Арагон много сделал для популяризации во Франции советской литературы, опубликовал книгу «Советские литературы» (1955), в которой писал о расцвете многонациональной культуры СССР. Поэма «Неоконченный роман» (1956) посвящена политическим событиям 20 в., в которые вплетается биография поэта. В романе «Страстная неделя» (1958, рус. пер. 1960) на широком общественно-историческом фоне изображен путь художника к народу.
Арагон — автор поэмы «Поэты» (1960), экспериментально-лирических романов «Гибель всерьёз» (1965) и «Бланш, или Забвение» (1967). Опубликован ряд книг и статей по проблемам современной литературы.
Арагон — член Всемирного Совета Мира. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1957). Удостоен почётной степени доктора наук Московского и Пражского университетов.
(Источник – Люди; http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/aragon/ )
***


Луи Арагон (1897 - 1982)
– основополагающий участник сюрреалистического движения и самый известный коммунистический писатель Франции; поэт, романист и журналист. Он родился в Париже, как незаконнорожденный сын Марагриты Тука и Луи Андрие, депутата и бывшего префекта полиции, посла Испании, который назвал сына гордым именем Арагон. Поиски законности и самоидентификация стали основными темами его работ. После блестящего обучения в школе в Нейли и лице Карно, когда он показал свой неоднозначный литературный талант, он стал студентом-медиком в 1916 году, и познакомился с Андрэ Бретоном, посещая курсы в Валь де Грас в 1917. Он отличился на войне и был награжден крестом, служил в оккупированной Германии вплоть до демобилизации 1919 года.

Первый крупный период его литературной ставшего флагманом французского авангарда. Сначала близкий к дадаизму, Бретон разорвал отношения с Цара в 1921 и решил заняться сюрреализмом. Работы же Арагона двадцатых годов представляют собой самые полные и новейшие произведения авангарда. Романы, такие как Anicet ou le Panorama (1921) и «Приключения Телемаха» (Les Aventures de Telemaque, 1922) используют множество фантастических персонажей для стилизации, в то время как стихотволрения «Фея радости» (Feu de joie, 1921) и «Непрерывное движение» (Le Mouvement perpetual, 1926), сделаны в стиле коллажа, которой потом станет типичным для его работ. В общем, «Парижский крестьянин» (Le Paysan de Paris, 1926), предлагающий фантастический взгляд на город, стал классическим текстом сюрреализма. Теоретические основы сюрреализма, как его понимал Арагон заложены в жестком полемическом эссе «Трактат о стиле» (Traite du style, 1928).

В 1927 году Арагон вступил во французскую коммунистическую партию, все еще веря, что сюрреализм может стать революционным движением, но его встреча в 1928 году с Эльзой Триоле, которая стала ему близким человеком на всю оставшуюся жизнь, приблизила его к Советскому Союзу и несколько изменила его взгляды. После возвращения с конгресса революционных писателей в Харькове в 1930 году, Арагон увидел, что сюрреализм и коммунизм больше не совместимы, и этот вывод окончательно остановил его отношения с Бретоном в 1932 году. В тридцатых годах Арагон работал в аппарате французской компартии как журналист, организатор и писатель. Писал он для газет еще с начала 20-х, но постоянным журналистом L'Humanite стал только в тридцатых годах. С 1937 он стал директором коммунистической ежедневной газеты «Ce soir», и занимал этот пост до 1939 года, пока газету не запретили. Он перешел от сюрреализму к соцреализму, но не отбросил свои новаторские техники. Таким образом, стихи Hourral l'Oural (1934) показывают значимый возврат к традиционной поэтичной форме, а романы, составляющие цикл Monde reel— Les Cloches de Bale (1934), Les Beaux Quartiers (1936), and Les Voyageurs de l'Imperiale (1942)не выходят за рамки коллажей.

В сороковых годах начинается третья основная фаза творчества Арагона. Он героически сражался в битве под Францией, и после поражения учавствовал во многом в становлении интеллектуального сопротивления. В этот период рождаются одни из лучших его поэзий Cantique a Elsa (1942), Les Yeux d'Elsa (1942), En francais dans le texte (1943), и «Французская Диана» (La Diane francaise, 1945), в которых мастерство лирических форм позволяет Арагону уравнять любовь к женщине с любовью к родине и торжествовать над немцами. После войны он остался невостребованным коммунистическим писателем, несмотря на это партия не утвердила такие его работы, как роман Aurelien (1944), невзирая на ее классический ортодоксальный характер. При этом он продолжил занимать ключевые журналистские посты в партии: в 1947 году он стал директором «Ce soir» 1947, а с 1953 - директором «Les Lettres francaises», вплоть до его закрытия в 1972. В художественной литературе он закончил свой социалистический цикл сборником «Коммунисты» (Les Communistes, 1949-51). В пятидесятых-шестидесятых годах он продолжает издавать поэзию – «Эльза» (Elsa,1959) и Le Fou d'Elsa (1963), а также романы: La Semaine sainte (1958), La Mise a mort (1965), Blanche ou l'Oubli (1967), и последний сборник коротких рассказов Mentir-vrai (1980).

Репутация Арагона делает его очень важной личностью для сюрреализма, особенно с его произведением «Парижский крестьянин», военные же поэзии к Эльзе подтверждают его статус самого крупного поэта лирика двадцатого столетия и самого важного поэта сопротивления.
(Источник - ModerNismo.ru; http://www.modernismo.ru/8.php )
***

Арагон (Aragon) Луи (р. 3.10.1897, Париж), французский писатель и политический деятель. Член Французской компартии с 1927; член ЦК ФКП с 1954. Учился с 1915 на медицинском факультете в Париже. Участвовал с 1917 в 1-й мировой войне санитаром. Первые стихи написал в 1917. В начале 20-х гг. примкнул к дадаизму (сб. стихов «Фейерверк», 1920), позднее — к сюрреализму. Но уже в ранних стихах резко выражена критика буржуазного мира. В дальнейшем творчество Арагон Луи развивалось в направлении к реализму. Советский Союз стал для него символом нового мира: поэма «Красный фронт» (1931, рус. пер. 1931), сб. стихов «Ура, Урал!» (1934). В цикле романов «Реальный мир» (1934—51) рабочий класс показан как восходящая сила нации. В годы немецко-фашистской оккупации Арагон Луи, один из организаторов и певец французского Сопротивления (1940—44), сотрудничает в подпольной газете «Летр франсез». В сборниках стихов «Нож в сердце» (1941), «Глаза Эльзы» (1942), «Паноптикум» (1943), «Французская заря» (1945), в сборнике рассказов «Падение и величие французов» (1945) и др. горечь поражения Франции неотделима от призыва к борьбе. В 1946—53 вышли 2 книги документальной прозы «Человек-коммунист». В сборнике стихов «Снова нож в сердце» (1948) Арагон Луи резко критикует проникновение империализма США в Европу. Цикл «Реальный мир» в 1949—51 завершен романом «Коммунисты» (рус. пер. 1953, новое доработанное французское изд. 1967). Поэма «Глаза и память» (1954) — опыт поэтического осмысления путей развития человечества. Арагон Луи много сделал для популяризации во Франции советской литературы, опубликовал книгу «Советские литературы» (1955), в которой писал о расцвете многонациональной культуры СССР. Поэма «Неоконченный роман» (1956) посвящена политическим событиям 20 в., в которые вплетается биография поэта. В романе «Страстная неделя» (1958, рус. пер. 1960) на широком общественно-историческом фоне изображен путь художника к народу. Арагон Луи — автор поэмы «Поэты» (1960), экспериментально-лирических романов «Гибель всерьёз» (1965) и «Бланш, или Забвение» (1967). Опубликован ряд книг и статей по проблемам современной литературы, в которых выступал против догматических толкований социалистического реализма; в то же время он высказывал и некоторые спорные мысли.
Арагон Луи — член Всемирного Совета Мира. Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1957). Удостоен почётной степени доктора наук Московского и Пражского университетов.
(Источник - http://www.help-rus-student.ru/text/04/027.htm )
***


А. Исбах.
ЛУИ АРАГОН (Род. в 1897 г.)
(Извлечение)


В докладе на Первом съезде советских писателей (1934) Алексей Максимович Горький назвал имя Арагона в ряду «светлых имен исключительно талантливых людей», таких, как Жан Ришар Блок, Иоганнес Бехер, Мартин Андерсен Нексе, Ромен Роллан. «Все это,— сказал Горький,— суровые судьи буржуазии своих стран, все это люди, которые умеют ненавидеть, но умеют и любить».
Мы уже были знакомы с Луи Арагоном: осенью 1930 года Арагон и его жена, известная писательница Эльза Триоле, приехали на Вторую Международную конференцию революционных писателей, происходившую в Харькове. Арагон еще не говорил по-русски, но сразу нашел общий язык с советскими писателями и завоевал их симпатии. Молодой, порывистый, страстный, он пытливо знакомился с жизнью нашей страны, ее экономикой, бытом, литературой. Выступая на конференции, он говорил: «Защищать пятилетний план, защищать социалистическое строительство — это значит защищать не один лишь Советский Союз, а мировой пролетариат...»
Советский Союз становится для Арагона символом нового мира, и он считает своим долгом подробно рассказать французам о том, что происходит в этом новом мире. Это одна из тех целей, которым он отныне посвящает свою жизнь. Вернувшись из Советского Союза, Арагон написал получившие широкую известность книги стихов «Красный фронт» (1931) и «Ура, Урал!» (1934) — книги о борьбе двух миров, о победном шествии социализма в Советском Союзе, книги боевого друга и соратника.
В 30-х годах Арагон становится признанным поэтом французского народа.. На Первом Всесоюзном съезде советских писателей он выступает с приветом от имени многих французских писателей и художников, в первой шеренге которых стояли Анри Барбюс, Ромен Роллан, Жан Ришар Блок, Леон Муссинак, Поль Вайян-Кутюрье. В своей речи на съезде Арагон говорил о международном значении метода социалистического реализма, о закономерности его возникновения и развития в национальных условиях французской культуры.

В ПОИСКАХ
Путь Арагона к революции, к народу, к коммунизму был далеко не простым путем. Еще юношей он принял участие в первой мировой войне, испытал все ее ужасы, овладел азами окопной науки, увидел жизнь без всяких прикрас и иллюзий. Война вызвала у Арагона чувство протеста против человеконенавистнических законов капиталистического мира, разочарование в буржуазной культуре. Но этот протест вылился у Арагона в анархический бунт против господствовавших в буржуазном мире взглядов на искусство, в стремление бросить вызов мещанским вкусам читателей-буржуа, отрицать «всё и вся», крушить все каноны. Именно поэтому в конце 10-х годов он примкнул к литературному направлению дадаистов (1).
[1/ От франц. dada — слово, взятое из младенческого лепета, по существу ничего не означающее.]
Арагона привлекал в дадаистах бунт против буржуазной культуры; он еще не видел тогда ложности, бессодержательности и бесплодности их бунтарства. Дадаисты боролись против реализма, который казался мнимым бунтарям слишком спокойным, традиционным, не соответствующим их взбудораженному сознанию. Дадаисты утверждали примат бессознательного, интуитивизма, примитивно инфантильное отношение к действительности.
Но уже в первых поэтических произведениях Арагона мы находим мотивы, отличавшие его поэзию от творений других дадаистов. Ранние произведения Арагона, при всем их нарочитом иррационализме, наполнены трепетом жизни. Арагон никогда абсолютно не отрицал реальный мир. В стихах Арагона начала 20-х годов возникал и Париж с его садами и пригородами, и морские берега, и любимая женщина. И все это было окрашено не циничным равнодушием к окружающему миру, а неподдельным интересом поэта к многообразию реальной жизни. «Я весь пронизан светом»,— пишет Арагон. Сквозь сумятицу дадаистских образов прорывается и резкая критика буржуазного мира, и мечта о будущем: «Долой этот мир, я его построил более прекрасным».
На смену дадаистам пришли сюрреалисты. Отрицая роль разума в искусстве, проповедуя крайний субъективизм, отрешение от реального мира в художественном творчестве и считая источником вдохновения сферу «подсознательного» («чистый психический автоматизм»), Бретон в «Манифесте сюрреализма» утверждал, что сюрреалист творит под диктовку мысли вне какой-либо эстетической или моральной заинтересованности, что сюрреализм — это магическое искусство.
Произведения сюрреалистов изобиловали туманными образами, часто лишенными всякой связи с жизнью. Они должны были означать уход от фальшивой, пошлой реальности в тот мир поэтических грез, который будто бы давал поэту ощущение истинной свободы. Сюрреализм не был однородным течением. Некоторые из поэтов, стоявших во главе этого направления — и прежде всего Арагон — впоследствии порвали с сюрреализмом, нашли свой путь к реальному миру, к пролетариату, к марксистской эстетике, стали активными деятелями коммунистической партии. Бесспорно, решающую роль в изменении идейных и творческих взглядов Арагона сыграл бурный рост рабочего движения во Франции, создание в начале 20-х годов Французской коммунистической партии, тот отклик, который получила в мире Великая Октябрьская социалистическая революция; несомненное воздействие на Арагона оказали такие революционные писатели, как Поль Вайян-Кутюрье и Анри Барбюс.
Арагон отказывается от индивидуального анархического бунта. Его стремление к разоблачению буржуазной культуры связано с поисками путей к реальному миру, к большому реалистическому искусству. Уже в середине 20-х годов Арагон гневно выступает против «властителей дум» французской интеллигенции, от националиста Мориса Барреса до идеалиста-философа Анри Бергсона. Он осуждает и сюрреализм, увидев его псевдореволюционность.
Проблема «выбора пути» французской интеллигенции, пути к пролетариату начинает все больше волновать Арагона. Большую роль в решении этой проблемы сыграла политическая обстановка в стране в эти годы, и в частности кампания протеста против войны в Марокко (1925), в результате которой многие деятели молодой Французской коммунистической партии, в том числе Морис Торез, подвергались полицейским репрессиям. Протестовать против войны призывал французскую интеллигенцию Анри Барбюс. Под манифестом «Против войны в Марокко» стояли подписи лучших прогрессивных писателей Франции и среди них имя Арагона. С конца 1925 года Арагон начинает сотрудничать в журнале «Кларте», которым руководит Барбюс.

«РЕАЛЬНЫЙ МИР»
В 1927 году Луи Арагон вступает во Французскую коммунистическую партию. Откровенно и мужественно рассказывает Арагон о том, как преодолевал он препятствия, стоявшие на его пути, как он пришел на позиции коммунизма и стал борцом за новый мир. Большое значение в этом процессе имело знакомство Арагона с жизнью Советского Союза, с его литературой и прежде всего с Владимиром Маяковским.
Маяковского и Арагона особенно сблизило понимание поэзии как оружия в борьбе настоящей и в борьбе грядущей. «Я требую возврата к реальности,— говорит Арагон на Парижском конгрессе в защиту культуры (1935),— и таков урок, данный нам Маяковским, вся поэзия которого исходит из реальных условий революции,— Маяковским, сражавшимся с вшами, невежеством и туберкулезом,— Маяковским агитатором, горланом, главарем...»
Все крепче связывает Арагон свою судьбу с народными массами, ищет новое содержание искусства. Он выступает против тех писателей, которые воспевают войну, и тех, кто считает себя жрецами «чистого искусства», резко полемизирует с Андре Жидом, Полем Валери, Анри де Монтерланом, горячо поддерживает Анри Барбюса, Поля Вайян-Кутюрье и Жана Ришара Блока в их борьбе против войны, в их обличении злобного мещанства. В 1934 году выходит в свет роман Арагона «Базельские колокола», открывающий собой цикл романов «Реальный мир». Цикл этот задуман в традициях реалистической эпопеи.
Герои переходят из книги в книгу, пересекаются многочисленные сюжетные линии, действительность дается во всей своей многогранности, личные человеческие судьбы связаны с судьбами общенародными. Исторические фигуры выступают здесь наряду с персонажами, созданными воображением художника. Действие всего цикла развивается на протяжении четырех десятилетий. Роман «Базельские колокола» — первая часть цикла — охватывает довоенный период и заканчивается социалистическим конгрессом в Базеле (1912).
Арагон широко показывает довоенную Францию, сталкивая своих героев в острых конфликтах. Глубокий психологический анализ, напряженные диалоги сочетаются с прямыми авторскими публицистическими вторжениями. Язык лаконичен. Фразы коротки, лишены цветистости. Метафоры точны и выразительны.
Показывая кухню войны, обличая ее зачинщиков — капиталистов, Арагон в острой сатирической манере рисует своеобразный сговор между дельцами Брюнелями и социалистами Каутскими. Но Арагон не только обвиняет. В эпилоге романа появляется героический образ женщины. На Базельском конгрессе выступает Клара Цеткин. В ней воплощен идеал борьбы за новый мир, за свободного человека. Скупо, плакатно очерченный образ Клары Цеткин, входящей в реальный мир со словами правды и надежды,— предвосхищение художественно полнокровных, реальных образов героев романа «Коммунисты». «Я беру Клару Цеткин как пример,— писал Арагон,— но все неудержимо приводит меня снова к ней. . .»
Роман «Базельские колокола» был сочувственно принят всей прогрессивной критикой. Одновременно с работой над новым романом «Богатые кварталы» Арагон публикует ряд теоретических статей о французском романе. Он считает лучшими национальными традициями французского романа, связывающими прошлое с настоящим, жизнеутверждающий реализм, говорит о народе как об основном вдохновителе героев реалистического романа, о необходимости создать роман о народе и для народа. Арагон ставит перед литературой задачу: показать напряженную борьбу классов, борьбу материализма с идеализмом; он выдвигает свои программные положения: борьба реализма с декадансом, освоение лучших традиций французской и мировой классики, исследование опыта литературы Парижской Коммуны и Великой Октябрьской социалистической революции.
В 1936 году выходит в свет роман «Богатые кварталы». Действие этого произведения происходит накануне первой мировой войны. Классовая борьба обостряется. Народ в романе Арагона — это коллектив чувствующих, мыслящих, борющихся людей, движимых и воодушевленных революционными идеями. Арагон знакомит нас с детьми парижских коммунаров и отцами будущих героев романа «Коммунисты». Ярко написаны эпизоды минифестации рабочего класса против войны. Народ Парижа предстает перед нами во всей своей несгибаемости и жианерадостности. Мы становимся свидетелями классовых боев между богатыми кварталами и кварталами рабочего класса.
В обширной галерее образов Арагона особенно интересен Арман, младший сын доктора Барбентана. В истории «молодых людей» — героев французского романа — Арман следует за Жаком Тибо («Семья Тибо» Роже Мартен дю Гара) и Марком Ривьерой («Очарованная душа» Ромена Роллана). Однако роллановский Марк Ривьер, оставивший позиции «над схваткой» и погибший от ножа фашиста, был в значительной мере одинок. Своего героя Арагон показывает в революционном развитии. Арман Барбентан — это буржуазный интеллигент, порывающий со своим классом, приходящий к народу и занимающий в конце концов свое место в рядах борцов. Он постепенно осознает фальшь буржуазной семьи, лицемерие религии, жестокость социальных противоречий. Он видит лицо родного города без маски, без романтических покровов и начинает понимать ненависть простых людей к буржуазии. Завершающие этапы «воспитания» Армана происходят в Париже. В его прозрении огромную роль сыграли забастовка на заводе Виснера, массовые выступления рабочих в Париже накануне надвигающейся войны, участие в борьбе против золотой молодежи.
Порвав с отцом, с братом Эдмоном, Арман одно время ощущает себя трагически одиноким. Только поняв смысл сопротивления рабочих людей, он постепенно избавляется от чувства отрешенности и связывает свою судьбу с судьбой народа. С Арманом Барбентаном мы встретимся потом в романе «Коммунисты», где он выступает уже как активный боец коммунистической партии.

Продолжая цикл, Арагон выпускает в свет романы «Пассажиры империала» и «Орельен». Роман «Пассажиры империала» направлен против духовной ущербности пустых созерцателей жизни, индивидуалистов, «путешествующих на империале», боящихся социальных конфликтов, политической борьбы.
В «Орельене» показан разгром Франции. Продолжая линию «Базельских колоколов», Арагон срывает маски с виновников войны. С большой сатирической силой обрушивается он на финансистов, шпионов, ростовщиков, спекулянтов, социал-предателей — Брюнелей, Виснеров, убедительно раскрывает окончательный крах II Интернационала. В цикле «Реальный мир» мы можем проследить, как рождается у Арагона тема родины, тема: могучей освободительной борьбы народа, как рождаются его новые герои. В романе «Коммунисты», завершающем цикл, Арагон создает большое полотно жизни Франции периода подготовки и первых лет второй мировой войны. Главными героями Арагона становятся народ и партия, люди, преобразующие мир.
Между первым четырехтомником цикла «Реальный мир» и «Коммунистами» прошли многие годы, насыщенные борьбой, появились новые книги Арагона. Его талант развивался, росли и крепли его силы борца и поэта, теоретика и прозаика.
В дни борьбы испанского народа с фашизмом Арагон был среди тех, кто помогал испанским республиканцам. Вместе с другими выдающимися деятелями культуры он руководит Вторым Международным конгрессом писателей в защиту демократии и мира, который происходил в Париже, Мадриде и Валенсии. Он пишет прекрасные стихи об Испании, стихи, опаленные порохом битв. А когда фашизм наносит Испанской республике смертельную рану, когда испанские революционеры и бойцы интернациональных бригад, оставив многих друзей сраженными на полях битв, вынуждены эмигрировать, Арагон посвящает не одну острую памфлетную строку правителям Франции, предавшим испанский народ.

«РАЗРЕЖЬТЕ СЕРДЦЕ МНЕ...»
В последние годы перед второй мировой войной борьба Арагона против фашизма становится особенно напряженной. В дни мюнхенского сговора он выступает в защиту чехословацкого народа и его культуры.
А враг уже был у ворот Франции, и те же мюнхенцы, которые предали Чехословакию, открывали ворота Парижа, и танковые армии немецко-фашистских оккупантов уже гремели по французским дорогам. Арагон видел позорный разгром французской армии, преданной Гамеленами и Вейганами; он был свидетелем и участником дюнкерской трагедии.
Когда фашистские войска оккупировали Францию и петэновцы, пресмыкавшиеся перед фашистами, воцарились в Виши, Арагон ушел в подполье. В рядах Сопротивления сражались своим словом-оружием французские писатели-патриоты. Многие писатели-борцы стали жертвами немецкого фашизма. Были расстреляны Жак Декур и Габриэль Пери. Погибли друзья Арагона - отважная Даниэль Казакова, философ Анри Политцер.
Но писатели-патриоты продолжали свою боевую литературную деятельность. Лучшими стихами тех лет были стихи Луи Арагона и Поля Элюара. Арагон выпустил в годы второй мировой войны несколько сборников стихов: «Нож в сердце», «Глаза Эльзы», «Паноптикум», «Французская заря», сборник рассказов «Величие и падение французов» и другие. Стихи печатались и под его собственной фамилией и под псевдонимами е партизанских газетах и журналах; они выходили в виде отдельных листков, их переписывали от руки и заучивали наизусть французские партизаны. В стихах Арагона горечь поражения была неотделима от призыва к борьбе, любовь — от ненависти к врагам, нежность — от ярости бойца-антифашиста. Это были стихи большой лирической глубины, высокой идейной силы.
Во весь рост вставали в его стихах национальные герои. Поистине прекрасна легенда о Габриэле Пери (впервые рассказанная в подпольной печати), легенда о том, как на могиле Пери вырос куст голубых гортензий. В дни тяжелых невзгод и потрясений Арагон продолжает славить свою любимую родину, воспевать свою Францию, свой Париж.

Париж! Театр теней живучих, как поверье...
Его не отберешь, в тюрьму не заключишь...
Париж! Как крик от губ его не отлучишь!
Им нелегко далось за мной захлопнуть двери!
Разрежьте сердце мне — найдете в нем Париж!
(Перевод А. Эфрон)

В сборниках Арагона героические стихи большой вдохновляющей патетики соседствуют с лирическими. Горечь и боль звучат в стихотворении «Сирень и розы», гневное обличение немецких фашистов — в «Балладе о том, кто пел под пытками», органическое ощущение связи поэта с народом и партией пронизывает стихотворение «Поэт — своей партии», глубоким лирическим чувством полны стихи «Любящие в разлуке» и «Глаза Эльзы».
Но Арагон не только обличает фашистских оккупантов. Он призывает к борьбе, к восстанию. В глубоком подполье пишет Арагон рассказы «Величие и падение французов», посвященные героическим бойцам французского Сопротивления и обличающие предателей, изменников, прислужников немецкого фашизма. В стихотворении «Роза и резеда» Арагон призывает весь народ объединиться для борьбы с вратами. В стихотворении «Говорит Москва» он рассказывает французам о великой борьбе на Востоке.

Вновь солнце дней Вальми окрашивает даль,
Забыли, видно, мы в ночь кораблекрушенья,
Как по-французски называются свершенья,
Но в мужестве друзей магнита притяженье...
Грядущая зима отточит нашу сталь...
(Перевод А. Эфрон)
<…>
(Источник - http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-eur....gon.htm )
***
Прикрепления: 7566850.jpg (23.9 Kb) · 8255819.jpg (13.8 Kb) · 6545499.jpg (6.7 Kb) · 4248737.jpg (11.3 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
NikolayДата: Вторник, 25 Окт 2011, 16:35 | Сообщение # 2
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
Луи Арагон (1897-1982)

Из книги "Беспрерывное движение" (1924)

Надежный замок

Речь моя
Как прижатая дверью рука
Сплошные препоны друг мой сплошные препоны
А ну-ка дайте мне слово
Спасибо
Теперь у меня есть ключ
Язык замочной скважины прищелкнул
Совсем как человеческий язык
Начнем

(Перевод Григория Стариковского)
***

Благоуханный воздух

Плоды со скрипом песка
Птиц безымянных стон
Кони по кругу друг другу вдогон
И любовь как незыблемая тоска

Повторяют вечный канон
Покуда заходится дух с глотка
Шампанского светлого на века
В чаду угарных времен

Бормочут свой панегирик
И эхо вторит Постой
Лежит под этой плитой

Оплаканный всеми лирик
Выведыватель химер
Сад Орфей Аполлинер
***

Песня умирающего от любви на карнавале перед

Великим постом

Последние дни обезлюдят Париж
В воскресенье плачешь во вторник сгоришь
Понедельник в маске буен и рыж
Любовь побушует еще смотри ж
Последний день и зарево крыш
Карнавал кричат карнавал кричишь
Полыхал карнавал вот и пост настал

Вчера карнавал сегодня пост
Я для этого слишком прост

Осени меня пост святым крестом
Пригрози мне строгим своим перстом
Покажи мне все как станет потом
Как Господь расправится с шутовством
Как любовь истает в дому пустом
Как провиснет небо кровавым мостом
И падет из звезд сам Великий пост

Вчера карнавал сегодня пост
Я для этого слишком прост

(Перевод Елены Баевской)
(Источник - http://www.newsurrealim.narod.ru/razsur_2.htm )

***


Редактор журнала "Азов литературный"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: