ПУЛМАН ФИЛИП
(родился 19 октября 1946 года)
— знаменитый английский писатель и сценарист, мастер фэнтази, исторических приключений и фантастики, обладатель нескольких престижных премий в области литературы, в том числе - Уитбредовской премии 2001 года за 3-й роман трилогии «The Amber Spyglass» («Янтарная подзорная труба»), а его роман «Северное сияние» вошел в список ста лучших романов всех времен, составленный в 2003 году газетой The Observer.
Филип Пулман родился 19 октября 1946 года в Норвиче. В детские годы ему пришлось много поездить по миру - его родной отец, а потом и приемный служили в Королевских ВВС. Часть своего детства он провел в Австралии, а с 11 лет живет в Северном Уэльсе. Большое влияние на мальчика оказала его учительница английского языка, Энид Джонс. По окончании школы Филип Пулман учился в Оксфорде, в Эксетер-колледже, где изучал английскую филологию. Позже он вернулся в Оксфорд, где двенадцать лет работал учителем в различных школах, а потом преподавал в Вестминстер-колледже - вел курсы по викторианскому роману и фольклору. Со временем Пулман оставил преподавательскую деятельность, чтобы полностью посвятить себя писательскому делу. Хотя дебютная книга писателя относилась к "взрослой" литературе, еще будучи учителем, он начал писать для детей. В основу части его романов легли пьесы, которые созданы для школьных постановок.
Хотя дебютная книга писателя относилась к "взрослой" литературе, еще будучи учителем, он начал писать для детей. В основу части его романов легли пьесы, которые созданы для школьных постановок.
Все книги Пулман пишет от третьего лица, предпочитая работать в саду своего дома по раз и навсегда заведенному порядку - каждый день он сочиняет в среднем 1100 слов (три страницы), всегда пишет от руки шариковой ручкой в специально разлинованном блокноте и придумывает первое предложение накануне, чтобы не начинать утро с пустого листа. Своим деймоном автор хотел бы видеть дельфина за сообразительность или сороку за ее проворство и сообразительность.
Известность Пулману принес детский детективный цикл о шестнадцатилетней Салли Локхарт (Sally Lockhart), действие которого происходит в 19 веке в Лондоне: "The Ruby in the Smoke" (1985), "The Shadow in the North" (1988), "The Tiger in the Well" (1990) и "The Tin Princess" (1994).
В 1996 г. появился роман Пулмана "Northern Lights" (вышедший в США под названием "The Golden Compass"), ставший началом знаменитой трилогии "His Dark Materials", название которой взято из поэмы Джона Милтона (John Milton) "Потерянный Рай" ("Paradise Lost"). Затем последовали "The Subtle Knife" (1997) и "The Amber Spyglass" (2000). Трилогию дополняют книги "The Book of Dust" и "Lyra's Oxford".
Кроме того, Пулман является автором романов: "Spring-Heeled Jack" (1989) - его герой напоминает Робина Гуда и "The Broken Bridge" (1990) - здесь он рассказывает о взрослении девочки, родители которой принадлежат к разным расам; также он написал современный детектив об утрате иллюзий "The White Mercedes" (1992); фэнтезийную историю "Clockwork" (1998), действие которой происходит в Германии; восточную сказку "The Firework-Maker's Daughter" (1999); фэнтези о животных "I was a Rat...or the Scarlet Slippers" (1999) и др.
А еще Филип Пулман автор нескольких пьес на основе классических произведений и составитель антологии "Detective Stories" (1998).
Отношение читателей к творчеству Филипа Пулмана колеблется от полного неприятия до восхищения. И это неудивительно – в своих произведениях писатель затрагивает темы, которых традиционно не касаются в детско-юношеской литературе. Безусловно, книги Пулмана представляют большой интерес для читателей во всем мире, и среди поклонников его творчества присутствуют люди самых разных возрастов.
Пулман живет в Оксофрде со своей женой Джуди. У него два сына. Старший, Джэйми - музыкант, играет на альте. Младший, Том, изучает музыку в университете.
Литературные критики единодушно восхищаются оригинальностью творений автора, а газета "Washington Post" назвала трилогию "ТЕМНЫЕ НАЧАЛА" лучшим фантастическим романом за последние 20 лет.
Первую книгу трилогии "Золотой Компас" ("Северное Сияние") британская "Guardian" оценила как "великолепную фантазию, захватывающий триллер и сочинение, заставляющее задуматься о человеческом существовании…"
Поиски пропавшего друга приводят Лиру и ее деймона Пантелеймона на далекий Север, где на ледовых просторах царят бронированные медведи, а в морозном небе летают прекрасные ведьмы. И где ученые проводят эксперименты, о которых даже говорить страшно. Лире предназначено судьбой не только одолеть великое зло, но и попытаться найти источник темных замыслов. Возможно, для этого ей придется оказаться по ту сторону Северного Сияния...
Помимо яркой сказочной фабулы, пишет журнал "Итоги", в "Чудесном ноже" скрыто огромное количество совсем не сказочных идей. Сама метафора существования параллельных миров в его романах весьма изящно отражает идеи многогранности мира, в котором мы живем, но не даем себе труда познавать его…
На "перекрестке миров" в загадочном городе Читтагацце Лира встречает Уилла, своего ровесника из нашего, реального мира. Ребята вдвоем пускаются в путешествие по загадочным мирам, населенным непонятными существами. Здесь их ждут опасные приключения, призраки, пожирающие души взрослых и не трогающие детей, ведьмы и ангелы. Волею судеб к ним попадает загадочный нож, волшебная сталь которого позволяет прорезать окна в другие миры и дает своему хранителю чудесную защиту от любой опасности.
"Янтарный телескоп" - самая титулованная книга трилогии. Она удостоилась таких наград, как премия Уитбред (2001г.); премия British Book Awards в номинации "Лучший автор года" (2001г.); премия World Fantasy в номинации "Лучший роман года" (2001г.) и номинация на премию Букера (2001г.). Деловая пресса также не оставила без внимания пулмановский квест "...книга понравится людям любого возраста", так написала газета London Evening Standart - "взрослые, конечно, без особого труда догадаются, что в финале Добро побеждает Зло, но дети, которые еще сидят у них внутри, будут читать роман затаив дыхание, а на последних страницах цепенеть от ужаса" .
Чудесная пыль - первоисточник всего живого - покидает нашу Вселенную. Янтарный телескоп пророчит гибель многим мирам. Только Лира и Уилл вместе способны победить смерть, исполнив свое предназначение. Но каков будет их выбор в битве Темных начал?
Библиография
1972 The Haunted Storm
1976 Galatea
1982 Граф Карлштайн
1987 How to be Cool
1989 Spring-Heeled Jack
1990 The Broken Bridge
1992 The White Mercedes
1993 The Wonderful Story of Aladdin and the Enchanted Lamp
1995 Clockwork or All Wound Up
1995 Дочь изобретателя фейерверков
1998 Mossycoat
1998 The Butterfly Tattoo (re-issue of The White Mercedes)
1999 I was a Rat! or The Scarlet Slippers
2000 Puss in Boots: The Adventures of That Most Enterprising Feline
2004 Чучело и его слуга
Галерея восковых фигур / Thunderbolt's Waxwork (The New Cut Gang)
Галерея восковых фигур / Thunderbolt's Waxwork (1994)
Бал газопроводчиков / The Gas-Fitters' Ball (1998)
Таинственные приключения Салли Локхарт / The Sally Lockhart quartet
Рубин во мгле / The Ruby in the Smoke (1985)
Тень «Полярной звезды» / The Shadow in the North (1988)
Тигр в колодце / The Tiger in the Well (1990)
Оловянная принцесса / The Tin Princess (1994)
Трилогия «Тёмные начала»
1995 Северное сияние (в США вышла под названием «Золотой компас»)
1997 Чудесный нож
2000 Янтарный телескоп
Продолжение «Тёмных начал»
2003 Оксфорд Лиры
2008 Однажды на севере
2009 Книга Пыли (публикация ожидается)
Пьесы
1990 Frankenstein
1992 Sherlock Holmes and the Limehouse Horror
Нон-фикшн
1978 Ancient Civilisations
1978 Using the Oxford Junior Dictionary
Экранизации
2006 — «Рубин во мгле» (TV)
2007 — «Тень „Полярной звезды“» (TV)
2007 — «Золотой компас»
2008 — «Татуировка в виде бабочки»(The Butterfly Tattoo)
Награды
2007 год — премия Карнеги. Роман «Северное сияние» («Northern Lights», в США — «Golden Compass»), первый в трилогии, назван лучшей книгой для детей последних семидесяти лет.
2005 год — Премия имени Астрид Линдгрен
2001 год — World Fantasy Лучший автор года
2001 год — The British Book Awards Лучший автор года Престижная британская литературная премия вручается лучшему автору года. Жюри состоит из представителей разных отраслей.
2001 год — The Whitbread Prize Лучшая книга года Премия вручается с 1971 г. за лучшую книгу прошедшего года. Считается одной из самых престижных премий в мире литературы. Основной критерий — качество произведения. «Янтарный телескоп» (3-я книги трилогии) стал первой детской книгой за всю историю существования премии, победившей в номинации «Лучшая книга года».
2001 год — Номинация на The Booker Prize
1996 год — The Guardian Prize Ежегодная премия газеты «Гардиан», присуждается автору лучшей книги, опубликованной в Великобритании за год. Жюри состоит из известных писателей и редактора раздела литературы.
1995 год — British Fantasy Society Лучший роман
1995 год — The Carnegie Medal Самая престижная награда в детской литературе, вручается с 1936 г. Получает широкое освещение в прессе. Жюри состоит из представителей ассоциации библиотекарей.
(По материалам сайтов – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F3%EB%EC%E0%ED_%D4%E8%EB%E8%EF
и Philip Pullman; http://pullman.fatal.ru/)
***
Филип Пулман: по направлению к Небесной Республике
Интервью со знаменитым английским сказочником
(Ноябрь 2004 года)
Перед тем, как вы сели писать "Темные начала", вы уже представляли себе всю историю целиком?
Да, хотя и без деталей. 1300 страниц ненаписанного текста не могли бы разместиться в моей голове - там нет столько места. Но если вы замахиваетесь на большой роман, вы должны уметь видеть его целиком, - как архитектор видит свой ещё не построенный проект. Это именно архитектурное чутье: будут ли части вашей постройки соразмерны, встанут ли они красиво, не провалится ли пол, не рухнет ли потолок и так далее. Вы должны быть уверены в том, что в целом всё продумано.
А детали - это внутренняя отделка, и тут вы можете рисковать, экспериментировать. Я специально не продумываю детали заранее, чтобы удивлять себя неожиданными идеями. Меня изумил, к примеру, бронированный медведь, Йорек Бирнисон - как хорош! А ведь изначально такого персонажа не предполагалось. И галливспайны в "Янтарном телескопе" стали для меня полным сюрпризом.
Как сложилась эта история?
Так же, как и все мои истории: из несвязанных между собой сюжетов, картинок, которые мелькают в голове и волнуют. Я думал об этих сюжетах, искал между ними общее. И общее нашлось - все они были о чем-то большем, о чем-то очень важном для каждого человека: о взрослении, наивности и опыте, жестокости и любви.
Это звучит неопределенно и абстрактно, но в своей голове я видел не слова, а именно картинки, сюжеты, и они полны были ярких деталей: я видел девочку, Лиру, которая спряталась в шкафу и подслушала то, что не предназначалось для её ушей; я видел медведей, бьющихся насмерть; я видел окно в другой мир, распахивающееся в небе, и так далее.
Вы писали "Тёмные начала" в жанре фэнтези?
Нет. Я хотел написать реалистическую книгу. Я не думаю, что жанры - это объективная классификация текстов. Всё это очень надуманно. Есть настоящая проблема в том, что если к книге приложили жанровый ярлык, её читают только те люди, которые любят этот жанр. Особенно это касается фэнтези.
Но я писал не для любителей фэнтези. Я, скорее, писал для людей, которые обычно не читают фэнтези и думают, что фэнтези - это дрянь. Я сам не люблю фэнтези. Но этот жанр дает необыкновенную свободу. И он привлек меня как автора тем, что позволяет сказать что-то правдивое и важное о человеческой природе. Именно эта возможность мне была интересна - сделать книгу более реалистической по сути за счет свободы в форме. А красочность, эффектность… без смыслового наполнения всё это меня бы не интересовало.
Вы писали "Тёмные начала" для детей?
Я не понимаю, как можно писать книгу для какой-то конкретной аудитории. Это условная маркировка текста - такой же ярлык, как жанр, как фэнтези - не фэнтези. Ярлыки ограничивают аудиторию, а не расширяют.
Когда я думаю о своих читателях, я представляю себе взрослых, детей, мужчин, женщин, людей всех возрастов и видов - лишь бы они умели читать. Если бы лошади, собаки, кошки или голуби умели читать, я бы с радостью включил в свою аудиторию и их. Добро пожаловать! Все приглашены.
Почему вы так серьезно относитесь к историям?
Потому что они развлекают, они учат, они помогают нам наслаждаться жизнью и выносить её, когда она не складывается. После еды, дома и дружбы, истории - это то, что нам больше всего на свете нужно.
О чём, на ваш взгляд, ваши книги?
В основе трилогии лежит миф о сотворении и восстании, развитии и сопротивлении. Я не писал об этом прямым текстом, но мне было важно раскрыть именно эту тему. Это вечная борьба: с одной стороны, контроль, за которым стоит многовековая история, сила и власть (вспомним инквизицию, травлю еретиков, сожжение ведьм, весь этот кошмар, который религиозные фанатики готовы осуществлять там, где это возможно, и сегодня) - с другой стороны, те, кто сражаются с этим контролем, искатели свободы, идеологи Небесной Республики. Это борьба: Царство Божие против Небесной Республики.
Всё, что я пишу, так или иначе об этом. Например, моя книга изображает Искушение и Падение не источником мировых бед и страданий, как это принято в христианской традиции, а началом подлинной человеческой свободы - тем, что стоит праздновать, а не оплакивать. И мой Искуситель не зло, подобное Сатане, коварное и завистливое, а персонаж, который мог бы символизировать Мудрость.
Миф позволил мне затронуть в одной истории самые разные темы. Они соединились прочной, но невидимой нитью, незаметной читателю, но очень важной для меня. Откуда берутся деймоны, что происходит с нами после смерти, почему вселенных так много - всё свелось в одну историю.
Если кого-то из христианских критиков смущает мой подход, и им кажется, что я не вижу разницы между добром и злом, - всё, что я могу сказать в ответ: я буду за них молиться.
Где и когда вы пишете?
Я пишу под навесом в глубине своего сада. Это комфортное времяпрепровождение - единственное, я суеверен, я не разрешаю трогать навес, пока книга не окончена, и в данный момент навес порядком обветшал. Я пишу шариковой ручкой на разлинованной бумаге формата А4. Я сижу за столом на весьма дорогом ортопедическом датском стуле, благодаря которому моя спина не болит. Мой стол немного выше обычного, он приподнят на деревянных блоках.
Я пишу три страницы в день (только с одной стороны бумаги). Это около 1100 слов. Я останавливаюсь, когда три страницы исписаны, однако всегда знаю, какое предложение я напишу на следующей странице завтра утром.
Потом я пью чай и смотрю сериал "Соседи". Мыльные оперы интересны тем, что могут продолжаться как угодно долго - месяцами, и так живо. Мне нравится наблюдать работу сценаристов: они теряют интерес к одной сюжетной линии, начинают развивать другую, характеры героев совершенно меняются, передавая друг другу какие-то черты, свойства… занятно бывает разобраться в том, как всё это устроено. Сериал "Соседи" нравится мне больше других сериалов, потому что "Соседи" - это история в чистом виде: одни события следуют за другими вне всякого социального контекста.
Сколько времени у вас занимает написание книги?
"Северное сияние" я одолел за два года, за столько же - "Чудесный нож". На "Янтарный телескоп" ушло три года. Но эти книги длинные - короткие, что неудивительно, занимают гораздо меньше времени.
Как вы придумываете имена своим героям?
Некоторые герои приходят уже с именами. Как только Лира появилась в моей голове, я знал, как её зовут. Но иногда имена приходится придумывать. Имя Ли Скорсби, например, было составлено из двух частей: часть Ли я взял у актера Ли Ван Клифа, который снимался в вестернах вместе с Клинтом Иствудом, - я думал, мой Ли должен выглядеть примерно так. А часть Скорсби я позаимствовал у Вильяма Скорсби, реального исследователя Арктики.
Характеры ваших героев вы берете у знакомых вам людей?
Сознательно нет. Но я не могу о них не думать.
Как возникла идея деймонов?
Когда я только представлял себе Лиру, она была не одна - рядом с ней был кто-то, и этот кто-то был её важной частью. Я назвал его для себя деймон. И когда я сел за "Северное сияние", написал первые слова - "Лира и её деймон" - всё вдруг сфокусировалось, идея стала мне ясна.
Очень важно то, что детские деймоны могут как угодно меняться, но постепенно они теряют эту способность, и деймоны взрослых принимают однажды ту форму, которую не меняют уже до конца жизни. Тот путь, следуя которому деймон растет, развивается, меняется, раскрывает человеческую природу так правдиво, что сложно было бы показать её иначе, не используя этот яркий образ.
Если бы выбирали себе деймона, каким бы он был?
Деймона нельзя выбрать, в этом и суть. Он сам возникает из вас, из вашей подлинной природы. Как сказал один старый моряк Лире в "Северном сиянии": "Многие тут хотели бы видеть своим деймоном льва, но в деймонах у них пудели". Если вы хотите узнать, каким бы был ваш деймон, лучший способ - спросить у друзей, причем устроить так, чтобы они могли ответить анонимно.
Вы видели северное сияние?
Нет. Как и многое другое. Я читал о нём, представлял его в своём воображении.
Какие детские писатели вас восхищают?
Многие. Питер Дикинсон, Ян Марк, Энни Файн, Жаклин Вилсон, Дженни Хоукер, Майкл Морпурго, Аллан Элхберг - в самом деле, многие.
Какая книга была вашей любимой в детстве?
"Волшебный пудинг" Нормана Линдсея (Norman Lindsay's The Magic Pudding).
Какие книги изменили вашу жизнь?
Сказки братьев Гримм, "Илиада" и "Одиссея" Гомера, истории о Шерлоке Холмсе Артура Конана Дойля, комиксы про Супермена и Бэтмена, которые издавались, когда я был маленьким, - тогда они ещё не воспринимались постмодернизмом. В пятнадцать лет меня поразили "Иллюстрированная история живописи" Джансонов и сборник писем Бернарда Шоу.
© http://www.jubileebooks.co.uk
(Источник - Philip Pullman; http://www.pullman.fatal.ru/inter.htm)
***
О некоторых книгах Филипа Пулмана
1. РУБИН ВО МГЛЕ (Из серии САЛЛИ ЛОКХАРТ)
Салли шестнадцать лет, и она необыкновенно хороша собой. Ее знания литературы, языков и музыки оставляют желать лучшего, зато она умеет вести бизнес, лихо скакать на лошади и без промаха стрелять из пистолета. Когда при загадочных обстоятельствах погибает ее отец, Салли остается одной в туманном Лондоне. Она в опасности, хоть и не подозревает об этом. Как сгущается смог над городом, так сгущается тайна, от разгадки которой зависит ее жизнь. А виной всему - зловещий секрет, заключенный в рубине.
В 1987 году этот роман вошел в списки “School Library Journal Best Books of the Year”, “Library of Congress Children's Books of the Year” и “American Library Association Best Books for Young Adults” (от 12 лет и выше), а также получил “Horn Book Fanfare”
2. ТЕНЬ ПОЛЯРНОЙ ЗВЕЗДЫ (Из серии САЛЛИ ЛОКХАРТ)
Тень зла... Можно ли вызвать ее на спиритическом сеансе или запечатлеть на фотоснимке? В мастерской “Гарланд и Локхард” всегда оживленно - Фред экспериментирует с новыми камерами и техникой съемок. Повзрослевшая Салли (начало ее истории читайте в романе “Рубин во мгле”) открывает свое дело. Теперь она консультант по финансовым вопросам. Джим пишет пьесы и работает в театре. Но однажды Салли и ее друзья поневоле становятся детективами. Случайные, казалось бы, события, произошедшие с каждым из них, оказываются звеньями одной цепи. И за всеми стоит владелец компаний “Полярная звезда”. Беллман всемогущ. Он торгует смертью и создает чудовищные “паровые ружья”. С каждым шагом Салли, Джима и Фреда все сильнее затягивает в зловещую тень “Полярной звезды”.
Роман вошел в список “American Library Association Best Books for Young Adults”-1988
3. ТИГР В КОЛОДЦЕ (Из серии САЛЛИ ЛОКХАРТ)
Когда я подрос и лучше узнал Салли, да и она повзрослела, я понял, что она совершенно естественным образом заинтересовалась всевозможными социальными вопросами. Она - женщина современная. А одной из крупнейших проблем того времени - действие книги происходит в 1881 году - было огромное увеличение масштабов еврейской эмиграции, порожденное преследованиями в России. Это и составляет фон: все эти корабли, битком набитые страдающими, забитыми людьми, стремящимися на запад в надежде на лучшую жизнь, и преступные банды, делающие деньги на их обмане, и политики, их осуждающие - да ведь ето могло бы происходить и сегодня! Но в центре повествования - сама Салли и некая тайна. У Салли есть маленькая дочка, отец которой умер; но внезапно появляется другой мужчина, который утверждает, что является жившим отдельно мужем Салли, и у которого, кажется, есть все документы, позволяющие доказать это. Салли никогда прежде не видела его, но законы того времени позволяютт ему забрать у нее ребенка. И за всем этим стоит мрачная фигура Цадика, который торгует человеческими страданиями... Салли вынуждена пойти на огромный риск и оказывается лицом к лицу со старым и смертельным врагом.
Роман вошел в список “American Library Association Best Books for Young Adults”-1990
4. СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ (Из серии ТЕМНЫЕ НАЧАЛА)
Поиски пропавшего друга приводят Лиру и ее деймона Пантелеймона на далекий Север, где на ледовых просторах царят бронированные медведи, а в морозном небе летают ведьмы. И где ученые проводят эксперименты, о которых даже говорить страшно. Лире предназначено судьбой не только одолеть великое зло, но и попытаться найти источник темных замыслов. Возможно, для этого ей придется оказаться по ту сторону Северного Сияния...
Роман номинировался на “British Fantasy Award” и “Locus”-1997 (15 место)
5. ЧУДЕСНЫЙ НОЖ (Из серии ТЕМНЫЕ НАЧАЛА)
Главная героиня - Лира - пересекает границу миров и оказывается в Англии конца XX века, где знакомится с Уиллом. Уиллу 12 лет. Он вынужден совершить преступление. Спасаясь от преследования, полный решимости узнать правду о пропавшем много лет назад отце, он случайно попадает в Читтагацце - странный город брошенных детей. В загадочном Читтагацце Лиру и Уилла ждут опасные приключения, призраки, пожирающие души взрослых и не трогающие детей, ведьмы и ангелы. Здесь они находят и теряют близких и любимых людей, здесь же Уилл становится хранителем Чудесного ножа, вырезающего окна в чужие миры. Лира и Уилл пришли в этот мир разными дорогами, у них разные цели, но их объединяет великое предназначение...
Роман номинировался на “Locus”-1998 (11 место)
6. ЯНТАРНЫЙ ТЕЛЕСКОП (Из серии ТЕМНЫЕ НАЧАЛА)
Чудесная Пыль - первоисточник всего живого - покидает нашу Вселенную. Янтарный телескоп пророчит гибель многим мирам. Юные Уилл и Лира продолжают испытывать судьбу. Их детство закончилось. Теперь они не тольоко уязвимы для Призраков, пожирающих деймонов взрослых людей, но и должны принять трудное решение. Бросая вызов высшим силам, Лира обретает новых союзников: галливспайнов - искусных шпионов, передвигающихся верхом на стрекозах, и мулефа - колесный народ, умеющий видеть Пыль. Она способнап победить смерть, исполнив свое предназначение. Но каков будет ее выбор?
Роман номинировался на “Locus”-2001 (3 место) и “World Fantasy Award”-2001
7. ГРАФ КАРЛШТАЙН
...Никто из жителей деревни Карлштайн не смеет даже высунуть нос из дома в полночь накануне Дня Всех Душ - в ночь, когда Замиэль, Дикий Охотник, выходит собирать свою кровавую дань. Но коварный граф Карлштайн заключил ужасную сделку с Замиэлем, и теперь племянницам графа - Люси и Шарлотте - грозит опасность. Вся надежда только на Хильди, девочку-служанку, которая случайно узнала о плане графа. Но всем ясно одно - Дикий Охотник не вернется в свое логово ни с чем...
Вот что рассказывает о своей книге сам автор: «Это была первая книга для детей, которую я написал. Как и в “Spring-Heeled Jack”, в ее основу легла школьная пьеса. Это своего рода забавная и одновременно страшная история в готическом стиле. Существует две версии, потому что я сначала написал “Count Karlstein” как роман с изложением от лица разных героев. Позже я переделал его в смесь текста и комиксовых иллюстраций. Рисунки Патрис Эггс великолепны, особенно нарисованная ею реклама BEEFO Animal Stimulant.»
(По материалам сайта - http://www.kubikus.ru/author.asp?authorid=829)
***