• Страница 1 из 1
  • 1
Коротич В.А. - поэт,прозаик,публицист,сценарист и журналист
NikolayДата: Понедельник, 09 Май 2011, 12:06 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:

КОРОТИЧ ВИТАЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
(родился 26 мая 1936 года)

— известный русский и украинский поэт, прозаик, публицист, журналист, колумнист, сценарист, редактор журнала «Огонёк» (1986 - 1991), общественный деятель; член Академии искусства и литературы США, депутат Верховной Рады УССР 11-го созыва, Народный депутат СССР (1989 - 1991), Заслуженный деятель культуры Польши, лауреат нескольких престижных национальных и международных премий, в том числе - Государственная премия СССР (1985), Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко, Международная премия имени Ю. Фучика (1984).

Родился 26 мая 1936 года в Киеве, где с золотой медалью закончил школу с преподаванием ряда предметов на английском языке. Отец: Алексей Степанович Коротич — профессор-микробиолог; мать: Зоя Леонидовна Коротич — патофизиолог. В 1953 году Виталий Коротич поступил в Киевский государственный медицинский институт имени академика А. А. Богомольца, который закончил с отличием в 1959 году. После ординатуры работал кардиологом в сельской больнице и в институте клинической медицины им. Стражеско, где вел научную работу. Закончил аспирантуру.

Литературная деятельность
Начал писать стихи ещё в институте. Впервые напечатался в 1954 году. В 1961 году вышел первый сборник стихов на украинском языке — «Золотые руки», и Коротича приняли в Союз писателей. Стихи были переведены на другие языки. О них одобрительно высказался в «Литературной газете» известный поэт Назым Хикмет. В 1966 году Коротича избрали в правление Союза Писателей СССР и секретарем Союза Писателей Украины. Работал главным редактором молодежного журнала «Ранок» (сходного с российским журналом «Смена») с 1966 по 1967 гг.. Вёл радиопередачи, печатался в местной и центральной прессе, в том числе и во всесоюзном еженедельнике «Литературная газета». В 1969 году не был переизбран секретарем СП Украины, а также был выведен из правления СП СССР — по словам Коротича, за то, что он «сказал и написал что-то не то».
Окончил Киевский институт иностранных языков. В 1978 году стал редактором журнала «Всесвит» (украинского аналога журнала «Иностранная литература»). Занимался переводами. В 1981 году снова был избран секретарем правления СП СССР, пробыв на этой должности до 1991 года.

Журнал «Огонек»
В мае 1986 года ЦК КПСС по предложению секретаря ЦК Егора Лигачева назначил В.Коротича главным редактором всесоюзного журнала «Огонек». В течение двух лет тираж журнала вырос с 1,5 млн. до 4,5 млн. экземпляров. Вместо партийного официоза появился журнал для массового читателя.
На официальном сайте «Огонька» так оценивается работа В.Коротича в журнале: «С его приходом журнал повернул на 180 градусов. Трудно в мировой истории вспомнить издание, которое оказало бы на политическую жизнь страны такое же сильное влияние, как «Огонёк» эпохи перестройки. Публицистика «Огонька» стала школой демократии в изголодавшейся по свободе стране. Разоблачения стали культовым жанром всей журналистики. Начинал эту эпопею журнал «Огонёк». Открывший на этом пути к читателю множество ярких имен, талантливых авторов, замечательных художников — он закономерно пришел к финалу этой, наиболее славной страницы своей истории. Журнал в это время был знаменитым не только в стране, но и в мире. С ним связана эпоха «гласности», смена политической формации, крах советской власти — сначала в умах людей, а потом и в реальной жизни».
За эту редакторскую деятельность американский журнал «World Press Review» присвоил Коротичу в 1989 году звание «Зарубежный редактор года» (International Editor of the Year) за 1988 год — титул, ежегодно присуждаемый редакторам, живущим не в США, за смелость в деле углубления свободы и ответственности прессы, в утверждении прав человека и за отличную и правдивую журналистику. Однако несмотря на почётный статус главного редактора «культового» издания, после путча 1991 года Коротич уезжает в США, дав прощальное концептуальное интервью газете «Московский комсомолец» («Час жлоба»), которое было замечено коллегами и общественностью. В биографических справках по этому поводу отмечается: «19.08.1991, находясь в США, сдал авиабилет в Москву, опасаясь репрессий со стороны ГКЧП. 26.08.1991 по решению журналистского собрания «Огонька» освобожден за проявленную трусость от обязанностей главного редактора».

Оценка этой принудительной отставки — неоднозначна в профессиональной среде. Рейтинг журнала так и не достиг впоследствии рекордов Коротича. Много лет спустя писатель признался: «В какой-то степени переворот мне помог реализовать свое желание попробовать себя ещё и на преподавательском поприще в США. Мне интересно было. А вскоре СССР развалился, все мои сбережения здесь сгорели. И мне в США ещё на два года контракт продлили. Потом пожизненный. Потом я понял, что хватит. Получать американское гражданство? Зачем? Ведь я терял всё: дом, семью (сыновья после учебы в Бостонском университете вернулись в Москву), Киев… Я и так Киев потерял, ведь когда в 1991-м все развалилось, я был в Америке, к тому же уехал туда из Москвы, поэтому автоматически стал гражданином России».

За рубежом
С 1991 по 1998 годы Виталий Коротич — профессор Бостонского университета. По собственному определению писателя, это была семилетка уединения: «Один разговор у меня был с Горбачёвым. Я говорю: Михаил Сергеевич, для меня сейчас огромное счастье… я большую часть жизни был занят тем, что общался с людьми, с которыми в нормальных условиях я не хотел бы общаться. Я читал бумаги, которые я в нормальных условиях в руки бы не взял. А сейчас я могу послать кого угодно куда угодно и читать. Он на меня так испуганно поглядел и говорит: а я так не могу. Я на эту тему много говорил с нашим общим знакомым Иосифом Кобзоном. Я говорил: зачем тебе вот этот бизнес, вот это вечное участие во всех тусовках. «Ты не понимаешь: ты неделю не появишься, тебя забудут». Фиг с ними, если забудут, если я такой, что за неделю… Короче говоря, восемь лет работы в Бостонском университете натренировали меня на уединение».
Помимо США, читал лекции в Австралии, Мексике и Канаде. Опубликовал на английском языке учебное пособие для студентов в Бостоне.

Возвращение на Родину
В поле российских СМИ оставался ньюсмейкером в течение 1992 — 1995 годов, будучи бостонским обозревателем московской газеты «Новый Взгляд». После окончания периода «американского уединения» к редакторской работе в Москве не вернулся. Из письма Виталия Коротича Евгению Додолеву, опубликованному в газете Марины Леско «Новый Взгляд»: «Как были мы страной ненависти, так и остались. В таком воздухе не отдышишься. Страну приучали к хамству десятки лет».

Киевский период
Его называют мэтром современной украинской журналистики. В начале XXI века Коротич руководит киевским изданием на русском языке (возглавляет редакционный совет киевского журнала «Бульвар»), при этом прописан в Москве. Всё это постулирует особый взгляд на отношение между двумя странами, которое он сам отметил в беседе со Светланой Сорокиной 29 апреля 2006 года: «Украина приращена к России совершенно неотрывно... Но вот поиск какой-то своей доминанты, национализм в его западно-украинском варианте, конечно, себя скомпрометировал. Стремление в Европу… все прекрасно понимают, что это было бы хорошо, но никому не нужно брать Украину на содержание в Европе. Такая Франция по населению, по размерам, ну кто же её возьмет на содержание? Какую-нибудь Грузию подкормить можно, но не Украину. Короче, Украина просто ждет того, что произойдёт дальше. Уровень жизни ниже, чем в России. Масса вещей ниже, дружелюбия больше. Добрая страна, которую не надо от себя отталкивать. Тем более, что она совершенно к этому не стремится. И вот даже то, что сейчас Янукович и Ющенко заключают какие-то деловые отношения… да и вообще, когда мы объявляем самым большим украинским националистом полу-армянку Тимошенко… всё настолько искусственно раздуто, настолько искусственно поднято… Нормальные, дружелюбные люди. Не надо провоцировать враждебность, не надо приезжать в Крым для того, чтобы сказать, когда мы его у вас заберём».

Семья
Три сына: Андрей (1959—1971), Виталий (1971), Никита (1975). Младшие сыновья не пошли по стопам отца, оба выбрали специальность экономиста-международника.

Политические взгляды
В.Коротич неоднократно издавал произведения социально-политического характера как об СССР, так и о зарубежных странах («О, Канада!», «Ленин, том 54», «Не стреляйте в пианиста!», «Кубатура яйца», «Mост», «Лицо ненависти» и др.). До перестройки их идеологическое содержание и направленность полностью соответствовали мировоззрению советского коммуниста, каковым тогда являлся Коротич: в них прославлялись достижения социализма в СССР и странах Восточной Европы, расписывались «ужасы капитализма» в США и других странах Запада, осуждалась «буржуазная мораль» и т. п. Его поэма «Ленин, том 54» проникнута восторженным пафосом по адресу вождя Октябрьской революции В. И. Ленина и предводимой им коммунистической партии:
<…>
И, всякого изведав на веку,
когда до капли силы истощались,
шли к Ленину мы,
словно к роднику,
и мудрой чистотою очищались.
<…>
<…>
Он рядом с нами -
другом и вождем.
Он учит нас — и учимся прилежно:
Так с Лениным
мы к Ленину идем.
И в этом — наша сила
и надежда!
<…>
<…>
Жизнь после Ильича
полна значенья
тогда лишь, если жить,
как жил Ильич.
Идти к нему.
Взойти.
Так на рассвете
восходят к солнцу
птица и росток.
<…>
Сходные мотивы присутствуют также в стихотворении «История» (1980 г.) и многих других поэтических произведениях автора. Публицистическая проза В.Коротича того времени также мало чем отличалась по своему политическому содержанию от произведений других виднейших советских публицистов-коммунистов — Ю.Жукова, В.Зорина, Г.Боровика и др., — так что основная идея её могла быть выражена словами самого Коротича:
- «Мы обязаны знать об этом и помнить: в Советском Союзе воплотились мечты всех трудящихся на земле»,
- «…за шесть десятилетий своей истории мы очень предметно доказали, сколь справедливо может быть устроена жизнь общества, зачатого величайшей из революций — Октябрьской»,
- «Борьба за социальную и национальную справедливость на свете ведется все успешнее потому, что люди видят и предметно воспринимают советский пример, пример державы, где принципы такой справедливости не просто победили, но и закреплены в Конституции».

В одной из своих самых известных книг того периода — «Лицо ненависти», — за которую автор был в 1985 г. удостоен Государственной премии СССР, В.Коротич сурово осуждал «капиталистические нравы» США, сопоставляя их с «социальным прогрессом» в Советском Союзе. Какую-либо критику в адрес СССР В.Коротич в этой и других своих книгах клеймил как «злостную клевету» и «антисоветчину»: «Наглая антисоветчина самых разных уровней кружится, насыщая воздух, как стая таежного гнуса. Так быть не должно, не может; и так оно продолжается практически без перерывов с конца 1917 года».

«Сегодня утром президент Рейган в очередной раз грозил нашей стране своим выразительным голливудским пальцем и всячески нас поносил. <…> следом за президентом, как правило, подключаются разные мелкие шавки…»
Однако, после того, как в 1986 г. ЦК КПСС назначил В.Коротича главным редактором журнала «Огонек», содержание и тон его высказываний и работ, как и материалов редактируемого им журнала, радикально изменились: теперь суровой критике подвергалась жизнь в СССР — как современная, так и за все 70 лет правления коммунистов, — США же и другие «буржуазные» (по терминологии доперестроечных книг Коротича) страны стали представляться в основном с положительной стороны и даже ставились в пример для подражания. Фактически В. Коротич нередко писал прямо противоположное тому, что говорил за несколько лет перед этим, и публиковал в журнале те самые материалы, которые раньше клеймил как «антисоветские» и «клеветнические», причем нередко авторами их оказывались эмигранты из СССР, которых ранее В.Коротич иначе как «предателями», «дезертирами» и т. п. не именовал (например, А.Солженицын, которого в книге «Лицо ненависти» В.Коротич назвал «советским дезертиром»[19] вопреки тому факту, что Солженицын не уехал со своей Родины добровольно, а был выслан насильственно). В то же время В.Коротич оставался членом КПСС вплоть до её запрета в 1991 г. После подавления августовского путча 1991 года (и последовавшего вслед за тем запрета коммунистической партии Советского Союза) высказывания В.Коротича сделались откровенно антикоммунистическими:
- «Петроградский переворот 1917 года был прежде всего катастрофой моральной. Именно аморальность системы привела к тому, что живем мы так плохо..».
- «Никто ведь, кроме нас, и не брался построить общество, где „человек человеку — друг, товарищ и брат“. Но, судя по всему, никто с таким успехом и не выстроил общества, где человек человеку — волк.»,
- «Система была порочная, нежизнеспособная, бандитская. Надо было все это к чертям завалить.» [20] (о доперестроечной системе в СССР)

Одна из последних оценок В.Коротичем коммунистической партии, её идеологии и советского строя такова: «Сталин и его партия принесли народ в жертву своей бредятине, не дав ему ничего обещанного — ни мира, ни земли крестьянам, ни фабрик рабочим, ни еды досыта, ни жилья, ни одежды.».

Произведения
Стихи
Поэмы:

«Ленин, том 54» (1970)
«Борозда бесконечная и непрерывная» (1979)
«Могила неизвестного солдата» (1986)
Сборники:
«Золотые руки» (1961)
«Запах неба» (1962)
«Закон земли» (1975)
«Зеленый виноградник» (1975)
«Отзвуки» (1975)
«Достоинство» (1977)
«Прозрачный ливень» (1979)
«Закономeрнoсть» (1983)
«Голоса» (1984) [22]
Избранное (1986)

Проза
«О, Канада!» (1966)
«Молчание»
«Не стреляйте в пианиста!..» (1970)
«Такая недобрая память» («Такая жестокая память») (1970)
«Кубатура яйца» (1977)
«Десятое мая» (1978)
«Мост» (1980)
«Такая поздняя, такая тёплая осень» (1981; сценарий кинофильма) [22]
«Метроном» (1982),
«Память, хлеб, любовь» (1983)
«Лицо ненависти» (1983)
«От первого лица» (1985; публицистическое эссе)
«Не бывает прошедшего времени» (1985)
«Дневник» (1986)
«Американцы пишут Горбачеву» (1988)
«От первого лица» (2000; мемуары)
«Жили-были-ели-пили» (2005)
«Переведи меня через майдан» (2005)
«От первого лица. II» (2005)

Награды и титулы
орден Октябрьской Революции (1984)
орден «Знак Почёта»
Республиканская премия ЛКСМ Украины им. М. Островского (1972)
Республиканская премия имени П. Тычины «Чувство семьи единой» (1978)
Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко
премия СП СССР имени Б. Н. Полевого (1983)
премия СП СССР имени А. Н. Толстого
Международная премия имени Ю. Фучика (1984)
Государственная премия СССР (1985) — за роман «Лицо ненависти»
премия Ленинского комсомола
Премия Вейнталя (1987, Вашингтон, округ Колумбия, Джорджтаунский университет)
Звание «Зарубежный редактор года» (International Editor of the Year) за 1988 год (присвоено американским журналом «World Press Review»).
Заслуженый деятель культуры Польши
Член ПЕН-клуба

В разные годы В.Коротич был:
- сопредседателем писательского движения «Апрель»
- вице-президентом международного движения «Деятели искусства за ядерное разоружение» (с 1986)
- членом редколлегий газеты «Русский курьер», журнала «Обозреватель»
народным депутатом СССР (1989-91)

Сейчас является:
- председателем комиссии по литературному наследию К. И. Чуковского
- членом совета редакции журнала «Огонек» (с 1991)
- председателем редакционного совета киевской газеты «Бульвар» (с 1999)

Интересные факты
- Стихотворение В. Коротича «Последняя просьба старого лирника» («Останнє прохання старого лiрника») в переводе с украинского Юнны Мориц стало известной песней супругов Никитиных «Переведи меня через майдан», которую исполняли многие певцы (в частности, Александр Малинин).
- Работы Коротича переведены на 20 языков мира.
- В. Коротич сыграл эпизодическую роль в советском художественном фильме «Хищники» (1991).
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%F0%EE%F2%E8%F7%2C_%C2%E8%F2%E0%EB%E8%E9_%C0%EB%E5%EA%F1%E5%E5%E2%E8%F7)
***

Коротич Виталий Алексеевич – русский, советский и украинский журналист, поэт. Прозаик, сценарист, публицист, член академии искусств и литературы США, депутат украинской Верховной Рады 11 созыва. Родился Коротич В.А. 26 мая 1936 года в Киеве. В 1959 году окончил КГМИ (Киевский Государственный Медицинский) имени академика Богомольца А.А. Закончив ординатуру, 6 лет работал в сельской больнице врачом кардиологом. Параллельно с основной деятельностью Коротич вел радиопередачи, печатался в прессе, редактировал журналы «Всесвіт» и «Ранок». С 1961 года вошел в Союз писателей еженедельника «Литературная газета». В 1986 году, с подачи М.Горбачева и А.Яковлева Виталий Коротич был назначен главным редактором журнала «Огонек». Этот журнал под его руководством стал известен своими острыми политическими репортажами не только в стране, но и в мире. Он открыл читателям много новых ярких имен и талантов, расцвел во времена «гласности». После путча 1991 г. Коротич уехал в штаты, опасаясь репрессий ГКЧП, и был снят с поста главного редактора «Огонька».

В 1991-1998 годы Коротич Виталий Алексеевич успешно пробовал себя в преподавательской деятельности, был профессором Бостонского Университета. Преподавал также в Канаде, Мексике и Австралии. Сейчас, в 21 веке Виталий Коротич по праву считается метром современной журналистики в Украине, хотя имеет московскую прописку. Он руководит русскоязычным киевским изданием – журналом «Бульвар» (возглавляет редакционный совет) и на все имеет свою принципиальную точку зрения.
(Источник - http://www.poeti.biz/avtobiografiya/russkie_poetj/korotich_vitalij_alekseevi.html)
***

Владимир НУЗОВ (Москва-Нью-Джерси)
Виталий Коротич: Благие порывы Путина сродни прекраснодушию Горбачева
(Статья – интервью в журнале «Вестник», № 25(310), 11 декабря 2002 г.)

Коротич был прорабом перестройки. Засучив рукава, для начала очистил авгиевы конюшни "Огонька", превратив его в самый читаемый, передаваемый из рук в руки еженедельник "пятилетки надежд" (1986-1990). Раньше других поняв, что взамен коммунистов к власти пришел спешно нарядившийся в демократические одежды псевдодемократ Ельцин, Коротич уехал преподавать в Америку, через восемь лет вернулся и ведет тихую жизнь, в основном - на даче в Подмосковье.

- Виталий Алексеевич, вы занимаете сейчас какую-либо официальную должность? Или, выражаясь по-американски, вы - freelancer, свободный художник?
- Я - freelancer, но являюсь председателем редакционного совета киевского еженедельника "Бульвар", а также стипендиатом Гуверовского фонда университета Стэнфорд. Ну, и на общественных началах я - член редколлегии газеты "Русский базар".

- А что это означает - стипендиат Гуверовского фонда?
- То, что когда я приеду в Штаты, мне заплатят положенную cтипендию.

- Вы не порываете со средствами массовой информации, поэтому вопрос мой, думаю, прозвучит по адресу: в России есть сейчас свобода слова?
- На НТВ я долго работал в программе "Свобода слова", так что программа такая есть... У нас сейчас имеется возможность говорить если не все, то многое. Но настоящая свобода слова - это часть общего стиля жизни. Дело в том, что если журналисты, писатели могут говорить то, что им кажется правильным, справедливым, предъявлять какие-то доказательства, обвинять кого-то в воровстве, а правительство, прокуратура, власти ничего в этой связи не делают, то это не свобода слова, а издевательство. Сегодня в России практически можно напечатать все, что угодно. Я читал, что какой-то депутат Госдумы - вор, что Жириновский разжигает межнациональную рознь - возьмите хотя бы его последнюю книгу "Иван, запахни душу". В Америке это было бы основанием для возбуждения сотни расследований. А здесь не происходит ни-че-го! Российская пресса похожа на электростанцию, от которой не отведены провода. Вряд ли свободой слова можно считать возможность СМИ высказывать свое мнение или предположение без соответствующей реакции на них власть предержащих..

- Или другой аспект той же проблемы. Например, газета "Вечерняя Москва". Принадлежит она "Банку Москвы", фактически - Лужкову. Так может ли эта газета критиковать "любимого мэра"?
- Конечно, нет. И "Коммерсантъ", который продолжает десятками нитей быть связанным с Березовским, никогда не тронет его. А очень подхалимски проправительственная газета "Известия" помнит, что денежки ей дает Потанин и другие олигархи, поэтому никогда в жизни хвост на них не поднимут. В общем-то ничего не поделаешь: в Америке газеты тоже зависят от рекламода телей... В последнее время наблюдается процесс отрезвления. Люди понимали свободу как некое беспредельное пространство, на котором можно делать все, что хочешь. Сегодня они начинают понимать, что все не так просто.

- Кстати говоря, Виталий Алексеевич, как вы относитесь к идее Лужкова поставить на прежнее место памятник Дзержинскому?
- Это не что иное, как желание угодить бывшему полковнику КГБ, а ныне президенту России, а также людям из спецслужб, выдвигающимся нынче на первые роли. Вполне возможно, что сносить памятник не надо было. Я знаю, что в центре Лондона стоит памятник Кромвелю, а рядом - усыпальницы королей, которым рубили головы. Но если уж Дзержинского свалили, если известно, что его имя связано с колоссальной трагедией в жизни российского народа, то - извините. Лужков в качестве аргумента "за" ляпнул, что "железный Феликс" боролся с детской беспризорностью, забыв, что беспризорниками эти дети стали потому, что чекисты и последовавшие за ними кагэбисты уничтожили их пап и мам! Лужков в данном случае очень неприлично политиканствует, и восстанавливать памятник Дзержинскому непозволительно.

- А как вы в целом оцениваете августовскую революцию 1991 года?
- Все это было клоунадой. И путч был несерьезным, и толпа, стаскивающая с пьедесталов памятники, - все это было чисто по-русски. Разбивание витрин и прочее в принципе не имеет никакого отношения к переменам в жизни. Ну, пошумели, написали что-то на заборе, разграбили ЦК - это все пример бессистемности, отсутствия четкой программы. Ее не было ни у "путчистов", ни у людей, которые их преодолевали. Ельцин, боровшийся против Янаева и компании, обещал ликвидировать привилегии, ездить на работу в трамвае и жить в обычном доме. А на деле создал такую систему коррупции, кумовства, которых не было и при Политбюро. В России между лозунгами и их реализацией - "дистанция огромного размера". Именно этим я могу объяснить, что и Гавриил Харитонович Попов, и я, и другие демократы, отошли от всей этой, извините, грязной помойки. Мы поняли, что нужны новые люди, которые придут после, будут вооружены более четкими идеями. А сегодня наступило время разочарований, многие люди заняли позицию то ли наблюдательскую, то ли отстраненную.

- Но деятельность Путина можно все-таки назвать положительной?
- Она, эта деятельность, не вызывает у меня отрицания, но... Путин мне очень напоминает Горбачева. Тот ведь тоже анонсировал большие перемены в жизни общества, опираясь при этом на членов Политбюро, которые это общество довели до ручки. Точно так же и Путин, окруженный коррумпированным и доказавшим свою беспомощность ельцинским бомондом и никого из них не убравший и не проучивший, продолжает говорить очень правильные, положительные вещи. А на деле - начал новую войну в Чечне, которой конца не видно, пообещал перенести эту войну в Грузию и так далее. Так что прекрасный имидж Путина - а прекрасен он прежде всего тем, что его ни разу не поймали на воровстве - напоминает мне имидж прекраснодушного Михаила Сергеевича в самом начале перестройки. Преисполненность порывами без каких-либо свершений...

- Перенесемся теперь в вашу родную Украину. Все мы видели по телевизору мощную демонстрацию в Киеве против Кучмы. У меня к демонстрантам один вопрос: господа, не вы ли недавно переизбрали его на второй срок?..
- Что такое массовое движение - начиная от еврейского погрома и кончая антиправительственной демонстрацией? Это 200-300 человек, вооруженных мегафонами, палками, чем-то еще и огромная толпа любопытствующих наблюдателей. То есть нельзя сказать, что если в митинге участвуют десять тысяч человек, то все они объединены одной идеей. Сегодня народ в России и Украине борется одновременно и против капитализма, и против коммунизма. Это смешной процесс, ибо люди одновременно хотят, чтобы не вернулось коммунистическое прошлое, и в то же время им не нравится капитализм, где не все равны, где побеждает сильный и не раздают бесплатные сырки по субботам. Об избрании Кучмы. Если мне дадут пару миллиардов долларов, то я организую избирательную кампанию, в результате которой я буду президентом, а вы - вице-президентом или наоборот (смеется). Сила современного телевидения такова, что если его умело подпитывать, то можно получить любой результат. Так получился "результат Кучмы". Он был избран как достаточно деятельный и всех устраивающий человек, не делающий резких движений. Прошло какое-то время, оказалось, что изменения к лучшему не происходят так быстро. И снова на первые роли в Украине, как и в России, начинают приходить "обещальщики". Ющенко побыл премьером, но ничего конкретно хорошего не свершил, только обещает. Начинается мифология: ага, у Ющенко жена американка, значит, приди Ющенко к власти, Америка нам сразу отвалит золотой миллиард. И Украина, и Россия постоянно заняты высчитыванием того, отчего мы плохо живем и кто все это устроил. При этом сразу отметается собственная вина, понимаете? Я ни в чем не виноват, а устроили все москали, масоны, чеченцы, грузины - кто угодно. А производительность труда в Украине сегодня ниже, чем была в советские времена. Мыслящие люди здесь боятся, что приход нового Кучмы приведет к власти свору не наворовавших свое приспешников нового главы государства. От этого будет только хуже, опаснее и голоднее. Короче говоря, демонстрации происходят, но никакой альтернативы Кучме нет.

- От политики перейдем к литературе. Кто из русских писателей привлекает в последнее время ваше внимание?
- Из новых писателей - никто. Появился новый, я бы сказал, ернический стиль. Мне это не очень интересно читать, но, пожалуй, самая заметная фигура этого стиля - Виктор Пелевин. Пытается эпатировать публику Виктор Ерофеев, но читать их обоих смертельно скучно. Литерату ра эта завоевывает какие-то места в отделах скандальной хроники, где подсчитывают количество нецензурных слов в тексте и тому подобное. Сейчас бестселлерами становятся книги откровенно развлекательные. Ничего плохого я в этом не вижу, потому что литература в России становится литературой. А была она и министерством иностранных дел, и внутренних, и собесом. Я, бывало, получал до тысячи писем в день! И среди этих писем писем о литературе не было. Люди писали о том, что у них мужья пьют, что их с работы уволили, что квартиру не дали... Литература считалась честнее правительства. А сейчас с этими вопросами к писателям и журналистам не обращаются. Бестселлером последней недели стал двухтомный роман Бушкова, написавшего новый вариант "Трех мушкетеров". Выходит большое количество интересных справочников, но люди уже устали и от этого. Высокая литература издается небольшими тиражами, причем не только здесь, но и в Украине. Недавно в Киеве я разговаривал с известным писателем Павлом Загребельным. Его исторические романы издаются тиражом 1500 экземпляров. Тираж в 10000 в России считается сумасшедшим. Люди стали меньше читать - телевизор заполнил время многих и многих, да и деньги стали тратить по-другому. Поэтому книга как заменитель жизни, заменитель впечатлений от путешествий постепенно уходит, что случилось когда-то и на Западе.

- Что сами пишете сейчас?
- Ко мне обратились два известных боксера, братья Виталий и Владимир Кличко. Один из них в декабре будет драться за звание чемпиона мира в супертяжелой весовой категории, а другой это звание имеет. Так вот, мне интересно было с этими молодыми ребятами поговорить, попытаться понять психологию этого поколения - тридцатилетних. Книга о них называется "Гамбургский счет" и скоро появится на прилавках. А необходимости исповедального писания у меня нет, потому что я потерял лицо того человека, который смотрит на меня и ждет, что же я ему расскажу.

- Несколько слов о музыке. Выбираетесь с дачи в Большой зал консерватории, зал имени Чайковского или предпочитаете хорошие записи?
- И на даче, и в Москве у меня есть первоклассные музыкальные центры, где я могу слушать любимого Моцарта - у меня полное собрание его произведений. С возрастом я перестал нуждаться в сопереживании. Человек, сидящий рядом со мной в концертном зале и переживающий музыку, в общем, мне уже и не нужен. Я как протестант, который молится в индивидуальном порядке, не нуждаясь в посреднике - священнике, чтобы передать свои прошения Богу. Мы вышли из эпохи мифов. Был миф о том, например, как пели Карузо или Шаляпин. Кто-то слышал, как они пели, рассказывал об этом другим. А сегодня я ставлю кассету и Паваротти - мой гость. Я очень люблю Спивакова, с удовольствием переслушиваю записи Рихтера, Ойстраха, но в концертные залы не рвусь. Может быть, это и плохо...

- Последний вопрос, Виталий Алексеевич. Вы почти восемь лет проработали в Америке, в Бостонском университете. Пенсию хоть какую-нибудь заработали?
- В Америке, чтобы получить профессорскую пенсию, надо проработать двадцать семестров, то есть десять лет. А я не доработал, потому что стал терять детей, московский дом. Я понял, что те два года, которые мне надо просидеть в Америке, мне очень дорого обойдутся. Дети, побыв со мною в Штатах год, вернулись, хорошо устроены здесь. Поэтому и я вернулся. А Жене Евтушенко, например, его жене и детям лучше живется в Оклахоме. Я очень хорошо отношусь к Америке, но именно там я понял, что значит быть национальным меньшинством. Никто меня там не унижал, я прилично владею английским, но считаю, что надо жить в стране твоего родного языка.
(Источник – «Вестник», номер 25(310) 11 декабря 2002 г; http://www.vestnik.com/issues/2002/1211/win/nuzov.htm)
***

Прикрепления: 6753173.jpg (10.6 Kb) · 1012484.gif (47.2 Kb) · 5869623.jpg (9.6 Kb) · 0362718.jpg (14.7 Kb) · 5902310.jpg (6.4 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: