Даниил Александрович Гранин
|
|
redaktor | Дата: Понедельник, 31 Янв 2011, 18:30 | Сообщение # 1 |
Гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 4923
Награды: 100
Репутация: 264
Статус:
| ГРАНИН, ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (р 1918), наст. фамилия Герман, русский писатель. Родился 1 января 1918 в с.Волынь (ныне Курской области) в семье лесника. В 1940 окончил электромеханический факультет Ленинградского политехнического института (где после войны учился в аспирантуре); работал инженером на Кировском заводе. В 1941 с народным ополчением ушел на фронт, пройдя путь от солдата до командира роты. После войны работал в Ленэнерго, выступал со статьями в научно-технической периодике. Литературную деятельность начал в 1937 рассказами Возвращение Рульяка и Родина (на их основе в 1951 создана повесть о герое Парижской Коммуны Я.Домбровском Генерал Коммуны). Основная тема Гранина – романтика и риск научного поиска – определена писателем в рассказе Вариант второй (1949), обозначившем и главный в творчестве писателя аспект ее рассмотрения: нравственный выбор ученого, особенно актуальный в эпоху научно-технической революции и технократических иллюзий. Здесь молодой ученый отказывается от защиты диссертации потому, что в обнаруженной им работе погибшего исследователя искомая задача решена эффективнее. В повести Победа инженера Корсакова (опубл. в 1949 под назв. Спор через океан), написанной не без влияния тогдашнего патриотического официоза, советский ученый в заочной полемике побеждает американского коллегу. Противопоставление подлинных ученых, самоотверженных новаторов и правдолюбцев, своекорыстным карьеристам – центральная коллизия романов Искатели (1954, одноимен. фильм 1957; реж. М.Г.Шапиро) и особенно Иду на грозу (1962, одноимен. фильм 1966 по сценарию Гранина и реж. С.Г.Микаэляна), одними из первых давших новое, «оттепельное» дыхание советскому «производственному роману», соединивших остроту исследовательской проблематики, поэзию движения мысли и вторжение в окутанный дымкой загадочности и почтительного восхищения мир «физиков» с лирически-исповедальной тональностью и социальным критицизмом «шестидесятников». Свобода личностного самовыражения в борьбе со всеми уровнями авторитарной власти утверждается писателем в рассказе Собственное мнение (1956), а также в романе После свадьбы (1958, одноимен. фильм реж. М.И.Ершова) и повести Кто-то должен (1970), в которой стремление Гранина связать духовное становление героя с целью его труда – как обычно, проявляющееся в научно-производственной сфере – рисует цепную реакцию подлости, и, изменяя свойственному раннему Гранину мировоззренческому романтизму, не находит оптимистического выхода. Тяготение к документальности проявилось в многочисленных очерково-дневниковых сочинениях Гранина (в т.ч. в посвященных впечатлениям от поездок в Германию, Англию, Австралию, Японию, Францию и др. страны книгах Неожиданное утро, 1962; Примечания к путеводителю, 1967; Сад камней, 1972, и др.), а также в биографических повестях – о польском революционном демократе и главнокомандующем вооруженными силами Парижской Коммуны (Ярослав Домбровский, 1951), о биологе А.А.Любищеве (Эта странная жизнь, 1974), о физике И.В.Курчатове (Выбор цели, 1975), о генетике Н.В.Тимофееве-Ресовском (Зубр, 1987), о французском ученом Ф.Араго (Повесть об одном ученом и одном императоре, 1971), о трудной судьбе одной из участниц Великой Отечественной войны К.Д.Бурим (Клавдия Вилор, 1976), а также в очерках о русских физиках М.О.Доливо-Домбровском (Далекий подвиг, 1951) и В.Петрове (Размышления перед портретом, которого нет, 1968). Событием в общественной жизни страны стало появление главного документального труда Гранина – Блокадной книги (1977–1981, совм. с А.А.Адамовичем), основанной на подлинных свидетельствах, письменных и устных, жителей осажденного Ленинграда, полной раздумий о цене человеческой жизни. Публицистичность и сдержанная языковая энергия письма в сочетании с постоянным утверждением «внеутилитарного» и именно потому одновременно «доброго» и «прекрасного» отношения к человеку, его труду и созданному им искусству, характерны и для философской прозы Гранина – романа Картина (1980), лирико- и социально-психологическим повестей о современности Дождь в чужом городе (1973), Однофамилец (1975), Обратный билет (1976), Еще заметен след (1984, посв. военным воспоминаниям), Наш дорогой Роман Авдеевич (1990). Новые грани таланта писателя раскрылись в романе Бегство в Россию (1994), рассказывающем о жизни ученых в ключе не только документального и философско-публицистического, но и авантюрно-детективного повествования. Активный общественный деятель первых лет перестройки, Гранин стал одним из инициаторов создания российского Пен-клуба. Автор многочисленных публицистических работ. Взято с http://www.krugosvet.ru/
Президент Академии Литературного Успеха, админ портала redactor-malkova@ya.ru
|
|
| |
redaktor | Дата: Понедельник, 31 Янв 2011, 18:31 | Сообщение # 2 |
Гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 4923
Награды: 100
Репутация: 264
Статус:
| Творчество Печататься начал в 1949 году. Основное направление и тема произведений Гранина — реализм и поэзия научно-технического творчества — здесь сказывается техническое образование Гранина, практически все его произведения посвящены научным изысканиям, поиску, борьбе между ищущими, принципиальными учёными и людьми недаровитыми, карьеристами, бюрократами. * роман «Искатели» (1954) * роман «Иду на грозу» (1962) * Роман «После свадьбы» (1958) посвящён судьбе молодого изобретателя, посланного комсомолом на работу в деревню. Все три романа инсценировались для театра, по ним сделаны одноимённые фильмы. * рассказы и повести «Победа инженера Корсакова» (опубликована в 1949 под названием «Спор через океан»), «Вариант второй» (1949), «Ярослав Домбровский» (1951), «Собственное мнение» (1956), книги очерков о поездках в ГДР, Францию, на Кубу, в Австралию, Англию — «Неожиданное утро» (1962) и «Примечания к путеводителю» (1967), рассказ «Дом на Фонтанке» (1967), повесть «Наш комбат» (1968), раздумья о «Медном всаднике» А. С. Пушкина — «Два лика» (1968). * Художественно-документальное произведение: «Эта странная жизнь» (1974, о биологе А. А. Любищеве), «Клавдия Вилор» (1976, Государственная премия СССР), роман «Зубр» (1987, о судьбе биолога Н. В. Тимофеева-Ресовского), «Блокадная книга», ч.1-2 (1977—1981, совместно с А. М. Адамовичем). В романе «Картина» (1980) и в повести «Неизвестный человек» (1990) затронуты проблемы сохранения исторической памяти предпринят анализ состояния человека, теряющего свое место в социальной иерархии. Шпионский роман «Бегство в Россию» (1994). * Эссе «Страх» — о преодолении тоталитаризма и коммунизма.
Президент Академии Литературного Успеха, админ портала redactor-malkova@ya.ru
|
|
| |
redaktor | Дата: Понедельник, 31 Янв 2011, 18:31 | Сообщение # 3 |
Гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 4923
Награды: 100
Репутация: 264
Статус:
| Библиография * 1949 «Победа инженера Корсакова» (повесть о превосходстве СССР над США) * 1954 «Искатели» (роман) * 1956 «Собственное мнение» (повесть-притча о двуличии советского технократа) * 1958 «После свадьбы» (роман) * 1962 «Иду на грозу» (роман) * 1969 «Кто-то должен» (повесть) (об ученых, о моральном выборе) * 1970 «Прекрасная Ута» (произведение, вольно сочетающее размышления и автобиографические заметки) * 1972 «Сад камней» (сборник) * 1974 «Эта странная жизнь» (документальная биографическая повесть об А. А. Любищеве) * 1975 «Однофамилец» (повесть, герой которой, инженер, встречает некоего молодого человека — будто бы самого себя, но в юности, когда он подвергался несправедливой критике) * 1976 «Клавдия Вилор» (документальная, Государственная премия СССР) * 1977—1981 «Блокадная книга» (документальная, хроники блокадной эпопеи Ленинграда; в соавторстве с Алесем Адамовичем, издана в 1982) «Плохо отношусь к Д. Гранину, точнее к тому, что он говорит и пишет о блокаде. Это всё неправильно, необъективно. Что бы он ни говорил, его мысли склоняются к тому, что „город надо было сдать“, а это вообще неправильная постановка вопроса. Если бы мы его сдали, от него бы ничего не осталось, жертвы были бы страшнее блокадных… Руководители страны, включая Жданова, делали всё, чтобы спасти Ленинград» (Григорий Романов) [1]. * 1980 «Картина» (роман) * 1987 «Зубр» (документальный биографический роман о Н. В. Тимофееве-Ресовском) * 1990 «Наш дорогой Роман Авдеевич» (сатира на Григория Романова) * 1990 «Неизвестный человек» * 1994 «Бегство в Россию» (шпионский роман) * 1997 «Страх» (эссе) * 2000 «Вечера с Петром Великим» (исторический роман)
Президент Академии Литературного Успеха, админ портала redactor-malkova@ya.ru
|
|
| |
redaktor | Дата: Понедельник, 31 Янв 2011, 18:32 | Сообщение # 4 |
Гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 4923
Награды: 100
Репутация: 264
Статус:
| Экранизации 1. 1956 — Искатели 2. 1965 — Иду на грозу 3. 1965 — Первый посетитель 4. 1974 — Выбор цели 5. 1978 — Однофамилец 6. 1979 — Дождь в чужом городе 7. 1985 — Картина 8. 1985 — Кто-то должен... 9. 1987 — Поражение 10. 2009 — Читаем Блокадную книгу Во всех фильмах, кроме «Читаем Блокадную книгу», Гранин является автором (со-автором) сценария. Награды и звания * Герой Социалистического Труда (1989), * Орден Святого Андрея Первозванного (28 декабря 2008) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность [1][2] * Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1 января 1999) — за заслуги перед государством и большой вклад в развитиеотечественной литературы[3] * Орден Ленина, * Орден Красного Знамени, * Орден Трудового Красного Знамени, * Орден Красной Звезды, * Орден Отечественной войны I степени, * Орден Дружбы народов, * Крест ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» 1-го класса — Офицерский Крест (ФРГ), * медали. * Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2005). * Орден святого благоверного князя Даниила Московского (РПЦ) II степени (2009). * Почётный член Российской академии художеств[4] * Именем Гранина названа малая планета Солнечной системы номер 3120.[5] * В октябре 2008 года получил в Санкт-Петербурге международную премию за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (диплом, нагрудный знак и денежная премия), которой были отмечены также Томас Венцлова, Раймонд Паулс, Ингмар Бергман[6] (премия учреждена в 2004 году Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Союзом театральных деятелей Российской Федерации, Комитетом по культуре Санкт-Петербурга, Всемирным клубом петербуржцев и фондом «Балтийский международный фестивальный центр»
Президент Академии Литературного Успеха, админ портала redactor-malkova@ya.ru
|
|
| |
redaktor | Дата: Понедельник, 31 Янв 2011, 18:33 | Сообщение # 5 |
Гость
Группа: Администраторы
Сообщений: 4923
Награды: 100
Репутация: 264
Статус:
| Любопытные факты * В декабре 2008 с высказыванием «Владимир Владимирович! Очень хорошо, что вы родились!» занял третье почетное место в рейтинге самых лестных высказываний в адрес власти по итогам конкурса газеты Коммерсантъ Власть «Лизость к телу-2008». Однако цитируемое таким образом высказывание — это неполная и полностью искажающая смысл цитата. Подлинный текст выглядит следующим образом (стенограмма беседы В. В. Путина в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов): Д. А. Гранин: Владимир Владимирович, я Вас от души поздравляю с Днем рождения! В. В. Путин: Спасибо. Д. А. Гранин: Очень хорошо, что Вы родились здесь и связаны с нашим городом. Я хочу сказать вот о чем. Прекрасно, что, наконец, Дума и Правительство разрешились законом о борьбе с коррупцией. Это великое дело. Наконец, набрались духу и возможности начать всеобъемлющую, такую тотальную борьбу с коррупцией. Но я хотел также сказать по поводу Вашего замечания. А где у нас подготавливают человека к порядочной жизни? Где у нас преподают верность честному слову? Где преподают честь семьи, учтивость, вежливость? Это вещи, с которыми человек должен выходить в жизнь. Это вещи, которые могут усваиваться только еще в школьном возрасте, дальше — уже трудно. Это надо преподавать. Этому надо учить. Этим должны заниматься. Коррупция — это, во многом, следствие. А первопричина — та, что морально человек не чувствует своей чести и своей совести, обязанным сохранять свою порядочность и свое честное имя. Вот что я хотел сказать. В. В. Путин: Замечательное окончание. Спасибо. Вопреки распространенному мнению о том, что на суде над И. А. Бродским в 1964 г. Гранин выступил его защитником (это мнение высказал в своих мемуарах 1977 г. «Записки незаговорщика» Е. Г. Эткинд, а затем повторили многие), Гранин активно помог осудить Бродского, а потом лишь пытался спасти свою испорченную репутацию (см. статьи М. Н. Золотоносова). Как сформулировал значительно позже И. М. Ефимов, «искусство Гранина-лицемера уже тогда было на весьма высоком уровне. Каким-то образом ему удалось сохранить репутацию либерала и отмежеваться от инициаторов дела Бродского — А.Прокофьева, отца и сына Воеводиных и других» (Ефимов И. М. Еще о «деле Бродского» // Ефимов И. М. Нобелевский тунеядец. М., 2005. С. 14). Кстати, Р. Л. Берг дала свое объяснение того, почему «во всеобщем мнении Гранин себя не уронил». Как она думала, Гранин был выдвинут на Государственную премию, поэтому не мог поступить иначе: «Таково если не всеобщее мнение, то мнение большинства. А происходило это позорище не в сталинские времена. Смерть Гранину не грозила. Но ведь и рисковать Государственной премией не всякий станет» (Берг Р. Л. Суховей: Воспоминания генетика. 2-е изд., дополненное. М., 2003. С. 184). Правда, Государственных премий ни СССР, ни РСФСР в 1964 г. не существовало, а Гранин с романом «Иду на грозу» был выдвинут в 1964 г. на Ленинскую премию (одновременно с повестью «Один день Ивана Денисовича»).
Президент Академии Литературного Успеха, админ портала redactor-malkova@ya.ru
|
|
| |