БАХРЕВСКИЙ ВЛАДИСЛАВ АНАТОЛЬЕВИЧ
(родился 15 августа 1936 года в Воронеже)
- российский прозаик, поэт, детский писатель, драматург, публицист, критик, автор многочисленных исторических романов.
Окончил Орехово-Зуевский педагогический институт в 1958 году, работал литсотрудником в газете «Путь коммунизма» Сакмарского района,посещал занятия литературного объединения при газете «Комсомольское племя», которые проводил М. Трутнев. Первая книга Владислава Анатольевича – автобиографическая повесть «Мальчик с весёлого» - написана в 1960 году. работая в журнале «Пионер», посетил г. Гай, о чем к пятилетию города написал очерк. Лето 1972 г. провел в с. Спасском Саракташского района, по приглашению краеведа М.М. Чумакова, где написал первый исторический роман «Свадьбы»и миниатюры «Оренбургская степь». Член Союза писателей СССР с 1967 г. Член содружества русских, украинских и белорусских писателей с 1991 г. Работал на радио (Орехово-Зуево), в «Литературной газете», проходчиком на строительстве Нурекской ГЭС (Таджикистан), руководителем литературного объединения Крыма (1975-1986). Один из трех соредакторов журнала славянских народов «Брега Тавриды» (г. Симферополь, Украина). Автор более 100 книг стихов, рассказов, повестей, романов. Последние несколько лет занимается созданием эпопеи о губернаторе Василии Перовском. Лауреат премии Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества (1968), Всероссийской премии «Капитанская дочка» (1997), премии им. Александра Грина (2005), им. Александра Невского. Печатался в оренбургской областной газете, журнале «Наш современник» (1988), альбоме «Гостиный двор» (2003, №14; 2005, №16, №17), в сборнике «И с песней молодость вернется», «Они прилетят», «Помнит мир спасенный», «Принимайте наши позывные».
Проживает в Подмосковном Селятино,
***
Основные произведения:
Избранное (Москва, 1988);
Золотые к сердечку ключи: стихи. - Орехово-Зуево, 1996;
Свадьбы: исторический роман . - Москва, 1977 (1988, 1990);
Тишайший: исторический роман. - Москва, 1984 (1991, 1994);
Долгий путь к себе: роман. - Москва, 1991;
Василий Шуйский: исторический роман. - Москва, 1995;
Смута: исторический роман. - Москва, 1996;
Стратотерпцы: исторический роман. - Москва, 1997;
Аввакум: исторический роман . - М.осква, 1997;
Ярополк: исторический роман. - Москва, 1997;
Никон: исторический роман. - Москва, 1997;
Лопоухий лопушок: скороговорки и чистоговорки. - Москва, 1999;
Савва Морозов. - Москва, 2000 . – (серия «ЖЗЛ»);
Столп: исторический роман. - М., 2001.
Хождение встречь солнцу: историческая повесть. – Новосибирск, 1986 (1969, 1968);
Гетман Войска Запорожского. – Москва, 1984;
Голубые луга. – Оренбург, 2007;
Дюжина: Рассказы. – Москва, 1969;
Кипрей-полыхань: повести и рассказы. – Москва, 1980;
Клад атамана: историческая повесть. – Москва, 1971;
Лицо: повести и рассказы. – Симферополь:Таврия, 1986;
Морозовская стачка: историческая повесть. – Москва, 1984 (1979);
Повести. – Москва, 1987;
Страна тринадцатого месяца: повесть. – Москва, 1989;
Хранительница меридиана. – Москва, 1965;
Аллергия: повести и рассказы. – Москва, 1985;
Виктор Васнецов. – Москва, 2001.
***
О писателе
Владислав Анатольевич Бахревский родился в 1936 году в Воронеже. С 1948 по 1975 гг. жил в Орехово-Зуеве, где окончил педагогический институт. Первая его книга - "Мальчик с Веселого" - была издана в 1960 г. За долгие годы литературной работы он выпустил несколько десятков книг, как для взрослых, так и для детей.
Наиболее известны его исторические романы: "Василий Шуйский", "Смута", "Свадьбы", "Долгий путь к себе", "Тишайший", "Никон", "Аввакум", "Страстотерпцы", "Столп". В них он пишет об истоках русского национального характера, который под давлением самых суровых обстоятельств оставался неизменным. Из поколения в поколение передавались русскими людьми такие незыблемые качества, как верность отчизне и сила духа, терпение и стремление к внутреннему самоусовершенствованию. Произведения Бахревского, при всей их увлекательности и остросюжетности, - не свод нравственных уроков, а глубокое исследование личности, не важно, к какому слою общества она принадлежит.
Многочисленные произведения В.Бахревского адресованы детям: это сказка "Дядюшка Шорох и шуршавы", рассказы и повести "Дворец Золушки", "Дом с жабой", "Желуди", "Журавлик", "Кот в сапогах с секретами", "Лекарство от семидесяти семи болезней", "Нормальная температура", "Первоклассник Митя и кролик Ушки-на-макушке", "Собака на картофельном поле", "Строение пера", "Тихая плакса"…В них раскрываются лучшие качества Бахревского-стилиста, они расцвечены юмором, озарены сказочной фантазией и касаются неизбежных вопросов, которые в определенном возрасте должен решать каждый растущий человек. А также о новых, не ведомых ранее чувствах, одолевающих растущего человека. Так, в известном рассказе "Собака на картофельном поле" речь идет о внезапной приязни, возникающей между живыми существами, о поисках друга, интересного собеседника, надёжи, на которую можно положиться… А еще - об остром приступе одиночества, непонятной душевной тоски, которую никак невозможно преодолеть…Мальчик по имени Никанор Иванович по дороге в баню встречает собаку, которая, как ему кажется, хочет видеть в нем хозяина, хочет, чтобы он ее приручил, стал ее другом. Не отзывается на ее порыв Никанор Иванович, прогоняет собаку. В нескольких словах умеет писатель выразить сложные чувства: вот герой поднял комок земли, но в собаку, естественно, не бросил - не такой он человек, чтобы кого-нибудь обижать! "Никанор Иванович бросил комок в черную воду, поглядел, как сломалось отражение, и, сердитый на весь белый свет, побежал в баню". Это "сломанное отражение" словно рикошетом ударяет по нему самому: познакомившись в бане с необычным белоголовым дядькой, он оказывается в роли ищущей внимания собаки. Так же, как собака за ним, он кинулся за незнакомым человеком. Воспоминание об одинокой собаке и останавливает его, и, ощутив нахлынувшие вдруг слезы, он поворачивает в сторону дома, к тому месту, где, может быть, все еще ждет его несчастное, брошенное, никому не нужное существо.
Ольга Корф
(Источник - Бахревский Владислав Анатольевич, http://uighur.narod.ru/friends/vladislav_bakhrevskiy.html)
***
Владислав Бахревский: «Я пишу Время…»
(«Вечерний Оренбург», № 37 от 13 сентября 2006)
Известный писатель, автор многих детских и исторических произведений В.А.Бахревский, живущий в Подмосковном Селятино, на лето часто приезжает в Крым, к родственникам. В Евпатории с постоянным автором «Вечерки» и встретился наш корреспондент. Речь пошла о романе о бывшем губернаторе Оренбургского края В.А.Перовском и не только о нем.
- Владислав Анатольевич, расскажите об «оренбургской», «нашей» вещи, о которой мы традиционно говорим при встрече. Вы ведь уже закончили первую часть?
- Как я всегда говорю: я пишу Время. И писать просто о Перовском оренбургского периода - это значит сужать рамки личности героя и его эпохи, которая в первую очередь интересна в историческом повествовании. Замечателен весь род Перовских. Шестеро братьев были внебрачными детьми графа Алексея Разумовского, «сукиными детьми», как их тогда называли. Старший Николай стал губернатором Крыма, его внучка – знаменитая Софья Перовская. Алексей известен в русской литературе под псевдонимом Антоний Погорельский. Знаменитый писатель был еще и воспитателем юного Алексея Константиновича Толстого. Лев стал одним из главных министров и даже одно время был канцлером. Василий, как вы знаете, дважды был губернатором Оренбургского края. А Борис, который младше всех лет на пятнадцать, известен как воспитатель царя Александра III.
Василий был другом императора Николая и в то же время другом Жуковского. Чтобы понять историю взаимоотношений Перовского и поэта, который был намного старше него, я написал вставную повесть о Жуковском и литературной эпохе того времени. Она пока еще не напечатана. А вторая часть с названием «Царская карусель» опубликована в «Роман-газете».
- Время Перовских – бурное время России, включавшее в себя и активную культурную и общественную жизнь, и Отечественную войну, участником которой стал и будущий оренбургский губернатор. Какие еще исторические лица попали в орбиту Вашего произведения? И что нового узнаем мы о них из Вашего романа?
- Немалое место занимает в нем колоритнейшая личность того времени - адмирал Шишков, которого нам всегда подавали как какого-то дурачка, косного и упрямого. А на самом деле это был умнейший человек, пресс-секретарь императора Александра I. И все призывы, все манифесты – об объявлении войны, обращения к армии – очень патриотичные и пламенные – выходили из-под его пера.
Надо сказать, что в романе у меня дана вся картина нашей литературы того времени. Одним из главных действующих лиц в повествовании является Карамзин. Кроме Жуковского, есть еще Дмитриев, Воейков и многие другие. А начну с Кутузова, потому что повесть будет заканчиваться Бородином, участниками которого и стали, будучи еще мальчиками, братья Перовские. Все говорят: «светлейший князь Кутузов», а этот Кутузов был «светлейшим» всего несколько месяцев. И не имел до этого никаких степеней, а был обычным генералом-дворянином. Поменялось все после того, как полностью провалили войну с турками, а война с Наполеоном была неизбежна. И тогда улаживать дела послали Кутузова. Он быстренько разгромил турок, заставил капитулировать и подписал с ними мир. Перед самой войной с французами, что было очень важно. Вот за это он получил титул графа, а по возвращении – князя. «Светлейшим» Кутузов стал уже после Бородино.
Многие любят говорить, что он попал в главнокомандующие случайно, ведь его все ненавидели. Это во многом похоже на правду. Особенно не мог его терпеть князь Милорадович, считавший Кутузова царедворцем, который в молодости подавал чашечки кофе в постель одному из последних фаворитов - Зубову. Лизоблюдом, лишенным собственной воли, считал Кутузова и Багратион, возмущавшийся: «Кого нам прислали! Этот же ничего не сможет сделать сам, пока ему не прикажут». Дохтуров… Ни одного генерала не было, который был бы за Кутузова.
А как и в какой обстановке он получает армию? Кутузов за десять дней до генерального сражения едет к армии и не знает, где она находится! И никто не знает: где она, эта армия. Наконец он ее находит и пытается что-то предпринять в обстановке всеобщего недовольства и сумятицы. Барклай де Толли в гневе: он требует немедленного сражения, а выскочка Кутузов, которого прислали ему на замену, чего-то мешкает и непозволительно тянет время. И вот в этих условиях он сумел организовать армию, выбрать место и подготовиться к генеральному сражению.
Толстой дал нам портрет старого, дряхлого главнокомандующего, вся мудрость которого заключалась в том, что он ничего не предпринимал, а всего лишь не мешал событиям развиваться самим собой. На самом деле «немощный старик» возил с собой по полям сражений молоденьких любовниц. И даже на Бородинское поле он привез двоих. Жена Михаила Илларионовича все знала и мирилась с этим обстоятельством: они вдохновляли его для ратной работы.
Как полководец он проделал огромную работу, в том числе и по спасению армии. Новые историки любят доказывать, что Кутузов проиграл Бородинское сражение. Но оно обернулось трагедией в первую очередь для Наполеона: он потерял на поле всю свою конницу! И Наполеон, а не русские, ушел с Бородина. Кутузов же планировал атаковать французов, но когда узнал от Дохтурова, что багратионовской армии больше не существует, принял решение отступать. Он знал, что к Наполеону в это время на помощь шли два больших корпуса со стороны Смоленска.
- Владислав Анатольевич, роман о Перовском и его времени Вам «заказали» оренбуржцы. Не влияет ли заданность на творчество?
- Социальный заказ - это отлично! Социальный заказ – это Рафаэль, Микеланджело, Моцарт… Я еще в советские времена мечтал, чтобы умные люди из правительства дали мне заказ: Бахревский, напиши роман об Иване Грозном или о Перовском. И в советские времена такой заказ был. Благодаря ему возник целый материк искусства – живописи, литературы, музыки, причем очень высокого художественного уровня. Можно было говорить о советской цензуре, но это явление довольно относительное. Конечно, мы в какой-то степени жили под колпаком. Но сейчас на культуру попросту наплевали: не нужны художники, не нужны музыканты, замечательные певцы… Писатели в первую очередь не нужны, потому что они все равно остаются опасными элементами для такого государства, какое мы сейчас имеем. В наше «бесцензурное» время появилась самая жесточайшая цензура - цензура рынка. Якобы рынка. Она уничтожает все живое и тем самым направлена против духовности народа, на создание исключительно класса потребителей, и этим только и занята. И если нынешнее правительство наше, оно должно наконец обратить внимание на детскую литературу, создать детское издательство, работающее на всю страну, разработать программу духовного воздействия и воспитания молодого поколения через литературу. А если этого не происходит, то значит, это правительство не наше. Значит, оно работает против народа. Сейчас верховная власть озаботилась тем, чтобы наша женщина стала больше рожать. Хорошо, она родит, но кого? Дорогую модель? Валютную проститутку? Очередного киллера? Человека, который с детства мечтает удрать в Америку? Как все это можно воспитать без литературы, без высокой культуры?
Беседовал Александр Старых.
(Источник - http://www.vecherniyorenburg.ru/cat300/show5909/)
***
Вручение дипломов победителям V Всероссийского литературного конкурса им. П.П. Ершова за произведения для детей и юношества. - Москва, правление Союза писателей России, 5 марта 2010 г.
Первый секретарь СП России Геннадий Иванов вручает диплом Владиславу Бахревскому, 5 марта 2010 г.
В.А. Бахревский среди лауреатов - победителей V Всероссийского литературного конкурса им. П.П.Ершова за произведения для детей и юношества. Москва, 5 марта 2010 г.
***
Записал уйгурскую сказку Эдгем Рахимович Тенишев
Литературная обработка Владислава Бахревского
СОРОК ИЗ БУРДЮКА
К одному хаджи пришел крестьянин и попросил дать средство от бесплодия жены.
Хаджи написал на бумаге заветное слово и сказал крестьянину:
- Приходи ко мне сорок дней кряду. А жена твоя пусть глотает моя хаджюмы. Женщина не пожелала глотать бумагу, она прятала ее в бурдюк.
Так минуло сорок дней, и опять пришел хозяин к хаджи.
- Не помогли твои хаджюмы, - сказал он, низко кланяясь.
- Потому и не помогли, - ответил хаджи, - что твоя жена спрятала мои хаджюмы в бурдюк.
Рассердился крестьянин, прибежал домой и заставал жену съесть сразу сорок бумажек. И что же! Через девять месяцев, девять дней и девять часов жена крестьянина родила - бурдюк! Кинулся в испуге крестьянин к хаджи, а тот уже ждет его.
- Возвращайся домой, - сказал хаджи, - и столько раз постучи по бурдюку, сколько было хаджюмов.
Опечалился крестьянин: советов много - проку мало. Стукнул в сердцах по тугому бурдюку, и тут из бурдюка на руки ему прыгнул - мальчик! Не было у крестьянина ни одного ребенка - стало сорок! Обрадовался добрый человек, положил детишек рядком и позвал жену, чтоб и она порадовалась. Увидала жена сорок младенцев и от стыда стала красная, как свекла. Ведь столько детей может родить разве что змея. Оставила женщина себе одного ребенка, а остальных положила в корзины и раздала родственникам.
Вернулась домой, перевела дух, а от ее дыхания и сороковой ребенок улетел перышком в неведомые края. Такое наказание послал глупой женщине мудрец-хаджи. Забрал он детей из бурдюка в свои зеленые сады, вырастил, выучил, а потом дал им посох и сказал:
- Пора вам обрести свое место под солнцем. Ходите с этим посохом по белу свету и втыкайте в землю. Там, где посох зазеленеет - ваша родина.
Много земель прошли с караванами, с дервишами, с чабанами сорок братьев. И привела их одна из дорог на берег реки в город Яркенд.
Не понравились пришельцы местным жителям: одеты в рубище, на головах драные колпаки, подпоясаны веревками, в руках трещотки и на всех - один посох! Позвали жители Яркенда гостей на трапезу, да только плов приготовили для них не из барана или птицы, а из кошки.
Сели братья вокруг блюда, но прежде, чем есть, тот, у кого был посох, провел тыльной стороной руки над мясом и сказал:
- Восстань, творение Бога!
Мясо ожило, обернулось кошкой и убежало. Удивились жители Яркенда, а братья насупились, брови сдвинули, я тотчас небо заволокло черными, как ночь, облаками. Гневом сверкнули глаза братьев - пали молнии, ударил гром. Не до шуток стало жителям Яркенда. Река вспенилась, вот-вот из берегов выйдет. И тут один из сорока сказал:
- Стерпим обиду, братья. Прежде чем наказать город, надо посмотреть, каких людей здесь больше, испорченных или добрых.
Пошли они от дома к дому и застали в одной бедной лачуге женщину, выплакавшую глаза.
- О чем твоя печаль? - спросили они, и женщина ответила:
- Много лет тому назад родила я бурдюк. В бурдюке было сорок младенцев. Ни одна женщина столько не рожает. Я была глупая, устыдилась и отвергла дар судьбы. Вот и горюю теперь, где мои дети? Что с ними сталось? Какая буря их унесла? Куда?
Тут один из братьев воткнул в землю посох, и посох тотчас принялся, зазеленел, расцвел и дал плоды.
- Мы вернулись к тебе, мать! - сказали братья. - Мы нашли свое место под солнцем.
С той поры в Яркенде гостей угощают на славу. И как гость на порог - кошку за дверь.
***