• Страница 1 из 1
  • 1
Сеф Р.С. - русский писатель, поэт и драматург
NikolayДата: Вторник, 12 Апр 2011, 09:52 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:

СЕФ РОМАН (РОАЛЬД) СЕМЕНОВИЧ
(Роальд Семёнович Фаермарк)
(6 октября 1931 - 20 февраля 2009)

- известный детский поэт, писатель, переводчик и драматург; лауреат Государственной премии РФ (1991), член правления МГО СП России, председатель Бюро творческого объединения детской и юношеской литературы при МГО СП России, профессор, руководитель творческого семинара детской и юношеской литературы в Литературном институте имени А.М. Горького, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Родился в 1931 году в Москве. Стихи начал писать в пять лет. После окончания школы работал шофером. В 1951 году был арестован и осужден по печально знаменитой 58 статье; реабилитирован в 1956 году. Учился на факультете журналистики МГУ. Работал водителем в СП СССР, и таким образом, начал писать прозу. Репрессирован в 1951 — 1956 годах. Фамилия Сеф взята из партийной клички отца СЕФ - Семён Ефимович Фаермарк. В 1962 году был принят в Союз театральных деятелей, в 1966 году - в Союз писателей СССР. Долгое время Роман Сеф занимался художественным переводом, в его переводе были опубликованы произведения Уолта Уитмена, американских модернистов, биография Джона Констебля, мюзикл "Моя прекрасная леди". Широко известны стихи и пьесы Романа Сефа, написанные им для детей. Автор книг "Шагают великаны" (1963), "Речной трамвай" (1971), "Ключ от сказки" (1984), "Храбрый цветок" (1991), "Я сам" (1992), "Моя песенка" (1996), "Кто придумал алфавит" (1998). Спектакли по его пьесам поставлены более чем в 30 театрах, среди них - "Емелино счастье", "Две бабы-Яги". В 1991 году Роман Сеф стал лауреатом Государственной премии РФ.
Р. С. Сеф умер 20 февраля 2009 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
***

Произведения

Поэзия
Шагают великаны. М., 1963
Необычный пешеход. М., 1965
Человечек в коробке. М., 1967
Моя песенка. М., 1967
Если ты не веришь. М., 1968
Голубой метеорит. М., 1969
Речной трамвай. М., 1971
Шоколадный поезд. М., 1971
Цирк: Стихи. М., 1983
Ключ от сказки: Стихотворения. Избранное. М., 1984

Проза
Золотая шашка. М., 1963
Федюня Левкин в Санкт-Петербурге: Из рассказов о 9 января. М., 1965
Командую флотом. М., 1966

Драматургия
Для вас, ребята: Репертуарный сборник. М., 1974
Емелино счастье: Пьеса. М., 1974
Три толстяка: Пьеса. М., 1978
Кто в сапогах?: Либретто оперы. М., 1978
Чудесный возраст: Фильм-сказка. М., 1980. В соавторстве с А. Солиным, В. Новацким.

Переводы
Манжур З. В эту минуту: Стихи. М., 1960
Чомора С. Бабочка и пчела. М., 1960
Дриз О. Разноцветный мальчик. М., 1963
Дриз О. Энык-Бенык Колобок. М., 1967
Яниковская Е. А ты знаешь? М., 1967
Бендова К. Жил-был класс: Стихи. М., 1969
Габе Д. Моя семья. М., 1971
Валек М. Мудрецы из Трамтарии. М., 1973

Кинофильмы и мультфильмы
«Кругленькие и длинненькие» (м\ф, 1993), сценарий - Р. Сеф
«Чудесный возраст» (к\ф, 1980), сценарий - Р. Сеф
«Загадочная планета» (м\ф, 1974), автор текста - Р. Сеф
«Приключения Мюнхгаузена» (м\ф, 5 серий, 1973-1995), сценарий - Р. Сеф
«Голубой метеорит» (м\ф, 1971), по стихотворению Р. Сефа
***
(По материалам Википедии)
***

О писателе и его творчестве

Родился Роальд Семенович 6 октября 1931, на Пироговской улице Хамовнического района города Москвы. Роальд сразу начал сочинять стихи, правда, читать и писать он ещё не умел, но что-то уже булькало, гудело, звенело, напевало. А когда исполнилось целых четыре года, появилось в нём главное для поэта свойство - научился грустить. "Берёза ждёт мороза! Берёза ждёт мороза!" – это было его первое стихотворение.

Мать — человек из дворянской семьи, довольно знатной. А отец Семен Ефимович Фаермарк — еврей из Днепропетровска. Оба были на партийной работе. Для того чтобы скрываться от полиции, он придумал себе партийную кличку: сложил первые буквы имени, отчества и фамилии — и получилась партийная кличка Сеф, а после революции стала фамилией следующих поколений. Кода Роману было 5 лет (1936год) отца и мать арестовали. Отца расстреляли. Романа Семеновича воспитывала бабушка — Мария Максимилиановна.

В 11 лет (1942г.) бежал на фронт... До фронта не добежал, мальчишку, поймали в Кунцево и вернули. С 15 до 18 лет (1946 по 1949г.) жил в Малоярославце, куда они были сосланы вместе с матерью, Уже в 15 лет писал какие-то стихи. Жилось очень трудно, но с восьмого класса бегали на лекции в университет, хотелось очень много всего знать. Роман Сеф "испробовал" много профессий: был шофёром, штукатуром, слесарем, изучил английский язык, переводил стихи и прозу.

В жизни Романа Семёновича был случай, который сыграл положительную роль в его дальнейшей судьбе. В 19 лет (1950 году) он работал водителем автобуса в Союзе писателей. Однажды повез известных писателей в пионерский лагерь. На обратном пути они устроили пикник. Его позвали к столу, и спросили: «Как Вас зовут?» Он сказал: «Меня зовут Роман Сеф». На что ответили: «Какой прекрасный псевдоним для детского писателя!». В 20лет (1951 г.) Романа Сефа арестовали. Затем долгих 5 лет (до 1956 г.) жил на поселении в Караганде где и выучил английский язык. Каждый день, выписывал в маленькую самодельную книжечку тридцать слов. Затем начал заниматься переводами и привез с собой из лагеря довольно много стихотворных и прозаических переводов, которые делал по ночам.

В 31 год (1962 г) был принят в Союз театральных деятелей и с благословения Корнея Чуковского выпустил свою первую книжку стихов «Шагают великаны». Корней Иванович Чуковский, отзываясь о самой первой книге Р. Сефа "Шагают великаны", писал: "Роман Сеф человек талантливый, наделённый тонким и взыскательным вкусом. Трудно себе представить, чтобы у него под пером появился неуклюжий, корявый или путаный стих: всё звонко, и ловко, и лаконично, и складно. И самая ткань его стихов чрезвычайно добротная. Даже не верится, что он новичок".

Потом пошли следующие книги стихов, начал писать прозу, детские пьесы, сценарии для театров. В 35 лет (1966 г.) был принят в Союз писателей СССР. В 39 лет (1970 году) издаёт книгу «Речной трамвай». Самым плодотворным временем в творчестве Романа Семёновича Сефа были 70-е годы, написаны стихи для детей и взрослых. Из под пера Романа Семёновича Сефа вышли книги:
Шагают великаны - 1963г.
Речной трамвай -1971г.
Ключ от сказки -1984г.
Я сделал крылья и летал -1987г.
Храбрый цветок, Голубой метеорит -1991г.
Я сам, Сказноград (Ключ от сказки) - 1992г.
Карнавал -1994г.
Моя Песенка - 1996г.
Кто придумал алфавит -1998г.
Турусы на колёсах -1999г.

В 2004 году вышел двухтомник: «Ну и ну!» (Стихи для детей) и «Песочные часы «(Стихи для взрослых). Стихи для детей написаны на высоком профессиональном уровне. В них присутствуют простота, прозрачность, солнце и легкость, что кажется: автор над ними ни секунды не работал, он их однажды взял да и перенёс на бумагу. Каждое стихотворение Романа Сефа излучает юмор, живую, непритворную иронию, игру, умную хитринку. В них обязательно что-то происходит, происходит так интересно, что сам начинаешь участвовать в этом действии. Поэт понимает, что игра для ребёнка, самая настоящая жизнь и любая фантазия детей во время игры, как правило, удивительно реальна и конкретна.

Роман Семёнович был одарённым человеком помимо стихов написано много пьес для детей, среди них: "Емелино счастье", "Две бабы-Яги", «Царица и дурак», «Три толстяка»(1978), «Кто в сапогах?» (1978) и другие, поставленные более чем в 30 театрах. По его сценарию снят четырехсерийный фильм (объединение «Экран») «Барон Мюнхаузен», «Чудесный возраст»: Фильм-сказка. (1980)

За стихотворение «Я сделал крылья и летал» – изданное тонюсенькой книжечкой, Роман Сеф был удостоен первой премии Всесоюзного конкурса детской книги. Стихотворение очаровывало чистотой детской мечты и чутким взрослым пониманием детских фантазий. В последующие годы Сеф занимался переводами австралийских поэтов и редактированием.

Поэт вёл большую общественную работу, преподавал в Литературном институте. В течение шести лет является представителем России в Международном совете по детской книге, был членом жюри многочисленных детских конкурсов и конкурсов писателей, пишущих для детей и юношества. За общественную деятельность и вклад в развитие отечественной культуры в 2004 году был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». В 60 лет (1991 году) стал лауреатом Государственной премии

Главной целью прекрасного поэта Романа Семёновича Сефа научить вас быть людьми благородного, созидательного труда. Именно для этого он написал более 30 поэтических книг, изданных тиражом более десяти миллионов экземпляров. Его по праву называли наследником Корнея Чуковского в детской литературе XX века.
(Источник - http://www.znaniy.com/2010-03-03-15-58-18/30-roman-sef.html)
***

Ольга Корф о писателе и поэте

В предисловии к сборнику взрослых стихов Сефа «Турусы на колесах» Владимир Приходько сформулировал очень ценную мысль: «Чувство юмора бывает только у душевно стойких людей». Она дает ключ к пониманию того, как человек столь трудной судьбы сделался одним из самых веселых современных поэтов.

Роман Семенович Сеф родился в 1931 году в Москве. Его отец, Семен Ефимович Фаермарк сделал партийной кличкой свои инициалы. После революции это уже была его фамилия. Старший Сеф был директором исторического отделения Института красной профессуры, мать – Людмила Павловна Янушевская, дворянка по происхождению, также из старых партийцев. Оба стали жертвами сталинских репрессий: в 1937-м отца расстреляли, мать 10 лет провела в лагерях, потом в ссылке, вплоть до «оттепели». В 19 лет Сеф-младший тоже был арестован, год пробыл в одиночке, потом его отправили в Казахстан, где он провел за колючей проволокой 5 лет. Освободили его в 1956, как и многих других безвинно осужденных, но не сломленных. Одно из самых известных стихотворений Сефа называется «Если ты не веришь…»:

Вагоны это стулья.
А паровоз – кровать.
А если ты не веришь,
То можешь
Не играть.

Светлая вера в жизнь, упрямство, с которым он отстаивает веру в добро, понимание, что «целый мир – снаружи», и конечно, Божий дар – удивительный поэтический слух - и есть тот фундамент, на котором построено оригинальное, гармоничное и прочное здание его поэзии. Уже первая книга его собственных стихов (а до нее Сеф занимался пересказами и переводами) – «Шагают великаны» (1962) – привлекла внимание читателей. В 70-е годы Сеф – в числе ведущих детских поэтов, один за другим появляются сборники стихов, которые нравятся и детям, и взрослым. Но судьба уже приготовила очередную «подножку»: подписав письмо в защиту диссидентов Даниэля и Синявского, Сеф лишился работы, книги перестали выходить. Тогда он стал писать пьесы и сценарии для мультфильмов. Вообще, переводы и мультипликация были для «ссыльных» нашей литературы последним прибежищем, 101-м километром. Потом времена изменились, «черный список» растворился, но книг у Сефа выходило по-прежнему мало, хотя одна из них попала с серию «Золотая библиотека», что свидетельствует об официальном признании. Постепенно он продвигался по служебной лестнице, стал одним из руководителей в Союзе писателей, до недавнего времени вел поэтический семинар в Литературном институте.

Дети давно считают Сефа своим. Раскрепощенной фантазией и безупречной логикой подкупает их поэт, убежденностью в существовании чудес: «На этом свете может быть не только то, что может быть, а очень часто может быть и то, что быть не может»…Среди стихов Сефа встречаются и легкомысленные, и серьезные. В лучшей книге поэта – «Ключ от сказки» (1989) – они соседствуют:

Полз по арбузу
Муравей
И думал:
«Ой-ой-ой!
Как необъятен и велик
Огромный
Шар земной».
***
У льва и тигра
Когти
Как острые клинки.
У льва и тигра в пасти
Ужасные клыки.
А у вранья –
Ни пасти,
Ни спрятанных когтей,
Но в целом
Белом
Свете
Нет ничего страшней.

Сеф – известный мастер перевода. Он выбирает созвучных ему поэтов, среди которых американец Джон Чиарди, который также убежден:

«Без скрипачей
И песен
Наш мир
Совсем неинтересен».
Ольга Корф
(Источник - Литературный иллюстрированный журнал для детей "Кукумбер"; http://www.kykymber.ru/authors.php?author=3)
***

О жизни и о себе
(Извлечение из интервью с Романом Семеновичем Сейфом)
(«Развитие личности», № 3 / 2007)

<…> Как Вы можете охарактеризовать современное российское литературное творчество?
Отличительная черта современной литературы – это ее вторичность. Это значит, что современная литература уже была (стиль, способ видения, содержание). Когда-то Белинский (тогда он был еще гегельянцем) сказал: Искусство – это непосредственное созерцание истины… Никто не знает, что есть истина, но, тем не менее, непосредственное созерцание, некая детскость взора, даже идиотизма необходимы творческому человеку. Во - первых, в значительной мере исчерпаны литературные источники, существует недостаток личностного отношения к жизни. Во - вторых, недостает отваги. Корень красоты – отвага, – сказал Б. Пастернак. Литературность – это когда человек берет все в совокупности из ранее существовавшей литературы, в том или ином опосредствованном виде.

Какую часть своей личности Вы отдаете в свое произведение?
Трудно сказать… Творчество как процесс очень похоже на соитие. Потом наступает катарсис. И ты опустошен. Это по З. Фрейду. А. Ахматова писала: Когда я ночью жду ее прихода, жизнь кажется висит на волоске.
Что почести, что слава, что свобода пред милой гостьей с дудочкой в руке.
Она вошла, откинув покрывало.
Внимательно взглянула на меня.
Я говорю: Ты Данте диктовала страницы рода?
Отвечает: Я..
К вопросу о руке Божьей. Писатели все - таки идут от синтагмы, от совокупной мысли. А мы, поэты, – от слова.

Насколько Вы закрыты от своего читателя?
Я открыт читателю. Меня сдерживает только денежная цензура. Прежде были огромные тиражи. Сейчас издают малым тиражом. Сталин в самое тяжелое время не уменьшал тиражи детских книг. Огромными тиражами выходят такие авторы, как Робски. Она пишет гламурные книжки. Часто пишут то, чего не знают. Я должен сказать, что моя беда в том, что я не интеллигентный поэт. И я далеко не всем мамам подхожу.

Насколько Ваш герой человек публичный, насколько он человек внутренний?
Мой поэтический герой только внутренний… В детстве я был отчаянным фантазером. Я как - то увидел у бабушки золотой царский десятирублевик, который она хранила… Дофантазировался я до того, что рассказал мальчишкам в детском саду, что у бабушки полный шкаф золота. К нам пришли с обыском. У взрослого Романа Сефа герой тоже внутренний.
Река течет. А за рекой
столь мудрый и простой покой,
что не понять и не сказать,
но только сердцем осязать. (1956).
С детства моим любимым произведением, которое я прочел впервые в пять лет, было «Приключения пикверского клуба». Благодаря этой книге у меня на всю жизнь остался иронический взгляд на самого себя.
<…>
(Источник - Интервью с Романом Семеновичем Сефом; http://rl-online.ru/articles/rl3-2007/699.html)
***

ПОЭЗИЯ для всех

Прохожий

Он был мастером,
Этот прохожий.
Из полена
Он выстругать мог
Дом красивый
С просторной прихожей,
Дверь
И в двери
Английский замок.
Но из щепки
Он выстругал судно,
Из другой –
ух пушистых собак.
Вам представить,
Наверное,
Трудно,
Но поверьте,
Что всё было
Так.
Свистнул он –
Подбежали собаки.
И в заливе,
Где плещет прибой,
Вместе с ними
Взошёл он
На судно
И махнул
На прощанье
Рукой.
И сказал нам:
– Прощайте, ребята!
Если клад
Захотите найти,
Если жить
Захотите богато,
То ищите богатство
В пути!
Вы найдёте
Неслыханный клад:
Реки,
Рощи,
Рассвет
И закат.

За кормой
Забурлила дорожка,
Судно в море
Отправилось,
Но
Мы ещё постояли
Немножко,
И ещё постояли
Немножко,
И ушли,
Когда стало темно.
***

* * *
Из глубины
Осенних слов,
Печальных
И прозрачных строк,
Приходит опыт
Всех веков
К нам на порог.
1961.
***

КИЕВ

- Слушай, Циля!
- Послушай, Циля!
Очень тонко флейта поет,
Что за музыка, будто цапля
В пляс пустилась среди болот.
- Ох, Наум !
Какой же ты глупый,
Что ты веришь
Пустым словам?
Из ботвы
Я сварила супа,
И тебе я тарелку дам.
- Слушай, Циля,
Бьют барабаны,
Я в шестнадцатом
Был в плену,
Помнишь, Циля, плакали бабы,
Провожая нас на войну?
- Ох, Наум,
Волнуешься зря ты,
Подойди и в окно взгляни,
Немцы-люди,
Они солдаты,
Из Европы пришли они.
-Слушай, Циля,
На Саксаганском
Очень тонко флейта поет.
Я пойду, погляжу немного,
Постою чуть-чуть
У ворот.
- Ох, Наум,
Болит мое сердце,
Не ходи!
От страха умру.
За Днепром поднималось солнце,
Чтобы скрыться в Бабьем Яру.
1965.
***

ТАНГО

Пошлое танго,
Шаг-шажок,
Что ты горюешь, дружок?
Годы еще не ушли
И кларнет
Поет и поет так тонко,
Но как объяснить
Тем, кому по двадцать,
Как это больно -
Танго.
Тридцать седьмой,
Сорок второй,
Горе, холод и паника,
Как объяснить
Тем, кому по двадцать,
Как это трудно -
Танго?
Что ж станцуем,
Походим в такт,
В сорок пятом победа -
Шажок-шаг,
В сорок девятом - космополиты,
День рождения Сталина,
Что же ты, глупая,
Плачешь навзрыд?
Это же только танго.
1975.
***

ТАРУСА

Уклон, подъем и свежих срубов брусы,
А дальше - нескончаемый сквозняк
Возле предместий города Тарусы
Качает серебристый березняк,

Потом - к скамейке над рекой уснувшей,
Где поздняя моторка дребезжит,
Где темнота, где мальчик утонувший
На каменном надгробье возлежит.

Угадывается вода во мраке,
Там, за Окой, еще костры горят,
И редко лают по дворам собаки,
По своему о нашем говорят.
1969.
***

* * *
Положили в папку бумажки
И отправили строить канал,
А до этого на Сивцевом-Вражке,
Дом пятнадцать я проживал.

Нет обиды, и нет упрека,
Это все нынче очень далеко,
Только странно представить мне,
Что когда-то худой мальчишка,
Не мальчишка, а воробьишка,
Сидел стриженый на скамье.

Рядом - мальчики - одногодки,
Дорогие мои друзья.
Вагонзак. На окне решетки.
Так вот кончилась юность моя.
1956.
***

* * *
Слава мамам и папам
Нашей славной страны
По далеким этапам
Их помянут сыны.
Будет песня стучаться
В подголовник косой,
Нас поднимет начальство
С самой первой росой,
Плюхнут каши на донце,
Соберут на развод,
И увидим мы солнце,
Выходя из ворот,
И обнявшись с друзьями,
Я скажу им: Ну что ж
Мир устроен не нами,
Но чертовски хорош!
1958.
***

* * *
Работал парень, стал солдатом,
Судьба играет на трубе,
И комсомольским аппаратом
Он был направлен в МГБ.

Все стало четко так и ясно,
И озарился небосклон,
И в небе звездочка погасла,
К нему упала на погон.

Друг давний привскочил со стула,
И было закричал: - Иван!
Но на него судьба взглянула
И посадила на диван.

Пред ним стояло Государство -
Зеленый китель, сапоги,
Его списало Государство
В свои заклятые враги,

И самолетов эскадрильи
Уже неслись в ночную тьму,
И шли полки, и пушки били
Прямой наводкой по нему,

А он, сообразив едва лишь,
Что он-то против них - один,
Хоте было сказать : - Товарищ,
А получилось: - Гражданин!

И вот уж протоколов строчки
Завились нитью неживой,
И друг в лубянской одиночке
0 стены бился головой.
1959.
***

* * *
Ночью вся земля переговаривается,
Перезванивается,
Перестукивается,
Взяв сачок,
Я иду на речку,
На плотину иду за раками,
Ночь шумит,
Тишина переругивается,
Перелаивается собаками,
Перегуживается буксирами,
И над плесом и над обрывами,
Тишина гремит над оврагами,
Тишина грохочет над ивами.
1964.
***

Добрый человек

Столяр гулял в густом лесу
Среди больших стволов,
И, улыбнувшись, он сказал:
— Как много тут столов.

Охотник зайцев настрелял
Пять штук за шесть минут,
И, улыбнувшись, он сказал:
— Как много зайцев тут.

Шел утром добрый человек.
Стряхнув с ветвей росу,
Он улыбнулся и сказал:
— Как хорошо в лесу!
***

Прикрепления: 1311949.gif (92.7 Kb) · 1366407.jpg (48.9 Kb) · 9041063.jpg (96.5 Kb) · 6245004.jpg (12.8 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: