ойген | Дата: Среда, 16 Ноя 2011, 18:17 | Сообщение # 1 |
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 555
Награды: 9
Репутация: 41
Статус:
| Кашпуров Иван Васильевич (1926-1997)
Иван Васильевич Кашпуров родился 14 октября 1926 года в селе Калиновском на Ставрополье. Его отец – буденновец, пришедший на Ставрополье с Украины и завоевавший уважение односельчан мастерством печника (стихотворение «Чтоб спасибо слышать...») и чеботаря («Сапоги»). Истоки поэзии Ивана Кашпурова – в любимой его Калиновке. От отца поэт воспринял любовное отношение к умельству в крестьянском труде («Умение»), а от матери – казачки – нежную влюбленность в родную природу. С этой темой у него связано почти всё: и труд и любовь. «Главные для меня слова, – говорил поэт, – земля, хлеб…» Отсюда, из Калиновки, в 1943 году Иван Кашпуров ушел на военную службу. Вначале в кавалерийскую полковую школу, потом в артиллерийские войска. После окончания войны их часть была направлена в Иран, где он прослужил до 1949 года. После демобилизации – учеба в вечерней школе города Ставрополя, затем – педагогический институт. Одновременно работал билетным контролером в автоколонне, потом экспедитором хлебозавода. В 1952 году он стал студентом Литературного института Союза писателей СССР, который закончил в 1957 году и вернулся в родной край. Скоро он переехал в Запорожье, где прожил девять лет, и в 1967 году вернулся в родной Ставрополь. Ивана Кашпурова называют поэтом Ставрополья: природа Ставропольского края, его люди, его история – это естественная стихия творческого мира поэта, не только дающая темы его стихам, но составляющая его художественный арсенал. В его стихах воссоздан облик этого богатого и своеобразного степного края, раскинувшегося в предгорьях Кавказских гор: «Осенняя баллада», «Звенят колосья», «Песня Ставрополю», «Ставрополье» и др. Жизнь каждого человека не мыслится поэтом вне истории. В стихах Кашпурова прослеживается историческая общность с родной землей, с деяниями наших предков. Поэту удается создать живые образы своих земляков, наделив каждого невыдуманной судьбой. В его стихах – реальные люди, имена которых поэт всегда называет. По стихам Ивана Кашпурова можно изучать растительный мир степей, мир красочный и звучащий своей особой музыкой; представить себе и сегодняшнюю жизнь Ставрополья, и его историю. Иван Васильевич Кашпуров издал более двух десятков поэтических сборников. Первая книга стихов вышла в Ставрополе в 1956 году, называлась она «Дыхание степи». Книги его выходили в издательствах Ставрополя, Запорожья, Днепропетровска, а также в московских издательствах «Советская Россия», «Современник», «Воениздат», «Художественная литература». Печатался в журнале «Советская литература» па английском языке. За литературную деятельность награжден орденом «Знак почета» и удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР». Умер в 1997 году.
Жизнь и творческий путь И. Кашпурова
Иван Васильевич Кашпуров родился 14 октября 1926г., в селе Калиновском на Ставрополье. С 1943-1949гг. служил в Советской Армии, после демобилизации учился в вечерней школе рабочей молодежи, а затем в Ставропольском педагогическом институте. В 1959 по рекомендации Ставропольского отделения Союза писателей Кашпуров поступил в Литературный институт имени Алексея Максимовича Горького, который окончил в 1957г.
В том же году начал работать в редакции Карачаево-Черкесской областной газеты. "Ленинское знамя"; В 1959-1961 сотрудничал в газете "Запорожская правда". С 1958г. Кашпуров был принят в члены союза писателей СССР. В 1963г. Кашпуров вступил в члены Коммунистической партии.
Его первые стихи были опубликованы в 1949г. в армейской газете Закавказского военного округа, а в 1956г. вышел первый сборник стихов "Дыхание степи". Родина, народ, время - основные темы произведений Кашпурова, составляющих сборники, вышедшие в разное время: "Над седыми курганами"(1958г.), "Мои позывные"(1961г.), "Крылья"(1964г.), "Версты"(1967г.), "Обновление"(1968г.), "Осенний снег"(1969г.), "Певучие травы" (1972г.).
Большинство этих сборников выходило в Москве и Ставрополе, в местном книжном издательстве, и сразу же привлекало внимание читателя не только свежестью и непосредственностью поэтического голоса, но и удивительно органичной связью с жизнью большого степного края.
Всего поэт издал свыше двух десятков книг в Ставрополе, на Украине и в Москве. Поэзия его возмужала. Но что-то в ней осталось неизменным, и это главное, определяющее, идет от почвы, которая взрастила поэта. Истоки поэзии Ивана Кашпурова - в любимой его Калиновке, где он родился 14октября 1926г. в семье буденовца, пришедшего на Ставрополье с Украины и завоевавшего уважение односельчан мастерством печника и чеботаря. От отца поэт воспринял любовное отношение к умельству в крестьянском труде, от матери-казачке - нежную влюбленность в родную природу. Это сочетание чувств и зародило в нем великого поэта.
Из Калиновки в 1943г. И. Кашпурова направили в кавалерийскую полковую школу. Сюда он и вернулся в 1948г. из армии. Первые стихи, посланные товарищами без его ведома в дивизионную газету, были обращены к ней, к родной земле.
"Из Калиновки, - душа рвалась на простор, мечтал учиться, - отправился в Ставрополь, там поступил в вечернюю школу, потом в пединститут", - писал он. Одновременно работая билетным контролером автоколонны, экспедитором хлебозавода, заведовал районным домом культуры. В 1952г. Кашпуров стал студентом Литературного института, который закончил в 1957г. и сразу же вернулся в родной край. Пронеслись годы журналистской, писательской работы.
Более всего связь с родной землей ощущается в самом духе поэзии Кашпурова, в ее внутреннем строе, в отношении к поэтическому мастерству. Хотя, конечно, исконное, идущее от "корней", от взрастившей его сельской среды, осложнялось и углублялось по мере усвоения близких ему литературных традиций. И. Кашпуров с самого начала творческого пути пошел вслед за такими поэтами, как М. Исаковский и А. Твардовский.
Уже в первых книгах Кашпуров проявил себя как поэт определенно выраженной общественной позиции. Присущее ему оптимистическое мировосприятие всегда имело четко окрашенный социальный характер. Абстрактные умозаключения ему чужды, равно как и восхищение жизнью как таковой. Его радует не какая-нибудь другая, а та жизнь, что утверждал в деревне и в городе социализм, проходивший период бурного становления в послевоенные годы. Кашпуров приветствует процесс сближения родной деревни с городом. В этом процессе он видит громадные перспективы развития села.
Во всем, и прежде всего в духовном складе сельского труженика, он видит приметы этого подъема: "От равнодушия и дремоты здесь не осталось и следа" ("Патриархальщина - не мода"). Герои его стихов - труженики, чьей энергией и мастерством жива колхозная жизнь, они вершат не "бумажные", а "жизни главные дела" ("Заботы"). Это старый хлебороб Игнат Песков и садовник Кузьмич, "довоенных годов почтальон" Василий Прокофьевич Селин и председатель колхоза Логвиныч, доярка Наталья Ефремьева и многие другие. Часто Кашпуров называет подлинные имена своих героев, потому что жизнь существует для него в ее контрактных проявлениях. В этом конкретном, будничном и неповторимом поэт умеет различать характерные черты социального и нравственного существа современного человека.
Кашпуров принадлежит к числу поэтов, призванных раскрыть возвышенный смысл будничной, повседневной жизни современного крестьянина. В самом процессе труда поэт обнаруживает возможность наслаждения высокой красотой, возможность, которая нагляднее и доступнее для восприятия проявляется именно в крестьянском труде. Ведь крестьянский труд всегда теснейшим образом связан с природой. Для поэта они нерасторжимое целое, и сама природа наполнена неустанной работой на благо людей. У Кашпурова о восходе солнца сказано: "... кто-то выкатил раньше - рано раскаленного солнца шар". О дожде - "его веселая работа ему по праву самому". "Дорога работает. Ночью и днем глухо гудит гудрон". В колхозном саду "трудится лето". Апрель заботится о том, как "прибрать леса и долы", как убрать мартовскую "грязь и апрель".
Тема природы - любимая тема Кашпурова. С этой темой у него связано почти все: и труд и любовь. Примером может послужить стихотворение "Осень" написанное в 1949 году. Тема природы занимает центральное место в самом стихотворении, отражается она, по-моему, и в заголовке. Основная идея стихотворения - это осенние работы на полях. Если определять по жанру, то я бы отнесла данный текст к пейзажной зарисовке. Стихотворение состоит из 4 строф, которые можно разделить на 4 части. Первая часть - это вступление, в котором поэт говорит о красоте земли, когда она покрыта листьями и что в таких "зябких небесах" даже солнцу холодно. Следующая часть посвящена полям, на которых, по-видимому, "полным ходом" идет работа, и "моторов не смолкает гул". В третьей части описываются полевые работы тружеников колхоза "разминая темный ком земли", описывается "голубоватая степь", которую окидывает взглядом бригадир. 4 часть - это описание самой осени, с приходом которой все деревья "полыхают пожаром", и что даже амбары приседают под тяжестью зерна, собранного в это прекрасное время. Это стихотворение написано амфибрахием, который придает стихотворению плавность, пластичность. Кашпуров использует приемы олицетворения метафоры, чтобы показать всю красоту осени: "листья мягко укрывают землю", "медленным пожаром полыхает тополей стена", "дремлет лесная полоса", "приседают, ахая амбары".
Мир природы у Кашпурова полон хлопотливых, радостных и полезных забот, заключающих в себе ту же необходимую душе красоту, что и труд человека. В этот мир неустанных трудов органически включается и труд поэта. Отношение Кашпурова к поэтическому труду сочетает здоровый утилитаризм с самозабвенностью мастера, стремящегося к эстетическому совершенству. Одно из главных требований, предъявляемых к себе, он заимствовал из отцовского морального кодекса, где главное мерило ценности труда - значимость его для людей, определяемая его высоким качеством.
Поэзия Кашпурова в высшей степени предметна. "Главные для меня слова, - говорил поэт, - земля, хлеб..." Предмет в его стихах - итог и смысл извечного, наполняющего жизнь движения, как бы трепещущий сгусток его. В стихотворении "Кубань", представляющем в определенном смысле философское слово поэта, такому бесцельному движению противопоставляется прекрасный мир сущего. Он живет, движется, меняется, находясь постоянно в диалектическом единстве покоя и движения. И даже неподвижные предметы воспринимаются как активно существующие в пространстве:
Степь холмистая ходит, ходит, словно палуба, ходуном. Вербы старые хороводят возле копанцев, за гумном. Звезды движутся небесами, хаты белые - в даль полей, Хаты кажутся парусами уплывающих кораблей. ("Пахнут яблони", 1967)
Движущийся неостановимо, живущий в неустанных трудах и стремление к совершенству мир - понятие совершенно конкретное. Это наша земля. Это родина, страна социализма, это родной край. Кашпурова называют поэтом Ставрополья. Действительно, в его стихах воссоздан облик этого богатого и своеобразного степного края, раскинувшегося в предгорьях Кавказских гор. Он сумел увидеть и запечатлеть в своих стихах общие черты природы края, его жизни и быта. В ранних стихах образ Ставрополья словно бы ограничен рамками отдельных бытовых картинок. "Нехотя у дремлющей кошары гавкает на небо волкодав". Поэта не удовлетворяет перечень картин. Он ищет средства передать главное, воссоздать само обличие степи, ее безмерность. Ставрополье - его природа, его люди, его история - это естественная стихия творческого мира поэта, не только дающая содержание его стихам, но и составляющая его художественный арсенал. Все здесь ему дорого, все восхищает глаз и волнует сердце. И ногайская степь, где даже насыпь "сгорает" и "веет" жизнью лишь зултурган", и поле, и лиман, где "сонно качается звезда на воде" в ночную пору. И живые реальные люди, имена которых поэт почти всегда называет. И уже далекое прошлое - годы революции и Отечественной войны. По стихам Кашпурова можно представить себе и сегодняшнюю жизнь Ставрополья, и его историю в их основных очертаниях. Чтобы увидеть родной край, нужно было посмотреть не него издали. Лучшие стихи о Ставрополе, о его степях написаны, когда Кашпуров жил (с 1958 по 1967г.) на Украине, в Запорожье. Именно в те годы, когда расстояние и память включились в работу воображения, когда глаз и сердце могли сопоставить родное Ставрополье с соседней Украиной, которая стала второй родиной для него, когда увидел "запорожские степи" и, глядя на них, затосковал о ставропольских, рождается в стихах облик "раздольного российского юга", "распахнутой дали", которую ни с чем не надо сравнивать, потому что единственно возможное сравнение - с океаном - стало уже банальным. Вдали от родного края И. Кашпуров создает стихотворение "Ставрополье", в котором есть простые и точные строки, понятные и близкие каждому ставропольцу. И именно это стихотворение показало нам отношение автора к родному краю. Он описывает его "голубые облака гороха", равнины, горы, его "торопливые реки", поля, сады, рассветы. Но больше всего в этом стихотворении поражает то, с какой нежностью Кашпуров обращается к своей Родине, что "сады и поля твои меня растили". Для него Ставрополье - лучшая во всем мире земля, вместившая очень много: "Ах, Ставрополье, синий край России, ты - песня эскадронная отцов". Здесь также много эпитетов: "голубая полынь", "динамичный грохот, "широкие прокосы", "синий край России". Такие природные описания свойственны лирике Кашпурова. Стихотворение написано четырехстопным амфибрахием, который удлиняет строку. Можно сказать, что Кашпуров особенно силен в описании степей Ставрополья, им посвящены его лучшие стихи: "Поющая степь", "Степь", "Зултурган", "Ставрополье". Первозданность природы, ее самостоятельное существование привлекают поэта, но более - человек в мире природы, постоянно вносящий в ее облик новые черты. Этот изменяющийся зримый облик сельской жизни более всего определяет содержание стихов. В них разбросаны штрихи, позволяющие представить себе постепенное изменение Ставрополья, в исконно сельское бытие, которого все настойчивее входит индустриальная жизнь страны:
Я видел Ставрополье на картинах, в окно вагона, через дым костров... Летит оно в равнинах и горбинах, лежит на стыке четырех ветров...
Там, где "голубые облака гороха" и "голубой полыни облака", - река торопится за людьми "на динамитный грохот", там, где "мериносы моют ноги в росах", - появляются нефтяные вышки, что, "верно, прогуляться утром вышли и в степи остались навсегда", там рокочут движки рядом с поселками нефтяников ("Ставрополье", "Вышки").
Поэт воспринимает природу как источник силы человеческого духа, некое формирующее дух начало ("Зултурган"), и, предостерегая человека, требует от него не забывать в суете ХХ века "ни трав, ни пугливого зверья". Исторический подход к отношениям человека и природы становится для поэта источником глубоко патриотических чувств. Поэта чаще стали привлекать факты, заключавшие в себе жизненные противоречия. Прошлое для Кашпурова - это прежде всего дело рук предков, плоды их труда, которые существуют во времени, как памятники их деяниям, их труду, таким памятником становится гора Стрижамент, где высились стены крепостные, возведенные "сермяжными крестьянами крепостными", чтобы охранять рубежи России. Прошлое, по мнению поэта - родник, из которого произрастают и питаются корни патриотизма. "Патриотизм вырастает ...из памяти. А память рождает гордость деяниями предков наших", - пишет И. Кашпуров.
Поэт верит в конечную победу здоровых сил природы, к которым человек относится порой безразлично или даже жестоко ("Перепелиный перелет"). Это стихотворение заставляет поразмыслить над отношениями человека и природы. Ведь именно сейчас возвысился над миром человеческих треволнений извечный их спор, заставляет задуматься над всей сложностью их отношений. И сколько бы оплошностей не совершали мы по отношению к природе, каждому ясно, и поэту тоже, судя по многим его стихотворениям, что именно наша страна все более решительно становится флагманом в походе за разумное, бережное и творческое отношение к природе. Образ "по всей России канонада гремит и катится на юг" - тяготеет к большому обобщению и поэтому противоречит существу явления.
Стихотворение завершается оптимистической уверенностью: "через свинцовую завесу летят, летят перепела". Природа побеждает, но побеждает вопреки человеку, в силу заключенной в ней самой мощи. Однако мы не можем не признавать, что есть социальные силы, которые должны и могут быть не врагом ее, а союзником и помощником. Без признания этого даже вера в конечную победу сил природы может обернуться пессимизмом, который чужд мировосприятию Кашпурова. В конечном счете, не глубина проникновения в жизненные противоречия или собственные переживания привлекают в стихах И. Кашпурова, не умение предвидеть то, что завтра будет трудноразрешимой проблемой времени, человеческого духа, а ощущение вечных ценностей нашей жизни, главных завоеваний Октября в их великих и малых, повседневных проявлениях, спокойная уверенность в прочности бытия.
Кашпурова всегда влекло к жанру поэмы, который занимает в творчестве немалое место. В поэмах Кашпуров раздвигает границы времени, но оно всегда тяготеет к началу всех начал - к Октябрю 1917г. От этой даты идет отсчет лет и в глубь веков и в будущее. В основе его поэм могут быть личные воспоминания ("Апрель" 1961), судьба человека ("Андреев" 1963, "Поэта про гармонь" 1964, "Песнь о друге" 1968), исторические события ("Аппасионота", 1962).
"Апрель"(1961) - одна из лучших поэм Кашпурова, может быть, самая характерная для него. Здесь очень определенно выразилась активная жизненная позиция поэта. Образ апреля вырисовывается на фоне нагрянувшей осени, когда даже ветер кажется промокшим, а озябшие деревья "царапают заплаканные стекла", словно просят о помощи. Тогда рождается желание
... раскрыть окно пошире и взяв за руки, втаскивать в квартиру иззябшие доверчивые вязы...
В духе традиций советской поэзии Кашпуров через явления природы, присуще им закономерности поэтически осмысливает течение общественной жизни, постигая их общечеловеческий смысл:
...я доказать сумел бы, что именно в апреле, да, в апреле, становится щедрей и мягче люди.
Этот нравственный вывод определяет пронизывающее всю поэму стремление приблизить людей к апрелю, к добру и радости, к обновлению.
Наибольшей популярностью у читателя пользуется поэма "Аппасионата". Путь Ленина к Октябрю, - путь революционера и вождя, - предстает в поэме спрессованным в лирическое переживание великого человека, навеянное звуками бетховенской музыки, которая родственностью своей его духу вызвала в нем бурю воспоминаний.
Создавал эту поэму, Кашпуров опирался на очерк Горького, непревзойденное до сих пор художественное свидетельство современника, раскрывшего разные грани ленинского характера. Поэту удается передать психологию создания музыкального образа и музыкального восприятия, показать, как могучий дух великого человека покорился власти музыки, которая "смещала горизонты", "багряным светом озарял годы", воскрешая в душе главное дело его жизни - Октябрь 1917г.
Присущая поэзии Кашпурова музыкальность - не только постоянная стихия, но и постоянный герой его поэзии. Однако музыка в поэзии Кашпурова - и в поэмах особенно существует не только как гармония звуков. Эту музыку поэт ищет в душе каждого человека, выражающего свое время. Такое расширительное понятие музыки как стихи, выражающей дух времени, - у Кашпурова, - от блоковских представлений. Для него эта музыка - в светлом и радостном, роднящем и сближающем людей коллективном труде.
Нравственное здоровье, убежденность в непобедимости светлых начал в жизни, вера в торжество гармонии, социальной и психологической, органическое неприятие всего темного и уродливого создают в стихах и поэмах И. Кашпурова ощущение постоянной окрыленности жизнью - это и привлекает к нему читателя. Пономарева Мария
В ЕГО СТИХАХ КРАСА ЗЕМЛИ
«… Но жить в полшага в полдыханья не научусь я никогда» И. Кашпуров
Иван Васильевич Кашпуров родился 14 октября 1926 года в селе Калиновском Ставропольского края в крестьянской семье. Как писал сам о себе поэт: «Детство… Детства у меня не было. Был сплошной голод. Юность... О юности тоже сказать нечего. Началась война, а с ней снова голод, холод, лишения. В семнадцать лет меня призвали в армию. Было это весной 1943 года. Начал службу в самых трудных войсках – кавалерии, а закончил в самых легких – артиллерии». После демобилизации в июне 1949 года И.Кашпуров вернулся в Ставрополь, где окончил вечернюю школу рабочей молодежи. В 1950 году он поступил в Ставропольский педагогический институт, учебу совмещает с работой. В 1952 году был принят в Литературный институт им. Горького, который окончил в 1957 году. К этому времени вышли его первые поэтические сборники: «Дыхание степи» (1956) и «Над седыми курганами» (1958). В феврале 1958 года И.Кашпуров был принят в члены Союза писателей СССР. Бытовая неустроенность вынуждает поэта уехать в Запорожье, где он прожил 9 лет. Там он работал в газете «Запорожская правда», был создателем и руководителем литературной студии «Металлург». Печатаясь в издательствах Запорожья, Днепропетровска, он продолжает писать о Ставрополе, о родной Калиновке. Лучшие стихи о Ставрополе, о его родных степях написаны именно в это время. Образ южного края воспроизведен в стихах «Ставрополье» (1962), «Поющая степь» (1959), «Баллада о степи» (1964), «Стрижамент» (1965) и др. Любовь к родному краю победила и в 1967 году И.Кашпуров возвращается в Ставрополь. В эти годы он много ездит по краю, читает свои стихи сельским труженикам, рабочим, интеллигенции. Находясь с 1979 года на посту ответственного секретаря краевой писательской организации, он сделал очень много для развития культуры, а главное – литературы края,где каждый год проводились Дни литературы.
За активную общественную деятельность и заслуги в области развития культуры И.Кашпурову в 1982 году присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», а в 1986 году он был награжден орденом «Знак почета». В 1989 году по приглашению Союза писателей Украины Кашпуров принял участие в торжествах, посвященных 175-летию со дня рождения Т. Г. Шевченко. Присутствовали делегации из многих стран мира. Теплые отношения сложились у Кашпурова с японским писателем Такаюки Мураи, который впоследствии перевел на японский язык сборник стихов поэта. Многие стихи Кашпурова переведены на болгарский, английский, французский, монгольский, украинский языки. Сам поэт успешно, на протяжении многих лет, занимался переводческой деятельностью. В его переводах печатаются стихи ногайских, черкесских, кабардинских, осетинских, карачаевских, украинских и др. поэтов. Кашпуров - автор более 29 поэтических сборников. Около двух десятков стихов поэта положены на музыку, отдельные стихи печатались в периодических изданиях. Поэтические книги И.Кашпурова выходили не только в Ставропольском издательстве, но и центральных, таких как: «Художественная литература», «Советская Россия», «Молодая гвардия», «Воениздат». 17 ноября 1997года после продолжительной и тяжелой болезни И.В.Кашпуров ушел из жизни. В родной Калиновке он нашел последний приют.
Знаю, время придет, как под корень подрубит, - никакие уж снадобья тут не спасут. Пусть возьмут меня ветры на теплые руки и в родные поля до зари отнесут. («Знаю время придет»,1969)
Творчество И.Кашпурова многогранно. Писал он и стихи, и поэмы, и фельетоны, а в конце жизни пробовал себя и в роли прозаика. Но все же в большей степени его мастерство проявилось в лирике. Тематика его поэзии разнообразна: тема малой родины, тема Великой Отечественной войны, тема труда и тружеников земли русской, тема памяти и отчего дома; любовная и философская лирика. Как истинный поэт он жил и писал в полную меру:
Пусть будет счастье испытаньем, пусть испытанием – беда, но жить в полшага, в полдыханья не научусь я никогда.
Эти слова были жизненным кредо Ивана Кашпурова.
В творчестве поэта просматриваются три этапа: 1950 годы – пора становления и первых опытов; 1960-1970 годы – вершина творчества, открытие своего поэтического материка, степного Ставрополья, с его природой, историей, памятью о войне и трудовыми буднями; 1980 - первая половина 1990 – период подведения итогов, переосмысливание истории страны и прожитой жизни. Кашпурова недаром называют поэтом Ставрополья.
Ах, Ставрополье, синий край России (…) Меня сады, поля твои растили под птичий грай и перезвон овсов. Мне открывали даль твои рассветы, а стрепеты немятую траву… Куда б меня не заманили ветры тебя от сердца я не оторву. («Ставрополье», 1962)
Его большая творческая жизнь оказалась прочно связанной со степной столицей – городом Ставрополем. «Триптих о Ставрополе» и многие другие стихотворения и поэмы посвящены родному белому городу, его туманным от сирени улицам, свечам цветущих каштанов.
Ты стоишь средь степного раздолья, белый Ставрополь, радость моя, и с любого конца Ставрополья виден явственно, словно маяк. («Песня Ставрополю», 1976)
Но истинным источником вдохновенья для поэта всегда оставались степи Ставрополья. Поэт имел право сказать: «Я с детских лет, что книгу, степь читаю, до сотни букв – травинок назову». Образ степных просторов Ставрополья воссоздан в стихотворениях «Поющая степь» (1959), «Травы» (1966), «Баллада о степи» (1964), «Зултурган» (1970) и др.
Какое счастье знать, что на планете есть эта степь – родимая земля. Она прекрасна и щедра, как лето. («Летний сонет», 1975)
Кашпуров принадлежит к числу поэтов, призванных раскрыть возвышенный смысл будничной, повседневной жизни крестьянина, чей труд теснейшим образом связан с природой.
…На самый нужный труд, на хлебопашный, благослови их степь, благослови. («Исаковы», 1974)
В восприятии поэта сама природа неустанно работает на благо людей. О восходе солнца поэт говорит: «кто-то выкатил раным-рано раскаленного солнца шар», о дожде – «Его веселая работа ему по нраву самому». Март «добро-душно чудо великое творит - //развязывает почек тугие узелки, //упрямо будит в почве// зеленых трав полки…». В колхозном саду «трудится лето». Апрель заботится о том, как «прибрать леса и долы», как убрать мартовскую «грязь и прель». Мир природы в его стихах полон хлопотливых, радостных полезных забот, заключающих в себе ту же необходимую душе красоту, что и труд человека. Его лирический герой неотделим от мира природы, он знает, что «полынного ветра причастье снимает десяток годов» («Тяга земли 1965). Важнейшей в творчестве И.Кашпурова является тема Великой Отечественной войны. В его стихах не найдешь романтики войны, а только ее жестокую необходимость. Стихотворению «Ребячьи игры» (1978) поэт предпосылает эпиграф, взятый у А.С. Пушкина «Есть упоение в бою…». А само стихотворение становится полемическим ответом великому классику:
Я видел рядом смерть и смертны муки, я слышал сел спаленных голоса, где трубы, как обугленные руки, молили о пощаде небеса. Я испытал и голод, и усталость, и боль, и страх у жизни на краю. и только упоение в бою за всю войну изведать не досталось…
Среди стихотворений военной тематики немало сюжетных, балладных. Его герои – мать, посадившая пять пирамидальных тополей в память о погибших сыновьях:
…И стоят живыми обелисками пять пирамидальных тополей. К ним выходит мать – старушка древняя и, печально помолясь буграм, как с сынами взрослыми, с деревьями говорит о чем-то по утрам… («Пять тополей», 1968)
Или старик отец, много лет, ищущий в книгах весточку о пропавшем сыне («Не гаснет огонек», 1968)
В военные стихи входит и интернациональная тема. Глух и знобящ взрыд колоколов над горьким пеплом Хатыни («Колокола Хатыни» 1975), безмерна боль узбекской матери, потерявшей на войне сына… Большое место в творчестве Кашпурова занимает тема исторической памяти и отчего дома. В стихах и поэмах историко-революционной темы он создал образ революционеров ставропольцев – И. А. Кочубея, Я. Ф Балахонова, К. А. Трунова, Ф. Г. Шпака. Литература – это голос времени. Может быть, более всех остальных видов искусства, она способна передать историю человечества, его взлетов и заблуждений. Так в стихотворении «У приемника» (1968), посвященном трагическим событиям 1968 года, поэт с горечью говорит о том, как в Прагу для подавления демократического движения вошли советские танки:
Мне больно подумать, что в Праге, где Влтава ласкала мой взгляд – ребята с Кубани иль с Ваги в словаков и чехов палят…
Но не может поэт молчать и о поистине звездных моментах в истории нашей Родины. В поэме «Апрель» отражено ярчайшее событие – о первом полете человека в космос. Очень важна в лирике Кашпурова мысль об исторической преемственности. В стихотворении «Рдеют маки»(1979) поэт говорит о непрерывающейся связи поколений, о долге потомков помнить заветы предков. Прошлое для поэта – это, прежде всего дело рук предков, плоды их труда.
Здесь мои незнакомые предки в легких поршнях прошли чередой, не сгубив ни былинки, ни ветки, ни речонки с прозрачной водой. Как я им благодарен, потомок…
Он протестует против жестоко-безразличного отношения к природе, памятникам былой жизни. В стихотворении «Шесть курганов» (1979) поэт пишет о стирании с лица земли шести знаменитых курганов: Что рассказать они могли бы, какие тайны берегли? В ответ я слышу ветра всхлипы, как будто жалобы земли
О печальной судьбе необыкновенного сада узнаем из стихотворения «Гандарин сад»(1977). В поэзии И.Кашпурова остро звучит тема отчего дома.
Прости, родительский порог, не знал я, зелен, как травинка, что обольщают сто дорог, а возвращает лишь тропинка. («Нас обольщают сто дорог», 1969)
Образ отчего дома в его стихах приобретает особый смысл, ибо он включает в себя понятие о корнях, о родной земле, к которой возвращается человек не только наяву, но и в своих снах и грезах:
Все здесь просто, а главное нужно, и нельзя отложить на потом… Нас возносит высокая служба, а врачует родительский дом… («Дома», 1971)
Проникновенные стихи посвятил поэт родному селу: «Моя Калиновка» (1953), «Так начиналась Калиновка»(1972), «Песня Калиновке»(1979).
И если б где-нибудь меня спросили, ответил бы спокойно и светло, что в самом лучшем уголке России стоит мое заветное село. («Так начиналась Калиновка», 1972)
Тема любви, продолжение жизни – в творчестве Кашпурова занимает немалое место. Затаенное, нежное чувство первой юношеской любви выражено непосредственно и просто в стихах: «Письмо» (1955), «Перед разлукой» (1956), а строки стихотворения «Спешу на свидание» (1967) звучат оптимистично, жизнеутверждающе:
Сердце огромное бьет тревогу секундою каждой уже дорожу. Слушайте, люди, дайте дорогу – я на свиданье спешу!
И какие трогательные строки о безответной и преданной любви:
Если ты с ним счастлива – зла на нем не вымещу. Для тебя дорогу я к дому парня вымощу. («Ты ходи, хорошая», 1968)
Тонкой светлой грустью окрашены стихи-воспоминания: «Я люблю эту улицу» (1968), «Сосновая горка» (1971).
Поэт и его творчество, человек и его назначение в мире – вот основные мотивы философской лирики И.Кашпурова. Так, например, глубоко философичен в поэзии поэта образ сада. Сад у него – это олицетворение сущности человеческого бытия («Цветут сады», «Август», «Я весь день ищу слова», «Сад» и др.).
Стихи, написанные в последние годы жизни, отмечаются тревожно трагическим мироощущением. В стихотворении «Долгая ночь» (1994) звучит пронзительная нота отчаяния:
Земля моя в снегах погребена, а ночь длина, и как судьба, темна Холодный мрак – тень канувшего дня – все злей и тяжче давит на меня.
В раздумьях о прожитой жизни, о своем предназначении у поэта есть такие строки:
…И это – жизнь: души томленье, комедий смех и слезы драм?... А может, жизнь – преодоленье, всего, что жить мешает нам. («Ноябрьской ночью»,1984)
Многогранность таланта И.В. Кашпурова позволило ему остаться подлинным поэтом. Уходящая своими истоками в глубины жизни и живой речи народа, его поэзия принесла ему искреннюю признательность и любовь читателя: «Ну а мне нужны слова, полные доверия, чтобы им в любом дому открывали двери». («Я весь день ищу слова», 1969). В одном из последних стихотворений он пишет:
…В это время вернусь я не грохотом грома, - песней трав, что когда-то сложил и забыл. …я вернусь к вам, вернусь не на срок – насовсем. («Я вернусь», 1997)
Все его творчество подтверждает эти слова. Глава из Библиографического указателя "В его стихах краса земли: Иван Васильевич Кашпуров". Составитель: Л.А. Иванченко
Источники:
Антропологическая проблематика в исторических и литературных источниках Ставрополья. Хрестоматия. Часть 1: поэзия. Ставрополь, 2009.
М. Пономарева. Жизнь и творческий путь И. Кашпурова // Поэты Ставрополья
В его стихах краса земли»: Иван Васильевич Кашпуров:биобиблиографический указатель / МУ СЦБС; детская библиотека- филиал №13; сост.: Л. А. Иванченко. – Ставрополь, 2009
Иван Васильевич Кашпуров // Музей региональной литературы и литературного краеведения
Eвгeния Poмaнoвa
Сборник "Перекрестье серебряных путей" ; Галерея "Уголок Ойген"
Сообщение отредактировал ойген - Среда, 16 Ноя 2011, 18:35 |
|
| |