ойген | Дата: Понедельник, 23 Янв 2012, 00:37 | Сообщение # 1 |
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 555
Награды: 9
Репутация: 41
Статус:
| Ванетик Семён Ефимович (1924-2010)
Семён Ефимович Ванетик родился первого октября 1924 года в посёлке Вапнярка Винницкой области. Многие его детские и юношеские воспоминания связаны с Одессой – городом, в котором он проводил все летние месяцы, в гостях у бабушки. В самом начале Великой Отечественной его семья была эвакуирована морем – из Одесского порта. В Заволжье (ныне – это Саратовская область) парень работал в колхозе трактористом. В армию Семёна не взяли из – за сильной близорукости. Чуть позже его приняли вольнонаёмным рабочим воинской части, которая перемещалась вслед за наступавшей армией. По маршруту Саратов – Харьков – Одесса Семен Ванетик вновь попал в знакомые края. После войны он окончил радиотехнический факультет Одесского электротехнического института связи и получил распределение в Тобольск. Через некоторое время Ванетика перевели в Омск. Семён Ефимович работал в Иртышском речном пароходстве, затем – в одном из НИИ; доцент Ванетик преподавал и радиотехнику в Институте инженеров железнодорожного транспорта. В Омске Семен Ванетик встретил свою любовь по имени Инна. Девушка была родом с Северного Кавказа. В её отеческие края они подались в 1971–м году вместе с дочерью Анной. Так в биографию Семёна Ефимовича «вписался» Ставрополь – здесь он работал в специальном конструкторско – технологическом бюро полупроводниковой техники завода «Электроавтоматика». Семён Ефимович Ванетик – автор поэтических книг: «Озорные линзы» 1980), «Дорогие, родимые…» (1985), «Лавры и тернии» (1990), «Растреноженность и растревоженность» (1998), «Крутой диалог» (1999), «Избранное» (2002), «Короче говоря» (2006). В его активе также сборник эссе «Это сладкое слово – свобода» (2006), аудиокнига «Родные лабиринты», выпущенная несколькими тиражами в Ставрополе и Москве.
Злые эпиграммы доброго человека
Последняя книга известного ставропольского писателя Семена Ванетика называется «Тысяча эпиграмм». Название книги не гипербола. В малоформатном издании на трехстах пятидесяти страницах действительно уместились одна тысяча миниатюрных произведений, в каждом из которых свой сюжет, образ, иногда драма. Эпиграмма - жанр специфический, талант творить эпиграммы - явление редкое. Искусством буквально несколькими словами обозначить характер, проблему, социальную язву Семен Ефимович, которому на днях исполнилось 85 лет, владеет в совершенстве. Неслучайно за его микрошедеврами всегда охотились (да и сегодня не забывают) известные столичные журналы, которые почитают делом чести поддерживать на высоком уровне уголок сатиры и юмора. Ванетик был желанным автором в знаменитом клубе «12 стульев», прописанном в «Литературной газете», и в былые дни его расцвета, и сегодня. О жизни, о литературе с Семеном Ефимовичем Ванетиком беседует обозреватель «Открытой» газеты.
- Семен Ефимович, некоторые полагают, что пародист, сочинитель эпиграмм - это обязательно злой, раздражительный человек, который высмеивает других. Как вы к такому мнению относитесь? - То есть злой ли я человек? Ну, это я шучу. Не знаю, как у других, а у меня толчком для написания колючих строк становится не желание кого-то разозлить и обидеть. Жизнь так устроена, что зачастую человек сам устраивает нелепые ситуации, из которых потом выкарабкивается. Надо с иронией смотреть на себя. Некоторым людям не хватает этой самой самоиронии. И я как бы напоминаю им об этом. Меня беспокоит, что в наши дни увядает такой жанр, как сатира. Недавно умер Сергей Михалков. Сложный, неоднозначный человек. И вот те из числа высоких лиц, кто высказывал соболезнования в связи с его кончиной, упоминали о гимне СССР и России, говорили о том, что он замечательный детский писатель. И никто не сказал, что сам Михалков очень гордился тем, что писал басни. Что многие годы был главным редактором популярнейшего сатирического киножурнала «Фитиль». Это плохо, что мы не испытываем желания посмеяться над собой. Я охотно берусь за обозначение негативных явлений, от которых обществу желательно бы избавиться. Например, дефицит порядочности среди чиновников, равнодушие обывателей. У меня много эпиграмм на бюрократов, которые, как мне кажется, сегодня очень уж оторвались от людей. Многие могут узнать в миниатюрах свою манеру поведения, а следовательно, и себя. - И вы думаете, что они исправятся? - Я не ставлю перед собой цели исправлять человечество. И не думаю, что есть линейная связь между написанным словом и социальным откликом. Стихи не агитки и не инструкции по жизни. Однако они участвуют в формировании социальной атмосферы. И кому-то помогают, в этом я убежден. Поэтому и пишу. Если честно, писать, тем более печататься, не обязательно. Стихи - строки, образы - являются независимо от того, намерен я их напечатать в журнале или нет. Я пережил удовольствие от маленького открытия, поделился им со своими ближними. А тиражировать - это дело уже второе. - У вас не совсем типичная писательская судьба: вы начали публиковаться почти в пятьдесят лет. К этому времени некоторые литераторы «исписываются». А вы и сегодня каждый день создаете что-то новое. - Да, сочинять я стал намного раньше, чем печататься. А публиковать не хотел. Почему-то считал, что это мне не надо. Ну а творческое долголетие... Вы знаете, увлечение литературой, каждодневный любимый труд продлевают мои годы. В этом я убедился. - И все-таки вернемся к словам о том, что вы не ставите перед собой цели исправить человечество. А зачем тогда литература? Стихи? Романы? - Девальвация моральных ценностей, снижение уровня культуры, особенно в молодежной среде, к сожалению, банальный факт. И все же я не думаю, что люди стали злее и своекорыстнее потому, что меньше читают. После окончания Одесского института я много лет работал в Сибири, плавал по сибирским рекам. Мне случалось встречаться со стариками, которые родились еще в девятнадцатом веке, они были, по нашим понятиям, малограмотны. «Войну и мир» уж точно не читали. Но какие это были высоконравственные, чистые люди! - А в чем же дело? - По-моему, многое определяет среда, в которой растет человек. Мой отец был участником Первой мировой войны. Когда в 1915 году его призывали в армию, один зажиточный родственник предложил деньги, чтобы откупиться от службы. Отец даже обиделся. «Я же гражданин России, - сказал он, - как я могу прятаться!» Рассказ об этом среди многих других историй бережно хранился в нашей семье. Родители стремились привить мне такие качества, как порядочность, искренность, законопослушность, уважение к другим. Они сами были людьми очень честными и добрыми. А мама, кстати, очень хотела, чтобы я стал писателем. Такое вот материнское чутье. А что слышит сегодня ребенок в семье? Про телевизор и улицу уже не говорю. Я как-то познакомился с данными опроса школьников 11-13-летнего возраста. 15 процентов ответивших на анкету девочек сообщили, что мечтают стать валютными проститутками! Вот вам среда, в которой протекает жизнь современного молодого человека. Удивительно ли, что нахал, бессовестный человек, а иногда и личность с преступными наклонностями не только имеет преимущества перед добропорядочным гражданином, но еще и окружен почетом? Потому и процветают культ силы, бесцеремонность, подкуп, шантаж, взятка. Буквально на днях общественность шокировало сообщение о том, что в Подмосковье несколько аферистов нагло на «законных» основаниях прибрали к рукам 45 гектаров земли, на которой расположен знаменитый писатель-ский поселок Переделкино. Здесь жили и творили многие великие и не очень современные писатели. Представьте себе, из собственного жилья будут изгнаны люди, книгами которых зачитывалось не одно поколение, - Андрей Битов, Бэлла Ахмадулина, Фазиль Искандер, Андрей Вознесенский и другие. Вот вам противостояние денег и культуры в чистом виде. И культура, и литература беззащитны перед натиском современных варваров. Но разве культура или писатели повинны в том, что возможна подобная дикость? Наверное, спросить надо с тех, кто допустил это: с депутатов, правительства, чиновников, прокуроров. И при этом все хором голосят о возрождении культуры. - Семен Ефимович, в ваших произведениях четко просматриваются интерес к политической теме, гражданственные мотивы. - Я считаю, что писатель не имеет права стоять в стороне от проблем общества. В начале девяностых я поддерживал демократические преобразования, политиков из демократического движения. И сейчас уверен в том, что необходимо развивать гражданское общество через развитие самоуправления, демократизацию выборов, укрепление гарантий свободы слова и печати. К сожалению, становление гражданского общества идет сложно, иногда даже с отступлениями. Но я оптимист. Я ведь захватил те времена, когда еще не в каждом доме было электричество. Помню, как читал книги при свете керосиновой лампы. А сегодня я пользуюсь компьютером, Интернетом, мобильным телефоном. По образованию я инженер и могу оценить скачок, который совершил технический прогресс за последние полвека. Техника творит чудеса. А вот человеческие отношения... Процитирую свое стихотворение «Чудеса»:
Доказать существованье Бога Можно лишь явлением чудес. Думается, что лежит дорога К ним через технический прогресс.
Ждем чудес от нового мы века, Вот уж нас пленяет Интернет… Лишь в одном - в природе человека - До сих пор прогресса нет как нет.
- Ну и где выход? Поправить «венец природы»? - Я не сторонник вмешательства в человека с помощью генной инженерии и прочих изобретений. Я все-таки верю в человека - такого, каким его создала природа ли, творец ли. Несмотря на все свои несовершенства, на протяжении десятков веков своей истории он не раз доказывал, что человек - это звучит гордо. Я верю в человека! И по мере своих скромных сил стараюсь отразить это в стихах, когда посмеиваюсь над человеческими слабостями.
Беседовал Василий КРАСУЛЯ
В школьные программы – не включать!
Из книги судеб. Семён Ванетик родился первого октября 1924 года в посёлке Вапнярка Винницкой области… Многие его детские и юношеские воспоминания связаны с Одессой – городом, в котором он проводил все летние месяцы, в гостях у бабушки. В самом начале Великой Отечественной его семья была эвакуирована морем – из Одесского порта; бабушка и тётя не захотели покидать любимый город. Как выяснилось позже, обеих расстреляли оккупанты…
В Заволжье (ныне – это Саратовская область) парень работал в колхозе трактористом – в армию Семёна не взяли из-за сильной близорукости. Чуть позже его приняли вольнонаёмным рабочим воинской части, которая перемещалась вслед за наступавшей армией. По маршруту Саратов – Харьков – Одесса (вот ведь кульбит судьбы!) СВ вновь попал в знакомые края. После войны он окончил радиотехнический факультет Одесского электротехнического института связи и получил распределение в Тобольск. Через некоторое время Ванетика перевели в Омск. Семён Ефимович работал в Иртышском речном пароходстве, затем – в одном из НИИ; доцент Ванетик преподавал и радиотехнику в Институте инженеров железнодорожного транспорта. В Омске СВ встретил свою любовь по имени Инна. Девушка была родом с Северного Кавказа. В её отеческие края они подались в 1971-м году вместе с дочерью Анной. Так в биографию Семёна Ефимовича «вписался» Ставрополь – здесь он работал в специальном конструкторско-технологическом бюро полупроводниковой техники завода «Электроавтоматика». В Граде Креста поэт прожил до начала февраля-2010... Острый сердечный приступ оборвал эту долгую и красивую жизнь. В последний путь поэта провожали многие коллеги и читатели. А две новых книги со стихами Семёна Ефимовича нашли дорогу в его дом уже после ухода хозяина... О своём общении с Музой остроумный СВ рассказывал во многих лирических миниатюрах, одна из которых начинается так:
С колобродившей судьбы взятки гладки: Стал печататься на пятом десятке. Удивленье, эйфория, потом Первый сборник на десятке шестом. На седьмом из секты виршекропателей Принят в члены я Союза писателей...
Семён Ванетик – автор поэтических книг: «Озорные линзы» (1980), «Дорогие, родимые…» (1985), «Лавры и тернии» (1990), «Растреноженность и растревоженность» (1998), «Крутой диалог» (1999), «Избранное» (2002), «Короче говоря» (2006), «Тысяча эпиграмм» (2009). В его активе также сборник эссе «Это сладкое слово – свобода» (2006), аудиокнига «Родные лабиринты», выпущенная несколькими тиражами в Ставрополе и Москве.
О творчестве Ванетика высоко отзывались собратья по перу в «Литературной газете», журналах «Знамя», «Октябрь», «Книжное обозрение»; Семён Ефимович в течение более десяти лет регулярно публиковал свои миниатюры в журнале «Вопросы литературы», в рубрике «В шутку и всерьёз». СВ всегда с благодарностью вспоминал о письмах Ильи Фонякова, известного поэта, также представленного в рубрике «Вольтеровское кресло»…
Ванетик Семён Ефимович по возрасту мне в отцы годится; по специальности и жизненному опыту – совершенно мы с ним разные люди; по национальности... ну, тут вообще ничего общего, кроме языка и одной на всех страны; по политическим взглядам – близок, но в одной партии не состояли и не состоим (и это хорошо), а вот с удивлением обнаружил, что мы с ним – то, что можно было бы назвать людьми одного поколения.
Как это? Да вот так. По стихам обнаружил!
«Понимаю любовь и ревность, отвращенье понять готов, но никак не пойму потребность постоянно иметь врагов...» Вот и я такой же: одно понимаю, а другое – хоть тресни. «Захлестнула Россию бульварная пресса: «Криминальная хроника», «Он и она»... Нам казалось, мы люди другого замеса: на дешёвку не клюнем. И вот тебе на!» И я тому же удивляюсь: «самая читающая в мире» страна оказалась падкой на самую пошлятину, и ничего с этим не сделать. «Вышел в поле кандидат. Что ни шаг, то — сопромат. Неужели нет мужчины без той сопроматерщины?» Ха! А на эту вот самую тему лично я в «Ведомостях» здоровенную статью опубликовал! И до сих пор получаю отклики.
Вот так – через стихи – узнаёшь человека полнее и глубже, чем в обыденном общении. И это, конечно, не моё открытие. Но это правда. Обыденное общение тоже с весов не скинешь, и здесь в пользу Ванетика – и его доброта, и мягкость, и обязательность, и неистребимая интеллигентность. А то представление у некоторых такое: раз сатирик, то морда красная, кирпичом, характер тяжёлый, раздражительный, всё его злит, ко всему придирается... А тут – маленький, тихий, в очочках, и вежливый – ужас просто.
Говорят, что Ванетик отнюдь не сразу пришёл к своему жанру. Влача инженерное существование, он долгое время посещал литобъединение, думая о себе: «Я — лирик». Но грубая штука жизнь прояснила, кто он есть на самом деле. Это, наверное, как оптимист и пессимист. Пессимист, как известно, – хорошо информированный оптимист. Количество переходит в качество. И сатирик, возможно, – это лирик, только гораздо более информированный...
В его «темнике» не столько соловей в саду и роз цветенье, сколько неистребимые людские недостатки. Они извечны, они интернациональны, и потому в стихах Ванетика так легко соседствуют больной Сократ с неким мистером Джексоном, Вергилий – с нашим современником и соотечественником; собственное творчество поэта непринуждённо перемежается переводами с польского, немецкого, украинского, причём авторов для своих переводов Ванетик столь же непринуждённо отыскивает то в веке семнадцатом, то в текущем десятилетии...
Почему же надо говорить только об извечных людских недостатках? – строго спросит иной. А людские достоинства? Они ль не вечны? Ответим: вечны. А любовь, а красота, а стрелы Амура? Да, и об этом тоже не может не написать Семён Ванетик. Ну, вот, например, про любовь: «В любви не всё идёт логично, перемежаются обычно часы любовного томленья с периодами охлажденья: систематически Амур устраивает перекур...» А?! Сатирик – он и есть сатирик.
Но заметим: сатира всерьёз, то есть – очень серьёзным тоном, без всяких шуток – страшное дело. Это так же необходимо и так же смертельно скучно, как неизбежные уроки политграмоты при социализме. Ванетик этой серьёзностью, к счастью, не грешит. А если и грешит – то иной раз в смысле абсолютно противоположном: то есть – грешит простой весёлостью, без всякой сатирической заданности. «Бранд-майор барон Бирон, брандахлыст и балабон, ферт и франт, и фанфарон, обожал считать ворон...» Или моё любимое стихотворение Ванетика «В шарабане», не отягощённое никакой серьёзностью: «Шла Манефа по лугу к отоларингологу... "Что-то у тебя болит?" – спрашивает Селифан, удалец и горлопан. "Не болит, но тонзиллит", – отвечает Маня, глазками тараня. "В этом слове, тонзиллит, очень многое звучит: вензель, тензор, прозелит, зелень, зонтик и транзит..." – отозвался Селивёрст. Он, как видим, был не прост!..»
Непрост, непрост был Селивёрст, которому на шарабане не крюк хоть пять, хоть семь ли вёрст, но непрост и Семён Ванетик! И дай ему бог здоровья! Ведь в юморе не калории спрятаны, а витамины, без которых неизбежна душевная цинга, без которых выпадают зубы, перетирающие суровую прозу обыденного существования – в лирику божественного бытия. И жизнь без юмора становится как у графина: каждый, кто хочет, тот тебя за горло и берёт. Не поддавайтесь!
Сегодня жизнь взяла за горло многих. Поэты – не исключение. Скорее – правило. Их отношения с жизнью всегда сложны и драматичны. «Не иди за поэта, дурёха! Лучше — за страхового агента. Быть легко ли женой инструмента, на котором играет эпоха?»
Невелики тиражи книжек поэта, увидевших свет: и 300 экземпляров, и даже 100 (sic!) «Постиг науку, ввязался в драку, набил я руку и съел собаку. Но жизнь капризна, и вздорен свет: я вроде признан и вроде нет», – говорит автор о себе самом. Быть может, дело в избранном им жанре? Быть может, надо было (в своё время) заметить, что жизнь на переломе, что ждать больше нельзя, и удариться в свершение, то есть в крупные формы? «Что за роль в литературе? Автор мелочишек... Ерундистика!» – «Лучше видным быть в миниатюре, чем едва заметным в романистике!» Вот так он вот решил, вот так он сделал и, по-моему, не прогадал.
В хрестоматиях стихов поэта нету. Впрочем, как нет и хрестоматии ставропольской литературы для факультативного изучения. (Ау, спонсоры! Где вы? Составители имеются! И самое главное: есть материал! Ставрополье — вовсе не белое пятно на карте литературы, как считали некоторые шавкуты).
Впрочем... как интерес у масс отбить к поэту? «Достигнем цели, право, без труда мы, включив поэта в школьные программы». Диалектива, однако!
Евгений Панаско
Семен Ванетик отмечает 85-летний юбилей
Исполняется 85 лет известному ставропольскому поэту-сатирику Семену Ванетику. Он родился в Винницкой области на Украине в семье служащего. С 1971 года живет в Ставрополе, где и опубликовал свои первые поэтические опыты. С тех пор у Семена Ефимовича вышло более 20 сборников. Он писал и пародии, и стихи для детей, работал в жанре иронической, публицистической, лирической поэзии. Но царица стихов Ванетика – эпиграмма.
Успешными эпиграммистами могут стать только люди, обладающие обостренным чувством слова, лаконичные и по-настоящему остроумные. Ванетик начинал с переводов эпиграмм – с немецкого, английского, польского, украинского языков. Они издавались отдельными подборками, входили в различные сборники, в том числе коллективные, были опубликованы в одном из томов антологии «Всемирная эпиграмма».
Вот как о Ванетике-переводчике написал литературный критик Эдуард Кузнецов: «Трудность этой работы очевидна: эпиграмма – жанр, в котором смысл, остроумие и лаконичность сплетены теснейшим образом. Максимальная выразительность достигается в двух-четырех строчках. Понять их и воспроизвести без видимых потерь – задача сверхсложная. Ванетик любит эту работу и делает ее успешно. Его варианты – не механическая фиксация известного иностранного текста на русском языке. К оригиналам переводчик относится с должным почтением, но без робости. К примеру, переводя древних и средневековых авторов, он не забывает о современности, напоминая об извечном присутствии недостатков человеческой натуры… В лучших своих переводах он поднимается до уровня оригиналов, демонстрируя полное слияние лаконичности, остроты, афористичности, как это случилось в эпиграмме Игнация Легатовича:
Эпиграмма – как пчела: Так мала, И в себе она несет Яд и мед».
То же можно сказать и об оригинальных произведениях Семена Ванетика. Несколько его эпиграмм мы предлагаем читателю сегодня.
Поэт ведет активную общественную деятельность. Он – заместитель председателя Ставропольского регионального отделения Союза российских писателей. В свои 85 владеет информационными технологиями, с удовольствием работает в Интернете, где у него есть собственный сайт. И сегодняшнюю подборку, между прочим, принес в редакцию сам. Хотя вполне мог прислать и внука…
* * *
Семен ВАНЕТИК
УСПЕХ Считали – не добьюсь я известности, Однако просчитались маленько: Запрыгнул на ходу на ступеньку Я поезда российской словесности. Оставшимся стоять на перроне Сочувствую, хмельной от успеха. Нет, я еще пока не в вагоне, Но разрешили в тамбуре ехать.
ПРИЗЫВ Стало сокращаться население. Грустное? Нет, страшное явление! Где предел такому безобразию? Кем мы будем заселять Евразию? Умножать потомство не желая, Будем черпать кадры из Китая? Или из Зимбабве удосужимся? Нет уж, лучше сами поднатужимся!
НЕПРЕЛОЖНОСТЬ – Сижу весь день, читаю иль пишу, Схожу-ка я на воздух, подышу! – Не тешь себя, милок, пустыми фразами: Дышать ты будешь выхлопными газами.
КОНФЛИКТ Переварить не в силах перемены, В конфликте я с поступками своими: Производитель, поднимаю цены; Как покупатель возмущаюсь ими.
ОБРАЩЕНИЕ ПО-РУССКИ Догорает старых слов пожарище, Видно, так уж в мире повелось. Нету больше гордых слов «товарищи», Но и «господа» не прижилось.
Лариса ПРАЙСМАН
Источники:
Антропологическая проблематика в исторических и литературных источниках Ставрополья. Хрестоматия. Часть 1: поэзия. Ставрополь, 2009.
В школьные программы – не включать! // 45 параллель, № 3
Злые эпиграммы доброго человека // Открытая для всех и каждого
Семен Ванетик отмечает 85-летний юбилей // Ставропольская правда
Eвгeния Poмaнoвa
Сборник "Перекрестье серебряных путей" ; Галерея "Уголок Ойген"
Сообщение отредактировал ойген - Понедельник, 23 Янв 2012, 20:05 |
|
| |