Nikolay | Дата: Суббота, 18 Июн 2011, 18:17 | Сообщение # 1 |
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:
|
ПОЛЯКОВ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (Родился 12 ноября 1954 года в Москве)
- известный российский писатель, публицист, драматург, поэт и журналист; главный редактор «Литературной газеты», лауреат премий Ленинского комсомола (1986), Московского комсомола (1982) и Государственной (правительственной) премии в области литературы (2005), член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству и член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, сопредседатель Литературной академии - жюри Национальной литературной премии «Большая книга» четвертого сезона, один из популярнейших современных прозаиков России.
Биография Окончил Московский областной педагогический институт, факультет русского языка и литературы. Кандидат филологических наук. C 19 апреля 2001 года — главный редактор «Литературной газеты». Творческий путь начал с поэзии (семинар поэтессы Л. Н. Васильевой), постепенно всё больше обращался к прозаическим произведениям. Имеет степень кандидата филологических наук (диссертация посвящена фронтовой лирике).
Произведения Время прибытия (стихи, 1979) Разговор с другом (стихи, 1981) Сто дней до приказа (1980, публикация в 1987, фильм 1990) ЧП районного масштаба (1981, публикация в 1985, фильм 1988) Работа над ошибками (1986, фильм 1987) Апофегей (1989) Парижская любовь Кости Гуманкова (1991, фильм 2005) Демгородок (1993) Козлёнок в молоке (1995, фильм 2003) Небо падших (1997, фильм 2000) Замыслил я побег... (1999, фильм 2005) Грибной царь (2005) Гипсовый трубач, или Конец фильма (2008) Гипсовый трубач. Дубль два (2009)
По произведениям Ю. Полякова сняты фильмы: «Работа над ошибками» (1987, режиссёр А. Бенкендорф), «ЧП районного масштаба» (1988, режиссёр С. Снежкин), «Сто дней до приказа» (1989, режиссёр Х. Эркенов), «Левая грудь Афродиты» (1999, режиссёр А. Павловский), «Игра на вылет» (2000, режиссёр К. Одегов), «Замыслил я побег…» (2003, режиссёр М. Ибрагимбеков), «Козлёнок в молоке» (2003, режиссёр К. Мозгалевский, В. Нахабцев). Ю. М. Поляков является соавтором сценария известного фильма С. Говорухина «Ворошиловский стрелок» (1997), а также автором оригинальных сценариев, по которым сняты ряд фильмов и сериалов.
Награды и премии - премия Ленинского комсомола (1986) — за повесть «ЧП районного масштаба» - премия Московского комсомола (1982) - орден Дружбы (2005) - орден Почёта (2010)
Интересные факты Первую повесть «Сто дней до приказа», изобличавшую дедовщину в СА, не пропустила военная цензура, однако после посадки немецкого лётчика М. Руста на Красной площади писателю позвонил главный редактор журнала «Юность» Андрей Дементьев и попросил разрешения повесть напечатать. Дементьев позвонил в военную цензуру и уведомил о печати повести. «Но мы её не пропустим», — заявил цензор. «Лучше бы вы Руста не пропустили!» — ответил редактор (Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EE%EB%FF%EA%EE%E2,_%DE%F0%E8%E9_%CC%E8%F5%E0%E9%EB%EE%E2%E8%F7) ***
Биографический очерк
ПОЛЯКОВ Юрий Михайлович (род. 12.11.1954 в Москве), прозаик, публицист, драматург, поэт. Родился в рабочей семье. По отцовской и материнской линиям происходит из рязанских крестьян (д. Деменьшино и д. Гладкие Выселки), обосновавшихся в Москве в годы индустриализации. Окончил Московский областной педагогический институт имени Крупской в 1976 г., служил в Советской Армии в ГДР, работал учителем русского языка и литературы, инструктором в Бауманском райкоме комсомола. С 1979 по 1986 Поляков - сотрудник газеты Московской писательской организации "Московский литератор" (с 1981 - главный редактор). В 1981 году защитил канд. диссертацию "Творческий путь Г.К.Суворова. К истории фронтовой поэзии". В том же году принят в Союз писателей СССР и в КПСС. Ю. Поляков начинал свою литературную деятельность как поэт. Первая книга стихов "Время прибытия" с предисловием поэта В.Н.Соколова вышла в 1980 году в издательстве "Молодая гвардия". В стихах Полякова очевидна реалистическая традиция русской и советской поэзии, их отличают оригинальность мысли, ясность формы, открытость лирического чувства, тонкая самоирония. В эти же годы Поляков выступает как литературовед, публикует статьи о поколении поэтов-фронтовиков. В 1983 году выходит его литературоведческая книга "Между двумя морями". В конце 70-х - начале 80-х, будучи успешным представителем молодой литературы, секретарем комитета ВЛКСМ Московской писательской организации, Поляков начинает писать прозу, по своей тематике и идейной направленности, оппозиционную официальной идеологии. В 1980 г. им закончена повесть "Сто дней до приказа", где впервые в советской литературе поднимается тема неуставных отношений в армии - "дедовщины". В 1981 Поляков пишет повесть "ЧП районного масштаба". В центре внимания деформированная нравственно-психологическая атмосфера комсомольского аппарата. Опубликованная в январе 1985 года после четырехлетнего цензурного запрета в журнале "Юность", эта повесть вызвала общесоюзную дискуссию и в определенном смысле явилась предвестницей еще не начавшейся "перестройки". В 1986 г. "Юность" публикует новую повесть Полякова "Работа над ошибками", посвященную еще одной "болезненной" теме - школе, проблеме взаимоотношения учителей и учеников. Автор показывает, как в условиях кризиса советской идеологии нарушается нравственная преемственность и углубляется отчуждение между поколениями. Наконец, в 1987 году в "Юности" после семилетнего противостояния с военной цензурой публикуются "Сто дней до приказа", которые оказываются в центре бурных общественных дискуссий периода "гласности". Социальная острота и злободневность первых повестей сделали Полякова чрезвычайно популярным писателем и знаковой фигурой "перестройки". Вместе с тем, отдавая должное пафосу разоблачительства, наиболее чуткие критики уже тогда обратили внимание на динамичность сюжетных построений, яркость психологических характеристик и, особенно, на языковую точность и богатство этих повестей. Некоторые наиболее удачные языковые находки автора быстро вошли в общеразговорный обиход и в словари. Начиная с повести "Апофегей" (впервые в журнале "Юность", 1989), в творчестве Полякова появляются новые черты. Прозаик заметно отходит от принесшей ему популярность острой социальной тематики, больше сосредотачиваясь на внутренней жизни героев. Это заметно обогатило художественную палитру прозаика. Формируется особый, легко узнаваемый "поляковский" стиль, складывающийся из смелого смешения разностилевой лексики, игры семантическими смыслами, иронии, незаметно переходящей в лиризм. Кроме того, в "Апофегее" намечается типичное для последующих сочинений писателя сатирическое изображение разрушительного российского либерализма. В этой повести впервые в отечественной литературе высмеян Б. Ельцин, выведенный под именем "БМП". Повесть "Парижская любовь Кости Гуманкова" ("Юность",1991) развивает эту тенденцию. В то время, когда собратья по перу заняты дозволенным разоблачением предыдущего периода истории, Поляков одним из первых пытается взглянуть на уходящую советскую натуру с добрым, ностальгическим юмором, что на фоне тогдашних настроений вызвало гнев критиков и очередное признание читателей. В тот же период оформляется творческий интерес Полякова к заметно набравшему силу в начале 90-х годов постмодернизму. Оставаясь на позициях реалистической прозы, Поляков пытается усвоить наиболее плодотворные элементы эстетики постмодернизма. С одной стороны, это - творческая полемика с ним, с другой - попытка художественного синтеза ведущих тенденций современной литературы. Первым результатом этого синтеза явилась повесть "Демгородок" (журнал "Смена",1993). Автор совмещает здесь политическую сатиру, антиутопию, детектив, литературную пародию и любовную драму. Поляков вновь оказывается оппонентом официальной, на сей раз либеральной, идеологии. Выйдя в свет накануне расстрела Белого дома, "Демгородок" был воспринят многими как акт сопротивления набиравшему силу "ельцинизму". Тема этой повести органично связана с пафосом публицистических выступлений прозаика в периодической печати 90-х годов. Его статья "Оппозиция умерла. Да здравствует оппозиция!", опубликованная в "Комсомольской правде" сразу же после расстрела Белого Дома, оказалась единственным в открытой печати протестом против ельцинского произвола и вызвала огромный резонанс. С позиций просвещенного патриотизма Поляков дает глубокий и нелицеприятный анализ происходящих в России духовных и социально-политических процессов. Его статьи отличаются афористичностью, оригинальным словотворчеством, эмоциональным накалом, полемической заостренностью и неизменно вызывают широкий общественный отклик. В 1995-2000 годах Поляков ведет авторские колонки в "Собеседнике", "Труде", "Московском комсомольце". Свою публицистику автор объединил в книги: "От империи лжи - к республике вранья" (1997), "Порнократия"(1999, 2004), "Зачем вы, мастера культуры?" (2005) В одной из самых своих популярны книг - романе-эпиграмме "Козленок в молоке" (1995, журнал "Смена") Поляков дает сатирическую картину жизни творческой интеллигенции, показывая, как формируются виртуальные "таланты" в литературе. Шире этот роман воспринимается как злая сатира на пореформенный период российской истории. "Козленок в молоке" интересен как художественно состоявшаяся попытка совместить принципы реализма с достижениями постмодернизма. Роман выдержал более 25 изданий, экранизирован, инсценирован. В январе 2006 года в театре имени Рубена Симонова сыгран 250-й спектакль "Козленок в молоке" - факт, не имеющий аналогов в постсоветской театральной истории. Повесть "Небо падших" (1998, журнал "Смена"") посвящена так называемым "новым русским". Автор одним из первых создает убедительный образ "страдающего победителя", современного "Фому Гордеева", показывая, как разрушает душу бизнес, построенный на ограблении своей страны. В этот период критика все чаще выделяет Полякова как лидера "гротескного реализма", характерного, по мнению М. Бахтина, для переходных эпох, когда новое сталкивается со старым. Наиболее значительным произведением Ю. Полякова в ушедшем веке стал роман "Замыслил я побег..." (1999, журнал "Москва), представляющий собой своего рода семейную сагу и охватывающий тридцать лет жизни страны. В центре романа "эскейпер" Башмаков, отличительной чертой которого является неспособность принимать решения, что отражается и на его личной судьбе и на судьбе державы. Сложный по композиции и мысли, роман написан ярко, остроумно и стал чрезвычайно популярен. Экранизирован. По мнению критиков, этот роман явился одной из вершин отечественной реалистической прозы конца века. В 2001-04 гг. Поляков опубликовал цикл "Плотские повести" (журналы "Смена", "Нева", "Наш современник"), посвященный сложным интимным переживаниям современных людей. Уделяя значительное внимание сексуальным проблемам своих героев, изобретательно обогащая эротический пласт языка, автор никогда не переступает грань, отделяющую откровенность от непристойности. В 2005 г. Издательство "Росмэн" выпустило новый роман Полякова "Грибной царь", сразу же ставший лидером продаж, потеснив откровенно коммерческие издания. Профильная периодика писала по этому поводу: "Современный интеллектуальный роман окончательно обосновался в верхних строках рейтинга "Московского дома книги". "Мужской роман для женщин" Юрия Полякова - "Грибной царь" стал в этом месяце самой продаваемой книгой". Роман вызвал большую и разноречивую прессу. По мнению критиков, Полякову удалось создать "настоящую художественную энциклопедию постсоветской России". Поляков активно работает как драматург, его пьесы "Контрольный выстрел", "Халам-Бунду", "Козленок в молоке", "Левая грудь Афродиты" идут в театрах России и ближнего зарубежья и пользуются зрительским успехом. Широкий резонанс имела постановка в театре Сатиры А. Житинкиным пьесы Полякова "Хомо эректус", ставшей ярким событием театрального сезона 2005 г. Доброжелательно настроенная критика усмотрела в этом спектакле возрождение на постсоветской сцене настоящей реалистической сатиры. Недоброжелательная критика, как всегда, обрушилась на традиционные для Ю. Полякова антилиберальные мотивы. По произведениям Полякова сняты фильмы: "Работа над ошибками"(1987, реж. А.Бенкендорф), "ЧП районного масштаба" (1988, реж. С. Снежкин), "Сто дней до приказа" (1989, реж. Х.Эркенов), "Левая грудь Афродиты" (1999, реж. А. Павловский), "Поцелуй на морозе" (1999, реж. Л. Эйдлин), "Игра на вылет" (2000, реж. К.Одегов), "Замыслил я побег…" (2003, реж. М. Ибрагимбеков), "Козленок в молоке" (2003, реж. К. Мозгалевский, В. Нахабцев), "Парижская любовь Кости Гуманкова" (реж. К. Одегов, 2005) П. является соавтором сценария известного фильма С. Говорухина "Ворошиловский стрелок" (1997), а также автором оригинальных сценариев, по которым сняты сериалы. Произведения Полякова переведены на многие языки стран ближнего и дальнего зарубежья. Роман "Замыслил я побег…" признан в Китае лучшим переводным романом 2003 года. Его проза включена в школьные и вузовские курсы современной российской литературы. В 2001 году Поляков стал 31-м главным редактором (первым был барон Дельвиг) "Литературной газеты", которая, отказавшись от либеральной моноидеологии, успешно восстанавливает единое идейно-эстетическое пространство российской литературы. По инициативе Полякова на логотип ЛГ в 2004 году был возвращен профиль М. Горького, возобновившего издание в 1929 году. За пять лет ЛГ увеличила свой тираж в три раза, чем не может похвастаться ни одно современное российское культурологическое издание. О творчестве Ю. Полякова написаны сотни статей, рецензий, ему посвящены дипломные и кандидатские работы, защищенные во многих вузах страны и за рубежом. В 2005 году в издательстве "Наука" вышла монография доктора филологических наук А. Большаковой "Феноменология литературного письма. О прозе Юрия Полякова". Это капитальное исследование, рассматривающее прозу Полякова в контексте основных идейно-эстетических проблем и тенденций современной российской литературы. Ю. М. Поляков - сопредседатель Международного Литфонда, член Русского Пен-клуба, лауреат многих литературных премий, в том числе и зарубежных. В 2005 году за сборник прозы "Небо падших" (2002) ему присуждена Государственная (правительственная) премия в области литературы. Ю. М. Поляков является членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству и членом Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.
Библиография: (только первые или значительно дополненные издания): Время прибытия. Стихи. М., 1980. Разговор с другом. Стихи. М., 1981. Между двумя морями. Исследование о фронтовой поэзии. М., 1983. История любви. Стихи. М,. 1985. "ЧП районного масштаба". Повесть. М.,1985. "Работа над ошибками", М.,1986. Личный опыт. Стихи. М.,1987. Сто дней до приказа. Повесть. М, 1987. Апофегей. Повесть. М., 1989. Парижская любовь Кости Гуманкова. Повесть. М., 1991. Демгородок. Повесть. М.,1993. Избранные сочинения. В 2-х т. СПБ., 1994. Козленок в молоке. Роман. М., 1995. От империи лжи - к республике вранья. Публицистика. М., 1997. Избранные сочинения. В 3-х т. М., 1997. Небо падших. Повесть. М.,1998. "Замыслил я побег..." Роман. М., 1999. Порнократия. Публицистика. М.,1999 Собрание сочинений в 4 т. М., 2001. Левая грудь Афродиты. Проза и драматургия. М., 2001. Возвращение блудного мужа. Проза. М., 2002. "Небо падших". Избранное. М., 2002. Подземный художник. Повесть. СПБ., 2002. Тихая непогода. Избранные стихи. Пермь. 2002. Плотские повести. М. 2003 Плотские повести-2. М. 2004. "Апофегей российского масштаба" Интервью 1986-2004. М, 2004 "Хомо эректус". Пьесы. М. 2004. "Порнократия" Статьи 1988-2004. М. 2004. "Сто дней до приказа". Повесть, рассказ, стихи, статьи на военную тему. Собрание сочинений в 5-ти томах. Юбилейное. Со статьями критиков и комментариями. М, 2004 г. Грибной царь. Роман. М., 2005 г. "Зачем вы, мастера культуры?" Статьи 2004-2005. М, 2005. Слово за слово: Карманный цитатник от Юрия Полякова. М., 2007. Треугольная жизнь. М., 2008. Гипсовый трубач, или Конец фильма: Роман в двух частях. Часть 1. М., 2008. Одноклассники. М., 2009. Женщины без границ. М., 2009. Гипсовый трубач: Дубль два. М., 2010. (Источник – Либрусек; http://lib.rus.ec/a/19633) ***
ПОЛЯКОВ Юрий Михайлович Главный редактор «Литературной газеты»
Родился 12 ноября 1954 года в Москве, в рабочей семье. Отец – Поляков Михаил Тимофеевич, электромонтер. Мать – Полякова Лидия Ильинична, технолог. Супруга – Полякова Наталья Ивановна, программист. Дочь – Полякова Алина Юрьевна, филолог. Внук – Шелудяков Егор Максимович. По отцовской и материнской линиям Ю. Поляков происходит из рязанских крестьян (отец родился в селе Деменьшино Пронского уезда, мать – в селе Гладкие Выселки Михайловского уезда Рязанской губернии), обосновавшихся в Москве в годы индустриализации. Окончив в 1976 году Московский областной педагогический институт имени Н.К. Крупской, Юрий Поляков служил в Советской армии в ГДР, работал учителем русского языка и литературы, инструктором в райкоме комсомола. С 1979 по 1986 год – сотрудник газеты Московской писательской организации «Московский литератор» (с 1981 г. – главный редактор). В 1981 году Юрий Поляков защитил кандидатскую диссертацию на тему «Творческий путь Г.К. Суворова: К истории фронтовой поэзии». В том же году он был принят в Союз писателей СССР. Юрий Поляков начинал свою литературную деятельность как поэт. Первая книга стихов «Время прибытия» с предисловием поэта В.Н. Соколова вышла в 1980 году в издательстве «Молодая гвардия». В стихах Ю. Полякова очевидна реалистическая традиция русской и советской поэзии, их отличают оригинальность мысли, ясность формы, открытость лирического чувства, тонкая самоирония. В эти же годы Ю. Поляков выступает как литературовед, публикует статьи о поколении поэтов-фронтовиков. В 1983 году выходит его литературоведческая книга «Между двумя морями».
В конце 1970-х – начале 1980-х годов, будучи успешным представителем молодой литературы, Ю. Поляков начинает писать прозу, по своей тематике и идейной направленности оппозиционную официальной идеологии. В 1980 году он закончил повесть «Сто дней до приказа», где впервые в советской литературе поднял тему неуставных отношений в армии – «дедовщины». В 1981 году Ю. Поляков пишет повесть «ЧП районного масштаба». В центре внимания – деформированная нравственно-психологическая атмосфера комсомольского аппарата. Опубликованная в январе 1985 года после четырехлетнего цензурного запрета в журнале «Юность», эта повесть вызвала общесоюзную дискуссию и в определенном смысле явилась предвестницей еще не начавшейся перестройки. В 1986 году «Юность» публикует новую повесть Ю. Полякова – «Работа над ошибками», посвященную еще одной болезненной теме – школе, проблеме взаимоотношений учителей и учеников. Автор показывает, как в условиях кризиса советской идеологии нарушается нравственная преемственность и углубляется отчуждение между поколениями. Наконец, в 1987 году в «Юности» после семилетнего противостояния с военной цензурой выходят «Сто дней до приказа», которые оказываются в центре бурных общественных дискуссий периода «гласности». Социальная острота и злободневность первых повестей сделали Ю. Полякова чрезвычайно популярным писателем. Вместе с тем, отдавая должное пафосу разоблачительства, наиболее чуткие критики уже тогда обратили внимание на динамичность сюжетных построений, яркость психологических характеристик и особенно на языковую точность и богатство этих повестей. Некоторые наиболее удачные языковые находки автора быстро вошли в общеразговорный обиход. Начиная с повести «Апофегей» (впервые в журнале «Юность», 1989) в творчестве Ю. Полякова появляются новые черты. Он заметно отходит от принесшей ему популярность социальной тематики, больше сосредотачиваясь на внутренней жизни героев. Это заметно обогатило художественную палитру писателя. Формируется особый, легко узнаваемый «поляковский» стиль, складывающийся из смелого смешения разностилевой лексики, игры семантическими смыслами, иронии, незаметно переходящей в лиризм. Кроме того, в «Апофегее» намечается типичное для последующих сочинений писателя сатирическое изображение разрушительного российского либерализма. Повесть «Парижская любовь Кости Гуманкова» («Юность», 1991) развивает эту тенденцию. В то время когда многие его собратья по перу были заняты дозволенным разоблачением предыдущего периода истории, Ю. Поляков одним из первых попытался взглянуть на уходящую советскую натуру с добрым, ностальгическим юмором, что на фоне тогдашних настроений вызвало гнев критиков и очередное признание читателей. В тот же период оформляется творческий интерес Ю. Полякова к заметно набравшему силу в начале 1990-х годов постмодернизму. Оставаясь на позициях реалистической прозы, он пытается усвоить наиболее плодотворные элементы эстетики постмодернизма. С одной стороны, это творческая полемика с ним, с другой – попытка художественного синтеза ведущих тенденций современной литературы. Первым результатом этого синтеза явилась повесть «Демгородок» (журнал «Смена», 1993). Автор совмещает здесь политическую сатиру, антиутопию, детектив, литературную пародию и любовную драму. Ю. Поляков вновь оказывается оппонентом официальной, на сей раз либеральной, идеологии. Тема этой повести органично связана с пафосом публицистических выступлений прозаика в периодической печати 1990-х годов. С позиций просвещенного патриотизма Ю. Поляков дает глубокий и нелицеприятный анализ происходящих в России духовных и социально-политических процессов. Его статьи отличаются афористичностью, эмоциональным накалом, полемической заостренностью и неизменно вызывают широкий общественный резонанс. Свою публицистику автор объединил в две книги: «От империи лжи – к республике вранья» (1997) и «Порнократия» (1999). В одной из самых своих популярных книг – романе-эпиграмме «Козленок в молоке» (журнал «Смена», 1995) Ю. Поляков дает сатирическую картину жизни творческой интеллигенции, показывая, как формируются виртуальные «таланты» в литературе. Шире этот роман воспринимается как злая сатира на пореформенный период российской истории. «Козленок в молоке» интересен как художественно состоявшаяся попытка совместить принципы реализма с достижениями постмодернизма. Повесть «Небо падших» (журнал «Смена», 1998) посвящена так называемым «новым русским». Автор одним из первых создает убедительный образ «страдающего победителя», современного «Фому Гордеева», показывая, как разрушает душу бизнес, построенный на ограблении своей страны. В этот период критика все чаще выделяет Ю. Полякова как лидера «гротескного реализма», характерного, по мнению М. Бахтина, для переходных эпох, когда новое сталкивается со старым. Наиболее значительным произведением Ю. Полякова в ушедшем веке стал роман «Замыслил я побег...» (журнал «Москва», 1999), представляющий собой своего рода семейную сагу и охватывающий 30 лет жизни страны. В центре романа – «эскейпер» Башмаков, отличительной чертой которого является неспособность принимать решения, что отражается и на его личной судьбе, и на судьбе державы. Сложный по композиции и мысли, роман написан ярко, остроумно и стал чрезвычайно популярен. По мнению критиков, этот роман явился одной из вершин отечественной реалистической прозы конца ХХ века. Продолжением этой темы стал новый роман Юрия Полякова – «Грибной царь» (2005). В 2001–2004 годах Ю. Поляков опубликовал цикл «Плотские повести» (журналы «Смена», «Нева», «Наш современник»), посвященный проблемам современной семьи. Он так же активно работает как драматург, его пьесы «Контрольный выстрел», «Халам-Бунду», «Козленок в молоке», «Хомо эректус» и другие идут в российских и зарубежных театрах и пользуются зрительским успехом. Произведения Ю. Полякова изданы в виде «Собрания сочинений» в 3 (М., 1997) и 4 (М., 2001) томах, сборников «Избранные сочинения» (С.-Пб., 1994), «Небо падших: Избранное» (М., 2002), «Плотские повести» (М., 2003), «Хомо эректус: Пьесы» (М., 2004). По произведениям Ю. Полякова сняты фильмы: «Работа над ошибками» (1987, режиссер А. Бенкендорф), «ЧП районного масштаба» (1988, режиссер С. Снежкин), «Сто дней до приказа» (1989, режиссер Х. Эркенов), «Левая грудь Афродиты» (1999, режиссер А. Павловский), «Игра на вылет» (2000, режиссер К. Одегов), «Замыслил я побег…» (2003, режиссер М. Ибрагимбеков), «Козленок в молоке» (2003, режиссер К. Мозгалевский, В. Нахабцев). Ю. Поляков является соавтором сценария известного фильма С. Говорухина «Ворошиловский стрелок» (1997), а также автором оригинальных сценариев, по которым сняты ряд фильмов и сериалов. Произведения Ю. Полякова переведены на многие языки стран ближнего и дальнего зарубежья. Его проза включена в школьные и вузовские курсы современной российской литературы. С 2001 года Ю. Поляков возглавляет «Литературную газету», которая, отказавшись от либеральной моноидеологии, пытается восстановить единое идейно-эстетическое пространство российской литературы. Живет и работает в Москве. (Источник - Международный Объединенный Биографический Центр Международный Объединенный Биографический Центр; http://www.biograph.ru/bank/polyakov_um.htm) ***
ПАРУ ЦИТАТ
С возрастом я понял: мало знать истину, нужно еще иметь луженное горло, никогда не лопающееся терпение и крепкую, как нейлоновая удавка, нервную систему. ***
Сила характера не в том, чтобы ломать других, а в том, чтобы сломать себя! ***
"Книги" с Сергеем Шаргуновым. (Гипсовый трубач: дубль два. Издательство АСТ-Астрель. 2010)
Юрий Поляков любим читателями. Его книги выходят огромными тиражами, раскупаются и переиздаются. Что привлекает в книгах Полякова? Смелая и точная социальная сатира, бодрый яркий язык. Умение высказывать просто и изящно серьезные суждения, в том числе, о трагизме бытия. Эротизм, любовные коллизии, живописание близких каждому историй легкокрылой страсти и жестоких разочарований. И наконец, Поляков читается на одном дыхании. Как будто смотришь увлекательный фильм. Собственно, этот роман и закручен вокруг сочинения киносценария. Режиссёр Жарынин и литератор Кокотов придумывают новый фильм, который должен всех потрясти. Мучаются над сюжетом они в загородном Доме ветеранов, где пребывают отставники "творческих профессий". Усадьбу вместе с зелеными просторами уже приглядел алчный рейдер, о чем подробно и смешно написано в первой части поляковского романа. Борьба с рейдером продолжается, Жарынин и Кокотов даже отправляются в кабинет к большому чиновнику, прося о справедливости, но в итоге тот, похоже, вступает с захватчиком в союз. Параллельно Кокотов то и дело раскисает, поскольку сладко увлечен игривой и ускользающей прекрасной дамой Обояровой, которая вернулась к нему из давнего прошлого, где он знал ее пионеркой. И вот ему снится, что …мужчина после обладания любимой женщиной сразу погибает. Смог бы он сам пожертвовать жизнью и литературным будущим ради одного-единственного обладания Натальей Павловной? И еще интересней: согласилась бы она стать его нежным палачом? В книге все подряд рассказывают притчи и травят байки. Многослойность романа составляет именно многоголосица – говорят женщины, мужчины, древние старики, бизнесмены, киллеры, неудачники и олигархи, бывшие одноклассники и брошенные жены, второстепенные и пятистепенные персонажи. У каждого своя занимательная история, которая становится очередной главой. Однако Поляков умело проводит читателя вслед за собой через этот пестрый поток имен и фабул. Пускай не за всем уследишь, главное – хочется двигаться дальше. Книга Полякова кружит голову, как шампанское. Кроме того, что сюжеты головокружительны, это сборник из афористичных и острых фраз, некоторые – будто бы авторства французского поэта Сен-Жон Перса. Здесь нет пустот, лишних слов и предложений, зато множество неожиданных и точных образов. Жена свинцовым шагом подошла к мужу, взяла его под руку, и они пошли, напоминая двух конвоиров, ведущих друг друга на расстрел… Поляков пишет о мерзости социальной действительности, о подлости человеческой натуры, да еще и, как сказали бы в иные времена, "смакует непристойности". Но за всем - очевидный знак плюс, солнечное приятие жизни, здоровое обаяние. В этом романе даже описание фекалий в резной беседке, где герой ждет свидания – по-своему очаровательно. Автор, показывая, что все кругом совсем плохо, странным образом вселяет оптимизм, дает выход. Сложно сказать, за счет чего? Может быть, за счет правдивости, скепсиса и жизнелюбия. Жизнь, как заметил неутомимый Сен-Жон Перс, - трагедия, сочиненная комедиографом. Только большим художникам удается передать эту глумливую странность бытия. Обычно или зубоскалят, или рыдают. Настоящее искусство – плачущая улыбка. Проза Полякова напоминает Рабле с его похотливыми и чудесными гигантами. Вакхическое счастливое упоение дарами природы. Из гордо и честно принятого низкого вдруг пробивается высокая поэзия. А кроме этого чувствуется авторский добродушный консерватизм, который и облагораживает любую, на первый взгляд, пошлость. Интересно, что Юрия Полякова обходят стороной известные литературные премии. И вряд ли дело в том, что пишет Поляков в "низком жанре". Причины – иные, о коих остается догадываться. Впрочем, Поляков находится на том уровне читательского признания, когда на премии может спокойно наплевать. "Книги" с Сергеем Шаргуновым на радио "Вести ФМ" (Источник – Сайт Юрия Полякова; http://www.polyakov.ast.ru/issledovaniya_tvorchestva_yu_polyakova/yurij_polyakov_stanovitsya_russkim_rable/) ***
30.06.2010 Е. Мусатова. РОМАН ПРО ЖИЗНЬ
Это ни в коем случае не рецензия, даже не отзыв, а – просто признание в потрясении. Представлюсь: рядовой читатель советской закалки, гуманитарное университетское образование, диплом по Достоевскому, давнее и глубокое разочарование в современной российской литературе. Виновник неожиданного потрясения: писатель Юрий Поляков. Собственно, с его творчеством я и прежде была более-менее знакома, но воспринимала в общем русле современного литературного процесса. Поясню: нынешнюю литературу я представляю как подлесок на фоне громады русско-советской литературы, который, как ни тужься, как ни рвись вверх, гористых вершин не достигнет. Есть там мхи, папоротники, кусты, даже деревца кое-какие вылезают, но все это остается подлеском, не более. Эту устоявшуюся схему нарушила, встреча с романом Юрия Полякова «Замыслил я побег…», который, что называется, меня «глубоко перепахал». Выразилось это в том, что я залпом проглотила объемную книгу, не успевая оглянуться, хотя нередко очень хотелось, однако повествование неудержимо влекло вперед. Осмысление истории России автором зацепило за живое, во многом совпало с моим собственным видением, но вызвало и мучительные вопросы. Потом вникла в критику. Взяла в руки подзабытого «Обломова», чтобы сопоставить, прояснить для себя что-то. И отложила, чтобы опять вернуться к «Побегу». Второй раз проходила знакомый путь, не спеша, со смаком, перелистывая страницы назад и забегая вперед, перечитывая вновь и вновь отдельные места. И опять буря эмоций, мыслей, раздумий о том, как жить и зачем жить. Оторвалась и закрыла книгу не без усилия над собой. Такого со мной не было со времен легко увлекающейся юности. Думала, это уже невозможно. Ну что нового может мне рассказать обычный писака, да к тому же чиновник? Я признаюсь в читательской самонадеянности. Я признаюсь Юрию Полякову в том, что он вырвался из подлеска, поднялся высоко вверх, вписался в горную цепь. Кстати, подлесок ему это наверняка припомнит. Возможно, я ошибаюсь, но я так чувствую. Меньше понимаю, отчасти потому, что не хочу разбираться, расчленять литературную ткань поляковского творения на сюжет, идею, стиль, образы и пр. Это редкость в потоке нынешней литературной продукции, тут главное не частности, а целое. Целое для меня в данном случае – предельно правдивый Роман о Жизни. Именно так, два слова с большой буквы. Настоящий Роман про настоящую Жизнь. Не настаиваю на своей точке зрения, она, безусловно, субъективна. Но говорю об этом, потому что не вижу сегодня вокруг ничего равного «Побегу». Распространяться более подробно нет надобности, есть много профессиональных «ведов», они еще не раз разложат роман по косточкам, определят по ранжиру. Но нам, обычным читателям, это не особенно важно. Нам главное, чтобы была настоящая Литература, а не беллетристическое чтиво, не «бред больного малярией», не пост-модернистские взбрыки. Словом, читающему народу остро требуется высококачественно и правдиво. Уважаемый Ю. Поляков, на Вас надежда. (Источник – Сайт Юрия Полякова; http://www.polyakov.ast.ru/issledovaniya_tvorchestva_yu_polyakova/e_musatova_roman_pro_zhizn/) ***
Юрий Михайлович Поляков ПОРНОКРАТИЯ. ПУБЛИЦИСТИКА СОПРОТИВЛЕНИЯ Александр ЦИПКО (Извлечения)
<…> Юрий Поляков мне близок тем, что для него, как и для меня, никогда не стояла и не будет стоять проблема выбора гражданства. У нас есть еще и то общее, что в принципе мы нужны только здесь и сейчас, в России, только здесь мы можем найти смысл и своего творчества, и своей жизни. Вот почему я пристрастно, с радостью следил за размышлениями Юрия Полякова о сути и, самое важное, о негативных, неожиданных последствиях тех перемен, которые мы сами, своими руками подготовили. Согласен с Юрием Поляковым, что многие поддержали перестройку, ибо верили, что социализм можно сделать разумнее, человечнее. Кстати, все демократические революции в странах Восточной Европы проходили под лозунгом польской «Солидарности», под лозунгом «Социализм — да, извращения — нет». Но прав Юрий Поляков и в том, что мы в России никак не можем врубиться в ту простую истину, что желанные перемены, как правило, ведут к прямо противоположным результатам, к утрате тех благ жизни, которыми ты обладал. <…> <…> Лично мне Юрий Поляков близок как родственная душа, как автор близких, созвучных мне мыслей, наблюдений, переживаний. Поэтому я читал его публицистику с каким-то восторгом, подчеркивая ручкой каждую неожиданную, сочную мысль, каждый меткий афоризм. К примеру, Юрий Поляков одним из первых увидел, подметил губительные последствия превращения иронии хулителей России в государственную идеологию, увидел, что это не тот смех, который помогает расставаться с прошлым, а это смех, который ведет к «снижению нравственности в обществе». Скажу сразу, на мой взгляд, публицистика Юрия Полякова — это одно из наиболее глубоких исследований причин моральной деградации посткоммунистической России. И действительно, важно понять, почему победа правды о советской истории обернулась поражением совести в новой России. И тут Юрий Поляков называет целый ряд факторов, которые ускорили процесс моральной деградации России в первой половине девяностых. <…> <…> Тем не менее надо признать, что публицистика Юрия Полякова первой половины девяностых и, в частности, его статьи «От империи лжи — к республике вранья» (1992 г.), «Готтентотская мораль» (1993 г.). «Россия накануне патриотического бума» (1993 г.), «Я не люблю иронии твоей…» (1993 г.) помогли бывшей советской интеллигенции, приведшей партию разрушителей к власти, увидеть, что их кумиры, «вожди демократии», были откровенными шарлатанами, обманщиками, что они просто эксплуатировали советскую жажду справедливости, что вместо старой коммунистической лжи они навязали стране еще более циничную и наглую демократическую ложь. Юрий Поляков одним из первых, в самом начале девяностых, назвал вещи своими именами и сказал, что на месте рухнувшей империи лжи «возникло не царство правды, а обыкновенная республика вранья». <...> Александр ЦИПКО (Источник - ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib. Ru; http://www.modernlib.ru/books/polyakov_yuriy_mihaylovich/pornokratiya_sbornik_statey/read_1/) ***
Редактор журнала "Азов литературный"
Сообщение отредактировал Nikolay - Суббота, 18 Июн 2011, 18:21 |
|
| |