• Страница 1 из 1
  • 1
Радзинский Э.С. - писатель, телеведущий, сценарист,драматург
NikolayДата: Четверг, 21 Апр 2011, 17:57 | Сообщение # 1
Долгожитель форума
Группа: Заблокированные
Сообщений: 8926
Награды: 168
Репутация: 248
Статус:

РАДЗИНСКИЙ ЭДВАРД СТАНИСЛАВОВИЧ
(Родился 23 сентября 1936, Москва)

— известный российский телеведущий, писатель, сценарист, драматург и историк – исследователь; лауреат четырех национальных телевизионных премий.

Эдвард Радзинский родился в семье драматурга Станислава Радзинского. Окончил Московский историко-архивный институт. В 1958 году на сцене Московского театра юного зрителя была поставлена первая пьеса писателя — «Мечта моя… Индия», посвящённая Герасиму Лебедеву, первому русскому учёному-индологу и просветителю. Дипломная работа Эдварда Радзинского также была посвящена Герасиму Лебедеву. Впоследствии её опубликовали в журнале «ЮНЕСКО-информейшн» на многих языках.

Широкая известность пришла к Радзинскому после того, как Анатолий Эфрос поставил в Театре имени Ленинского Комсомола его пьесу «104 страницы про любовь». Эта драма легла в основу фильма «Ещё раз про любовь» с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым. С этого момента практически все пьесы Эдварда Радзинского получали популярность. Их часто ставили в театрах России и за рубежом. Также писатель работал для кино, в восьмидесятые годы начал работать на телевидении в жанре телерассказа.

В девяностые годы Радзинский начал писать прозаические произведения о великих личностях. Считается одним из видных представителей жанра фолк-хистори. Его книги «Сталин» и роман о Николае II и Александре II стали бестселлерами во всём мире. Последний его роман «Сталин: жизнь и смерть» не уступает по популярности предыдущим. Спектакли по его исторической трилогии «Лунин», «Беседы с Сократом» и «Театр времен Нерона и Сенеки» были поставлены в театрах разных стран. В последние годы укрепил свою известность как автор популярных историко-публицистических книг о трагических периодах русской и мировой истории, о крупных исторических личностях. Эти книги напечатаны в крупнейших мировых издательствах: Double Day, Simon and Schuster, Bertelsman, Mondadory, Norsted, WSOY, NHK, Hodder and Stoughton, переведены на английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский, греческий, датский, польский, финский, шведский, иврит и другие языки. Среди множества его исторических повествований мировыми бестселлерами стали биографии Николая II, Сталина и Распутина. Недавно вышла в свет книга — биография Александра II. Первым читателем американского издания стал президент Буш.

Во Франции изданы книги Э.Радзинского «Raspoutine : l’ultime vérité» (j.-c .LATTTES) и «Nicolas II, le dernier des Tsars» (Le Cherche‒midi, 2002). В нынешнем году в издательстве Le Cherche-midi выходит его книга об Александре II. С 1994 года Э.Радзинский активно сотрудничает с телевидением. Он ведет авторские циклы ряда телепередач — «Загадки истории» и другие, — называя их, прежде всего, просветительскими.

Член Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации (2001—2008), творческого совета журнала «Драматург», общественного совета газеты «Культура», академик Российской академии телевидения ТЭФИ. Председатель попечительского совета литературной премии «Дебют». Сопредседатель Литературной академии — жюри Национальной премии «Большая книга». Первой женой Эдварда Радзинского была актриса Алла Гераскина, дочь известной советской детской писательницы Лии Гераскиной ("Аттестат зрелости, "В стреане невыученных уроков" и др.). От этого брака родился сын Олег — бывший участник диссидентского движения, политический заключенный, ныне гражданин США, председатель совета директоров компании «Рамблер Медиа Групп». Второй брак у Эдварда Радзинского был заключен с актрисой Татьяной Дорониной. Сейчас Эдвард Станиславович женат на бывшей артистке театра и кино Елене Денисовой (Укращёнок).

Признание и награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (27 ноября 2006 года)[6] — За большой вклад в развитие отечественного телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность
Почётный член Российской академии художеств
Международная премия им. Кирилла и Мефодия (1997)
Премия «Литературной газеты» (1998),
ТЭФИ (1997, 1999, 2003, 2004),
Признан «человеком десятилетия» пользователями портала Rambler (2006).[8]

Пьесы
Мечта моя… Индия, 1958;
Вам 22, старики! 1962;
104 страницы про любовь, 1964;
Снимается кино, 1965;
Обольститель Колобашкин, 1967;
Монолог о браке, 1973;
Беседы с Сократом, 1973;
Турбаза (Позднее название — «Пейзаж со рвом и крепостными стенами»), 1974;
Продолжение Дон-Жуана, 1978;
«А существует ли любовь?» — спрашивают пожарные, 1979;
Лунин, или смерть Жака, записанная в присутствии Хозяина, 1979;
Театр времен Нерона и Сенеки, 1982;
Она в отсутствии любви и смерти, 1982;
Старая актриса на роль жены Достоевского, 1984;
Спортивные сцены 1981 года, 1986;
«Я стою у ресторана — замуж поздно, сдохнуть рано», 1987;
Наш Декамерон, исповедь пасынка века, 1988;
Поле боя принадлежит мародерам, 1995;
Палач: разговоры по пути на гильотину, 2007

Издания
104 страницы про любовь. М.: 1965;
Снимается кино, 1965
Театр: Сборник пьес. М.: Искусство, 1986;
Последняя из дома Романовых: Повести в диалогах. М.: 1989;
Наш Декамерон. М.: 1990;
Загадки истории: Любовь в Галантном веке. М.: ВАГРИУС, 1995;
«…И сделалась кровь». М.: ВАГРИУС, 1996;
Загадки любви. М.: ВАГРИУС, 1996, 2003;
Сталин. М.: ВАГРИУС, 1997, 2000;
Николай II: жизнь и смерть. М.: ВАГРИУС, 1997, 2000, 2003;
Собрание сочинений в 8 томах. М.: ВАГРИУС, 1998—2001;
Гибель Галантного века. М.: ВАГРИУС, 1998;
Кровь и призраки русской смуты. М.: ВАГРИУС, 1999;
Княжна Тараканова. М.: ВАГРИУС, 1999, 2003;
Мучитель и тень. М.: ВАГРИУС, 1998;
Пророки и безумцы. М.: ВАГРИУС, 1999;
Парад богов. М.: ВАГРИУС, 1999;
Ещё раз про любовь. М.: ВАГРИУС, 1999; М.: Аргументы и факты, Экспресс-Сервис, Зебра-Е, 2006;
Распутин. Жизнь и смерть. М.: ВАГРИУС, 2000, 2003;
Игры писателей. М.: ВАГРИУС, 2001;
Наполеон: жизнь после смерти. М.: ВАГРИУС, 2002; Зебра-Е, 2006;
Загадки истории. М.: ВАГРИУС, 2003, АСТ, 2006;
Загадки жизни и смерти. М.: ВАГРИУС, 2003, 2004;
Роковые минуты истории. Драма времен Великой Французской революции в трех действиях. М.: ВАГРИУС, 2003;
Начало театрального романа. М.: ВАГРИУС, 2004; Кровь и призраки русской смуты. М.: ВАГРИУС, 2005;
Последний царь Николай II. Жизнь и смерть. М.: ЭКСМО, 2005;
Роковые минуты истории. М.: Аргументы и факты, Экспресс-Сервис, Зебра-Е, 2005;
Загадки любви. М.: Аргументы и факты, Экспресс-Сервис, Зебра-Е, 2006;
Загадка Бомарше. М.: Аргументы и факты, Экс-пресс-Сервис, Зебра-Е, 2006;
Загадка княжны Таракановой. М.: Аргументы и факты, Экспресс-Сервис, Зебра-Е, 2006;
Иван IV. Грозный. М.: Аргументы и факты, Экспресс-Сервис, Зебра-Е, Харвест, 2006;
Ипатьевская ночь. М.: Зебра-Е, 2006, АСТ, 2007;
Исповедь сына нашего века. М.: Аргументы и факты, Экспресс-Сервис, Зебра-Е, 2006;
Моцарт и Казанова. М.: Аргументы и фак-ты, Экспресс-Сервис, 2006;
На Руси от ума одно горе. М.: Аргументы и факты, Экспресс-Сервис, Зебра-Е, 2006;
Сократ. М. : Зебра-Е, 2007;
Три смерти : Зебра-Е, 2007;
Николай II. М., АСТ, 2007;
Сталин. М., АСТ, 2007;
Палач Зебра-Е, 2007;
Александр II: жизнь и смерть. М., АСТ, 2007;
Сталин: жизнь и смерть. М., АСТ, 2009. (ISBN 978-5-17-047161-4).
Железная Маска и граф Сен-Жермен. М., ЭКСМО, 2010.
Загадки истории. М., Астрель, К.: ТОВ ЦНМЛ, 2011.
Николай II. М., Астрель, К.: ТОВ ЦНМЛ, 2011.

Сценарии фильмов
«Улица Ньютона, дом 1»
«День солнца и дождя»
«Ещё раз про любовь»
«Чудный характер»
«Каждый вечер в одиннадцать»
«Ольга Сергеевна (телесериал)» телевизионный фильм
«Москва, любовь моя»

Аудиокниги
«Наполеон: жизнь после смерти», читает Александр Клюквин, Издательский Дом Союз, 2005
«Прогулки с палачом», читает Эммануил Виторган, Издательский Дом Союз, 2009
«Несколько встреч с покойным господином Моцартом», читает Сергей Чонишвили, Издательский Дом Союз, 2009
«Иоанн Мучитель», читает Валерий Золотухин, Издательский Дом Союз, 2009
«Любовные сумасбродства Джакомо Казановы», читает Сергей Чоношвили, Издательский Дом Союз, 2009
«Александр II», читает: Олег Исаев, АСТ Москва
«Николай II: Жизнь и смерть», читает: Юрий Заборовский, 2008
«Игры писателей. Неизданный Бомарше», читает: Маргарита Иванова, 2002
«Крах империи. Убийство Распутина», читает: автор, издательство: 1й канал, 2003
(Источник – Википедия; http://ru.wikipedia.org/wiki/Радзинский,_Эдвард_Станиславович)
***

Олигархи на все времена
15 сентября 2010, 16:26 [«Аргументы Недели», Александр СЛАВУЦКИЙ ]

Энергии Эдварда Радзинского можно только удивляться. Пишет книги, ведет телепередачи, выступает с программами. Поговаривают, собирается вернуться в театр. Недавно Радзинский представил свою новую книгу «Железная маска и граф Сен-Жермен». Ее герой размышляет о загадке, которая уже 300 лет волнует умы человечества: кто же был тот таинственный узник Бастилии, носивший железную маску?

- Эдвард Станиславович, почему эта книга написана именно сейчас? Эпоха узника в железной маске кажется вам чем-то созвучной сегодняшнему дню?
– XVII век – это не только время мушкетеров, которых описал господин Дюма. На улицах Парижа был слышен не только звон шпаг, но и звон денег. В Париж и Францию тогда пришел капитал. Великий французский философ Лабрюйер, который жил в то время, писал, что невозможно ходить по улицам наших больших городов. Мол, всюду только и слышишь: «Вексель, просроченный вексель… вызвали в суд… и деньги, деньги, деньги…» А вслед за деньгами пришли олигархи. Кардинал Ришелье, составивший гигантское состояние и сделавший деньги модными, был олигархом. А далее последовали простодушные финансисты, один из которых герой Дюма – Фуке. Эти в чем-то наивные люди поверили: деньги могут все. Но они не понимали, что живут в феодальной стране, где есть король. И олигарх остается здесь олигархом только до тех пор, пока его любит король и позволяет ему быть олигархом.
А у нас разве не так? Но если раньше светом правили дамы света, то теперь правят дамы полусвета. И когда Дюма описывает любовь Ришелье к Анне Австрийской, то не следует забывать, что на самом деле кардинал Ришелье любил куртизанок и тратил на них безумные деньги. Но он был великим человеком. Размышляя о кардинале Ришелье, понимаешь: оказавшись в XVII веке, на самом деле ты никуда из современности и не выходил. В том числе потому, что его, великого реформатора, не любят Анна Австрийская, мать и братья короля, весь двор. И когда он умирает, Париж выходит с песнями и плясками на улицы, потому что жить во времена великих реформаторов очень трудно.

– В книге, как мне показалось, есть параллели между олигархом того времени и нашими. Например, Ходорковским.
– Время не так важно, олигархи имелись всегда. И во времена Рима были новые римляне, в чем-то очень похожие на тех, которые потом станут называться «новыми русскими». Вспомните сочиненные 150 лет назад стихи Некрасова: «Грош для новейших господ выше стыда и закона. Ныне тоскует лишь тот, кто не украл миллиона...» Я могу и дальше, не останавливаясь, читать стихи этого поэта. Они написаны будто про сегодняшний день. Французский олигарх похож не только на Ходорковского сегодняшнего, но и на всех будущих Ходорковских. Потому что власть, деньги и независимый человек между собой враждуют всегда и везде. Власть должна убрать независимость, если хочет оставаться сильной.

– Один монах из Оптиной пустыни сказал так: «Деньги, что гость. Их надо встретить как гостя, проводить как гостя». Может, материя денег сама по себе не так уж и плоха, если ими пользоваться во благо.
– В России всегда ругали капитализм. Но даже самые великие умы, такие как Герцен, Чернышевский, предлагали общину. Большевики в какой-то мере это осуществили. Что получилось в итоге – вы знаете. Во всем мире пытаются усовершенствовать эту несовершенную систему под названием «капитализм». А у нас, к сожалению, вместо рационального взгляда всегда брали верх внутренняя ненависть и отрицание. Недаром Бердяев писал, что в России интересы уравнения и распределения выше, чем интересы творчества и созидания. Поэтому самое главное – раскулачить кулака. «Расказачить» казака, «разъевреить» олигарха.

– Вы сторонник или противник ЕГЭ по истории? Сдали бы вы экзамен?
– Нет, точно не сдал бы. Они бы меня отправили домой переучиваться. Так что сторонником ЕГЭ назвать себя никак не могу. Да и к историкам я никакого отношения не имею. Я учился в Историко-архивном институте, но уже на первом курсе мне показали советского историка. Его первая работа, напечатанная в двадцатых годах, посвящалась лидеру кавказских горцев XIX века Шамилю. И называлась «Шамиль как вождь национально-освободительного движения на Кавказе». Но при Иосифе Виссарионовиче взгляды переменились. Шамиль стал считаться агентом империализма, ученый признал свою ошибку. Потом началась война, Сталин поменял взгляды, и Шамиль снова стал считаться лидером освободительного движения. Теперь уже ученый назвал ошибкой то, что он признал свою ошибку. Но в 1949 году этот несчастный Шамиль снова стал агентом империализма! И ученый вновь переменил убеждения. Сейчас его ошибка состояла в том, что он признал ошибкой свою ошибку. Вот краткая биография советских историков. По сути, это официанты, которые должны вовремя подавать власти нужное блюдо. В общем, политика, обращенная в прошлое. Поэтому я сказал себе, что никакого отношения к этой науке иметь не буду. И стал писателем, рассказывающим об истории. Я рассказываю не о событиях, а о людях. Например, моя книга о Сталине издана в 23 странах. На нее написано множество рецензий. Но самая важная для меня оценка – слова племянницы Сталина Аллилуевой-Политковской. Она прочла книгу и сказала: «Я узнала его».

– Знаю, вы продолжаете работать над сталинской темой.
– Следующая книга – это целых три тома в тысячу с лишним страниц о Сталине. Даже не столько о нем, сколько о той Атлантиде, о том времени, точнее, эпохе (второй по счету), которая уже потонула. Нашей первой Атлантидой была царская Россия, второй – большевистская страна. Она исчезла, но все равно присутствует внутри наших людей, даже если они и не замечают этого.

– В чем же это проявляется?
– В присущей нашим людям внутренней ненависти к толерантности, вечной жажде спора и неумения его вести. Потому что нормальный спор у нас почти невозможен. Сразу вспоминаются слова Белинского по поводу скандального письма Чаадаева: «Палками нас бьют – не обижаемся, в Сибирь гонят – не обижаемся, а этот честь народную зацепил, злодей! Почему в странах не менее цивилизованных, чем Кострома, не обижаются словами?» Вот эту обиду на слова, неспособность выслушать другое мнение без внутреннего крика мы забрали из той, потонувшей Атлантиды.

– В годы советской власти людям искусства жилось непросто. Вам тогда не хотелось эмигрировать из страны?
– Во времена Брежнева каждый раз, когда я выезжал за границу, мне в конце поездки предлагали остаться. Но я всегда возвращался сюда. И дело не в квасном патриотизме, любви к березкам. Здесь я все понимаю. Допустим, стоят на улице два человека. Я на них смотрю, и кажется, что мне все о них ясно. А когда я вижу двух людей в Париже, я о них не понимаю ничего. Вот вы идете мимо какого-нибудь здания в Москве. С этим местом у вас многое связано: встречи, свидания. Тут вы любили, тут вас бросили. А когда идете по Парижу, и здесь ничего не произошло… ни у этого здания, ни у того... Как будто у вас украли всю предыдущую жизнь!

– Существует распространенное мнение, что слово по своей природе мистично. А вы, как человек, постоянно с этой материей работающий, что думаете о мистике?
– Вся наша сегодняшняя мистика – выдумка советского телевидения, появившаяся там сразу после того, как ТВ освободилось от большевиков. Чтобы по-настоящему заниматься мистикой, нужна очень глубокая религиозная традиция. Для этого следует быть рядом с Богом, ощущать его так, чтобы он стал твоим собеседником. Вот что такое настоящая мистика. А у нас многие путают ее с научной фантастикой или жанром фэнтези. Они уверены, что мистика – это братья Стругацкие.

– К астрологии вы относитесь с тем же скепсисом?
– Прогнозы, которые печатают газеты, – примерно то же самое, что и современная мистика. В древности жили ученые, занимавшиеся этой наукой очень глубоко. Начиная с каббалы ими был собран огромный багаж знаний. Но попытка соревноваться с Господом и узнать тайну жизни, которая ведома только ему, кажется мне смешной. Поэтому астрологию, даже древнюю, я считаю лженаукой.

– В качестве драматурга вы прославились раньше, чем как писатель и телеведущий. Но затем от театра отошли. Говорят, в скором времени собираетесь туда вернуться?
– Да, я скоро вернусь в театр. В моей пьесе «Нерон» император говорит: «Пока я был занят и убивал маму, мои соперники нахватали множество лавровых венков». Так вот я вернусь в театр спокойно. Никто за эти годы лавровых венков там не нахватал. Пьеса носит оптимистическое название «Палач». Это история палача во времена Французской революции. Он казнил сначала короля и Марию Антуанетту, а затем Дантона и Робеспьера. Как известно, поднявший меч от меча и погибнет. Пьесу мы начали репетировать в театре Моссовета. Но в силу некоторых причин я пока прекратил репетиции.

– Как вам кажется, все ли загадки истории вы разгадали?
– На такой вопрос надо отвечать шутливо, а шутить я не очень умею. Это за меня делает Галкин. На самом деле меня занимают не столько загадки истории, сколько загадки людей. Люди – вот это для меня самое интересное. И нам только кажется, что человечество изменилось. Поверьте, это все тот же монолог Барона из пьесы «На дне». Где герой сначала переодевается в тогу, потом в камзол, потом во фрак. Ему только кажется, что он меняется. И с человечеством происходит то же. Меняются времена, но неизменны пороки. Все, что было важным при Нероне, не утратило своего значения и сегодня. Стрела христианства очень далеко улетела от большинства людей. Нравственность сейчас представляет собой жалкий холмик на фоне гигантской горы. В этом и есть вся проблема, точнее, катастрофа нашей цивилизации.
Александр Славуцкий
(Источник - Олигархи на все времена 15 сентября 2010, 16:26 [«Аргументы Недели», Александр СЛАВУЦКИЙ]; http://www.radzinski.ru/article/37/)

***

Эдвард Радзинский. Путешественник во Времени
(Интервью газете "Аргументы и факты" №46 от 11 ноября 2009г.)

Когда оказываешься в квартире Эдварда Радзинского, ловишь себя на мысли, что здесь не Москва вовсе, а скорее Париж XVII столетия. Или Лондон XVIII века...

Впрочем, может ли быть иначе, если хозяин дома говорит: «Мой вымышленный мир, составленный из разных эпох, гораздо интереснее того, что я вижу за окном». «АиФ» пришёл в гости к знаменитому писателю и драматургу, чтобы узнать, чем он живёт сейчас. «Книга «Александр II» вышла во многих странах. На этот раз - во Франции. Презентация недавно состоялась в Париже и Ницце и была очень торжественной, её открыли посол Франции в России и посол России во Франции. Александр II - последний великий русский царь. Он был велик и в начале своего царствования, когда уничтожил крепостное право, и в конце его, когда понял: чтобы спасти самодержавие, надо его ограничить. Чтобы увести страну от катастрофы (по словам Достоевского, тогда «Россия колебалась над бездной»), нужна была конституция. Но пришёл Александр II к этой мысли трагически поздно. К тому моменту произошло объединение необъединимых. Радикалы-революционеры «Народной воли» боялись, что конституция уведёт страну от революции. А консерваторы во главе с Победоносцевым понимали, что конституция - это конец самодержавию. У консерваторов и радикалов оказалась общая мечта. Царь был обречён.

К тому же к концу царствования Александра II ждала частая судьба реформаторов: непопулярность в народе. В основе её лежало падение благосостояния. Потому что путь реформ - это библейский путь Моисея, который вёл свой народ через пустыню. Путь к свободе труден. Это лишения, и многие готовы вернуться обратно... Всё это было тогда и в России... Усугубил ситуацию и наш русский капитализм, рождавшийся вместе с реформами Александра II. На сегодняшний день я закончил три романа. Будучи во Франции, ездил по местам героя одного из этих произведений. Человека, который остался в истории под именем Железная Маска. Это роман, но абсолютно документальный. Я надеюсь, что мне удалось невозможное - понять, кто же был этот персонаж, умерший в Бастилии в маске, скрывавшей его лицо. В моём романе исследуется жизнь нескольких претендентов на это страшноватое звание - Железная Маска. Кстати, на самом деле маска этого таинственного человека была не железная, а бархатная. Она должна была скрыть его потрясающую судьбу, о которой можно сказать словами Наполеона: «Какой роман вся его жизнь».

«В конце ноября - 21-го - пройдёт мой авторский вечер под названием «Пророк и бесы». По традиции, провожу его не только в Москве в Зале им. Чайковского, но и в самом большом зале Урала - в Екатеринбурге. Мне не хочется раскрывать содержания, тем более что мои выступления - всегда импровизация. Но если кратко, это будут некие итоги размышлений о трагических закономерностях русской истории, о мистике романовской династии, о трёх цивилизациях - царской, большевистской и нынешней, и, наконец, об удивительных пророчествах в русской истории. Правда, эти важнейшие пророчества часто оставались в записных книжках, и современники о них не узнавали... Ибо, как известно, беспощадная цензура в России существовала не только при большевиках, но и при Романовых. И при Николае I наш поэт печально написал: «Что впору Лондону, то рано для Москвы». Государя Николая I называли Палкин. Не только большевики, но и Лев Толстой. Царь правил жёстко и говорил: «Я не только не позволю никому ругать моё правление, но я не позволю его и хвалить. Я никому не позволяю вмешиваться в свою работу».

«Вторая законченная книга - история из эпохи Александра II. В ней - два дневника: царя Александра II и моего героя - осведомителя Третьего отделения. Это история Третьего отделения - секретной русской службы, власть которой оказалась могущественнее власти царя. И эти тайные игры «патриотов» во многом способствовали гибели империи». «Тоска нынешнего времени в том, что нет идеи. Придумывается праздник 4 ноября. Но что здесь праздновать? Ведь заканчивается Смутное время не новой идеей, а той же самой - идеей самодержавного московского царства. Выбирают в цари не князя Пожарского, который освободил страну, а юношу, у которого нет никаких достижений, кроме одного - принадлежности к угаснувшей династии. Русь родила прежнее самодержавие московских царей, которое, как доказала Смута, нежизнеспособно. И потому в XVII веке уже таятся тени 1917 года.

Мы поём гимн, два раза переписанный. В первый раз Сталина автор заменил на партию, потом убрал партию и напомнил про Бога. И не зря мы поём этот переделанный гимн на старую мелодию. Они у нас в душе - все три понятия - и партия, и Сталин, и Бог. А в головах у нас - мешанина от много раз переписанной Истории. Переписывала большевистская цивилизация царскую историю, теперь мы переписываем большевистскую. И опять с оглядкой на Власть. То Иван Грозный злодей, то он великий политик и государственник. Такая же безумная путаница со Сталиным. Россияне, вроде бы согласно недавнему телеопросу, выбрали Иосифа Виссарионовича чуть ли не любимой фигурой в нашей истории. Но на самом деле народ не Сталина выбрал. Просто он эту сегодняшнюю жизнь НЕ выбирает! Она ему не очень нравится. Ибо Россия не склонна к капитализму. Все наши народные поговорки, начиная с «Трудом праведным не наживёшь палат каменных», против богатства, против стяжательства».

«И наконец, третья книга - жизнь Сталина. Здесь действуют несколько подлинных персонажей, дневники которых я использовал. Эта как бы попытка воскресить нашу Атлантиду - затонувшую большевистскую цивилизацию. И рассказ, как прыжок в светлое будущее закончился террором и кровью. Как революция, в который раз в истории уничтожив врагов, заботливо истребила затем и своих верных детей. И мечты о свободе завершились всеобщей несвободой, и страна Великой Утопии стала страной Великой Бюрократии. Так завершились эти высокие идеалистические мечтания о мире без денег и наживы, о том, как презренным золотом будут мостить улицы... «Я хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать». В Гренаде!!! Расстреливая беззащитную царскую семью, несчастного больного мальчика, который беспомощно ползал по полу, и беззащитных девочек, их убийцы верили, что они - чистильщики грязных труб Истории. Трубочисты революции. В этом - весь ужас!..

Как долго надо было идти к равенству, чтобы получить равенство в рабстве, когда все стали одинаково бесправны! Мой любимый анекдот в советское время: «Человек приходит к официальному лицу и спрашивает: «Скажите, я по конституции имею право на…» Тот его сразу прерывает и говорит: «Конечно имеете!» - «Значит, я могу». - «Не можете!» Этим всё кончилось».

Досье
Эдвард Радзинский родился в 1936 г. в Москве. Писатель, драматург, историк. Окончил Московский историко-архивный институт. Широкая известность пришла после того, как режиссёр Анатолий Эфрос поставил в Театре имени Ленинского комсомола его пьесу «104 страницы про любовь». Пьесы Радзинского шли в театрах СССР и всего мира, их ставили знаменитые Товстоногов, Гончаров, Фокин, Виктюк. В 90-е годы начал писать прозаические произведения о великих исторических личностях. Книги о Сталине, Николае II, Александре II, Распутине и др. изданы в крупнейших мировых издательствах и стали бестселлерами.
(Источник - Эдвард Радзинский. Путешественник во Времени; http://www.radzinski.ru/article/30/)
***

Биографический очерк
(Извлечения из статьи)

Родился 23 сентября 1936 года в Москве. Отец – Радзинский Станислав Адольфович (1889–1969), драматург, сценарист, член Союза писателей CCCР. Мать – Радзинская Софья Юльевна (1908–1991), старший следователь. Сын – Радзинский Олег Эдвардович (1958 г. рожд.), бизнесмен.

Отец Эдварда Радзинского, Станислав Адольфович, родился в Одессе, был выпускником знаменитой царской Ришельевской классической гимназии. В 1917 году окончил юридический факультет Новороссийского университета, в 1922 году начал литературную деятельность, с 1923 года работал заведующим Литературным отделом Одесской кинофабрики. Станислав Адольфович был не просто образованным человеком – он думал на французском, английском и немецком языках. Жил с улыбкой, которую продолжал сохранять даже в сложных жизненных обстоятельствах, был глубоко верующим человеком, оказавшим на сына огромное духовное влияние. С.А. Радзинский был человеком высочайшей культуры, подавал блестящие надежды, мечтал баллотироваться в Учредительное собрание, но революция все перечеркнула. Жил мудро. «Ирония и сострадание» – это был его девиз, которому старался следовать и Эдвард. Станислав Адольфович дружил с С.М. Эйзенштейном, И.Э. Бабелем, Ю.К. Олешей.

В детстве Эдвард Радзинский увлекался спортом: играл в футбол, занимался боксом, легкой атлетикой, хорошо бегал и всегда приходил первым. Писать начал еще в школе, его первый рассказ опубликовали в 16 лет. После окончания школы Эдвард поступил в Московский историко-архивный институт, где имел счастье быть учеником известного историка Александра Александровича Зимина. Во время учебы на 1-м курсе Э. Радзинский увлекся творчеством необычного человека – Герасима Лебедева, основавшего в ХVIII веке в Индии первый индийский постоянный театр европейского типа. Эдвард написал дипломную работу, посвященную деятельности Герасима Лебедева, которую опубликовали в журнале «ЮНЕСКО-информейшн» на многих языках. Радзинский получил письмо от индийского профессора Магадева Прасада Саха, который тоже изучал деятельность Лебедева, и впоследствии они обменивались документами. Для Эдварда стали главными романтические события, происходившие с Лебедевым, его отношение к Любви и Искусству. Радзинский написал пьесу, а так как жил напротив Театра юного зрителя, отдал рукопись туда. В 1960 году состоялась премьера спектакля по пьесе молодого драматурга Эдварда Радзинского, которая называлась «Мечта моя... Индия».

Широкая известность пришла к Э. Радзинскому в 1960-х годах, после постановки Анатолием Эфросом двух его пьес: «104 страницы про любовь» и «Снимается кино» в Театре имени Ленинского комсомола. Пьесу «104 страницы про любовь» играли в 120 театрах Советского Союза, по ней сняли культовый фильм 1960-х годов «Ещё раз про любовь», поставили балет, оперу, а через годы вышел римейк картины – «Небо, девушка, самолёт». Эдварду Радзинскому не было и 30 лет, когда его пьесы с успехом шли на театральных подмостках страны. Он писал пьесу за пьесой, и все до единой ставились, окружая автора ореолом славы, свет которой смог пробиться даже сквозь «железный занавес». Каждая пьеса Радзинского мгновенно становилась хитом театрального сезона, особенно те, в которых он писал о любви: «О женщине», «Она в отсутствии любви и смерти», «Продолжение Дон Жуана», «Монолог о браке», «Приятная женщина с цветком и окнами на север». Писать мужчине о женщине – это как будто путешествовать на другую планету. Его героиня – это Женщина, которая не может жить без Любви.
В 1970-е годы, когда уже установилась «мода на Радзинского», его также «по моде» тех лет стали запрещать. Но это тоже был шаг к признанию. В Советском Союзе произведения Э. Радзинского порой имели непростую судьбу. Три спектакля по его пьесам запретили. Пьеса «Беседы с Сократом» достойна занесения в Книгу рекордов Гиннесса: в течение шести лет московский театр имени Вл. Маяковского непрерывно репетировал ее, пока получил разрешение цензуры. Спектакль, поставленный А. Гончаровым, имел огромный успех и продержался на сцене 14 лет.

В конце 1980-х – начале 1990-х годов в Москве шло 10 спектаклей по пьесам драматурга, в том числе самая известная историческая трилогия – «Лунин, или Смерть Жака», «Беседы с Сократом», «Театр времен Нерона и Сенеки». Зрителям запомнились спектакли «Я стою у ресторана: замуж – поздно, сдохнуть – рано», «Спортивные сцены 81 года», «Наш Декамерон», «Поле битвы после победы принадлежит мародерам», «Последняя ночь последнего царя». Бывало, в один день одновременно шли несколько спектаклей драматурга – в театре имени Маяковского, во МХАТе имени Горького, в Театре на Малой Бронной и в Театре имени Ермоловой. Эдвард Радзинский уверен, что главное везение – это встреча со «своим режиссером». Его лучшие пьесы – «104 страницы про любовь», «Снимается кино», «Обольститель Колобашкин», «Продолжение Дон Жуана», «Турбаза» – поставил великий А. Эфрос. <…>

Радзинский много работал для кино в качестве сценариста, а в 1980-х годах стремительно завоевал телевидение. Достаточно было посмотреть хотя бы одну из его передач, чтобы стать преданным поклонником и с нетерпением ждать выхода новых. Известный критик Лев Аннинский назвал Эдварда Станиславовича «бесспорным лидером среди наших телеведущих». Стоило Э. Радзинскому начать говорить, он мгновенно околдовал слушателей своим непревзойденным ораторским искусством. Его выступления – всегда импровизация, театр, где все происходит «здесь и сейчас», на глазах у зрителей, а внутреннее волнение Радзинского передается залу. Его передачи об истории на Первом канале ТВ (ОРТ) получили необычайную популярность и награждены четырьмя национальными телевизионными премиями «ТЭФИ». С какого-то времени автору стал требоваться собеседник, и он понял: вернуться к себе означает вернуться в Историю. Он начал писать прозу о выдающихся исторических личностях и стал одним из самых читаемых авторов этого жанра в мире. Его книги печатают крупнейшие мировые издательства: Doubleday, Simon and Schuster (США), Bertelsman (Германия), Mondadory (Италия), Norsted (Швеция), WSOY (Финляндия), NHK (Япония), Hodder and Stoughton (Англия), J.K. Lattes (Франция) и другие.

Книги Эдварда Радзинского рассказывают миру о трагедии, которая произошла с Россией в конце ХIХ – первой половине ХХ века. И его задача – правдиво рассказать об этой трагедии. Эдвард Станиславович говорит: «К сожалению, история России так часто под пером наших историков становится “политикой, обращенной в прошлое”. Но История – это как карта для мореплавания, и если места, где потерпел крушение корабль, объявляются местами наших побед, – горе стране! Она будет повторять и повторять свои ошибки». Радзинский много пишет об ответственности политика: «Его главная задача – слышать голос народа, но слушаться голоса Истории». Э.С. Радзинский написал книги о Наполеоне, Бомарше, о знаменитом французском писателе Шатобриане. Мировыми бестселлерами стали документальные книги о расстреле Николая II, биографии Сталина, Распутина. Редактором книги о Николае II стала Жаклин Онассис Кеннеди, работавшая в издательстве «Doubleday». Его последняя книга об Александре II увидела свет в 2005 году и завершила исторический цикл «Три царя». Рецензии на эту книгу напечатаны в ведущих американских изданиях: «The Wall Street Journal», «The NewYork Times book Review», «The Washington Times», «The Washington Post», «The Associated Press» и других. Президент США Д. Буш письмом поблагодарил Эдварда Станиславовича за книгу «Александр II», презентация которой состоялась в Посольстве России в Вашингтоне. Эти четыре книги составили тетралогию автора, а биографии оказались поистине увлекательными романами, написанными Историей. Эдвард Радзинский уверен, что его серия будет неполной без таких личностей, как Екатерина Великая и Ленин. В своих книгах Эдвард Станиславович создаёт эффект присутствия читателя в том или ином времени, и это невероятно притягивает. Когда Аллилуева-Политковская, родственница жены Сталина, прочитала книгу о Сталине, она сказала: «Я его узнала». Один западный историк так написал об этом романе: «Как историк я не нашел в нем много нового. Но там есть он. Он там живой. И я молю Бога, чтобы страшный дух, порожденный этой книгой, побыстрее оставил меня». Г.Г. Маркес сказал так об этом произведении: «…Думаю, главное достоинство книги Эдварда Радзинского состоит в том, что в ней Сталин – не изваяние, не гигантская статуя у входа в Волго-Донской канал, а живой человек. Он сумел понять Хозяина. Возможно, потому, что сам жил в эту эпоху, жил, как и все, в тисках “культа личности” этого полуграмотного крестьянина из Гори, ослепленного богатствами Кремля. Радзинский – тонкий психолог, прекрасно разбирающийся в людях, и живых, и умерших. Он человек, который знает и, главное, любит свою страну. Он понимает ее историю. Кому, как не ему, разгадывать ставшие уже притчей во языцех “загадки России”?!». <…>

Во всех его произведениях две главные героини. Первая – История, величественная и безжалостная, порождающая героев и злодеев, палачей и их жертв. И вторая – Любовь, которая на всех крутых поворотах Истории помогает человеку оставаться человеком... Книгам Эдварда Радзинского присущи глубокий психологизм и неповторимый авторский слог. Умение представлять читателю самые неожиданные трактовки всем известных событий вызывает восхищение сотен тысяч поклонников творчества писателя. Радзинскому интересна особая психология людей, оказавшихся на вершинах среди молний Истории. В его книгах всегда есть игра воображения… Но лишь настолько, насколько ему позволяют исторические документы. Э.С. Радзинский считает, что всякое путешествие – это возможность взглянуть на себя глазами других людей. Он любит Францию, Америку. Для него поездка за границу – это поездка к самому себе. С тех пор как Эдвард Радзинский стал драматургом, его пути шли параллельно с русским театром. Эдварду Станиславовичу довелось работать с Г. Товстоноговым, А. Эфросом, А. Гончаровым, В. Фокиным, Р. Виктюком, А. Житинкиным, К. Гинкасом.

В мае 2007 года автор закончил и опубликовал пьесу «Палач, или Разговоры по пути на гильотину», которую начал репетировать Театр имени Моссовета. В 2007 году в Театре сатиры начали репетировать новую современную пьесу автора «Снимается кино–2»...
(Источник - РАДЗИНСКИЙ Эдвард Станиславович; http://www.biograph.ru/bank/radzinski.htm)

Прикрепления: 7976120.jpg (64.2 Kb) · 9716353.jpeg (89.6 Kb) · 1867366.jpeg (58.8 Kb) · 1922833.png (251.6 Kb)


Редактор журнала "Азов литературный"

Сообщение отредактировал Nikolay - Четверг, 21 Апр 2011, 17:59
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: