• Страница 1 из 1
  • 1
Дорогань Олег Иванович
ойгенДата: Вторник, 20 Мар 2012, 23:23 | Сообщение # 1
Житель форума
Группа: МСТС "Озарение"
Сообщений: 555
Награды: 9
Репутация: 41
Статус:
Дорогань Олег Иванович



Дорогань Олег Иванович – член Союза писателей России с 1999 года, родился в 1956 году в городе Черкассы, окончил Львовское военно-политическое училище в 1977 году, Военно-политическую академию в Москве в 1987 году, четверть века прослужил в Вооружённых Силах, подполковник запаса.

Автор поэтических сборников «Не гасите Вечные огни!» (Москва, 1997), «Аисты прилетели» (Смоленск, 1999), поэмы-эпоса «Хмелиада, или Исповедь скомороха на заданную тему» (Смоленск, 2006), исторической монографии «Непобедимые русские смыслы» (Москва, «Вече», 2008), книги критики и эссеистики «Между истиной и откровением» (Москва, «Российский писатель», 2010), книги избранных стихотворений «Русь непреходящая» (Москва, «Российский писатель», 2011).

Материалы автора с 2002 года выходили в центральной печати – журналах «Москва», «Московский Парнас», «Русская провинция», «Воин России», «Молодая гвардия», в литературно-публицистических газетах «День литературы», «Завтра», «Российский писатель», «Литературная Россия» и других. Поэтические публикации выходили в смоленских поэтических альманах «Смоленская Лира XX век», «Сторона родная», в московском альманахе «Академия поэзии – 2009».

Неоднократно публиковался в местной печати, в смоленском журнале «Годы», «Смоленской газете».

В «Независимой газете» вышла положительная рецензия В.Широкова о поэтическом эпосе: «Боян живёт на Смоленщине», о творчестве поэта и, в частности о «Хмелиаде», написал исследование Н.Сухарев «Страну до нерва осознав» ( «Годы»).

О творчестве поэта в разное время писали В.Черкашин («Парнас»), Н.Кузьмин («Российская провинция»), М.Козлов («Годы», «Смоленская газета»), Н.Дорошенко («Российский писатель») В.Королёв («Смоленская газета») и другие авторы. Олег Дорогань в своём творчестве разрабатывает военно-патриотическую тематику, развивает лирические и философские мотивы. Его стилю присущи пластика, свежий образ, неожиданная рифма и метафора, публицистические и задушевные интонации.

Олег Дорогань известен и как критик-эссеист, публицист и афорист. Им написано более пятидесяти литературно-критических статей. Автор живо откликается на вопросы, которые ставит время, своеобразно отражает их в своём творчестве.

Смоленской писательской организацией Союза писателей России в 2011 году Олег Дорогань выдвинут на соискание литературной премии имени А.Т.Твардовского. Является членом Правления Смоленской областной организации Союза писателей России.



БОЯН ЖИВЕТ НА СМОЛЕНЩИНЕ

Олег Дорогань. Хмелиада, или Исповедь скомороха на заданную тему. Современный эпос. – Смоленск: Годы, 2006, 276 с.

Олег Дорогань стал известен в последнее время больше в качестве литературного критика. Его статьи, рецензии и предисловия ко многим произведениям известных современных прозаиков и поэтов стали верным ориентиром в бурном океане российской словесности. Однако начинал он со стихов, в Москве выходил поэтический сборник «Не гасите Вечные огни!» (1997), а в Смоленске – «Аисты прилетели» (1998).

И сейчас на «малой родине» вышел большой поэтический труд, поэма-эпос «Хмелиада», включающий в себя более 10 тыс. строк. Автор именно эту книгу, на которую потратил 10 лет кропотливой работы, считает самой главной в своем творчестве. Это эпос о смутном времени, об эпохе, которая хотя и отошла уже в прошлое, но не стерлась из памяти народа и до сих пор вызывает самые неоднозначные чувства.

Первые фрагменты поэмы появились в 1999 году в ельнинской газете «Знамя», затем отдельные главы были опубликованы в шести номерах смоленского журнала «Годы».

В предисловии самим поэтом очень точно расставлены акценты: «Эта эпоха вызвала к жизни множество архетипов, что дремали в славяно-русской природе, генной и родовой памяти, русском духовном космосе и психологических безднах. И самым глубинным, самым непостижимо крамольным и грандиозно-одиозным из архетипов явился образ Хмеля, царя-правителя всея Руси. Сопутствующие ему прообразы тоже несут как будто случайные совпадения с теми героями, что возникли в действительности. Но мне почудилось, что ожила вдруг страшно смешная и просто страшная сказка и овладела нашей реальностью. И стряслось то, что стряслось».

«Хмелиада» явилась не на пустом месте, у поэмы Дороганя при всей ее самобытности есть близкие родственники – это сказка по мотивам русского фольклора «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова, поэма «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова и мощное стихотворение о российской истории Алексея Константиновича Толстого.

Помимо легко узнаваемых прототипов, очерченных острым словесным пером карикатуриста, прихотливо ветвящегося сюжета очевидным достоинством поэмы стали сами стихи, отлично выписанные, хорошо зарифмованные, темпераментно-яркие и звонкоголосые. Прекрасны пейзажи родной природы:

Возгорелся вечер.
Встали во бору
От заката свечи
Затевать игру.
Свечи те сосновые,
Стылые – не талые,
Но раздуть готовые
Огонечки шалые.
Вы в закатном пламени
Путь-дорожку новую
Покажите, славные
Свечечки сосновые!
Вдруг свечами сосенка
Озарила просеку,
А у той сосеночки
Карие глазеночки!

Вообще цитировать и хочется, и можно бесконечно, но лучше обратиться к изданной книге. 21 песня (главка) и вступление-затравка должны, по замыслу автора, помочь читателю обрести утраченную райскую радость от переживания чувства прекрасного и безобразного, оживить заснувшую летаргическим сном память и добиться всеобщего возрождения России в самом недалеком будущем.

Виктор Широков




О книге «Между истиной и откровением»

ОЛЕГ ДОРОГАНЬ «Между истиной и откровением: О путях развития русской литературы. Книга критики и эссеистики – Москва. Издательский дом «Российский писатель», 2010 год. – 428 стр.

В новую книгу поэта Олега Дорогань вошли литературно-критические статьи и эссе, опубликованные в литературной периодике в последние годы. Автор исследует пути развития современной русской литературы в контексте главных духовно-нравственных смыслов отечественной культуры и истории.

Когда Олег Дорогань из своего старинного города Ельни приезжает к нам в Москву, невольно начинаешь ощущать, что писатели в нашей русской глубинке на самые разрушительные вызовы нового времени ответили просто и мудро: остались верными своему призванию.

Да, печали больше становится в глазах Олега Ивановича, когда затевается у нас разговор о жизни вообще, но – сразу же воодушевляется он, когда начинаем мы говорить о литературе.

Вот так же и, читая шмелевское «Лето Господне», написанное в изгнании, но полное твердой веры в светлое предназначение человека, не можешь не согласиться, что для истинного русского интеллигента его собственная чистая и добрая душа является тем последним убежищем, которого никто и никогда у него не отнимает…

И по характеру своего таланта, и по своей творческой биографии, и по своему упрямому стремлению находить в пространствах нашего бытования не только переменчивые приметы времени, но и вечно живое мерцание человеческих душ Олег Дорогань – поэт.

И его новую книгу, в которой он предстает уже в роли литературного критика и мыслителя, я вынужден воспринять не просто как сборник статей, а еще и как емкую поэтическую метафору.

Это не значит, что Олег Дорогань, размышляя о том или ином авторе, е использует научный инструментарий литературного критика. Нет, аналитик он отменный, а по нынешним временам даже и редкий. Но, поверяя «алгеброй гармонию», он как истинный поэт не может не ощущать себя живою частью этой гармонии, не может не преображать холодный скальпель «алгебры» в собственный обнаженный нерв.

Ведь в литературе, как и в жизни, покоряемся мы не только тому, что вызывает в нас согласие и не противоречит нашему рассудку, а и тому, что пробуждает в нас простое сострадание и творческое сопереживание. То есть, погружаясь в многообразный и разноликий мир классической и современной русской литературы – в поэзию Александра Блока, Марины Цветаевой, Юрия Кузнецова, Валентина Устинова, Виктора Смирнова, в исторические повествования Валерия Ганичева, в романы Александра Проханова, в критические работы Владимира Бондаренко, в произведения других уже известных или пока малоизвестных авторов – Олег Дорогань создал еще и собственный предельно глубокий и правдивый художественный образ нашего русского мироздания, внутри которого притяжения и противостояния подчинены единой животворной энергии и единому замыслу.

Особое значение предлагаемой вниманию читателей книги я вижу и в том, что сегодня попытки создать между истинами и откровениями исследуемых авторов собственные смысловые пространства всё чаще обуславливаются неспособностью многих критиков саму нашу литературу понять и принять. А вот Олег Дорогань, являясь органичной частью не только современного русского литературного процесса, но и всей той современной русской жизни, которая упрямо сохраняет свой национальный, Богом ей данный образ, такую смелость или, вернее, такую внутреннюю свободу себе может позволить.

Николай Дорошенко, главный редактор литературно-художественного издания «Российский писатель»

Николай Дорошенко


Последний поэт Третьего Рима
(«Смоленская газета» от 26.02.11)


Олег Дорогань – известный русский поэт и литературный критик, автор поэтических книг «Не гасите Вечные огни!», «Аисты прилетели», поэмы-эпопеи «Хмелиада, или Исповедь скомороха на заданную тему», большой исторической монографии «Непобедимые русские смыслы», книги критики и эссеистики «Между истиной и откровением».

И вот этот перечень продолжила вышедшая уже в 2011 году в солидном московском издательстве «Российский писатель» тиражом 1000 экземпляров в серии «Современная русская поэзия» вышла прекрасно полиграфически исполненная книга стихов «Русь непреходящая», её объём 423 страницы, с портретом автора на обложке, где он пытливо смотрит на своего читателя, словно говоря, что нет ничего лучше, чем наполнять своё сердце поэтическим словом.

Лучшие стихи Олега Дорогань объединены в четырнадцать циклов-главок, обогащаемых смыслами. Читатель сразу может выбрать что-то себе по душе. Радуешься, когда в их названиях узнаёшь что-то родное: «Метели в Ельне», «Осенняя Ельня», «Аисты прилетели», «Ушаково», «Смоленская земля», «Соборный град Смоленск», «Гвардии Память». Заставляют задуматься и поэтические строки о судьбе России, написанные на смерть её первого Президента.

По-моему, никто так не умеет проникновенно писать о России, как Олег Иванович: «Прорастайте новой Русью //Звёзды – зёрнышки души». Его «вселенная по имени Русь» как бы смотрит на себя глазами поэта и глазами людей, читающих вот эти строки:

Я живу, на иконы крещусь
Во вселенной по имени Русь.
Я, кручинясь, её полюбил
От свечи до вселенских светил.
Всю её, от стожков – до Стожар,
Принял я как ниспосланный дар.
Жаль, мечты здесь – озёрный туман,
В первых злаках полынь да тимьян,
В одичавшие пала сады
Лебединая песнь лебеды,
И с погоста летят на погост
Мотыльковые отблески звёзд…
Русь по росным следам, как слезам,
Я пройду и её не предам.
Пусть от солнца её отгорят
Крылья тех, кто как шельмы крылат!
Не изверюсь и не открещусь
От вселенной по имени Русь.

Правда, здорово? Согласитесь, жаром до костей пробирает огненная любовь к России! Слова эти – словно клятва для каждого из нас.

Не случайно известный смоленский поэт и друг Олега Дорогань Николай Сухарев, русский человек до последней капли крови, написал стихотворение «Другу – поэту и критику», приведенное в этой книге. Оно достаточно большое, и в нём точно передана без громких фраз личность Олега Дорогань, от встречи с которым Николаю стало так тепло на душе:

А нам дерзать, пока мы в силе,
Дерзать и в связке быть одной.
Нам без оков нужна Россия,
Её любовь – любой ценой, –

напутствует себя и друга Николай Сухарев.

В книге имеется послесловие директора издательства «Российский писатель», прозаика, лауреата Большой литературной премии, секретаря правления Союза писателей России Николая Дорошенко, которое полно интересных исторических аллюзий (намёков на те или иные реальные факты). Так вот, Николай Дорошенко, на мой взгляд, весьма доказательно говорит об Олеге Дорогань как о «последнем поэте Третьего Рима».

Вот цитата из его послесловия: «В российской глубинке, в древнем граде Ельне, в окружении некогда многолюдных деревень, нынешними руинами своими напоминающими останки и Первого, и Второго Рима, проживает поэт Олег Дорогань. В своём поверженном Третьем Риме он очень даже похож на последних античных поэтов, сохранивших и после Алариха, и после Гейзериха, и даже после Аттилы (вожди племён, воевавших с Римом – Прим. авт.) отеческий дух если не в пределах бывшей империи, то уж точно в своём сердце и даже в своём упрямо не варварском образе жизни.

Разница только в том, что Второй Рим рушился долго, ещё долго истаивала на древних камнях его культура, а ещё не истаяв, стала она потихонечку прорастать и в варварах. А Третий Рим (Россия) исчезает стремительно, и главный удар новых готов и гуннов нацелен не столько на его камни, сколько в его русскую душу. Так что поэту Олегу Дорогань довелось, подобно Клавдиану (последний римский поэт), современнику, императора Гонория, питать надежды недремлющими своими тревогами, затем, подобно Августину, автору горестного произведения «О граде Божьем», не только оплакивать свой родной Град, но и винить себя и своих соотечественников в его гибели, а затем, как Боэцию (последний римский философ), свыкнуться с тем, что есть. И уповать лишь на свою веру и на волю Божью.

Хотя и не так-то просто это ему далось:
Чтоб слышалось окрест,
К чему твердить о том,
Что следом тяжкий крест
Понёс ты за Христом?
Свой тайный, тяжкий свой
Неси же по Руси,
Но о стезе такой
Зазря не голоси.
Идёшь – не возгордись:
От пястей и до пят,
В своей борьбе за жизнь
Ещё ты не распят!

В Олеге Дорогань мне проще представить последнего поэта Третьего Рима (и того Рима, в котором поэт когда-то жил, и того, который теперь остался доживать в поэте), прежде всего потому, что Олег Дорогань в поэзию пришёл из русской воинской касты, которая даже после октября 1917 года сумела вернуть себе свой аристократизм и в бытовом, и в духовном его значениях (ах, я ещё помню, как наших офицеров украшали не только сверкающие позументы, но и приданная им вместе с ощущением собственного особого достоинства осанка!).

Так уж в русской литературе сложилось, что военный мундир и перо поэта могут стать её символами точно так же, как серп и молот у работного сословия. От Гавриила Державина, который, будучи первым поэтом, усмирял пугачёвскую войну, до Героев Советского Союза Михаила Борисова и Владимира Карпова – истинные сыны России не спешили из служивого сословия переквалифицироваться в литераторов, а став профессиональными литераторами, продолжали и пером хранить своё любимое Отечество.

Да и сама поэтика Олега Дорогань таит в себе печать всей богатейшей традиции высокого русского Слова. «Ох, до чего же он горький, //Скошенный смертушкой злак…» – это, конечно же, из неисчерпаемой палитры народной песни, «Женщина в бархате» или «Ты качала звезду на пушистых ресницах» – эти образы освящены таинственным русским романсом, а в строках «Кто-то звёзды дальние взрывает – //У всего свой срок, свой судный час…» слышится звук взволнованной державинской лиры, и ещё, читая Олега Дорогань, начинаешь понимать, что его поэзия – родная и «золотому», и «серебряному» векам, что всё богатство русского слова она в себя вобрала и, выдохнутая живым чувством поэта, обрела неповторимый образ уже всё-таки ни с чем не сравнимой, уже дороганевской «вселенной по имени Русь»: «Древний мир из трелей новых //Воскрешает соловей //В тусклом золоте сосновых –

//Сверху пальчики – свечей.//Край заброшенный – не брошен, // Жизнь ключами бьёт сполна.// И свои надела броши // Под берёзой бузина. //Бог своей дарящей дланью //Цвет колышет на ветвях. // Соловьиное венчанье // В соборованных садах! //И везде, где на равнине //Остановимся вдвоём, //Мы всегда посередине – //А по кругу окоём!».

Глубокая прозорливость заключена в духовном послании Николая Дорошенко. Точно он дописывает внутренний портрет автора «Руси непреходящей»: «Вот этим своим животворным талантом, своим поэтическим «окоёмом», вобравшим в себя не только полноту русской природы, но и полноту русской культуры, полноту русской истории, полноту всей русской памяти и всей сегодняшней русской тревоги, Олег Дорогань бесконечно дорог мне, читателю (и нам, воскликнем вслед за ним – Прим. авт.) Вот за это счастье – ощутить себя «посередине» России даже в наше время, когда середины не стало, когда каждый вынужден вращаться вокруг собственной оси, – я Олегу Дорогань благодарен. Он нежный лирик, он суровый, лишённый софистики философ, он русский человек и он просто человек, разбуженный великими печалями, вставшими при дверях уже у всего мира, и – заговоривший с нами живым и мудрым языком своего стиха».

Президент Академии поэзии России Валентин Устинов, выдающийся русский поэт, «гениальный дегустатор поэтического образа и слова», по словам О.Дорогань, дал высокую оценку готовящейся книге: «Сам автор живёт на Смоленщине, где читатель, в основном, воспитан на поэзии М.Исаковского, А.Твардовского, Н.Рыленкова. Он обладает безупречной стихотворной техникой и встраивается в единое целое со всем, о чём пишет, с природными стихиями и сложным смутным временем эпохи, умеет проникновенно войти в сердце и профессионала, и неискушённого читателя. Важно отметить пластичность, музыкальность авторской поэтики, а стихи, что попроще – и вовсе песенные. Всё это даёт право сделать вывод: несмотря на то, что сам автор из русской провинции, ряд его лирических циклов достоин войти не только в отечественную поэзию, а циклы, посвящённые памяти жены и матери, могут войти в поэзию мировую».

После такой оценки остаётся только искренне гордиться тем, что большой поэт живёт и трудится рядом с нами, и что мы, его современники, можем дышать с ним одним поэтическим воздухом.

Михаил Козлов


Источники:

Дорогань Олег Иванович // Смоленская областная организация Союза писателей России

Виктор Широков. Боян живет на Смоленщине // НГ EX LIBRIS

Николай Дорошенко о книге «Между истиной и откровением» // Смоленская областная организация Союза писателей России

Михаил Козлов о творчестве Олега Дороганя: «Последний поэт Третьего Рима» // Смоленская областная организация Союза писателей России
Прикрепления: 1755651.jpg (24.9 Kb) · 8032477.jpg (26.7 Kb) · 7267705.jpg (44.0 Kb)


Eвгeния Poмaнoвa

Сборник "Перекрестье серебряных путей" ; Галерея "Уголок Ойген"


Сообщение отредактировал ойген - Вторник, 20 Мар 2012, 23:28
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: