Притчи Христовы Притчи Христовы (Мф. ХIII, 3-23, Марк IV, 2-11, Лк. VIII, 4-18 и друг.), т. е. наставления, заимствованные из подобий окружающей природы или примеров, взятых из обыкновенной жизни человеческой, которые нередко Господь Иисус Христос предлагал Своим ученикам и народу в поучение и назидание. Иные притчи Он изъяснял особенно ученикам Своим наедине, а самую большую часть оставлял без объяснения, чтобы овладеть вниманием слушающих и приучить их к размышлению, чтобы они к подобиям и предложенным примерам сами приноравливали истины веры и тайны царствия Божия, и таким образом, посредством чувственного, земного, сами разъяснили себе в возможных подробностях вышечувственное и небесное. Образцы притчей встречаются иногда и в Ветхом Завете: так напр. первой притчей можно назвать притчу Иофама сихемлянам о деревьях, желающих избрать себе царя (Суд. IX, 7-20); затем — притча Нафана к Давиду о богаче, отнявшем у бедняка единственную его овцу (II Цар. XII, 1-9), притча Иоаса ц. израильского, обращенная к Амасии ц. иудейскоку, о терне и кедре на Ливане, отличающаяся, несмотря на приточный характер, своим едким сарказмом. Притчи Господа Иисуса Христа особенно отличаются своей простотой, естественностью и безыскуственностью. Видит напр. Он пред Собою засеянное поле и говорит о сеянии. Говорит к ученикам, которые большей частью были рыболовы, и предлагает притчу о рыбной ловле. Сидит за столом, и царствие Божие уподобляет большому пиру. Проходит мимо виноградных садов, и говорит о виноградной лозе и ветвях на лозе. Все у Него заимствовано из обыкновенной, окружающей нас природы, из круга учеников и их образа мыслей и занятий, из нравов и жизни народа, все соответствует обыкновенным понятиям и обыкновенному образу мыслей человеческих. Притчи Господа Иисуса Христа можно исчислить следующим образом:
1) Притча о сеятеле (Мф. ХIII, 3-23, Мрк. IV, 3-8, 14-20, Лк. VIII, 5-8, 11-15).
2) О добром семени и о плевелах (Мф. ХIII, 24-30, 36-43).
3) О зерне горчичном (Мф. ХIII, 31, 32).
4) О закваске (Мф. ХIII, 33).
5) О сокровище, скрытом на поле (Мф. ХIII, 44).
6) О купце, ищущем хорошего жемчуга (Мф. ХIII, 45, 46).
7) О неводе, закинутом в море (Мф. ХIII, 47-50).
8) О немилосердном должнике (Мф. ХVIII, 23-35).
9) О работниках в винограднике (Мф. XX, 1-16).
10) О двух сыновьях (Мф. XXI, 28-31).
11) О злых виноградарях (Мф. XXI, 33-41, Мрк. XII, 1-9, Лк. XX, 9-16).
12) О браке царского сына (Мф. XXII, 1-14).
13) О десяти девах (Мф. XXV, 1-13).
14) О талантах (Мф. XXV, 14-30).
15) О семени, возрастающем в земле неприметным образом (Мрк. IV, 26-29).
16) О двух должниках (Лк. VII, 41-43).
17) О благодетельном самарянине (Лк. X, 30-37).
18) О человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга (Лк. XI, 5-8).
19) О любостяжательном богаче, у которого был большой урожай в поле (Лк. XII, 16-21).
20) О неплодной смоковнице в винограднике (Лк. ХIII, 6-9).
21) О званных на большой ужин (Лк. XIV, 16-24).
22) О заблудившейся овце (Мф. ХVIII, 12-14, Лк. XV, 3-7).
23) О потерянной драхме (Лк. XV, 8-10).
24) О блудном сыне (Лк. XV, 11-32).
25) О неверном домоправителе (Лк. ХVI, 1-9).
26) О богатом и Лазаре (Лк. XVI, 19-31).
27) О работнике пришедшем с поля (Лк. XVII, 7-10).
28) О неправедном судии (Лк. ХVIII, 1-8).
29) О фарисее и мытаре (Лк. ХVIII, 9-14).
30) О десяти минах (Лк. XIX, 11-27).
31) О добром пастыре и наемнике (Иоан. X, 1-16).
Но кроме исчисленных нами притчей в Новом Завете встречаются другие краткие части учения Христова, изложенные приточным языком, как напр., о человеке благоразумном, построившем дом свой на камне и о безрассудном воздвигшем дом свой на песке (Мф. VII, 24-27, Лк. VI, 47-49), о ветхой одежде и о ветхих мехах (Мф. IX, 16-17), о женихе и сынах брака (Мф. IX, 15), и некоторые другие.
Наибольшей своей трогательностью и назидательностью отличаются притчи о благодетельном самарянине, заблудшем сыне, о десяти девах, о богаче и Лазаре и проч.