ПРИТЧА "НЕ СУДИТЕ"
Бхагван Шри Раджниш Жил в одной деревне старик, был он беден, как никто. Но даже короли завидовали ему, потому что у него был прекрасный белый конь. Никто никогда не видывал такого коня, такой красоты, стати, силы!
И короли предлагали ему за коня все, что бы он не пожелал! Но старик, старик говорил: "Этот конь для меня не конь, он - личность, ну а как можно продать личность? Он друг мне, а не собственность. А как можно продать друга? невозможно!"
И хотя старик был беден, и было немало соблазнов продать коня, он не делал этого. И вот однажды он обнаружил, что в конюшне нет коня! И собралась вся деревня, и все сказали: "Ты - глупец! Мы все знали, что в один прекрасный день коня украдут! А при твоей ли бедности хранить такую драгоценность! Да лучше б ты продал его. Ты бы получил любые деньги, какие ни запросил! А где теперь твой конь?! Какое несчастье! Какое бедствие!"
Старик же ответил: "Ну-ну, не увлекайтесь! Скажите просто, что коня нет в конюшне. Это - факт. Все остальное - рассуждение. А счастье, несчастье... откуда вам знать? Как можете вы судить?"
Люди спорили: "Не дури нас! Мы, конечно, не великие философы. Но совершенно очевидно, что сокровище потеряно, а это большое несчастье".
Но старик проговорил: "Вы как хотите, а я буду придерживаться того факта, что стойло пусто и коня нет. Другого же я ничего не знаю - счастье это или несчастье, потому что это всего лишь маленький эпизод. И кто знает, что за этим последует?"
Люди смеялись. Они решили, что старик от горя просто рехнулся.
А через пятнадцать дней ночью конь неожиданно вернулся. Он не был украден, он ночью сбежал в лес. Но вернулся он не один, а привел с собой дюжину диких лошадей. И снова собрались люди и сказали: "Да, старик, ты был прав! Это мы были не правы! ДА, это не было несчастьем. Это оказалось благодатью. Мы просим извинить нас".
На это старик ответил: "Опять вы слишком далеко заходите. Ну, вернулся конь, ну, лошадей привел, так что ж? Не судите. Счастье, несчастье - кто знает? И это лишь маленький эпизод. Пока вы не знаете всей истории, зачем судить? Я счастлив в своем не суждении".
И не смогли люди на этот раз возразить, а вдруг старик и на этот раз прав? Итак, на этот раз они хранили молчание, хотя в глубине души прекрасно понимали, что он не прав.
Это же, конечно сказочное счастье: двенадцать коней пришли за конем! Да только захотеть, и все они превратятся в немыслимое богатство!
У старика был молодой и единственный сын. Он начал объезжать диких лошадей, и не прошло и недели, как он упал с лошади и сломал себе ногу.
И снова собрались люди и начали рассуждать: "Да, старик, ты снова оказался прав. Это не благодать, это - несчастье. Единственный сын! И ногу сломал! Хоть одна была опора в старости тебе. А теперь ты же еще больше обеднеешь!"
Но старик сказал: "Вы одержимы рассуждениями! Зачем вы так торопитесь? Скажите просто, что сын сломал ногу. Счастье, несчастье - кто знает? Снова лишь эпизод, а большего вам не дано. Жизнь фрагментарна, а судить можно только целое".
И так случилось, что спустя всего лишь несколько недель на страну напал враг, началась война, и все молодые люди деревни были призваны в армию. Только сын старика был оставлен, так как был калекой.
И снова собрались люди, они кричали и плакали: из каждого дома ушел сын, а то и несколько. И надежды на то, что они вернутся, не было никакой. Напавшая страна была огромной, и битва была заранее проиграна. Они не вернутся домой.
Вся деревня стонала и плакала. И пришли люди к старику и сказали ему: "Прости нас, старик! Бог видит, что ты прав. Хоть и калека сын твой, да с тобой! Наши же дети ушли навсегда! Он-то жив и с тобой, да может и ходить еще начнет понемногу. Лучше быть хромым, да живым!
А старик снова сказал: "Нет! Разговаривать с вами невозможно! Вы ведь продолжаете судить, судить, судить! Да кто знает?! Вы можете только сказать, что ваши дети насильно забраны в армию, а мой сын остался со мной. Но никто не знает, благословение это или несчастье. И никто никогда не в состоянии будет узнать это. Один Бог ведает!"
***
О ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИИ
Бхагван Шри Раджниш
Человек просил работу в цирке.
Директор ответил: "Работа есть, но очень опасная. У нас умер один лев. Поэтому вам нужно будет влезть в шкуру убитого льва и вести себя, как лев, при этом вы будете окружены настоящими львами. Это опасная работа, я вас предупреждаю сразу". Человек был в таком отчаянии, что взялся за эту работу - заработок был хорошим. Но когда он влез в львиную шкуру и был приведен в клетку, он потерял самообладание.
Здесь был другой лев, громко рычащий, и человек закричал: "Помогите!" Толпа, собравшаяся на представление, еще никогда не видела такой сцены: льва, на человеческом языке просящем о помощи.
Но другой лев тихо сказал ему: "Идиот! Не выходи из себя, иначе мы оба потеряем работу".
Приглядитесь повнимательнее к рычащим львам в цирке: многие из них - не совсем львы.
***
ПРИТЧА ПРО ТРОИХ СЛЕПЦОВ.
(Индийская притча)
Однажды трое слепых, путешествуя, случайно набрели на слона.
Один потрогал хобот и сказал, что слон - это что-то извивающееся, как змея.
Второй потрогал ноги и стал утверждать, что слон - это четыре огромных столба. Третий взялся за хвост как раз в тот момент, когда слон решил пукнуть. «Слон тонкий, как веревка, громкий, как гром, и очень вонючий», - доказывал он.
И спорам этим не было конца, потому что никто никому не хотел уступать.
***
СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ.
(Индийская притча)
Один торговец отправил своего сына искать секрет счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша сорок дней шел через пустыню и наконец подошел к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там жил мудрец, которого он искал.
Однако, вместо ожидаемой встречи со святым человеком, наш герой вошел в залу, где все бурлило: торговцы входили и выходили, в углу болтали люди, небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол, уставленный самыми изысканными кушаньями этой местности. Мудрец разговаривал с разными людьми, и юноше пришлось около двух часов дожидаться своей очереди.
Мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему секрет счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два часа.
- Однако я хочу попросить об одном одолжении, - добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две капли масла:
- Во время прогулки держи эту ложку в руке так, чтобы масло не вылилось.
Юноша начал подниматься и спускаться по дворцов
-Ну как? - спросил тот. - Ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который Главный Садовник создавал в течение десяти лет? А ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке?
Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел. Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему Мудрец.
"Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей вселенной, - сказал ему Мудрец. - Нельзя доверять человеку, если ты незнаком с домом, в котором он живет".
Успокоенный, юноша взял ложечку и снова пошел на прогулку по дворцу, на сей раз обращая внимание на все произведения искусства, развешанные на стенах и потолках дворца. Он увидел сады, окруженные горами, нежнейшие цветы, утонченность, с которой каждое из произведений искусства было помещено именно там, где нужно. Вернувшись к мудрецу, он подробно описал все, что видел.
"А где те две капли масла, которые я тебе доверил?" - спросил мудрец.
И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что масло вылилось.
"Вот это и есть тот единственный совет, который я могу тебе дать: секрет счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, никогда при этом не забывая о двух каплях масла в ложечке".
***
КАК ДОСТИГНУТЬ ЦЕЛИ?
(из "Бхагавадгиты")
Великий мастер стрельбы из лука по имени Дрона обучал своих учеников. Он повесил на дереве мишень и спросил каждого из учеников, что тот видит.
Один сказал:
- Я вижу дерево и мишень на нем.
Другой сказал:
- Я вижу дерево, восходящее солнце, птиц на небе...
Все остальные отвечали примерно так же.
Затем Дрона подошел к своему лучшему ученику Арджуне и спросил:
- А ты что видишь?
Тот ответил:
- Я не могу видеть ничего, кроме мишени.
И Дрона сказал:
- Только такой человек может стать попадающим в цель.
***
СОKРОВИЩА.
(Индийская притча)
В древней Индии жил бедняк, которого звали Али Хафед.
Однажды к нему пришел буддистский священник и рассказал ему, как был создан мир: "Когда-то земля была сплошным туманом. И тогда Всевышний простер свои персты к туману, и он превратился в огненный шар. И этот шар носился по вселенной до тех пор, пока дождь не упал на землю и не охладил ее поверхность. Потом огонь, взломав земную поверхность, вырвался наружу. Так возникли горы и долины, холмы и прерии.
Когда расплавленная масса, стекавшая по поверхности земли, остывала быстро, она превращалась в гранит. Если же она остывала медленно, она становилась медью, серебром или золотом. А после золота были созданы алмазы.
Алмаз, - сказал мудрец Али Хафеду, - это застывшая капля солнечного света. Если бы ты обладал алмазом размером в большой палец руки, - продолжал священник, - то ты мог бы купить всю округу. Но если бы ты владел алмазными залежами, то мог бы посадить на трон всех своих детей, и все это благодаря огромному богатству..."
Али Хафед в этот вечер узнал об алмазах все, что только можно было узнать. Но лег в постель, как всегда, бедняком. Он ничего не потерял, но он был бедняком потому, что не был удовлетворен, а не был удовлетворен потому, что боялся того, что он бедняк.
Всю ночь Али Хафед не сомкнул глаз. Он думал только об алмазных залежах.
Рано утром он разбудил старого буддистского священника и начал умолять его рассказать, где найти алмазы. Священник сначала не соглашался. Но Али Хафед был так настойчив, что старый человек, наконец, сказал: "Ну, хорошо. Ты должен отыскать реку, которая течет в белых песках среди высоких гор. Там, в этих белых песках, ты найдешь алмазы".
И тогда Али Хафед продал свою ферму, оставил семью на соседа и ушел искать алмазы. Он шел все дальше и дальше, но так и не смог найти сокровищ. В полном отчаянии он покончил с собой, бросившись в море.
Однажды человек, купивший ферму Али Хафеда, решил попоить верблюда в саду. И, когда верблюд ткнулся носом в ручей, этот человек вдруг заметил странное сверкание, исходящее из белого песка со дна ручья. Он опустил руки в воду и вытащил оттуда камень, от которого исходило это огненное сияние. Он принес этот необычный камень домой, положил его на полку.
Как-то в гости к новому хозяину пришел тот же старый буддистский священник. Открыв дверь, он тут же увидел сияние над камином. Бросившись к нему, и воскликнул: "Это алмаз! Али Хафед вернулся?"
- "Нет, - отвечал преемник Али Хафеда. - Али Хафед не вернулся. А это простой камень, который я нашел в своем ручье".
- Ты не прав! - воскликнул священник. - Я узнаю алмаз из тысячи других драгоценных камней. Клянусь всем святым, это алмаз!'
И тогда они отправились в сад и перерыли весь белый песок в ручье. И в нем они обнаружили драгоценные камни, еще более изумительные и более ценные, чем первый.
***
ПРИТЧА ПРО СПЕЛЫЙ ОРЕХ
(Индийская притча)
Ученики спросили однажды своего учителя Фарида:
- Говорят, что Иисус не испытывал физической боли на кресте, когда его распинали. Как это может быть? Говорят, когда Мансуру отрубили руки и ноги, он улыбался. Когда ему выкололи глаза, то на его лице не отразилось никаких мук боли. Как это возможно?
Фарид сорвал с дерева зеленый орех, протянул его ученику и сказал:
- Расколи орех так, чтобы не повредить сердцевины.
Ученик ответил, что это невозможно. Фарид спросил:
- А у спелого ореха возможно отделить скорлупу, не повредив ядро?
- Со спелым орехом никаких проблем, - ответил ученик.
- Все правильно, - сказал Фарид, - Ты сам дал ответ на свой вопрос. У большинства людей душа полностью срослась с телом. Если наносят раны телу, то ранят и душу. Но есть и другие люди, их душа настолько свободна, что имеет тело, как оболочку. Повреждая их тело, невозможно нанести урон их душам. Иисус и Мансур были подобны спелому ореху.
***