Наш мир сложен и многогранен. Иным достаточно лишь отстраненного созерцания, порождающего размышления об устройстве Вселенной, другие же, подчиняясь внутреннему порыву, срываются с места, чтобы окунуться в гущу событий и на себе ощутить и прочувствовать окружающую действительность. В сборнике Владимира Галата «Свет надежды» мир предстает перед читателем во всем своем великолепии и многообразии.
Одним из основных мотивов творчества автора можно назвать мотив странничества. Практически каждый человек на этой земле в душе своей немного путешественник. Даже самых заядлых домоседов охватывает порой острое желание отправиться в дорогу. Кто-то готов подчиниться этому сиюминутному порыву и из простого человека превратиться в прохожего, который пристально наблюдает за окружающим миром, впитывая в себя, как губка, события, ощущения и впечатления. В сборнике «Свет надежды» мотивом странничества пронизаны многие стихотворения, которые можно сравнить с произведениями известного русского поэта Максимилиана Волошина, уделявшего в своем творчестве много внимания этой теме. Например, в стихотворении «За горизонт!» Владимир Галат пишет как раз о том, какой бывает эта внутренняя потребность странствовать:
В лужах крыши домов, полусонных и важных.
Наступаю ногой на чужие следы.
Вновь горит огонек моей мысли бродяжьей,
загасить невозможно, не хватит воды!
Путешествуя по страницам сборника вместе с автором, читатель может приобщиться к этому удивительному состоянию души, которое увлекает всё дальше за горизонт к новым впечатлениям и новым открытиям. Владимир Галат щедрой рукой поэта дарит всем возможность побродить, отдыхая душой, по наполненному тайнами лесу (стихотворение «Лес»), побывать в Венеции, полюбоваться знаменитым Дворцом Дождей или пройтись по мосту Риальто, прикоснувшись к его богатой истории (стихотворение «Венеция»), поворошить лечебный ил на диком пляже Азовского моря (стихотворение «На море Азовском»).
Но мотив странничества не замыкается сам на себе. Если смотреть шире, то все люди, вне зависимости хотят они того или нет, являются путешественниками с рождения, ведь жизнь сама по себе – это дорога, на которой случается всякое. Обладая живой душой странника, невозможно не задумываться о том, как устроен мир. Поэтому не удивительно, что многие произведения сборника «Свет надежды» окрашены философскими настроениями. И пусть некоторые стихотворения Владимира Галата пронизаны ностальгическими нотками и лёгкой грустью по ушедшим годам, как например стихотворение «Мои дороги», но эта грусть светлая. Она тревожит душу, но не ранит её.
В своих произведениях автор задается вечными вопросами, которые издревле тревожат человечество: «Кто мы, зачем мы, что нами движет?» (стихотворение «Тайна»). Он размышляет о том, какие темные силы тяготеют над миром, порождая в людях ненависть, которая ведет к войнам и катастрофам: «Небезгранично терпение этой несчастной материи. Есть предел у природы! Есть предел у людей» (стихотворение «Темные силы»), вопрошает, почему в мире столько горя и бед. Пронзительным напоминанием о том, как тесно переплетено в этом мире важное и второстепенное, звучат заключительные строки его стихотворения «Интересно»:
А над мудрым и вечным, достойным покоем,
уцепившись за воздух, висит ерунда.
Для странника все эти размышления естественны и необходимы. Дорога открывает человеку новые горизонты, заставляет по-новому взглянуть на привычные вещи. Наиболее ярко образ дороги как образ самой жизни представлен в стихотворении «Светлая любовь», которое пронизано оптимизмом вопреки всем возможным неурядицам:
Будет все в дороге этой,
горе, кровь и боль.
Но, как в песне недопетой,
озарится лунным светом,
и возникнет рядом где-то
светлая любовь!
Любовь является важной составляющей жизни любого человека. Очень сложно представить себе этот мир без любви, а сборник «Свет надежды» без любовной лирики, которую, в какой-то степени, можно сравнить с лирикой Александра Блока и его знаменитым циклом стихов о Прекрасной даме. В большинстве стихотворений Владимира Галата любимая предстает как некий неуловимый образ, бесконечно желанный и бесконечно далекий:
Я тебя никогда не забуду,
хоть не видел тебя никогда.
И подобно апрельскому чуду,
ты, то ближе, то дальше всегда.
Сходные настроения звучат и в других произведениях автора. Например, в стихотворении «Встреча», где действительность окутана сигаретным дымом, который скрывает всё вокруг. Или в стихотворении «Заноза в душе», где образ героини – это образ из прошлого, которое уже не вернуть, но которое на всю жизнь осталось занозой в душе.
И, конечно, невозможно представить произведения Владимира Галата без удивительно светлых, очень образных описаний природы. Какими бы не были настроениями пронизаны его стихотворения, природа всегда предстает в них во всем своем чарующем великолепии. В стихотворении «Лес», например, каждая строфа и даже каждая строка являет собой законченный яркий образ:
Там волшебной свирелью неясного рая,
меня фея встречает, и манит, зовет.
А тропинка петляет, лукаво играя,
то кидается в ноги, то вновь пропадет.
Этот лес настолько живо предстает перед читателем, что кажется, будто на самом деле слышны соловьиные трели, о которых говорится в стихотворении, а по прочтении остается ощущение просветления и духовного очищения. Не менее яркими образами природы наполнены и другие произведения автора: «Да по реченьке», «Ручьи», «Проплывает мимо», «Дорога», «Весна», «С пюпитра природы» и прочие.
Стихотворение «С пюпитра природы» вообще очень интересно с точки зрения сравнений и метафор, когда природные явления воплощаются в музыкальных образах: здесь слышны и флейты дождя, и серенада морского прибоя, и соло волны. Автор мастерски воссоздает картину «чудесных мелодий Земли», которые могут быть доступны любому, надо лишь научиться их слышать.
В целом сборник «Свет надежды» получился очень разноплановым, но одновременно и очень цельным. Творчество Владимира Галата многогранно и многолико. Здесь и философские размышления, и сердечные тревоги, и юмористические зарисовки, и многое другое. Основные настроения этого сборника наилучшим образом могут выразить слова Максимилиана Волошина: «жизнь – бесконечное познанье, возьми свой посох и иди!» или же слова самого Владимира Галата: «эх, сорваться бы, к черту, за тот горизонт, где еще не захватано пальцами небо!..»
Евгения Романова, член МСТС "Озарение", поэт, прозаик
|
Всего комментариев: 2 | |
| |
[Юрий Терещенко]
То,