Формат А5, стр.68, клеевой переплет.
ISBN 978-5-905398-09-4
Книгу можно приобрести в Интернет-магазине http://soyuz-pisatelei.ru/shop/48/desc/valerij-remenjuk-zapjataja
ПОЭЗИЯ ДУМАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ДУМАЮЩИХ ЛЮДЕЙ*
Об авторском сборнике Валерия Ременюка "Запятая"
Впервые читая название сборника Валерия Ременюка «Запятая», в силу своей профессии невольно представляю такую близкую и родную ученическую тетрадь с сочинением, где основной знак препинания – запятая. Да, запятая – любимый многими знак препинания. Но, знакомясь с поэзией Валерия Ременюка, конечно, понимаю, что авторский сборник «Запятая» - это отнюдь не ученическая тетрадь, а откровение Поэта. Вижу, что запятая здесь – старшая сестра в большой и дружной семье знаков препинания, которые помогают автору и читателю размышлять.
Сборник «Запятая», состоящий из 4-х частей (1. Философский уголок, 2. Природные явления, 3. Гражданский марш, 4. Смеховые изделия), начинается с одноимённого стихотворения, которое сразу заставляет думать. Само стихотворение о запятой в гипертексте представляется мне « неким гипертекстом», содержащим информацию, ссылки. Эпитетов мало: месяц золотой, нелепой запятой. Первые две строчки (По небу месяц золотой /Плывет нелепой запятой…) – это постоянный эпитет, неожиданный эпитет, метафора, сравнение… Первая строчка настраивает на лирический лад, но уже использование в данном ряду лингвистического термина «запятая» настораживает. Всё становится ясным в третьей строке, где буквально натыкаешься на термин «гипертекст» и понимаешь: не о природе пойдёт речь, а запятая – это не просто сравнение. Запятая – атрибут любого текста, тем более гипертекста, в котором без неё не обойтись, поэтому, наверное, она становится героиней стихотворения: то она знак препинания, то «месяц золотой». Её превращения очень важны: хочешь правды добиться, иди туда, за запятую, «зри в корень». Ну, а нет, так просто любуйся на месяц, да и пребывай в неведении. Сама по себе запятая равнодушному взгляду ничего не даст, ни о чём не скажет. Скользя по поверхности, вряд ли много узнаешь. А где глубина? Где истина? Где правда, которая, как известно, бывает горькой? Чтобы узнать её, необходимо шагнуть, не боясь, дальше запятой:
Что ожидает нас с тобой –
Сокрыто там, за запятой.
Одна из функций запятой как знака препинания – разделительная. И в жизни есть граница, разделяющая правду и ложь. В чём смысл жизни? Презрев покой и уют, страдать и мучиться? Автор честно предупреждает, что это чревато последствиями:
Когда открыта глубина
От самой пены и до дна,
Когда секретов больше нет,
Не ослепил бы этот свет!
Или жить спокойно, не ведая правды?
Куда спокойней кушать кекс
И не соваться в гипертекст,
И видеть вместо запятой
Всего лишь месяц золотой…
____________________________
*Несколько перефразированное выражение Булата Окуджавы: «Авторская песня – это искусство думающих людей для думающих людей».
Рассуждения философского характера, как правило, требуют усложнённого синтаксиса. Сложные предложения (строфы 1, 2, 3, 4, 5) отражают сложный анализ изображаемой жизни. В жизни только на первый взгляд всё просто: жил, родился, женился, умер. В стихотворении «Запятая» всё далеко не просто. Лирического героя волнует вечный вопрос: в чём смысл жизни? Он философствует, ищет ответ, находит варианты для выбора, который в жизни сделать необходимо. Как прилежный ученик, каждый человек решает жизненную задачу сам и делает выбор. Казалось бы, такая серьёзная тема, но автору удаётся размышлять, слегка иронизируя. Этому служит макаронический стих - нарочитое использование иностранных слов: what is next, , who is who. Употребление разговорного слова «соваться» вкупе с устаревшим и высоким «сокрыто» создаёт сатирический эффект. Кстати, в рассматриваемом сборнике много разговорных слов. Может быть, такое их обилие покажется излишним, но, думаю, что использование разговорной лексики скорее органично, чем излишне, так как оживляет текст.
Композиция стихотворения кольцевая: начинается стихотворение сравнением «месяца золотого» с запятой и заканчивается тем же образом месяца, похожего на запятую. Кольцевое построение произведения способствует логической завершённости темы стихотворения, а лексический повтор (нелепой запятой; по запятой не разгадать; сокрыто там, за запятой; и видеть вместо запятой…) становится средством создания поэтического подтекста, углубляющего содержание высказывания. Автор думает, и вместе с ним думает читатель. О чём?
Поэта-философа волнуют вопросы вечности, времени в стихотворениях «Об иллюзиях и вечности», «Календарь».
Представляется мне даже,
Терпеливо Время, но,
Позабудь его уважить -
Остановится оно,
Отливаться перестанет
И в минуты, и в года.
Ну, а если и не встанет -
Мы отстанем навсегда.
Да, Время – понятие абстрактное, но вполне ощутимое. И течёт Время « нескончаемым потоком,/ Как бесшумная река,/ Время льется из кувшина,/ Что подвешен в вышине…». Время оставляет отпечаток на судьбе человека, на его лице, на вещах, которые окружают человека. Время может быть так безжалостно! В стихотворении «Беседа» описана история одного художника:
Жил да был один художник, жизнерадостный вначале,
Да с годами потускнели и веселие, и прыть,
Но зато он научился разговаривать с вещами,
Так что даже старый зонтик он умел разговорить.
Время сыграло с ним дурную шутку: родные умерли, он остался один. Но есть Вещи. Хотя и старые, но они есть, и старый художник беседует с ними:
И беседует художник среди бликов, среди пятен
С образцами интерьера в оглушающей тиши.
Он, конечно, не лунатик, не напился и не спятил.
Просто, умерли родные.
Не осталось
Ни души.
Одиночество – вечная тема. Вспомним строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова:
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
И в стихотворении «Апрельское» (2. Природные явления) поэт касается темы одиночества:
Сошлись и цифры, и терпенье у ноля.
Апрель до времени ушел в иные дали.
Ушел один, и снова восторжествовали
На всей земле метели февраля…
В этом стихотворении немногочисленные эпитеты (оригинальным, пламенной, алых), антонимы и контекстуальные антонимы (мороз – тепло, февраль – апрель, ушел – восторжествовали), а также выразительные глаголы (пульсировала, подтаивал, располагал, слетели, вздыхал, сошлись, ушел, восторжествовали) создают чарующую картину наступления весны.
Как бы ни была прекрасна природа, она может нанести неожиданный и сокрушительный удар. Природа, которой мы привыкли любоваться; природа, которую мы привыкли укрощать, подчинять себе; природа, которую мы часто бездумно уничтожаем, - эта природа бунтует:
Цивилизация до хруста
Сложила кости домино.
Мы отдуплились: «пусто-пусто».
Плывет пустое кимоно…
В стихотворении «Цунами» поэт неравнодушным взглядом смотрит на трагедию в Японии: « С глубоким соболезнованием народу Японии …….и предостережением нашему собственному».
Стихотворение серьёзное, но, как это часто бывает в стихах Валерия Ременюка, оно написано с горькой иронией:
Вот так кайфуешь за стена’ми,
Мой дом-де это цитадель!
И вдруг - привет! – пришла цунами,
И, как щенка, тебя оттель.
Ты, мол, - За что? Кто покусился?!
Зачем, мол, жребий так жесток?
А это - чтоб не заносился,
Не забывал про свой шесток!
Это стихотворение не читается, а поётся. Поётся как бардовская песня. Голоса поэта Ременюка не слышала (хотя уверена – он поёт), поэтому для меня эти стихи поются голосом Владимира Высоцкого. И этим, думаю, многое сказано.
Вообще поэт Валерий Ременюк – неравнодушный человек, поэт-гражданин. Его «Гражданский марш» (часть 3) звучит актуально, будь то стихи о Вознесенском или о Перельмане. И, конечно, «Сапсан»!
Четвёртая часть «Смеховые изделия» неожиданной не является, ведь последнее в 3-ей части стихотворение «Сапсан» подкрался незаметно» подготавливает, настраивает на «смеховой» лад. Разговорные слова (робяты, рассовав, матюки), а также диалог – всё это приземляет и служит плавным переходом к шуточной части, к стихотворению «Арбузы».
В стихотворении сочетается реальное (о чём сообщается в эпиграфе) с воображаемым, придуманным. Реальное: «В новостях НТВ и Пятого канала от 17.08.10 сообщили, что под Питером обнаружены дикорастущие арбузы в количестве пяти штук!» Придуманное:
Несмотря на чьи-то сожаленья,
Климат наш меняется, и вот,
Уж недалеко до объявленья:
«Требуется фирме бахчевод».
Далее идёт совет «походить на курсы бахчеводов».
Шуточные стихотворения «День здоровья в лесу» и «Гиппопо тут, гиппопо там» с загадочным названием как-то отвлекают от проблем, можно расслабиться, посмеяться… А «Гольфстрим украли!», хотя и «смеховое изделие», но в нём автора снова беспокоят глобальные вопросы, о которых он размышляет с юмором. «Смеховые изделия» легко читаются и поются, как, впрочем, и все стихи, представленные в сборнике «Запятая».
Да, запятая – важный пунктуационный знак, который помогает понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Смысл написанного Валерием Ременюком в сборнике «Запятая», думаю, понятен всем «думающим людям».
Логачева Ольга Александровна, победитель конкурса «Рецензент»
Просмотров: 2890
Комментариев нет
Рейтинг: 5.0 / 1
Добавил: Оргкомитет в категорию Книжные новинки
Оцени!
Выбор редакции - лучшее
[26]
Обзор новых материалов на сайте
|
Новости литературы
[106]
Самое интересное!
|
Классики и современники
[432]
Беседы с писателями, очерки, интервью
|
Новости издательства [805] |
Творческая жизнь
[284]
Новости и события писателей-современников
|
Читающая семья
[107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
|
Книжные новинки [1067] |
Книги для детей [210] |
Конкурсы и публикации [500] |
Психология творчества
[31]
В помощь писателям.
|
Лайфхак для писателя
[100]
В помощь начинающим авторам
|
Взгляд критика
[65]
Критические разборы литературных произведений
|
Литературный календарь
[49]
Памятные даты в истории литературы
|
Комната отдыха
[146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
|
Разное [156] |
Архив новостей [80] |
ТОПы [53] |
А знаете... [66] |
Энциклопедия литературы [93] |