26 Июл 2011
Новая книга по программе поддержки авторов МСТС"Озарение"
Новая книга Валерия Ременюка «Запятая», выпущенная по программе поддержки авторов МСТС «Озарение»

 

Формат А5, стр.68, клеевой переплет.

 

ISBN 978-5-905398-09-4

Книгу можно приобрести в Интернет-магазине http://soyuz-pisatelei.ru/shop/48/desc/valerij-remenjuk-zapjataja


  

ПОЭЗИЯ ДУМАЮЩЕГО ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ДУМАЮЩИХ ЛЮДЕЙ* 

Об авторском сборнике Валерия Ременюка "Запятая" 

Впервые читая название сборника Валерия Ременюка «Запятая», в силу своей профессии невольно представляю такую близкую и родную ученическую тетрадь с сочинением, где основной знак препинания – запятая. Да, запятая – любимый многими знак препинания. Но, знакомясь с поэзией Валерия Ременюка, конечно, понимаю, что авторский сборник «Запятая» - это отнюдь не ученическая тетрадь, а откровение Поэта. Вижу, что запятая здесь – старшая сестра в большой и дружной семье знаков препинания, которые помогают автору и читателю размышлять. 
Сборник «Запятая», состоящий из 4-х частей (1. Философский уголок, 2. Природные явления, 3. Гражданский марш, 4. Смеховые изделия), начинается с одноимённого стихотворения, которое сразу заставляет думать. Само стихотворение о запятой в гипертексте представляется мне « неким гипертекстом», содержащим информацию, ссылки. Эпитетов мало: месяц золотой, нелепой запятой. Первые две строчки (По небу месяц золотой /Плывет нелепой запятой…) – это постоянный эпитет, неожиданный эпитет, метафора, сравнение… Первая строчка настраивает на лирический лад, но уже использование в данном ряду лингвистического термина «запятая» настораживает. Всё становится ясным в третьей строке, где буквально натыкаешься на термин «гипертекст» и понимаешь: не о природе пойдёт речь, а запятая – это не просто сравнение. Запятая – атрибут любого текста, тем более гипертекста, в котором без неё не обойтись, поэтому, наверное, она становится героиней стихотворения: то она знак препинания, то «месяц золотой». Её превращения очень важны: хочешь правды добиться, иди туда, за запятую, «зри в корень». Ну, а нет, так просто любуйся на месяц, да и пребывай в неведении. Сама по себе запятая равнодушному взгляду ничего не даст, ни о чём не скажет. Скользя по поверхности, вряд ли много узнаешь. А где глубина? Где истина? Где правда, которая, как известно, бывает горькой? Чтобы узнать её, необходимо шагнуть, не боясь, дальше запятой: 
Что ожидает нас с тобой – 
Сокрыто там, за запятой. 

Одна из функций запятой как знака препинания – разделительная. И в жизни есть граница, разделяющая правду и ложь. В чём смысл жизни? Презрев покой и уют, страдать и мучиться? Автор честно предупреждает, что это чревато последствиями: 

Когда открыта глубина 
От самой пены и до дна, 
Когда секретов больше нет, 
Не ослепил бы этот свет! 

Или жить спокойно, не ведая правды? 

Куда спокойней кушать кекс 
И не соваться в гипертекст, 
И видеть вместо запятой 
Всего лишь месяц золотой… 
____________________________ 

*Несколько перефразированное выражение Булата Окуджавы: «Авторская песня – это искусство думающих людей для думающих людей». 
Рассуждения философского характера, как правило, требуют усложнённого синтаксиса. Сложные предложения (строфы 1, 2, 3, 4, 5) отражают сложный анализ изображаемой жизни. В жизни только на первый взгляд всё просто: жил, родился, женился, умер. В стихотворении «Запятая» всё далеко не просто. Лирического героя волнует вечный вопрос: в чём смысл жизни? Он философствует, ищет ответ, находит варианты для выбора, который в жизни сделать необходимо. Как прилежный ученик, каждый человек решает жизненную задачу сам и делает выбор. Казалось бы, такая серьёзная тема, но автору удаётся размышлять, слегка иронизируя. Этому служит макаронический стих - нарочитое использование иностранных слов: what is next, , who is who. Употребление разговорного слова «соваться» вкупе с устаревшим и высоким «сокрыто» создаёт сатирический эффект. Кстати, в рассматриваемом сборнике много разговорных слов. Может быть, такое их обилие покажется излишним, но, думаю, что использование разговорной лексики скорее органично, чем излишне, так как оживляет текст. 
Композиция стихотворения кольцевая: начинается стихотворение сравнением «месяца золотого» с запятой и заканчивается тем же образом месяца, похожего на запятую. Кольцевое построение произведения способствует логической завершённости темы стихотворения, а лексический повтор (нелепой запятой; по запятой не разгадать; сокрыто там, за запятой; и видеть вместо запятой…) становится средством создания поэтического подтекста, углубляющего содержание высказывания. Автор думает, и вместе с ним думает читатель. О чём? 
Поэта-философа волнуют вопросы вечности, времени в стихотворениях «Об иллюзиях и вечности», «Календарь». 

Представляется мне даже, 
Терпеливо Время, но, 
Позабудь его уважить - 
Остановится оно, 
Отливаться перестанет 
И в минуты, и в года. 
Ну, а если и не встанет - 
Мы отстанем навсегда. 

Да, Время – понятие абстрактное, но вполне ощутимое. И течёт Время « нескончаемым потоком,/ Как бесшумная река,/ Время льется из кувшина,/ Что подвешен в вышине…». Время оставляет отпечаток на судьбе человека, на его лице, на вещах, которые окружают человека. Время может быть так безжалостно! В стихотворении «Беседа» описана история одного художника: 

Жил да был один художник, жизнерадостный вначале, 
Да с годами потускнели и веселие, и прыть, 
Но зато он научился разговаривать с вещами, 
Так что даже старый зонтик он умел разговорить. 

Время сыграло с ним дурную шутку: родные умерли, он остался один. Но есть Вещи. Хотя и старые, но они есть, и старый художник беседует с ними: 

И беседует художник среди бликов, среди пятен 
С образцами интерьера в оглушающей тиши. 
Он, конечно, не лунатик, не напился и не спятил. 
Просто, умерли родные. 
Не осталось 
Ни души. 
Одиночество – вечная тема. Вспомним строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова: 
И скучно, и грустно, и некому руку подать 
В минуту душевной невзгоды… 

И в стихотворении «Апрельское» (2. Природные явления) поэт касается темы одиночества: 

Сошлись и цифры, и терпенье у ноля. 
Апрель до времени ушел в иные дали. 
Ушел один, и снова восторжествовали 
На всей земле метели февраля… 

В этом стихотворении немногочисленные эпитеты (оригинальным, пламенной, алых), антонимы и контекстуальные антонимы (мороз – тепло, февраль – апрель, ушел – восторжествовали), а также выразительные глаголы (пульсировала, подтаивал, располагал, слетели, вздыхал, сошлись, ушел, восторжествовали) создают чарующую картину наступления весны. 
Как бы ни была прекрасна природа, она может нанести неожиданный и сокрушительный удар. Природа, которой мы привыкли любоваться; природа, которую мы привыкли укрощать, подчинять себе; природа, которую мы часто бездумно уничтожаем, - эта природа бунтует: 

Цивилизация до хруста 
Сложила кости домино. 
Мы отдуплились: «пусто-пусто». 
Плывет пустое кимоно… 

В стихотворении «Цунами» поэт неравнодушным взглядом смотрит на трагедию в Японии: « С глубоким соболезнованием народу Японии …….и предостережением нашему собственному». 
Стихотворение серьёзное, но, как это часто бывает в стихах Валерия Ременюка, оно написано с горькой иронией: 

Вот так кайфуешь за стена’ми, 
Мой дом-де это цитадель! 
И вдруг - привет! – пришла цунами, 
И, как щенка, тебя оттель. 
Ты, мол, - За что? Кто покусился?! 
Зачем, мол, жребий так жесток? 
А это - чтоб не заносился, 
Не забывал про свой шесток! 

Это стихотворение не читается, а поётся. Поётся как бардовская песня. Голоса поэта Ременюка не слышала (хотя уверена – он поёт), поэтому для меня эти стихи поются голосом Владимира Высоцкого. И этим, думаю, многое сказано. 
Вообще поэт Валерий Ременюк – неравнодушный человек, поэт-гражданин. Его «Гражданский марш» (часть 3) звучит актуально, будь то стихи о Вознесенском или о Перельмане. И, конечно, «Сапсан»! 
Четвёртая часть «Смеховые изделия» неожиданной не является, ведь последнее в 3-ей части стихотворение «Сапсан» подкрался незаметно» подготавливает, настраивает на «смеховой» лад. Разговорные слова (робяты, рассовав, матюки), а также диалог – всё это приземляет и служит плавным переходом к шуточной части, к стихотворению «Арбузы». 
В стихотворении сочетается реальное (о чём сообщается в эпиграфе) с воображаемым, придуманным. Реальное: «В новостях НТВ и Пятого канала от 17.08.10 сообщили, что под Питером обнаружены дикорастущие арбузы в количестве пяти штук!» Придуманное: 

Несмотря на чьи-то сожаленья, 
Климат наш меняется, и вот, 
Уж недалеко до объявленья: 
«Требуется фирме бахчевод». 

Далее идёт совет «походить на курсы бахчеводов». 
Шуточные стихотворения «День здоровья в лесу» и «Гиппопо тут, гиппопо там» с загадочным названием как-то отвлекают от проблем, можно расслабиться, посмеяться… А «Гольфстрим украли!», хотя и «смеховое изделие», но в нём автора снова беспокоят глобальные вопросы, о которых он размышляет с юмором. «Смеховые изделия» легко читаются и поются, как, впрочем, и все стихи, представленные в сборнике «Запятая». 
Да, запятая – важный пунктуационный знак, который помогает понять структуру предложения, а значит, смысл написанного. Смысл написанного Валерием Ременюком в сборнике «Запятая», думаю, понятен всем «думающим людям». 

 

Логачева Ольга Александровна, победитель конкурса «Рецензент» 


 
 
Книжные новинки / 2894 / Оргкомитет / Рейтинг: 5 / 1
Всего комментариев: 0
avatar
Издательская группа "Союз писателей" © 2024. Художественная литература современных авторов