В издательстве "Союз писателей" вышла в свет книга новокузнецкого прозаика Ольги Логачевой. Издание полноцветное. Формат А5, 68 стр.
Л/69
УДК 882
ШКОЛЬНЫЕ ИСТОРИИ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ
Хорошая книга - как шкатулка с секретом: в ней обязательно спрятано несколько слоёв смысла… А когда книга написана Учителем - в этом можно быть вдвойне уверенным: даёт о себе знать наработанное мастерство рассказывать - так, чтобы и заинтересовать, и вызвать раздумья…
Наверное, о любой профессии можно утверждать, что есть среди ее представителей и случайные люди, и хорошие ремесленники, но соль соли, «гордость гильдии» - это те, кто просто не мог стать никем другим. «Школьные истории» свидетельствуют, что их автор принадлежит именно к этой категории. Настоящий Учитель - обладатель поистине виртуозного умения: оставаясь Взрослым, серьёзным, ответственным, хранить в душе Детство. Только такое сочетание качеств позволяет говорить со своими воспитанниками на одном языке, не теряя их признания и авторитета.
Читая «Школьные истории», я улыбалась про себя, размышляя: для кого больше эта книга - для ребят или для родителей? А потом поняла, что никакого «или» тут и быть не может. Сюжетное построение, позволившее объединить самые разноплановые истории в единое повествование, словно кусочки мозаики в картину, достаточно традиционно: собираются вместе несколько людей и по очереди рассказывают друг другу о каких-то интересных случаях - реальных или вымышленных. Но вот составить подобную компанию из детей и родителей - на равных правах, - насколько мне известно, никому из писателей раньше в голову не приходило.
А идея-то ведь замечательная - не только для книги, но и для жизни! Признайтесь: когда вы в последний раз собирались вот так, двумя поколениями, и чтобы каждый был внимательным и расположенным слушателем для другого?
К сожалению, в наше время основной информационный поток работает скорее на разъединение семьи. Безусловно, это временное явление, всего лишь фаза развития общества… но порой кажется, что фаза эта как-то уж слишком затянулась. Поощрение самостоятельности незаметно перешло в восхваление индивидуализма, карьеризма… а попросту - эгоизма. Всё чаще замечаешь, что из сердец человеческих стремительно уходит тепло (а чего ещё ждать, если представления о счастье формируются господами Букиными?..).
И по-настоящему здорово, что время от времени появляются всё-таки в информационном море такие уютные островки доброты, как эта книга, - образцы нормальныхотношений между родными людьми и друзьями. Единственная «лукавая» мысль, которая сама собой закралась в мой привыкший к сомнениям ум: а где же папы?.. Впрочем, как закралась, так и ушла: у пап дела - так и должно быть! Их фигуры ненавязчиво угадываются «за кулисами» - в той атмосфере спокойствия, защищённости, надёжности, которой окутан вечерний разговор… Наверное, не случайно одна из историй приводит собеседников к выводу, что «Мужчинам нужно беречь себя, а то вымрут, как динозавры»!
О чём же рассказывают герои «Школьных историй»? Ну конечно, основная тематика книги - это школа. Если Ваш возраст, уважаемый читатель, уже далёк от -надцати, то наверняка многие страницы книги навеяли Вам щемяще-ностальгическое чувство, позволив ненадолго вернуться в детство - в то время, когда всё вокруг было ярким, значимым… настоящим. Переживания из-за оценок и опозданий… мечты о будущем… первые влюблённости… Вы скажете: а поймут ли всё это нынешние -надцатилетние? После сериала «Школа»-то?
Да бросьте, отвечу я. Человеческая природа не меняется, природа юности, как её часть - тоже. Правда всегда многогранна. Да, у неё есть негативная сторона. Но не стоит передёргивать, называя правдой только негатив. Светлая сторона жизни - это тоже правда, и, к счастью, - не просто констатируемая, а вполне поддающаяся усилению. Было бы желание!
Конечно, в рассказах взрослых персонажей книги больше реального, пережитого, - а ребята, чей жизненный опыт пока не велик, проявляют себя скорее как фантазёры-выдумщики. Но до чего же здорово у них это получается! В школе будущего, нарисованной воображением девочки Тани, я бы с удовольствием поучилась, если бы удалось сбросить лет тридцать… Ну а над миниатюркой «Субординация», дающей представление о школе настоящего - расхохоталась от души: о да, узнаваемо! Вечный русский «смех сквозь слёзы»… Поневоле задумаешься: как же проложить вектор из исходной точки к ожидаемому будущему? Тем более - учитывая нынешние, прямо скажем, внушающие опасения тенденции в образовании. Во всяком случае, на одних физкультуре и ОБЖ мы до желаемого результата явно не доберёмся. А оценивающий робот Викентий - хотя и не понравился юной путешественнице во времени («…лучше пусть Валентина Ивановна и другие наши учителя преподают! Не нравятся мне эти оценивающие роботы! Бездушные!»), - определённо предпочтительнее системы ЕГЭ… стоп, стоп… о чём это я… возвращаюсь к литературе (субординация! ).
Само собой, не могла обойтись вечерняя беседа без историй о домашних любимцах. Ну а дальше - словно круги идут по воде, - всё дальше от дел ученических уводят героев книги мысли и воспоминания… В пронзительно печальной главе «Письмо» устанавливается живая связь ныне здравствующих поколений с теми, кто перенёс тяжёлые военные годы и теперь тихо, понемногу уходит от нас… вот так, через единство на уровне семьи, воспитывается в маленьких слушателях чувство единства с народом…
Рассказ под названием «Картина» служит логичным завершением «Школьных историй». Взросление, поиск себя, выбор профессии - всё это половине собравшихся за столом только предстоит…
В современной фантастической литературе можно найти немало утопий (и антиутопий), где непременной характеристикой будущего называется обретённое человечеством умение определять талант, природное предназначение каждого буквально в первый год жизни. Казалось бы, это удобно: юный человек не тратит времени на изучение предметов, которые впоследствии не пригодятся, не переживает связанных с ними стрессов и неприятностей, а сразу же направляет все силы, внимание, способности на то, чтобы поскорее стать самим собой, занять своё место в жизни.
…вот только в антиутопиях именно это подчас становится сюжетообразующим конфликтом: гениальный резчик по дереву (с генетической экспертизой не поспоришь!) почему-то упорно рвётся в лётчики… и т.п.
И, наверное, это правильно. Пути Господни, может быть, и логичны, но всё-таки неисповедимы. Как иначе объяснить финал «Картины», главный герой которой, стремившийся стать художником или, как минимум, представителем иной связанной с искусством профессии, «…пока не знал, что не будет ни искусствоведом, ни экскурсоводом. У него будет другая профессия, которую он полюбит и которой посвятит всю жизнь. Но Айвазовский и его картина "Среди волн" будут по-прежнему среди главных ценностей Саши».
Бывает и так. Правильный выбор подчас совсем не очевиден! Остаётся надеяться, что - пусть путём проб и ошибок - но рано или поздно вступающий в жизнь человек станет мастером своего дела. Таким как Настоящий Учитель Ольга Логачёва.
Ну а пока на свете есть такие учителя, можно надеяться, что школа будущего - не за горами! Так что - обращаюсь к вам, юные читатели: будьте внимательны к тому, что происходит вокруг. Ведь никогда не угадаешь, что может случиться Однажды на уроке…
ответственный секретарь издательства «Союз писателей»
Анастасия Русских
|
Всего комментариев: 0 | |