«Я казачка душою и телом» -
с гордостью признаётся в одном из стихотворений замечательная краснодарская поэтесса Светлана Донченко. Главная тема её творчества, безусловно, - тема любви к родной Кубани, где «Старинных улиц трепет вековой / Переплетён в узоры золотые», где «Льётся песня в поле звонко - чудной вольницей, / Воспевая люд степной и душ размах».
В произведениях Светланы удивительным образом сочетаются лиричность и нежность женского поэтического языка - с широтой, прямотой и правдивостью, свойственными казачьему духу. Когда известного писателя Юрия Сергеева (автора романа «Княжий остров») спросили «А в чем, собственно, заключается казачий дух?» - он ответил: «Мы, казаки, кланяемся только Богу! За это нас не любили иные цари, не любят и боятся до сих пор чиновники…».
Что ж, по этому же поводу всегда были в опале у царей и чиновников (зато в фаворе у Творца) - и настоящие поэты. А здесь получается - два в одном…
Не обойдена вниманием автора и природа родного края. Вчитайтесь, какие прекрасные образы встречаются в её пейзажной лирике: «Луч солнца, отыскав дорогу, / Ведёт за рученьку рассвет», «Река. Красавица. Шалунья. Поилица хлебов младых», «Прилёг уставший снег вздремнуть / на крыши стареньких домов», «Прекрасная Осень-царица идёт не спеша на зимовку. / Её рыжеватые косы слегка треплет ветер игривый»… - чувствуете? Всё вокруг - живое, одушевлённое; всё готово одарить человека не только вдохновением, но и искренней ответной любовью… Река, ветер, снег, облака, водопады - этого великолепия так много на страницах сборника, что, прочитав его, чувствуешь себя и впрямь побывавшим на столь любимых Светланой Донченко кубанских просторах…
«Но самый в жизни искренний восторг, - замечает поэтесса, - Здесь дарят всем простые ЧЕЛОВЕКИ». И эту строчку можно считать, что называется, знаковой.
Совершенно особая грань поэтического таланта Светланы Донченко - умение создавать портреты и яркие зарисовки в стихах, с устойчивой, хотя и динамичной, «картинкой», сразу же возникающей перед внутренним взором читателя, очаровывая и увлекая своей «настоящестью», верностью жизненным реалиям. Они похожи на красивые и добрые, хотя иногда и печальные сценарии короткометражных фильмов. Таково, например, стихотворение «Ещё раз о Любви»:
В тихом летнем саду, на скамейке зелёной,
Под раскидистым клёном сидел старичок,
Симпатичный такой, сединой убелённый.
Прикрывал его плечи льняной пиджачок, -
и вот уже вы чувствуете себя во власти сюжета: что же дальше?.. А дальше перед вами раскрывается картина целой жизни - и Любви, длящейся дольше, чем жизнь…
Его взгляд в бесконечности где-то остался.
Тишина зазвенела, и ветер запел.
Старичок мой с любимой своею встречался…
Только я на скамейке была не у дел…
«Горькая правда», «У мусорного бака БОМЖ лежал» - также произведения этого плана… Вообще, одна из тем, к которым Светлана подходит особенно трепетно - это старики; их судьбы, их хрупкость и - часто - беззащитность перед испытаниями мира… За образом лирической героини, взволнованно спорящей по телефону:
Здесь человек больной, лежит в бреду…
Ну кто другой ему еще поможет…
Нет! "Скорую" дождусь…тогда уйду… -
ясно вырисовывается личность самого автора, её неравнодушие, желание помочь тем, чей жизненный путь уже клонится к закату…
Иной раз центральным образами поэтических зарисовок Светланы становятся «Прекрасный малыш на морском берегу», ожидающий появления своего друга-дельфина, а то и забавные утята, присоединившиеся к многочисленному семейству курочки-наседки - милое воспоминание детства… Но, пожалуй, одно из самых пронзительных сюжетных стихотворений в сборнике - это «Встреча»: во время молитвы уцелевшего в бою воина в храм приходит весь его «в горах погибший взвод»:
Вернулся Ангел на твоё плечо,
Свеча слезой застыла восковою.
Ты продолжал молиться горячо,
Не ведая про тех, кто за спиною.
«Встреча» - не единственное в сборнике стихотворении, касающееся войны, но их и не много. Чувствуется, что Светлана берётся за эту тему лишь тогда, когда наболевшее, накипевшее на душе просто должно выплеснуться на бумагу. Таковы, например, «Метаморфозы памяти» - разговор поэтессы с дедом, участником Великой Отечественной.
Здравствуй, дедушка! Это вновь я.
Забежала к тебе, как обычно…
А в ходе этого разговора совершается удивительное признание:
Вот и память твоя... поселилась
Незаметно в моей голове...
Я во сне в самолете "носилась"
И горела с ним в жухлой траве…
Неразрывная связь поколений - через кровь, через дух, через память рода - предстаёт перед нами в этих строках. Невольно вспоминаются слова Председателя совета стариков Кубанского казачьего войска Павла Фролова: «С материнским молоком казак впитывал сущность духовной жизни после смерти, и о прощении всех его земных прегрешений при гибели на поле боя («с коня и в рай») - это понятие для него было непоколебимо и способствовало поддержанию его духа в критические минуты боя в готовности к смерти, - передав свою жизнь воле Божьей и судьбе».
Но окончательным приговором - из уст Поэта и Женщины - звучит бескомпромиссное:
Я прошу для войны суда
За все жизни, что были отняты.
Казалось бы, в наше время всеобщей глобализации, угасания национальной самобытности - патриотизм, народность как характеристики искусства стали «немодными». И тем отраднее видеть, что на этом фоне вдруг возникают такие чистые, незамутнённые родники истинно народного поэтического Слова:
Россию-мать - жемчужину Земли -
Согрей теплом божественного взгляда.
Вселенским счастьем тихо надели.
Спасибо… Больше ничего не надо… -
обращается Светлана Донченко к Всевышнему. После этих слов хочется немного задержать дыхание и помолчать, внутренне присоединившись к молитве…
Ну а завершается сборник неожиданно лёгким, воздушным, как говорят - «полётным» - стихотворением «Осенние зарисовки». Торжество Жизни, торжество Любви - в незамысловатой сценке:
Они брели по листьям не спеша,
Держались за руки непринуждённо…
Что ж, вполне закономерное композиционное решение от автора, сказавшего однажды: «Все мы - родом из сказки»… А поэтические сборники - как и сказки - должны заканчиваться хорошо!
|
Всего комментариев: 13 | |
| |
[Юрий Терещенко]
То,