Озарения совершенным
Природа – это самое совершенное на Земле искусство. Замысел высшего порядка, высшего разума. Творчество Бога. От «рифмованной» симметричности лепестков ромашки до «вольных стихов» ветра, снегопада, разлива реки… А посему, природная лирика (как и вообще искусство, развиваемое человеком в данном направлении) всегда представлялась мне одним из наиболее сложных жанров, требующих достижения особых планок интеллекта и характера, а также изначальной душевной открытости окружающему миру, шире – Вселенной. Да, на мой взгляд, поэтизировать многие личные, философские и социальные темы несколько проще, чем обратиться с желанием собственного творчества к дарованной нам исходной красоте, именуемой природой. Так как последнее, кроме прочего, является еще и «рецензированием» того, что является искусством Свыше.
Исходя из сказанного, я не могу отнести себя к ценителям современной природной лирики – слишком перенасыщена она вторичными, поверхностными, невзрачными красками. Нередко авторы «потчуют» читателей не живым дыханием планеты (как, наверное, читателям хотелось бы), а стремлением уподобиться признанным певцам природы. Или просто творческой несостоятельностью, незрелостью, иногда сводящими на нет вполне искренние порывы.
И – тем приятнее исключения.
С поэзией Ии Кузько я познакомился, нанеся ответный «визит вежливости» в ее интернет-библиотеку. Не секрет, что значительная часть таких визитов со временем не меняют статуса. Но Ия покорила мое читательское сердце – практически сразу, однако ненавязчиво и мягко.
С первых минут прочтения я отметил две особенности ее стихотворений.
Первая особенность – оригинальные цветовые гаммы зарисовок и образов, равно как и широкие возможности работы автора с ними, максимально сближающие измерения поэзии и живописи. Например:
«…Я в бело-розовой заре немея,
Всю нежность памяти отдам взамен,
Лишь только ветер подсказал мне, где я,
Восход лиловый, цвета перемен…»
(Цветенье сакуры)
«…Как лик ее роняет робкий луч,
На гладь морскую, серебра дорожку,
Так и душа парит, средь сизых туч,
Расцвечивая небо понемножку…»
(Волшебно пробуждается луна)
Второй нюанс – проходящие едва ли не через каждое произведение свидетельства принятия природы как есть, не только во всем ее многообразии и великолепии, но также и с непредсказуемостью и суровостью:
«…Среди дождей, среди ненастья,
Среди седеющих брегов.
Рябины гроздь светилась счастьем,
В объятьях северных ветров…»
(Рябины гроздь)
«…Я люблю, как бушуют метели,
Они в танце кружили меня,
Хороводы водили вкруг ели,
Хохотали, поземку маня…»
(Я люблю!)
«Природа! Сила и величье!
Царица! Дух земли святой!
Суров Ваш нрав, я чту отличье,
Вам чужды скука и покой…»
(Природа! Вы моя любовь!)
Отмеченная специфика – не более, чем некоторые мои наблюдения, субъективно выведенные на передний план. В зависимости от своих предпочтений, любой читатель первоочередно найдет в стихах Ии Кузько немало других достоинств (смею утверждать, поскольку их нельзя не заметить). Это и напрашивающееся сопоставление философии человеческих отношений с природными сюжетами:
«…Усталый лист в надежде зыбкой,
Взирает пристально в туман.
Любовь к нему березы гибкой,
Почти что призрачный обман…»
(Опять знакомый лик погоды),
и элементы сказочного антуража:
«Осень-ворожея заклинала стужу,
Отвращала зиму, в золоте жила.
Синими глазами днем смотрелась в лужу,
Заговора утром вспомнить не смогла.
И пока листала книгу всех причастий,
Желтые страницы жухнувшей листвы,
Ветер, страстный демон, предложил участье,
И летели листья в жаркие костры…»
(Осень-ворожея, заклинала стужу...),
и легкие пейзажные штрихи, не нуждающиюся в каких-либо пояснениях:
«В серебре равнины
Робкая луна,
Снежные аршины,
Тканая зима.
Отразились звезды
В снежной пелене,
От ветров борозды –
Кружево во мгле…»
(Снежные аршины).
Усталость, печаль, даже сиротство, но также и – пробуждение, своенравность, стать, щедрость – ни один из этих мотивов не чужд природе, о чем и пишет Ия, созерцая смену времен года. Она любит и воспевает родной край, но при этом строки ведут (действительно, на уровне инсайта) гораздо дальше – в сущность мироздания на грани рациональности и волшебства, реальности и неизвестности…
Задумайтесь еще раз над тем, как и для чего устроен наш непростой и прекрасный мир. Прочтите эту книгу. Возможно – перечитайте. И наверняка, вам будет за что поблагодарить автора.
|
Всего комментариев: 12 | |
| |