"И август - просто вечер воскресенья"
Дорогой читатель, у тебя в руках поэтический сборник Сергея Заварзина "Вечер воскресенья". Вероятно, ты уже готов перевернуть страничку и погрузиться в прочтение, странствуя от строки к строке вместе с автором и его лирическим героем. Но перед тем как ты сделаешь это, попробуй поразмышлять над названием книги. Что значит для тебя вечер воскресенья? С чем ассоциируется? С пустой кастрюлей от съеденного за выходные борща и надоевшей до оскомины мыслью, что выходные промелькнули-пролетели и завтра снова на работу в нервном галопе?
Если учесть, что для многих самое счастливое время - не праздники, а их "прелюдия", не отпуск, а его предвкушение, не лето, а весна, поскольку всё самое тёплое, яркое и прекрасное ещё впереди, то со всем перечисленным выше можно, пожалуй, и согласиться. И август тогда, действительно, просто вечер воскресенья, потому что впереди сплошная предсказуемость: дожди, слякоть, ощущение потерянного лета...
И та привычная, тоскливая хандра,
Что навевает мысли о разлуке,
Молчит угрюмо, нагоняя скуку...
Из серого небесного ведра,
Смывает изморосью натюрморт осенний... ("Хандра")
Но такое решение было бы слишком обыденным для автора, который своим внутренним зрением подвергает философскому осмыслению всё, с чем приходится ему сталкиваться в жизни...
Лирика философская, религиозная, пейзажная, любовная... Всё это сменяет друг друга, как в калейдоскопе. Да оно и понятно, ведь вся наша жизнь - это сплошной калейдоскоп: она разнообразна, непредсказуема, неожиданна и восхитительна. Она - как дорога, на которую однажды вступив, наивно полагаешь, что сможешь завоевать и положить к своим ногам весь мир ("Смотрит весело, вздорно, о чём-то мечтая, С каждым днём наступившим весь мир получая..."), и которая была
...и бичом, и опорой,
И, петляя нещадно в бескрайних просторах,
Улетала вдруг ввысь, или в бездне терялась,
Из-под ног уходила, в лицо мне смеялась... ("Дорога")
Лишь с высоты прожитых лет возможно понять и осознать всё то, что было.
"Не сотвори себе кумира", - гласит заповедь. Оказывается, кумиром или идолом может стать всё, что угодно. И даже объект любви.
Он работал как одержимый
...
Чтобы цвела любимая
...
Не чувствуя унижений
...
Он жил одной только ею.
Не сотвори себе кумира, потому что он потребует многих жертв! И тогда не останется ничего. Даже меньше, чем ничего. ("Чуть меньше, чем ничего")
"Ностальгия - это такое чувство, когда что-то уже забываешь, но очень хочется это вспомнить...". Не чуждо это чувство и лирическому герою стихотворения "Мой старый двор". Вообще-то, стихотворение это в большой степени созвучно со стихотворением Томаса Мура "Those evening bells" (в переводе И. Козлова "Вечерний звон"). Та же смена поколений, та же ностальгия по прошлому, по тем моментам, которые в своё время вызывали недоумение и порой раздражали ("Давно уж нет и тех родных старушек, Чьи лавки словоохотливостью злили"). Если бы не одно "но" - некая философская составляющая. "Не говори: "отчего это прежние дни были лучше нынешних?", потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом" (Екклесиаст). Лирический герой Сергея Заварзина не просто ностальгирует по старому доброму двору, но и перебирает в памяти малоприятные моменты, когда
...спрятав жизни метки,
Не разрубив ни одного узла
Своих неловкостей, в той узкой, взрослой клетке,
Вися на нитках, но презрев марионеток,
Уж не отыщемся, наверно, никогда...
Это, наверное, сродни умению за весёлым и смешливым фасадом увидеть боль души. Попробуйте рассмешить клоуна, и жизнь откроется для вас новой гранью ("Обычный день").
Не следует каждый миг жизни воспринимать как некую незыблемую данность и нечто само собой разумеющееся. Попробуй ощутить и оценить его неповторимость здесь и сейчас, "нежно ступая по брусчатке упавшего к Москве-реке бульвара". И, главное, не спугни его!
Стихотворение "В первый класс" написано для детей, но вот только лирический герой его не по годам взрослый. Да он и сам об этом заявляет:
Не показываю вида, хоть и ниже ростом:
Первоклашка же - мужчина, и почти что взрослый...
А может, наоборот: взрослый мужчина в душе по-прежнему первоклассник? Ведь сколько бы ни повторял он "противная Ленка", "гадкая Ленка", истинный смысл этих эпитетов раскры-вается в простой и незамысловатой строке: "Я увижу взгляд прекрасный нежных карих глаз...".
Религиозная лирика в сборнике представлена стихотворением "Молитва". Но звучит оно квинтэссенцией понимания роли человека на земле. Можешь ли ты смело утверждать, что, всю жизнь проведя в келье, сумел противостать страстям и соблазнам и победить их?
Как ты узнаешь вкус соли,
Не отведав её на язык?
Вопрос остался на устах...
Стихотворения, по словам автора, "не вошедшие в рубрики", на первый взгляд стоят как бы особняком. Но это лишь на первый взгляд. Поэт Сергей Заварзин остаётся верным себе: подвергать философскому осмыслению всё увиденное, всё, с чем довелось столкнуться. И в стихотворении "Рояль" (крышка рояля, под которой остались похороненными несыгранные и сыгранные, но давно забытые мелодии, невольно ассоциируется с крышкой гроба: "Вместе с ними под чёрною крышкой Навсегда потерялся мой след"), и в стихотворении "Мой старик", где автор также предаётся рассуж-дениям о быстротечности жизни, которая исчезает подобно пару и утреннему туману, едва лишь взойдёт солнце... И лишь облака "в бесчувственном небе" остаются слабым напоминанием того, что ты некогда "посетил сей мир".
Много ли есть на свете счастливцев? Спроси у проходящих мимо - и в ответ, как правило, услышишь невнятное бормотание о трудностях и проблемах нынешней жизни. Но она, как таковая, не изменилась. Наполнение её осталось тем же, что и много лет и даже веков назад: радости, печали, взлёты, падения, потери и находки, успехи и поражения... Да и люди всё такие же: со своими желаниями, мечтами, страстями, похотями, устремлениями и... ропотом. Можно оказаться в числе баловней судьбы, на чей век не выпали тяжкие испытания, и... не оценить этого,"растеряв благодеяния от Бога". Можно, найдя любовь, продолжать гоняться за призрачным счастьем, "Забыв, что счастье и любовь - одно и то же" ("Человек").
...Чем же всё-таки для автора является вечер воскресенья? Что вкладывает он в это словосочетание? Оказывается, ничего сверх того, что сказано им же самим: "просто вечер воскресенья", просто благословенное время тишины и покоя, когда никакие звуки не могут стать диссонансом в его размышлениях о вечном: о смерти и бессмертии, о жизни в её всевозможных проявлениях, о человеке как рулевом этой самой жизни и её составляющей одновременно.
И та привычная, тоскливая хандра,
...На самом деле не унылая пора,
А лишь прошедшее, ненужное вчера.
И август - просто вечер воскресенья.
Наталья Григорьева
| |
Просмотров: 2818
Комментариев: 3
Рейтинг: 0.0 / 0
Добавил: webmanya в категорию Книжные новинки
Оцени!
Выбор редакции - лучшее
[26]
Обзор новых материалов на сайте
|
Новости литературы
[105]
Самое интересное!
|
Классики и современники
[432]
Беседы с писателями, очерки, интервью
|
Новости издательства [805] |
Творческая жизнь
[282]
Новости и события писателей-современников
|
Читающая семья
[107]
Рекомендации для семейного чтения, обзоры книжных новинок для маленьких читателей
|
Книжные новинки [1067] |
Книги для детей [210] |
Конкурсы и публикации [500] |
Психология творчества
[31]
В помощь писателям.
|
Лайфхак для писателя
[100]
В помощь начинающим авторам
|
Взгляд критика
[65]
Критические разборы литературных произведений
|
Литературный календарь
[49]
Памятные даты в истории литературы
|
Комната отдыха
[146]
Юмор, сатира, литературный гороскоп и многое другое
|
Разное [156] |
Архив новостей [80] |
ТОПы [52] |
А знаете... [66] |
Энциклопедия литературы [93] |