И СНОВА «РОССЫПИ»!
В «Покровских россыпях-2» отражены самые разные картины природы, настроения и чувства авторов. Приёмы создания образа природы тоже разнообразны. Это и олицетворения: «…Уронило лето / Башмачок хрустальный. / Мокли и рыдали / Плачущие тучи…» (Людмила Ильина), «На Землю ночь крадётся тихо…» (Анна Скворцова); и эпитеты, часто метафорические: «Слегка застуженный, короче день» (Марьям Аверина); и собственно метафоры и сравнения: «Весенний день растаял на пригорке, / Как тихий ручеёк в вечерней мгле…» (Нелли Зима), а также сравнения, вводимые в предложение формой творительного падежа: «Рыжей бестией металась в парке осень» (Светлана Иванькова). Воздействует на читателя анафора: «Про травы, про цветы, росу, / Восход и про закат, / Про дождь в лесу и про жару, / Про громовой раскат» (Наталья Реморенко); и другая фигура - инверсия: «Не астры, не дубки, / А звёздочек глазочки, / Цвет неба лепестки / Вобрать спешат в цветочки», «Духовной музыки концерт / Лечил больную душу» (Анна Скворцова).
В произведениях, вошедших в настоящий сборник, образы неба, звёзд, луны, солнца (восходы и закаты) кроме прямого значения имеют ещё и символический смысл: часто это символ красоты бытия, «небесной гармонии», когда «…вечер ажурным закатом вяжется с блеском ночной звезды» (Людмила Ильина). Когда даже «холодный диск Луны… ласкает ночь теплом любви» (Анна Скворцова).
Какая мудрость в музыке природы!
Не затухая гаммами страстей,
Она разлуку пережить поможет,
Подарит снова бабье лето ей.
(Людмила Ильина)
Солнце – свет, жизнь; луна – смерть, и если «…скупого солнца редкий свет… не балует теплом», то засыпают сады, «чтоб возродиться изнутри и дать плоды, когда с небес польётся щедро и лучисто» (Марьям Аверина). А ещё «жизнь – это быстро несущийся скорый…», «…жизнь – это миг, удивительный миг…» (Людмила Ильина).
Значение восхода и заката солнца как пространственно-временных образов связано с такими философскими понятиями, как «жизнь», «смерть», «вечность», «быстротечность времени», «тленность».
И теряет значенье временной промежуток,
Отменяя понятия «полдень», «закат».
Нет часов у опившихся влагою суток,
И являются сумерки в ночь наугад…
(Нелли Зима. «Сумерки»)
Напрасны грамот ворохи, и лесть
Речей надгробных, и посмертный титул.
Теперь необходима только весть –
Что за тебя возносится молитва…
(Нелли Зима. «Когда уйдём…»)
Размышлениями о том, откуда у человека появляется имя и есть ли среди людей роботы, делятся герои рассказов Анны Скворцовой, в которых тоже не обходится без стихов:
Ты родился – имя дали,
А вернее, нарекли,
Чтоб Святых не забывали,
О них память берегли.
С философской и воспитательной точек зрения интересна проза Марьям Авериной («Семена счастья», «Сказка о свечке», «Город», «Наш маленький остров»), а также её стихотворение-притча «О жизненном пути»:
Трое друзей шли к далёкой заветной горе
По бездорожью, палящей июльской жаре.
Первый отстал на пути, стал пещерою он.
Всем проходящим дарует прохладу и сон!
«Русская критика всегда твёрдо знала, что поэты не только услаждают, но и учат»[*], ‑ писал в статье «Мудрость Пушкина литературовед М. О. Гершензон. Они действительно учат. Учат ненавязчиво, самим строем стиха, его красотой, чувствами и мыслями, которые отразил поэт в произведении. Учат и воспитывают читателя и добрые стихи, рассказы, сказки для детей Натальи Реморенко, такие, как «Бабушка», «Егор в лесу», «Прекрасный мир», миниатюры «Невыдуманные истории», сказка «Заколдованные деньги» и другие. Учат щедрости душевной, честности, учат жить в мире и согласии, учат любить ближних своих. Любить и верить.
А тема любви вообще одна из главных тем произведений авторов сборника («У вероломства нет границ», «Не давала ночь мне с тобой уснуть…» Людмилы Ильиной; «Съела яблоко любви…», «Не заменят сто конфет…», «Зачем вздыхать в любви открыто…», «Любовь уходит незаметно…» Анны Скворцовой и другие). Лейтмотивом «Покровских россыпей» звучит поэтическая строка Людмилы Ильиной: «Помни, любовь спасёт!» Каждый из авторов по-своему пишет о любви, ведь «…особенный свет живёт в каждом из нас. У каждого – свой!» (Марьям Аверина). Любовь к Родине, к родной природе, и родительская любовь, и любовь женщины и мужчины – любимые темы поэтов всех времён и народов. И поэты «Покровских россыпей» не исключение!
Ольга Логачева
[*] См.: Гершензон М. О. Мудрость Пушкина // Пушкин в русской философской критике: Конец XIX — первая половина XX в. — М.: Книга, 1990. — С. 207—243. [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/pfk/pfk-207-.htm. С. 207.
|
Всего комментариев: 2 | |
| |
[Юрий Терещенко]
То,